СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
СУЩНОСТЬ И РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………………………..5
2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ……………………………………………………………..10
3 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА В РОССИИ………………………………..13
3.1 Состояние малого бизнеса в России и проблемы его развития………………..13
3.2 Государственная поддержка малого бизнеса России…………………………...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..25
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Экономика любой страны не может нормально развиваться без оптимально сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частью рыночных отношений является малый бизнес. Переход к рыночным отношениям в России снял многие препятствия в развитии малого предпринимательства. В тоже время многие фирмы разорились из-за недостаточного финансирования или недоработок в системе налогообложения. В настоящее время существует острая необходимость в пересмотре реформ касающихся развития и поддержки малого сектора на уровне государства.
Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы.
Значимость изучения проблематики малого предпринимательства усиливается тем, что именно малому бизнесу, пожалуй, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей могут быть квалифицированы как крупный, стратегический просчет, чреватый многочисленными народнохозяйственными негативами, усугублением кризиса российской экономики в целом.
Без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия малый бизнес не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.
Потенциал малых предприятий остается нереализованным. Существуют серьезные экономические и административные барьеры для выхода новых предприятий на рынок и развития их деятельности. Все большее количество малых предприятий вынуждены из-за несовершенства российского законодательства «уходить в тень». По некоторым экспертным оценкам, к теневой экономике в той или иной степени причастны до 90% малых предприятий. Сложившееся положение открывает безграничные возможности для коррупции, наиболее массовой жертвой которой на местном уровне является представитель малого бизнеса.
Государство не желает видеть в секторе малого предпринимательства равноправного субъекта экономических отношений, наиболее активного и подвижного участника процесса рыночных преобразований, который при минимальных собственных ресурсах обеспечивает высокую оборачиваемость капиталовложений. Мелкий собственник не имеет каких — либо существенных преимуществ в кредитно-финансовой и в налоговой системах, в таможенной защите, испытывает значительные препятствия в развитии бизнеса, действует в необычайно сложных для выживания условиях. Для представителя малого предпринимательства становится невыгодной какая — либо предпринимательская деятельность в сфере производства, и в большей мере он стремится утвердиться в торговле и посредничестве, а ведь именно перелив капитала из сферы обращения в сферу производства так необходим сейчас для российской экономики.
Цель данной работы — исследовать малое предпринимательство, определить его роль, условия и тенденции развития в России. Исходя из цели можно поставить следующие задачи:
— рассмотреть сущность и роль малого предпринимательства в современной рыночной экономике;
— проследить формирование и развитие малого предпринимательства в экономике России;
— определить тенденции развития малого предпринимательства;
-рассмотреть методы государственной поддержки предпринимательства в России;
— проследить развитие малого предпринимательства Юга России, в частности нашей в Ростовской области.
1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Сам термин «малое предпринимательство» имеет универсальный, синтетический характер. В научной, учебной литературе делались попытки дать определение малому предпринимательству. При этом некоторые авторы отождествляют «малое предпринимательство» и «малый бизнес», другие, напротив, пытаются дать разграничение этим понятиям. Анализ российского законодательства позволяет прийти к выводу, что более правильно определение «малое предпринимательство», а термин «малый бизнес» позаимствован из зарубежной лексики и есть не что иное, как синоним «малого предпринимательства».
Под малым предпринимательством понимается экономическая деятельность субъекта экономических отношений, имеющего юридический статус предпринимателя без образования юридического лица, либо статус малого предприятия, с определенным числом работающих, объемом прибыли и производящего продукцию, оказывающего услуги от своего имени, на свой риск и под свою ответственность Блинов А.О., Шапкин И.Н. «Малое предпринимательство: теория и практика»: уч. для вузов — М: «Дашков и Ко», 2005..
Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 августа 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства как «коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
— в промышленности — 100 человек;
— в строительстве — 100 человек;
— на транспорте — 100 человек;
— в сельском хозяйстве — 60 человек;
— в научно-технической сфере — 60 человек;
— в оптовой торговле — 50 человек;
— в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;
— в остальных отраслях и при осуществлении иных видов деятельности — 50 человек.
