Реферат по предмету "Экономическая теория"


Макроэкономический анализ: совукупный спрос и совокупное рпедложение.

ВВЕДЕНИЕ
Сейчас, в период глубокого экономическогокризиса в России всех волнуют экономические проблемы. То и дело слышатся слова«инфляция», «курс рубля» и тому подобные экономическиетермины.  Для того, чтобы разобраться в  этой ситуации надо знать основныеэкономические законы, а так как мы хотим разобраться в ситуации в стране в целом,  то мы должны также знать макроэкономические закономерности.
Для раскрытиямакроэкономических закономерностей необходимо прежде всего рассмотретькатегории совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AD); все перемены вэкономике страны можно так или иначе обьяснить изменениями в уровняхсовокупного спроса и совокупного предложения.
AD и AS могут бытьпредставлены как общая сумма соответственно индивидуальных спросов ипредложений во всей экономике страны, то есть мы должны обьединить тысячиотдельных цен — на зерно, персональные компьютеры, коленчатые валы, бриллианты,нефть, духи и т.д.
— в единую совокупную цену, или уровень цен. Мы такжедолжны собрать равновесное количество отдельных товаров и услуг в единое целое,которое называется реальным обьемом национального производства.
СОВОКУПНЫЙСПРОС
Совокупный спрос — это модель, представленная на рисунке 1 в виде кривой, которая показываетразличные обьемы товаров и услуг, то есть реальный обьем национальногопроизводства, которыц потребители, предприятия и правительство готовы купитьпри любом возможном уровне цен. По графику хорошо видно,
что зависимость между уровнем   Уровень  |
цен и реальным обьемом произ-                              цен            |
водства является обратной или                                                  |
отрицательной.                                                                               |
Заметим, что кривая сово-                                              |
купного  спроса   отклоняется            |
вниз и вправо, то есть также,           |                   АD
как кривая  спроса на отдель-            |
ный товар, но причины такого           0-------------------------
отклонения  различны.  Такой                                               Реальныйобьем производства
характер   кривой   совокуп-                                                                                             Рисунок1.
ного  спроса определяется прежде всего тремяфакторами:
1.эффектом процентной ставки,
2.эффектом материальных  ценностей или реальныхкассовых остатков,
3.эффектом импортных закупок.
ЭФФЕКТ ПРОЦЕНТНОЙСТАВКИ. Эффект процентной ставки предполагает, что траектория кривойсовокупного спроса определяется воздействием изменяющегося уровня цен напроцентную ставку, а следовательно, на потребительские расходы и инвестиции.точнее говоря, когда уровень цен повышается, повышаются и процентные ставки, авозросшие процентные ставки, в свою очередь, приводят к сокращениюпотребительских расходов и инвестицииэй.
Рассматривая кривуюсовокупного спроса, мы предполагаем, что обьем денежной массы в экономикеостается постоянным. Когда уровень цен повышается, потребителям нужна большаясумма наличных денег для покупок; предпринимателям также требуется больше денегна выплату зарплаты и на другие необходимые расходы.Короче говоря, болеевысокий уровень цен увеличивает спрос на деньги. При неизменном обьеме денежноймассы увеличение спроса взвинчивает цену за пользование деньгами. Эта цена иесть процентная ставка.При высоких процентных ставках предприятия идомохозяйства сокращают определенную часть расходов, то есть быстро реагируютна изменения процентной ставки.
Из всего выше сказанного можно сделатьвывод, что более высокий уровень цен, увеличивая спрос на деньги и повышаяпроцентную ставку, вызывает сокращение спроса на реальный обьем национальногопродукта.
ЭФФЕКТ БОГАТСТВА.Второй причиной, определяющей нисходящую траекторию кривой совокупного спроса,является эффект богатсва, или эффект реальных кассовых остатков. Дело в том,что при более высоком уровне цен реальная стоимость, или покупательнаяспособность, накопленных финансовых активов — в частности, таких, как срочныесчета или облигации, — находящхся у населения, уменьшится. В таком случае населениереально станет беднее, и поэтому можно ожидать, что оно сократит свои расходы.И наоборот, при снижении уровня цен реальная стоимость, или покупательнаяспособность, материальных ценностей возрастет и расходы увеличатся.
ЭФФЕКТ ИМПОРТНЫХЗАКУПОК. Обьемы нашего импорта и экспорта зависят, кроме всего прочего, отсоотношения цен у нас и за границей.При прочих равных условиях, повышениеуровня цен у нас в стране вызовет увеличение нашего импорта и сокращениеэкспорта. Тем самым сократится чистый обьем экспорта (экспорт минус импорт) всовокупном спросе страны. Таким образом при повышении уровня цен в странеэффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса наотечественные товары и услуги. И наоборот, сравнительное уменьшение уровня ценв нашей стране способствует сокращению нашего импорта и увеличению экспорта итем самым увеличению чистого обьема экспорта в совокупном спросе нашей страны.
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СОВОКУПНОГО СПРОСА.
Мы видели, чтоизменения в уровне цен приводят к таким изменениям уровня затрат потребителейвнутри страны, предприятий, правительства, зарубежных покупателей, которые даютвозможность прогнозировать изменения в реальном обьеме национальногопроизводства. Это значит, что повышение уровня цен, при прочих равных условиях,приведет к уменьшению спроса на реальный обьем производства. И наоборот,уменьшение уровня цен вызовет увеличение обьема производства. Это соотношениепредставлено на графике как движение от одной точки до другой по стабильнойкривой совокупного спроса. Однако если одно или несколько «прочихусловий» меняется, то смещается вся кривая совокупного спроса. Эти«прочие» мы называем неценовыми факторами совокупного спроса.
Как показано нарисунке, увеличение совокупного спроса представлено отклонением кривой вправо — от AD1 к AD2. Этот сдвиг показывает, что
при различных уровнях цен желаемый обьем товаров иуслуг возрастет.И
наоборот, уменьшение  совокупного  спроса  показанокак сдвиг кривой
влево — AD1 к AD3. Этот сдвиг говорит о том, что людибудут покупать
меньший обьем продукта, чем прежде, при различныхуровнях цен.
|
Уровень | цен |
| На рисунке 2показаны изменения |
в обьеме совокупного спроса, про-                                   |
исходящие в том случае, если  из-                                     |
меняется один или несколько  фак-                                   |                      AD2
торов, или рычаги, сдвигающие со-                                  |                     AD1
вокупные спрос(см. таблицу 1).                                         |                    AD3
0-----------------------------
Реальный обьем производства
Рисунок 2.
