Содержание:
Введение
1 Теоретическиеосновы анализа экспортной стратегии на промышленном предприятии
1.1 Понятие и виды экспортной стратегиипромышленного предприятия
1.2 Особенности анализа формирования иреализации экспортной стратегии предприятия
2 Оценкаэкспортной стратегии предприятия на примере ЗАО «КВАРТ»
2.1 Характеристика деятельности ЗАО«КВАРТ»
2.2 Анализ экспортной стратегии и динамиэкспорта ЗАО «КВАРТ»
3 Путисовершенствования экспортной стратегии промышленного предприятия
Заключение
Списоклитературы
Приложение 1
Динамика экспорта основных видов товаровЗАО «КВАРТ» в страны СНГ в 2006-2008 гг.
Введение
Актуальностьтемы исследования. В условиях активной интеграциироссийской экономики в структуру мирового хозяйства и вступления в ВТО ключевымнаправлением развития отечественных предприятий становится ориентация навнешние рынки сбыта продукции. Проведенная в начале 1990-х годовобщеэкономическая реформа в стране и реформа внешнеэкономической деятельностипредоставили промышленным предприятиям широкие возможности в сфере формированияэффективной экспортной стратегии. Именно эффективность экспортной стратегии вомногом определяет коммерческий успех предприятия на внешнем рынке.
Практическоерешение этой задачи напрямую зависит от правильно выбранной и реализованнойстратегии управления экспортным потенциалом, сформированной структурыуправления экспортной деятельностью, а также от качественного учета и контроляэкспортной деятельности предприятия. В настоящее время у предприятий,осуществляющих экспортную деятельность, как правило, отсутствуют стратегиисбыта продукции на внешних рынках, а планирование экспортной деятельностиограничивается лишь оценкой будущих продаж без какой-либо привязки кпроизводству.
Современныйроссийский рынок промышленной продукции в значительной мере характеризуетсянедостатком свободных ниш, а также высоким уровнем конкуренции со стороны какотечественных, так и зарубежных производителей. В этой связи для российскихпромышленных предприятий, в частности для предприятий химической отрасли,наиболее эффективным и экономически выгодным вариантом увеличения объема продажявляется выход на внешний рынок.
Особаяважность выбора наиболее оптимальной экспортной стратегии связана с болеесерьезными трудностями, сопровождающими процесс реализации товара на зарубежномрынке. Планирование вступления на этот рынок требует учета большого числавнешних и внутренних факторов, способных либо послужить предпосылкой куспешному завоеванию внешнего рынка при четком их анализе, либо наоборотусложнить выполнение задачи выхода на выбранный рынок.
Характертрудностей, возникающих при изучении данной проблемы, во многом объясняетсяотсутствием комплексных научно-обоснованных подходов и методов к анализуэкспортной стратегии и взаимосвязи между производственными процессами иэкспортной деятельностью предприятия.
Всвязи с приватизацией государственной собственности и ликвидацией системыгосударственного планирования, а также переориентацией потребителей из странближнего зарубежья на другие рынки, многие промышленные предприятия рассматриваютвнешний рынок как целевой и практически безальтернативный для сбыта своейпродукции и поэтому сохраняют высокую мотивацию по развитию экспортногопроизводства.
Существенныйвклад в разработку теоретических и методических аспектов осуществления внешнеэкономическойдеятельности предприятия в разное время внесли Ю.Н. Бахрамов,Н.И. Диденко, Л.Е. Стровский, Л.А. Какорина, Ф. Котлер, Н.К. Моисеева и др.
Проблематикойоценки и повышения конкурентоспособности предприятия, в том числе за счетиспользования эффетивной эспортной политики, занимались такие исследователи,как Е.П. Голубков, Г.Л. Азоев, Н.И. Диденко, И. Кирцнер, М. Портер и др.
Объектомисследования является экспортная стратегия промышленного предприятия ЗАО«КВАРТ».
Предметомисследования выступает совокупность организационно-экономических иуправленческих отношений, возникающих в процессе формирования и развитияэкспортной стратегии предприятия.
Цельюработы является проведение анализа экспортной стратегии на промышленномпредприятии на примере ЗАО «КВАРТ».
Дляраскрытия этой цели были поставлены следующие задачи:
1)рассмотреть теоретические основы анализа экспортной стратегии на промышленномпредприятии;
2)провести оценку экспортной стратегии предприятия на примере ЗАО «КВАРТ»;
3)изучить пути совершенствования экспортной стратегиипромышленного предприятия.
Структуракурсовой работы состоит из трех глав, введения и заключения, где в первой главерассмотрены теоретические основы анализа экспортной стратегии на промышленномпредприятии, во второй проведена оценка экспортной стратегии предприятия напримере ЗАО «КВАРТ», а в третьей изучены пути совершенствования экспортнойстратегии промышленного предприятия. Во введении обоснована актуальностьизучаемой темы, объект, предмет, цели и задачи исследования, а так же структураработы.
1 Теоретические основы анализа экспортной стратегиина промышленном предприятии
1.1Понятие и виды экспортной стратегии промышленного предприятия
Основойстабильного развития любого промышленного предприятия в долгосрочном периодеявляется наличие стратегического плана действий, составленного с учетоможидаемых требований потребителей в отношении качества продукции ипредполагаемых объемов потребления. Для достижения планируемых показателейпроизводства и сбыта продукции в рамках маркетинговой службы предприятияоцениваются возможности раскрытия потенциала компании в двух главныхнаправлениях: увеличение продаж традиционным покупателям в уже освоенномсекторе рынка и расширение рынков сбыта путем выхода на новые быстрорастущиерынки, характеризующиеся высоким спросом и недостаточной степенью егоудовлетворения.
