Реферат по предмету "Экономико-математическое моделирование"


Экономико-статистический анализ себестоимости продукции на ООО "Кирилловлес"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вологодскийгосударственный технический университетКафедра экономико-математического моделирования

КУРСОВАЯРАБОТА
постатистике
на тему
Экономико-статистическийанализ себестоимости продукции на ООО «Кирилловлес»
Выполнил: студент группы МЭТ-31
Глебов Г.З.Вологда
2010

Содержание
Введение
1. Сущность и значение показателя себестоимости продукции
2. Характеристика продукции, выпускаемой ООО «Кирилловлес»
3. Анализ структуры себестоимостипродукции
4. Оценка выполнения плана и динамики себестоимости продукции индексным методом
5. Анализ себестоимости продукциив динамике
5.1 Характеристика вариации себестоимости продукции
5.2 Показатели динамики себестоимости продукции
5.3Выявление основной тенденции ряда динамики себестоимости продукции
6. Исследование влияния факторов на себестоимость продукции
6.1 Выбор факторов, влияющих на себестоимость продукции графическим методом
6.2 Оценка влияния факторов методоманалитической группировки
6.3 Корреляционно-регрессионныйанализ
Выводы и предложения
Список используемых источников
Приложение

Введение
Внастоящее время в России развивается производство, а вместе с ним рынок иэкономика страны. Если раньше в начале девяностых годов при дефиците товаров нестояла острая проблема реализации продукции, то сегодня можно сказать, что онасуществует. С процессом наполнения рынка товарами и услугами растетконкуренция, что заставляет участников рыночных отношений отстаивать свою долюрынка. В итоге верх одерживает тот, у кого выше качество и ниже цена напродукцию или услугу. Именно эти два основных фактора влияют на исход борьбы, арезервы улучшения этих факторов как раз и заложены в себестоимости. [8;9].
Большая частьпредприятий, прежде чем начать свое производство, в качестве основной целиставят получение прибыли. Прибыль предприятия во многом зависит от цены продукции и затрат на ее производство. Ценапродукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Подвоздействием законов рыночного ценообразования, в условиях свободнойконкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителяили покупателя — она выравнивается автоматически. Другое дело — затраты,формирующие себестоимость продукции. Они могут возрастать или снижаться взависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, уровнятехники, организации производства и других факторов. Естественно, чем выше затраты, темниже прибыль и наоборот. То есть между этими показателями существует обратнаяфункциональная связь. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижениязатрат, которые он может привести в действие при умелом управлении.
Изучение себестоимостипродукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли ирентабельности, достигнутому на предприятии. В обобщенном виде себестоимостьпродукции отражает все стороны хозяйственной деятельности предприятий, ихдостижения и недостатки. Можно отметить, что себестоимость применяется дляисчисления национального дохода в масштабах страны, является одним из основныхфакторов формирования прибыли, является одной из основных частей хозяйственнойдеятельности и соответственно одним из важнейших элементов управления.Себестоимость продукции неразрывно связана почти со всеми показателямихозяйственной деятельности предприятия, и они получают в ней свое отражение. [8;10].
Анализируя данные учета и отчетности, статистика решает вэтой области следующие основные задачи:
ü изучает структурусебестоимости по видам затрат и выявляет влияние изменений структуры затрат надинамику себестоимости;
ü анализируетфакторы, влияющие на динамику себестоимости;
ü выявляет резервыдальнейшего снижения себестоимости и повышения экономической эффективностипроизводства.
Но для того, чтобы решатьпоставленные выше задачи статистики себестоимости необходимо иметь четкоезнание теоретического и практического содержания себестоимости как экономическойкатегории и как инструмента, средства, инструменты воздействия на результатыхозяйственной деятельности. [9;10].
Успех фирмы зависит отформирования себестоимости по нескольким причинам:
1) затраты напроизводство изделия выступают важнейшим элементом при определении справедливойи конкурентоспособной продажной цены;
2) информация осебестоимости продукции лежит в основе прогнозирования и управленияпроизводством и затратами;
3) знаниесебестоимости необходимо для определения рентабельности отдельных видовпродукции и производства в целом, определения оптовых цен на продукцию,осуществления внутрипроизводственного хозрасчета.
В себестоимости продукцииотражаются достижения и недостатки в любой области хозяйственной деятельностипредприятия. Важность этого показателя особенно усиливается, в связи с большимобъемом производства и непрерывным его ростом, так как при этом снижение одногоиз элементов затрат себестоимости приводит к росту конкурентоспособности ирентабельности продукции
Целью данной курсовой работы являетсяопределение резервов снижения себестоимости продукции на предприятии на основестатистико-экономического анализа показателей себестоимости и использованиистатистических методов в их исчислении. Выявление возможностей повышения эффективностииспользования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессепроизводства и сбыта продукции должно опираться на комплексный анализ работыпредприятия: изучение технического и организационного уровня производства,использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов,рабочей силы, хозяйственных связей. [10;9]
Целью курсовой работы являетсяэкономико-статистический анализ предприятия ООО «Кирилловлес» на основепоказателей себестоимости продукции.
В соответствии с поставленной целью принаписании курсовой работы решались следующие задачи:
1. Изучить сущность и значение показателя себестоимости продукции;
2. Характеризовать продукциювыпускаемую ООО «Кирилловлес» и сделать анализ структуры её себестоимости;
3. Проанализировать влияние различныхфакторов на уровень себестоимости выпускаемой продукции;
4. Сделать выводы на основерезультатов выполненного анализа себестоимости продукции и предложить меры поеё снижению на ООО «Кирилловлес».
В курсовой работе применяются следующиестатистические методы: аналитических группировок, средних и относительныхвеличин, метод сопоставления, графический, индексный.

