/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>Введение
Управление предприятием представляет собой процесс обеспечения егодеятельности для достижения поставленных целей. Наибольшее значение имеет управлениезатратами на производство, включающее контроль и регулирование затрат.Возникает задача снижения издержек до нормативного уровня, соблюдениенормативов в этом случае является целью управления затратами на производство.
Эффективное управление затратами предприятия подразумеваетснижение себестоимости, планирование и учет издержек, контроль за отклонениямис выявлением причин этих отклонений и организация информационной системы,которая позволила бы принимать управленческие решения и создать основу для стимулированияработников предприятия. Эта задача особенно актуальна для водоснабжающегопредприятия, так как имеет место государственное регулирование цен.
Важным является не только исследование фактического уровня иобоснованности затрат, образующих себестоимость, но и выработка предложений поусовершенствованию учета на предприятии, выявление основных факторов ростазатрат, их причин, и системы управления затратами.
Отечественной и международной теорией и практикой бухгалтерскогоучета разработано множество эффективных форм и методов учета на предприятии,большинство из которых не находят своего применения в конкретной учетнойработе. Это объясняется и низким уровнем учета на многих отечественныхпредприятиях, и недостаточно высокой квалификацией учетных работников, но взначительной степени отсутствием потребности в эффективном учете, которыйобеспечивал бы не только сиюминутные потребности предприятия, но и разработкустратегии в расчете на долгие периоды. Для этого ежедневно управляющим всехуровней необходим значительный объем оперативной информации.
Функции управления стабильно работающего предприятия представляютсобой систему, которая позволяет контролировать результаты деятельностиподразделений предприятия, обеспечивает все уровни управления необходимойинформацией, и на основе достоверной информации делать возможной выработкуэффективных управленческих решений.
Система управления затратами должна содействовать руководству впринятии решений, касающихся разработки изделия, назначения цены, маркетинга,ассортимента и способствовать внесению усовершенствований. В данной работе ибудет сделана попытка решить задачу формирования системы управления затратами.
Учетзатрат на производство, планирование и калькулирование себестоимости имеютнаибольшую специфику в связи с особенностями технологии и организации той илииной продукции. В связи с этим существует потребность освоения особенностейформирования затрат, которые определяются отраслевыми факторами и ситуациями,складывающимися на конкретном предприятии.
Целями данной работы являются: рассмотреть теоретические основы классификациисебестоимости продукции предприятия; проанализировать систему управлениязатратами на ОАО «Санчурский маслозавод».
В соответствии с целями данной работы, рассмотрены следующие задачи:описать сущность и роль системы управления затратами; изучить себестоимость поэлементам затрат и статьям калькуляции; дать общую характеристику деятельностиОАО «Санчурский маслозавод»; провести специальный анализ затрат этого жепредприятия.
/>/>1. Теоретические основы исследования себестоимостипродукции предприятия />/>1.1 Принципы и содержание системы управления затратами
Для успешного функционирования предприятия на современном рынкенеобходимо формирование совершенной системы управления затратами напроизводство продукции, принятие на длительный период регламента управления,регулирующего обязанности по разработке и утверждению планов, доведениюплановых заданий до исполнителей, контролю, а также распределению во времениплановой и контрольной деятельности. Поэтому требуется структурная ипроцедурная организация процессов планирования, учета и контроля за затратамипредприятия. Именно организация управления является необходимым процессом,обеспечивающим его функционирование в соответствии с поставленными целями изадачами. Основная цель такого процесса состоит в обеспечении информациейслужб, отделов и производственных подразделений сформированной и обработанной всоответствии с целевыми установками, а также обеспечение эффективногофункционирования служб и отделов управления при оптимальном уровне расходов наобслуживание и управление производством.
Общими принципами организации управления затратами предприятиямогут служить:
1) удовлетворение потребностей управленцев разных уровней управленияв необходимой для принятия решений информацией;
2) обобщение информации по центрам возникновения затрат, ответственности,рентабельности;
3) контроль за объемом производства, собственными затратами иприбылью каждого подразделения с помощью планов и смет.
В совокупности механизм хозяйствования организации определяетсястепенью управления затратами. В систему управления затратами включеныследующие основные блоки, которые тесно взаимосвязаны.
Прогнозирование и регулирование реализуются на основаниирезультатов экономического анализа и воздействуют на показатели планов.
Нормирование, учет затрат и калькулирование существуют для болеедетального проведения экономического анализа и выработки новой стратегии.Контроль предназначен для постоянного наблюдения отклонений плановыхпоказателей от нормативных.
В теории и практике отечественного управления были и есть: учет повидам затрат; центрам возникновения; нормативный учет; система внутреннегохозрасчета; система анализа, планирования и контроля, что в совокупности какраз и представляет элементы системы управления затратами предприятия [10].
Другое дело эффективность совокупного функционирования этихэлементов как единого целого для достижения главной цели. Задача управлениясебестоимостью предусматривает введение на предприятии системы управлениязатратами, которая не ограничивается только учетом затрат на производство, стоимостныхпоказателей, регламентированных в нормативных документах. Ее содержание гораздошире и состоит из:
— отражения производственных процессов в количественном измерениис целью управления ими и определения прибыли;
— выбора в качестве субъектов управления хозяйственных процессов исвязанных с ними затрат;
— ограничения субъекта учета рамками предприятия;
— классификации затрат для определения себестоимости продукции иполученной прибыли, принятия решений и планирования, осуществления процессаконтроля и регулирования;
— формирования внутренней отчетности по уровням управленияпроизводственными процессами, используя при этом принципы управления, принятыена предприятии, необходимости преобразования внутренней отчетности.
Если рассматривать управление затратами на производство как процессотражения использования затрат и результатов прошлой, настоящей и будущейпроизводственной деятельности, соответствующей модели управления,ориентированной на выполнение основной цели предприятия, то такая система будетсоответствовать основным задачам управления себестоимостью, к которым можноотнести:
— информационное обеспечение администрации предприятия дляпринятия управленческих решений с учетом их экономических последствий;
— наблюдение и контроль за фактическим уровнем затрат всопоставлении с их нормативами и плановыми размерами в целях выявленияотклонений и формирования экономической стратегии на будущее;
— исчисление себестоимости выпускаемых продуктов для оценкиготовой продукции и расчет финансовых результатов;
— выявление и оценка экономических результатов производственнойдеятельности структурных подразделений;
— систематизация информации управленческого учета производственнойдеятельности для принятия решений, имеющих долгосрочный характер.
То есть основное назначение системы управления затратами — контроль за производственной деятельностью и управление затратами на ееосуществление.
Управление себестоимостью включает в себя основные функции:планирование, организацию, учет, контроль и стимулирование. Для формирования ивнедрения эффективной системы управления затратами на предприятии необходимонайти оптимальное соотношение различных вариантов классификации затрат, методовоценки и учета систем калькулирования себестоимости с учетом особенностейпроизводства на данном предприятии.
/>/>1.2 Классификация затратна производство и реализацию продукции
Одной из предпосылок рациональной организации управленияпроизводственными затратами является экономически обоснованная ихклассификация. Классификация затрат – это средство для решения задачуправления: принимая решение, руководитель должен четко представлять себе егопоследствия.
В таблице 1 предоставленонесколько способов группировки затрат.
Поэкономическому содержанию затраты на производстве делятся на элементы. Такую поэлементнуюгруппировку обычно называют экономической, в нее входят следующие элементы:сырьё и материалы, заработная плата, отчисления на социальные нужды,амортизация и прочие расходы [3].
Таблица 1. Классификациязатрат на производство />/>Классификационный признак />/>Виды затрат 1. По экономическому содержанию Экономические элементы затрат 2. По целевому назначению Калькуляционные статьи 3. По отношению к технологии производства Основные, накладные 4. По способу отнесения на себестоимость продукта Прямые, косвенные 5. По отношению к объему производства Перемещенные, постоянные 6. По возможности охвата планом Планируемые, не планируемые 7. По роли в процессе производства Производственные, непроизводственные 8. По составу статей Одноэлементные, комплексные 9. По степени наличия Входящие, истекшие 10. По периодичности возникновения Текущие, инкрементные, маргинальные 11. Затраты, связанные с принятием решения и планированием Принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках; безвозвратные или затраты истекшего периода; временные затраты в результате принятого альтернативного решения
Такаягруппировка на уровне отрасли позволяет установить соотношение между затратамиживого и общественного труда, проследить технический прогресс, обусловленныйими рост производительности труда. На основе поэлементной группировкисоставляются балансы трудовых и материальных ресурсов, выявляются их излишкиили не обеспеченность. На уровне фирмы или предприятия такая группировка затратиспользуется для планирования производственных запасов, выработки новой политики(набора, сокращение, переквалификация и другие), контроле за рациональнымиспользованием фонда оплаты труда, уровнем средней заработной платы,определение степени загруженности производственных мощностей и т.д.
Недостатокэтой группировки состоит в том, что ею редко пользуются для определениясебестоимости единицы продукции, поскольку применение искусственных приемовраспределения всех затрат между множеством объектов (широким ассортиментомпродукции) приводит к искажению информации, снижает её достоверность.
