МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯРОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Башкирский ордена Трудового Красного Знамени
государственный аграрный университет
факультет Бухгалтерский учет и аудит
направление заочное (на базе высшего)
специальность Бухгалтерский учет и аудит
Кафедра экономической теории
СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМАКонтрольная работаОценка___________ Дата_____________ Подпись__________Уфа — 2000
Сущность и основные элементы
рыночного механизма.
1. Введение
2. Основные элементырыночного механизма:
1) Спрос ипредложение;
2) Цена равновесия;
3) Конкуренция –двигающий механизм рынка.
3. Преимущества инедостатки рыночного механизма
Рынок– это очень объемное понятие. В кратком определении невозможно осветить всеграни этой важнейшей экономической категории. По определению профессораЧепурина, рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанныйна децентрализованном и безличностном механизме ценовых сигналов. Важнейшимиусловиями возникновения рынка являются общественное разделение труда испециализация.
Поопределению Кэмпбелла Р. Макконнелли и Стэнли Л. Брю рынок – это институту илимеханизм, сводящий вместе покупателей ( предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг.
Рыночнаяэкономика основана на том, чтопроизводители свободны от власти «традиций» и не подчиненыгосударственным органам. Каждый решает, что производить, как и в каком количестве,исходя при этом из одной цели — личного интереса, повышения собственного благосостояния.В условиях разделения труда и личной свободы производитель изготавливаетпродукт не для своего потребления и не по приказу начальника, а для обмена.Продукт, произведенный специально для обмена, называется товаром. Толькообменяв его, производитель может получить то, в чем нуждается дляудовлетворения своих потребностей.
Главная установка рыночной экономики — свободавыбора видов и форм деятельности— декларирует право любогохозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия,выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономическойдеятельности в любой допускаемой законом форме. Под видами экономической деятельностиподразумевается производство разнообразных видов продукции, товаров, оказаниеплатных услуг, а также торгово-посредническая, финансово-кредитная, научно-информационная,управленческая деятельность.
При функционировании рыночной экономики действуют следующиепринципы:
1) Свободы ценообразования. Цена никем не назначается, аформируется в результате торга, на основе взаимного соглашения между продавцоми покупателем. Именно такие цены принято называть рыночными.
2) Децентрализации управления является производным отдругих принципов и вытекает из свойств этой экономической системы. Децентрализацияэкономики рыночного типа проявляется в отсутствии устанавливаемого центромгосударственного плана, подлежащего обязательному выполнению. Он заменяетсяиндикативным, рекомендательным, советующим планом-прогнозом (бизнес-планом).
3) Экономической ответственности. При рыночной экономике действует принципэкономической ответственности, предусматривающийэкономические способы, меры и средства возбуждения ответственности, возмещениеущерба лицами и организациями, которые в нем повинны. В основу принципаставится соблюдение договорных условий, нарушение которых обязательно караетсяреальными штрафами, санкциями, выплатой неустойки.
4) Конкуренции между предприятиями организациями, предпринимателями.В западной экономической литературе конкуренция представляется каксоперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически болеевыгодные условия производства и реализации продукции.
Рыночная экономика не может существовать ифункционировать без государственного регулирования,которое проявляется в формировании свода правил и ограничений рыночнойдеятельности, его поддержке и обновлении, контроле за соблюдением; изъятиичасти прибыли, дохода через действие системы налогообложения, посредством обязательныхплатежей в бюджет. Государственное регулирование рынка осуществляется на основезаконодательства, выпускаемых правительством нормативных актов, черезгосударственное планирование.
Любой рынок, независимо от его конкретного видабазируется на трех основных элементах. Во-первых, это цены.Изменение относительных цен служит для производителя ориентиром при определениенеобходимости изменения объемов производства. Изменение цен влияет на выбортехнологии производства. Цены, в конечном итоге предопределяют и то, кем будетпотреблен продукт.