1. Сущность и значение показателясебестоимости продукции
В процессе хозяйственной деятельностипредприятие осуществляет издержки (материальные, трудовые, финансовые).Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов на производство продукции иее реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называютсясебестоимостью и включаются в стоимость продукта. Таким образом, себестоимость являетсячастью цены товара,причем она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от измененияусловий производства и реализации продукции. Себестоимость входит в число особо значимыхпоказателей эффективности хозяйственной деятельности. Онапредставляет собой затраты предприятия на производство и обращение, служитосновой соизмерения расходов и доходов, то есть самоокупаемости. Себестоимостьпоказывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция, сколькоможно заработать на продаже продукции или какую «накрутку» сделать сверхсебестоимости, то есть она является основой ценообразования. Если стоимостьреализуемой продукции больше себестоимости, то имеет место расширенноепроизводство. Если в процессе реализации продукция меньше себестоимости, то необеспечивается даже простое воспроизводство. Без преувеличения этот показатель наиболее чутко реагирует наситуацию, которая складывается на предприятиях, в производстве отдельных видовизделий и в целых отраслях. [11].
Себестоимость — это выраженные встоимостной форме текущие затраты предприятия на производство и реализациюпродукции (работ,услуг).
В Положении о составе затрат попроизводству и реализации продукции (работ, услуг), утверждено постановлениемПравительства РФ от 5 августа 1992г. № 552, себестоимость определяется какстоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ,услуг) природных ресурсов, сырья, топлива, материалов, энергии, основныхфондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство иреализацию.
При планировании, учете икалькулировании себестоимости продукции предприятие имеет право суммировать всебестоимость также и иные произведенные им расходы и платежи, непосредственноне связанные с производством и реализацией продукции. Эти расходы«законодатель» позволил относить на себестоимость, и которые в дальнейшемявляются составной частью формируемой цены товара, т.е. будут компенсированыпредприятию потребителем его продукции. [7].
Условно себестоимостьвыпускаемой предприятием продукции можно рассматривать с экономических июридических позиций. В экономическом аспекте себестоимость продукциипредставлена как стоимостное выражение любых издержек на ее производство иреализацию, именуемые затратами. В юридическом разрезе себестоимостьпроизведенных предприятием расходов нужно учитывать только тогда когда этодозволяет законодательство.
Как экономическаякатегория себестоимость продукциивыполняет ряд важнейших функций:
1.  Учет и контроль всех затрат на выпуски реализацию продукции;
2.  База для формирования оптовой цены напродукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;
3.  Экономическое обоснованиецелесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническоеперевооружение и расширение действующего предприятия;
4.  Определение оптимальных размеровпредприятия;
5.  Экономическое обоснование и принятиелюбых управленческих решений и др.
Себестоимостьпродукции является не только важнейшей экономической категорией, но икачественным показателем, так как она характеризует уровень использования всехресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжениипредприятия. В себестоимость входят затраты, связанные:
—   непосредственно спроизводством (сырье, материалы, приобретенные изделия и полуфабрикаты,топливо, энергия и т.д.);
—   с обслуживаниемпроизводственного процесса и его управлением;
—   с оплатой труда иотчислениями в фондсоциальной защиты, а также платежи по имущественному страхованию;
—   с затратами на ремонтосновных производственных фондов;
—   с амортизационнымиотчислениями на полное восстановление (реновацию) основных фондов;
—   с расходами на реализациюпродукции.
Причем следует отметить, что все компоненты учитываются по фактическим затратам,независимо от того, произведены ли они в пределах установленных действующимзаконодателъством норм или превышают их. То есть эти компоненты являются затратами прошлого труда ужесовершенного. Данноеобстоятельство особо важно для обоснованного налогообложения прибыли. [10].
В отечественнойтеории и практике в зависимости от объекта, для которого определяются затраты,различают следующие видысебестоимости :
—   Себестоимость всей продукции,под которой понимается общая сумма затрат на ее производство и реализацию. Приэтом различают полную производственную себестоимость и полную (коммерческую)себестоимость продукции.
Полнаяпроизводственная себестоимость — это общая сумма прямых и косвенных затрат напроизводство товаров или услуг.
Полная (коммерческая) себестоимость включаетв себя полную производственную себестоимость, а также сумму внепроизводственных(коммерческих) расходов.
—   Индивидуальная себестоимость,т.е. себестоимость конкретной единицы продукции. Опр еделяется исключительно вслучае единичного производства, например при изготовлении уникальногооборудования.
Средняясебестоимость — данный показатель может быть рассчитан дляотдельных предприятий и для отраслей определяется как средневзвешенная величинаи характеризует средние затраты на единицу продукции. [9]

2. Характеристика продукции, выпускаемойООО «Кирилловлес»
Основными видами продукции, выпускаемойна лесозаготовительном предприятии ООО «Кирилловлес» являются древесина и дроватопливные. К деловой древесине относят:
—   балансы(березовые, хвойные, осиновые);
—   пиловочник(хвойный, березовый, осиновый);
—   фанерныйкряж березовый.
Заготовка древесины ведется наспециально отведенном участке рабочими в составе шести человек. Техника иинструмент закреплены за ними же. После завершения первичной обработки хлыстывывозят на лесовозах МАЗ – 509А и ТМЗ – 803 с верхнего склада на нижний склад,на раскряжевочную эстакаду, где хлысты кряжуют на заданную длину (6, 4 и 3 м), сортируют и складывают штабелями.
Таблица 2.1 Состав себестоимостиделовой древесины по элементам затрат, тыс. руб.Элементы затрат 1 год 2 год план факт
Материалы
Амортизация
Зарплата
Отчисления на соц. нужды
Прочие затраты
Полная себестоимость
189 588
114 320
259 188
104 971
282 766
950 763
199 823
78 650
401 364
158 539
625 365
1 463 741
404 621
253 620
555 635
219 476
331 467
1 764 819

