Содержание
Введение
1. Циклический характер развития экономики иантициклическая политика государства
1.1 Тренд и экономический цикл
1.2 Необходимость, цели и задачиантициклического регулирования
1.3 Налогово-бюджетная и монетарная политика государствакак инструмент стабилизации экономики
2. Проблемы антициклического регулирования в РФ
2.1 Последняя реформа и особенности Российского кризиса
2.2 Стабилизационная политика Российского правительства до 1998 г. и современные этапы
2.3 Особенности стабилизационной политики (налогообложение)в современных периодах (1999-2006гг.)
Заключение
Список используемых источников
Введение
Экономический рост — это не плавный, равномерносовершающийся подъем. В движении общественного производства есть годы, когдарост общего объема производства происходит очень быстро, в другие годы — медленнее,иногда происходит даже спад. Регулярно повторяющиеся за определенный промежутоквремени колебания в движении общественного производства означают «циклический»характер его разлития. Диапазон единичного цикла охватывает движение экономикиот одного кризиса к другому, или, считая иначе, от одной точки взлета («бума»)к другой.
Причины таких колебаний в ходе экономического развитияобъясняют по-разному. Одни экономисты (Ж.Б. Сэй, Д. Рикардо и другие) вообщеотрицали возможность всеобщих экономических кризисов; частичные же кризисыперепроизводства объясняли нарушением пропорциональности между различнымиотраслями производства, которая восстанавливается самим ходом движения рыночнойэкономики. Другая группа экономистов (Дж. Кейнс, Э. Хансен) объясняют кризисыперепроизводства недостаточной склонностью к потреблению, которая отстает отроста доходов, поэтому выход из кризисов видят в стимулировании совокупногоспроса. Наконец, ряд экономистов усматривают причину кризисов в недостаткахкредитно-денежной политики.
Как видим, назвать единственную причину циклического ходадвижения рыночной экономики оказывается весьма трудным делом. Поэтому многиесовременные экономисты ограничиваются общим указанием на то, что причинациклического движения заложена в сложном и противоречивом характеремногообразных сил и факторов, оказывающих воздействие на движение рыночнойэкономики.
Государство располагает целым набором экономических инструментов,способных сдержать «перегрев» экономики или придать ускоряющиеимпульсы на фазе депрессии. В этих целях гибко используется налоговая система: повышаяили понижая ставки налога на прибыль (на добавленную стоимость), государство стимулирует(или, наоборот, сдерживает) деловую активность в определенных сферахдеятельности. А используя систему льгот, можно осуществлять целенаправленноевоздействие на конкретные группы предприятий. В тех же целях используетсякредитная политика — понижая или повышая учетную ставку процента, можноповышать интерес к дополнительным вложениям капитала или сводить их на нет.
Большой вклад в развитие производства и сглаживаниецикличности вносит бюджетная политика государства. Так, фиксирование за счетбюджета крупных программ развития (например, производственной инфраструктуры) создаетобщие предпосылки для развития бизнеса в необходимых обществу сферахдеятельности.
Теория экономических циклов является актуальной в настоящеевремя, так как в памяти большинства россиян остались события экономическогокризиса конца 90-х гг. ХХ века, последствия которого мы испытываем до сих пор.
Целью работы является исследование теории экономическихциклов и антициклического регулирования государства.
Задача работы — рассмотреть циклический характер развитияэкономики и антициклическую политика государства, а именно тренд иэкономический цикл, необходимость, цели и задачи антициклическогорегулирования, налогово-бюджетную и монетарную политику государства какинструмент стабилизации экономики, а также проблемы антициклическогорегулирования в РФ.
Объект исследования — социально-экономические процессы,происходящие в экономике развитых стран.
Предмет исследования — политика государственногорегулирования.
1. Циклический характер развития экономики иантициклическая политика государства1.1 Тренд и экономический цикл
Особенность рыночной экономики, проявлявшаяся в склонности кповторению экономических явлений, была замечена экономистами еще в первойполовине прошлого века.
В стремлении к беспредельному расширению своегопроизводства, к завоеванию возможно большего рынка, который в каждый данныймомент имеет пределы, владельцы капиталистических предприятий периодическисталкивались с перепроизводством товаров. Сущность перепроизводства проявляетсяв перевесе предложения известного товара над спросом, когда цена товарапонижается до того уровня, при котором, если не для всех, то, по крайней мере, длязначительной части производителей не остается даже нормальной, а не говоря ужеоб экономической прибыли.
Пытаясь выявить причины перепроизводства, экономистыобратили внимание на периодичность таких явлений, как повышение или понижениеспроса, увеличение объемов производства или его застой. Выявилась и определеннаяпоследовательность в чередовании указанных явлений. Проблема имела стольогромное значение для экономическою развития, что ее не обошел сторонойпрактически ниодин из ведущих экономистов XIX иXX вв. В работах, объединенных признанием объективностии реальности циклического развития, его важности с точки зрения влияния нахарактер экономических процессов, мы находим тем не менее десятки различныхтрактовок, определяющих причины циклическогоразвития, получаем самыеразнообразные пояснения и прогнозы. Исследованию экономических циклов посвященыработы таких виднейших исследователей этого феномена, как А. Шпитгоф, М. Туган-Барановский,К. Маркс, Т. Веблен.У. Митчелл, Дж.М. Кларк, Дж. Хикс, Дж.М. Кейнс, И. Шумпетери многих других.
Особо следует подчеркнуть идею И. Шумпетера о трехцикличнойсхеме, т.е. колебательных процессах в экономике, осуществляющихся как бы натрех уровнях, как наиболее подходящей для описания многих явлений, происходящихв рыночной экономике. Он назвал эти циклы именами Н.Д. Кондратьева, К. Жугляраи Дж. Китчина — ученых, открывших циклы продолжительностью соответветственнo в пятьдесят пять лет, десять лет и три года и четыре месяца.Шумпетер считал, что в экономической системе проявляется взаимосвязь ивзаимозависимость всех трех циклов.
П. Самуэльсон в своей известной книге «Экономика» определяетэкономический цикл как общую черту почти для всех областей экономической жизнии для всех стран с рыночной экономикой. Признавая объективный характерэкономического цикла, большинство современных экономистов предлагают изучатьэто явление через анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на характерцикла, его продолжительность, специфику проявления отдельных фаз.
К внешним факторам могут быть отнесены объективные исубъективные обстоятельства, вызывающие периодическую повторяемостьэкономических явлений и лежащие вне экономической системы.
Среди прочих внешних факторов можно отметить:
войны, революции и другие политические потрясения;
открытия крупных месторождений золота, урана, нефти и другихценных ресурсов;
освоение новых территорий и связанная с этим миграциянаселения, колебания численности населения земного шара;
мощные прорывы в технологии, изобретения и инновации,позволяющие коренным образом менять структуру общественного производства.
Теории, объясняющие экономический цикл главным образомналичием внешних факторов, принято называть экстернальными теориями, в отличиеот интернальных теорий, рассматривающих экономический цикл как порождениевнутренних, присущих самой экономической системе, факторов. Эти факторы могутвызывать как подъем, так и спад экономической активности через определенныепромежутки времени.
Если в одной или нескольких отраслях начался бум, вызвавшийрезкое увеличение спроса на машины и оборудование, то вполне естественнопредположить, что явление повторится через 10-15 лет, в течение которых этимашины и оборудование будут полностью изношены.
Физический срок службы основного капитала (движимого инедвижимого) рассматривается многими экономистами как один из важнейшихвнутренних факторов, порождающих экономический цикл.
Среди других внутренних факторов выделяют:
личное потребление, сокращение или возрастание которогосказывается на объемах производства и занятости;
инвестирование, то есть вложение средств в расширениепроизводства, его модернизацию, создание новых рабочих мест;
экономическую политику государства, выражающуюся в прямом икосвенном воздействии на производство, спрос и потребление.