Во-вторых, это спрос и предложение. Спрос(платежеспособный), по определению Чепурина, — это представленная на рынкепотребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которыепотребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение-это количество товара, которое имеется в продаже при данной цене. Изменениесоотношения между спросом и предложением порождает колебание рыночных ценвокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тотуровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и вконечном итоге равновесие производства и потребления.
В-третьих,это конкуренция. Она является необходимым элементом рыночногомеханизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенновлияет на способ достижения рыночного равновесия.
Наиболееэффективно рыночный механизм действует в условияхсвободной, или совершеннойконкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателейи продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм нарынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сампо себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.
В этой работе я бы хотела дать анализ основным элементамрыночного механизма. И раскрыть роль каждого в функционировании рыночнойсистемы.
Такиеосновополагающий понятия как спрос и предложения нельзя рассматривать отдельнодруг от друга, ибо они находятся во взаимосвязи и взаимообусловлены.
Термин спрос имеет для экономиста специфическоезначение. Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продуктов,которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможныхв течение определенного периода времени. Коренное качество спроса заключается вследующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет ксоответствующему возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих равныхусловиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Вобщем существует отрицательная или обратная связь, которую экономисты назвали«законом спроса» Что лежит в основе этого закона? Чтобы ответить на этотвопрос проанализируем этот закон. Обычно люди действительно покупают данногопродукта больше по низкой цене, чем по высокой. Для потребителей ценапредставляет собой барьер, мешающий совершить им покупку. Чем выше этот барьер,тем меньше продукта они будут покупать, а чем ниже ценовой барьер, тем большееего количество они приобретут. Иными словами, высокая цена отбивает употребителей охоту покупать, а низкая цена усиливает их желание совершитьпокупку. Уже тот факт, что фирмы устраивают «распродажи», служит нагляднымсвидетельством их веры в закон спроса. «Дни торговли по сниженным ценам»основаны на законе спроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путемповышения цен, а путем их снижения.
Обратную связь между ценой продукта и величиной спросаможем изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величинуспроса Q и цену Р.
Каждая точка представляет собой конкретную цену исоответствующее количество продукта, которое потребитель решит купить по этойцене.
/>Кривая спроса
/> P
/>/>/> P1
P2
/>
D
/>
0 Q1 Q2 Q
Эта кривая называется кривой спроса и в нейнаходит отражение закон спроса – люди покупают большее количество продукта принизкой цене, чем при высокой.
На спрос влияют кроме ценовых также и неценовые факторы.Вот некоторые из них:
1. Потребительские вкусы. Благоприятное для данногопродукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламойили изменениями моды, будет означать, спрос возрастет по каждой цене. Важноотметить, что технологические изменения в виде появления нового продуктаспособны привести к изменению потребительских вкусов.
2. Число покупателей. Очевидно, что увеличение на рынкечисла потребителей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителейнаходит отражение в сокращении спроса.
3. Доход. Воздействие на спрос изменений доходанесколько более сложно. В отношении большинства товаров повышение доходаприводит к увеличению спроса. По мере роста доходов потребители, как правило,покупают больше дорогих вещей. И, наоборот, при снижении дохода спрос на такиевещи падает. Товары, на которые спрос изменяется в прямой связи с изменениемдохода, называются товарами высшей категории или нормальными товарами. Товары,спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастаетпри снижении дохода, называются товарами низшей категории.
4. Цены на сопряженные товары. Здесь объяснение янахожу в одном простом примере. Повышение цены на сливочное масло влечет засобой повышение спроса на более дешевый маргарин.
5. Ожидания. Потребительские ожидания относительно такихфакторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способныизменить спрос. Ожидания потребителей относительно возможного повышения цен вбудущем могут побудить их покупать теперь, чтобы упредить угрожающее повышение цен. И наоборот ожидание понижения цен на товары ведет к сокращению спроса.