Современныйроссийский рынок промышленной продукции в значительной мере характеризуетсянедостатком свободных ниш, а также высоким уровнем конкуренции со стороны какотечественных, так и зарубежных производителей. В этой связи для российскихпромышленных предприятий, в частности для предприятий химической отрасли,наиболее эффективным и экономически выгодным вариантом увеличения объема продажявляется выход на внешний рынок.
Особаяважность выбора наиболее оптимальной экспортной стратегии связана с болеесерьезными трудностями, сопровождающими процесс реализации товара на зарубежномрынке. Планирование вступления на этот рынок требует учета большого числавнешних и внутренних факторов, способных либо послужить предпосылкой куспешному завоеванию внешнего рынка при четком их анализе, либо наоборотусложнить выполнение задачи выхода на выбранный рынок.
Вто же время в осуществлении экспортных операций российскими предприятиями-производителямиготовой продукции сегодня зачастую отсутствует системный подход, а экспортныесделки носят, в основном, разовый характер и основываются на временном спросесо стороны потребителей. Отсутствие специализированных экспортных служб и малоевнимание, оказываемое вопросам построения целостной стратегии экспорта,сказывается на потере огромных возможностей для роста компании, связанных сучастием в международных торговых отношениях.
Проблемаразработки и реализации экспортной стратегии в рамках стратегическогопланирования деятельности промышленного предприятия, представляет собойкомплекс вопросов, в разное время становившихся темой исследования многихроссийских и зарубежных специалистов в области стратегического развитияпредприятий.
Вцелом, обобщая исследования, посвященные вопросам построения системыстратегического планирования и разработки экспортной стратегии, необходимоотметить, что изучение и анализ данных вопросов касается в основном общегопланирования деятельности предприятий. При этом факторы и резервы, влияющие наусловия деятельности предприятия, указываются в качестве второстепенныхсоставляющих стратегии предприятия. Их влиянию не уделяется большого внимания ине наблюдается дифференциации горизонтов и интервалов планирования экспортныхстратегий для разных рынков и предприятий разных отраслей.
Исходяиз исследований научных взглядов на определение роли стратегии организации врамках построения эффективной экспортной деятельности, можно дать определение«экспортной стратегии» предприятия как основополагающей программы действий,определяющей приоритетные направления деятельности предприятия на внешнем рынкес учетом имеющихся у предприятия ресурсов и требований зарубежного рынка.
Особуюважность имеет то, что помимо общей экспортной стратегии необходимо выделятьмаркетинговые стратегии, разрабатываемые для конкретного вида продукции сучетом особенностей сегмента зарубежного рынка, а также для каждого видастратегических производственных подразделений предприятия, осуществляющихвыпуск экспортного ассортимента /5, с.12/.
Исходяиз практики внешнеэкономической деятельности российских предприятий химическойпромышленности, в рамках реализации экспортной стратегии наиболее частоиспользуемыми вариантами стратегического поведения, основанного намаркетинговых инструментах продвижения продукции, в зависимости от типовзарубежных рынков и этапа реализации планирования, на котором находитсяпредприятие, являются следующие:
- инновационнаястратегия – представляет собой вариант выхода и закрепления на уже знакомыйрынок с новым товаром за счет направления средств стратегии на внедрение планамаркетинга по продвижению продукции и работу по разработке новых изделий,отличающихся уникальными характеристиками. Известность торговой марки на рынкепозволяет более успешно предлагать новый товар потребителям, знакомым с другимипромышленными изделиями производителя;
- стратегиядиверсификации при экспорте – заключается во включении в производственнуюпрограмму предприятия изделий, не связанных с основной профильной группойизготавливаемых товаров, но сохраняющих техническую и технологическуюприменяемость;
- стратегияинтернационализации – освоение зарубежных рынков не только посредством экспортапродукции, но и за счет создания производственных мощностей за границей, чтопозволяет, в частности, уменьшать транспортную составляющую в стоимостипродукции при дальнейшем ее сбыте на данном рынке и обходить имеющиеся в странеторговые барьеры и ограничения на импорт;
- стратегиясегментации – основывается на выборе сегмента рынка, характеризующегосяналичием скрытых возможностей для максимального насыщения продукцией,производимой предприятием;
- стратегиякооперации – представляет собой тесное сотрудничество с иностранными партнерамипутем создания совместных предприятий, общей торговой марки, что позволяетиспользовать преимущества, связанные со знанием иностранным партнеромособенностей рынка и возможностью использования производственных площадей итрудовых ресурсов партнера /5, с.13/.
1.2Особенности анализа формирования и реализации экспортной стратегии предприятия
Формированиеи реализация экспортной стратегии осуществляется в рамках общей стратегиидеятельности промышленного предприятия. Согласование стратегий предприятия навнутреннем и внешнем рынках определяется границами рентабельности деятельностипредприятия на каждом из них.
Приопределении приоритетов, направленных на четкое разделение ресурсов,необходимых для реализации как экспортной стратегии, так и стратегии развитияна внутреннем рынке, одну из важнейших ролей играет производственный потенциалпредприятия. Именно на производственные фонды более всего влияет разделениересурсной базы, предназначенной для реализации стратегических планов. Этосвязано с тем, что технологическое оборудование, производственные площади,инструментальная база и конструкторские разработки требуют большейдифференциации и их приспособления к производству продукции, предназначенной наэкспорт.
Немаловажноезначение имеет и кадровый ресурс, что объясняется необходимостью четкого иправильного формирования стратегии выхода и развития деятельности предприятияна сложном внешнем рынке, а также необходимостью выполнения нестандартных задачв течение всего цикла реализации продукции на экспорт: от поиска зарубежных заказчикови согласования технических и контрактных вопросов до процесса изготовления,упаковки и доставки продукции за границу.
Наличиевысококвалифицированных специалистов, действующих в сфере внешнеторговойдеятельности, выполняющих проектные работы и осуществляющих производствоэкспортной продукции, способно оказать существенное влияние на результативностьреализации выбранной внешнеторговой стратегии.