Наиболее яркой чертой промышленного цикла является фазакризиса. Промышленный кризис отличается от нарушения равновесия между спросом ипредложением на какой-либо определенный товар или в какой-либо определеннойотрасли хозяйства. Промышленные кризисы возникли как всеобщее перепроизводство,как глубокое потрясение всей хозяйственной системы сверху донизу.
Представим общую картину промышленного кризиса эпохи такназываемого домонополистического капитализма (XIX — началоXX в.в.).
Рынок, впитывавший беспрепятственно все производимые товары,в какое-то время оказывается переполненным, товары продолжают поступать, междутем спрос постепенно уменьшается, отстает от предложения, и наконец,прекращается вовсе. Тревога распространяется по всему рынку. Спрос исчез, междутем всюду еще имеются громадные запасы товаров, и множество предприятийпродолжают работать на полную мощность в силу инерции и выбрасывают на рыноквсе новые и новые массы товаров. Следует стремительное падение цен.
Поистине героические усилия предпринимаются, чтобы спастиположение, но все средства бесплодны. Многие предприятия не в силах выдержатьрезкого повышения цен. Начинаются ликвидации и крахи. Прежде всего гибнут банкии кредитные учреждения. Доверие субъектов рыночного хозяйства друг к другуподрывается.
Все требуют расплаты наличными. Векселя, еще вчера невозбуждавшие никаких сомнений, приобретают ценность простой бумаги. Ссудныйпроцент повышается. Разоряются самые крупные предприятия, останавливаютсямашины, закрываются фабрики. Толпы безработных появляются на улице. Начинаетсяголод, эпидемия самоубийств. По столь драматическому сценарию проходили кризисыXIX в.
Первый кризис разразился в Англии в 1825 г., затем — вАнглии и США в 1836 г., в 1841 г. — в США, в 1847 г. — в США, Англии, Франциии Германии. Кризис 1857 г. явился первым мировым циклическим кризисом.
Затем последовали кризисы 1873, 1882, 1890 гг.
Наиболее сокрушительным был кризис 1900-1901 гг. Он началсяпочти одновременно в России и США и прежде всего обрушился па металлургическуюпромышленность. Поразив американский рынок металла, кризис перекинулся сперва вАнглию, затем на европейский континент. Первой пострадала текстильнаяпромышленность, за ней последовали строительная, химическая, машинная,электрическая. С невероятной быстротой кризис распространился на всеевропейские страны: Францию, Австрию, Германию, Италию, Бельгию и скоро сталвсеобщим.
Цены стремительно рухнули вниз. Солидные предприятия быливырваны с корнем.
Разорение промышленности сопровождалось стремительным ростомбезработицы.
Однако кризисы XIX и начала XX вв. несли в себе и свое лечение. По мере развития кризисацены на товары падали ниже и ниже, создавая тем самым потенциальную возможностьсбыта и перспективу выхода из кризиса.
После первой мировой войны кризисы регулярно сотрясалиэкономику западных стран. Однако характер их стал несколько иным, особеннопосле кризиса 1929-1933 гг.
Грандиозный биржевой крах в «черный вторник» 29октября 1929 г. положил начало кризису, который по своей глубине превзошел всепредыдущие. Падение цен, которого еще не знала экономика США, Германии, Франциии Англии, резкое сокращение прибылей, катастрофический кредитный кризис,обесценение валют — далеко не полный перечень бед, свалившихся на экономикугосударств, еще недавно считавшихся богатейшими и преуспевающими.
Кризис 1929-1933 гг. заставил правительства многих странпредпринять попытки вывода национальных экономик из экономической пропасти.
Активизация экономической роли государства и антикризисноерегулирование дали определенные результаты, и уже более полувека рыночнаяэкономика не сталкивается с сокрушительными потрясениями, аналогичнымикатаклизмам 1900-1901 или 1929-1933 гг.
Вместе с тем промышленные кризисы продолжали отражаться надинамике процентных ставок, прибыли, издержек производства, заработной платы досередины 70-х гг.
В условиях кризиса лишь предприятия с крупным капиталом ибольшими финансовыми возможностями сохраняют возможность получения прибылипутём сокращения издержек производства. Благодаря этомукрупныепредприятия при общей тенденции нормы прибыли к падению во время кризисаполучают возможность приостановить или замедлить его. Средние и мелкиепредприятия, особенно не обладающие высокопроизводительным оборудованием итехнологией, не могут стабилизировать ухудшающееся экономическое положение изачастую терпят банкротство Разорение слабых в техническом отношениипредприятий имеет свои плюсы для промышленности в целом, так как ведет кповышению общего уровня производительных сил
Следствием повышения общего уровня производительности трудаявляется понижение стоимости товаров и в итоге — ослабление падения нормыприбыли. Растет ссудный процент.
Фаза депрессии, наступающая после кризиса, может иметьвесьма продолжительный характер. Уровень производства сохраняется стабильным,но очень низким по отношению к состоянию перед началом кризиса. Сохраняетсявысокий уровень безработицы. Но падение цен приостанавливается, падает ссудныйпроцент, стабилизируются товарные запасы.
Следующая фаза – оживление — сопровождается незначительнымповышением уровня производства, некоторым сокращением безработицы. Постепенноначинают повышаться цены и расти ссудный процент. На товарном рынке растетспрос на новое промышленное оборудование.
Наметившееся оживление охватывает все большее количествоотраслей, втягивая в новый виток спирали новые капиталы. Подъем зачастуюприобретает ажиотажный характер. Уровень производства превосходит достигнутый впредыдущем цикле. Лихорадочно растут цены. Безработица сокращается доминимальных размеров при одновременном существенном росте заработной платы.
Резко возрастает спрос на продукцию отраслей, определяющихтенденции в движении научно-технического прогресса. В связи с расширениеммасштабов производства инвестиционных товаров значительно возрастает спрос насырьевые ресурсы, и пены на них растут. На фазе подъема усиливаютсядиспропорции, заложенные на фазе оживления. Экономика подходит к следующемувитку.
Описанная нами картина изменений экономической системы наразных этапах цикла носит классический характер и в наиболее простом виде можетбыть изображена на схеме (рис.1): рис.1
/>
Современные экономические циклы существенно отличаются отциклов XIX и первой половины XXвека. Общие закономерности находят все менее видимое проявление.
Некоторые фазы экономического цикла претерпеваютзначительные метаморфозы, а то и исчезают вовсе.
На следующей схеме (рис.2) изображен экономический цикл,каким он представляется современным американским экономистам. В обозначении фазцикла мы сохранили названия, которые обычно ими используются.
/>
Рис.2.
Как видим, на второй схеме отсутствует фаза депрессии. Оживлениеи подъем объединены в одну фазу. В самостоятельные фазы выделены вершинаподъема — БУМ и низшая точка падения — СПАД.
В попытках отыскать наиболее общие причины циклическихколебаний ученые-экономисты и предприниматели основное внимание уделяли анализуфазы кризиса (сокращения и спада, по иной терминологии), поскольку именно этафаза концентрировала все негативные явления в экономическом процессе.
Один из подходов дает основание утверждать, что абстрактнаявозможность кризисов в рыночной экономике заложена уже в простом товарномобращении и связана с функцией денег как средства обращения. Несовпадение куплии продажи по месту и времени может создать предпосылки для разрыва многихзвеньев в цепи продаж и покупок.
Вторая возможность кризисов связана с функцией денег каксредства платежа. Любой производитель не может иметь гарантии, что к моментуплатежа покупатель его продукции окажется платежеспособным Неплатеж по однимобязательствам может вызвать цепную реакцию, которая приведет к расстройствусистемы обращения и, и конечном счете, процесса производства.
Первая половина 70-х гг. XX в. привнеслав развитие современного рыночного хозяйства новые катаклизмы. Разразилсянефтяной кризис, охвативший практически весь современный капиталистический мир.В отличие от циклических этот кризис сопровождался необычайным ростом мировыхцен на нефть и нефтепродукты, ажиотажным спросом па них, отставаниемпредложения от спроса на потребительском рынке жидкого топлива.