К предпосылкам возникновения частного предпринимательства как экономического явления можно отнести следующие социально-экономические факторы:
— кризис административно-командной системы хозяйствования;
— дефицит товаров, работ и услуг;
— чрезмерную монополизацию производства и сферы обслуживания, торговли, что позволяло реагировать на конъюнктуру рынка;
— замкнутое экономическое пространство, ограниченное территорией государства;
— легализацию (признание законом) предпринимательской деятельности;
— признание иных форм собственности, кроме государственной и колхозно-кооперативной;
— сокращение объемов производства и появление свободной рабочей силы, имеющей официальный статус безработных.
Экономическая деятельность малого предпринимательства определяется, прежде всего, его экономическим интересом. Так, в частности, субъект малого предпринимательства заинтересован в получении максимального дохода от своей экономической деятельности. Государство же изымает часть дохода предпринимателя в виде налогов и обязательных платежей, в целях обеспечения экономических интересов государства и общества. Наличие противоположных экономических интересов в этом случае может вести к негативным экономическим последствиям. В связи с этим учет экономических интересов субъектов экономических отношений приобретает весьма важное значение. В идеале должен быть достигнут компромисс между участниками экономических отношений, а экономический интерес позволит использовать экономические методы в управлении народным хозяйством.
Субъекты малого предпринимательства как участники экономических отношений, особенно в начале деятельности, наиболее болезненно ощущают влияние противоречивости экономических интересов. Так, предприниматель, заинтересованный в получении максимального дохода, одновременно несет налоговое бремя, расходы по организации производства и реализации продукции, расходы по оплате наемного труда и т.д. Следовательно, экономический интерес предпринимателя будет выражаться в стремлении снизить названные расходы, что может быть достигнуто как законным, так и незаконным путем. Иногда неразумная государственная политика провоцирует предпринимателя на нарушение законодательства (например, чрезмерный налоговый гнет), что ведет к повышению риска предпринимательской деятельности и сокращению числа предпринимательских структур.
Реализуя свой экономический интерес, предприниматель неизбежно сталкивается с проблемой предпринимательского риска. Риск неизбежно связан с возможным наступлением нежелательных экономических последствий, которые могут причинить вред рискующему и делу, во имя которого осуществляется риск. Поэтому принятию решения действовать с риском должны предшествовать: оценка экономической ситуации; выбор оптимального варианта достижения положительного результата; выбор сил и средств; принятие мер по нейтрализации возможных негативных последствий.
Помимо экономического интереса и риска, важнейшими характеристиками предпринимательской деятельности являются экономическая (предпринимательская) инициатива и экономическая ответственность. Под инициативой понимается начинание, активные действия, направленные на достижение определенной цели. Наличие экономической инициативы в малом предпринимательстве — непременное условие. Экономическая ответственность предпринимателя наступает в соответствии с действующим законодательством по следующим основаниям:
— в силу неисполнения обязательств по договорам;
— вытекающая из причинения вреда;
— в связи с нарушением действующего законодательства.
Иные формы предпринимательской деятельности предполагают участие в бизнесе нескольких собственников-предпринимателей. Основными формами коллективного малого предпринимательства являются: полное товарищество; товарищество на вере; общество с ограниченной ответственностью; общество с дополнительной ответственностью и кооперативы. Этот перечень не является исчерпывающим и характерным только для малого предпринимательства, так как в обществе с ограниченной ответственностью число работающих, допустим; в промышленности может составлять более 100 человек, в этом случае оно под признаки малого предприятия не подпадает.
Процесс создания и последующей деятельности малых предприятий регулируется законодательными и нормативными актами Российской Федерации. Правовое регулирование определяется Гражданским кодексом РФ (часть 2). Любое, малое предприятие независимо от его организационно-правовой формы не может эффективно функционировать без соответствующей базы: правовой, материальной, технической, экономической и пр.
