--PAGE_BREAK--
Рис.1.1 Процесс образования земельной ренты
Рента как экономическая категория означает не просто доход от земли. Это доход от такого фактора производства, который является чрезвычайно важным, ограниченным, разного качества, невозобновимый и в связи с этим не эластичный. А.Маршал заметил, что любое возрастание чистого дохода, полученное бесплатно, как дар природы и которое не обусловлено специальными затратами землевладельцев, следует считать земельной рентой. Однако полная земельная рента создается из трех элементов. Источник первого – природное плодородие почв, второго – улучшение качества земель человеком, третьего – приближенность земель к городам, коммуникациям, рынкам сбыта сельскохозяйственной продукции.
Особенную форму земельной ренты составляет монопольная. Условиями ее создания является ограниченность и невозобновимость земель особенного качества или земель расположенных в уникальных природно – экономических условиях. Собственники земель для производства продукции с особенно редкими характеристиками (винограда, табака, чая) могут реализовывать продукцию по монопольно-высоким ценам. Монопольную ренту присваивает собственник редкого товара. Она равна абсолютной величине в виде разницы между общественной и индивидуальной ценой производства:
МР =ЦО – ЦП,
где МР – монопольная рента;
ЦО – общественная цена продукции, то есть цена производства;
ЦП – индивидуальная цена продукции.
При этом учитывается абсолютная величина, так как:
— ЦП может быть больше ЦО, если качеством редкости обладает продукция;
— ЦП может быть меньше ЦО, если качеством редкости наделены факторы производства, порождающие более высокую производительность труда.
Раздел 2. Особенности аграрных отношений в экономике Украины
2.1 Особенности формирования АПК в Украине
Отраслевой структуре народного хозяйства присущи определенные межотраслевые пропорции, межотраслевые производственные связи, которые постоянно усиливаются и расширяются. Происходит процесс интеграции разных стадий производства и деления той или другой продукции. В народном хозяйстве Украины наблюдается взаимодействие отраслей в составе интеграционных структур, межотраслевых комплексов.
Одним из таких наиболее мощных и многоотраслевых комплексов есть аграрнопромышленный. Это сложный комплекс производства, которое объединяет разные отрасли народного хозяйства. Агропромышленный комплекс (АПК) в значительной мере определяет социально-экономическое развитие страны, уровень жизнь населения, его обеспечения продуктами питания, а промышленность - сельскохозяйственным сырьем. Решение продовольственной проблемы осуществляется преимущественно в АПК. Именно из-за этого он является важным звеном экономики и должен иметь приоритетное развитие.
В АПК занято около 1/3 всей численности работников народного хозяйства. Его отраслей приходятся свыше 30% основных производственных фондов. Отрасли АПК формируют около 1/3 национального дохода и почти 2/5 валового общественного продукта. АПК - это совокупность отраслей народного хозяйства занятых производством, переработкой, хранением и доведение до потребителя сельскохозяйственной продукции. АПК имеет слишком сложную функциональную и отраслевую структуру. В его состав входят следующие основные сферы:
1)Сельскохозяйственное производство — растениеводство и животноводство, которые создают сырьевую базу АПК. Это основное базовое звено.
2)Отрасли, которые создают материально-технические средства для отраслей АПК: сельскохозяйственное машиностроение, производство средств защиты растений, минеральных удобрений, комбикормовая и микробиологическая промышленность, производство тары, специального оборудования и приборов для АПК и др.
3)Отрасли, которые обеспечивают переработку сельскохозяйственной продукции (пищевая, легкая).
Кроме этих основных сфер, в АПК входят производственная и социальная инфраструктуры в той части, которая работает на потребности этого комплекса. Речь идет о транспорте, складское хозяйство, материально-техническое снабжение, инженерные сооружения, в том числе ирригационные системы заготовку, хранение сельскохозяйственной продукции, информационное обеспечение, специализированная торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, культурное и медицинское обслуживание и тому подобное. Дополняющим звеном АПК являются научные заведения и подготовка квалифицированных кадров для обеспечения его эффективного функционирования.