Дляпредприятий химической отрасли наибольшими отличиями от предприятий другихотраслей характеризуются факторы внутренней среды предприятия.
Вопросы,связанные со снабжением, кроме стоимостного характера имеют и временнуюнаправленность, в немалой степени определяющую сроки изготовления. Этообъясняется тем, что большинство предприятий-изготовителей химической продукцииспециализируются на производстве материалоёмкой продукции, приобретая настороне большую часть сырья и материалов. В связи с этим именно этот фактороткрывает наибольшие резервы для предприятий, способных наращивать собственноепроизводство сырья для производства готовой конечной продукции.
Сэтим фактором, в свою очередь, неразрывно связан производственный потенциалпредприятия, представляющий собой производственно-технологическую систему,обеспечивающую функционирование системы изготовления продукции (как экспортной,так и предназначенной для реализации на внутреннем рынке), с указаннымитехническими параметрами с соблюдением конкретного объема выпуска вопределенные сроки.
Производственныйпотенциал включает производственные площади, технологическое оборудование,инструментальную базу, а также технологические разработки, выполненные с учетомтребований к специализированной экспортной продукции и представленные кпроизводству в виде готовых технологических схем и технологических карт.
Частичнок производственному потенциалу относится и фактор наличия соответствующихкадровых ресурсов, что касается в первую очередь вопроса наличия специалистов,способных осуществлять производство продукции на экспорт, которая, в основном,отличается от типовых моделей производимой продукции.
Дляподготовки трудовых кадров, занимающихся разработкой и производством такойпродукции необходимым условием является дополнительное обучение и, возможно,стажировка в европейских компаниях, производящих аналогичную продукцию.
Информационнаябаза в качестве фактора формирования экспортной стратегии может сыгратьзначительную роль при условии своевременного сбора информации о всехвозможностях и угрозах, которые могут ожидать предприятие при выходе на внешнийрынок. При сборе и анализе информации о внешней среде предприятия,сопутствующей деятельности на зарубежном рынке, основное внимание следуетуделять экономическим, конкурентным, технологическим, социальным, а такжеполитическим факторам /4, с.12/.
Приоценке влияния каждого фактора на предприятии целесообразно проводить поэтапнуюработу по анализу резервов формирования и реализации экспортной стратегии,возникающих в результате учета влияния внутренних факторов. Т.о., резервыэкспортной стратегии выступают в качестве объективных неиспользованныхвозможностей, которые появляются при разработке и реализации стратегии наоснове учета и анализа влияния соответствующих факторов.
Приформировании внешнеторговой стратегии и на первом этапе ее реализации,внутренние факторы оказывают в большей степени негативное воздействие наэффективность экспортной деятельности, затрудняя реализацию внешнеторговойстратегии. Это объясняется тем, что влияние факторов в большей степениучитывалось и корректировалось предприятием при организации деятельности навнутреннем рынке со знакомыми для предприятия требованиями. Работа на новомзарубежном рынке заставляет организацию корректировать влияние факторов дляповышения эффективности своей экспортной стратегии.
Приорганизации экспортного производства наиболее остро встает вопрос использованиякомплектующих, сырья и материалов. Необходимость корректировки политикиснабжения промышленного предприятия химической отрасли при организацииэкспортного производства определяется следующими факторами:
- во-первых,использование сырья и комплектующих ведущих зарубежных компаний припроизводстве готовой продукции может сыграть положительную роль при выходепредприятия на внешний рынок. На первом этапе реализации экспортной стратегии,данный факт будет достаточным для начальных продаж с целью дальнейшегопризнания потребителями качества конечного продукта;
- во-вторых,смена поставщиков сырья, материалов и комплектующих с целью снижениясебестоимости экспортного продукта и сокращения времени на его производство и реализацию,позволит создать конкуренцию среди поставщиков, вследствие чего возможноулучшение условий закупки материалов.
Впроцессе формирования экспортной стратегии формируется бюджет, который включаетосновные статьи расходов для реализации стратегии, и представляет собойутвержденный перечень процедур распределения ресурсов, охарактеризованных вколичественной форме, для достижения целей, также представленных в стоимостномвыражении. Таким образом, для реализации экспортной стратегии необходимо определениересурсов, которые отдельно будут направлены на работу на внешнем рынке.
Длякрупного промышленного предприятия, производящего ежемесячно значительныеобъемы традиционной типовой продукции для реализации на внутреннем рынке,большую роль при формировании экспортной стратегии играет фактор обеспеченностипредприятия конструкторским потенциалом, достаточным для своевременнойразработки продукции, отвечающей требованиям зарубежного рынка, и отличающейсяпо некоторым параметрам от традиционной продукции предприятия.
Однимиз вариантов смягчения проблемы, связанной с необходимостью большихдолгосрочных разработок новой продукции, является покупка лицензии известныхпроизводителей на изготовление продукции, технологически связанной с продукциейпредприятия и соответствующих, в целом, его товарной номенклатуре.
Нарядус необходимостью осуществления новых технологических разработок, в процессереализации экспортной стратегии, перед предприятием возникает вопросоптимизации производственных мощностей.
Для эффективности реализации стратегии требуется технологическое оснащениепроизводства под требования, выдвигаемые зарубежным рынком к экспортномупродукту /4, с.22/.
Необходимостьналичия информационной системы определяется следующим:
- своевременныйсбор адекватной информации о рынке, спросе покупателей и возможностяхконкурентов;
- возможностьсоздания базы для хранения технологических разработок, с целью обеспечениябыстрого доступа к имеющимся разработкам и их использованию при необходимости;
- созданиеинтегрированной компьютерной системы, объединяющей все службы предприятия дляобеспечения постоянного контроля за качеством и скоростью выполнения шагов,установленных экспортной стратегией.
Проведениеработ по сертификации продукции по международным стандартам, является другимобязательным условием для реализации экспортной стратегии, для чего в бюджетеформируемой стратегии необходимо утверждение расходов по получениюсоответствующих сертификатов.