Исходя из этого, требуется создать такие социально-экономические предпосылки в экономике страны, которые позволят использовать преимущества малого бизнеса и в определенной степени устранить его недостатки.
Развитие малого предпринимательства несет в себе множество важных преимуществ:
— увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса;
— рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
— селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становиться первичной школой самореализации;
— создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;
— трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения;
— подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;
— разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств;
— косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими;
— ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
— мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;
— улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.
Таким образом, важно оценить значимость развития малого предпринимательства, способного коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих товаров и услуг, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.
2 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
Предпринимательство в России зародилось еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями можно считать торговцем и купцов. Наибольшее развитие предпринимательства относится к годам привлечения Петра I, когда по всей России создавались мануфактуры, бурно развивалась горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность. Известнейшим представителем династии предпринимателей в промышленности в ту пору была семья Демидовых Дадашев А., Гловацкая Н., Лазуренко С., Нешитой А. «Эффективность поддержки малого предпринимательства», Вопросы экономики, 7, 2005.
Дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось существованием крепостного права. Новые возможности для предпринимателей открылись после реформы 1861 г. Началось строительство железных дорог, была реорганизована тяжелая промышленность, оживилась акционерная деятельность. Развитию е переустройству промышленности в то же время способствовал иностранный капитал. В 90-е годы ХIХ в. в России окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства, а в начале ХХ в. Предпринимательство становится массовым явлением.
В начале 1990 года предприятия малого бизнеса образовались чаще всего путем отделения от государственных предприятий-учредителей. В 1991 г. это были, как правило, товарищества с ограниченной ответственностью. За первую половину 1991 г. многие коллективы реорганизовались в предприятия малого бизнеса, основанные на частной долевой собственности Дадашев А., Гловацкая Н., Лазуренко С., Нешитой А. «Эффективность поддержки малого предпринимательства», Вопросы экономики, 7, 2005.
Реже встречаются малые предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.
Нередко местные власти совместно с другими предприятиями выступают учредителями малых предприятий. Их вклад как учредителей состоит, как правило, в предоставлении нежилых помещений на условиях аренды.
В настоящее время вопрос развития сети предприятий малого бизнеса включен в качестве одного из важнейших в программу демонополизации национального хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:
1. выделение самостоятельных производственно-хозяйственных блоков;
2. выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий;
3. создание небольших дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий.
Таким образом, предприятия малого бизнеса можно создавать, во — первых путем выделения структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других форм собственности.
По состоянию на 1 января 2005 г. в России насчитывалось 843 тыс. предприятий малого бизнеса ( 2000 г.- 841,7; 2001 -861,1; 2002 г.-868.0; 2003 г. -890,6; 2004 г.-879,3).В 2004 г. ими произведено продукции ( работ, услуг) на сумму 852,7 млрд. рублей. В этой сфере было занято 6483,5 тыс. человек.
За последние годы количество предприятий малого бизнеса вначале несколько возросло, а затем вернулось к уровню 2000 г. Абсолютное и относительное увеличение произошло лишь в торговле в общественном питании (рост за 2000-2005 гг. с 359,3 до 388,1 тыс., или с 42,7% до 46%), в здравоохранении ( с 11,0до 17,4 тыс., или с 1,3% до 2,1%), в операциях с недвижимым имуществом ( с 3,9 до 14,2 тыс., или 0,5% до 1,7%), в жилищно-коммунальном хозяйстве (с 2,8 до 5,2 тыс., или 0,3 до 0,6%) и в некоторых других отраслях экономики Орлов А. «Перспективы развития малого предпринимательства в России», Вопросы экономики, 7, 2005.
Вместе с тем в промышленности имеет место абсолютное и относительное снижение числа предприятий малого бизнеса (со 131,9 до 125,10 тыс., или с 16,40 до 14,5%).