Таблица 1. НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СОВОКУПНОГО СПРОСА:
РЫЧАГИ, СМЕЩАЮЩИЕ КРИВУЮСОВОКУПНОГО СПРОСА:
1.Изменеия в потребительских расходах
а)Благосостояние потребителя
б)Ожидания потребителя
в)Задолженность потребителя
г)Налоги
2.Изменения в инвестиционных расходах
а)Процентные ставки
б)Ожидаемые прибыли от инвестиций
в)Налоги с предприятий
г)Технология
д)Избыточные мощности
3.Изменения в государственных расходах
4.Изменения в расходах на чистый обьем экспорта
а)Национальный доход в зарубежных странах
б)Валютныекурсы
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕРАСХОДЫ. Изменение одного или нескольких неценовых факторов могут изменитьхорактер расходов потребителей итем самым сместить кривую совокупного спроса.Как указано в таблице 1, такими факторами являются: благосостояние потребителя,ожидания потребителя, задолженность потребителя и налоги.
БЛАГОСОСТОЯНИЕПОТРЕБИТЕЛЯ. Материальные ценности состоят из всех активов, которыми владеютпотребители: финансовых активов, таких, как акции и облигации, и недвижимости(дома, замля). Резкое уменьшение реальной стоимости активов потребителейприводит к увеличению их сбережений (к уменьшению покупок товаров), каксредству восстановления их благосостояния. В результате сокращенияпотребительских расходов совокупный спрос уменьшается и кривая совокупногоспроса смещается влево. И наоборот, в результате увеличения реальной стоимостиматериальных ценностей потребительские расходы при данном уровне ценвозрастают. Поэтому кривая совокупного спроса смещается вправо. В данном случаемы не имеем в виду рассмотренный ранее эффект богатства, или эффект реальныхкассовых остатков, который предполагает постоянную кривую совокупного спроса иявляется следствием изменения в уровне цен. В противоположность этому изменеияв реальной стоимости материальных ценостей, о которых идет речь, не зависят отизменений уровня цен; это неценовой фактор, который смещает всю кривуюсовокупного спроса.
ОЖИДАНИЯПОТРЕБИТЕЛЕЙ. Изменения в характере потребительских расходов зависят отпрогнозов, которые делают потребители. например, когда люди считают, что вбудущем их реальный доход увеличится, они готовы тратить большую часть своегонынешнего дохода. Следовательно, в это время потребительские расходы возрастают(сбережения в это время уменьшаются) и кривая совокупного спроса смещаетсявправо. И наоборот, если люди полагают, что в будущем их реальные доходыуменьшаются, то их потребительские расходы, а следовательно, и совокупный спроссократятся.
ЗАДОЛЖЕННОСТЬПОТРЕБИТЕЛЕЙ. Высокий уровень задолженности потребителя, образовавшийся врезультате прежних покупок в кредит, может заставить его сократить сегодняшниерасходы, чтобы выплатить имеющиеся долги. Вследствие этого потребительскиерасходы сократятся, а кривая совокупного спроса сместится влево. И наоборот,когда задолженность потребитеей относительно невелика, они готовы увеличить
свои  сегодняшние  расходы,  что  приводит  кувеличению совокупного
спроса.
НАЛОГИ. Уменьшениеставок подоходного налога влечет за собой увеличение чистого дохода иколичества покупок при данном уровне цен. Это значит, что снижение налоговприведет к смещению кривой совокупного спроса вправо. С другой стороныувеличение налогов вызовет уменьшение потребительских расходов и смещениекривой совокупного спроса влево.
ИНВЕСТИЦИОННЫЕРАСХОДЫ. Инвестиционные расходы, то есть закупки средств производства, являютсявторым неценовым фактором совокупного спроса. Уменьшение обьемов новых средствпроизводства, которые предприятия готовы приобрести при данном уровне цен,приведет к смещению кривой совокупного спроса влево. И наоборот, увеличениеобьемов инвестиционных товаров, которые предприятия готовы купить, приведет кувеличению совокупного спроса. Неценовые факторы, которые могут изменитьхарактер инвестиционных расходов, перечислены в таблице 1. Мы рассмотрим каждыйиз них в отдельности.
ПРОЦЕНТНЫЕ СТАВКИ.При прочих равных условиях, увеличение процентной ставки, вызванное любымфактором, кроме изменения уровня цен, приведет к уменьшению инвестиционныхрасходов и сокращению совокупного спроса. В данном случае мы не имеем в видутак называемый эффект процентной ставки, который возникает в результатеизменения уровня цен.
ОЖИДАЕМЫЕ ПРИБЫЛИ ОТИНВЕСТИЦИЙ. Более оптимистические прогнозы на получение прибылей на вложенныйкапитал увеличивают спрос на инвестиционные товары и тем самым смещают кривуюсовокупного спроса вправо. Например, предполагаемый рост потребительскихрасходов может, в свою очередь, стимулировать инвестиции в надежде на будущиеприбыли. И наоборот, если перспективы на получение прибылей от будущихинвестиционных программ довольно туманны из-за ожидаемого снижения потребительскихрасходов, то затраты на инвестиции имеют тенденцию к понижению. Следовательно.совокупный спрос тоже уменьшится.
НАЛОГИ СПРЕДПРИЯТИЙ. Увеличение налогов с предприятий приведет к уменьшению прибылей(после вычета налогов) корпораций от капиталовложений, а следовательно, и куменьшению инвестиционных расходов и совокупного спроса. И наоборот, сокращениеналогов увеличит прибыли (после вычета налогов) от капиталовложений и,возможно, увеличит инвестиционные расходы, а также подтолкнет кривуюсовокупного спроса вправо.
ТЕХНОЛОГИИ. Новыеусовершенствованные технологии имеют тенденцию к стимулированию инвестиционныхрасходов и тем самым к увеличению совокупного спроса.
ИЗБЫТОЧНЫЕ МОЩНОСТИ.Увеличение избыточных мощностей, то есть наличного неиспользуемого капитала,сдерживает спрос на новые инвестиционные товары и поэтому уменьшает совокупныйспрос. Попросту говоря, у фирм, работающих не на полную мощность, нетдостаточного стимула, чтобы строить новые заводы. И наоборот, если все фирмыобнаруживают, что их избыточные мощности уменьшаются, они готовы строить новыезаводы и покупать больше оборудования. Следовательно, увеличиваютсяинвестиционные расходы и кривая совокупного спроса смещается вправо.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕРАСХОДЫ. Таблица 1 говорит нам, что стремление правительства покупать товары иуслуги составляет третий неценовой фактор совокупного спроса. Увеличениегосударственных закупок национального продукта при данном уровне цен будетприводить к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налогове сборы и процентныеставки будут оставаться неизменными. И наоборот, уменьшение правительственныхрасходов приведет к сокращению совокупного спроса.