Резкий скачок цен на топливо привел к банкротству множествомелких и средних предприятий в США и некоторых странах Западной Европы,ориентировавшихся на потребление дешевой энергии за счет использования жидкоготоплива. Пострадали и те, кто использовал нефть и нефтепродукты в качествеосновного сырья в процессе производства. Внезапный рост издержек производствапривел к разорению многие предприятия промышленного производства.
Структурные кризисы порождаются диспропорциями междуразвитием отдельных сфер и отраслей, носят, как правило, затяжной характер и невсегда совпадают с началом циклических кризисов.
Нефтяной, продовольственный, энергетический, сырьевойкризисы дополнились в последние десятилетия кризисами валютной системы,экологическим кризисом. Оказывая несомненное влияние на общее состояниепромышленного производства, они существенно изменили традиционную картинуциклического развития, сглаживая или порою обостряя те или иные проявленияциклических кризисов.
Общая картина развития современного рыночного хозяйствастала не совпадать с традиционной схемой. Так, например, промышленныйциклический кризис середины 70-х гг. был усугублен нефтяным кризисом, но тольков нефтепотребляющих странах. Те же страны, которые имели собственные источникиэнергетических ресурсов (нефть, уголь, газ, горючие сланцы), не только непострадали в результате двух кризисов, но даже имели тенденцию к некоторомуразвитию.
С другой стороны, ожидаемого бурного развития промышленностив фазе подъема во многих странах не происходит в результате резкого обостренияобстановки, вызванной экологическим кризисом.
В последние годы структурные кризисы стали обретать болеесложную характеристику. Все большее влияние на экономические проблемы оказываютглобальные политические процессы, среди которых следует особо выделить распадсоциалистической системы, межнациональные и региональные конфликты, возрастаниероли так называемого исламского фактора, противоречивые тенденции в процессесоздания единой Европы и т.д.
Одним из определяющих факторов в современном мире становитсянестабильность. Изменяются традиционные рынки сырья, амплитуда колебания валютныхсистем достигает опасных пределов, активно развивается производство в зонах,где почти полностью отсутствует система экологического контроля, что такжеможет привести к непредсказуемым отрицательным результатам. В целом земнаяцивилизация входит в новое тысячелетие в состоянии перманентных потрясений[1].1.2 Необходимость, цели и задачи антициклическогорегулирования
Существуют различные взгляды на причины циклическихколебаний; отсюда — и различные подходы к проблеме их регулирования. Однаконесмотря на значительный разброс взглядов и различную расстановку акцептов привыработке антициклической политики, в целом можно сказать, что все концепциирегулирования циклов тяготеют к одному из двух направлений регулирования: неокейнсианскомуили неоконсервативному, развившемуся на базе классической школы. Первоеориентируется на регулирование совокупного спроса, второе — на регулированиесовокупного предложения. Для наглядности можно представить их различие в видетабл.1.
Таблица 1
/>
В зависимости от исходных установок и ориентиров сторонникитого или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклическихколебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжениигосударства, которые можно использовать для этих целей. Например, сторонникикейнсианских рецептов большее внимание уделяют бюджетной политике (главнымобразом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства) иналоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости отсостояния экономики). Сторонники неоконсервативных рецептов уделяют большеевнимание проблеме денег и кредита. Поэтому в последние годы неоконсервативнаяполитика опирается на монетаристские теории, которые во главу угла ставятвопросы объема денежной массы и его регулирования. По-разному решается проблемаучастия государства в происходящих процессах — в политике регулированияэкономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний.
Несмотря на такие, казалось бы, существенные различия, естьобщее понимание этими концепциями того факта, что, во-первых, государство всостоянии сглаживать циклические колебания, и, во-вторых, государство должноэто осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности. Существуети общее понимание того, какова должна быть в целом линия поведения государства,направленная на преодоление циклических колебаний. В фазе спада все мероприятиягосударства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. Вобласти налоговой политики это означает снижение ставок, предоставлениеналоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации.При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на ростгосударственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговыемероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут кстимулированию совокупного спроса, а в конечном счете — и производства. Графическаяиллюстрация воздействия государства на совокупный спрос представлена на рис.3.
/>
Рис.3
Рост спроса на величину D1 D2 вызывает рост национального дохода от уровня ON1 до ON2. Стрелкой на оси ординатпоказан сдвиг вверх линии совокупного спроса, стрелка на оси абсцисс показываетувеличение национального дохода[2].1.3 Налогово-бюджетная и монетарная политикагосударства как инструмент стабилизации экономики
Сторонники неоконсервативных взглядов большее вниманиеуделяют налогам, снижение которых ведет к росту деловой активности, но в целомони рассматривают налогово-бюджетную политику как дополнение ккредитно-денежной политике.
Кредитно-денежная политика в этот период преследует те жецели, что и налогово-бюджетная политика, и предполагает проведение кредитнойэкспансии. Ее цель — оживление экономической жизни в стране при помощидополнительных кредитов. В это время проводится политика «дешевых денег».На практике это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды,увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличениюкапиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако этоможет иметь и отрицательные последствия, так как в длительной перспективе ведетк усилению инфляционных тенденций (подробнее о кредите см. гл.15).
Что же происходит в обратном случае, то есть в периодподъема экономической конъюнктуры? Государство в целях предотвращения перегреваэкономики и связанных с этим болезненных явлений в хозяйственной жизни проводитполитику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в областиналогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.
Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуетсяповышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениямив области проведения амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетнуюполитику ориентируются теоретики кейнсианских методов регулирования. Фискальныемероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит, и спроса,что ведет в конечном счете к некоторому спаду экономической активности (см. рис.4).
Рис.4.
/>
Снижение спроса на величину D1 D2 вызывает сокращение национального дохода с ON1 до ОN2.
В кредитно-денежной политике начинают преобладать элементыкредитной рестрикции, то есть проводится политика «дорогих денег», чтоозначает прямо противоположные меры: повышение процентных ставок по ссудам,сокращение кредитных ресурсов банков. Но и в этом случае необходимо весьмаосторожно обращаться с элементами кредитно-денежной политики, ибо вдолгосрочном плане кредитная рестрикция может через сокращение инвестиций и,соответственно, производства привести к росту безработицы.
В общем и целом, говоря о политике, которую должно проводитьгосударство в целях сглаживания циклических колебаний, можно охарактеризовать,как политику противодействия: мероприятия, направленные на смягчениециклических явлений, должны идти в направлении, противоположном существующим наданный момент колебаниям экономической конъюнктуры. В период спада государствопроводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период «перегрева»экономики стремится сдерживать деловую активность).К. Эклунд в своей книге«Эффективная экономика» приводит график (рис.5), демонстрирующийвышесказанное.
Рис.5
/>
К. Эклунд рассматривает данный график с точки зрениякейнсианской модели: с помощью увеличения расходов и снижения налогов в периодспада и снижения расходов и повышения налогов в период подъема предлагаетсясмягчить безработицу в первом случае и инфляцию — во втором. Но приведенныйграфик характеризует и мероприятия сторонников консерватизма: меняются методыпроведения политики экспансии и сдерживания, а сама система (направлениевоздействия) остается без изменений.
Все рассмотренные выше рекомендации, касающиеся поведениягосударства по отношению к циклу, применялись и продолжают целенаправленноприменяться на практике. И именно в реальной жизни происходит оценка данныхтеоретических рассуждений и рекомендаций. Правительство стремится учитыватьтребования экономической ситуации и пытается бороться с дестабилизирующимиявлениями, добиваться устойчивого хозяйственного развития. Отсюда и объяснениетех практических шагов, которые оно предпринимает. А эффективность этих шаговможет быть реально оценена только по истечение определенного периода времени. Можнона конкретных примерах показать, как политика правительства изменяла своюнаправленность и чередовала стимулирующие и сдерживающие элементы длядостижения стабильности в экономической жизни. В качестве примера можнорассмотреть США и проследить данные явления в области экономической политикигосударства в послевоенный период.