Итак,мы знаем закон спроса. Я думаю, что этот закон это характеристика рынка с точкизрения покупателей или потребителей. А с точки зрения продавцов? С этой точкизрения на все вопросы отвечает предложение. Предложение можно определить какшкалу, показывающую разные количества продуктов, которые производитель желает испособен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной ценеиз ряда возможных цен в течение определенного периода времени. Данное КэмпбелломР. Макконелломм и Стэнли Л. Брю определение предложения показывает, какиеколичества продукта, будут предъявлены к продаже по разным ценам, притом все остальныефакторы остаются неизменными, причем рассматривается вопрос с точки зрения выгодностицены. Теперь нетрудно понять, что между ценой и предложением существует прямаяили положительная связь. С повышением цены возрастает и величина предложения;со снижением цен сокращается также и предложение. Эта специфическая связьназывается законом предложения. Он просто показывает, что производителихотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего товара повысокой цене, чем они хотели бы это сделать по низкой цене. Как и в отношенииспроса мы можем показать закон предложения в виде графика.
Кривая предложения/> /> /> /> /> /> /> /> />
P
S
/>/> P2
/>/>/>
P1
0 Q1 Q2 Q
Q –количество товара, доставленного на рынок. Р – движение цены. S – кривая предложения.
Существует тесная связьмежду предложением и издержками производства. Если покупателя при приобретении товара на рынке интересует, преждевсего, его полезность, то для продавца (производителя) центральное местозанимают издержки производства. Поскольку в условиях совершенной конкуренциипроизводитель практически не может воздействовать на уровень рыночной цены,постольку именно уровень издержек производства оказывает определяющее воздействиеи на размер прибыли, и на возможности расширения производства, и на то,останется ли фирма вообще на данном рынке или будет вынуждена покинуть его.Определим основные виды издержек фирмы. Издержки подразделяются на двебольшие категории: постоянные и переменные.Постоянные издержки — эторасходы, которые остаются неизменными, каково бы ни было количествопроизводимой продукции. К ним относятся плата за аренду помещения, затраты наоборудование, оплата управленческого и административного персонала и т. п.
Переменные издержки меняются впрямой зависимости от объема производства. Они связаны с затратами на покупкусырья и рабочей силы. Динамика переменных издержек неравномерна: начиная снуля, по мере роста производства они первоначально растут очень быстро; затем,по мере дальнейшего увеличения объемов производства, начинает складыватьсяфактор экономии на массовом производстве, и рост переменных издержек становитсяуже более медленным, чем увеличение продукции. В дальнейшем, однако, когдавступает в действие закон убывающей производительности, переменные издержкиснова начинают обгонять рост производства.
Такимобразом, совокупное предложение как сумма рыночного предложения отдельных фирмзависит в конечном итоге от уровня издержек производства
Необходимозаметить, что и на предложение также влияют неценовые факторы:
1) Цена на ресурсы.Снижение ресурсных цен снизит издержки производства и увеличит предложение.Например, если цены на семена и удобрения кукурузы снизятся, можно ожидатьувеличения предложения кукурузы и наоборот, повышение цен на ресурсы увеличитиздержки производства и сократит предложение.
2) Технология.Совершенствование технологии означает, что открытие новых знаний позволит болееэффективно произвести единицу продукции, то есть с меньшей затратой ресурсов.При данной ценах на ресурсы снизятся производственные издержки, и увеличитсяпредложение.
3) Налоги и дотации.Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства, тоесть включают их в себестоимость. Поэтому повышение налогов, увеличиваетиздержки производства и сокращает предложение. Напротив когда государстводотирует или по-другому субсидирует производство, оно фактически снижаетиздержки и увеличивает предложение.
4) Цены на другиетовары. Например, снижение цены на пшеницу может побудить производителейвыращивать кукурузу и т.д.
5) Ожидания.Ожидания изменения цены продукта в будущем также могут повлиять на желаниепроизводителя поставлять продукт на рынок в настоящее время.
6) Число продавцов.Чем больше на рынке поставщиков товара, тем больше его предложение.
