Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А.М. Горького
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИНИАТЕЛЬСТВА
Кафедра государственного и муниципального управления
Роль национальных проектов
в современной экономике России.
Реферат по курсу
Национальная экономика
Студента группы 203 ГМУ
Чередник И.Г.
Преподаватель
Доктор философских наук, профессор Г.Б. Иванцов
Екатеринбург
2007
План.
Введение.
Сущность программы о приоритетных национальных проектах.
Национальный проект «Здоровье».
Национальный проект «Образование».
Национальный проект «Жилье».
Национальный проект «Развитие АПК».
Перспективные направления развития национальных проектов в России.
Заключение.
«Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России — это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили в течение предыдущих пяти лет и будем проводить дальше. Это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Это курс на инвестиции в человека, а значит — в будущее России».
В.В. Путин
Введение
Сегодня часто по ТВ, в прессе рассказывают о приоритетных национальных
проектах — приоритетных направлениях развития страны.
Повышение качества жизни граждан России – ключевой вопрос государственной политики. Казалось бы, бесспорная декларация. Именно так она воспринимается сейчас. В том числе – когда звучит в устах власти. Но еще сравнительно недавний исторический опыт показывает, что всего лишь несколько лет назад ее бесспорность вовсе не была столь очевидной.
Опасная дезинтеграция государственных институтов, системный экономический кризис, издержки приватизации в сочетании с политическими спекуляциями на естественном стремлении людей к демократии, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ, – последнее десятилетие XX века стало периодом катастрофической демодернизации страны и социального упадка. За чертой бедности оказалась фактически треть населения. Массовым явлением стали многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных плат. Люди были напуганы дефолтом, потерей в одночасье своих сбережений. Не верили уже и в то, что государство сможет исполнять даже минимальные социальные обязательства.
Вот с чем столкнулась власть, начавшая работать в 2000 году. Вот в каких условиях необходимо было одновременно и решать острейшие каждодневные проблемы, и работать на то, чтобы заложить новые – долгосрочные – тенденции роста. Ситуация, сложившаяся за многие годы в нашей стране породила необходимость создания программы, которая бы помогла решить приоритетные проблемы. Так была создана программа приоритетных национальных проектов. Она была сформулирована президентом России Владимиром Путиным 5 сентября 2005 года в обращении к правительству, парламенту и руководителям регионов.
Из выступления В.Путина:
«Сегодняшние возможности России вполне позволяют добиться более ощутимых результатов повышения благосостояния народа России. Добиться, не нарушая баланса основных экономических показателей и не допуская всплеска инфляции. И потому уже открывающиеся в российской экономике возможности не должны быть нами упущены.
Сегодня хотел бы особо остановиться на практических шагах в реализации приоритетных национальных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье.
Во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала».
1. Сущность программы
При проработке национальный проектов власть сделала акцент на четыре направления, приоритета: здравоохранение, образование, жилье, развитие АПК (агропромышленного комплекса). Почему именно они? “Во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала.”(Из выступления В.В. Путина, 5 сентября 2005 года)
1.1 Национальный проект «Здоровье»
Состояние здоровья населения в 2005 году характеризовалось низким уровнем рождаемости (10,2 случая на 1 000 населения), высоким уровнем общей смертности (16,1 случая на 1 000 населения), особенно среди мужчин трудоспособного возраста.
Ежегодно в Российской Федерации регистрируется более 200 млн различных заболеваний; основными из них являются болезни органов дыхания (26%), болезни системы кровообращения (14%), органов пищеварения (8%). В 2005 году впервые признаны инвалидами 1,8 млн человек.
Проведение в 2006 году в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» дополнительной диспансеризации работников бюджетной сферы во всех субъектах Российской Федерации показало, что из них только 41% являются практически здоровыми или имеют риск развития тех или иных заболеваний.
Показатели здоровья отрицательно сказываются на продолжительности жизни населения, которая в 2004 году составила 65,3 года, в том числе у мужчин – 58,9 лет, у женщин – 72,3 года. По продолжительности жизни мужчин Россия занимает в мире 134-е место, по продолжительности жизни женщин – 100-е.