В 50-60-е гг. в связи с проявлением застойных элементов вэкономической жизни правительство проводило политику, направленную настимулирование экономического роста. Государственными органами использовалисьразличные методы для достижения этой цели. Они действовали, ориентируясь накейнсианские рецепты, так как в этот период теория государственного регулированияКейнса уже получила всеобщее признание и была весьма популярна. Дляпротиводействия застойным явлениям правительство проводило противонаправленныемеры, то есть увеличивало государственные расходы и снижало налоги. В эти годыособое внимание уделялось росту государственных расходов. Велась работа поускорению амортизации производственных мощностей, по развитию амортизационногозаконодательства. Был принят ряд законов (1950, 1954, 1962 гг.), которыеускоряли амортизацию, повышали норму амортизационных отчислений. Такиемероприятия вели в итоге к росту совокупного спроса, что, в свою очередь, велок увеличению инвестиций, а значит, и к расширению производства. В данный периодне так много внимания уделялось кредитно-денежной политике, считалось, что впроцессе регулирования она носит характер средства, лишь дополняющегоналогово-бюджетную политику, которой придавалось большее значение, особеннобюджетной части этой политики.
В 60-70-с гг. общая экономическая ситуация существенноменяется, а значит, меняются и особенности борьбы с циклическими колебаниями. Вэтот период в силу активизации экономической жизни и как результатпроводившейся с 50-х гг. экономической политики стимулирования совокупногоспроса начинают ощущаться инфляционные явления. Те методы налогово-бюджетной икредитно-денежной политики, которые приносили пользу в период спада, становятсядестабилизаторами, так как ведут к перенакоплению капитала. Правительствопересматривает свою политику и, стараясь погасить отрицательные явления, переориентируетсвою деятельность в противоположном направлении. Уменьшаются государственныерасходы.
Таким образом, если в период 50-60-х гг. политикагосударства была явно направлена на стимулирование государственногопотребления, то в 60-70-х гг. прослеживается тенденция его сокращения. Акцентделается на бюджетную сторону, хотя такого же результата можно было бы добитьсяпутем повышения налогов. Однако повышение налогов — весьма непопулярная мера,поэтому правительство охотнее использует манипуляции с бюджетом. Кроме того,можно использовать и кредитно-денежную политику, а именно — повышение ставокссудного процента, что и осуществляло правительство США в указанный период. Происходитзаметное удорожание кредита (до 15% в год), это затрудняет получение средств нарасширение производства, сдерживает инвестиции. Но все-таки большее внимание вэтот период уделялось налогово-бюджетным инструментам, так как кейнсианскаятеория ориентируется на совокупный спрос, а сокращение государственных расходовили рост налогов напрямую воздействуют на спрос, в то время каккредитно-денежные механизмы оказывают опосредованное влияние через инвестиции.
На рубеже 70-80-х гг. ситуация вновь меняется. Обнаруживаетсязамедление темпов экономического роста, кризис отдельных отраслей, ростбезработицы, снижение деловой активности. Необходимо было опять менять методырегулирования в соответствии с новым циклическим витком конъюнктуры. К властиприходят неоконсерваторы, которые отходят от кейнсианских рекомендаций иориентируются на классические теории (ограничение роли государства, свободарыночных субъектов) и монетаризм (регулирование денежной массы как главныйрычаг воздействия на экономику). Поэтому основное внимание теперь уделяетсяименно кредитно-денежному регулированию и использованию кредитно-денежнойполитики для сглаживания циклических колебаний. Появляется термин «таргетированиеденежной массы» («money targeting»), который означает регулирование размераденежной массы.
Основную причину инфляции монетаристы видят в чрезмерномросте государственных расходов, которые и предлагают сократить. Бюджет уже неможет быть элементом серьезного государственного регулирования еще и по причинесущественных дефицитов. В области налогово-бюджетной политики вниманиепереключается на налоговые мероприятия. В США в 60-е гг. проводится налоговаяреформа, которая предполагает снижение ставок налогов и снижение степенипрогрессивности налоговой шкалы, это приводит к созданию дополнительныхэкономических стимулов роста производства. Но несмотря на внешнюю схожестьполитики 80-х гг. и политики 50-60-х гг., которую можно охарактеризовать какэкономическую экспансию, они сильно различаются самим подходом к регулированиюцикла. В 50-60-е годы основное внимание уделялось расширению спроса, и поэтомуболее важным считалось проведение успешной налогово-бюджетной политики. Сейчасже взят ориентир на предложение, то есть на создание условий для эффективногопроизводства, поэтому внимание уделяется либерализации кредита, а вналогово-бюджетной политике — снижению налогов и степени прогрессивностиналоговой шкалы.
В современных условиях возникает ряд новых факторов, окоторых следует сказать особо в связи с осуществлением антициклической политики.
Первое — это явление синхронизации экономических циклов,наблюдающееся с 70-80-х гг., то есть совпадение циклических колебаний в разныхстранах и регионах. Процесс синхронизации объясняется усиливающейсяинтернационализацией производства, развитием связей между странами,распространением НТР и углублением научно-технического сотрудничества. Припроведении антициклического регулирования правительство должно с этим считатьсяи стремиться синхронизировать свои мероприятия, направленные на сглаживаниециклических колебаний, с аналогичными мероприятиями, проводящимися в другихстранах. Игнорирование этого требования может привести не только к снижениюэффективности антициклического регулирования, но даже практически к нулевымрезультатам усилий в данной области. В этом отношении показателен примерФранции. В начале 80-х гг., в период, когда уже повсеместно господствовалинеоконсервативные доктрины, Франция в целях борьбы с экономическим спадомориентировалась на кейнсианские рецепты: стимулировала внутренний спрос главнымобразом за счет роста государственных расходов. В период, когда другие страныпроводили политику экономии бюджетных средств, эти попытки Франции не моглииметь стимулирующий эффект и вели к бессмысленному росту бюджетного дефицита. ПримерФранции показывает, что важно не только осознать необходимость проведения государственнойантициклической политики, но стараться согласовывать сами ее мероприятия междуотдельными странами.
Второе, что важно отметить — это тот факт, что выше былирассмотрены лишь общие ориентиры антициклической политики. Но усугублениюконъюнктурных колебаний способствуют и такие явления, как инфляция,монополизация экономики, нарушение хозяйственных пропорций и т.п. Поэтому всете мероприятия, которые проводятся в целях их преодоления (антиинфляционнаяполитика, борьба с монополизмом и т.п.), тоже можно рассматривать как частныеслучаи регулирования экономического цикла.
2. Проблемы антициклического регулирования в РФ2.1 Последняя реформа и особенности Российскогокризиса
Острый экономический кризис, с которым столкнулись многиестраны в начале 80-х гг., потребовал перестройки государственного регулированияэкономики, перехода к развитию рыночных отношений. Основными направлениямиреформ стали приватизация (переход государственного имущества в частные руки),либерализация цен, финансовая стабилизация (борьба с инфляцией, укреплениекурса национальной валюты).
Этапы реформ разрабатываются правительственными ведомствами.Это — определение целей реформирования для экономики в целом и для данногоконкретного предприятия, выбор способов и приоритетов, поиск наименееболезненных путей перехода к рынку. Рыночная экономика является результатомдлительного исторического развития, которое предполагает формированиесоответствующей инфраструктуры и правовой базы. Должны произойти глубокиеизменения в системе ценностей, мотивации хозяйственного поведения и деловыхотношений.
Характеристика бюджета России отражает спецификуэкономического и социального состояния страны в настоящее время, она взначительноймере связана с процессом перехода от социалистической экономики к рыночной. Этотпроцесс еще не завершен и переходное состояние общества сказывается на бюджетестраны. Можно отметить четкую тенденцию улучшения финансового состояниягосударства за последние три — четыре года по сравнению с начальным периодомреформ в течение 1992-1998 гг.