Итак,осуществив анализ спроса и предложения попытаемся определить, что же полученов результате действия механизма спроса и предложения. Ограниченное количествоимеющихся в обществе товаров распределено между возможными их потребителями.Это было, как утверждает П. Самюэльсон, «распределение по кошельку». Если мыналожим друг на друга кривую спроса и кривую предложения мы увидим, что в какой–то точке они пересекутся.
/>
Здесь в точкеЕ будет равновесная цена, или как еще называют ее экономисты – ценарыночного клиринга. Причем равновесие здесь означает «покой» или «гармония». Важно подчеркнуть, что при цене равновесия устанавливаетсяравенство не покупок и продаж — такое равенство существует при любой цене. Прицене равновесия количество продукции, в пределах которой потребителинамерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количествупродукции, которое производителинамерены продолжать поставлять нарынок. Только при такой цене будет отсутствовать тенденция к повышению илипонижению цены.
Такимобразом, конкуренция и колебания спроса и предложения привели к установлениюравновесия на рынке. Ограниченное количество имеющегося в обществе данноготовара распределено между возможными его потребителями. Но это лишьчастичноеравновесие на единичном рынке. Надо учитывать, что цены на рынке находятсяв постоянном движении вследствие изменений в предложении или спросе товаров.Эти изменения не являются независимыми друг от друга, а, напротив, всевзаимосвязаны. Каждое изменение цены одного товара приводит к изменениям вцене других товаров. Существует целая система цен, которая может оказаться вравновесии, если рассматривать ее в определенный момент и одновременно в еесовокупности. В этом случае говорят обобщем равновесии рынка. В точкеравновесия экономическое движение прекращается. Для того, чтобы оно началосьвновь, должны измениться внешние условия — уровень цен, технология, ожидания ипредпочтения производителей или потребителей. Конечно, равенство спроса ипредложения — это теоретическая абстракция, ибо в реальной хозяйственнойпрактике такое совпадение бывает весьма редким. Однако именно эта абстракцияпозволяет выявить наиболее важные закономерности функционирования рыночногомеханизма.
Как мы уже говорили,двигающим механизмом рынка является конкуренция. Рыночный механизм предложенияи спроса сообщает желания потребителей (общества) предприятиям, а через них ипоставщикам ресурсов. Однако именно конкуренция заставляет предприятия ипоставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять эти желания. Проиллюстрируемсказанное. Мы видели, что увеличение потребительского спроса на какой-нибудьпродукт повышает цену этого товара сверх издержек его производства, включающихзаработную плату, ренту, процент и нормальную прибыль. Образующаяся врезультате экономическая прибыль служит, по существу, сигналом для производителейо том, что общество требует большое количество этого продукта. Именно конкуренция– особенно способность новых фирм вступать в данную отрасль – одновременновызывает расширение производства и понижение цены продукта до уровня, точно соответствующегоиздержкам производства. Однако если в отрасли отсутствует конкуренция и в нейгосподствует, скажем, одна гигантская фирма (монополист), которая в состояниивоспрепятствовать вступлению в отрасль потенциальных конкурентов, такая фирма может,предотвращая расширение отрасли, продолжать извлекать экономическую прибыль.
Между тем конкуренция неограничивает свою роль гарантированием надлежащей реакции на потребностиобщества. Именно конкуренция заставляет фирмы переходить на самые эффективныетехнологии производства. На конкурентном рынке неспособность некоторых фирмиспользовать самую экономичную технологию производства, в конечном счете,означает их устранение другими конкурирующими фирмами, которые применяютнаиболее эффективные методы производства. Например, как мы уже видели,конкуренция обеспечивает обстановку, способствующую техническому прогрессу.