Существенным недостатком следует считать абсолютное и относительное снижение числа предприятий малого бизнеса в науке и научном обслуживании (с 46,7 до 28,5 тыс., или с 5,5 дот 3,4%)и в сфере финансов, кредита, страхования и пенсионного обеспечения (с 10,8 до 5,6 тыс., или с 1,3 до 0,7%).
В ближайшее время в Росси нужно обновить 40 млн. рабочих мест, поскольку предприятия, создающие эти рабочие места, функционируют неэффективно, а оборудование на них устарело. На создание одного рабочего места в крупной корпорации требуется 100-150 долларов. За счет малого бизнеса это можно сделать быстрее и дешевле.
Как показывает практика, малый бизнес в России пока отстает от развитых стран. Это свидетельствует о том, что в нашей стране имеются большие резервы роста малого бизнеса.
3 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА В РОССИИ
3.1 Состояние малого бизнеса в России и проблемы его развития
В настоящее время почти треть населения России так или иначе связана с малым бизнесом. Свыше 800 тысяч малых предприятий — это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства, прошедших серьезную школу выживания в российских условиях. Это делает малый бизнес весомым социально-экономическим явлением, а занятые в нем являются очень активной частью общества. Здесь сосредоточиваются наиболее квалифицированные и образованные люди, в особенности те, чьи опыт и знания оказались невостребованными в системе государственной собственности.
Рисунок 3.1. Количество малых предприятий на 1000 жителей в 2005 году Экономическая газета ЭЖ ДЕЛО №5 2005 г стр.2
Из общего количества малых предприятий 90 процентов составили предприятия частной формы собственности. В 1 квартале 2005 года малыми предприятиями было произведено товаров и услуг по всем видам деятельности на сумму 66,0 млрд. рублей, по основному виду деятельности — на 57,8 млрд. рублей (82 % от общего объема производства) Духон А. Доклад «О развитии малого предпринимательства в России: региональный разрез». М.: Московский Государственный Статистический Университет, 2005.
Анализируя показатели деятельности малых предприятий за последние 2 года, можно с полной уверенностью сказать, что сегодня это наиболее динамично развивающийся сектор экономики. Сектор малого бизнеса в России представляет собой достаточно мощную экономическую и политическую силу.
По данным Госкомстата России в 2004 году в Российской Федерации функционировали 844,4 тысячи малых предприятий: 91,5 % — с частной формой собственности и 8,5 % — со смешанной российской. Во второй половине 2004 года на малых предприятиях работали 8,3 миллиона человек, в том числе на постоянной основе — 6,2 миллиона.
Сложившаяся за последние 3 года отраслевая структура малых предприятий практически не меняется. Большая часть малых предприятий приходится на сферу торговли и общественного питания (43% от общего количества малых предприятий), строительство и промышленность (32%).
Почти половина работавших на малых предприятиях трудилась в промышленности и строительстве (49%), в треть — в торговле и общественном питании (30%). Численность индивидуальных предпринимателей, по данным Госналогслужбы России, с 1995 года выросла в 7 раз и на 1 июля 2005 года составила 3,5 млн. человек. С учетом временно занятых и членов семей бизнесменов 18 % населения России так или иначе связаны с малым бизнесом; 25-26 млн. человек частично или полностью существуют на доходы от деятельности в сфере малого бизнеса.
По предварительным данным Госкомстата России в 2005 году по сравнению с 2004 годом среднесписочная численность работающих на малых предприятиях выросла на 3,3 %, в том числе в промышленности — на 4,16 %, сельском хозяйстве — на 1 %, в науке и научном обслуживании — на12,7 %. Объем продукции, произведенной малыми предприятиями (в фактических ценах) увеличился на 31,8 %, в том числе промышленной продукции — на 18,95 %, транспорта и связи — на 45 %. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) за этот период возросла на 8,3 %, в том числе в промышленности -на 25,7 %, строительстве- на 48 %, транспорте и связи — на59,6 % Духон А. Доклад «О развитии малого предпринимательства в России: региональный разрез». М.: Московский Государственный Статистический Университет, 2005.