Таблица 2.2 Составсебестоимости дров по элементам затрат, тыс. руб.Элементы затрат 1 год 2 год план факт
Материалы
Амортизация
Зарплата
Отчисления на соц. нужды
Прочие затраты
Полная себестоимость
9 790
5 680
12 009
4 863
16 247
48 589
11 108
4 020
12 400
4 898
16 774
49 200
36 497
6 115
50 617
19 899
38 821
151 949
Таблица 2.3. Составсебестоимости деловой древесины по калькуляционным статьям, тыс. руб.Калькуляционные статьи 1 год 2 год план факт
Сырье и материалы
Топливо и энергия на техн. нужды
Заработная плата
Расходы на подготовку и освоение производства
Цеховые расходы
Общехозяйственные расходы
Потери от брака
Прочие
Производственная себестоимость
Внепроизводственные расходы
Полная себестоимость
49 866
129 689
364 159
10 033
43 612
112 757
-
240 647
950 763
-
950 763
58 000
129 322
559 903
12 501
51 000
137 033
-
515 982
1 463 741
-
1 463 741
194 185
199 042
775 111
 
11 394
47 951
114 712
-
422 424
1 764 819
-
1 764 819
Таблица 2.4 Составсебестоимости дров топливных по калькуляционным статьям, тыс. руб.Калькуляционные статьи 1 год 2 год план факт
Сырье и материалы
Топливо и энергия на техн. нужды
Заработная плата
Расходы на подготовку и освоение производства
Цеховые расходы
Общехозяйственные расходы
Потери от брака
Прочие
Производственная себестоимость
Внепроизводственные расходы
Полная себестоимость
2 540
6 628
16 872
622
2 230
9 243
-
10 454
48 589
-
48 589
2 387
8 721
17 298
-
4 217
8 930
-
7 647
49 200
-
49 200
16 719
17 137
70 516
2 641
3 748
25 657
-
15 531
151949
-
151 949
Таблица 2.5 Факторы,влияющие на себестоимость деловой древесиныГод, месяц Себестоимость,  руб.
Объем продукции,  м3 Заработная плата,  тыс. руб.
1 год
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
2 год
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
37 675
23 726
33 726
46 656
37 315
49 105
56 498
39 642
122 906
68 634
50 768
59 754
57 082
69 657
91 204
97 141
187 092
180 221
218 846
198 735
153 611
250 961
106 387
92 476
1 145
1 804
2 050
1 037
1 498
1 547
963
1 354
876
1 587
1 243
3 001
4 276
4 704
2 924
1 000
568
373
319
263
317
359
1 637
1 790
1 825
943
10 740
3 132
5 722
7 128
12 048
2 417
14 720
6 079
3 647
6 833
3 710
4 528
8 928
6 314
12 161
11 714
13 227
11 918
8 985
16 313
6 915
6 010

3. Анализ структуры себестоимостипродукции
Прианализе структуры себестоимости необходимо уделить внимание тем затратам,которые занимают наибольший удельный вес в общей величине себестоимости.
Результатывычислений приведены в приложении (таблица П1).
Наибольшийудельный вес в фактической структуре себестоимости деловой древесины имеют:заработная плата (44%), затраты на топливо и энергию на техн. нужды (11%) ипрочие затраты (24%).
Перерасходфактических затрат по сравнению с запланированными произошел по трем статьям(сырье и материалы, топливо и энергию на техн. нужды, заработная плата) и витоге составил 301078,00 тыс.руб.
Наибольшеевлияние на изменение общей величины себестоимости оказали: затраты на материалы(+45%) и прочие затраты (-31%).
/>
Рис.3.1 — Структура себестоимостиделовой древесины по плану
/>
Рис.3.2 — Структура себестоимостиделовой древесины по факту

4. Оценка выполнения плана и динамикисебестоимости продукции индексным методом
Изменение себестоимости деловойдревесины и дров за разные периоды времени.
Индивидуальные индексы и перерасход отроста себестоимости продукции:
ü  изменениесебестоимости деловой древесины, предусмотренное планом:
/>;(4.1)
Таким образом, запланированный ростсебестоимости деловой древесины в отчетном периоде по сравнению с базиснымсоставил 50%.
ü  фактическоеизменение себестоимости деловой древесины:
/>;(4.2)
Фактический же рост себестоимостиделовой древесины в отчетном периоде составил 81%.
ü  отклонениефактической себестоимости деловой древесины от плановой:
/>;(4.3)
Рост фактической себестоимости деловойдревесины сверх запланированного значения равняется 21%.
ü  перерасходот увеличения себестоимости деловой древесины:
1. плановая
/>490659,62 тыс.руб.;(4.4)
2. фактическая
/>791737,62 тыс.руб.;(4.5)
3.  сверхплановая
/>301078,00 тыс.руб.;(4.6)
где/>,/>,/> – себестоимость единицы продукцииданного вида за отчетный, базисный и плановые периоды, ден. ед.;
/>,/> – выпуск продукции фактически за отчетный период и поплану, нат. ед.
Запланированный перерасход от увеличениясебестоимости деловой древесины составлял 490659,62тыс.руб. Фактический перерасход от увеличения себестоимости деловой древесины равен791737,62 тыс.руб. Таким образом, перерасходсверх плана от увеличения себестоимости деловой древесины составил 301078,00 тыс.руб.
Общие индексы и перерасход от ростасебестоимости сравнимой продукции:
ü индекс плановогозадания по снижению себестоимости сравнимой товарной продукции:

/>;(4.7)
ü индекс выполненияплана по снижению себестоимости продукции:
/>(4.8)
индекс фактической динамикисебестоимости продукции:
/>;(4.9)
ü экономия отснижения себестоимости сравнимой продукции:
- плановая
/>=490659,62 тыс.руб.;(4.10)
- фактическая
/>= 791737,62 тыс.руб.;(4.11)
- сверхплановая
/>= 301078,00 тыс.руб.(4.12)
Полученные результаты свидетельствуют о том,что наблюдается повышение себестоимости и, следовательно, перерасход.
Ввиду постоянного обновления продукциидоля сравнимой продукции может быть незначительной, поэтому при планировании ианализе себестоимости применяют показатель затрат на 1 руб. товарной продукции,при этом учитывается вся продукция, а не только сравнимая. Определите затратына рубль товарной продукции:
Ø по плану для запланированного объема и состава продукции:
/>руб./руб.;(4.13)
Ø по плану для фактического объема иассортимента продукции:
/> руб./руб.;(4.14)
Ø фактические затраты на 1 руб.товарной продукции в действующих оптовых ценах предприятия:
/> руб./руб.;(4.15)
Ø фактические затраты на 1 руб.товарной продукции в оптовых ценах предприятия, принятых в плане:
/> руб./руб.,(4.16)
где/> – плановые затраты навыпуск запланированной товарной продукции, ден. ед.;
/>, /> – фактически выпущенная товарнаяпродукция по плановой и фактической себестоимости, ден. ед.;
/> – стоимость запланированной товарнойпродукции в плановых оптовых ценах, ден. ед.;
/>, />– стоимость фактически выпущеннойтоварной продукции в ценах, принятых в плане и действующих оптовых ценах, ден.ед.
Для первых трех показателей затраты на 1рубль товарной продукции равны, что связано с тем что фактический объёмтоварной продукции равен запланированному. Таким образом, на 1 рубль товарнойпродукции приходиться 0,167 руб. прибыли, фактическиезатраты равны планируемым, при одинаковом объёме выпуска продукции(отчетного периода) стоимость продукции в отчетном периоде меньше стоимости, посчитаннойпо оптовым ценам отчетного периода на 16,7%. Для четвертого показателя фактические затраты на 1 руб. товарной продукции воптовых ценах предприятия, принятых в плане равны 1,005 руб./руб.
Динамика этих затрат характеризуетсяиндексами, позволяющими выделить степень влияния различных факторов:
Ø  индекс соотношения фактических иплановых затрат, учитывающий влияние всех факторов:
/> (4.17)
За счет всех факторовзатраты не изменились.
Ø  индекс затрат, учитывающий влияниеизменения себестоимости единицы продукции:

/> (4.18)
Повышение себестоимостипривело к увеличению затрат на 20,6%.
Ø  индекс затрат, характеризующийвлияние изменения состава и ассортимента продукции:
/> (4.19)
Изменение затрат непроизошло, так как состав и ассортимент не изменились.
Ø  индекс, учитывающий влияние оптовыхцен на общую динамику фактических затрат на 1 руб. товарной продукции посравнению с планом:
/>,(4.20)
при этом />.(4.21)
Влияние оптовых цен наобщую динамику фактических затрат на 1 руб. товарной продукции по сравнению спланом положительное, снижение 17%.
Вычисленные затраты на 1руб. товарной продукции позволяют выявить в абсолютном выражении экономиюфактических затрат на 1руб. товарной продукции по сравнению с планом:
/>руб,(4.22)
в том числе за счетизменения
себестоимости  />;(4.23)
ассортимента />;(4.24)
оптовых цен />(4.25)
Экономияфактических затрат на 1руб. товарной продукции по сравнению с планом равна 0руб., при этом произошли изменения в структуре: за счет изменения себестоимостизатраты сократились на 17,1% и выросли на такую же величину за счет измененияоптовых цен.

5. Анализ себестоимости продукции вдинамике
 
5.1 Характеристика вариации себестоимости продукции
Вариацию себестоимостиединицы продукции можно охарактеризовать следующими показателями:
– средний уровень
/>
– размах вариации –показывает, на сколько велико различие между максимальным и минимальнымзначениями себестоимости единицы продукции.
/>
– среднее линейноеотклонение – учитывает отклонение от средней по модулю
/>–
дисперсия – среднийквадрат отклонений индивидуальных значений себестоимости от ее среднегозначения
/> (руб.)2 (5.4)
– среднееквадратическое отклонение – показывает на сколько в среднем отклоняетсяконкретные значения себестоимости единицы продукции от среднего значения
/>(5.5)
– коэффициент вариации
/>,(5.6)
где y – помесячныезначения себестоимости единицы продукции,ден. ед.;
/> – максимальное и минимальное значения себестоимости единицы продукции всовокупности;
n – количество значений себестоимости единицы продукции.
Так как коэффициентвариации много больше 33% совокупность нельзя считать однородной.
5.2 Показатели динамикисебестоимости продукции
Применим метод укрупнения интервалов ипостроим ряд динамики абсолютных значений себестоимости единицы продукции покварталам. Исходные данные и рассчитанные показатели приведены в таблице П3.
Показатели ряда динамики рассчитываютсяследующим образом:
Абсолютный прирост:
- цепной –показывают абсолютные приросты себестоимости продукции:
/>  (5.7)
Понижение себестоимости наблюдается в 4,5и 8 периодах по -41,42 руб., -14,88 руб. и -370,18 руб. соответственно. Среднеезначение абсолютного прироста составляет 35,87 руб. в квартал.
- базисный(накопленный) – накопленные итоги с начала исследуемого периода:
/>,(5.8)
где/>,/> – начальный уровень рядадинамики и уровень себестоимости единицы продукции в i-мквартале.
Наибольшее значение абсолютного приростанаблюдается в седьмом периоде — 621,25 руб. Абсолютное же изменение значениясебестоимости за рассматриваемый период составляет 251,07 руб.
Темп роста:
- цепной –показывает интенсивность развития в каждом отдельном периоде:
/>(5.9)
Наибольшее относительное, по сравнению спредыдущим периодом увеличение себестоимости, наблюдалось в шестом периоде (в15,33 раза), наибольшее снижение в последнем периоде (0,46 раза).
- базисный характеризуетнепрерывную линию развития:
/>.(5.10)
Таким образом, в седьмом и восьмомкварталах по сравнению с первым себестоимость выросла в 30,82 раза и 13,05 разасоответственно.
Темп прироста – показывает на сколькопроцентов увеличились значения себестоимости за квартал:
- цепной:
/> (5.11)
В третьем квартале по сравнению совторым себестоимость увеличилась на 124,56%.
- базисный
/>.(5.12)
В шестом квартале себестоимость на1355,34% выше уровня первого периода. В среднем себестоимость в каждом кварталеувеличивалась на 197,09%.
Показательабсолютного значения 1% прироста применяется для оценки значимости веса 1%прироста:
/>(5.13)
В четвертом квартале одному процентуприроста соответствует 0,76 рубля, а в седьмом уже 3,03 руб.
Расчёт средних показателей рядадинамики:
- средний уровень
/>;(5.14)
- среднийабсолютный прирост
/> (5.15)
- средний темпроста
/> (5.16)
- средний темпприроста
/>,(5.17)
где m– число коэффициентов роста;
n – число уровней ряда динамики.
В среднем себестоимость была на уровне63,60 рубля, при этом увеличивалась каждый квартал в среднем на 35,87 рубля идостигла в конце рассматриваемого периода 272рубля. В среднем ежеквартально себестоимость увеличивалась в 2,97 раза,то есть на 197%. В целом же себестоимость по кварталам изменяласьскачкообразно, темпы роста принимали как положительные так и отрицательныезначения.