Дляэффективного формирования и реализации экспортной стратегии, выделенныерезервы, должны подвергаться периодической оценке со стороны разработчиковстратегии.
Врамках общего экспортного планирования, при определении временных интерваловстратегического планирования, за основу можно взять подход к обоснованиюделения периодов планирования, представленный Я. Корнаи в работе «Дефицит». Всоответствии с введенным им понятием «трение рыночного приспособления», сменапериодов планирования связана с обозначением реакции рынка на изменение одногоиз его параметров (спрос, предложение, цена).
Учитываягеографические границы, производственные мощности предприятия и бюджетирование,можно сделать вывод: наибольшее влияние на деление периодов планирования врамках системы «трения рыночного спроса» оказывают параметры «спрос» и «предложение».Спрос зависит от продолжительности сотрудничества иностранных контрагентов сроссийским предприятием, уровня конкуренции, степени доверия к поставщику,уровня качества продукции. Предложение зависит от производственных мощностейпредприятия-экспортера, уровня квалификации кадров, степени инновационнойразработки продукции, сроков исполнения заказов, транспортной и складскойлогистики, скорректированных с учетом географических и климатических условийстраны контрагента.
Алгоритмформирования экспортной стратегии осуществляется в следующем порядке:
1)разработка общей стратегии деятельности предприятия;
2)согласование стратегий деятельности предприятия на внутреннем и внешнем рынках;
3)разработка частных экспортных стратегий по региональным рынкам.
Приразработке экспортной стратегии предприятия электротехнической отраслинеобходимо определить следующие составные части экспортной стратегии:
- обоснованиеинтервала планирования;
- определениересурсов;
- выборприоритета по бюджету;
- определениеемкости частного регионального сегмента рынка.
Принципприоритетности бюджета по отдельным частным региональным экспортным стратегиямвыражается в выделение большего объема средств из бюджета экспортной стратегиина реализацию проектов в странах, характеризующихся наибольшим спросом наданный тип продукции и наиболее предпочтительными условиями доступа на рынок втекущем и среднесрочном интервалах планирования. Определение приоритетностиинвестирования в работу на том или ином рынке связано с другой составляющейчастью экспортной стратегии – определением емкости рынка /4, с.25/.
Определениересурсов производства и реализации продукции на конкретных сегментах рынкаставит перед предприятием задачу формирования достаточных производственных,кадровых, технологических и финансовых ресурсов, позволяющих выполнить задачупо реализации продукции в объеме, предусмотренном целями стратегии в каждоминтервале планирования.
Определениеемкости сегментов рынка проводится на предприятии на основе маркетинговойоценки привлекательности рынков.
Дляповышения эффективности экспортной стратегии можно предложить использование напредприятиях следующих резервов: собственное производство комплектующих;производство продукции на экспорт по лицензионным соглашениям; производствоэкспортной продукции на новых площадях, приближенных к зарубежному рынку;внедрение информационной системы по изготовлению экспортных заказов и сборуинформации о рынке.
2 Оценка экспортной стратегии предприятия на примереЗАО «КВАРТ»
2.1Характеристика деятельности ЗАО «КВАРТ»
ЗакрытоеКамско-Волжское Акционерное Общество Резинотехники «КВАРТ», основанное в 1942г.является одним из ведущих предприятий резинотехнической промышленности.
Предприятиепродолжает динамично развиваться, учитывая при этом современные требования кпродукции и используя прогрессивное оборудование зарубежных производителей.
ЗАО«КВАРТ» является единственным отечественным изготовителем радиозондовых ишаропилотных оболочек, рукавов для глубокого бурения, тормозных дляжелезнодорожного транспорта, коррозионностойких для добычи нефти, изделий изДТЭПов.
ПродукцияЗАО «КВАРТ» охватывает весь спектр национальной экономики: нефтедобыча инефтепереработка, автомобилестроение, железная дорога, сельскохозяйственноемашиностроение, аграрный комплекс, бытовая техника, фермеры и предприниматели.
ИзделиямиЗАО «КВАРТ» пользуются такие автогиганты как: «УАЗ», «КамАЗ», «ИжМаш», «АЗЛК»,нефтяные компании «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Юкос», «Татнефть», «ТНК»,«Славнефть», «Роснефть» и др.
Наиболеекрупными потребителями продукции ЗАО «КВАРТ» являются: ОАО «Татнефть»г.Бугульма, ОАО КАМАЗ, ФГУП ПО завод им.Серго г.Зеленодольск, ОАО «УАЗ», ОАО«Волгоградский судостроительный завод», ООО «Пневмотранскомплект» г.Первомайск,ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Ноябрьнефтегаз», Казанский вертолетный завод, МУП«Казметрострой», Кировочепецкий химкомбинат.
ПродукцияЗАО «КВАРТ» отгружается во многие регионы России и страны ближнего зарубежья.Официальным эксклюзивным представителем ЗАО «КВАРТ» на Украинеявляется ООО ПКФ «Викор». Региональное представительство в Омской области ООО«Омск РТИ-АТИ».
ЗАО«КВАРТ», поставляет свою продукцию в 32 страны мира. Среди них Германия,Канада, Южная Корея, Болгария, Куба, Пакистан, Индия и многие другие.
ЗАО«КВАРТ» имеет в своём составе необходимые структуры по обеспечению внешнихсвязей. В настоящее время ЗАО «КВАРТ» работает над создание новых экономическихформ развития с участием зарубежных партнеров.
Нарядус резинотехническими изделиями, насчитывающими более 7000 наименований, напредприятии освоено производство термоэластопласта динамической вулканизациимарки Квартопрен, который хорошо зарекомендовал себя и активно используется впроизводстве формовых и неформовых изделий для предприятий автомобилестроения истройиндустрии. ЗАО «КВАРТ» выпускает из квартопрена уплотнители и формовыедетали, в частности брызговики для автомобилей Калина и Patriot,также ведется работа по подготовке производства изделий автомобилей FiatDucato.