Весьма примечательным аспектомфункционирования и корректировочных операций конкурентной рыночной системыявляется то, что она создает необычайное и важное тождество – тождество частныхи общественных интересов. Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличениясобственной выгоды и действующие в рамках остро конкурентной рыночной системы,одновременно – как бы направляемые «невидимой рукой» — способствуют обеспечениюгосударственных или общественных интересов. Предприятия, стремящиеся получатьболее высокую прибыль, с одной стороны, и поставщики ресурсов, добивающиесябольшого денежного вознаграждения за них, — с другой, сговариваются междусобой об осуществлении тех самых изменений в распределении ресурсов – а,следовательно, и в структуре продукции, которые в данное время требуетобщество. Иными словами, сила конкуренции контролирует или направляет мотивличной выгоды таким образом, что он автоматически и непроизвольно способствуетнаилучшему обеспечению интересов общества. Концепция «невидимой руки»заключается в том, что, когда фирмы максимизируют свою прибыль, общественныйпродукт тоже максимизируется.
Теперь, когда мы определилии раскрыли основные элементы рыночного механизма, я думаю, необходимо,определить какие же преимущества и недостатки имеются у рыночной системы. Тоесть дать ей оценку.
Рынок как определенный механизм распределения и использованияограниченных ресурсов, основанный не на принуждении и приказах (как в жесткоцентрализованной экономической системе), а на добровольном обмене, имеет целыйряд очевидных преимуществ.
Рыночныймеханизм с высокой степенью эффективности решает проблему производстванеобходимых потребителям товаров и услуг. Через рынок происходит стихийноеприспособление объемов и структуры производства к объему и структуреобщественных потребностей, распределение факторов производства междуразличными отраслями, т. е. решается вопрос, что и в каком количестве производить.Рыночная экономика в принципе (за некоторыми весьма редкими исключениями) незнает таких традиционных для командно-административной системы явлений, какдефицит, товарный голод, очереди и т. д.
Вотличие от затратного, расточительного характера командно-административнойсистемы, с большим трудом, медленно и болезненно внедряющей достижениянаучно-технического прогресса, рыночная система стремится использоватьимеющиеся ресурсы наиболее эффективным образом. Производитель в условияхжесткой конкурентной борьбы может укрепить свои позиции, расширить рынки сбыта,увеличить получаемую прибыль главным образом путем снижения издержек, ростапроизводительности труда, совершенствования технического уровня производства.Используя последние достижения науки и техники, производитель получает хотя ивременные, но весомые преимущества в конкурентной борьбе за счет сниженияиндивидуальных издержек и получения квазиренты. Таким образом, сам рыночныймеханизм создает постоянно действующие стимулы для повышения эффективностипроизводства. Командно-административная система, провозглашая на словахпринцип распределения по труду, на практике осуществляет жесткийцентрализованный контроль за уровнем доходов, что неизбежно порождает преимущественноуравнительное распределение, не создающее должных стимулов к труду. С этойточки зрения рыночный механизм обладает несомненным преимуществом, посколькуустанавливает четкую зависимость между реальным вкладом в созданиенеобходимого потребителю товара и размером получаемого дохода. Рынок в должноймере вознаграждает тех, кто интенсивно и эффективно работает, строго дифференцируетдоход каждого и тем самым постоянно поддерживает действенные стимулы к труду.
Следуетособо подчеркнуть, что в рыночной экономике не существует производства радипроизводства. В центре рынка стоит потребитель, на него постоянно ориентированопроизводство. Основная задача любого товаропроизводителя — найти на рынкепотребителя своей продукции, продать ему товар.От того, насколькоуспешно решается эта задача, в конечном итоге зависит благосостояние производителя.Поэтому именно потребитель, используя находящиеся в его распоряжении деньги,оказывает в конечном итоге определяющее влияние на то, что производится и кудаидут произведенные товары.
Наиболееэффективно свои функции рыночный механизм осуществляет в условияхэкономической свободы, которая подразумевает свободу предпринимательства, свободуперемещения ресурсов по разным сферам применения, свободу выбора продавцов и покупателей,свободу ценообразования. Это означает, что важным преимуществом рыночнойэкономики является то, что это саморегулирующаяся система. Она способна эффективнофункционировать без прямого вмешательства государства. Эта система обладаетопределенным внутренним порядком и подчиняется определенным закономерностям.