РАСХОДЫ НА ЧИСТЫЙЭКСПОРТ. Последним неценовым фактором совокупного спроса являются расходы начистый экспорт. Говоря о рычагах, сдвигающих совокупный спрос, мы имеем в видуизменения в чистом экспорте, вызванные не изменениями в уровне цен, а другимифакторами. Увеличение чистого экспорта (экспорт минус импорт), к которомупривели эти «другие» факторы, смещает кривую совокупного спросавправо. Логика этого утверждения такова. Во-первых, более высокий уровеньнационального экспорта создает более высокий спрос на американские товары зарубежом. Во-вторых, сокращение нашего импорта предполагает увеличениевнутреннего спроса на товары отечественного производства.
Прежде всего обьемчистого экспорта изменяют национальный доход зарубежных стран и валютные курсы.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОДДРУГИХ СТРАН. Возрастание национального дохода иностранного государстваувеличивает спрос на товары нашей страны и поэтому увеличивает совокупный спросв нашей стране. Так как когда уровень доходов в зарубежных странах повышается,то их граждане получают возможность покупать большее количество товаров какотечественного производства, так и произведенных в нашей стране. Следовательно,наш экспорт увеличивается вместе с повышением уровня национального дохода унаших торговых партнеров. Уменьшение национального дохода за рубежом имеетпроитвоположный результат: чистый обьем нашего экспорта сокращается, смещаякривую совокупного спроса влево.
ВАЛЮТНЫЕ КУРСЫ.Изменения курса рубля по отношению к другим валютам являются вторым факторам,который оказывает влияние на чистый экспорт, а следовательно, и на совокупныйспрос. Предположим, что цена иены в рублях возрастет. Это значит, что рубльобесценится по отношению к иене. То есть, если цена рубля в иенах падает, этозначит, что курс иены повышается. В результате нового соотношения рубля и иеныяпонские потребители смогут получить больше рублей за определенную сумму иен. Апотребители в России получат меньше иен за каждый рубль. Следовательно, дляяпонских потребителей российские товары станут дешевле, чем японские. Между темпотребители в России смогут купить меньше японских товаров за определеннуюсумму рублей. При таких обстоятельствах можно ожидать, что наш экспортвозрастет, а импорт уменьшится. Это означает увеличение чистого экспорта,которое, в свою очередь, приведет у увеличению совокупного спроса в России.
СОВОКУПНОЕПРЕДЛОЖЕНИЕ
СОВОКУПНОЕПРЕДЛОЖЕНИЕ — это модель представленная на рисунке 3 в виде кривой, котораяпоказывает уровень наличного реального обьема производства при каждом возможномуровне цен. Более высокие уровни цен создают стимулы для производствадополнительного количества товаров и предложения их для продажи. Более низкиеуровни цен вызывают сокращение производства товаров. Поэтому зависимость междууровнем цен и обьемом этому зависимость между уровнем цен и обьемомнационального продукта, который предрпиятия выбрасывабт на рынок, является прямой,или положительной.
КРИВАЯ СОВОКУПНОГО СПРОСА.            Уровень |                                         ASВертика-
В процессе  нашего макроэко-                              цен  |                                             | льный,
номического анализа  мы  узнаем,                                                  |Восходящий,  |  или
что существуют  большие  разног-                                                 |или  проме-  |  класси-
ласия по поводу природы и  формы                                               | жуточный    |  ческий,
кривой совокупного  предложения.                                                | отрезок        отрезок
Эта кривая состоит из трех опре-                                                   |
деленных сегментов,  или  отрез-                                                    |--------
ков. В  наших  рассуждениях   мы                                                   | Горизонтальный,
будем исходить из того, что сама                                                   | или кейнсианский,
кривая совокупного   предложения                                                | отрезок
не смещается.                                                                                     0-----------------------------
Три сегмента кривой  совокупного                                                                              Q             Qf
предложения определяются как                                                           Реальныйобьем производства
1) кейнсианский (горизонтальный)                                                                              Рисунок3.
2) промежуточный(отклоняющийся вверх)
3) классический (вертикальный) отрезки.Форма кривой совокупного предложения отражает изменение издержек на единицупродукции при увеличении или уменьшении обьема национального производства.Издержки на единицу продукции можно рассчитать путем деления стоимости общихиспользованных затрат (ресурсов) на обьем продукции. Другими словами, издержкина единицу продукции при данном уровне выпуска продукции — это среднее издержкина данный обьем продукции.
КЕЙНСИАНСКИЙ (ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ)ОТРЕЗОК. На рисунке 2 Qf обозначает потенциальный уровень реального обьеманационального производства при полной занятости. При этом обьеме национальногопродукта возникает естественный уровень безработицы. Горизонтальный отрезоккривой совокупного предложения включает реальный обьем национальногопроизводства, который значительно меньше, чем обьем национального производствапри полной занятости, Qf. Следовательно, горизонтальный отрезок свидетельствуето том, что экономика находится в состоянии глубокого спада, или депресии, и чтоне используется большое количество машин, оборудования и рабочей силы. Этинеиспользуемые ресурсы, как трудовые, так и материальные, можно привести вдействие и при этом не оказать или почти не оказать никакого давления науровень цен. Когда на этом отрезке обьем национального продукта начинаетувеличиваться, то ни дефицит, ни узкие места в производстве, могущиеспособствовать повышению цен, не возникают. Рабочий, который два-три месяца былбез работы, вряд ли будет рассчитывать на повышение зарплаты, когда вернется насвою работу. Так как производители могут приобрести трудовые и другие ресурсыпо твердым ценам, производственные издержки при расширении производства невозрастут, а следовательно, не будет оснований для повышения цен на товары. Инаоборот, этот отрезок также предполагает, что если реальный обьем производствасократится, то цены на товары и ресурсы останутся на том же уровне. Это значит,что реальный обьем производства уменьшится, но цены на товары и заработнаяплата останутся неизменными. В действительности реальный обьем национальногопродукта и занятость уменьшаться из-за постоянного уровня цен и заработнойплаты.