В2007 году на предприятии запущена линия по производству неформовых уплотнителейиз ДТЭП, в том числе методом соэкструзии с пластиками и с нанесеннымфлокированным покрытием. Данная линия укомплектована вырубным прессом и двумястыковочными литьевыми термопластавтоматами, позволяющими производить стыковкупрофилей. В настоящее время здесь выпускаются профили для ОАО «АВТОВАЗ».
Впервом квартале 2008 года осуществлен запуск линии по производствунеформовых резиновых уплотнителей на основе каучука СКЭПТ с вулканизацией впотоках горячего воздуха и возможностью изготовления двухкомпонентных профилейметодом соэкструзии с губчатыми и более твердыми резинами. Данная линия такжеоборудована стыковочными прессами, которые позволяют обеспечить выпускстыкованных уплотнителей различных модификаций.
Втретьем квартале 2008 году установлена многопрофильная линия для производстварезиновых рукавов низкого давления, позволяющая выпускать рукава изогнутые длясистем охлаждения двигателей автомобилей и других транспортных средств (кривыепатрубки), а также топливные рукава для подачи минеральных масел,углеводородов, топлива в дизельные и карбюраторные двигатели внутреннегосгорания, соответствующие требованиям Евро 3, Евро 4 и Евро 5, с высокоймаслонепроницаемостью.
Системакачества производимой продукции сертифицирована по ГОСТ Р ИСО 9001-2001 иведется подготовка к сертификации по ИСО/ТУ 16949:2002.
Пообъему выпуска товарной продукции ЗАО «КВАРТ» занимает 5 – е место среди 19родственных предприятий России. КВАРТ является единственным изготовителембуровых рукавов тросовой конструкции, используемых для глубокого бурениянефтяных и газовых скважин, тормозных рукавов для железнодорожного транспорта,уплотнителей для обделки тоннелей метрополитена, радиозондовых оболочек дляизмерения параметров верхних слоёв атмосферы.
СпециалистыЗАО «КВАРТ» продолжают работу по освоению и внедрению новых видов изделий, потехническому перевооружению производства. В настоящее время в стадии проработкитри инвестиционных проекта, направленных на расширение ассортимента, увеличениеобъемов выпуска товарной продукции, получение дополнительной прибыли.
ЗАО«КВАРТ» является одним из ведущих производственных предприятий Казани, ежегодноувеличивая объемы выпуска продукции, обеспечивая занятость населения.
Содня основания ЗАО «КВАРТ» интенсивно развивается, совершенствуется, добиваетсявысоких результатов в хозяйственной деятельности, что позволило ему выйти науровень одного из ведущих, перспективнейших предприятий отрасли.
2.2Анализ экспортной стратегии и динами экспорта ЗАО «КВАРТ»
Дляанализа экспортной стратегии промышленного предприятия ЗАО «КВАРТ»использовалась годовая отчетность предприятия за 2006, 2007 и 2008 годы, а также внутренние отчеты отдела маркетинга предприятия.
Структуратоварной продукции за 2006, 2007 и 2008 годы представлена в таблице 1. Плановыйобъем товарной продукции на 2009 год представлен в таблице 2.
Изприведенных таблиц видно, что основной прирост товарного выпуска планируетсяобеспечить за счет увеличения производства латексных изделий, клеев, герметикови мастик, являющихся, в основном, товарами народного потребления, это, помнению руководства предприятия, связано с возрастающей платежеспособностьюнаселения. Одновременно планируется снизить темп роста производства изделий длянефтедобывающей промышленности, формовых и профильных изделий. Невысокийплановый темп роста продиктован сложной экономической ситуацией в мире и общейубыточностью этого сегмента рынка в настоящее время.
Небольшоеувеличение производства эластичных покрытий, пластин из вулканизованной резиныи резиновых смесей, используемых, в основном в автомобильной промышленностибудет происходить за счет увеличения выпуска динамических термоэластопластов(ДТЭП), представляющих новую группу эластомеров не имеющих аналогов в России ив странах СНГ. ДТЭП обладает характеристиками, как вулканизованной резины, таки конструктивными свойствами термопластов. Изменением соотношения каучуков итермопластов, используемых для изготовления ДТЭПов, можно добиться на изделияхиз них нужных показателей от резины до пластика, что позволяет исключитьхрупкость изделий из пластика. Особые качества материала делают егостопроцентно пригодным для вторичной переработки. Легкость изготовления,широкие просторы для дизайна и эластичность ДТЭП способны предоставить потребителямизделия, промышленным предприятиям, очевидные преимущества: расширитьассортимент выпускаемой продукции и повысить её долговечность.
Внастоящее время более 20% потребления эластомерных материалов за рубежом вавтомобильной промышленности приходится на изделия из термоэластопластовдинамической вулканизации (ДТЭП). Всемирно известные корпорации«Мерседес-Бенц», «БМВ», «Крайслер»,«Мицубиси», «Ниссан», «Пежо», «Рено»,«АвтоВАЗ», не только используют, но и активно наращивают объемыприменения изделий из термоэластопластов типа «Сарлинк» и«Сантопрен», производимых и ЗАО «ВАРТ», в производстве своихавтомобилей.
Длявыпуска латексных изделий, клеев, герметиков, мастик и изделий длянефтедобывающей промышленности на предприятии в основном имеются необходимыемощности. Для обеспечения технологических процессов имеется необходимоетехнологическое оборудование, причем некоторое из них уникальное. Вместе с тем,в связи с постоянным отсутствием средств на развитие производства в последниегоды направлено на приобретение оборудования 9,9 млн. руб., сохраниласьтенденция старения основных фондов, средний возраст оборудования в 2008 году составил14,75 лет против 7,98 в 1996 году.