По производственному признаку в состав АПК входят продовольственный комплекс и непродовольственный. Продовольственный комплекс — это совокупность отраслей, связанных с производством продуктов питания растительного и животного происхождения. Кроме того, в продовольственный комплекс входят производства, которые технологически не принадлежат к сельскому хозяйству. Это — производство соли, минеральных вод, вылов рыбы и др.
К непродовольственному комплексу принадлежат отрасли, связанные с производством товаров широкого потребления из сырья растительного и животного происхождения; отрасли легкой промышленности, в первую очередь те, которые занимаются первичной переработкой сельскохозяйственного сырья. Эти комплексы, в свою очередь, в зависимости от вида сырья, что используется, разделяются на растениеводческие и животноводческие подкомплексы.
Особенную роль в АПК играет продовольственный комплекс, который обеспечивает население продуктами питания. Он включает отрасли связанные лишь с производством продовольственной продукции. В состав этого комплексу входят зернопродуктовый, сахаросвекольный, плодоовощеконсервный, виноградно-винодельческий, мясной, молочный, масляно — жировой подкомплексы. Кроме того, в его состав входят определенные инфраструктурные отрасли. Относительно территориальной структуры АПК, то он формируется на конкретной территории образования в виде разных форм агропромышленной интеграции, то есть элементов территориальной структуры. В научной литературе выделяют локальные и региональные АПК. Локальные АПК сформировались на сравнительно небольших территориях на основе сочетания агропромышленных предприятий по переработке малотранспортабельной сельскохозяйственной продукции и имеют самую низкую степень интеграции. Локальные формы АПК считаются наиболее распространенными. Среди них выделяют: агропромышленный пункт; агропромышленный центр; агропромышленный куст; агропромышленный узел.
Важнейшим звеном АПК, второй важной отраслью материального производства Украины есть ее высокоинтенсивное, многоотраслевое сельское хозяйство. В структуре АПК по показателям объема продукции, основным производственным фондам, численность занятых в сельскохозяйственном производстве играет ведущую роль, то в народнохозяйственном комплексе Украины на него приходится близко 24,6% основных производственных фондов, 14,4% валовой общественной продукции 21,9% работников народного хозяйства. Сельскохозяйственное производство формирует 16,22% национального дохода страны.
В структуре сельского хозяйства выделяют две основных отрасли: растениеводство и животноводство. В зависимости от социально-экономических условий и уровня развития сельского хозяйства соотношения между этими отраслями в объемах его продукции изменяются. В 80-ые- 90-х гг. в структуре продукции сельского хозяйства преобладала продукция животноводства, а в последние годы продукция растениеводства (таблица 2.1).
Таблица 2.1
Структура валовой продукции сельского хозяйства Украины в 1999 г. (в хозяйствах всех категорий)
Показатели
В сравнительных ценах 1996г., млн. грн.
в %
Продукция сельского
хозяйства
28112
100
Продукция растениеводства
17364
62,1
Зерновые культуры
5661
20,1
Технические культуры
1787
6,3
Кормовые культуры и другая продукция растениеводства
1751
6.9
Продукция животноводства
І0748
37,9
Выращивание скота и птицы
4967
17
Другая продукция животноводства
537
1,96
В свою очередь, растениеводство по виду продукции, которая производится, разделяется на ряд отраслей: зерновое хозяйство, производство технических культур, овощеводство и бахчевник, плодоводство, полевое кормопроизводство. В состав растениеводства входят такие отрасли: овощеводство, бахчевник, плодоводство др.
Сельскохозяйственное производство развивается на основе тех же экономических законов, которые определяют развитие и размещение всего народного хозяйства. В то же время здесь отмечаются и некоторые специфические условия развития этой отрасли, связанные с естественными особенностями сельскохозяйственного производства. Большое влияние на развитие и размещение сельского хозяйства имеет действие естественных факторов, таких как климатические условия, грунтовой покров, водные ресурсы. Именно они влияют на развитие и размещение этой отрасли народного хозяйства. Одной из особенностей сельскохозяйственного производства есть то, что основным средством производства выступает земля, свойство которой — плодородие. В то же время в других отраслях народного хозяйства земля не играет такой роли, а используется преимущественно как территория для размещения того или другой производства Основное средство производства в сельском хозяйстве. Земля при правильном использовании имеет свойство постоянно повышать плодородие — естественную основу интенсификации сельскохозяйственного производства.