Исходя из этих показателей можно заключить, что малое предпринимательство переходит от стартового этапа к этапу развития, когда основное значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, построение при их участии новых хозяйственных связей, активизация их производственной и инновационной деятельности. Меняется отраслевая структура малого бизнеса в сторону увеличения промышленного производства. Таким образом, по оценке Госкомстата России, в 2004 году именно за счет расширения промышленного производства малыми и совместными предприятиями впервые в промышленности произошел рост производства на 0,8 %.
Для малого бизнеса характерно небольшое количество работников. На одно предприятие в среднем приходится 7 человек постоянно занятых, при этом наибольшее число — в строительстве (12человек), наименьшее — в науке и научном обслуживании (4 человека).
Малое предпринимательство создает ныне 10-12 % ВВП (всероссийского валового продукта). На его долю приходится пятая часть подрядных строительных работ. В 2005 году малыми предприятиями оказано услуг и произведено продукции только по основному виду деятельности на сумму около 300 млрд. рублей или 7 % от всего объема оказанных услуг и произведенной продукции страны.
Динамика малого бизнеса за несколько последних лет показывает, что сектор переходит от стартового этапа к этапу развития. Основное значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, активизация их производственной и инновационной деятельности. Непрерывно меняется отраслевая структура малого бизнеса в сторону увеличения промышленного производства.
В регионах России развитие малого бизнеса происходит неравномерно. По данным Госкомстата России треть общего количества малых предприятий сосредоточена в Центральном районе, при этом в Москве — 22 %, Санкт — Петербурге — 11 %, Московской, Тюменской областях — по 4 %, Краснодарском крае и Свердловской области — по 3 %, по 2 % — в Новосибирской, Ростовской, Самарской, Кемеровской, Нижегородской областях, Краснодарском крае, Республике Татарстан. В то же время в таких субъектах Российской Федерации, как Ингушская Республика, Республика Тыва, количество малых предприятий не превышает одной тысячи. Если в среднем в 2005 году по стране на 1000 человек приходилось 6 малых предприятий, то в Москве — 21 предприятие, в Санкт — Петербурге — 19,10 — в Тюменской области, 9 — в Республике Алтай. В Республике Дагестан на 1000 человек постоянно проживающего населения действовало лишь одно малое предприятие Духон А. Доклад «О развитии малого предпринимательства в России: региональный разрез». М.: Московский Государственный Статистический Университет, 2005.
В регионах России наиболее высока доля частного сектора в республиках Адыгея (94,6 %), Татарстан (94,4 %), Ингушетия (97,4 %), Тыва (96,7 %), Хакасия (95,1 %), в Ярославской области (94,5 %).
Достаточно высок процент предприятий смешанной формы собственности в малом бизнесе республик Алтай (17,2 %), Марий Эл (19,2 %), Тверской (18,4 %) и Белгородской (17%) областей.
Увеличился приток трудовых ресурсов в сферу малого бизнеса в Центральном районе. Это объективно связано с высоким уровнем развития рыночной, производственной и социальной инфраструктуры этого региона. В Центральном районе центрами притяжения работников малого бизнеса стали Москва (62 % от среднесписочной численности постоянно занятых в малом бизнесе региона), Московская область (8 %), Владимирская, Тульская, Ярославская области (по 4 % ).
Результаты обследований подтверждают следующие экономические преимущества малых предприятий:
— лучшая адаптация к изменению конъюктуры спроса;
— меньшая задолженность как по заработной плате, так и перед бюджетами и партнерами;
— более низкий уровень издержек производства и реализации, в частности, накладных расходов;
— более высокий уровень наукоемкости продукции.
Малые предприятия успешнее адаптируются к условиям рынка. Если в целом по России, по данным Госкомстата России, 56 % предприятий завершили 2005 год с убытками, то в малом бизнесе таких предприятий было всего 20 %.
3.2 Государственная поддержка малого бизнеса России
Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.