Планзакупки новой техники разработан с учетом минимальной потребности покритическим позициям, так как рассчитывать на значительные средства в связи сдовольно низкой рентабельностью изделий не приходится. Планируются расходы наэти цели 21,6 млн. руб. против 9,9 млн. руб. в 2008 г.
Втретьем квартале 2008 году установлена многопрофильная линия для производстварезиновых рукавов низкого давления, позволяющая выпускать рукава изогнутые длясистем охлаждения двигателей автомобилей и других транспортных средств (кривыепатрубки), а также топливные рукава для подачи минеральных масел,углеводородов, топлива в дизельные и карбюраторные двигатели внутреннегосгорания, соответствующие требованиям Евро 3, Евро 4 и Евро 5, с высокоймаслонепроницаемостью.
Таблица1 — Объем товарной продукции в сопоставимых ценах по ЗАО «КВАРТ» за 2006, 2007и 2008 годы в млн. руб. 2006 г. 2007г 2008г Темп роста 2007 к 2006 году Темп роста 2008 к 2007 году /> /> Изделия для нефтедобывающей промышленности, формовые и профильные изделия 6 80 10 51,9 9 57,8 154,7 91,1 /> Эластичные покрытия, пластины из вулканизованной резины, смеси резиновые 4 39,8 4 40,5 5 05,9 100,2 114,9 /> Латексные изделия, клеи, мастики 1 41,6 1 26,5 1 86,9 89,3 147,8 /> Прочие 98,8 95,7 77,9 96,9 81,4 /> Итого товарная продукция 13 60,1 17 14,5 17 28,5 126,1 100,8 />
Таблица2 – Плановый объем товарной продукции на 2009 год, в млн. руб. 2008г 2009г план Темп роста к предыдущему году /> /> Изделия для нефтедобывающей промышленности, формовые и профильные изделия 9 57,8 9 57 99,9 /> Эластичные покрытия, пластины из вулканизованной резины, смеси резиновые 5 05,9 5 36,1 106,0 /> Латексные изделия, клеи, мастики 1 86,9 2 40 128,4 /> Прочие 77,9 78 100,1 /> Итого товарная продукция 17 28,5 18 11,1 104,8 />
Запоследние годы на предприятии сложилась система маркетинга и сбыта продукции. Вобъединении организован центр маркетинга и сбыта в количестве 25 человек иобъединяющих в себе отдел сбыта и отдел маркетинга.
Сложившаясясистема маркетинга и сбыта, подготовка кадров позволяет обеспечить реализациювыпускаемой продукции в намечаемых объемах, хотя в определённые моменты из-завлияния внешних факторов (конкуренты, инфляционные процессы, курсообразованиевалют) возможны трудности в реализации продукции, как это было в 1998 – 2000годах. Определённые сложности могут возникнуть в сбыте руковов длянефтедобывающей промышленности, что связано со снижением уровня добычи нефти посравнению с предыдущими годами, в то же время ожидается устойчивый спрос налатексные изделия, клеи, герметики и мастики, в связи с их конкурентнойспособностью по цене, современной упаковке, надёжности.
Анализосновных конкурентов ЗАО «КВАРТ» и их конкурентные преимущества и недостаткиприведены в таблице 3.
Анализрынка СНГ по аналогичным изделиям не позволяет рассчитывать на увеличение сбытаиз-за высоких отпускных цен сложившихся на предприятии в результате роста ценна сырье. Вместе с тем остаётся проблема «надёжности» партнёров из СНГ, так какони в основном хотят работать на реализацию, а не по предоплате. Поэтому ставитсязадача создания надежной дилерской сети, а также системы гарантийногообслуживания изделий.
Повыпуску комплектующих для автомобилестроения: резиновых-формовых и неформовых,рукавных изделий и изделий из термоэластопластов предприятие работает ситальянской фирмой СИДЖИТ. являющейся в настоящее время поставщиком резиновых ипластмассовых комплектующих на «Фиат», «Ивеко» и ряд других европейскихпроизводителей.
Всентябре 2008 года было учреждено совместное предприятие «КВАРТ-СИДЖИТ».Создание данного совместного предприятия с итальянской компанией было призвано объединитьпотенциал двух предприятий для получения максимального эффекта от сотрудничества.
Таблица3 — Основные конкуренты ЗАО «КВАРТ» и их конкурентные преимущества и недостаткиНаименование Преимущества (П) и Недостатки (Н) конкурентов ЗАО “КВАРТ”, г. Казань П: оптимальное соотношение цен и качества ЗАО “Курскрезинотехника” Н: высокие цены ОАО “Уральский завод РТИ” Н: высокие цены ОАО “РТИ – Каучук” Н: высокие цены ОАО “УЗЭМИК”, г. Уфа
П: низкие цены
Н: ограниченный ассортимент ОАО “Черкесский завод РТИ”
П: низкие цены
Н: низкое качество ЗАО “Тульский завод РТИ”
П: низкие цены
Н: малые объемы реализации и ограниченный ассортимент ОАО “Саранский з-д “Резинотехника”
П: низкие цены
Н: низкое качество ОАО “Волжскрезинотехника” П: низкие цены ОАО “Барнаульский завод РТИ” Н: малые объемы реализации ОАО «Оренбургский завод» Н: малые объемы реализации ЗАО “Краснодарский завод РТИ” Н: малые объёмы реализации
Созданиесовместного предприятия с итальянской компанией «КВАРТ-СИДЖИТ» является частьюэкспортной стратегии ЗАО «КВАРТ».
Подтверждениемспособности коллектива ЗАО «КВАРТ» соответствовать требованиям иностранныхпартнеров по технической оснащенности и организации производства явилась положительнаяоценка аудитора компании «Фиат» (Италия). Четыре специалиста ЗАО «КВАРТ» прошлиобучение и стажировку на фирме «Сиджит» в Италии.