Это горизонтальныйотрезок называют КЕЙНСИАНСКИМ — по имени известного английского экономиста ДжонаМейнарда Кейнса, который проанализировал функционирование капиталистическойэкономики на фоне «Великой депрессии» 30-х годов, когда безработица вСША достигла 24%. В этой плачевной экономической ситуации можно было расширятьпроизводство, не опасаясь повышения производственных издержек или ццен. Инаоборот, как утверждал Кейнс, снижение цен и заработной платы не привело бы кослаблению спада реального обьема производства и занятости.
КЛАССИЧЕСКИЙ(ВЕРТИКАЛЬНЫЙ) ОТРЕЗОК. Сдвигаясь вправо по кривой, мы увидим, что экономикадостигла полного, или естественного, уровня безработицы при обьемепроизводства, Qf. Экономика при данном обьеме производства находится в такойточке кривой своих производственных возможностей, когда за короткий срокневозможно достичь дальнейшего обьема производства. Это означает, что любоедальнейшее повышение цен не приведет к увеличению его реального обьема,поскольку экономика уже работает на полную мощность. При полной занятостиотдельные фирмы могут попытаться расширить производство, предложив болеевысокую цену на ресурсы, чем другие фирмы. Но ресурсы и дополнительный обьемпродукта, который получит одна фирма, другая потеряет. В результате этого цены(затраты) на ресурсы и в конечном счете цены на товары увеличатся, но реальныйобьем производства останется неизменным.
Следует сделать двазамечания по поводу вертикального отрезка кривой совокупного предложения.Во-первых, этот отрезок рассматривается классической экономической наукой, всоответствии с выводами которой благодаря определенным силам, присущим рыночнойэкономике, полная занятость становится нормой.Поэтому вертикальный отрезокназывается также КЛАССИЧЕСКИМ отрезком кривой совокупного предложения.Во-вторых, «полная занятость» и «реальный обьем производства приполной занятости» — это скользкие понятия. Это справедливо не толькопотому, что рабочий день и размеры рабочей силы иногда можно увеличить сверхнормальных пределов. Но и потому что периодически фактический ВНП превышаетпотенциальный ВНП. Так, в фазе процветания экономики ежедневный рабочий день ирабочая неделя могут увеличиваться. Рабочие могут также прибегнуть ксовместительству, то есть к такой практике, когда человек работает в двухместах. Но нам достаточно сказать, что существует определенный реальный обьемнационального производства, который соответствует полной занятости.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ(ВОСХОДЯЩИЙ) ОТРЕЗОК. Наконец, на промежуточном отрезке между Q и Qf мы видим,что увеличение реального обьема национального производства сопровождаетсяростом уровня цен. Это происходит потому, что вся экономика практически состоитиз бесчисленного количества рынков товаров и ресурсов и полная занятостьвозникает неравномерно и неодновременно. Поэтому, когда реальный обьемнационального производства QQf, в некоторых отраслях промышленност можетпоявиться дефицит и другие узкие места в производстве. Расширение производстватакже означает, что, когда оно станет работать на полную мощность, некоторымфирмам придется использовать более старое и менее эффективное оборудование. Приувеличении обьема производства на работу принимают менее квалифицированныхрабочих. По всем причинам издержки на единицу продукции увеличиваются, и фирмыдолжны назначить более высокие цены на товары, чтобы производство былорентабельным. Поэтому на промежуточном отрезке увеличение реального обьеманационального продукта сопровождается ростом цен.
Как мы уже говорили,форма кривой совокупного предложения вызывает большие споры. Некоторыеэкономисты, которых называют представителями классической или неоклассическойшколы, утверждают, что вся кривая является вертикальной, а изменениясовокупного спроса сравнительно безобидны, поскольку оказывают влияние толькона уровень цен и не затрагивают обьема производства и занятость. Другие,известные как кейнсианцы, считают, что кривая совокупного предложения либогоризонтальная, либо восходящая и поэтому такое уменьшение совокупного спросаимеет отрицательные и очень дорогостоящие последствия для производства изанятости.
Уровень  |
цен            |                                    AS3 AS1  AS2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 ------------------------------
Реальный обьем производства
Рисунок 4.
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Анализ кривойсовокупного предложения показал, что реальный обьем национального производстваувеличивается, когда экономика движется слева направо, проходя кейнсианский ипромежуточный отрезки совокупного предложения. Эти изменения а обьеменационального производства являются результатом движения по кривой совокупногопредложения, то есть мы рассматривали зависимость между реальным обьемомнационального производства и уровнем цен при прочих равных условиях. Но когдаодно или несколько из этих «прочих условий» изменяются, смещаетсясама кривая совокупного предложения. Смещение кривой от AS1 к AS2 на рисунке 4указывает на увеличение совокупного предложения. На промежуточном иклассическом отрезках кривой совокупного предложения она сдвигается вправо,указывая на то, что все вместе взятые предприятия будут производить большийреальный обьем национального продукта, чем прежде, при данном уровне цен. Накейнсианском отрезке кривой совокупного предложения увеличение совокупногопредложения означает снижение уровня цен при различных уровнях обьеманационального производства (нисходящая кривая совокупного предложения).
В таблице 2перечисляются такие «прочие условия», при изменеии которых смещаетсякривая совокупного предложения. Эти факторы называются НЕЦЕНОВЫМИ ФАКТОРАМИСОСОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, потому что все они вместе взятые определяют положениекривой совокупного предложения. Факторы, указанные в таблице 2, имеют однуобщую черту: когда они изменяются, то меняются и издержки на единицу продукции.Предприятия стремятся к прибыли, которая представляет собой разницу между ценойпродукта и издержками на единицу продукции. Вследствие повышения цен на товары,то есть более высокого уровня цен, предприятия увеличивают реальный обьемпроизводства. А узкие места в производстве означают, издержки на еденицупродукции имеют тенденцию к повышению, когда производство расширяется понаправлению к полной занятости. Поэтому кривая совокупного предложения напромежуточном отрезке отклоняется вверх.
Важно отметить, чтокроме изменеий в реальном обьеме национального производства есть и другиефакторы, изменяющие издержки на единицу продукции. Эти факторы перечислены втаблице 2. Когда один или несколько факторов изменяются, происходят изменения ив издержках на единицу продукции при данном уровне цен. Уменьшение издержек наединицу продукции такого типа смещает кривую совокупного предложения вправо. Инаоборот, увеличение издержек на единицу продукции смещает кривую совокупногопредложения влево. То есть, когда издержки на единицу продукции изменяются подвоздействием определенных факторов, кроме изменеий в обьеме национальногопроизводства, все фирмы, вместе взятые, изменяют обьем национальногопроизводства, который они производят при данном уровне цен.