В связи с этим наметились следующие первоочередные шаги в реализации национального проекта в сфере здравоохранения: повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, повышение зарплаты некоторым категориям врачей (например, участковым терапевтам); денежные выплаты врачам, медсестрам, акушерам; вакцинация; обследование новорожденных; профессиональная переподготовка.
В рамках национального проекта «Здоровье» проводится дополнительный проект — «Родовые сертификаты». Его цель — улучшить качество обслуживания в женских консультациях и родильных домах. Делается это путём выдачи талонов родовых сертификатов, по которым: женская консультация получает 3000 рублей, родильный дом получает 6000 рублей.
Родовые сертификаты введены с 1 января 2006 года. С 1 января 2007 года выплаты по каждому сертификату были увеличены на 1000 рублей.
В ходе реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в состоянии здоровья населения наметился ряд положительных тенденций. В 2006 году смертность в России снизилась на 138 тыс. человек, а за четыре месяца 2007 года по сравнению с аналогичным периодом 2006 года — более чем на 52 тыс. человек. Число родившихся увеличилось с 1 215 тыс. детей в 2000 году до 1 476 тыс. детей в 2006 году. В 2006 году рождаемость составляла 10,6 случая на 1000 человек.
Ориентация отечественного здравоохранения на развитие стационарной медицинской помощи привела к недофинансированию первичной медико-санитарной помощи, в том числе к недостаточной обеспеченности участковыми врачами, низкой оснащенности поликлиник диагностическим оборудованием, не позволяющей оказывать качественную медицинскую помощь. Следствие этого – рост хронических и запущенных заболеваний, что, в свою очередь, приводит к высокому уровню госпитализации и вызовов скорой медицинской помощи.
Известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Меры, направленные на развитие первичной медицинской помощи, призваны повлиять на своевременное выявление и предупреждение многих заболеваний.
Кроме того, значительное число граждан не могут получить необходимую высокотехнологичную медицинскую помощь из-за отсутствия эффективного механизма ее финансирования, а также из-за ограниченности бюджетных средств. Цель приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения – сделать высокотехнологичную медицинскую помощь доступной как можно большему числу граждан, нуждающихся в ней.
1.2 Национальный проект «Образование»
Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование».
Национальный проект в сфере образования предусматривает создание двух новых университетов (Южный и Сибирский федеральный университеты; государство выделяет по 3 млрд руб. на каждый), двух бизнес-школ (в том числе Высшая школа менеджмента в Санкт-Петербурге; по 1,5 млрд руб. на каждую), выделение грантов, поощрение лучших учителей, а также талантливых студентов и аспирантов, меры по дополнительному образованию военнослужащих.
На стимулирование инновационных программ в 2006—2007 из бюджета будет выделено 26 млрд руб., на поощрение лучших учителей — 1 млрд руб. в год, на закупки учебного оборудования — 2,3 млрд руб., 3500 школьных автобусов — 1 млрд руб., подключение 18 000 школ к Интернету — 1,5 млрд руб. Всего из бюджета 2006 на проект «Образование» выделено 31 млрд руб.
Для реализации данной задачи в проекте предусмотрено несколько взаимодополняющих подходов. Во-первых, выявление и поддержка «точек роста». Государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей, выплачивает премии талантливой молодежи – то есть делает ставку на лидеров и содействует распространению их опыта. Государство поощряет тех, кто может и хочет работать, – это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получают наиболее эффективные и востребованные образовательные практики – образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.
С другой стороны, ряд направлений проекта нацелен на обеспечение доступности, выравнивание условий получения образования: обеспечение для всех школ высокоскоростного доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, поставки учебного оборудования и школьных автобусов, организация образования для военнослужащих.
При этом проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием – вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества. Реализацию этого подхода обеспечивают конкурсные процедуры поддержки, предусмотренные в большинстве мероприятий проекта.