Вторая особенность сельского хозяйства заключается в том, что и растения, и животные выступают одновременно и как средства, и как предметы труда. Для них характерные естественные циклы производства. Развитие сельского хозяйства как отрасли, которая обеспечивает население продуктами питание, а промышленность сырьем, имеет приоритетное значение. Однако эта проблема сейчас решается в чрезвычайно сложных экономических условиях. В решении актуальных проблем аграрного сектора АПК должны играть более активную роль все формы ведение хозяйства на земле: коллективные, сельскохозяйственные предприятия, арендные, фермерские, семейные хозяйства и тому подобное. На начало 1998 гг. в Украине насчитывалось 35927 фермерских хозяйств с площадью сельскохозяйственных угодий 932,2 тыс. га.
Земельный фонд Украины характеризуется высокой степенью освоения. Сельскохозяйственные угодья занимают 42,4 млн. га, или 70% общей земельной площади. Земли, которые требуют освоения, занимают лишь 2,5% ее территории. В сельском хозяйстве земля есть важнейшим средством производства. Характерной особенностью структуры сельскохозяйственных угодий является высокий удельный вес пахотных земель (больше 80%). Другие площади используются под многолетние насаждения (2,7%), сенокосы (5,1%) и пастбища (11,4%). Более всего распаханы сельскохозяйственные угодья в Лесостепной зоне (85,4%), а меньше всего – на Полесье (68,9%). В Полесской зоне почти треть площадей сельскохозяйственных угодий занимают естественные кормовые угодья.
В связи с тем, что в Украине сельское хозяйство уступает промышленности как, по плотности основных производственных фондов, так и по объему производства товарной продукции, в государстве преобладает промышленно-сельскохозяйственный тип освоения территории. Важной составной частью освоения территории Украины является уровень развития инфраструктуры территории, в особенности коммуникационной. От территориальной организации инфраструктуры, густоты транспортной сети, ее технического состояния, направления железных дорог и автомобильных дорог зависят особенности территориальной организации АПК и регулярность связей между его основными звеньями.
Украина принадлежит к странам мира, где уровень сельскохозяйственного использование земельного фонда один из наивысших. Обеспеченность земельными ресурсами достаточно высокая и составляет 0,65 га пашен на душу население (для сравнения в Европе — 0,26 га, в мире в целом — 0,29 га). В последние десятилетия наблюдается снижение землеобеспечености в Украине. Если в 1950г. на душу населения приходилось 1,2 гасельскохозяйственных угодий и 1 гапашни, то в 1965 г. соответственно 0,95 гаи 0,78 га. В 1996 г. этот показатель снизился и составлял 0.8 га и 0,6 га.Наибольшей землеобеспеченностью характеризуются южные области Украины: Херсонская, Николаевская, Кировоградская, где на душу население приходится 1,3 — 1,4 га пахотных земель, а менее всего обеспеченные пашней в расчете на душу населения Закарпатская (0,15 га), Львовская (0,29 га), Ивано-Франковска (0,26 га). Черновицкая (0,3 га) области.
Земли Украины характеризуются высоким естественным и економическим плодородием, особенно черноземы лесостепных и степных областей, где сосредоточена треть их мировых запасов. Под черноземами занято больше половины (55%) грунтового покрова Украины. Особенно высоким естественным плодородием среди них отмечаются самые ценные типичные черноземы (18% всего грунтового покрова), распространенные преимущественно в Лесостепи, а также обычные черноземы (28%), которые имеют высокое естественное плодородие и распространенны преимущественно в северной Степи, и черноземы малои слабогумусные(9%), которые нуждаются в искусственном орошении, размещенные на юге Степной зоны.
На начало апреля прошлого года сев яровых культур был начат во всех регионах Украины. По расчетам, хозяйствами всех категорий яровые культуры, с учетом пересеивания по погибшим озимым и многолетним травам, посеяны на площади 2403,9 тыс. га, что составляет 52,8% аналогичного показателя в 2007 году (таблица 2.2).