ТАБЛИЦА 2.  Неценовые факторы совокупногопредложения. Факторы, смещающие кривую совокупного предложения.
--------------------------------------------------------------------
1. Изменение цен на ресурсы
а) Наличие внутренних ресурсов
1) земля
2) трудовые ресурсы
3) капитал
4) предпринимательские способности
б) Цены на импортные ресурсы
в) Господство на рынке
2. Изменение в производительности
3. Изменение правовых норм
а) Налоги с предприятий и субсидии
б)Государственное регулирование
ЦЕНЫ НА РЕСУРСЫ.Цены на ресурсы — в отличие от цен на готовую продукцию — являются важнымнеценовым фактором совокупного предложения. При прочих равных условиях,повышение цен на ресурсы приводит к увеличению издержек на единицу продукции итем самым к сокращению совокупного предложения. Снижение цен на ресурсыприводит к противоположному результату. Ниже рассматриваются факторы, влияющиена цены на ресурсы.
НАЛИЧИЕ ВНУТРЕННИХРЕСУРСОВ. При увеличении наличных ресурсов кривая производственных возможностейобщества смещается вправо, что влечет за собой смещение кривой совокупногопредложения тоже вправо. Увеличение предложения внутренних ресурсов снижаетцены на них, и в результате уменьшаются издержки на единицу продукции.Следовательно, при любом уровне цен все фирмы будут производить и выбрасыватьна рынок больший реальный обьем национального продукта, чем раньше. И наоборот,уменьшение предложения ресурсов приведет к увеличению цен на них и смещениюкривой совокупного предложения влево.
1. З е м л я.Земельные ресурсы могут увеличиться, например, благодаря открытиям полезныхископаемых, орошению, новым техническим усовершенствованиям, которые позволяютнам превратить то, что раньше было «нересурсом», в ценные факторыпроизводства. Увеличение предложения земельных ресурсов приводит к уменьшениюзатрат на землю и тем самым к снижению издержек на единицу продукции и, как слествие,к увеличению совокупного предложения. И наоборот, увеличение затрат на землюприведет к увеличению издержек на единицу продукции и снижению совокупногопредложения.
2. Т р у д о в ы е ре с у р с ы. Около 70% затрат предприятий идет на заработную плату рабочим ислужащим. Следовательно, при прочих равных условиях, изменения в заработнойплате оказывают существенное влияние на издержки на единицу продукции и нахарактер кривой совокупного предложения.Увеличение имеющихся в распоряжениитрудовых ресурсов приводит к уменьшению цены на рабочую силу, а их уменьшение
— к увеличению этой цены.
3. К а п и т а л.Совокупное предложение имеет тенденцию к повышению, когда общество наращиваетзапасы капитала. Это произошло бы, например, если бы общество решило сэкономитьбольшую часть своего дохода и направить свои сбережения на покупкуинвестиционных товаров. Точно таким же образом при улучшении качества капиталаиздержки производства уменьшаются, а совокупное предложение увеличивается.Например, фирмы в течение нескольких лет заменили оборудование плохого качествановым, более совершенным оборудованием. И наоборот, совокупное предожениесократится, если уменьшится количество и ухудшится качетво капитала страны.
4. П р е д п р и н им а т е л ь с к и е с п о с о б н о с т и. Количество предприимчивых людей вэкономике с течением времени изменяются, и поэтому кривая совокупногопредложения смещается. Вполне возможно, что особое внимание, уделяемоесредствами массовой информации в последнее время тем, кто нажил состояние благодаясвоей предприимчивости, увеличит количество людей, стремящихся кпредпинимательской деятельности, и это сместит кривую совокупного предложениявправо.
ЦЕНЫ НА ИМПОРТНЫЕРЕСУРСЫ. Ресурсы, будь то отечественные или импортные, увеличивают нашипроизводственные мощности. Импортные ресурсы снижают затраты и поэтому уменьшютиздержки на единицу реального обьема национального производства в нашей стране.Отсюда можно сделать следующий вывод: снижение цен на импортные ресурсыувеличивает наше совокупное предложение; повышение цен на эти ресурсы уменьшаетнаше совокупное предложение.
Недавно возникшийфактор, который периодически ведет к изменению цен на импортные ресурсы, — колебания валютного курса. Чтобы понять, как это происходит, предположим, чтоцена иностранной валюты по отношению к рублю упала, то есть стоимость рубляповысилась. Это даст возможность российским фирмам получить больше иностраннойвалюты за каждый российский рубль. Это означает, что для российскихпроизводителей цена на импортные ресурсы, выраженная в рублях, упадет. При этихусловиях следует ожидать, что российские фирмы увеличат импорт зарубежныхресурсов и добьются уменьшения издержек на единицу продукции при данном уровнеее обьема. Такие издержки на единицу продукции смещают кривую совокупногопредложения в России вправо.
И наоборот, в случаеувеличения цены на иностранную валюту по отношению к рублю, то естьобесценивание рубля, к чему мы в России уже привыкли, цены на импортные ресурсыповысятся. В результате этого импорт этих ресурсов уменьшится, издержки наединицу продукции взлетят вверх и кривая совокупного предложения сместитсявлево.
ГОСПОДСТВО НА РЫНКЕ.Ослабление или усиление господства на рынке или рыночной монополии, которойобладают поставщики ресурсов, также может влиять на цены на ресурсы исовокупное предложение.
ГОСПОДСТВАО НА РЫНКЕ- это вожможность устанавливать цены выше тех, которые были бы при наличииконкуренции.
Ослабление илиусиление рыночной монополии профсоюзов тоже может повлиять на характер кривойсовокупного предложения. Усиление влияния профсоюзов может вызвать повышениезаработной платы членов профсоюза и, как следствие, увеличение издержек наединицу продукции, тем самым смещая кривую совокупного предложения влево. Инаоборот, ослабление влияния пофсоюзов может привести к снижению заплаты членовпрофсоюза, уменьшению издержек на единицу продукции и смещению кивойсовокупного предложения вправо.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ.Производительность — это отношение реального обьема национального производствак количеству использованных ресурсов. Другими словами, производительность — этопоказатель среднего обьема выпуска, или реального обьема производства, наединицу затрат.
реальный обьемпроизводства Производительность = ---------------------------
затраты
Увеличение производительности означает,что при имеющемся обьеме ресурсов или затрат можно получить больший реальныйобьем национального производства.