5.3 Выявление основной тенденцииряда динамики себестоимости продукции
Выявим основную тенденцию развития рядадинамики. Построим ряд динамики помесячных значений себестоимости единицыпродукции. За колебаниями ежемесячных значений может не просматриваться общаятенденция динамики, поэтому используем специальные методы.
-укрупнение интервалов
Рассматриваемый период разобьем на 8интервалов равных кварталу (Приложение). Построим графики месячных иквартальных значений себестоимости единицы продукции (Рис 5.1).
/>
Рис. 5.1 — Динамика себестоимостиединицы продукции
Полученнаякривая отражает усредненную зависимость. По ней можно сделать общие выводы одинамике себестоимости единицы продукции. Значение увеличивается не равномерно,вопреки общей тенденции роста присутствуют снижения уровня себестоимости, впоследнем периоде наметилось явное ее снижение, что может носить как локальныйхарактер так и стать началом смены общей тенденции роста на тенденцию снижениясебестоимости.
– метод скользящейсредней;
Суть метода состоит в замене абсолютныхмесячных значений себестоимости средними арифметическими за определенныепериоды. Расчет ведется способами скольжения, т.е. постепенным исключением изпринятого периода скольжения первого уровня и включением следующего. Всерасчеты приведены в таблице 2.
Таблица 2. Скользящиесредние значения себестоимости единицы продукцииМесяцы Себестоимость продукции Пятимесячные скользящие суммы Пятимесячные скользящие средние /> /> /> январь 32,90393013 /> февраль 13,1518847 /> март 16,45170732 26,48 /> апрель 44,99132112 26,25 /> май 24,90987984 132,41 35,35 /> июнь 31,74208145 131,25 37,92 /> июль 58,66874351 176,76 56,98 /> август 29,27769572 189,59 60,65 /> сентябрь 140,303653 284,90 62,47 /> октябрь 43,24763705 303,24 54,72 /> ноябрь 40,84312148 312,34 51,53 /> декабрь 19,91136288 273,58 26,43 /> январь 13,34939196 257,66 24,02 /> февраль 14,80803571 132,16 35,28 /> март 31,19151847 120,10 97,18 /> апрель 97,141 176,40 191,14 /> май 329,3873239 485,88 325,38 /> июнь 483,1662198 955,69 470,28 /> июль 686,0376176 1626,92 547,76 /> август 755,6463878 2351,38 621,70 /> сентябрь 484,5772871 2738,81 538,06 /> октябрь 699,0557103 3108,48 411,19 /> ноябрь 64,98900428 2690,31 /> декабрь 51,66256983 2055,93 />
По получившимся значениям построимграфики по месячным значениям и по методу скользящей средней (Рис.5.2).
/>
Рис.5.2 — Пятимесячные скользящиесредние
По графику можно сделать выводыаналогичные выводам по методу укрупнения интервалов.
– метод аналитическоговыравнивания ряда динамики.
Длявыравнивания ряда динамики по прямой используется следующие уравнение:
/>.(5.18)
Для нахождения параметров /> и /> по методу наименьшихквадратов построим систему нормальных уравнений:
/>(5.19)
Где у – исходные уровни ряда динамики;
n – количество членов ряда;
t – показатель времени, которыйобозначается порядковыми номерами.
Если задатьзначения t таким образом, чтобы />, т.е.
 
t= (…, -6, -4, -2, +2, +4, +6, …), то система уравнений примет вид:
/> ,(5.20)
тогда,
/>(5.21,5.22)
Такимобразом, теоретическое уравнение ряда динамики примет вид:
/>(5.23)
Построимпрямую, описываемую данным уравнением (Рис.5.3):

/>
Рис.5.3 – Аналитическое выравнивание попрямой
Результаты полученные по данному методутак же свидетельствуют о тенденции повышения себестоимости единицы продукции.
Проведем оценку надежности уравнениядинамики используя критерий Фишера:
/>,(5.24)
Где /> – факторная дисперсия,
/>;(5.25)
/> – остаточнаядисперсия,
/>(5.26)
/> – число параметров уравнения, описывающего основную тенденцию (для уравнения прямой />), то есть />.
Сравним фактическое значение критерия Фишерас теоретическим (табличным). Табличное значение критерия Фишера равно:
Fкр при α=0,05 19,45 α=0,01 99,46
Так как />, следовательно уравнение динамики значимо, т.е. построенная модельадекватна фактической временной тенденции.
Основная тенденция показывает, каквоздействуют систематические факторы на уровень ряда динамики.
Колеблемостьуровней ряда около тренда служит мерой воздействия остаточных факторов. Найдемее по формуле по формуле среднего квадратического отклонения:
/>(5.27)
Относительной мерой колеблемости уровнейэмпирического ряда относительно тренда является коэффициент вариации:
/>.(5.28)
Колеблемость от теоретической прямойсоставляет 213,18 рублей или 335%. Так как коэффициентвариации много больше 30%, значения ряда динамики не однородны.
На основе аналитического выравниванияряда выполним экстраполяцию себестоимости единицы продукции на следующийвременной период, воспользовавшись уравнением динамики. При t=13 себестоимостьединицы продукции:
/>
При составлении прогноза оперируютинтервальной оценкой, определяя доверительные интервалы прогноза. Величинадоверительного интервала определяется:
/> - при α=0,01;(5.29)
/> — при α=0,05.(5.30)
Где /> – среднее квадратическое отклонение от тренда;
/> – табличное значение t-критерия Стьюдента при уровнезначимости />.