В России существуют различные организационные формы государственной поддержки и защиты интересов предприятий этой сферы. Созданы ассоциации малого предпринимательства, различные фонды развития и поддержки малого бизнеса. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого бизнеса озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.
Одной из важнейших проблем малого бизнеса в России является кредитование. Кредиты выдаются только под залог или поручительство, которые далеко не всегда могут предоставить малые предприятия. Союзы предприятий малого бизнеса, как и специальные фонды, в настоящее время не выступают поручителями по таким кредитам. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса. В особо трудном положении оковываются частные предприятия: невозможность получения кредита исключает возможность их конкуренции с иными предприятиями.
Надо отметить, что российские банки выдают небольшие кредиты малому бизнесу под высокие проценты, чем крупным предприятиям.
Одна из причин высоких процентов по кредитам для предприятий малого бизнеса — большой риск кредитования. Финансовое состояние этих предприятий нестабильное и неопределенное, плюс к этому низкая капитализация существенно увеличивают риск не возврата кредита. Предприятия малого бизнеса нуждаются также в информационном обслуживании, подготовке кадров, в льготном банковском кредите и в другой помощи.
Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем те, что действуют на частном рынке ссудных капиталов. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии, составляющие до 90% заемного капитала. Таким образом, государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионное фонды в предоставлении капиталов мелким фирмам.
Имеются и другие формы государственной поддержки малого бизнеса: обеспечение госзаказом (теперь не менее 15% государственных заказов в обязательном порядке размещаются на малые предприятия. Смысл в следующем: генеральный заказчик, выигравший тендер на получение госзаказа, финансируемого из федерального бюджета, должен не менее 15% общего заказа разместить на малом предприятии в соответствии с договором), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью, и др.
В целях развития малого бизнеса и обеспечения его государственной поддержки Правительством РФ принят ряд специальных постановлений. В Постановлении «О первоначальных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. № 446 отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства является одним из важнейших направлений экономической реформы. Данным документам определены также приоритеты развития малого бизнеса. К ним отнесены производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаров народного потребления, включая товары, имеющие экспортный потенциал, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного и производственного назначения. Такие приоритеты остаются в силе и на сегодняшний день.
В настоящее время малые предприятия пользуются определенными льготами, при правильном применении которых можно значительно снизить свои налоговые обязательства. Кроме льгот по налогообложению, существуют льготы, связанные с бухгалтерским учетом и отчетностью, которые позволяют малому предприятию вести более простой бухгалтерский учет по сравнению со средним и крупным предприятием.
Действующие льготы можно перечислить в следующем порядке:
1. освобождение от налога на прибыль малых предприятий, занимающихся определенной деятельностью;
2. ускоренная амортизация основных фондов;
3. предоставление отчетов о налогах один раз в квартал;
4. снижение количества статистических отчетов, которые должны предоставлять малые предприятия в органы статистики;
5. сокращенная форма бухгалтерского учета и отчетности и другие;
К особенностям налогообложения малых предприятий можно отнести и то, что они могут применять различные системы налогообложения.
Сущность малого предпринимательства в зависимости от применения системы налогообложения разделены на три категории.
Малые предприятия с обычной системой налогообложения стали выделяться в особую категорию предприятий с момента становления действующей налоговой системы, и они пользуются льготами по налогу на прибыль.
В федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 №88-ФЗ определены главные направления государственной поддержки и развития малых предприятий; установлены основные формы и методы государственного регулирования и стимулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.
Согласно этому закону Правительство РФ обязано ежегодно разрабатывать Федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства и предоставлять ее (бюджетного финансирования) на рассмотрение в Госдуму. То же самое должно делаться на региональном, отраслевом, муниципальном уровне. В России фонд поддержки малого предпринимательства, средства которого должны идти в основном на льготное кредитование малых предприятий.
Этим же законом предприятиям даны и некоторые налоговые гарантии: в течении четырех лет с момента создания малого предприятия, условия его налогообложения не могут ухудшиться. Например, если на момент создания малого предприятия ставка налога на прибыль составляла 30%, а через год повысится до 35%, то согласно упомянутому положению, малые предприятия должны платить налог на прибыль по ставке 30%. Это касается и других налогов.