При уменьшениииздержек на единицу продукции увеличение производительности приведет к смещениюкривой совокупного предложения вправо; и наоборот, уменьшениепроизводительности приведет к увеличению издержек на единицу продукции исмещению кривой совокупного предложения влево.
ИЗМЕНЕНИЕ ПРАВОВЫХНОРМ. Изменения в правовых нормах, в соответствии с которыми функционируют всепредприятия, могут изменить издержки на единицу продукции и сместить кривуюсовокупного предложения. Рассмотрим две категории таких измений.
НАЛОГИ И СУБСИДИИ.Увеличение таких налогов с предприятий, как налог с оборота, акцизные сборы,налог на социальное обеспечение, может увеличить издержки на единицу продукциии сократить совокупное предложение. Например, увеличение налогов на социальноеобеспечение, выплачиваемых предприятиями, увеличит производственные издержки исократит совокупное предложение, а субсидии бизнесу, то есть прямыеправительственные платежи фирме или снижение налоговых ставок, уменьшаютиздержки производства и увеличивают совокупное предложение.
ГОСУДАРСТВЕННОЕРЕГУЛИРОВАНИЕ. В большинстве случаев предприятиям дорого обходитсягосударственное регулирование. Оно увеличивает издержки производства на единицупродукции и сдвигает кривую совокупного предложения влево. Сторонники концепцииэкономики предложения и дерегулирования яростно доказывают, что увеличиваяэффективность и уменьшая обьем канцелярской работы, неизбежной в условияхвысокорегулируемой экономики, дерегулирование снизит издержки на единицупродукцции. И наоборот, усиление регулирования приведет к увеличению издержекпроизводства и уменьшению совокупного предложения.
РАВНОВЕСИЕ:РЕАЛЬНЫЙ ОБЬЕМ ПРОИЗВОДСТВА И УРОВЕНЬ ЦЕН.
Как показано нарисунке 5а на макроуровне пересечение кривых совокупного спроса(AD) исовокупного предложения(AS) определяет равновесный уровень цен и равновесныйобьем национального производства.
Сначала рассмотрим рисунок5а, на котором кривые совокупного спроса и совокупного предложения пересекаютсяна промежуточном отрезке. Чтобы показать, почему Pe представляет собойравновесную цену, а Qe — равновесный реальный обьем национального производства,предположим, что уровень цен выражен величиной Р1, а не Ре. Кривая совокупногопредложения показывает, что при уровне цен Р1 предприятия не привысят реальныйобьем национального продукта, равный Q1. А какой обьем реального продукта будутготовы приобрести потребители внутри страны, фирмы и правительство, а такжеиностранные покупатели при Р1? Кривая совокупного спроса отвечает — Q2.Конкуренция среди покупателей имеющегося реального обьема национальногопродукта
|                                                            AS                     |                                                          AS
Уровень |                                                                         Уровень|
цен   |                                                                                цен |
Pe |                                                                                          |
|                                                                                       |
P1 |                                                                                 Pe|
|                                                                                       |
|                                                                                       |
|                                                                                       |
|                                                          AD                       |                                               AD
0----------------------------                                                0--------------------------
Q1   Qe Q2                                                    Q1 Qe  Q2
Реальный обьем производства                         Реальныйобьем производства
Рисунок5а.                                                          Рисунок 5б
взвинтити уровень цен до Ре.  Как показывают стрелкина рисунке  5а,
повышение уровня  цен  с  Р1 до Ре заставитпроизводителей увеличить
обьем продукции с Q1 до Qe, а потребителей- уменьшить масштабы желаемых покупок с Q2 до Qe. Когда реальные обьемыпроизведенного и купленного продукта будут равны в экономике наступит равновесие.
На рисунке 5б криваясовокупного спроса пересекает кривую совокупного предложения на кейнсианскомотрезке, то есть там, где кривая расположена горизонтально. В этом конкретномслучае уровень цен не играет никакой роли в образовании равновесного реальногообьема национального производства. Если бы промышленный сектор произвел большийобьем национального продукта, Q2, его нельзя было бы продать. Совокупногоспроса не хватило бы, чтобы скупить на рынке весь национальный продукт.Столкнувшись с нежелательными запасами товаров, предприятия сократили быпроизводство до равновесного уровня Qe (что показано стрелкой, направленнойвлево), и рынок бы опустел. И наоборот, если бы фирмы производили обьемнационального производства, обозначенный Q1, их запасы быстро бы уменьшились,потому что обьем продаж был бы больше обьема производства. Поэтому фирмырасширили бы производсто, и обьем национального продукта увеличился, какпоказано стрелкой, направленной вправо.
ИЗМЕНЕНИЯВ РАВНОВЕСИИ
На этом этапеанализа сместим кривые совокупного спроса и совокупного предложения и посмотримвлияние этого шага ни реальный обьем национального производства (аследовательно, и на занятость) и уровень цен.
СМЕЩЕНИЕ КРИВОЙ СОВОКУПНОГО СПРОСА
Предположим, чтодомохозяйства и предприятия решили увеличить свои расходы, то есть купитьбольший обьем продукции при данном уровне цен, в результате чего криваясовокупного спроса сместится вправо. Они могут принять такое решение по целомуряду возможных причин, перечисленных в списке неценовых факторов совокупногоспроса (таблиыа 1).
|                                            AS  Р6 |                                  ASУровень |                          AS
Уровень|                                                                  |                                          цен  |
цен  | AD1                                                  Р5|                                                       Р4|
|                                                               |                                       AD6 Р3|
|                                            Уровень|                                                            |                                  AD4
Р1 |                                                    цен |                                            AD5          |
|                                                               |                                                          |                               AD3
|                               AD2                        |                                                          |
0-------------------                                    0------------------  0-----------------
Q1   Q2                                                                        Qf                              Q3Q4
Реальный обьем производства                                 Реальныйобьем                      Реальный обьем
производства                           производства
Рисунок6а.                                                  Рисунок 6б.                               Рисунок6в.
Как показано нарисунке 6, определенные последствия увеличения совокупного спроса зависят оттого, на каком отрезке кривой совокупного предложения — кейнсианском,промежуточном или классическлм — находится экономика.