В основегруппировки затрат по калькуляционным статьям лежит принцип обобщения расходовпо их целевому назначению. Коммерческие предприятия фирмы обычно ведут учетзатрат на производство продукции в размере четырех калькуляционных статей:материалы израсходованные на изготовление продукции, заработная платапроизводственных рабочих с отчислениями на социальные нужды, прочие прямыезатраты, накладные расходы.
Предприятиянесут затраты не только производству товара, но и связанные с упаковкой,транспортировкой уже готового товара и др.
Полнаясебестоимость включает производственную себестоимость плюс непроизводственныерасходы. За рубежом полную себестоимость часто называют складскойсебестоимостью.
Группировкарасходов фирмы по калькуляционным статьям сочетается с их обобщением поцентрали ответственности и по централи затрат. Первичное обобщение делают поцентрали ответственности, т.е. доходов, затрат, прибыли и инвестиций. При этомпоказатели составляются как плановые так и фактические, по результатам которыхделается оценка деятельности менеджера каждого центра ответственности.
При обобщениии расширении расходов по центрам ответственности формируется исходнаяинформация для калькулирования себестоимости отдельных видов выпускаемой продукции.
Это создаетвозможность определить выгодность товаров, соответствие производственныхмощностей возможности сбыта, установить сложившийся уровень издержек впроизводственной и не производственной сферах, определить результаты, размеркоторых зависит не только от сложившейся конъюнктуры, но и от деятельностименеджера каждого центра ответственности.
Учет затратпо назначению ведется в простатейном разрезе; перечень статей устанавливаетсядля отдельных отраслей промышленности, исходя из особенностей технологии иорганизации производства. Группировка затрат по калькуляционным статьямприменяется в планировании и текущем учете затрат на производство, калькулированиии анализе себестоимости продукции [12].
Изложеннаягруппировка затрат позволяет получить систему показателей себестоимости, но приэтом не раскрывается механизм формирования затрат в зависимости от объемапроизводства.
По отношениюк технологии производства затраты делятся на основные и накладные. Основнымисчитаются затраты, связанные непосредственно с технологическим процессомизготовления продукции, то есть расходы, без которых технологический процесс неможет осуществляться. Накладными называются затраты, связанные с организацией,управлением и обслуживания производства.
Классификацияпо калькуляционным статьям совместима с делением затрат на прямые и косвенные. Любыезатраты должны быть отнесены на себестоимость той продукции, с производствомкоторой они были связаны. К прямым расходам относятся материалы, израсходованныена определенный вид продукции, заработная плата производственных рабочих сотчислениями на социальные нужды. В силу этого на основании первичныхдокументов они могут быть прямо отнесены на себестоимость соответствующихпродуктов. Косвенными называют расходы, связанные с изготовлением несколькихвидов изделий или с различными стадиями обработки изделий. Косвенные расходы обычноучитываются по месту их возникновения и распределяются между отдельными видамипродукции, пропорционально какой-то условной базе.
К косвеннымзатратам относятся накладные расходы, в состав которых входятобщепроизводственные и общехозяйственные расходы.
Базой дляраспределения общепроизводственных затрат служат прямые затраты на определенныйвид продукции, а общехозяйственных – их цеховая себестоимость. Базойпропорционального распределения могут использоваться и другие виды затрат.
Группировкойзатрат на прямые и косвенные обеспечивается возможность нормирования, составленияоперативного бюджета разнородных затрат какого – либо участка на основе сложившихсяпредставлений при нормальных условиях.
Пригруппировке затрат по отношению к объему производства расходы делятся напостоянные и переменные [13]. Переменные затраты изменяются пропорциональноуровню (объему) производства. Совокупные переменные затраты имеют линейнуюзависимость от объема производства, а переменные затраты на единицу продукции являютсяпостоянной величиной. Постоянные затраты остаются неизменными для различныхмасштабов производства за определенный период времени. С течением времени постоянныерасходы могут возрасти, например, из-за инфляции, но они не изменяются прямопропорционально изменениям объема производства. Таким образом, совокупныезатраты неизменны для всех уровней производства, а постоянные на единицупродукции уменьшаются с увеличением объема производства.
Некоторыеиздержки представляют собой смесь переменных и постоянных затрат. Вполупеременные затраты включаются как постоянные так и переменные составляющие,затраты на материально – техническое обеспечение состоят из запланированных(постоянных),осуществляемых при любом объеме производства, а переменные затраты, которыенаходятся в непосредственной зависимости от него.
Полупостоянныеили ступенчато возрастающие затраты являются постоянными для конкретногообъема, но в какой – то критический момент они начинают возрастать наопределенную постоянную величину. Постоянные затраты можно отличить отполупостоянных по величине изменения объема производства на какой – то момент, вкоторый происходит ступенчатый прирост полных постоянных затрат, для постоянныхданная величина больше.
В теории ипрактике отечественного учета группировке затрат на переменные и постоянныедлительное время не уделялось должного внимания. Между тем, в западных странахс развитой рыночной экономикой, это деление положено в основу современныхсистем управления затратами.
Делениезатрат по их связи с объемом производства на постоянные и переменные имеетважное практическое значение для выбора системы учета и калькулированиясебестоимости (с полным распределение затрат или учет и калькулированиесебестоимости только по переменным расходам); для анализа безубыточногопроизводства; обоснование альтернативного решения; осуществление контроля ирегулирование затрат; составление смет и т.п.
По роли впроцессе производства затраты бывают производственные и непроизводственные. Кпроизводственным относятся расходы, которые связаны с изготовлением продукции ив сумме составляют её производственную себестоимость. Под непроизводственнымипонимаются расходы на реализацию изготовленной продукции. Их присоединения кпроизводственным расходам дает полную себестоимость выпущенной продукции.
По составустатей расходы могут быть как одноэлементные, так и комплексные, состоящие изразнородных элементов затрат. Различают также затраты входящие и истекшие.Входящие затраты – это приобретенные или имеющиеся в наличии ресурсы, использованиекоторых должно принести расходы в будущем. В балансе они отражаются как активы.Если эти ресурсы израсходованы для получения доходов, то они переходят в разрядистекших затрат, что отражается на счете прибылей и убытков текущего иотчетного периода.
Попериодичности возникновения различают текущие, инкрементные и маргинальныезатраты. Текущие – это затраты отчетного периода, вытекающие из характера хозяйственнойдеятельности. Инкрементные (приростные, дополнительные) затраты и доходыпоявляются в результате принятого решения о дополнительном изготовлении илипродаже группы единиц какой – то продукции. Такими дополнительными затратами (сверхобычных, текущих) могут быть как переменные, так и постоянные расходы. Ихприрост – результат увеличения объема производства определенного видапродукции. Дополнительные затраты и доходы, рассматриваемые в расчете наединицу продукта, принято называть маргинальными (предельными) расходами вотличии от инкрементных затрат и доходов для целой группы единиц продукта.
Приклассификации затрат для принятия решения и планировании целесообразно ихразграничение и изучение по следующим направлениям: принимаемые и не принимаемыев расчет при оценках; безвозвратные затраты или затраты истекшего периода,временные затраты в результате принятого альтернативного решения.
Такимобразом, целевая классификация затрат позволит рационально организовать системуконтроля и управления расходами.
/>/>1.3 Инструментарий анализа затрат предприятия
Для снижения затрат большое значение имеет бухгалтерский учет ианализ по центрам затрат и по центрам ответственности. Центр затрат-это объект отнесения затрат, где аккумулируются затраты, связанные с одной или несколькимифункциями и определенными видами деятельности.
Центр ответственности — организационное подразделение, возглавляемоеуправляющим, ответственным за величину затрат.
Анализ отчетных данных по центрам затрат позволяет сделатьзаключение о том, на сколько и в каком центре ответственности высоки издержки ичем это вызвано.
Анализ по системе отклонений от нормативных издержек даетвозможность увидеть причины и факторы, вызвавшие изменения ускорить принятиеправильных решений.
Управление затратами осуществляется с помощью прямой и обратнойсвязи. Система управления с обратной связью состоит в сравнении фактическихпоказателей со сметными для выявления отклонений и осуществления корректирующихдействий с целью согласования будущих результатов со сметными показателями.
При управлении с прямой связью даются оценки будущих результатов иставится цель установить контроль до того, как возникнут отклонения оттребуемых результатов.
На предприятиях серийного и массового производства нормативнойбазой центра формирования затрат могут быть нормативные калькуляции, которыеразрабатываются на каждое без исключения изделие, на все его детали, по всемупотоку производства. На основе этих калькуляций определяются и устанавливаютсяразмеры затрат по центрам ответственности (по цехам, участкам и др.).
Калькуляции уточняются, как правило, не реже одного раза вквартал, коррективы вносятся по мере изменения трудовых и материальных нормативов.
Для контроля производственных затрат используются сметы — гибкиеили жесткие. Гибкая сметаиспользуется в случае пересчета установленныхсметных затрат на фактический объем производства при нормальной работе путемиспользования коэффициента корректирования. Жесткая сметакорректированиюне подлежит. Такая смета устанавливается большинству вспомогательных цехов,занятых обслуживанием основного производства, затраты, за небольшим исключением(в случае изготовления продукции на сторону), относятся на себестоимостьосновных цехов.