Для малых предприятий имеются существенные льготы в области исчисления амортизационных отчислений. Для всех малых предприятий в той области имеются следующие льготы:
— осуществлять ускоренную амортизацию с коэффициентом, равным 2;
— в первый год эксплуатации новой техники, с момента ее ввода в эксплуатацию, имеют право списать на себестоимость продукции до 50% от первоначальной стоимости как амортизационные отчисления;
На использование этих льгот, в области амортизационных отчислений, имеются следующие ограничения:
1) срок службы основных производственных фондов (машин, оборудования) должен превышать три года;
2) малые предприятия не должны прекращать свою деятельность в течении одного года с момента ввода в эксплуатацию того оборудования, по которому списывается себестоимость до 50% его стоимости Блинов А.О., Шапкин И.Н. «Малое предпринимательство: теория и практика»: уч. для вузов — М: «Дашков и Ко», 2005..
При использовании льгот в области ускоренной амортизации малые предприятия имеют возможность в первый год приобретения и эксплуатации новой техники сроком службы более трех лет списать на себестоимость значительную часть ее стоимости и тем самым ускорить процесс обновления активной части основных производственных фондов.
Кроме того, у малого предприятия появляется возможность снизить налог на прибыль и налог на имущество предприятия. Некоторые малые предприятия имеют существенные льготы по налогу на прибыль.
Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что отечественные малые предприятия имеют определенные налоговые и другие льготы, что положительно влияет на процесс развития малого бизнеса в нашей стране.
В феврале 2005 г. Правительство РФ рассмотрело итоги реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства за 2004 г. Был сделан вывод о том, государство так и не создало необходимых условий для развития малого бизнеса. За последние семь лет количество малых предприятий практически не изменилось. В секторе малого бизнеса в России занято около 8 млн. человек, которые производят 5% объема всей промышленной продукции и около 15% услуг (для страны с рыночной экономикой, на статус, который претендует Россия,- ничтожно мало). Признавая это правительство, наметило ряд мер по дальнейшему развитию малого бизнеса в России.
Определенное внимание уделяется развитию малого бизнеса в регионах России. Почти во всех регионах разработаны собственные программы развития малого бизнеса, более чем в половине из них созданы специальные органы и фонды его поддержки. Наиболее крупный регион России, где сосредоточена четверть всех предприятий малого бизнеса, -Москва — на начало 2004 г. занимал первое место в числе регионов по развитию малого бизнеса (182,2 тыс. предприятий) См.: Российский статистический ежегодник. 2004… Далее следует Санкт — Петербург (78,6), Области Московская (46,0), Самарская (27,6), Ростовская (25,0), Свердловская (21,6).
Возвращаясь к помощи предпринимателям на федеральном уровне, следует отметить, что 26 июля 2004 г. Правительство РФ своим распоряжением № 1072-Р утвердило «План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2004-2005 г» Экономика и жизнь. — №33. Август 2005. — С.5-10..
На устранение излишних административных барьеров развития предпринимательства, включая малое, направлены федеральные законы от 8 августа 2001 г.:
1. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) № 134 — ФЗ;
2. «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ;
3. «О государственной регистрации юридических лиц» № 129-ФЗ.
Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля(надзора)». Главная цель Закона — устранить административные барьеры, препятствующие предпринимательской деятельности или ограничивающие ее. В законе в значительной степени пересмотрены существовавшие прежде подходы к контролю за деятельностью предприятий, ограничено число оснований для проведения внеплановых проверок. В законе предусмотрена материальная ответственность органов контроля (надзора) в случае нанесения ущерба своими необоснованными действиями.
О значении данного Закона можно судить по тому, что в стране действуют около 80 государственных служб, в той или иной степени имеющие отношение к малому бизнесу.