Коренная ломка всей системы экономических отношений за годыне очень удачной и чрезмерно затянувшейся реформы создала, особенно на первомэтапе, обстановку хаоса и неопределенности. Прежде всего это относится кденежно-финансовой сфере. Безудержный рост цен, натурализация хозяйства,чрезмерная либерализация внешнеторговой и валютной деятельности, фактическоеуничтожение денежных сбережений, поспешная и неэффективная приватизация привелик падению доходов в хозяйстве и обострили все бюджетные проблемы. Произошлорезкое сокращение объема бюджетного финансирования, получатели бюджетныхсредств оказались в очень тяжелом положении. По всей государственной финансовойсистеме был нанесен сильный удар, от которого она стала оправляться толькопосле 1999 г. В течение всего десятилетия (1992-2001 гг.) функционированиюгосударственной финансовой системы были присуши определенные черты, отражающиеспецифику периода перехода к рынку от социализма. В связи с высокой инфляцией,особенно начиная с 1992г., доходы бюджета стали зависеть от динамики цен или отуровня инфляции. Это достаточно распространенное в мире явление, ононаблюдается во многих странах, особенно в Латинской Америке. Здесь основной вопрос- мера влияния инфляции на доходы бюджета. Точных методик определения этой мерыпока не разработано, но в принципе ясно, что чем выше инфляция, тем больше долябюджетных доходов, полученных от нее. Само по себе формирование доходов бюджетаза счет инфляции осуждать не следует. В таких сложных ситуациях лучше иметь такиедоходы, чем ничего. Бюджет, осуществляя платежи за счет этих доходов,поддерживает социальное равновесие и удерживает общество от катастрофы. Новажно, чтобы период, когда инфляционные доходы играют заметную роль в бюджете,был как можно меньше. Ведь инфляционные доходы не связаны с реальнымиизменениями в производстве (объем продукции, ее структура, смена технологий и т.д.),они зависят только от повышения цен. Привыкание к инфляционным доходам таит всебе опасность деградации общества.
России вообще удалось погасить сверхинфляцию к 1997 г., нозатем произошла ее новая вспышка. Характерно, что наибольшие трудности вбюджете в течение переходного периода возникли в России именно в 1997 г., когдабыла наинизшая инфляция, измеряемая индексом потребительских цен. За 2000-2001гг. инфляция составляла в среднем (по тому же индексу) 18-20%. Это достаточномного и говорит о том, что в бюджете сохранялись инфляционные доходы, хотя ихдоля, несомненно, снизилась по сравнению с 1992-1995 гг.
В настоящее время сложилась не очень четкая тенденция кстабилизации инфляции. За 2003 г. она составила 12% (потребительские цены), нов 1997 г. она была 11%, за 2004 г. снова 12%, т.е. была равна предыдущему году.Ситуация очень сложная, до «международного стандарта» — 3% — Россииеще далеко. На это потребуется, видимо, лет пять-шесть. Вести «борьбу»за полное уничтожение инфляции не следует, это бессмысленно и вредно. Опытразвитых стран показывает, что в каких-то размерах инфляция — естественноесвойство современного рыночного хозяйства, иногда она помогает преодолеватьхозяйственные и финансовые трудности. Кстати, возникающая в некоторых случаях вразвитых рыночных странах дефляция, т.е. снижение цен, в масштабах всегонародного хозяйства по своим последствиям обычно бывает хуже, чем умереннаяинфляция, и прежде всего для финансового состояния хозяйства. Поэтому всовременных условиях инфляция составляет естественное условие развивающегосяхозяйства, и составление бюджета даже в «нормальных» странах всегдапроисходит на фоне «безопасной» инфляции[3].
Для России главная задача — сделать инфляцию безопасной,введя ее в соответствующие пределы (3-4%).
В 90-е годы прошедшего века бюджет России характеризовалсяне-устойчивостью динамики и непредсказуемостью соотношения между фактическими иплановыми показателями, первые отличались от вторых в некоторые годы на десяткипроцентов. Существенно колебалась доля расходов бюджета в ВВП, на 4-5процентных пункта в разные стороны по сравнению с предшествующим годом. Вподобной динамике важнейших макроэкономических показателей отразились общие развалхозяйственных связей и отсутствие какого-либо управляющего начала в развитииэкономики. Высокая инфляция, рост процентных ставок и падение валютного курсарубля деформировали все финансовые связи в народном хозяйстве. С 1991 г. по1999 г. консолидированный бюджет страны сводился с дефицитом, а в1998 г.был объявлен дефолт по долгам государства. Государственные финансы из факторастабилизации экономической ситуации стали фактором дезорганизации всейхозяйственной жизни. Только в 1999 г. начался процесс постепенного ростапроизводства и упорядочения финансовых отношений. Начиная с 2000 г. бюджетРоссии сводится с профицитом.
Как известно, переход к рыночным отношениям в Россиисопровождался такими неожиданными явлениями, как натурализация хозяйства, уменьшениеденежного оборота и замена денежных платежей бартером, зачеты и появлениеденежных суррогатов типа векселей, выпускаемых отдельными предприятиями.
Из других новшеств переходного периода 1992-1999 гг. следуетотметить
Обоюдная задолженность в бюджетных отношениях начала формироватьсяс начала 1990-х годов и шла по нарастающей до 2000 г. За 2001-2003 гг. произошлоопределенное сокращение задолженности перед бюджетом (консолидированным), чтоотразило общее улучшение финансового состояния страны. На 1 января 2004 г. объемзадолженности перед бюджетом составил 521 млрд руб., что было меньше на 3 млрдруб., чем за год до этого, хотя объем бюджета возрос в 2003 г против 2002 г. на18% по доходам и на 15,6% по расходам. Задолженность перед бюджетом на 1 января2003 г. составила 13% к сумме доходов за 2003 г. Структура задолженностивыглядит так: 42% — недоимка т.е. собственно неуплата налогов и другихобязательных платежей; 15% — отсроченные платежи; 43% — приостановленные квзысканию платежи.
Задолженность бюджета тоже стала «постоянно действующим»фактором. Правда, объем ее значительно меньший, чем долги бюджету. Но этозадолженность консолидированного бюджета только перед бюджетными организациями,85% этой задолженности приходится на бюджеты субъектов Федерации и местныхвластей. Статус этой задолженности несколько иной, она накапливается только понекоторым статьям расходов. Прежде всего это заработная плата работникамбюджетных организаций и другие социально значимые расходы. Например,задолженность по заработной плате работникам бюджетных учреждений составляла вначале 2004 г. около 3 млрд руб. Но недоплачиваются (без накоплениязадолженности) деньги и по другим статьям. В основном это расходы по отдельнымотраслям хозяйства (промышленность, сельское хозяйство и др.). В промышленностинаиболее заметные суммы выделяются на финансирование заказов военной продукции,а сельское хозяйство получает значительные суммы по многим позициям (топливо,поощрение экспорта и др.). Разумеется, недофинансирование этих отраслейухудшает их экономическое состояние, но здесь имеются значительные внутренниерезервы и возможны варианты развития, не требующие существенной государственнойподложки. Гораздо хуже, когда недофинансируются такие отрасли обслуживаниянаселения, как образование, медицина, социальная помощь (дома престарелых,детские учреждения и др.). В этих случаях действует правда, принцип накоплениязадолженности, т.е. государство берет на себя обязательство погасить всюобразовавшуюся задолженность, но хотя сами по себе платежи невелики, ихзадержка, пусть и с последующим возвратом, порождает большое недовольство ипредставляет серьезный недостаток всей бюджетной работы. Большая часть «социальной»задолженности приходится на бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты.