Совместнымпредприятием заключены договора на поставку изделий ОАО «Соллерс-Елабуга» потрем проектам для комплектации автомобиля Фиат-Дукато. Всего принято к освоению30 наименований формовых, неформовых и рукавных изделий, которые позволят послевыхода автозавода на проектную мощность выйти на объемы реализации посовместному предприятию на 100 млн. рублей в год.
Повыпускаемой и осваиваемой номенклатуре этот сегмент рынка будет активноразвиваться, так как в основном компромисс по ценам удаётся находить, акачество изделий удовлетворяет запросам потребителей. Очень важным та жеявляется то, что экспорт ведется, в основном, именно по этой группе изделий.Поэтому, учитывая проведенную работу и наличие таких заводов в России, какКАМАЗ, ГАЗ, ВАЗ, УралАЗ и др., а также по мере наращивания мощностей по выпускукомплектующих для автомобилестроения: резиновых-формовых и неформовых, рукавныхизделий и изделий из термоэластопластов, данное направление будет расширяться.
Основноенаправление деятельности по реализации латексных изделий, клеев, герметиков имастик в части внешнеэкономической деятельности – сотрудничество с Торговымидомами и представительствами в Республике Белорусь. На 2009 год с нимизаключены договоры на поставку продукции.
Официальнымэксклюзивным представителем ЗАО «КВАРТ» на Украине является ООО ПКФ«Викор»
Продолжитсяработа по заключённым договорам со странами СНГ, планируется проводить работупо изучению спроса на продукцию предприятия. По мере проработки этих вопросовбудет приниматься решение об экспорте в эти страны. Конкуренцию в странахдальнего зарубежья латексные изделия, герметики, масти и клей, производимыепредприятием в 2009 году составить не смогут, даже, несмотря на низкую цену посравнению с западными фирмами. Средств для создания конкурентноспособныхизделий у предприятия в ближайшем будущем не предвидится.
Планируемаяноменклатура изделий в 2009 году позволяет обеспечить полную загрузку основныхрабочих.
Напериод до 2012 года темп роста объема производства составит к уровню 2006 года137,6%.
Втоже время основной прирост производства – 126,1% будет обеспечен в 2009 г. снижение темпов роста в последующие годы связаны с ожидаемым сокращением заказов на изделиядля нефтяной промышленности в связи с планируемым нефтедобывающимипредприятиями спадом добычи нефти, связанным, в свою очередь с падением спроса.
Врезультате, при увеличении объема производства в нормочасах в 1,75 раза, ростобъема в стоимостном выражении – 137,6%. При чем, весь прирост планируетсяобеспечить за счет роста производительности труда.
По сырьевой и комплектующей продукции,производимой предприятием, например, такой как столярные и железобетонныеизделия, оборудование для производств РТИ, изделий для нефтедобывающей иавтомобильной промышленности, увеличение объема продаж может произойти тольковследствие определенных сбытовых усилий основных потребителей-изготовителейконечных продуктов, а также заказов эксплуатирующих организаций. Влиять на этотрынок ЗАО «КВАРТ», как поставщик сырья и комплектующих, практически не может.Необходимо прилагать значительные усилия по закреплению на рынке резинотехническихизделий: рукава, ремни, техпластины, РТИ для СХТ, МПС, нефтетехники, трубки,манжеты, клеи, РТИ для автомобилей, т.к. аналогичную продукцию производит ОАО«Волжскрезинотехника», город Волжский Волгоградской области.Цель — не потерять наиболее ёмкий и очень выгодный рынок стран СНГ.
По изделиям из латекса, герметикам,клеям и мастикам полное освоение рынка Республики Белорусь практическисостоялось. Однако, возможно дальнейшее увеличение объема продаж на этом рынкена 5 % ежегодно за счет внимательной работы с постоянными клиентами,обеспечения нормативных запасов продукции на складе, необходимого ассортиментатоваров и приемлемых цен, заключения нормальных договорных условий по оплате идоставке, замене брака, продолжения работы по организаций транзитных складов вгг. Гродно, Могилеве, Витебске, увеличения объемов отгрузки через действующиетранзитные склады в гг. Минске и Гомеле.
Основная экспортная стратегия ЗАО«КВАРТ» на рынке СНГ: развитие постоянных каналов сбыта, формирование политикиценообразования.
Цель данной экспортной стратегии — сделать характер сбыта продукции на рынках СНГ планомерным, регулярным, спостоянным увеличением доли рынка на 2% ежегодно.
Параллельно с работой по расширениюрынков сбыта и созданию товаропроводящей сети, необходима разработка иреализация мероприятий, в основном силами технических и производственныхподразделений завода, по модернизации и улучшению каждого изделия вотдельности. В связи с этим ЗАО «КВАРТ» планирует работать по следующимнаправлениям:
а) содействие улучшению потребительскихкачеств выпускаемой продукции (прежде всего упаковки, дизайна, комплектности),выясненных в результате проведенных маркетинговых исследований;
б) поддержание показателя цена-качествона приемлемом для потребителей уровне, систематический контроль цен конкурентови складывающейся среднерыночной цены
По изделиям из динамическихтермоэластопластов: стратегия внимательного и гибкого отношения к постояннымпотребителям, а также стратегия планомерного, напряженного поиска новых потенциальныхпотребителей, целенаправленная работа с ними, в том числе в части возможныхтехнических доработок выпускаемых изделий, ценовых уступок там, где этоэкономически целесообразно, рекламных мероприятий,
Ввиду того, что рынок России практическиосвоен, выбираем стратегию поддержания объема продаж по серийно выпускаемымизделиям с некоторым увеличением на 1% за счет рекламной работы средипредприятий автосервиса и магазинов запчастей. Для увеличения объемов отгрузкинеобходимо обеспечить постоянное наличие, в пределах нормативных запасов,необходимых потребителям изделий и расширение номенклатуры выпускаемых изделий.Более резкое увеличение объемов продаж возможно с активизацией производственнойи внешнеэкономической деятельности крупнейших потребителей продукцииавтомобильной промышленности в России.