Наконец,очевидно, главным преимуществом рыночной системы является то, что это некакая-то умозрительная схема, искусственно сконструированная и насильственновнедряемая. Рынок, зародившийся несколько тысячелетий назад, развивалсяестественным путем, прошел сложный путь развития, изменяясь, приспосабливаясь кменявшимся условиям и тем самым доказал свою жизнеспособность. В этом смыслерыночную экономику можно рассматривать как достижение человеческой цивилизации,как наиболее эффективную из всех известных до сих пор форм организации общественногопроизводства.
Былобы большой ошибкой рассматривать рынок как идеальный механизм, лишенныйкаких-либо недостатков и противоречий.Рыночная экономика является динамичной,но недостаточно стабильной системой. Эта макроэкономическая нестабильностьрыночной системы имеет целый ряд проявлений: неустойчивые темпы экономическогороста и циклический характер развития; недоиспользование ресурсов и неполнаязанятость; нестабильность общего уровня цен и инфляция.
Какуже отмечалось, одним из обязательных элементов рыночного механизма, его движущейсилой является конкуренция. Однаковнутри самой рыночной системы происходятпроцессы, которые могут существенно ослабить силы конкуренции. Во-первых,хотя с общественной точки зрения конкуренция более чем желательна, каждыйотдельный предприниматель стремится избавиться от тех жестких ограничений,которые она налагает на него. Во-вторых, технический прогресс, постоянно стимулируемыйрыночным механизмом, во многих отраслях требует, с чисто технологической точкизрения, крупномасштабного производства, что ведет к увеличению размеров фирм.Таким образом, рынок внутри себя неизбежно рождает монополию, а монополия,господствуя на рынке, концентрирует в своих руках экономическую власть иполучает возможность устанавливать монопольные цены и извлекать монопольнуюсверхприбыль.
Рыночныймеханизм в целом эффективно распределяет ограниченные ресурсы. Однако рынок —это механизм, базирующий свою деятельность на ценностных показателях,выраженных в деньгах. Поэтому и эффективность распределения достигается лишь втом случае, если все эффекты (выгоды и издержки), порождаемые производством ипотреблением того или иного блага, могут быть учтены рынком, т. е. получаютсвое отражение в цене.
Говоряо недостатках рыночной системы, обычно особо подчеркивают социальные проблемы.Действительно,рынок порождает значительную дифференциацию доходов, имущественноерасслоение населения. Но поскольку товары в рыночной экономике направляютсятуда, где имеется больше денег, рынок может предписать некоторым людям голодатьиз-за недостаточности дохода, а другим — получать чрезмерные доходы и пребыватьв роскоши. Кроме того, рынок предъявляет одинаково жесткие требования ко всем,но разные люди находятся в разном положении: в любом обществе существуют достаточномногочисленные социально уязвимые слои — больные, инвалиды, сироты и т. д.,которые объективно не могут участвовать в конкурентной борьбе. Рыночнаясистема сама по себе не заботится об этих людях и может оставить их безсредств к существованию.
Вместес тем такая постановка вопроса не вполне корректна. Ведьрынок представляетсобой социально нейтральный механизм, призванный решать экономическиепроблемы распределения ограниченных ресурсов. Социальные проблемы должно решатьгосударство и проводить активную социальную политику.
Вцелом же наличие у рыночного механизма существенных недостатков приводит кнеобходимости его регулирования, главным образом путем вмешательствагосударства в экономическую жизнь. Основные функции государства состоят впроведении макроэкономической политики (антициклической, антиинфляционной,политики полной занятости) и антимонопольной политики, в предоставленииобщественных благ и регулировании внешних эффектов, а также в решениисоциальных проблем.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Казаков А.П. Экономика. Курс лекцийпо экономической теории и предприниматьельству; М.: 1997 с. 12-19;
2. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л.Брю. «Экономикс»; М.: Издательство «Республика» 1993, с.62-87;
3. Самуэльсон П. Экономика т.1 М.: НПО«Алгон» ВИИСИ «Машиностроение» 1994; с.51-55;
4. Курс экономической теории; под ред.Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Издательство «АСА» К.:1994; с.107-151.