Сокращение обоих видов задолженности (и по доходам, и порасходам) представляется одной из самых актуальных проблем совершенствованиябюджетной деятельности в России. За последние годы удалось, в частности,значительно сократить задолженность бюджета перед получателями государственныхфинансовых ресурсов. Это существенно улучшило ситуацию в денежном обращении,сократилась доля суррогатов денег и неденежных форм расчетов. Бюджет пересталбыть генератором неплатежей в народном хозяйстве. Но проблема задолженностиперед бюджетом пока далека от удовлетворительного разрешения.
Важнейшей особенностью современной экономической ифинансовой ситуации в России является происходящий процесс приватизациигосударственной собственности. Началась она достаточно давно, почти 10 летназад, но все еще не завершена. Не касаясь ее принципов по существу, посмотримтолько на ее финансовые результаты, с точки зрения государства. В целом этирезультаты следует признать неудовлетворительными. То, что большая часть бывшейгосударственной общенародной, социалистической) собственности перешла в частныйсектор хозяйствования, в принципе, конечно, хорошо. Но этот переходсопровождался финансовыми потерями для государства, хотя правильнее было быполучить от этого существенное пополнение государственной казны. Это — одна изпричин нынешних трудностей бюджета страны. Приватизация имуществасопровождалась и приватизации доходов государства, о конечном использованиикоторых ничего доподлинно неизвестно. Но и оставшаяся еще в распоряжении государствасобственность также приносит относительно небольшие доходы.
Одним из неблагоприятных результатов этих реформ сталавозникшая финансовая зависимость бюджета от весьма ограниченного KpyiJ предприятий в экспорто-ориентированных отраслях. Бюджет,чьи доходы чрезмерно зависят от экспортной продукции, подвергается pиску неустойчивости и колебаний мировой конъюнктуры.2.2 Стабилизационная политика Российскогоправительства до 1998 г. и современные этапы
Одним из важнейших показателей, характеризующих состояниебюджетов любого уровня, является соотношение доходов и расходов бюджета. Превышениерасходов над доходами называют дефицитом бюджета, превышение доходов надрасходами — профицитом. Бюджет государства — очень сложная экономическаяконструкция, и поэтому заранее нельзя сказать, что профицит — это очень хорошо,а дефицит — это очень плохо. Дело в том, что в течение XXв. бюджет государства стал составной частью всей финансовой системы любойстраны, он зависит от этой системы, и она зависит от него. Соотношение доходови расходов бюджета непосредственно связано с денежным обращением, кредитнымиресурсами, рынком ценных бумаг. Рынок государственных ценных бумагнепосредственно связан с дефицитом и профицитом бюджета и является, в своюочередь, важным средством регулирования денежного оборота в стране и еевалютного курса. Потому лучше всего, когда доходы и расходы бюджета совпадают,а если нет, то расхождение должно быть небольшим. Если расхождениясущественное, то лучше, чтобы был профицит, а не дефицит, поскольку последнийведет к образованию и росту государственного долга.
На практике почти во всех странах более типичным являетсядефицит, а не профицит бюджета, поэтому именно дефицит и является объектомпостоянного рассмотрения в финансовой науке и практических разработок по егопредупреждению или ликвидации его последствий. Никакой особой теории дефицитабюджета не существует, просто установлено на практике, что если он есть, толучше, чтобы его величина не превышала 3% ВВП. Такой «международныйстандарт» дефицита принят в рамках Европейского союза, и он вполнеприемлем для других стран. При таком дефиците государственный долг нестановится тяжким бременем для страны и может быть либо стабилизирован, либодаже выплачен при благоприятных условиях.
В России за последние 15 лет наблюдалась противоречиваяситуация. Уже в последние годы существования СССР резко возрос дефицит бюджета.После образования самостоятельной России дефицит бюджета стал постояннымявлением в ее финансовой системе.
За период с 1992 по 1995 г. для покрытия бюджетного дефицитав России в основном использовались кредиты ЦБ, что способствовало инфляции. Затемдефицит стали покрывать выпуском государственных ценных бумаг, Если в 1994 г. доляэтого источника в покрытии бюджетного дефицита составляла 3% общей суммыфинансирования дефицита, то в 1995 г. — 60, в 1997 г. — 52, в 1998 г. — 80%. Однакомасштабы заимствований на рынке ценных бумаг, осуществленные в 1995 — 1996 гг.,привели к быстрому росту внутреннего долга и затрат на его обслуживание, атакже к росту процентных ставок в хозяйстве. Другим источником финансированиябюджетного дефицита стали внешние заимствования — кредиты правительствиностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставляемыев иностранной валюте, а также реализация ценных бумаг российского правительствана международных финансовых рынках.
Плохо продуманная политика покрытия дефицита бюджета привелак быстрому росту государственного долга, в составе которого преобладалииностранные долги. После кризиса 1998 г. дефицит консолидированного бюджета вРоссии сократился, в 1999 г. он составил 44,4 млрд руб. против 95,9 млрд руб. в1998 г., а в 2000 г. уже был профицит бюджета, равный 207,4 млрд руб. в 2003 г.профицит составил 180 млрд руб. Появление профицита в консолидированном бюджетеговорит о значительных успехах в финансовой политике, однако не означаеткоренного перелома. Все дело во внешнем долге, который достиг таких размеров,что необходим значительный профицит бюджета на протяжении ряда лет для егообслуживания и возврата. Кроме того, появление профицита в значительной мересвязано с повышением мировых цен на нефть, главный объект российского экспорта.
Например, в федеральном бюджете за 2003 г. показан профицитв 228 млрд руб. Поскольку в опубликованной отчетности в составе доходов бюджетане указаны займы и кредиты, а в составе расходов отражены платежи погосударственному долгу 221 млрд руб., то первичный профицит составляет 449 млрдруб. (228 + 221).
Дефицит (профицит) может быть не только в федеральномбюджете, но и в бюджетах субъектов Федерации и местных самоуправлений, следует,однако, избегать образования заметных дефицитов на этих Уровнях бюджетнойсистемы, учитывая скромные их возможности по мобилизации денежных средств. Практикапоказала, что попытки отдельных субъектов Федерации привлечь дополнительныересурсы, в частности на внешних финансовых рынках, зачастую заканчивалисьобразованием существенных долгов без четких перспектив их возвращения. Поэтомувполне уместна та регламентация привлечения средств субъектами Федерации извнешних источников, которая введена Министерством финансов, косвенно этоозначает и определенное ограничение на формирование дефицитов в их бюджетах.
Последовательное улучшение финансового положения Россииначиная с 2000 г. привело к появлению профицита в федеральном бюджете. Как ужеотмечалось, сам по себе профицит не может рассматриваться как безусловноположительная характеристика государственных финансов. Устойчивый профицит федеральногобюджета, естественно, ставит вопрос, как использовать эти деньги? Самыйестественный ответ — создать резерв на случай падения цен на нефть на Мировомрынке. Такой фонд был создан в 2002 г. Но статус «резерва» е оченьподходит для государственных средств, если этот резерв имеет внушительныеразмеры. Ведь сам по себе «резерв» предусмотрен Бюджетным кодексом ивсегда представлен соответствующей статьей в бюджете. Поэтому с 2004г. и былсоздан уже упоминавшийся стабилизационный фонд, который, как предполагалось,будет иметь более четкие направления расходов поступивших с него средств. Этотфонд отделен от бюджета и хранится на особом счете.
2.3 Особенности стабилизационной политики (налогообложение)в современных периодах (1999-2006гг.)
Связи бюджета с хозяйством и другими сферами общественнойжизни проявляются в непрерывном поступлении в него денежных ресурсов и в ихнаправлении на заранее определенные цели. Доходы бюджета составляютестественную базу всей системы государственных финансов, а расходы воплощают всебе конкретное воздействие государства на те или иные стороны или сферыобщественной жизни, общественной организации путем предоставления финансовыхресурсов.