На кейнсианскомотрезке (рис. 6а), отличающемся высоким уровнем безработицы и большимколичеством неиспользуемых производстенных мощностей, расширение совокупногоспроса (от AD1 к AD2) приведет к существенному увеличению реального обьеманационального производства (от Q1 к Q2) и занятости без повышения уровня цен(Р1). На классическом отрезке (рис 6б) рабочая сила и капитал используютсяполностью, и расширение совокупного спроса (от AD5 к AD6) окажет воздействиетолько на уровень цен, повышая его от Р5 до Р6. Реальный обьем национальногопроизводства останется на уровне полной занятости Qf. На промежуточном отрезке(рис 6в) расширение совокупного спроса (от AD3 к AD4) приведет к увеличениюреального обьема национального производства (от Q3 до Q4) и к повышению уровняцен (от Р3 до Р4). Повышение уровня цен, связанное с увеличением совокупногоспроса как на классическом, так и на промежуточном отрезках кривой совокупногопредложения, приводит к ИНФЛЯЦИИ СПРОСА. Это значит, что смещения кривойсовокупного спроса повышает уровень цен.
ЭФФЕКТ ХРАПОВИКА.
А если совокупныйспрос уменьшится? Наша модель указывает на то, что на кейнсианском отрезкереальный обьем производства уменьшится, а уровень цен останется неизменным. Наклассическом отрезке цены упадут, а реальный обьем национального производстваостанется на уровне полной занятости. На промежуточном отрезке модельпредполагает, что и реальный обьем национального производства, и уровень ценуменьшатся.
Но есть один важный,осложняющий ситуацию фактор, который вызывает серьезные сомнения вдостоверности прогнозов последствий сокращения совокупного спроса наклассическом и промежуточном отрезках. Обратное движение совокупного спроса — отAD6 до AD5 на рисунке 6б и от Ad4 к AD3 на рисунке 6в — может не восстановитьпервоначальное равновесие, по крайней мере за короткий период времени.Сложность состоит в том, что цены как на товары, так и на ресурсы становятсянегибким и не проявляют тенденции к снижению. Экономические показатели, развозросшие, не обязательно снижаются, по крайней мере до первоначального уровня.Поэтому некоторые экономисты усматривают в такой тенденции ЭФФЕКТ ХРАПОВИКА (храповик — такой механизм, который позволяет крутить колесо вперед, но не назад).
Дейсвие эффекта   храпового
механизма показаны на рисунке 7,   Уровень|                                                                    AS
где для простоты опущен промежу-     цен                                |
точный отрезок кривой совокупно-                                             |
го предложения.  Если совокупный                                             |
спроc увеличивается от AD1 к AD2,                                            |
то экономика двигается от равно-       Р2                                    |         e2'    e2
весия P1Q1 в точке е2 на класси-                                                  |
ческом отрезке. Но цены не сни-        Р1                                      |            e1   a    AD2
жаются также легко,  как повыша-                                               |
ются, по крайней мере в  течение                                                 |
короткого периода времени.  Поэ-                                               |              AD1
тому, если совокупный спрос  бу-                                                |
дет двигаться в обратном направ-                                             0------------------------------
лении и  уменьшится  от  AD2  до                                                                              Q2Q1            Qf
AD1, экономика  не возвратится в                                                     Реальныйобьем производства
свое первоначальное  равновесное                                                                     Рисунок7.
положение в   точке  е1.  Скорее
сохранится новый,  более высокий уровень цен Р2 (ценыуже  поднялись
от Р1 до Р2), и поэтому сокращение совокупного спросасдвинет экономику к состоянию равновесия в точке е2. Уровень цен останется вточке Р2, а реальный обьем национального производства снизится до Q2.
Другими словами,из-за неэластичности цен в сторону понижения кейнсианский отрезок кривойсовокупного предложения сдвинулся от уровня цен Р1 к уровню Р2. Из-за того, чтоцены не имеют тенденции к понижению, кейнсианский отрезок настолько сдвинулсявверх, что кривая совокупного предложения Р1аAS сместилась на уровень P2e2AS.Короче говоря, когда обьем совокупного спроса расширяется, кейнсианский отрезокотклоняется вверх легко и быстро, но когда совокупный спрос уменьшается, внизотклоняется медленно или вообще не отклоняется.
Цены не имеюттенденции к понижению, и на это есть причины. Во-превых, заработная плата,которая обычно составляет до 75% и более общих расходов фирмы, не имеет тенденциик понижению, по крайней мере в течение какого-то периода. При такойнеэластичности фирмам чрезвычайно трудно снизить цены и остаться рентабельными.Вторая же причина неэластичности цен в сторону понижения состоит в том, чтомногие промышленные фирмы обладают достаточной монопольной властью, чтобыпротивостоять снижению цен в период снижения спроса.
СМЕЩЕНИЕКРИВОЙ СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Рассмотримгипотетические ситуации и выясним, как влияют изменения совокупного предложенияна равновесный уровень цен и на равновесный реальный обьем национальногопроизводства.
Рассмотрим пример из американской экономики.
Во-первыхпредположим, что зарубежные поставщики значительно увеличили цены наимпортируемую нефть, как сделали страны ОПЕК в 1973-1974гг. и еще раз в1979-1980гг. Повышение цен на энергоресурсы наложило отпечаток на всю мировуюэкономику и взвинтило затраты на производство и распределение фактически всехотечественных товаров и импортируемых ресурсов. Таким образом, издержки наединицу отечественной продукции возросли на всех уровнях производства. Поэтомукривая американского совокупного
предложения   сместилась   влево  Уровень                              |               AS2
(смещение кривой  AS1  и  AS2 на    цен                                      |                  AS1
рис.8). Повышение уровня  цен  в                                                 |                     AS3
такой ситуации явно представляет       Р2                                  |       e2
собой инфляцию,    обусловленную                                             |
ростом издержек.                       Р1                                                   |           e1
При данном                      совокупном                               |
спросе последствия сдвигов в со-       Р3|               e3
вокупном предложении вдвойне не-          |
гативны. Когда  совокупное пред-         |                      AD
ложение смещается от Q1 до Q2, а          |
уровень цен  озрастает  от Р1 до                                                0---------------------------
Р2, занятость уменьшается и воз-                                                                         Q2 Q1  Q3
никает инфляция — такое  сочета-                                                 Реальныйобьем производства
ниеназывается «стагфляцией».                                                                Рисунок8.
Другая ситуация.Предположим, что один из факторов, перечисленных в таблице 2, изменяется,вызывая увеличение совокупного предложения и смещение кривой совокупногопредложения вправо. На рисунке 8 видим, что смещение совокупного предложения отAS1 до AS2 указывает на увеличение реального обьема национального производстваот Q1 до Q2 и — при неэластичности цен и зарплаты в сторону понижения — на одновременноеснижение уровня цен от Р1 до Р2.