Зерновые и зернобобовые культуры (без кукурузы) посеяны на площади 2050,0 тыс. га, (на 47,8% меньше сравнительно с прошлым годом), из них ячменя — 1659,4 тыс. га (на 47,1% меньше).
В результате Чернобыльской трагедии из сельскохозяйственного обращения изъято почти 100 тыс. га земель. Изымаются значительные площади земельных угодий для несельскохозяйственного использования. Для разных видов строительства ежегодно отводится 12 — 14 тыс. гасельскохозяйственных земель. Все это требует экономного и научнообоснованного использования земельных ресурсов как одного из важных направлений рационального природопользования.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Таблица 2.2
Ход сева яровых культур в разрезе регионов за 2007 год (тыс. га)
Области
Все категории хозяйств
В том числе
Сельскохозяйственные предприятия
Хозяйства населения
2008 г.
2008г.
в % до 2007г.
2008г.
2008г.
в % до 2007г.
2008г.
2008г.
в % до 2007г.
Украина
2403,9
52,8
1668,7
49,5
735,2
62,4
Автономная
Республика Крым
110,8
90,0
72,6
82,7
38,2
108,2
Винницкая
149,9
58,1
133,5
55,5
16,4
92,7
Волынская
34,6
66,5
13,5
71,1
21,1
63,9
Днепропетровская
188,4
55,1
84,8
36,7
103,6
93,7
Донецкая
135,4
54,7
80,4
48,5
55,0
67,2
Житомирская
45,0
47,4
30,1
47,5
14,9
47,2
Закарпатская
2,7
9,6
0,5
10,2
2,2
9,5
Запорожская
159,5
62,2
103,6
57,6
55,9
73,2
Ивано-Франковска
21,3
63,2
8,9
82,4
12,4
54,1
Киевская
109,9
66,8
99,1
60,2
10,8
-
Кировоградская
116,9
32,5
116,9
42,3
-
-
Луганская
48,1
34,5
38,0
34,2
10,1
35,6
Львовская
45,5
69,9
15,1
68,0
30,4
70,9
Николаевская
138,2
44,6
89,1
42,7
49,1
48,7
Одесская
279,7
73,3
187,7
65,2
92,0
98,6
Полтавская
164,4
50,7
119,8
49,2
44,6
55,4
Ровненская
12,8
39,6
12,8
39,6
-
-
Сумская
44,4
37,1
38,8
37,3
5,6
35,2
Тернопольская
35,1
32,2
31,7
31,3
3,4
45,3
Харьковская
112,3
43,6
86,7
43,1
25,6
45,5
Херсонская
201,2
82,6
95,3
65,8
105,9
107,4
Хмельницкая
81,1
34,2
63,7
38,5
17,4
24,3
Черкасская
95,2
38,4
93,8
45,8
1,4
3,3
Черновицкая
30,5
103,4
15,0
98,7
15,5
108,4
Черниговская
41,0
42,6
37,3
43,3
3,7
36,3
В Украине с развитием многоукладной экономики большим перерабатывающим предприятиям тяжело организовывать заготовку сельскохозяйственного сырья, поскольку они ориентированы на высококонцентрированное производство, а количество поставщиков сырья существенно возрастает в связи с снижением уровня объемов производства в коллективных хозяйствах и созданием фермерских хозяйств. Поэтому нужно, чтобы перерабатывающие предприятия приспособились к условиям мелкотоварного производства.
Одним из возможных путей формирования новых типов связей между большими перерабатывающими предприятиями и мелкими сельскохозяйственными (в том числе фермерскими и подсобными хозяйствами населения) может быть возникновение новых промежуточных звеньев, которые будут выполнять функции заготовки сельскохозяйственного сырья. С развитием рыночных отношений среди инфраструктурных подразделений возникают подразделения, которые обслуживают сферу оборота материальных и финансовых ресурсов. Среди них одно из ведущих мест занимают кредитно-финансовые учреждения.