Учет и анализ затрат по центрам ответственности осуществляются наоснове признания зон индивидуальной ответственности, как это зафиксировано ворганизационной структуре предприятия. Очевидно, что центры затрат каждогоуровня должны включать только те издержки, которые относятся непосредственно кданному уровню управления и на которые может воздействовать руководитель.
Система управления затратами с этой точки зрения включает в себямногочисленные задачи, начиная с расчета норм, составления и доведения сметрасходов, организации учета по центрам затрат и центрам ответственности.
Отклонения, как разница между фактическими издержками и сметными,являются важной информацией для управления затратами на производство.
Управление затратами по центрам ответственности предполагаетвключать в смету те затраты, по которым обеспечивается нормирование,планирование и учет затрат.
Выделение центра затрат по отдельным подразделениям можетпроисходить по разным признакам: организационной структуре, оборудованию,выполняемым операциям и функциям.
При этом выделение центров затрат является, с одной стороны,средством детализации аналитического учета затрат, а с другой стороны, способомвыделения локальных участков по местам возникновения затрат. Конечной цельюбудет закрепление ответственности за тем или иным руководителем.
Самой сложной проблемой является проблема взаимоотношений междуподразделениями и линейными управляющими. Вопрос заключается в том, могут либыть центрами ответственности подразделения и службы? Они должны активноучаствовать в разработке планируемых показателей и в оценке результатов ихвыполнения. Однако центрами ответственности могут быть лишь участки, цеха,возглавляемые линейными руководителями (начальник цеха, мастер и др.).
Существует настоятельная необходимость наряду с центрамиответственности по затратам использовать и центры прибыли. В этом случаекаждый цех, участок, возглавляемый управляющим, отвечает не только запроизводственные затраты, но и за массу полученной прибыли. Использованиеконцепции центра прибыли служит одним из важнейших инструментов, дающихвозможность децентрализовать в больших компаниях ответственность за прибыль.
Управление издержками производства по центрам затрат и центрамответственности предусматривает осуществление следующих мер: закрепление всех элементовзатрат за производственными подразделениями; наличие системы санкций квиновникам неблагоприятных отклонений; система управления затратами по каждомуподразделению должна обеспечивать заинтересованность в том, чтобы не бытьвиновником отклонений.
Создание оптимальной системы управления затратами требует решенияряда процедурных вопросов. Отметим, что процедура рассматривает организационнуюсторону выполнения учетных и аналитических работ по схеме:
— кто выполняет данную работу (конкретный исполнитель,подразделение предприятия); — на основании чего (исходный документ);
— с использованием каких руководящих учетных и аналитическихдокументов (инструкций, методик, положений, рекомендаций);
— куда передается документ и для каких целей {для оценкивыполнения смет по центрам ответственности, определения размеров премий ит.д.);
— как учитывается выполнение работы.
Для внедрения и улучшения учета и анализа издержек производства поцентрам затрат и центрам ответственности необходимо провести работу по пятиосновным направлениям:
— совершенствование планирования и учетапроизводственно-хозяйственной деятельности цехов, участков и других структурныхподразделений предприятия;
— разработка технически и экономически обоснованных норм инормативов издержек производства для контроля эффективности предприятия поцентрам ответственности;
— организация оперативного анализа и контроля за выполнением сметдоходов и расходов;
— создание системы материального стимулирования за достижениевысоких показателей работы;
- применение внутрипроизводственных претензий (санкций) как мерыматериальной ответственности [9].
Существующие методы учета затрат можно классифицировать поразличным признакам (см. приложение). Стрелки показывают возможные сочетанияпризнаков.
/>/>1.4 Методы исследования затрат предприятия
Затраты можно рассматривать в двух точек зрения. С однойстороны, в центре внимания находится определение и закрепление расходов за ихисточниками, что характерно для традиционного учета расходов. С другой стороны,расходы являются предметом организационных мероприятий. Меры по воздействию нарасходы объединяются понятием «управление затратами».
Традиционный учет и управление затратами не являютсянезависимыми, а напротив, оказывают воздействие друг на друга. Управлениерасходами предусматривает регистрацию и отражение издержек, т.е. исходныевеличины учета затрат.
Объектами управления затратами служат их уровень,формирование и структура. Цель управления уровнем расходов обычно состоит в егоснижении. Управление уровнем издержек распространяется как на переменные, так ина постоянные расходы. В центре управления динамикой затрат находитсязависимость величины расходов от воздействующих факторов, главным из которыхявляется количество выпускаемой продукции [15].
Постоянные расходы при определенной производственноймощности не реагируют на изменение количества выпускаемой продукции. С точкизрения управления динамикой затрат, нужно заботиться о наибольшем выпуске,чтобы максимально использовать дигрессию постоянных расходов и избежатьнепроизводительных затрат. Этому способствует сокращение простоев оборудованияпутем загрузки машин или лучшего использования фонда рабочего времени,например, переход от односменного к многосменному производству.
Существует два направления воздействия на затраты:
1. Преобразование постоянных расходов в переменные. Врезультате модифицируется лишь структура расходов, а величина их остаетсянеизменной. Только сокращение выпуска продукции ведет к более низким посравнению с первоначальным размером накладным расходам. Мерами попреобразованию постоянных расходов являются лизинг, закупка вместо изготовленияна собственном предприятии, сдельная заработная плата вместо повременной и т.д.
2. Перемещение постоянных расходов, когда потенциальныефакторы, обуславливающие их, «переносятся» в ту производственную сферу, вкоторой гарантировано полное использование потенциала.
Уровень постоянных расходов предприятия остается при этомнеизменным, тем не менее, в производственных сферах с дополнительнойпотребностью в мощностях удается избежать дополнительных постоянных расходовблагодаря использованию потенциальных факторов. Важной предпосылкой «переноса»постоянных расходов является гибкость потенциальных факторов, особеннооборудования и рабочей силы.
В соответствии с объектами деятельности различают методыуправления затратами, относящимися к тому или иному продукту или сфере.
Методы, относящиеся к продукту, включают: управлениецелевыми расходами, анализ свойств продукта, стратегический расчет расходов иуправление производственными процессами.
Методы, относящиеся к сфере, включают:
1) анализ накладных расходов;
2) планирование на нулевом базисе;
3) управление расходами на качество ипроизводственными процессами.
Остановимся на двух методах: управление целевыми расходамии планирование на нулевом базисе.
Метод управления целевыми расходами является относительноновым методом, позволяющим ориентировать расходы не на самодовлеющие масштабысамого предприятия, а на целевые расходы, которые выводятся ихконкурентоспособных рыночных цен.
Чтобы определить целевые расходы, нужно знать свойствапродукта, решающие для его покупки потребителем, так как лишь при знании этихфакторов расходы на продукт могут быть так сформированы, что соотношение междуполезностью для потребителя и расходами на продукт будет наиболееблагоприятным.
Целевые расходы рассчитывают, вычитая из запланированнойили ожидаемой целевой продажной цены сумму целевой прибыли. Эти целевые расходысопоставляют с так называемыми стандартными расходами, которые потенциальномогут возникнуть на предприятии. Как правило, целевые расходы ниже, чемстандартные.
Планирование на нулевом базисе является инструментомвоздействия на расходы сферы управления предприятием. Основная идея заключаетсяв исследовании всех процессов этой сферы и их новом, как бы на пустом местепланировании. В то время как традиционное составление сметы предприятия частоосновывается на чем-то уже существующем, как, например, на сметепредшествующего года, и новую смету выводят из нее путем процентной надбавки,планирование на нулевом базисе абстрагируется от старых данных и пытается по-новомудостичь целей предприятия.
Планирование на нулевом базисе требует тщательного анализафактического положения и всесторонних работ по-новому оформлении, так что этотметод применяют лишь раз в четыре года или пять лет.
Основные цели планирования на нулевом базисе:
1) снижение затрат путем устранения илисокращения излишних работ, например, дублирующих, пересекающихся и ставшихненужными статистических данных и расходов;
2) уплотнение хода работ и улучшениеподсистем, например, электронной обработки данных.
Таким образом, управление затратами понимается каксовокупность мер по воздействию на них. Его объектами являются уровень,формирование и структура затрат. Отдельные методы управления затратамивыдвигают различные основные задачи, они не исключают друг друга, а могут бытьво многом параллельно или взаимодополняюще реализованы.
Для целей анализа и управления затратами используются группировки,предусматривающие выделение постоянных и переменных затрат, а также различныеметоды сопоставления затрат с выпуском продукции. Функционирование предприятиязависит от его способности приносить достаточный уровень прибыли. Возможностиорганизации всегда ограничиваются издержками производства. Практикакалькулирования, определения и учета себестоимости продукции должна бытьнаучно-обоснованной. В связи с этим особый интерес для отечественной теории ипрактики представляет опыт организации учета затрат в странах с развитойрыночной экономикой.
Одной из систем производственного учета, которая достаточно широкоиспользуется на Западе, является система «директ-костинг». В основу организациипроизводственного учета по этой системе легла классификация затрат по ихотношению к объему производства на постоянные и переменные.