Структура доходов и расходов государственного бюджета показываетсистему связей государства и общества в части финансовых взаимоотношений. Хотянаиболее активной стороной бюджета являются его расходы, но им должнопредшествовать получение доходов, с которых и целесообразно начать рассмотрениегосударственной финансовой системы.
1. Доходы бюджета
Чем богаче страна, тем больше доходов у государства. Взиманиедоходов в бюджет — неоднозначный процесс, он не просто обеспечивает финансовыепотребности государства, но и оказывает существенное влияние на состояние производства,на социальную атмосферу в стране, во многом определяет отношения между членамиобщества и государством.
Большое разнообразие экономических отношений порождает множественностьвидов доходов в хозяйстве, а отсюда следует и необходимость иметь системудоходов бюджета, так как отдельные виды бюджетных доходов существенноразличаются по объектам получения, способам взимания, по своей социальной иэкономической значимости.
В настоящее время в России сложились три основные группыбюджетных доходов: налоги, неналоговые доходы и доходы бюджетных целевых фондов.Кроме этого, имеются еще и безвозмездные поступления. Эти поступления связаныобычно с движением средств между бюджетом и внебюджетными и бюджетными целевымифондами, между разными видами бюджетов внутри бюджетной системы, сиспользованием резерва средств, не включаемого в бюджет. Могут быть ипоступления денег от отдельных экономических субъектов. В целом эта статьядоходов в консолидированном бюджете составляет менее процента общей величиныдоходов. Выделение третьей группы — доходов бюджетных целевых фондов — объясняетсянынешней спецификой политической и финансовой жизни России, эти доходы не имеютпринципиального отличия от налогов и неналоговых платежей по своемуэкономическому смыслу, поэтому фактически выступают две самостоятельные группыдоходов бюджета — налоги и неналоговые платежи. Главной из этих групп являются,конечно, налоги. Прежде всего, они преобладают количественно. Если исключитьбюджетные целевые фонды, то налоги составляют почти 90,0% доходовконсолидированного бюджета 2003 г., а неналоговые платежи — 10,0%. Основнойдоход в составе неналоговых платежей — это доход от государственного имуществаили от деятельности государственных организаций, административные платежи,сборы и штрафы. Это как бы доходы, связанные с собственностью государства идеятельностью государственного аппарата и государственных организаций. Возможно,их доля в ближайшие годы несколько повысится, если продолжающаяся приватизациябудет организована на более выгодных для государства началах, а также в случаеповышения эффективности текущей эксплуатации государственного имущества.
Непосредственно в составе доходов бюджета предусматриваютсяследующие группы налогов:
налог на прибыль (доход), прирост капитала, сюда включаютсяналоги на прибыль предприятий и налог на доходы физических лиц;
налоги на товары, услуги, лицензионные и регистрационныесборы; сюда включаются налог на добавленную стоимость, акцизы по товарам,производимым в России, и по товарам, ввозимым в Россию, сборы, налог с продаж идр.;
налоги на совокупный доход. Это налоги в основном для мелкихпредпринимателей, которые в своем учете не отделяют прибыль от валового дохода,здесь же фигурирует налог на вмененный доход;
налоги на имущество;
платежи за пользование природными ресурсами. Эта группасодержит очень много платежей, относящихся к различным природным ресурсам (недра,континентальный шельф, лесной фонд, водные объекты, сюда же включаютсяэкологические платежи и платежи за право пользования биологическими ресурсами;
налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции. Этов основном таможенные платежи;
прочие налоги, пошлины и сборы. Здесь самый заметный платеж- государственная пошлина.
Федеральными налогами признаются налоги и сборы, устанавливаемыеНалоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ. К нимотносятся налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, НДС, акцизы,таможенные пошлины и сборы.
Региональными признаются налоги и сборы, введенные в соответствиис Налоговым кодексом и вводимые в действие законами субъектов РФ, обязательныек уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Это налог на имуществоюридических лиц, налог с региональные лицензионные сборы и др.
Местными налогами признаются налоги и сборы, вводимые в действиев соответствии с Налоговым кодексом нормативными правовыми актамипредставительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате натерритории соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги и сборы в городах федерального значенияМоскве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законамиуказанных субъектов РФ.
Отмечается значительная неравномерность формированиябюджетных доходов по регионам страны. В консолидированном бюджете России 52%всех доходов собирается в 10 субъектах Федерации, а48% доходовприходится на 79 субъектов. Такие перекосы затрудняют нормальную работуфинансовой системы государства.
2. Расходы бюджета
Расходы бюджета непосредственно связаны с функциямигосударства по управлению общественным развитием, именно через них оказываетсявоздействие на экономическое и социальное состояние общества. Поэтому структурарасходов, особенно консолидированногофедерального бюджетов, взначительной мере отражает структуру государственного управления, чтоестественно, так как именно в системе ведомств и воплощаются организационностабильные функции управления.
Одна из сложных проблем бюджетного финансирования — разделениеотдельных видов расходов между отдельными уровнями бюджетной системы: федеральный,субъект Федерации, местное самоуправление. Существует группа расходов,находящихся исключительно в ведении Федерации. Это оборона, международнаядеятельность и некоторые другие. Но большинство статей расхода присутствуют вбюджетах всех уровней, что ставит вопрос о доле каждого уровня в общей суммеданных расходов. В общем смысле ясно, что расходы, к примеру, на образование,социальную политику и т.п. должны в большей мере осуществляться через бюджетысубъектов Федерации и местные бюджеты.
Приведем конкретные данные по доходам и расходам бюджетРоссийской Федерации за 2003 г.
Доходы и расходы консолидированного бюджета
/> />
Таблица 1. Консолидированный бюджет России в 2003г.
/>
в табл.1 числа в сумме дают итог расходов и доходов,расшифровка других данных дана не полностью. В соответствии с международнымиправилами показатели консолидированного бюджета показаны не только в абсолютныхчислах, но и по отношению к ВВП, его величина составила в 2003 г.13 304,7 млрдруб. Доля бюджета в ВВП обычно определяется по расходам. Как видно из таблицы,эта доля составила 29,7%, а с учетом профицита — 31,1%, что значительно ниже,чем в развитых странах, правда, следует учесть, что в России еще имеютсягосударственные внебюджетные фонды, по экономической сущности не отличающиесяот бюджета. Абсолютные размеры консолидированного бюджета России в несколькораз ниже (при пересчете по текущему курсу рубля) бюджетов развитых стран. Дажес поправкой на заниженность курса рубля отставание громадное.
В доходной части, как и положено, преобладают налоги, асамый главный (по объему) налог — на добавленную стоимость. Но есть основанияполагать, что в ближайшие годы его может превзойти налог на прибыль, которыйбыстро растет за последнее время. Пока скромное место занимает налог на доходыфизических лиц, что не соответствует традициям рыночной экономики.
Структура доходов (налоговых поступлений) бюджета отражаетсоциальный состав общества, дает характеристику его экономического базиса. Высокийудельный вес косвенных налогов говорит, как правило, об отставании вэкономическом развитии, о низком уровне доходов членов общества, занятых впроизводстве товаров и услуг. В перспективе желательны положительные сдвиги вструктуре доходов бюджета, связанные с ростом прямых налогов, в первую очередьподоходного налога с отдельных граждан, включая налог с доходов от мелкогопредпринимательства (в России сюда входит и налог на вмененный доход) налог сдохода от ценных бумаг и депозитов в банках. Видимо, в будущем уменьшитсячисленность наемных рабочих и соответственно уменьшится доля налога сзаработной платы.
В расходах бюджета две самые крупные статьи — социально-культурныемероприятия и оборона. И это действительно два самых главных направленияфинансирования общественных нужд в современных условиях.
Представляет интерес состав расходов консолидированногобюджета в 2003 г. на социально-культурные мероприятия. Они приводятся в табл.2.
Таблица 2. Составрасходов консолидированного бюджета на социально-культурные мероприятия в 2003г.