Оказывать содействие развитию АПК в Украине призванное принятие Верховной Радой целого пакета законодательных документов и нормативных актов. В частности, это Законы «О предприятии», «О предпринимательстве», «О приоритетности развития села и агропромышленного комплекса в народном хозяйстве Украины», «Про крестьянское (фермерское) хозяйство», «Земельный кодекс Украины», «О кооперации» и др. Современное положение в сельском хозяйстве, большинство ученых выделяют три главных этапа аграрной политики:
Первый этап – стабилизационный. Его назначение — приостановить спад производства в области. Ориентировочная продолжительность — ближайшие два-три года. Для этого придется мобилизовать внутренние и внешние инвестиции, задействовать стимулы высокопроизводительной работы, развивать предпринимательство в АПК.
Второй этап – возобновительный. Его цель — доведение объемов сельскохозяйственного производства к уровню конца 80-х — начала 90-х лет, с постепенным поступлением продукции на мировой рынок. Предусматривают, что продолжительность этого этапа будет охватывать первое десятилетие XXI ст.
Третий этап – стратегический. Он предусматривает вывод сельского хозяйства Украины на уровень наиболее развитых сельскохозяйственных стран, надежное закрепление ее места в мировом распределении производства аграрной продукции и его широкого ассортимента.
Результаты хозяйствования предпринимательских сельскохозяйственных структур являются довольно низкими, для развития АПК нужны как внутренние, так и внешние инвестиции. Возможности бюджетных инвестиций в аграрную сферу в Украине чрезвычайно ограниченны. Соответственно сокращение инвестиций (в особенности на разработку эффективных технологий, прогрессивной техники) увеличивает зависимость нашей страны от импорта продуктов питания, закрепляет технологическое отставание от развитых стран мира. Поэтому инвестиционная политика в Украине должна быть единой системой государственного регулирования АПК вместе с ценами, налогами и кредитами, как в странах с развитой рыночной экономикой. Поступления инвестиционных ресурсов из-за границы ограниченны нестабильностью экономики, отсутствием законодательной базы и механизма реализации уже принятых законов, недостачей гарантий иностранным инвесторам на государственном уровне, несовершенством и частыми изменениями действующей налоговой системы и др.
Только достаточно высокий уровень цивилизованности предпринимательских отношений, осведомленность предпринимателей с основами ведения предпринимательской деятельности, создание юридической базы для ее эффективного развития даст возможность вывести сельскохозяйственное производство страны на мировой уровень. Нужно создавать интегрированные объединения предпринимательских структур, в частности, ассоциации, союзы предпринимателей агропромышленного направления, финансово-промышленные группы (ФПГ), инвестиционные фонды. Такие объединения обеспечат эффективное развитие сельских регионов, дадут возможность наладить и внедрить прогрессивные ресурсосберегательные технологии, поставлять продукцию на внутренние и внешние рынки, обеспечить высокий уровень оплаты работников сельскохозяйственного сектора, быть равноправными партнерами с иностранными предпринимателями и инвесторами.
Ценообразование на рынке земли: сущность, механизм и особенности в экономике Украины
Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого государства. В развитых странах принимаются законы, которые стоят на защите любых прав собственности, в том числе и земельной.
Земельный рынок – одна из самых прибыльных статей доходов бюджета многих государств. В этот нелегкий для нашей страны период, когда в государстве растут внутренние и внешние задолженности, спад производства, увеличение безработицы и ухудшение уровня жизни населения, развитие рынка земли могло бы стать дополнительным источником бюджетных поступлений.
На рис. 2.1 изображен рынок услуг (или использования) земли. Предложение земли, а значит, и предложение услуг земли характеризуется свершенной неэластичностью, так что кривая предложения вертикальна. Кривая спроса DТ показывает производный спрос на услуги земли. Расположение и форма кривой зависят от технологий в отраслях, использующих землю, количества других применяемых ими факторов производства, а также от спроса на производимую ими продукцию.
В частности, увеличение спроса на сельскохозяйственную продукцию приводит к росту предельной даст земли, которая равна предельному продукту земли, умноженному на цену выпускаемой продукции. В результате повышается спрос на землю при любой данной арендной ставке.