К переменным (производственным) расходам предлагается относить прямыематериальные затраты, зарплату производственного персонала с соответствующимиотчислениями, а также расходы по содержанию и эксплуатации оборудования и ряддругих общепроизводственных расходов. К постоянным рекомендуется относитьадминистративные и управленческие расходы, амортизационные отчисления, расходыпо сбыту и реализации продукции, расходы по исследованию рынка, другие общиеуправленческие, коммерческие и общехозяйственные расходы. Следует указать наопределенную условность такой классификации, поскольку одна и та же статьярасходов в различных условиях может быть зависимой или независимой от объемареализации. По отдельным статьям, отнесенным к постоянным, может наблюдаться ихизменение от одного периода к другому вне зависимости от колебания объемавыпуска продукции (к примеру, рост арендной платы, увеличение расходов поскладированию, хранению материалов и т.д.).
Главной особенностью этой системы является то, что себестоимостьпромышленной продукции учитывается и планируется только в части переменныхзатрат. Постоянные затраты собираются на отдельном счете и периодическисписываются на дебет счета финансовых результатов.
Всерассмотренные выше методы учёта затрат в отечественной практике используют прираспределении накладных расходов метод полного распределения или полногопоглощения затрат, который в зарубежной практике известен какабзорпшен-костинг.
Директ-костинг — при этом методе прямые затраты (то есть расходына сырье, материалы, рабочую силу) относятся на стоимость продукции по факту ихпотребления, то есть переменные издержки распределяются по носителям затрат.Суммируя стоимость всех потреблённых материалов и человеко-часов, затраченныхна производство, можно получить стоимость единицы продукции. При использованииэтой системы накладные расходы трактуются как периодические и соответственно невключаются в себестоимость. Они отражаются в бухгалтерском учёте на отдельномсчёте и в конце конца отчётного периода (как затраты периода) списывают нафинансовые результаты, то есть учитывают при расчёте прибылей и убытков заотчётный период.
Использованиедирект-костинга кардинально не меняет не только отечественную концепциюкалькулирования, но и подходы к учёту и расчёту финансовых результатов.
Директ-костингнередко рассматривается в связи с маргинальным подходом, основанным наразделении затрат на условно-переменные (зависящие от объёмов производства) иусловно-постоянные (не зависящие от объёмов производства). При этом толькоусловно-переменные затраты относятся на себестоимость продукции. Поскольку сизвестной долей точности прямые затраты совпадают с условно-переменными, тодирект-костинг может в определенных случаях считаться хорошим приближениеммаргинального подхода. На практике эта подмена может быть оправдана, так какпрямые затраты намного легче индентифицировать, чем условно-переменные.
Применяемая врамках этого метода схема построения отчёта о доходах содержит два финансовыхпоказателя: маргинальный доход и прибыль.
Маргинальныйдоход — это разница между выручкой от реализации продукции и переменнойсебестоимостью, рассчитанной в системе директ- костинг.
Таблица 2. Схемы финансовой отчётностиОтчёт по методу директ-костинг Традиционный отчёт 1. выручка от реализации продукции 1. выручка от реализации продукции 2. переменные затраты 2. затраты на производство и реализацию продукции 3. маргинальный доход 3. коммерческие и управленческие расходы
4. постоянные расходы 4. прибыль от реализации
5. прибыль (убыток) 5. прочие доходы и расходы
6. чистая прибыль (убыток) /> /> />
Значительнымпреимуществом метода деления затрат на постоянные и переменные являетсявозможность проведения анализа зависимости основных показателей деятельности отзатрат. Сравнение схем традиционного отчёта о финансовых результатах и отчёта одоходах, составляемые по методике директ-костинг можно проследить поведениеразмера прибыли вследствие изменения: переменных расходов, цен реализациипродукции, структуры выпускаемой продукции.
Преимущества директ-костинга в основном сводятсяк следующим положениям. Он даёт возможность рассчитывать себестоимостьпредельной единицы продукции (равной условно-переменным затратам) и на основеэтого определять точку безубыточности, т.е. такой уровень производства, придостижении которого выручка от реализации продукции покрывает общие расходыпредприятия. Он является экономичным методом ведения учёта на предприятии, таккак задача распределения накладных расходов не стоит.
Однако естьряд трудностей по организации учёта по этой методике. Обычно возникаюттрудности в классификации расходов на постоянные и переменные. В зарубежнойпрактике дляповышения объективности разделения затрат на постоянные и переменные предложенряд методов: метод высшей и низшей точки объёма производства за период, методвысшей и низшей точки объёма производства за период, метод статистическогопостроения сметного значения, географический метод и др.
Важной особенностью системы «директ-костинг»является возможность изучения взаимосвязи и зависимости между объемомпроизводства, затратами (себестоимостью), маржинальным доходом и прибылью.Наглядно эту взаимосвязь можно продемонстрировать с помощью графика (рис. 1).
На графике изображены три главныелинии, показывающие зависимость переменных затрат, постоянных затрат и выручкиот объема производства. Точка К, характеризующая объем производства, прикотором величина выручки от реализации продукции равна полной ее себестоимостиназывается точкой критического объема производства. Этот график и егомногочисленные модификации используются при анализе и принятии различныхрешений по управлению предприятием.
Таким образом, система «директ-костинг», как и любая другаясистема, имеет свои достоинства и недостатки. Задача состоит в том, чтобы,максимально используя достоинства и преимущества системы, нейтрализовать еенегативные особенности.
Использование данного метода для анализа затрат ОАО «Санчурский маслозавод» являетсяцелесообразным и не будет носить ограниченный характер, поскольку переменнымииздержками согласно отраслевой инструкции расчёта себестоимости считаютсязатраты на сырье, материалы, топливо, электроэнергию и др., так как доляпостоянных затрат велика, более 30%, то их также нельзя оставлять без внимания.
/>/>2. Анализ себестоимости ОАО «Санчурскиймаслозавод»
/>/>2.1 Общая характеристика ОАО «Санчурский маслозавод»
Предприятие «Санчурский маслозавод» былоосновано в 1962 году.
Открытоеакционерное общество «Санчурский маслозавод»создано на базе государственного предприятия «Санчурскиймаслозавод», зарегистрированного Постановлением Главы администрации Санчурского района №194 от 25.02.96 г.Устав предприятия утвержден общим собранием акционеров, протокол от 23.02.96 г.
Обществоучреждено в соответствии с Указом Президента РФ «Об организационных мерах попреобразованию государственных предприятий, добровольных объединенийгосударственных предприятий в акционерные общества от 1.07.92 г. №721.
Основной целью Общества является получение прибыли.
Сокращенное наименование: ОАО «СМЗ».
Учредителем предприятия является СХПК ичастное лицо.
Юридический адрес предприятия: Кировскаяобласть, Санчурский район, п. Санчурск, улица Космонавтов-14.
Основными видами деятельности являются:
— производство товаров народного потребленияи продукции народно -технического назначения, на базе переработки молока идругих видов сельскохозяйственной продукции;
— оптово-розничная торговля;
— торгово-закупочная деятельность товаровнародного потребления и продукции производственно — технического назначения;
— инвестиционная, посредническая торговля;
— рекламная деятельность;
— складские услуги;
— услуги по ликвидации дебиторскойзадолженности.
Предприятиеявляется коммерческой организацией, уставный капитал которой разделен наопределенное число акций, удостоверяющих обязательные права участников Обществапо отношению к Обществу. Уставный капитал составляет 130000 руб. и складываетсяиз размещенных акций общества. Все акции общества являются именными и имеютодинаковую номинальную стоимость 1 руб.
Руководствотекущей деятельностью Общества осуществляется генеральным директором иправлением акционерного Общества. Генеральный директор осуществляет функциипредседателя правления. Правление избирается в составе 5 человек.
В составпредприятия входят вспомогательный цех и 2 основные производственные цеха. Вприемно-аппаратном цехе (вспомогательном) осуществляется приемка ипредварительная обработка молока, принятого от хозяйств района. Предприятие ОАО «Санчурский маслозавод»занимается только выпуском сгущенного молока. Ежесуточно изготавливается 3-4тонны этого продукта. Предприятие ОАО «СМЗ» работает не только на местномрынке. Оно продает свою продукцию в Казань, Москву, Иваново, Нижний Новгород,Ульяновск.
Основныепоказатели деятельности ОАО «Санчурскиймаслозавод» представлены в табл. 3.
Из таблицы видно, что объем производства в2002 году значительно снизился по сравнению с прошлым, а в 2003 году повысилсяпочти в 2 раза. Снижение объема производства в 2002 году связано с сокращениемпотребления сгущенного молока населением. Наибольшая выручка от реализациипродукции была в 2003 году, наименьшая — в 2002 году. Себестоимость в 2002 годупревышает величину выручки от реализации, поэтому предприятие в этот периодтерпит убытки. В остальные же годы выручка от реализации превышаетсебестоимость, следовательно предприятие в 2000 году и в 2003 году имело прибыль.
/>/>Таблица 3. Основныепоказатели работы ОАО «Санчурский маслозавод»Показатель 2001 год 2002 год 2003 год Молоко сгущенное Объем производства, тыс. кг 1100 750 1140
Выручка от реализации,
тыс. р. 22473 15382 27314 Себестоимость, тыс. р. 22241 15799 26920 Средний тариф, 1 кг, р. 20,43 20,51 23,96
Прибыль от реализации,
тыс. р. 232 -417 397 Рентабельность продаж, % 1,03 -2,71 145
Средний тариф ежегодно растет. Рентабельностьпродаж была отрицательной лишь в 2002 году (-2, 71%). В 2001 году онасоставляла 1,03%, в 2003 году — 1,45%. Следовательно, предприятие являетсярентабельным.