6. Исследование влияния факторов насебестоимость продукции
 
6.1 Выбор факторов, влияющих на себестоимость продукцииграфическим методом
Отберем факторы, которые на первыйвзгляд могут оказать влияние на себестоимость данной продукции: объёмвыпускаемой продукции, заработная плата (таблицы 6.1,6.2).
Построим корреляционные поля и линии тренда:
/>
Рис.6.1 Зависимость себестоимости отобъёма выпускаемой продукции
На рисунке видно, что себестоимостьнаходится в полиноминальной зависимости от объёма выпускаемой продукции, нарисунке 6.2 – в экспоненциональной зависимости от заработной платы.

/>
Рис.6.2 Зависимость себестоимости отзаработной платы
 
6.2 Оценка влияния факторов методом аналитическойгруппировки
Для построения аналитической группировкиопределим число групп и границы интервалов.
1. В качестве факторного признакавыберем объем продукции, м3.
Таблица 6.1 Зависимость себестоимостиот объема продукцииСебестоимость, руб. Объем продукции, м3 /> /> 32,90393 263 /> 13,15188 317 /> 16,45171 319 /> 44,99132 359 /> 24,90988 373 /> 31,74208 568 /> 58,66874 876 /> 29,2777 963 /> 140,3037 1000 /> 43,24764 1037 /> 40,84312 1145 /> 19,91136 1243 /> 13,34939 1354 /> 14,80804 1498 /> 31,19152 1547 /> 97,141 1587 /> 329,3873 1637 /> 483,1662 1790 /> 686,0376 1804 /> 755,6464 2050 /> 484,5773 2924 /> 699,0557 3001 /> 64,989 4276 /> 51,66257 4704 />
Примем количество интервалов для даннойсовокупности равным семи и проведем аналитическую группировку. Результатыгруппировки представим в таблице 6.2.
Таблица 6.2Аналитическая группировкасебестоимости единицы продукции по объёму выпускаемой продукцииГруппы по факторному признаку
Среднее значение себестоимости продукции в группе,
/>
Численность
группы,
/> 0-350 20,84 3 351-700 33,88 3 701-1050 67,87 4 1051-1400 24,70 3 1401-1750 118,13 4 1750-2100 641,62 3 2100-… 325,07 4
Построим график групповых среднихсовместно с соответствующей эмпирической линией:

/>
Рис.6.3 – Аналитическая группировка пообъёму выпускаемой продукции
2. В качестве факторного признакавыберем заработная плата, тыс. руб.
Таблица 6.3Зависимость себестоимостиот заработной платыСебестоимость, руб. Заработная плата за единицу, тыс. руб. /> /> 13 943 /> 33 1 825 /> 29 2 417 /> 45 3 132 /> 41 3 647 /> 13 3 710 /> 15 4 528 /> 25 5 722 /> 52 6 010 /> 43 6 079 /> 97 6 314 /> 20 6 833 /> 65 6 915 /> 32 7 128 /> 31 8 928 /> 485 8 985 /> 16 10 740 /> 483 11 714 /> 756 11 918 /> 59 12 048 /> 329 12 161 /> 686 13 227 /> 140 14 720 /> 699 16 313 />
Примем количество интервалов для даннойсовокупности равным пяти и проведем аналитическую группировку. Результатыгруппировки представим в таблице 6.4.
Таблица 6.4Аналитическая группировкасебестоимости единицы продукции по заработной платеГруппы по факторному признаку
Среднее значение себестоимости продукции в группе,
/>
Численность  группы,
/> 0-3506 25,11 4 3507-6312 31,47 6 6313-9119 121,59 6 9120-11925 418,42 3 1926-… 382,69 5
Построим график групповых среднихсовместно с соответствующей эмпирической линией:

/>
Рис.6.3 – Аналитическая группировка позаработной плате
Методика измерениятесноты связи в аналитической группировке вытекает из правила сложениядисперсий:
/>.(6.1)
Общая дисперсияхарактеризует вариацию результативного признака (у) от всех влияющих на негофакторных признаков:
/>,(6.2)
где n – численность совокупности.
Групповые дисперсии исредняя из групповых характеризуют вариацию результативного признака у от всехфакторных признаков, кроме признака х, по которому построена группировка:

/>;(6.3)
/>,(6.4)
гдеj – порядковый номер значения признакав i-й группе.
Межгрупповая дисперсия /> характеризует вариациюрезультативного признака от признака, положенного в основание группировки:
/>.(6.5)
Отсюда можно получитьотносительный показатель – дисперсионное отношение – показывающий удельный весвариации, связанной с группировочным признаком в общей дисперсии:
/>.(6.6)
Тесноту связихарактеризует эмпирическое корреляционное отношение:
/>; (6.7)
/>,
/> – связь слабая.
/> – связь тесная.
Определив тесноту связи,необходимо убедиться, что связь эта не случайна, т.е. провести проверкусущественности связи. Для этой цели может быть использован критерий Фишера (F – критерий):
/>,(6.8)
/>, (6.9)
/>,(6.10)
где /> – расчетное значениекритерия Фишера;
n – число единиц совокупности;
m – количество групп.
Результаты расчетов подвум аналитическим группировкам сведем в таблицу 6.6:
Таблица 6.6Расчет показателей поаналитическим группировкамРассчитанные показатели Номер интервала Первая аналитическая группировка Вторая аналитическая группировка Среднее значение ряда распределения 175,3089619 175,3089619 Внутригрупповая дисперсия 1 20,84 25,11 2 33,88 31,47 3 67,87 121,59 4 24,70 418,42 5 118,13 382,69 6 641,62 7 325,07 Дисперсия средняя из групповых 17473,32 2067093908,66 Межгрупповая дисперсия 21516,71 38296,30 Общая дисперсия 71722,36 71722,36 Дисперсионное отношение 0,31 0,53 Эмпирическое корреляционное отношение 0,56 0,73 К1 6 4 К2 17 19
Fр 8,79 5,44
Fкр α=0,05 2,7 2,9 α=0,01 4,1 4,5
При использовании объёма продукции вкачестве факторного признака эмпирическое корреляционное отношение получаемравным 0,56, следовательно, в этом случае связь близка к тесной, для заработнойплаты — 0,76, связь тесная. Себестоимость единицы продукции на 31% зависит отобъёма выпущенной продукции и на 58% от заработной платы. Обе связи неслучайны, так как в обоих случаях Fр> Fкр. Таким образом, на себестоимость наибольшеевлияние оказывает заработная плата.
 