Кроме того, проект привносит значительные изменения в механизмы финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития, как правило, направляются непосредственно в образовательные учреждения, что способствует развитию их финансовой самостоятельности. Распределение средств в общем образовании осуществляется на основе подушевого принципа финансирования с учетом объективных особенностей организации образования для городских и сельских учащихся. Принципы установления поощрений лучшим учителям и доплат за классное руководство задают основы для введения новой системы оплаты труда учителей, ориентированной на стимулирование качества и результативности педагогической работы.
1.3 Национальный проект «Жильё»
Государство принято ругать по всем поводам. По поводу «квартирного вопроса» – особенно. Конечно, есть за что. Но такой ли уж неэффективной всегда была государственная жилищная политика? Если бы не хрущевки, не массовое строительство 60–80-х годов прошлого века, не известно, в каких условиях жили бы большинство граждан сейчас.
В современной России все еще сложнее. Благодаря проведенным в 1991–2005 годах реформам в жилищной сфере мы окончательно ушли от планово-административных методов строительства, и сейчас старые методы и подходы не работают. Поэтому нет нужды вспоминать прошлое – надо думать о будущем и создавать жизнеспособные и эффективные механизмы решения жилищных проблем. Причем изобретать велосипед вовсе не требуется: во многих странах такой механизм давно работает. Это – сформированный рынок жилья.
Важные предпосылки для его создания есть и в современной России. В предыдущие годы в стране была разработана основная правовая база, принят пакет законов, направленных на формирование жилищного рынка. Уже к 2004 году доля помещений, находящихся в частной собственности, увеличилась с 33 до 73,5%. На сегодняшний день более 90% строительных организаций являются частными компаниями; успешно развивается ипотечное жилищное кредитование и появляются новые инструменты для улучшения жилищных условий.
По данным социологических опросов, к началу реализации национального проекта жилищная проблема стояла перед 61% российских семей. Общая потребность населения России в жилье составляла 1570 млн. кв. м, и, чтобы удовлетворить ее, жилищный фонд надо было увеличивать на 46,1%.
На сегодняшний день 12,4% семей в состоянии приобрести жилье самостоятельно или с помощью заемных средств, однако даже ограниченный платежеспособный спрос превышает предложение на рынке жилья, что приводит к постоянному росту цен. Развитию жилищного строительства препятствует сложная процедура выделения земельных участков и слабое развитие инженерной инфраструктуры. Огромной проблемой остается высокий уровень износа коммунальных сетей (53% от общего количества аварий в ЖКХ происходит из-за их ветхости).
Сами собой эти проблемы не решатся. Для обеспечения достойной жизни граждан от государства необходимы колоссальные усилия и средства. Мы должны увеличить темпы жилищного строительства, предложить возможность приобретения доступного жилья молодежи, выполнить обязательства перед льготниками, ветеранами и инвалидами и совершенствовать существующую законодательную базу.
Национальный проект призван создать условия для решения всех этих проблем. Однако это не значит, что государство будет самостоятельно строить новые дома, помогать строительным компаниям, вкладывать деньги в развитие их бизнеса и регулировать ценовую политику. Формируя рынок, государство действует по рыночным принципам, и его основной задачей является создание условий для развития жилищного строительства в стране и сбалансированное стимулирование спроса и предложения на жилищном рынке.
В чем основные проблемы российского жилищного рынка, как они решаются?
Готовясь к реализации приоритетного национального проекта, мы постарались выделить основные проблемы российского жилищного рынка:
• Большинство людей нуждается в жилье, но не может себе позволить его покупку.
• В России отсутствует эффективная система долгосрочного жилищного кредитования.
• Нынешних объемов жилищного строительства не хватает для удовлетворения потребностей населения.
• В стране не выработана эффективная схема реализации земельных участков и выделения земель под жилищное строительство.
• В муниципальных образованиях отсутствуют схемы территориального планирования и градостроительная документация.
• Качество жилищных и коммунальных услуг остается очень плохим, а уровень износа коммунальной инфраструктуры – высоким.
• Социальное жилье и жилье для инвалидов, ветеранов и других категорий граждан выделяется очень низкими темпами.
• Процедуры согласования строительной документации затруднены.