Положение предприятия можно назватьстабильным. На продолжении всего периода исследования (3 года) ОАО «Санчурскиймаслозавод» терпит убытки лишь в 2002 году. В остальные годы предприятие имеетприбыль.
/>/>/>/>2.2Анализ себестоимости производимой продукции/>/>/>/>предприятияпо статьям и элементам затрат
Дляпрактического использования в системе управления формированием затрат ииздержек целесообразно выделить и рассмотреть классификацию затрат с учетомвида расходов – по статьям калькуляции и элементам затрат.
Анализ себестоимости продукции по статьям и элементамзатрат осуществляется сравнением сумм по статьям затрат за ряд лет иопределением сумм отклонений в абсолютных и относительных показателях. Наосновании таких данных можно сделать вывод об имеющихся тенденциях, сложившихсяна данном предприятии.
В отличие от статей калькуляции,группировка которых носит рекомендательный характер, затраты, образующиесебестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с ихэкономическим содержанием по общепринятым элементам.
При анализе сметы затрат на производство устанавливаетсяпропорция, в которой суммарные затраты распределяются между предметами труда,средствами труда и затратами на оплату живого труда. В результате дается оценкахарактера производства (материалоемкое, фондоемкое, трудоемкое) и отсюдаопределяются важнейшие направления поиска резервов снижения себестоимостипродукции.
Оценимструктуру затрат при учете по статьям калькуляционных затрат, проанализируем ихдинамику (таблица 4).
Таблица4. Структура затратСтатьи расходов 2001 год 2002 год 2003 год Сумма тыс.р. Удельн. вес, % Сумма тыс.р. Удельн. вес, % Сумма тыс.р. Удельн. вес, % Материалы 17997,9 80,9 12447,5 78,8 22939,0 85,21 Э/энергия 190,5 0,85 204,8 1,29 257,4 0,95 Амортизация 230,8 1,03 233,7 1,48 308,2 1,14 ЗП персонала 1100 4,94 865,4 5,48 750 2,8 Отчислен. от ЗП 448,8 2,01 357,4 2,26 273,75 1,01 Общеэксплуатац. расходы 2273 10,21 1600,2 10,7 2391,6 8,88 Итого расходов 22241,0 100 15799 100 26920 100
Наибольшийудельный вес в структуре себестоимости составляют материальные затраты. Причемв 2003 году они возросли на 84% по сравнению с прошлым и были наибольшими средианализируемых периодов. Это связано с тем, что увеличился объем производствапродукции почти в 2 раза.
Далее в структуре себестоимости идут общеэксплуатационные расходы.Наименьший удельный вес этих затрат был в 2003 году, наибольший — в 2002 году.В 2002 году доля общеэксплуатационных расходов велика из — за большого веса вних таких расходов, как содержание помещений, аренда оборудования, налога наземлю, содержание охраны.
Большойтемп роста имеют затраты на электроэнергию, так как в эти годы наблюдаетсярезкое увеличение цен на неё. Заработная плата ежегодно уменьшается. Этосвязано с ежегодным уменьшением численности работников. Следовательно снижаетсяи отчисления от заработной платы. Амортизация ежегодно растет. Это являетсяхорошим показателем.
Определимуровень затрат предприятия на 1 рубль товарной продукции (таблица 5).
Таблица5. Уровень затрат на рубль товарной продукцииПоказатели 2001 год 2002 год 2003 год Материальные затраты 0,805 0,808 0,843 Амортизация 0,01 0,015 0,011 Затраты на оплату труда 0,05 0,06 0,03 Отчисления на социальные нужды 0,02 0,02 0,01 Прочие затраты 0,11 0,2 0,10 Всего 0,989 1,027 0,985
Из таблицы 5 следует, что затраты на 1 рубльтоварной продукции очень велики. Окупаемость затрат произошла в 2001 и 2003годы, но все равно доля затрат была слишком велика: на 1 рубль товарнойпродукции пришлось 99 копеек затрат. В 2002 году уровень затрат превышалуровень товарной продукции. Наибольшие суммы по всем элементам затратнаблюдались в 2000 году.
К 2003 году предприятию удалось немногоснизить уровень затрат. Материальные затраты ежегодно увеличиваются,амортизация к 2002 году повышается, а затем немного снижается. Наибольшую долюв составе расходов имеют материальные затраты и прочие издержки. Но в целомпроизводство является рентабельным, лишь в 2002 году затраты перекрываютвыручку от реализации. Но чтобы производство было еще более рентабельным, нужнолюбыми способами снижать себестоимость продукции, а так же было бы целесообразноповысить цену на сгущенное молоко./>/>/>/>2.3Факторный анализ себестоимости продукции
Рассмотрим характер изменения себестоимостипродукции под влиянием объема производства.
Таблица6. Зависимость общей суммы затрат и себестоимости единицы продукции от объемапроизводстваГод Объем произ-ва тыс. кг Себестоимость всего выпуска, тыс. р. Себестоимость 1 кг продукции, руб. Прост. Затраты Перемен, затраты Всего Прост, затр. Перем. затраты Всего 2001 1100 1357 20884 22241 1,23 18,98 20,21 2002 750 938 14861 15799 1,25 19,81 21,06 2003 1140 770 26150 26920 0,67 22,93 23,61
Из таблицы 6 видно, что постоянные затратыежегодно снижаются. Переменные же к 2002 году уменьшаются, а затем резковозрастают. Себестоимость 1 кг сгущенного молока увеличивается с каждым годом.Это связано с ростом цен.
Оценим структуру затрат при учете по экономическим элементам,проанализируем их динамику (таблица 7).
Таблица 7/>/>. Затраты на производство продукцииЭлемент затрат Сумма затрат тыс. р. Структура затрат% План Факт Откл. План Факт Откл. 1 2 3 4 5 6 7 2001 год Материальные затраты 19114,5 17997,9 -1116,6 78,38 80,92 2,54 Затраты на оплату труда 1630 1100 -530 6,68 4,94 -1,74 Отчисления на соц.нужды 668,3 448,8 -213,5 2,74 2,01 -0,73 Амортизация 251,7 230,8 -20,9 1,032 1,034 — 0,005 Прочие прямые расходы 2720 2464 -25,6 11,15 11,07 -0,08
Полная себестоимость,
в т.ч. 24384 22241,0 -2143 100 100. -переменные расходы 22799 20884 -1915 93,49 93,89 0,4 -постоянные расходы 1585 1357 -228 6,5 6,10 -0,4 2002 год Материальные затраты 12359,8 124447,5 87,7 80,22 78,78 -1,44 Затраты на оплату труда 836,7 865,4 28,7 5,43 5,47 0,04 Отчисления на соц. нужды 384,8 357,4 27,4 2,49 2,26 -0,23 Амортизация 257,4 233,7 41,7 1,78 1,47 -0,31 Прочие прямые расходы 1688,5 1895 206,5 10,9 11,9 1 Полная себестоимость, в т.ч. 15407 15799 392 100 100 - -переменные расходы 14482 14861 379 93,39 94,06 0,07 -постоянные расходы 925 938 13 6,00 5,93 -0,07 2003 год
Материальные затраты 25167 22939,0 — 1114 87,9 85,21 -2,69
Затраты на оплату труда 927 750 — 177 3,23 2,86 -0,37
Отчисления на соц.нужды 365,1 273,75 -39,8 1,26 1,01 -0,25
Амортизация 326,43 708,2 -18,23 1,20 1,14 -0,06
Прочие прямые расходы 2965 2650 -915 10,35 9,84 -0,51
Полная себестоимость,
в т.ч. 28632 26920 — 1712 100 100 -
-переменные расходы 27706 26150 -1556 96,76 97,13 0,37
-постоянные расходы 926 — 770 — 156 3,23 2,86 -0,37
/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Изтаблицы 7 видно, что фактические затраты ниже плановых за все анализируемыепериоды, кроме затрат в 2002 году. Перерасход в 2002 году наблюдается особеннопо прочим прямым расходам, по материальным затратам и амортизации. В 2001 и2003 г фактические переменные расходы гораздо выше плановых, чем фактическиепостоянные.
В2002 году плановые переменные издержки намного ниже фактических, чем плановыепостоянные. Отклонение в структуре затрат при деление их на постоянные ипеременные колеблется в пределах от 0,07 до 0,4% (в пользу переменных).
Общая сумма затрат может изменяться из — за объёма производствапродукции, её структуры, уровня переменных затрат на единицу и суммы постоянныхрасходов.
Данные для расчета влияния этих факторов приведены в таблице 8.
Таким образом, из таблицы 8 видно, что:
1) за счет изменения структуры выпускапродукции сумма затрате 2001 году увеличилась на 37,96 тыс.р., в 2002 годуувеличилась на 21 тыс.р., в 2003 году уменьшилась на 28 тыс.р.;
2) за счет снижения уровня удельных переменныхзатрат сумма затрат: в 2001 г. уменьшилась на 43 тыс.р., в 2003 г. уменьшиласьна 26 тыс.р… Из — за повышения уровня удельных переменных затрат перерасходиздержек на производство продукции составил в 2002 г. 168 тыс.р.