Увеличение спроса на услуги земли отображается как сдвиг вверх кривой спроса до положения DТ. Ставка арендной платы за один акр земли должна увеличиться с Rдо R` , для того чтобы спрос сравнялся с фиксированным предложением. Арендные ставки вырастут из – за роста спроса на сельскохозяйственную продукцию.
Поскольку цена, которую покупатель будет готов заплатить за земельный участок, равна современной стоимости всех будущих арендных поступлений, цены на землю будут также расти. Поскольку земля является вечным фактором, уравнение позволяет применить немного более специфический метод: если процентная ставка остается неизменной, процентное увеличение цен на землю будет равняться процентному увеличению годовых арендных ставок. Если арендная плата увеличится вдвое, увеличатся в 2 раза и цены на землю.
Реальная процентная ставка = номинальная процентная ставка * темпы инфляции
Для фермера, который владеет собственным участком земли и не намеревается уходить из сельскохозяйственного сектора или расширять свои владения, не будет ощутимым ни один из этих процессов. Рост арендной платы и стоимости земли не влияет на его фактические расходы. Конечно, повысятся и его заработки в связи с ростом цены на продукцию сельского хозяйства. Экономическое положение фермера, который не владеет обрабатываемым им участком, а арендует его, ощутит рост цен на свою продукцию, однако арендная плата будет также расти. Несмотря на этот спроса и цен, такой фермер может и не получить более высокого дохода.
Земля традиционно рассматривается как количественно фиксированный актив, слово «рента» часто используется для обозначения дохода от любого фактора, получаемого благодаря ограниченности его предложения.
Таким образом, фактор приносит ренту, если он оплачивается на уровне большем, чем это необходимо для обеспечения предложения данного потока услуг этого фактора.
Часто землю покупают в связи с ожидаемым ростом цен на нее, а совсем не потому, что люди хотят получать доход посредством ее обработки или сдачи в аренду. В таких случаях покупатели предполагают, что найдется еще кто – то, который пожелает заплатить за эту землю в будущем. Такой потенциальный покупатель в свою очередь, или какой — нибудь другой покупатель в другой части цепочки должен задуматься о том, какую сумму будут готовы платить арендаторы за право пользования этой землей. В конечном итоге главным фактором, определяющим цену на землю, будет количество людей, готовых платить за право пользования ею в будущем. Цена земли определяется арендной платой, которую предполагают получать землевладельцы.
Раздел 3. Механизмы государственной поддержки развития (АПК) аграрных отношений в экономике Украины
3.1 Особенности государственного регулирования АПК в экономике Украины
Переходный период в аграрной экономике требует оптимального сочетания государственного регулирования и рыночных рычагов, вызывает необходимость разработки теории и совершенствования практики государственного воздействия на макро- и микроэкономические процессы в сельском хозяйстве и связанных с ним отраслях.
Государственное регулирование в АПК предполагает осуществление его преимущественно экономическими методами и включает защиту отечественного продовольственного рынка от импорта, а также аграрного сектора от высокомонополизированных отраслей, производящих средства производства для сельского хозяйства и закупающих его продукцию; сохранение и совершенствование функции государства в качестве заказчика и инвестора применительно к условиям переходного периода; содействие развитию рыночной инфраструктуры; развитие социальной сферы села; развитие аграрной науки и подготовка кадров для сельского хозяйства. Регулирующая роль государства особенно важна на нынешнем этапе перехода к рыночной экономике, когда не сформировался эффективный механизм экономического регулирования.
Активное воздействие на развитие АПК экономическими методами государство может осуществлять через кредитное и налоговое регулирование, бюджетное финансирование, регулирование условий и уровня оплаты труда, социальное развитие, через государственные программы, госзаказы, эффективную таможенную политику и т. д.
В области ценовой политики должны действовать принципы свободного ценообразования в сочетании с государственным регулированием цен, установление гарантированного уровня на закупки по госзаказу, формирования цен в соответствии со спросом и предложением при относительно жестком ограничении тенденций к их монополизации. В области кредитно-финансовой политики необходимо строго целевое использование кредитов с пониженной для сельского хозяйства процентной ставкой.