/>
Как видно из таблицы, расходы, объединенные в этой статье, достаточноразнородны. Но если отделить затраты на культуру, искусство и кинематографию, атакже на средства массовой информации, то возникает более однородный блокзатрат. В этом блоке главное — расходы на образование — 477,5 млрд руб., поотношению ко веем расходам консолидированного бюджета это около 12%, что,конечно, недостаточно для России. Малы сами по себе и расходы наздравоохранение и на социальную политику, но здесь следует учитывать еще и внебюджетныецелевые фонды, в которых содержатся близкие по назначению средства. С учетомэтого доля государственных расходов в ВВП поднимается до 33,1%) но этого всеравно недостаточно для России в нынешнем состоянии. Следует отметить, чторасходы на обязательное медицинское обслуживание населения во внебюджетномфонде составляют более 80 млрд руб., что является существенным дополнением кпрямым бюджетным расходам на эти цели. А социальные расходы во внебюджетныхфондах в 2003 г. (пенсии и социальное страхование) составили около 700 млрд руб.,что значительно больше, чем затраты консолидированного бюджета на социальнуюполитику (319,1 млрд руб). Близость по содержанию некоторых статей бюджета ивнебюджетных фондов лает основание полагать, что самостоятельное существованиеэтих фондов не связано с серьезными причинами. Вполне возможно в дальнейшем иобъединение финансирования социальных нужд в единой финансовой структуре.
Приведем данные о федеральном бюджете, который, безусловно, являетсяглавным звеном системы государственных финансов России (табл. .3).
Таблица 2. Федеральный бюджет России в 2003 г.
/>
/>
Как следует из приведенных данных, и в консолидированномбюджете страны, и в федеральном бюджете имеется профицит, причем он наблюдаетсяуже на протяжении нескольких лет. На первый взгляд это является положительнымобстоятельством, но особенно ликовать по этому поводу не следует, так какэкономический смысл профицита (равно как и дефицита) бюджета зависит отконкретных обстоятельств, сложившихся в хозяйстве и обществе. В любом случае неследует полагать, что профицит — это всегда хорошо, а дефицит — всегда плохо.
Точная оценка соотношения доходов и расходов бюджетаопределяется комплексными результатами всей финансово-кредитной политики. Тутважны и уровень инфляции, и объем инвестиций, а также динамика курсанациональной валюты, состояние платежного баланса и финансового рынка.
Резервные фонды
Важной статьей расходной части бюджета является резервныйфонд, он может достигать до 3% всего объема расходов в федеральном бюджете. Расходуетсяэтот фонд при возникновении чрезвычайных обстоятельств и различныхнепредвиденных ситуаций. Образование такого фонда — важный фактор устойчивостивсей бюджетной системы. Фактически расходы по резервному фонду составили в 2003г.4 млрд руб. в консолидированном бюджете против 15 млрд руб. по плану. Восновном это были расходы в консолидированном бюджете субъектов Федерации. Вцелом расходы из резервного фонда составили 0,14% общих расходов консолидированногобюджета страны, т.е. серьезной роли этот фонд пока не играет.
В составе расхода бюджета имеется также резервный фондПрезидента Российской Федерации. Его величина ограничена 1% общей суммырасходов утвержденного федерального бюджета. Фонд используется для покрытиянепредвиденных расходов, и в первую очередь тех, которые возникли в связи суказами Президента. Расходование средств фонда происходит только в соответствиис письменными указаниями Президента. Существует ряд ограничений наиспользование средств этого фонда, нельзя, к примеру, их использовать напроведение выборов и т.п.
В 2002 и 2003 гг. актуальной была проблема создания особогофинансового резерва для платежей по внешнему государственному долгу. Следуетучесть, что значительная часть доходов и расходов обшей бюджетной системыпроходит через бюджеты субъектов Федерации и местных органов власти. Общийобъем консолидированного бюджета субъектов Федерации и местных властейсоставлял в 2003 г. 1930,2 млрд руб. по доходам и 1980 млрд руб. по расходам, т.е.41,4%по доходам и 50% по расходам консолидированного бюджета Федерации. СубъектыФедерации могут формировать и внебюджетные фонды, как правило, социальногоназначения. Поэтому реальные финансовые возможности субъектов Федерации иместных властей больше, чем следует из их бюджетов. Между федеральным бюджетоми бюджетами субъектов Федерации идет активный оборот средств, не отражаемый витоговых показателях доходов и расходов. Федеральный бюджет может предоставлятьссуды, теоретически может их и получать. Он направляет нижестоящим бюджетамдотации и трансферты, может перераспределятьпо согласованию со всеми участниками операции.
Заключение
Очень сложно осуществить переход от одного типапроизводственно-экономических отношений к другому, от административно-команднойсистемы к рыночной, да еще в масштабах такой страны, как Россия, с ее огромнымипространствами, разнообразием почвенно-климатических условий, национальныхтрадиций и разным уровнем экономического развития различных регионов. Понятно,что такой переход требует колоссальных усилий, затрат и значительного времени. Трудностиперехода усугубляются теми негативными явлениями, которые до сих пор носилискрытый характер и накапливались десятилетиями, а ныне обнаружились во всейполноте.
Так, начиная с 60-х гг., в снижении темпов роста сталпроявляться эффект резких нарушений пропорций общественного производства. Главнаядоля ресурсов затрачивалась на производство средств производства и развитиеВПК, создающего средства вооружения. На производство же товаров народногопотребления расходовалась крайне недостаточная часть национального дохода,следствием чего стал постоянно увеличивающийся разрывмежду растущиминоминальными (денежными) доходами населения и их товарным покрытием. Этоозначало, что реальные доходы росли очень медленно
Жизнеспособность и более высокая экономическая эффективностьрыночных систем, демонстрируемая развитием передовых стран мира, предопределилавыбор в пользу перехода к современному типу рыночной экономики — социальноориентированной и регулируемой рыночной системе хозяйства. Но сам этот переходне может быть легким и мгновенным. К тому же трудности перехода усугубляютсяразвалом СССР, разрывом десятилетиями налаживаемых связей между республиками,входившими в его состав.
Поэтому экономический кризис, который ныне переживает нашастрана, является особым — его можно квалифицировать как кризистрансформационный, т.е. кризис трансформации социально-экономическойсистемы.
Список используемых источников
1. Курс экономической теории. Подобщей ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. — Киров, 1994.
2. Предпринимательство: Учебник длявузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002г. — 523с.
3. Экономическая теория: Учеб. длястуд. высш. учеб. Заведений / Под ред. В.Д. Камаева. — 7-е изд., перераб. и доп.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 640 с.
4. Экономика: учебник / под ред. А.С.Булатова. — М.: Экономистъ, 2006. — 831 с.
5. Дадалко В.А. Мировая экономика: Учеб.пособие. — Мн.: «Ураджай», «Интерпрессервис», 2001 — 592 с.
6. Мовсесян А.Г., Огнивцев С.Б., Мироваяэкономика. Учебник. М.: «Финансы и статистика», 2001 — 455 с.
7. Кузин Б.И., Юрьев В.Я, ШахдинаровГ.М. Методы и модели управления фирмой. — СПб.: Питер, 2001. — 432 с.
8. Туган-Барановский М.И. Избранное.Периодические промышленные кризисы. История английских кризисов. Общая теориякризисов. — М.: Наука, «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН),1997. — 574 с. (Серия «Памятники экономической мысли»)
9. Маркс К. «Капитал». // МарксК., Энгельс Ф. Собр. соч. Т.23-25.
10. Митчел У.К. Экономические циклы.- М. — Л., 1930. Мотылев В.Е. Экономическая история зарубежных стран. — 1961. — 355 с.
11. Шойберг М.Я. История экономики.- М., 1997 — 266 с.
12. Государственные и муниципальныефинансы: учебник / под ред. проф. С.И. Лушина, проф. В.А. Слепова. — М.: Экономисть,2006. — 763 с.