• Граждане слабо защищены от махинаций при покупке и продаже жилья.
Проект предполагает развитие правовой базы, бюджетную и организационную поддержку расширения спроса и предложения на рынке жилья и выполнения гособязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан.
Для решения этих проблем Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Жилище», которая является базовым механизмом реализации национального проекта.
Особенность новой программы – ее сбалансированность. Государство не сможет способствовать созданию рынка доступного жилья, занимаясь каждым направлением в отдельности.
Обеспечивая сбалансированное стимулирование спроса и предложения на жилищном рынке, поддерживая строительство нового жилья рыночными механизмами, государство рассчитывает уже в течение ближайших пяти лет переломить ситуацию. К 2010 году объемы жилищного строительства должны увеличиться как минимум до 80 млн. кв. м, а ставки по ипотечным кредитам уменьшатся до 8% годовых. При этом каждый третий гражданин страны должен иметь возможность приобрести жилье с помощью собственных или заемных средств.
Кроме того, национальный проект предусматривает меры, которые раньше не применялись в рамках федеральных целевых программ. Внедряя рыночные механизмы, мы намерены продолжить работу и по совершенствованию жилищного законодательства. Правительство будет способствовать развитию массовой жилищной застройки, сокращать сроки согласования строительной документации и упрощать выделение земель под застройку; ликвидировать «коррупционные схемы» и локальные монополии; развивать малоэтажное домостроение и содействовать формированию рынка строительных материалов.
Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» рассчитан на 6 лет.
На первом этапе (2006–2007 гг.) Президентом России определены четыре приоритета:
• Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования.
• Повышение доступности жилья.
• Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры.
• Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем установленных категорий граждан.
Каждый из них реализуется по-своему.
Для реализации первого приоритета предусмотрена государственная поддержка системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и развитие инфраструктуры рынка ипотечных ценных бумаг. Это позволит увеличить объем ипотечного кредитования и снизить процентную ставку по кредитам.
В рамках второго приоритета оказывается государственная поддержка молодым семьям в приобретении квартир или строительстве индивидуального жилья на собственные средства или с помощью ипотечных жилищных кредитов.
Для реализации третьего приоритета государство будет сокращать административные барьеры, совершенствовать процедуры предоставления земельных участков под застройку, оказывать помощь в реализации крупных инвестиционных проектов, предоставит государственные гарантии по кредитам на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой и будет субсидировать процентную ставку по таким кредитам. Кроме того, у муниципалитетов появится право залога муниципальных и неразграниченных земель для получения инвестиционных кредитов на строительство инженерной инфраструктуры.
В рамках четвертого приоритета государство интенсифицирует выполнение своих обязательств перед ветеранами и инвалидами, муниципалитеты увеличат объемы предоставляемого социального жилья. Военнослужащим и некоторым другим категориям граждан будут предоставляться субсидии на приобретение жилья посредством реализации программы государственных жилищных сертификатов.
Основные направления национального проекта «Жильё»:
увеличение к 2010 г. объемов жилищного строительства в 2 раза, а в 2007 г. — на треть (до 56 млн. кв. м); увеличение доли населения, способного приобрести жилье, с 9 % до 30 %;
увеличение к 2007 г. объема ипотечных кредитов более чем на треть (до 151 млрд руб.) и снижение ставки по ипотечным кредитам с 15 % до 11 % в 2007 г. и до 8 % в 2008—2009 гг.;
выделение жилищных субсидий ряду категорий граждан;
модернизацию ЖКХ, увеличение к 2007 г. частных инвестиций в коммунальном секторе до 20 % и снижение износа коммунальной инфраструктуры с 60 % до 55 %.
1.4 Национальный проект «Развитие АПК»
Национальный проект в сфере сельского хозяйства направлен на приоритетное развитие животноводства, преодоление демографического кризиса в отрасли, на борьбу с бедностью, создание современного конкурентоспособного сельхозпроизводства, а также на стимулирование развития малых форм агробизнеса.
Основные направления национального проекта «Развитие АПК»
Развитие сельской кредитной кооперации
Развитие лизинга
Развитие животноводства и земледелия
В чем суть первоочередных мер в сфере АПК?
Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» включает в себя три направления:
«Ускоренное развитие животноводства»;
«Стимулирование развития малых форм хозяйствования»;
«Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе».
Реализация первого направления Национального проекта позволит повысить рентабельность животноводства и промышленного рыбоводства, провести техническое перевооружение действующих животноводческих комплексов (ферм), предприятий промышленного рыбоводства (аквакультуры) и ввести в эксплуатацию новые мощности.
Это станет возможным за счет:
— повышения доступности долгосрочных кредитов, привлекаемых на срок до 5 и 8 лет;
— роста поставок по системе федерального лизинга племенного скота, техники и оборудования для животноводства и промышленного рыбоводства благодаря увеличению уставного капитала ОАО «Росагролизинг», снижению ставки за использование средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг» и продлению срока лизинга техники и оборудования для животноводческих комплексов и предприятий промышленного рыбоводства (аквакультуры) до 10 лет;
— совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования путем утверждения объемов квот и таможенных пошлин на мясо в 2006-2007 годах и вплоть до 2009 года и отмены ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов.
В октябре 2006 года решением Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов в направление «Ускоренное развитие животноводства» включено пять дополнительных мероприятий.
В их числе: государственная поддержка племенного животноводства, отечественного овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства, развитие промышленного рыбоводства (аквакультуры), а также дополнение в связи с этим финансовой составляющей нацпроекта субсидированием 5-летних кредитов на развитие животноводства и аквакультуры.
Второе направление Национального проекта направлено на увеличение объема реализации продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
Это предполагается достичь путем:
— удешевления кредитных ресурсов, привлекаемых малыми формами хозяйствования АПК;
— развития инфраструктуры обслуживания малых форм хозяйствования в АПК – сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов (заготовительных, снабженческо-сбытовых, перерабатывающих, кредитных).
— развития системы земельно-ипотечного кредитования, что позволит выдавать кредиты под залог земельных участков и поможет решить проблему отсутствия залоговой базы для малых форм хозяйствования в АПК.
Реализация третьего направления позволит обеспечить доступным жильем молодых специалистов на селе, создаст условия для формирования эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса.
Основные цели на 2006-2007 годы:
По направлению «Ускоренное развитие животноводства»
увеличение производства мяса на 7%, молока на 4,5% при стабилизации поголовья крупного рогатого скота (КРС), в том числе коров, не ниже уровня 2005 г.;
увеличение реализации молодняка племенных животных на 15% к уровню 2006 г.
увеличение численности поголовья овец и коз на 3% к уровню 2005 года.
увеличение численности поголовья к уровню 2006 г.: оленей на 3,2%, лошадей на 2,8% к уровню 2005 года.
увеличение выпуска товарной продукции аквакультуры на 4,0% к уровню 2005 г.
По направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования»
увеличение объемов реализации продукции, произведенной ЛПХ и КФХ к 2008 году на 6% (относительно уровня 2005 года);
развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов (снабженческо-сбытовых, заготовительных, перерабатывающих, кредитных кооперативов);
создание системы земельно-ипотечного кредитования;
По направлению «Обеспечение жильем молодых специалистов на селе»
строительство (приобретение) 1392,9 тыс. кв. м жилья и улучшение жилищных условий не менее 31,64 тыс. молодых специалистов на селе.
2. Перспективные направления развития национальных проектов
в России
Президентская программа национальных проектов вызвала в политических кругах много рассуждений. Но все они свелись к тому, что такая программа необходима России. В преддверии парламентских выборов различные партии предлагают свои национальные проекты. Общая идея всех их сводится к следующему: четыре действующих национальных проекта направлены на улучшение демографической ситуации в стране: здравоохранение, образование, доступное жилье и развитие АПК, потому что на селе необходимо развивать рыночные отношения и бороться с бедностью. Мы должны повлиять на качество жизни, чтобы увеличилась рождаемость. Но «Доступное жилье» и «Развитие АПК» — это длительные проекты, а результаты «Образования» и «Здравоохранения» мы видим уже сейчас. Никогда лечебные учреждения — за все советское время — из федерального центра не получали такого количества оборудования, это оценивают все врачи. Кроме того, повышена зарплата медицинским работникам — всем: акушерам, фельдшерам, работникам «скорой помощи». Это тоже очень важный фактор.