Смещение кривойсовокупного предложения приводит к изменению реального обьема национальногопроизводства при полной занятости; смещение кривой вправо свидетельствует обэкономическом росте и указывает на увеличение производственного потенциала вэкономике.
ТЕОРИИ СОВОКУПНОГО СПРОСА И СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В АСПЕКТЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
ТЕОРИЯ СОВОКУПНОГО СПРОСА.
Экономистов,считающих, что для достижения высокого уровня занятости и устойчивых ценнеодходимо контролировать совокупный спрос, имеет смысл разделить намонетаристов и кейнсианцев.
Монетаристыутверждат, что спрос на деньги в основном устойчив и для достиженияэкономической стабильносит достаточно сделать устойчивым их предложение.
Если спрос на деньгистабилен, то увеличение денежной массы приводит к росту, а уменьшение ксокращению расходов.
Эти изменениярасходов вызывают изменения номинального ВНП и являются главной причинойколебаний производства, занятости и уровня цен.
Кейнсианцы, ссылаясьна Великую депрессию, доказывают, что отсутствие потрясений в областипредложения денег вовсе не гарантирует устойчивость. С точки зрениякейнсианцев, причина экономических потрясений коренится в нестабильностирасходов частного сектора.
Рынок увеличивает размах этих потрясений ипорождает ярко выраженные циклические колебания деловой активности, а такжевозможность затяжного экономического паралича.
С точки зрениякейнсианцев, может иметь место хронический недостаток совокупного спроса, не позволяющийподдерживать высокий уровень производства и занятости. В этих условияхсбережения сокращают совокупный спрос и таким образом замедляют экономическийрост. Такие взгляды прямо противоречат традиционной точке зрения, согласнокоторой совокупный спрос всегда находится на достаточном уровне, и сбереженияускоряют экономический рост, способствуя дальнейшим инвестициям во все болеевысокопроизводительные капитальные блага.
ТЕОРИЯ СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Многие экономистыразочаровались в попытках обьяснит и найти решение проблем экономическойнестабильности методами спроса и стали уделять больше внимания факторам,действующим со стороны предложения.
Рост цен изаработной платы, которого добиваются отдельные группы, обладающие значительнойвластью над рынком, не дает политике регулирования совокупного спроса достичьвысокого уровня занятости и устойчивых цен.
Могут ли прямойгосударственный контроль над ценами и зарплатой или попытки правительствауменьшить рыночную власть влиятельных групп обеспечить высокий уровеньзанятости при низких темпах инфляции?
Популярность теориисовокупного спроса во многом обьяснялась верой в то, что стимулированноегосударством увеличение совокупного спроса способно ускорить экономический рости поднять занятость. Однако такой результат маловероятен, если производительзнают, какую политику проводит правительство, и догадываются, что набюдаемоеувеличение спроса вовсе не означает реального роста спроса на их товары иуслуни.
В экономике,свободной от иллюзий, как утверждают некоторые сторонники теории предложения,рост совокупного спроса не вызовет ничего, кроме инфляции. Они предагаютсокращение налогов и друие меры, стимулирующие производителей, как болееподходящие средства стимулирования экономического роста.
Связь между снижениемналоговых ставок и увеличением доходов государственного бюджета зависит оттого, в какой степени это снижение побудит людей больше работать, изобретать,сберегать и инвестировать и таким образом увеличивать те доходы, с которыхвзимаются налоги.
Независимо от того, увеличивают илисокращают налоговые реформы бюджетный дефицит (в долгосрочном или краткосрочномаспекте), следует заметить, что размер дефицита имеет значение постольку,поскольку его финансирование вытесняет инвестиции частного сектора.
Нет никакой нуждыполностью «выплачивать» государственный долг. Его можно и нужно«сдвигать на будущее», по мере того как подходит срок погашения.
Противники политикипредложения утверждают, что она уже была испробована и не дала результатов. Еесторонники считают, что она в основном себя уже оправдала, хотя испытывалась вусловиях, далеких от честного эксперимента (имеется ввиду недостаток энтузиазмав Конгрессе по отношению к налоговой реформе и чрезмерно жесткая денежнаяполитка ФРС в первые годы администрации Рейгана).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Теперь нам легкопонять, почему так много важнейших проблем в области экономической политикиостаются нерешенными: дело в том, что всякий раз приходится рассматривать оченьмного вариантов. При отсутствии согласия по теоретическим вопросам трудноодинаково оценивать факты. И наоборот, при разной трактовке фактов труднорешить, какой теоретический подход наиболее правильный. Невозможно поройдостичь истины, хотя все и преследуют одну и ту же цель. Это, всю свою очередь,порождает еще более неприятную проблему.
До сих пор мы предполагали, что всеосновные группы общества добиваются устойчивости цен, экономического роста,высокой занятости. Без сомнения, это так и есть. Но это не единственные цели,движущие поведением граждан или правительственных чиновников. У каждого из насесть набор целей, которые мы ранжируем в определенном порядке, исходя изожидаемых плюсов и минусов, связанных с достижением каждой из них. Если жеобсуждать вопросы стабилизационной политики с учетом политических факторов, товозникнут новые серьезные проблемы.
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кэмпбелл Р.Макконнелл. Экономикс.- М.Изд-во«Республика»:
1993г.                                                                                                                                                 с.175
2. Хейне Пол.Экономический образ мышления.- М. Изд-во «Дело»:1992г. с.513
3. Максимова В.Ф., Шишов А.Л. Рыночнаяэкономика. Часть 2. Макроэкономика.- М.Изд-во «СОМИНТЕК»:1992г. с.56


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Автореферат разослан апреля 2009 г
Реферат Power To The Potato Essay Research Paper
Реферат Паровые турбины как основной двигатель на тепловых электростанциях
Реферат Время и Пространство в лирике Ф.И. Тютчева
Реферат The Clerk
Реферат Авторы: Жилизняк Марк, ученик 5 класса
Реферат Налоги, сборы и другие поступления как источник пополнения местных и территориальных бюджетов
Реферат Радиотехника и космос - история и современность
Реферат Законодательство Украины относительно рекламы
Реферат Отношение к науке русских философов конца XIX - начала XX века
Реферат Великая Отечественная война. Что было и что должно было быть
Реферат Разработка россыпного месторождения Лужанки
Реферат Полномочия исполкомов сельских поселковых городских Рад в области строительства
Реферат How Ethical Are The Gods In The
Реферат Семейные ценности в романе Белая гвардия Булгакова