Таблица8. Исходные данные для факторного анализа общей суммы издержек на производствои реализацию продукцииЗатраты Факторы изменения затрат Сумма, тыс. р. Объем Структура Переменные затрат. Постоянные затраты 2001 год 2002 год 2003 год 1. по плану на плановый выпуск продукции П П П П 24384 15407 28632
2. По плану,
пересчитанному на фактический
объем продукции Ф П П П 22549,96 15597 27130 З. По плановому уровню на факт, выпуск продукции Ф Ф П П 22512 15618 27102
4. Фактическ. при плановом
уровне постоянных затрат Ф Ф Ф П 22480 15786 27076 5. Фактические Ф Ф Ф Ф 22241 15799 26920
3) постоянные расходы снизились по сравнениюс планом на: в 2001 г.- 228 тыс.р. в 2003 г. — 156 тыс.р. В 2002 годупостоянные затраты возросли на 13 тыс.р.;
4) из — за недовыполнения плана сумма затратснизилась на:
в 2001 году — 1834 тыс.р.
в 2003 году — 1502 тыс.р.
В 2002 году в связи с перевыполнением планасумма затрат возросла на 190 тыс.р.
Таким образом, общая сумма затрат в 2001году ниже плановой на 2143 тыс.р., в том числе за счет снижения себестоимостипродукции она уменьшилась на 260 тыс.р., за счет недовыполнения плана по объемупроизводства и изменением его структуры — на 1872 тыс.р.
Общая сумма затрат в 2002 году превышаетплановую на 392 тыс.р., в том числе за счет роста себестоимости на 181 тыс.р.,а за счет перевыполнения плана по объему производства и изменением егоструктуры — на 211 тыс.р.
Общая сумма затрат в 2003 году ниже плановойна 1712 тыс.р., в том числе за счет снижения себестоимости продукции онауменьшилась на 182 тыс.р., а из-за недовыполнения плана по объему производстваи изменением его структуры — на 1530 тыс.р./>/>/>/>/>2.4 Анализ затрат нарубль товарной продукции
Важныйобобщающий показатель себестоимости продукции — затраты на рубль товарнойпродукции, который выгоден тем, что, во-первых, очень универсальный: можетрассчитываться в любой отрасли производства, и, во — вторых, нагляднопоказывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Исчисляется онотношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции кстоимости произведенной товарной продукции в действующих ценах. На его уровеньоказывают влияние как объективные, так и субъективные, как внешние, так ивнутренние факторы.
Влияние факторов первого уровня на изменение затрат нарубль товарной продукции рассчитывается способом цепных поставок по даннымтаблицы 9 и по данным о выпуске товарной продукции.
Таблица 9/>/>. Данные для анализа затрат на рубльтоварной продукцииТоварная продукция (тыс.р.) 2001 год 2002 год 2003 год По плану 24492 15429,3 28716 Фактически при план, структуре и плановых ценах 22551 15426 27340 Фактически по ценам плана 22451 15427 27280 Фактически по фактическим ценам 22473 15382 27314
Рассчитаем влияние факторов на изменениесуммы затрат на 1 рубль товарной продукции (таблица 10).
Таблица 10/>/>. Расчет влияния факторовЗатраты на 1 рубль товарной прод., коп. Фактор Расчет Объем Структура Удельн. перем. затрат Сумма пост, затрат Цены 2001 год 2002 год 2003 год План П П П П П 99,55 99,85 99,71 Усл. 1. Ф П П П П 99,9 101,1 99,23 Усл. 2. Ф Ф П П П 100,2 101,2 99,34 Усл.З. Ф Ф Ф П П 100,12 102,3 99,25 Усл. 4. Ф Ф Ф Ф П 99,06 102,4 98,68 Факт. Ф Ф Ф Ф П 98,96 102,7 98,55 Общ. -0,59 2,86 -1,16
Аналитические расчеты показывают, что в 2001году предприятие уменьшило затраты на рубль товарной продукции на 0,59 копеек,
в том числе:
1) за счет уровня удельных переменных затрат на единицупродукции на 0,08 копеек;
2) за счет уменьшения суммы постоянныхрасходов на 1,06 копеек;
3) за счет повышения уровня оптовых цен напродукцию — на 0,1 коп.;
4) остальные факторы (уменьшение объемапроизводства, изменение структуры производства) вызвали повышение этогопоказателя соответственно на 0,4 и 0,3 копейки.
В 2002 году предприятие увеличило затраты на1 рубль товарной продукции на 2,86 коп., в том числе:
1) за счет изменения объема производствапродукции на 1,25 коп;
2) за счет изменения структуры производствана 0,1 коп.;
3) за счет понижения средних цен напродукцию на 0,3 коп.;
4) остальные факторы (уровень переменныхзатрат на единицу продукции, увеличение суммы постоянных расходов) вызвалиповышение затрат на 1 рубль товарной продукции соответственно на 1,2 и 0,1.
В 2003 году предприятие снизило затраты на рубльтоварной продукции на 1,2 коп., в том числе:
1) за счет изменения объема производствапродукции на 0,48;
2) за счет уровня удельных переменных затратна 0,09;
3) за счет повышения средних цен напродукцию на 0,13;
4) за счет уменьшения суммы постоянныхрасходов на 0,57 копеек;
5) за счет изменения структуры производствазатраты на 1 рубль товарной продукции увеличились на 0,11 копеек.
Таблица 11/>/>. Расчет влияния факторов на изменениесуммы прибылиФактор Изменение суммы прибыли, тыс.р. 2001 год 2002 год 2003 год
Объем выпуска товарной
продукции — 97,96 -193 137,8
Структура товарной
продукции — 73,47 -15,4 -31,6 Изменение уровня отпускных цен 24,4 — 46,28 37,34
Уровень переменных затрат
на единицу продукции 19,59 -185 25,84
Увеличение суммы постоянных
затрат 259,6 -15,4 163 Итого 132,16 -717,16 332,3
Таким образом, из приведенных данных видно,что увеличению прибыли в 2001 году способствовали уровень переменных затрат наединицу продукции, рост уровня отпускных цен и уменьшение суммы постоянныхзатрат. Отрицательное влияние на прибыль оказали такие факторы, как объемвыпуска товарной продукции и изменение её структуры.
В 2002 году наибольшее влияние на уменьшениесуммы прибыли оказали объем выпуска товарной продукции и уровень переменныхзатрат на единицу продукции. В 2003 году увеличению прибыли способствовалитакие факторы, как уровень переменных затрат на единицу продукции, объемвыпуска товарной продукции, повышение уровня отпускных цен, уменьшение суммыпостоянных затрат. Отрицательное влияние на прибыль оказала структура товарнойпродукции./>2.5Анализ себестоимости сравнимой товарной продукции
Ксравнимой товарной продукции относятся все изделия, производившиеся напредприятии в отчетном году, выпуск которых осуществлялся и в прошлом году,если тогда их производство не носило опытного характера и не находилось встадии освоения.
Проанализируемуровень себестоимости основной продукции предприятия – сгущенного молока (табл.12).
Фактическая себестоимость выпускаемой продукциипревышает плановую лишь в 2002 году примерно на 3%. Средний тариф нижезапланированного опять же в 2002 году.
В остальные периоды средний тариф 1 кг сгущенного молокапо факту был выше запланированного. Как видимпроизводство сгущенного молока является низкорентабельным, слишком большиезатраты на сырье и электроэнергию.
Таблица12. Уровень себестоимостиПоказатели Молоко сгущенное План Факт Отклонение 2001 год Себестоимость 1 кг, р. 20,32 20,21 -0,11 Себестоимость всего тыс. р. 14384 12241 -2143 Средний тариф 1 кг, р. 20,41 20,43 0,02 2002 год Себестоимость 1 кг, р. 20,54 21,06 0,52 Себестоимость всего тыс. р. 15407 15799 392 Средний тариф 1 кг, р. 20,57 20,51 -0,06 2003 год Себестоимость 1 кг, р. 23,86 23,61 — 0,25 Себестоимость всего тыс. р. 18632 16920 -1712 Средний тариф 1 кг. р. 23,93 23,96 0,03
Дляболее глубокого изучения причин изменения себестоимости анализируют отчетныекалькуляции по отдельным изделиям, сравнивают фактический уровень затрат наединицу продукции с плановым и данными прошлых лет в целом и по статьям затрат.
Рассмотримкалькуляцию себестоимости изготовления 1 кг сгущенного молока (табл. 13).
Присравнении фактического уровня затрат 2003 года на продукцию с данными за 2002год следует отметить, что полная себестоимость молока возросла зарассматриваемый период на 17,1% или 2,55 руб.
Поотдельным статьям калькуляции наиболее высокими темпами возросли расходы наоплату труда (основная и дополнительная заработная плата работников), затратына материалы, топливо и электроэнергию.