Безусловно, реализация национальных проектов сталкивается с определенными трудностями. Национальный проект «Образование» должен быть направлен на развитие не только средних и высших учебных заведений, но и средне-специальных, о которых, кстати, поначалу забыли, и дошкольных. Система образования начинается с детского садика, а во многих садиках за минувшие 15 лет даже мебель не поменяли, нет новых игрушек, нет современных образовательных систем, которыми сейчас оснащаются школьные классы. Садики в основном существуют за счет спонсорской помощи, за родительский счет, однако должно быть серьезно увеличено и государственное федеральное финансирование детских дошкольных учреждений. Ведь все закладывается в самом раннем возрасте. Еще хочу обратить внимание на развитие школьных библиотек. Этому также уделяется мало внимания, школьная библиотека вообще не имеет никакого статуса. Не подготавливаются кадры для школьных библиотек, не поступает оборудование, не пополняются книжные фонды, а дети читают все меньше и меньше.
В отношении «Здравоохранения» — быстрее надо внедрять новые механизмы, проводить дальнейшую модернизацию. Плюс мы должны приложить максимум усилий к созданию перинатальных центров. В ближайшее время 16 таких центров построят, еще пять реконструируют, но возможности создать перинатальные центры в каждом субъекте федерации пока нет. Но хотя бы областные родильные дома оснастить современным оборудованием до первого и второго этапов выхаживания недоношенных детей вполне возможно.
Конечно, придумать нацпроектов можно много. Кто-то говорит: давайте запустим национальный проект по спорту, кто-то — по культуре. Однако в продвинутых регионах, где приоритеты расставлены правильно, у них кроме четырех федеральных нацпроектов есть свои региональные и по культуре, и по спорту, и по другим важным вопросам.
Екатерина Лахова, депутат Государственной думы, председатель Комитета по делам женщин, семьи и детей, член фракции «Единая Россия» отмечает, что еще один национальный проект, в котором нуждается наша страна — «Демография». Есть очень много факторов, крайне важных для улучшения демографической ситуации, однако в четырех имеющихся нацпроектах они учтены лишь частично. И заботиться надо не только о рождаемости. У нас очень большая смертность. Мы уже поставили задачу снизить смертность в 1,6 раза. Но и тут факторов очень много: дорожно-транспортный травматизм, алкоголизм, самоубийства… Введя специальный нацпроект, было бы удобнее выделять на решение вопроса демографии специальные средства из бюджета. Тем более что недавно вышел специальный указ президента с концепцией демографической политики до 2025 года — из него этот нацпроект и мог бы вырасти.
Можно было бы еще один нацпроект создать. Это духовно-нравственное воспитание детей, молодежи. Если оно не будет приоритетом, вряд ли мы за счет одной только экономики, за счет четырех нацпроектов вырвемся.
СПС: Нужна гуманизация российской власти. На нынешние национальные проекты государство тратит десятые доли процентов ВВП. В то же время на оплату сделки по покупке у Романа Абрамовича «Сибнефти» «Газпром» истратил 13 миллиардов долларов, что больше одного процента ВВП. Это значит, что национальный проект «Р. Абрамович» важнее для власти, чем все остальные.
Проект «Доступное жилье» провален от начала до конца, так как за годы реализации этого проекта жилье стало дороже в два раза, и проект стоит назвать — «недоступное жилье».
Национальный проект «Сельское хозяйство» находится в том же состоянии — полностью провален. Это наглядно показывают последние события — рост цен на молочную и хлебобулочную продукцию.
Теперь проект «Здоровье», в котором сейчас много внимания уделяется демографической политике. Да, сейчас строятся перинатальные центры, закупаются машины «скорой помощи», и даже сообщается, что растет рождаемость, а смертность падает. Но факты таковы, что смертность по-прежнему выше рождаемости и население сокращается. А здравоохранение либо платное, либо отвратительное, и ничего существенного в этой части не меняется, так как на здравоохранение выделяется около 3,5 процента ВВП. А в Европе — 8–9 процентов.