Государственное регулирование АПК обязательно включает и внешнеэкономическое направление. Оно в качестве одной из важнейших задач имеет защиту отечественного сельского хозяйства. Степень и формы внешнеторговой защиты и аграрного протекционизма должны зависеть от состояния сельскохозяйственного производства и рынка по отдельным товарам и товарным группам, от насыщения рынка и конкурентоспособности отечественной продукции.
В будущем представляется вполне реальным повышение экспортных возможностей аграрного сектора Украины. В частности, перспективным ресурсом для экспорта является зерновое хозяйство, где можно добиться радикального перелома при наличии ряда условий — коренной реорганизации закупочной системы, создания лучшей складской и транспортной инфраструктуры, экономии посевного материала, а также при достижении паритета цен на сельскохозяйственную продукцию с ценами на средства производства. При этих условиях зерновое хозяйство в перспективе сможет выделять экспортные ресурсы. Во внешнеэкономических связях АПК нужна тщательная постатейная проверка необходимых пропорций сочетания протекционизма, свободной торговли и сотрудничества с учетом большой разницы между первой сферой и пищевой промышленностью, хранением, которые, остро нуждаются в западных капиталах и технологиях [30, c.80].
В связи с изменениями в социально-экономической структуре сельского хозяйства — падением производства и повышением производства и доли в валовой сельскохозяйственной продукции хозяйств населения — требуется большее внимание уделить индивидуальному сектору аграрной экономики. Поддержку хозяйств населения следует выдвинуть в число приоритетных задач аграрной политики именно сейчас, когда производство в крупных сельскохозяйственных предприятиях падает, а крестьянские хозяйства и их ассоциации организационно не окрепли и не получили весомого развития с точки зрения их вклада в продовольственное обеспечение страны.
Крупные сельскохозяйственные предприятия заслуживают проведения в отношении их избирательной политики. Они должны получать кредиты по строго целевому назначению, с обязательным контролем за использованием выделенных средств.Средства предприятиям должны выделяться в рамках специальных программ на конкурсной основе. В этих условиях средства получат те хозяйства, которые могут обеспечить использование этих средств с наибольшей отдачей.
В отношении крестьянских (фермерских) хозяйств основной задачей на ближайшие годы становится не столько создание новых хозяйств, сколько повышение устойчивости и подготовка условий для их последующего роста и развития. Однако многое здесь будет зависеть от аграрной политики и бюджетных возможностей.
Особым направлением любого аграрного реформирования, его центральным звеном является земельная реформа. Земельные преобразования призваны обеспечить рациональное использование и охрану земель как важнейшего природного ресурса, создание условий для воспроизводства и повышения плодородия почвы, равноправное развитие различных форм хозяйствования на земле. Однако в использовании земель наметились устойчивые негативные процессы: усилилась эрозия, опустынивание, деградация, осолонцевание почв; происходит истощение земель, разрушение мелиоративных систем; резко ухудшилось использование сенокосов и пастбищ. В этой связи государство берет под контроль и определяет механизм экономического и административного воздействия за целевое и рациональное использование земель, предотвращение спекуляции землей и коррупции. В земельной политике государства особое место должно быть уделено развитию арендных отношений, которые позволяют наиболее простым способом и в относительно короткие сроки оптимизировать соотношение между землей, производственными фондами и рабочей силой, облегчить и удешевить процесс концентрации земли в пределах, необходимых для эффективного хозяйствования.
Достижение стабилизации и развитие АПК включают и решение социальных проблем. За прошедшие с начала аграрного реформирования годы расширены земельные права граждан. Немало селян увеличили землепользование, а горожане стали владельцами садово-дачных земельных участков. Миллионы сельских жителей, где условно, а где фактически, стали владельцами земельных паев. Наряду с этим возросла сельская безработица, как официально зарегистрированная, так и скрытая, на селе усилилась социальная дифференциация селян по доходам, снизилась гарантированность, общая надежность оплаты труда и выплаты пенсий, происходит свертывание сети объектов социальной сферы и ухудшение их состояния. продолжение
--PAGE_BREAK--