В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» сокращено количество лицензируемых видов деятельности, упрощена сама процедура лицензирования. Закон позволяет обеспечить единую государственную политику в области лицензирования, создает условия для стабильной работы предпринимательских структур.
Наконец. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» существенно упрощает условия регистрации. Срок регистрации ограничен пятью днями. Значительно ограничены основания для отказа или искусственного затягивания сроков государственной регистрации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Малый бизнес является важным звеном экономики, ему присуща особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Предпринимательство не только способствует повышению материального и духовного потенциала общества и создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого гражданина, но и ведет к единению нации сохранению ее национального духа и национальной гордости. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных ресурсов, Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные потребности населения — что является отличительной и важной особенностью. Малый бизнес является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.
Необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.
Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.
Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.
Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.
В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны.
Малое предпринимательство играет важную роль в развитии экономики Ростовской области, а также в решении политических и социальных проблем. Это активно развивающийся сектор экономики. Ростовская область входит в десятку лучших регионов Российской Федерации по числу малых предприятий и количеству занятых на них, а в Южном регионе Ростовская область опережает своих соседей по указанным показателям.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 2005-2008 годы. М.,2007
2. Анимица Е.Г. «Малый бизнес в России» М.: ИНФРА-М, 2004
3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория — М., 2007 г.
4. Экономика: Учебник / Под. ред. А.С. Булатова. 3-е изд., перераб. И доп. — М.: БЕК, 2005.
5. Буянкина А.Н. «Малый бизнес: государственное регулирование», М.: ИНФРА-М, 2006
6. Блинов А.О. «Малое предпринимательство: организационные и правовые основы деятельности», М.: «Дашков и Ко», 2006
7. Блинов А.О., Шапкин И.Н. «Малое предпринимательство: теория и практика»: уч. для вузов — М: «Дашков и Ко», 2005.
8. Бублик В. «Правовое регулирование предпринимательства: частные и публичные начала», М.: Хозяйство и право, N9, 2007
9. Введение в рыночную экономику: Учебное пособие / Лившиц А.Я., Никулина И.Н. — М.: Высшая школа, 2007.
10. Дадашев А., Гловацкая Н., Лазуренко С., Нешитой А. «Эффективность поддержки малого предпринимательства», Вопросы экономики, 7, 2005
11. Духон А. Доклад «О развитии малого предпринимательства в России: региональный разрез». М.: Московский Государственный Статистический Университет, 2005
12. Коршунов Н.М., Эриашвилли Н.Д. «Предпринимательское право», уч. для вузов, 3-е изд. ЮНИТИ ,2007
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рисунок 1- Оценка предпринимателями экономической ситуации в городах и районах с точки зрения ее влияния на бизнес, % к числу опрошенных.
/>
1 – торговля; 2 – бытовые услуги; 3 – автомобильный транспорт; 4 – строительство; 5 – промышленность; 6 – средний показатель.
Ряд 1 – благоприятная для развития производства;
Ряд 2 – не стимулирует никаких изменений;
Ряд 3 – тормозит развитию бизнеса;
Ряд 4 – затрудняюсь ответить.
Экономическая ситуация, на взгляд большинства, не стимулирует никаких изменений и даже тормозит развитие бизнеса. Бизнесмены из сфер строительства и промышленности в своих суждениях по данному вопросу более оптимистичны.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рисунок 2 — Предприниматели преимущественно негативно оценили влияние федеральных, краевых и муниципальных органов власти на развитие бизнеса.
/>
Особенно это касается федерального уровня: 61,4% респондентов дали отрицательные оценки. В адрес краевой и муниципальной власти негативных отзывов поступило 44,0% и 48,0%, соответственно. В отдельных районах края негативные оценки воздействия муниципальных органов власти на развитие предпринимательства доходили до значения 83,3%.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рисунок 3 — Структура целевого рынка потребителей в разрезе критериев сегментации; уровень доходов.
/>
36% — Доля в целевом рынке населения с высокими доходами;
64% — Доля в целевом рынке населения со средними доходами.