Таблица 13. Калькуляция производства 1 кг молока сгущенногоНаименование статей Сумма, руб. Темп роста,% 2002 год 2003 год
1. Сырье и материалы
2. Зарплата
3. Отчисления от фонда оплаты труда
4. Топливо и электроэнергия
5. Накладные расходы
6. Амортизация
7. Налоги
8. Общезаводские расходы
8,59
3,02
1,02
2,45
1,89
1,45
0,98
1,66
10,36
3,39
1,21
2,80
1,92
1,57
1,05
1,81
120,6
112,4
118,9
114,4
101,7
108,0
107,3
109,0 Итого полная себестоимость 21,06 23,61 117,1
Общаясумма затрат по этой статье зависит от объема производства продукции, ееструктуры и изменения удельных затрат на отдельные изделия. Удельныематериальные затраты на отдельные изделия в свою очередь зависят от количества(массы) расходованных материалов на единицу продукции и средней цены единицыматериалов. Увеличение затрат на сырье по сравнению с уровнем 2002 годапроисходило за счет изменения удельного расхода материалов, но в большейстепени за счет роста цен на используемое сырье.
Ценоваяполитика маслозавода базируется на разработке сметы затрат на производство и наопределении себестоимости единицы продукции с учетом возможности восполненияпотребности в оборотных средствах и получения прибыли. При этом не упускаютсяиз виду цены конкурентов.
/>/>/>/>/>/>/>3. Разработка мероприятий по снижению себестоимости
Объемпроизводства молока постоянно сокращается. Одна из главных причин кризиснойситуации в молочном животноводстве — проводимая ценовая финансово-кредитнаяполитика. Главный недостаток ценообразования на продукцию АПК заключается втом, что происходит резкое ухудшение эквивалентности обмена между сельскимхозяйством и промышленностью, нарушение паритета цен.
Деятельностьпредприятия направлена на обеспечение взаимовыгодных экономических интересовзавода и сельхозтоваропроизводителей, ускорение взаиморасчетов. Это позволило втечение 2002 года оплатить полученное сырье на 98%, заключить договоры напоставку молока с новыми хозяйствами и в итоге получить молоко в количестве,достаточном для обеспечения нормальной работы предприятия.
Способснижения издержек требует того, чтобы продукция не считалась низкого качествасреди потребителей, потому что в такой ситуации преимущество в областисебестоимости перестает приносить дополнительную прибыль. В связи с этимнеобходимо ужесточить существующий контроль за качеством.
Дляразработки соответствующей ценовой стратегии необходимо четко определить целиценообразования. Они вытекают из анализа положения предприятия на рынке.Следовательно, цели ценообразования не должны рассматриваться как отдельновзятые.
Отвыбора метода ценообразования зависит многое. Он позволяет учесть особенностипокупательского спроса и конкуренции и определить оптимальную цену. Для нашегопредприятия будем пользоваться наиболее простым и распространенным методом«средние издержки + прибыль», который заключается в начислении наценки насебестоимость продукции.
Методявляется очень популярным, что объясняется рядом обстоятельств. Во-первых,предприятие всегда лучше знает свои издержки, чем спрос покупателей и ценыконкурентов. Поэтому нет необходимости пересматривать цены вслед за колебаниямиспроса. Во-вторых, признано, что это один из самых справедливых методовценообразования по отношению к продавцу и покупателю. В-третьих, он уменьшаетценовую конкуренцию.
Снижениецены на основную продукцию завода – сгущенное молоко ниже не рационально, т.к.предприятие имеет невысокий уровень рентабельности и может испытывать послеэтого финансовые затруднения. Поэтому предприятию нужно обеспечить получениецелевой прибыли. В ряде случаев предусматриваются дифференцированные скидки.
В 2002 годуна ОАО «Санчурский маслозавод» начато строительство газовой котельной с тремякотлами Е1/9Г, что позволит снизить затраты на производство выпускаемоймолочной продукции.
Технологическийпар на предприятии используется в основном для производства продукции. Припереработке молока со слабо выраженными посторонними привкусами и запахамиулучшению качества способствует применение повышенных температур пастеризации.
В зависимостиот химического состава молочного жира, свойств молока температуру пастеризацииустанавливают в осенне-зимний период в интервале 105-1150С, авесенне-летний 103-1080С. Для нагрева сливок до температуры выше 1000Сприменяют установки специальной конструкции. В технологическом процессеизготовления сгущенного молока используют также сепарирование и пастеризациюмолока.
Мощноститехнологических камер, их устройство позволяет производить молочную продукцию вполуавтоматическом режиме, что существенно сказывается на качестве продукции.Здание котельной спроектировано так, что позволяет до минимума уменьшить потерипри транспортировке теплоносителя.
Увеличениеобъема производства технологического пара обеспечит возможность примененияновых технологий в данном производстве.
Строительствокотельной начато за счет собственных средств завода. При вводе новой котельнойзатраты на производство продукции в себестоимости производства сгущенногомолока будут составлять намного ниже.
Резервснижения материальных затрат (Р ↓ МЗ) на производство запланированноговыпуска продукции за счет внедрения новых технологий и других оргмероприятийможно определить следующим образом:
Р↓ МЗ = (УР1 – УР0) VВПпл * Цпл,
гдеУР0, УР1– расход материалов на единицу продукциисоответственно до и после внедрения организационно-технических мероприятий;
Цпл– плановые цены на материалы.
Рассчитаемрезерв снижения себестоимости продукции (сгущенного молока) за счет внедренияданного организационно-технического мероприятия.
Согласнокалькуляции изготовления единицы основной продукции ОАО «Санчурский маслозавод»стоимость пара составляет 2,2 руб.
Согласнопроектным разработкам стоимость пара на единицу продукции после внедрениямероприятия составит 1,6 руб., то есть снизится на 0,6 руб. или на 27,3%.
Планируемоеколичество продукции – сгущенного молока на 2004 год составляет на предприятии1350 тыс. кг.
Такимобразом, резерв снижения затрат на пар на производство запланированного выпускапродукции составит: 1350000 х (2,2 — 1,6) = 810000 руб.
Фактическаясебестоимость 1 кг сгущенного молока в 2003 году составила 23,61 руб. (табл. 13).В результате снижения затрат на пар данный показатель снизится на также на 0,6руб. и составит 23,01 руб. (23,61 – 0,6).
Рассчитаемпроцентное снижение себестоимости единицы продукции:
0,6:23,61 х 100 = 2,5%
Результатырасчетов обобщим в табл. 14.
Таблица 14. Резерв снижения себестоимости продукции на счетснижения материальных затратНаименование Значение Стоимость пара на единицу продукции до внедрения мероприятия, руб. 2,2 Стоимость пара на единицу продукции после внедрения мероприятия, руб. 1,6 Планируемое количество продукции, тыс. кг 1350 Резерв снижения затрат на пар на производство запланированного выпуска продукции, руб. 810000 Себестоимость единицы продукции 2003 года, руб. 23,61
Резерв снижения себестоимости единицы продукции, руб.
%
0,6
2,5
Итак,за счет снижения материальных затрат (затрат на технологический пар) за счетвнедрения новой технологии производства продукции себестоимость продукцииуменьшается.
Основнойпричиной невыполнения запланированных предприятием мероприятий по снижениюиздержек производства является отсутствие в ОАО «Санчурский маслозавод»денежных средств по причине нехватки оборотных средств, наличия дебиторскойзадолженности, увеличения бартерных операций. Для закупки дешевых материалов икомплектующих, транспорта предприятию необходимо изыскивать пути привлеченияденег на расчетный счет, расширять маркетинговую деятельность по поискузаказчиков с «живыми» деньгами, расширению рынков сбыта продукции.
Предприятиемвыбран прямой канал, используется собственная торговая сеть. В то же времяпроизводится отгрузка продукции оптовым и розничным торговцам. Таким образом,одним из направлений совершенствования деятельности фирмы в современныхусловиях является использование многоканальных маркетинговых систем,предполагающих движение товаров к различным потребителям одновременноразличными путями.
Для защитытакой позиции необходимо задействовать такие маркетинговые средства кактоварная и престижная реклама, контроль за качеством на всех уровняхуправления, обратная связь с потребителями, контроль за издержками по местам ихвозникновения.
Необходиморасширение предполагаемого ассортимента продукции и предлагаемых услуг,обладающих низкой себестоимостью и, следовательно, низкой ценой. В связи с этимнеобходимо уменьшить объемы бартерных операций и заменить их денежнымирасчетами для уменьшения стоимости приобретаемого сырья.
Резервыэкономии накладных расходов выявляются на основе их факторного анализа покаждой статье затрат за счет разумного сокращения аппарата управления,экономного использования средств на командировки, почтово-телеграфные иканцелярские расходы, сокращения потерь от порчи материалов и готовойпродукции, оплаты простоев и др.
Врезультате анализа выявлено (табл. 13), что общезаводские расходы предприятия в2003 году возросли на 9% по сравнению с 2002 годом, в связи с этим необходиморазработать направления снижения данной калькуляционной статьи в себестоимости.
Общаясумма общезаводских расходов за 2003 год составила:
1,81х 1100000 = 1991 тыс. руб.