6.3 Корреляционно-регрессионный анализ
Воспользуемся методикой парнойкорреляции и рассмотрим влияние объёма заработной платы на себестоимостьединицы продукции. Анализа проведем для случая линейной связи:
/>.(6.11)

Найти теоретическоеуравнение связи – значит определить параметры прямой /> и />. По методу наименьших квадратов система нормальныхуравнений имеет вид:
/>,(6.12)
гдеn – численность совокупности.
Из даннойсистемы получаем:
/> 
/>
Уравнение связи имеет вид:
/> (6.13)
Вычисленные параметры /> и /> позволяютполучить модель зависимости себестоимости продукции от выбранного фактора. Нопри численности совокупности n
для параметра />:
/> (6.14)
для параметра />:
/>,(6.15)
где
/> (6.16)
– среднее квадратическоеотклонение y от теоретических значений />;
/> (6.17)
– среднее квадратическоеотклонение факторного признака x от общей средней />.
Критические значениякритерия Стьюдента с учетом принятого уровня значимости α и числа степенейсвободы k представлены в таблице 6.7.
Таблица 6.7Теоретическоезначение критерия Стьюдента
tα,k α=0,05 2.074 α=0,1 1.717
Так как фактические значения критериев /> и /> больше критических, то параметры /> и/>признаются типичными.Параметр /> называется коэффициентомрегрессии. Он показывает, как изменяется в среднем себестоимость при увеличенииx на единицу. На основе этого параметра вычисляетсякоэффициент эластичности, который показывает изменение результативного признакапри изменении факторного на 1%:
/>.(6.18)
То естьпри увеличении заработной платы на 1% себестоимость увеличится на 176%.
В тех жеосях, где построены эмпирическая кривая и кривая групповых средних, построимтеоретическую линию связи себестоимости от заработной платы и визуальносопоставим, насколько точно теоретическая кривая /> описываетэмпирическую />.
/>
Рис.6.4 – Корреляционно-регрессионныйанализ
Теоретическая прямая, как и криваягрупповых средних указывает на прямую зависимость результативного признака отфакторного. Рассчитаем показатели тесноты связи:
-  общая дисперсия, измеряющая общуювариацию результативного признака за счет действия всех факторов:
/>;(6.19)
-  факторная дисперсия, измеряющая общуювариацию результативного признака за счет действия факторного:
/>;(6.20)
-  остаточная дисперсия, характеризующаявариацию y за счет всех факторов, кроме x:
/>(6.21)
Тогда по правилу сложениядисперсий:
/>.(6.22)
Коэффициент детерминации показываетудельный вес вариации результативного признака, линейно связанной с вариациейфакторного признака:
/>.(6.23)
Для измерения теснотысвязи при любой ее форме применяется индекс корреляции:

/> (6.24)
/> – связь тесная.
Для линейной формы связиудобно пользоваться линейным коэффициентом корреляции, показывающим не толькотесноту, но и направление связи:
/> (6.25)
/> – связь прямая
Проверим существенностьсвязи:
/>,(6.26)
/>,(6.27)
/>,(6.28)
где /> – расчетное значениекритерия Фишера;
m –число параметровуравнения регрессии.
Таблица 6.7Теоретическое значениекритерия Фишера
Fкр при α=0,05 4,28 α=0,01 7,88
Поскольку />,то существенность связи подтверждается.

Выводы и предложения
Себестоимость продукции, работ и услугявляется важнейшим показателем, характеризующим эффективность деятельностипредприятий. От уровня этого показателя зависят темпы расширенноговоспроизводства, получение организацией прибыли или убытка и, в конечном счете- финансовое состояние субъектов хозяйствования. Это придает анализу себестоимостипродукции особую значимость в процессе интенсификации промышленногопроизводства Российской Федерации, выдвигая его на главенствующие позиции вструктуре комплексного экономического анализа.
Данный анализ также необходим дляопределения рентабельности производства и отдельных видов продукции,осуществления внутрипроизводственного анализа, обоснования решений о запуске впроизводство новых видов продукции и снятия с производства устаревших.
Себестоимость является одним из важныхпоказателей хозяйственной деятельности предприятия. Она является одним изосновных факторов формирования прибыли, а значит, от нее зависит финансоваяустойчивость предприятия и уровень его конкурентоспособности.
По результатам проведенного анализасебестоимости продукции выпускаемой предприятием ООО «Кирилловлес» можносделать следующие выводы:
1. наибольший удельный вес в фактическойструктуре себестоимости имеют: заработная плата и затраты на топливо и энергиюна технические нужды. Велика доля прочих затрат;
2. перерасход фактических затрат по сравнению с запланированными составил301078,00 тыс.руб., что превысило запланированный уровень на 21%;
3. среднее значение себестоимости единицы продукции63,60 руб.;
4. в среднем себестоимость за кварталувеличивалась на 35,87 руб., или на 197%;
5. прогнозируемый уровеньсебестоимости единицы продукции на январь следующего года равен 433,15руб.;
6. фактором, оказывающим наибольшеевлияние на себестоимость, является заработная плата. Связь между факторамипрямая, тесная. При увеличении заработнойплаты на 1% себестоимость увеличится на 176%.
Снижениесебестоимости единицы продукции может быть обеспечено по несколькимнаправлениям:
ü снижением затрат на топливо иэнергию;
ü сокращение затрат на оплату труда;
ü уменьшением прочих затрат;
ü увеличением объёма выпускаемойпродукции.
Они могут бытьреализованы через:
Ø увеличение производительноститруда, что позволит уменьшить долю затрат на оплату труда в общей структурезатрат;
Ø сокращение затрат по организациипроизводства и управлению;
Ø рациональное использование топливаи энергии;
Ø использование альтернативных дляданного предприятия источников энергии (использование в качестве топливаотходов собственного производства).