Считаю, что меры, направленные на повышение рождаемости, — финансовое стимулирование рождения двух и трех детей, — в том виде, в котором это предлагается, опасно для России. К сожалению, эти предложенные меры в большей степени интересуют люмпенизированные семьи, потому что для них 1,5−3 тысячи рублей — бешеные деньги, на которые можно купить несколько десятков бутылок водки.
Борис Немцов: Материнский капитал — 250 тысяч рублей, это три квадратных метра жилья в Москве и 8–9 — в регионах. Таким образом, эта проблема не решаема. Стоит отметить, что рождаемость высокая сейчас в Чечне, Дагестане, Татарстане и Башкортостане, а в русских областях, включая Москву, она очень низкая. Так что меры, предложенные Путиным, будут дополнительно стимулировать рождаемость в регионах, населенных преимущественно мусульманами, и никак не повлияют на рождаемость в преимущественно русских регионах. Так будет нарушаться межнациональный баланс, что смертельно опасно для будущего России.
Считаю, что надо стимулировать рождаемость в среднем классе путем списывания ипотечных кредитов — 15 процентов, 30 и 50 соответственно за первого, второго и третьего ребенка. Кроме того, надо проводить грамотную иммиграционную политику, привлекая специалистов, нужных российской экономике.
Проект «Образование». Компьютеризация страны — это, безусловно, правильная и нужная вещь, но это технологическая сторона. Для повышения уровня образования населения нужно изменить порядок финансирования образования, сделать доступными кредиты на образование. Но в этом направлении ничего не делается.
Считаю, что России нужен один национальный проект, который будет выражаться в перераспределении приоритетов в бюджете в сторону социальных программ. Нужна гуманизация власти: правительство должно поставить на первое место интересы человека, а не государства. Сейчас более 40 процентов российского бюджета тратится на бюрократию и военно-полицейские функции.
Главный национальный проект — это смена социально-экономического курса с коррупционно-бюрократического на социально-рыночный. Без смены курса ни одну из обозначенных проблем решить невозможно.
ЛДПР в лице Владимира Жириновского считает, что стране нужны «Дороги» и «Демография». «Мы полностью поддерживаем реализацию четырех уже имеющихся нацпроектов. Здоровье, жилье, образование и сельское хозяйство — без устранения проблем в этих областях невозможно говорить о полноценном развитии государства. Однако нужно ввести еще два национальных проекта — «Дороги» и «Демография».
Дороги нужны и экономике, и гражданам. У нас огромная страна, нужно дать людям возможность свободно по ней передвигаться на дешевом и быстром транспорте. Без этого экономику нам не поднять. Проблема дорог осталась у нас еще от царя! И заключается она не в том, что мы не умеем строить, а в огромных расстояниях и суровом климате нашей страны. Но сегодня у нас есть современные материалы и технологии, которые позволят, наконец, справиться с одной из двух традиционных бед России. Но для этого необходим отдельный нацпроект, который сосредоточится вовсе не только на прокладке новых шоссейных дорог. Упор должен быть сделан на использовании недооцененного в России водного транспорта – речного, морского, озерного.
Не стоит забывать и о том, что в России есть очень перспективные разработки. Государство может значительно выиграть, если обратит на них внимание. Взять, например, струнный транспорт, предназначенный для северных районов страны. Северный путь – самый короткий, но там тундра, вечная мерзлота: ни шоссейную, ни железную дорогу там как следует не положишь. А струнный транспорт держится на сваях, как линия электропередачи, — замечательная идея!
Другая инновационная разработка – пневмотранспорт. По сути это огромная лежащая на земле труба (вроде газо- или нефтепровода), внутри которой грузы движутся под давлением сжатого воздуха. В Европе такая технология нерентабельна – там слишком маленькие расстояния, слишком мало места. Но у нас земли полно и дистанции колоссальные – нам пневмотранспорт очень пригодится.