Перспективныерезервы снижения общезаводских расходов на ОАО «Санчурский маслозавод»:
- уменьшение расходов по командировкам иразъездам — 58 тыс. руб.;
- содержание легкового автотранспорта — 46,3 тыс. руб.;
- почтово-телеграфные, телефонные, типографскиеи канцелярские расходы по заводоуправлению — 70,5 тыс. руб.;
- содержание зданий и сооруженийадминистративного назначения (отопление, освещение, водоснабжение, канализация)– 24,5 тыс. руб.;
- текущий ремонт зданий и сооруженийобщезаводского характера – 15,6 тыс. руб.
Итогоснижение общезаводских расходов составит: 214,9 тыс. руб. или на 10,8%. Их общаязапланированная сумма на 2004 год – 1776,1 тыс. руб. (19910 – 214,9), наединицу продукции: 1776,1: 1350000 = 1,32 руб.
Какодин из резервов снижения себестоимости продукции по накладным расходамявляется снижение затрат на привлеченный транспорт за счет выполнения перевозоктранспортом ОАО «Санчурский маслозавод».
Предприятиемв 2005 году планируется расширить собственный парк транспорта, а именнозакупить 2 автомашины: УАЗ-3309 и ИЖ-27-15. Первоначальные затраты наприобретение машин (125 тыс. руб.) окупятся в течении 2-3 лет, так как основнуюдолю перевозок предприятие производило арендованным транспортом. Кроме того,предприятие имеет возможность оказывать транспортные услуги сторонниморганизациям, получая дополнительную прибыль от нового вида услуг.
Себестоимость перевозок выросла более чем в 2 раза в 2003 г. по отношениюк базисному 2001 году, что в основном связано с повышением стоимости на топливои запасные части. Таким образом, существует необходимость снижения затрат натехническое обслуживание и ремонт автомобилей. В то же время предприятиюследует изыскивать возможности по снижению стоимости топлива за счет поискапоставщиков, предлагающих его по более низким ценам и предоставляющих скидки наоптовые покупки.
В итоге проведенного анализа затрат на транспортировку продукции на предприятии можносделать вывод, что на предприятии необходимо проводить политику снижениясебестоимости перевозок. Для этого необходимо разработать эффективнуюмаркетинговую политику, основанную на поиске новых партнеров, поставляющихболее дешевые материальные ресурсы.
Основнымипроблемами работы предприятия являются: удорожание стоимости приобретенныхсырья, материалов, услуг ввиду бартерных цен, которые выше цен по перечислениюна 30%; фактическая себестоимость готовой продукции выше рыночных цен в регионеиз-за неплатежеспособности потребителей готовой продукции; большой удельный весв себестоимости занимает стоимость предъявленного пара, который необходим потехнологии.
Для снижения затрат и увеличенияприбыльности на предприятии предлагается предпринять следующие меры:
- строительство котельной для производства собственного пара;
- заключение договоров на перспективу спотребителями готовой продукции в других регионах РФ, оплачивающими заотгруженную продукцию денежными средствами через расчетный счет;
- уменьшение транспортно-заготовительныхрасходов за счет приобретения собственного транспорта;
- снижение общезаводских расходов.
Таким образом, для решения проблемы снижения издержекпроизводства и реализации продукции на предприятии должна быть разработанаобщая концепция (программа), которая должна ежегодно корректироваться с учетомизменившихся на предприятии обстоятельств. Эта программа должна учитывать всефакторы, которые влияют на снижение издержек производства и реализациюпродукции.
Содержание и сущность комплексной программы по снижениюиздержек производства зависят от специфики предприятия, текущего состояния иперспективы его развития.
Выводы
Открытоеакционерное общество «Санчурский маслозавод» создано на базе государственногопредприятия «Санчурский маслозавод», зарегистрированного Постановлением Главыадминистрации Санчурского района №194 от 25.02.96 г.
Основнойцелью общества является получение прибыли.
Основнымивидами деятельности ОАО «Санчурский маслозавод» являются: заготовка и переработка молока;производство пищевых продуктов на основе переработки молока и сливок; сбытмолочной продукции.
В условиях свободной конкуренции ценапродукции, произведенной предприятиями, выравнивается автоматически, на неевоздействуют законы рыночного ценообразования. В тоже время каждыйпредприниматель стремится к получению максимально возможной прибыли. И здесь,помимо факторов увеличения объема производства продукции, продвижения ее нарынки, выдвигается проблема снижения затрат на производство и реализацию этойпродукции, снижения издержек производства.
Анализ и управление затратами имеют большое значение дляэффективности предпринимательской деятельности. В экономике предприятияисходным принципом является возмещение затрат на производство и реализациюпродукции, услуг, работ и получение прибыли в размере, достаточном дляосуществления расширенного воспроизводства и выплаты соответствующих налоговгосударству и муниципальным органам и образования фонда потребления в объеме,обеспечивающем определенный стандарт жизни работников предприятия.
Проделанный спецанализ затрат ОАО«Санчурский маслозавод» был проведен по системе «директ-костинг», то есть сделением затрат на постоянные и переменные.
В ходе анализа было выявлено, чтофактическая себестоимость производимой продукции ниже плановой во все периодыисследования, кроме 2002 года.
Средний тариф выше планового, за исключением2002 года. Поэтому в 2001 и 2003 годах предприятие имеет прибыль, а в 2002 годутерпит убытки.
Наибольший удельный вес в структуресебестоимости составляют материальные затраты, так как производствоматериалоемкое.
Наименьший удельный вес имеют затраты наэлектроэнергию, но они возрастают из года в год. Это связано с резкимувеличением цен на электроэнергию в эти периоды.
При делении затрат на постоянные и переменныевыяснилось, что доля переменных затрат в их общем объеме выше, чем доляпостоянных.
По результатам проведенного факторногоанализа общей суммы издержек на производство и реализацию продукцииустановлено, что сумма затрат в 2001 и 2003 году снизилась в основном из-занедовыполнения плана. Перерасход издержек на производство в 2002 году произошелв основном из — за повышения уровня удельных переменных затрат.
Из анализа затрат на 1 рубль товарнойпродукции следует, что уменьшению затрат в 2001 и 2003 годах способствовало восновном уменьшение суммы постоянных расходов. В 2002 году рост затратпроизошел в основном за счет изменения объема производства продукции и уровняпеременных затрат на единицу продукции.
Анализ влияния факторов на увеличении суммы прибыли в 2001 и2003 годах показал, что наибольшее влияние оказало уменьшение суммы постоянныхрасходов. В 2002 году на уменьшение суммы прибыли повлияли в основном такиефакторы, как изменение объема выпуска товарной продукции и уровень переменныхзатрат на единицу продукции.
Факторный анализ себестоимости продукции раскрыл совокупноевлияние всех показателей работы организации на снижение себестоимости и выявилфакторы, способствовавшие изменению данного показателя.
Таким образом, можно сделать следующий обобщающий вывод: положениепредприятия ОАО «Санчурский маслозавод» можно назвать стабильным, но для того,чтобы производство стало еще более прибыльным, необходимо повысить ценыреализации, продолжать снижать уровень себестоимости, постараться уменьшить размерпеременных расходов.
Предприятию можно посоветовать вести учет затрат по системе «директ-костинг»с делением их на постоянные и переменные для более детального изучения ихдинамики, чтобы впоследствии снижать уровень переменных затрат.
Напредприятии ведется активная работа по снижению себестоимости готовойпродукции, экономии сырья и материальных ресурсов; оплате налогов в бюджет ивнебюджетные фонды, выплате заработной платы, поддержанию дисциплиныпроизводства. Исходя из предпринятых мер, есть реальная надежда выхода их кризисногосостояния.
Результаты управленческой деятельности в области затратимеют широкий диапазон использования: для оценки факторов рентабельности,планирования будущих направлений деятельности, оценки производственных запасови их калькуляции, распределения и минимизации затрат; для определения уровнябезубыточности, возможных финансовых результатов при изменении продажной цены ит.п.
/>/>/>/>Литература
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М.:Финансы и статистика, 1999. – 318 с.
2. ГерчиковаИ.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. – 501 с.
3. Грузинов В.П., ГрибовВ.Д.Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. –208 с.
4. Денисова И.П.Управление издержками и ценообразование: Учеб. пособие. – М.: Экспертное бюро,2001. – 64 с.
5. Зайцев Н. Л. Экономикапромышленного предприятия: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М,1998. – 336 с.
6. Кадацкий В. Затраты иприбыль: теоретический анализ// Экономист. – 2001. — №3. — с. 79.
/>7. КондратюковН.П. Бухгалтерский учет и финансово-экономический анализ. – М.: Издательство «Дело»,1998. – 233 с.
8. КураковаЮ.Г. Управление издержками на предприятии // Бухгалтерский учет. – 2002. — №12.- с. 19.
/>9. ЛиберманИ.А. Цены и себестоимость продукции. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 301 с.
/>10. Методика учета и анализасебестоимости продукции / Под ред. А.Д. Шеремета. – М.: Финансы и статистика,2001. – 256 с.
11. Николаева С.А. Особенности учета затрат вусловиях рынка: система «директ-костинг». – М.: Финансы и статистика, 2003. –213 с.
12. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственнойдеятельности предприятия: 2-е изд., перераб. И доп. – Мн.: ИП «Экоперспектива»,2001. – 498 с.
13. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Уч.пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 304 с.
14. Экономика предприятия: Учебник/Под ред.Проф. О.И. Волкова. — М.: ИНФРА-М, 2001. – 478 с.