Список используемых источников
1.  Статистика промышленности: учебник/Под ред. В.Е. Адамова. – М.: Финансы и статистика, 1987. – 456 с.
2.  Общая теория статистики: учебник/ Подред. А.Я. Боярского. – М.: МГУ, 1986. – 327 с.
3.  Елисеева, Н.Н. Общая теориястатистики / Н.Н. Елисеева, М.М. Юзбашев. – М.: Финансы и статистика, 1995. –367 с.
4.  Ефимов, М.Р. Общая теория статистики/ М.Р. Ефимов, В.Н. Рябцев. – М.: Финансы и статистика, 1991. – 413 с.
5.  Ряузов, Н.Н. Общая теория статистики/ Н.Н. Ряузов. – М.: Финансы и статистика, 1984. – 343 с.
6.  Практикум по общей теории статистики/ Под ред. Н.Н. Ряузова. – М.: Финансы и статистика, 1981. – 278 с.
7.  Бакланов, Г.М. Статистикапромышленности / Г.М. Бакланов, В.Е. Адамов, А.Н. Устинов. – М.: Финансы истатистика, 1982. – 346 с.
8.  Елисеева И.И., Юзбашев М.М., Общаятеория статистики,: -М.: 2000.
9.   Иванов Ю.Н., Экономическаястатистика,: -М.: 2002.4.
10. Громыко Г. Л.Социально – экономическая статистика. – М., 2001.
11. Овсиенко В.Е.,Общая теория статистики,:- М.: 1999.

Приложение
Таблица П1Состав себестоимостиделовой древесины по калькуляционным статьям, тыс. руб.Калькуляционные статьи 1 год 2 год Удельный вес Экономия Влияние изменения затрат план факт план факт Абсолютная Относительная 1.Сырье и материалы 49 866 58 000 194 185 0,04 0,11 136185,00 3,35 0,45 2.Топливо и энергия на техн. нужды 129 689 129 322 199 042 0,09 0,11 69720,00 1,54 0,23 3.Заработная плата 364 159 559 903 775 111 0,38 0,44 215208,00 1,38 0,71 4.Расходы на подготовку и освоение производства 10 033 12 501 11 394 0,01 0,01 -1107,00 0,91 0,00 5.Цеховые расходы 43 612 51 000 47 951 0,03 0,03 -3049,00 0,94 -0,01 6.Общехозяйственные расходы 112 757 137 033 114 712 0,09 0,06 -22321,00 0,84 -0,07 7.Потери от брака - - - - - - - - 8.Прочие 240 647 515 982 422 424 0,35 0,24 -93558,00 0,82 -0,31 9.Полная себестоимость 950 763 1 463 741 1 764 819 1,00 1,00 301078,00 1,21 1,00

Таблица П2. Состав себестоимости дров топливныхпо калькуляционным статьям, тыс. руб.Калькуляционные статьи 1 год 2 год Удельный вес Экономия Влияние изменения затрат план факт план факт Абсолютная Относительная 1.Сырье и материалы 2 540 2 387 16 719 0,05 0,11 14332,00 7,00 0,14 2.Топливо и энергия на техн. нужды 6 628 8 721 17 137 0,18 0,11 8416,00 1,97 0,08 3.Заработная плата 16 872 17 298 70 516 0,35 0,46 53218,00 4,08 0,52 4.Расходы на подготовку и освоение производства 622 - 2 641 - 0,02 - - - 5. Цеховые расходы 2 230 4 217 3 748 0,09 0,02 -469,00 0,89 0,00 6.Общехозяйственные расходы 9 243 8 930 25 657 0,18 0,17 16727,00 2,87 0,16 7. Потери от брака - - - - - - - - 8.Прочие 10 454 7 647 15 531 0,16 0,10 7884,00 2,03 0,08 9. Производственная себестоимость 48 589 49 200 151949 1,00 1,00 102749,00 3,09 1,00
Таблица П3. Показатели динамикисебестоимости продукцииКвартал Себестоимость продукции, руб. Абсолютный прирост (снижение), руб. Темп роста, % Темп прироста, % Абсолютное значение 1 % прироста, руб. /> /> /> цепной базисный цепной базисный цепной базисный /> /> 1 21     1,00 1,00 0,00% 0,00%   /> 2 34 13,05 13,05 1,63 1,63 62,61% 62,61% 0,21 /> 3 76 42,20 55,25 2,25 3,65 124,56% 265,16% 0,34 /> 4 35 -41,42 13,83 0,46 1,66 -54,44% 66,38% 0,76 /> 5 20 -14,88 -1,05 0,57 0,95 -42,93% -5,05% 0,35 /> 6 303 283,45 282,40 15,33 14,55 1432,79% 1355,34% 0,20 /> 7 642 338,86 621,25 2,12 30,82 111,75% 2981,65% 3,03 /> 8 272 -370,18 251,07 0,42 13,05 -57,65% 1204,97% 6,42 /> Средние значения 64 35,87 1,25 24,86% 1,62 />


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ и оптимизация численности и структуры работников аппарата управления предприятием
Реферат Рамануджан и число π
Реферат Особливості спілкування соціальних працівників і клієнтів
Реферат Активные формы и методы обучения. Обучение в сотрудничестве. Н овикова О. И., преподаватель дисциплины «Психология»
Реферат Мониторинг природных вод с использованием ИСЭ
Реферат Государственное устройство Древнерусского государства
Реферат Микробиология плодов и овощей
Реферат Трансформаторы и асинхронные двигатели
Реферат Девиантное поведение в молодежной среде
Реферат Механизированная заготовка сена в фх Веенка с модернизацией ротационной косилки
Реферат Особенности познания индивидуальности психологом
Реферат 16 февраля, Пушкинская гостиная ауд
Реферат Типы темперамента исторических личностей.
Реферат Glucose Effects On Memory Essay Research Paper
Реферат Образование землевладения крестьянского фермерского хозяйства