Второй нацпроект, который мы предлагаем, — «Демография». Ведь даже если у нас все будет хорошо с дорогами, образованием, жильем и сельским хозяйством, нужно, чтобы было, кому всеми этими благами воспользоваться! Имеющимися мерами мы можем уравновесить убыль и прибыль населения. Но стране нужен рывок, нужны 300 миллионов населения, то есть в два раза больше, чем сейчас. Это не моя фантазия, есть научные исследования, которые доказывают, что большая страна может быть самодостаточной, только если она перешагнула рубеж в 300 миллионов жителей. Посмотрите на мировых лидеров: США, Китай, Индия, Евросоюз – у всех больше.
Как нам удвоить население? Одним материнским капиталом и увеличением пособий здесь не обойдешься – денежная подпитка даст максимум процентов 20. А нам нужно 100! Мы рекомендуем ввести меры по поддержке бездетных семей – суррогатная мать, искусственное осеменение, выращивание в пробирке – это еще 20 процентов. Остальное мы предлагаем восполнить за счет «собирания» людей по всей планете. Излишки населения есть во всем мире: Африка, Азия, Латинская Америка. Можно договориться с руководствами перенаселенных стран, чтобы они отправили эти излишки на постоянное жительство в Россию. Например, в Бразилии столько бездомных детей, что их отстреливают, как собак. В Косово десятки тысяч сербов живут в палатках – давайте пригласим их сюда, и страна получит дополнительное население. В первую очередь мы должны позвать славян: Сербия, Украина, Белоруссия, Болгария, Македония и т. п. Затем – христианский мир: Грузия, Армения, Латинская Америка, Греция, Эфиопия и т. п. Потом — мусульман (особенно из Средней Азии) и жителей Тихоокеанского региона.
И речь здесь идет не о временных мигрантах, которые поработали и уехали. Нет, мы должны поселить этих людей в России на постоянной основе. И беспокоиться за нашу культуру не нужно. Главное – не селить приезжих компактно. Детей мы будем распределять в детские дома и семьи, чтобы они с малолетства впитывали наши традиции. Молодых трудовых мигрантов мы также будем селить в семьи по линии министерства труда (надеюсь, оно вскоре будет создано). У нас огромное количество одиноких женщин – подселим к ним приезжих в качестве помощников по хозяйству, они будут только рады. В некоторых случаях это приведет к браку, в любом случае — к рождению детей. Мигрант будет привязан к стране, у него здесь жена, ребенок, хозяйство. А даже если он и уедет, ребенок-то останется.
Такими мерами мы получим необходимые 250–300 миллионов населения. Не можем сами рожать — давайте брать людей из-за рубежа».
Заключение
Президентская программа приоритетных национальных проектов – это результат естественного развития политики государства. Она во многом определила дальнейшее направление России в решение приоритетных задач улучшения жизни россиян. Конечно, при реализации этой программы правительство сталкивается с определенными трудностями, но благодаря умелому руководству программа национальных проектов успешно действует на территории России, претерпевая определенные изменения. Результаты ее реализации красноречиво говорят сами за себя: строительство поликлиник и больниц, успешно начала действовать проект «Родовые сертификаты», значительно увеличился процент рождаемости и снизился процент смертности; многие школы за последний год были подключены к сети Интернет, повысилась заработная плата учителям; действуют программы поддержки молодых семей, программа ипотечного кредитования стала еще доступней. И еще многое предстоит сделать и решить. Но одно остается бесспорным: национальные проекты реально действуют и результаты их работы ощутимы. Их дееспособность и нужность подчеркивают все стороны власти. В своих предвыборных программах их развивают различные партии и фракции, предлагая новые национальные проекты или корректируя существующие. Следовательно, программа национальных проектов России – это приоритетное и эффективное направление в становлении государства.
Источники
blog.artnn.ru/
national.invur.ru/
wikimediafoundation.org
www.expert.ru/printissues/expert/2007/38/vybory/
http://www.kremlin.ru
www.rost.ru/
www.rus-reform.ru/