Методами интенсивной реализациипродукции являются:
а) поставка герметиков, масти, клеев,эластичных покрытий и пластин из вулканизованной резины магазинам, районным иобластным базам, другим торговым предприятиям;
б) поставка РТИ предприятиям в счетвзаимозачета за энергоносители;
в) поставка товара через Украинский иБелорусский филиалы ЗАО «КВАРТ»;
г) реализация продукции черезкоммерческих агентов отдела сбыта путем заключения ими договоров с торгующимиорганизациями;
д) поставка торговым организациям черезучрежденные транзитные склады.
е) поставка изделий автотранспортнойтематики «УАЗ», «КамАЗ», «ИжМаш», «ВАЗ», «АЗЛК»и др.
Доставка товара осуществляется согласнозаключенных договоров автомобильным транспортом методом самовывоза или доставкитовара торгующей организации автотранспортом завода.
ЗАО «КВАРТ» размещает рекламныеобъявления в общероссийском бизнес-каталоге «Бизнес-Адрес», также были избраныжурналы и справочники нефтегазового и машиностроительного комплекса.
Проводятся работы по поддержаниюрейтинга веб-сайта в поисковых системах Интернет. Проводится работа вэлектронной системе Trade.su-рекламная компания в Интернет и участие в тендерах.
С целью расширения объема сбыта товаровна рынке стран СНГ и др. стран, поддержания объемов сбыта товаров на рынкеРоссии, ЗАО «КВАРТ» намерен участвовать в ряде выставок-ярмарок, проводимых вгородах Казань, Москва, крупных городах России, крупных городах СНГ, согласноразрабатываемым поквартальным планам рекламной и выставочной деятельности.
В 2009 – 2011 гг. планируетсяосуществить подготовку и реализацию проектов по выпуску новых рекламныхкаталогов производимой продукции, съемке и прокату рекламного ролика опредприятии и его продукции, изготовлению различной рекламной атрибутики.
Поизделиям для нефтедобывающих предприятий основным направлением деятельности на2009-2012 гг. является развитие отношений с традиционными потребителями.
Наиболеекрупными потребителями продукции ЗАО «КВАРТ» являются:
1) ОАО«Татнефть» г.Бугульма,
2) ОАОКАМАЗ,
3) ФГУППО завод им.Серго г.Зеленодольск,
4) ОАО«УАЗ»,
5) ОАО«Волгоградский судостроительный завод»,
6) ООО«Пневмотранскомплект» г.Первомайск,
7) ОАО«Сургутнефтегаз»,
8) ОАО«Ноябрьнефтегаз»,
9) Казанскийвертолетный завод, МУП «Казметрострой»,
10) Кировочепецкийхимкомбинат.
Существенноеразвитие внешнеэкономических связей возможно в связи с развитием данного рынка,связанного с долей России на мировом рынке химической и нефтехимическойпромышленности. Сбытовые усилия будут направлены на заключение договоров свышеуказанными предприятиями.
Поизделиям для автомобильной промышленности основным направлениемвнешнеэкономической деятельности на рынках СНГ является заключение договоров спредприятиями машиностроения. В 2009-2012 годах будет продолжена работа соследующими предприятиями:
— в Республике Беларусь: г. Минск, «Минский тракторный завод»; «Сельхозтехника»г. Гомель;
— в Украине: г. Харьков, «Серп и молот»; г. Харьков, ХТЗ; г. Кременчуг, КрАЗ.
Планируетсяпроводить дальнейший поиск потенциальных потребителей изделий для предприятийавтомобильной промышленности, изучение их потребности в изделиях, возможностидля производства которых имеет ЗАО «КВАРТ».
Динамикаэкспорта основных видов товаров промышленности представлена в приложении 1.
Каксвидетельствуют данные таблицы в приложении 1, практически по всем основнымвидам продукции обеспечен прирост объемов экспортных поставок, чтосвидетельствует о продуманной экспортной стратегии ЗАО «КВАРТ».
3 Пути совершенствования экспортной стратегиипромышленного предприятия
Дляреализации успешной экспортной стратегии промышленному предприятию в первуюочередь необходимо совершенствование маркетинговой стратегии.
Чтобыобеспечить эффективную экспортную и маркетинговую стратегии, предприятие должнопостоянно расширять товарный ассортимент. Необходимость этого обусловлена рядомфакторов, основными из которых являются:
- изменениеспроса на отдельные товары;
- появлениеновых или усовершенствование уже существующих товаров в результате проведенныхисследований в области техники и технологии;
- измененияв товарном ассортименте конкурентов.
Крометого, важными факторами развития товарного ассортимента являются:
- целесообразностьиспользования свободных мощностей;
- желаниепосредников закупать товары широкого ассортимента;
- целесообразностьиспользования побочных продуктов производства.
Задачавысшего руководства рассматриваемого промышленного предприятия и состоит в том,чтобы с учетом этих факторов обеспечить наиболее полное соответствие товарногоассортимента запросам потребителей. Такое соответствие достигается благодаряуправлению товарным ассортиментом.
Управлятьтоварным ассортиментом — значит постоянно предлагать рынку такой ассортименттоваров, который удовлетворяет покупателей с точки зрения следующего:
- широты:предприятие может развить ассортимент за счет изготовления товаров новыхассортиментных групп;
- глубины:предприятие может увеличить количество ассортиментных позиций в отдельныхассортиментных группах и уменьшить их в других;
- насыщенности:предприятие может развить ассортимент за счет увеличения общего числа всехассортиментных позиций;
- гармоничности:предприятие может добиться большей или меньшей гармоничности между товарамиразличных ассортиментных групп.
Основнымимаркетинговыми решениями в отношении ассортиментной политики являются:
1)расширить товарный ассортимент и номенклатуру за счёт инновационнойдеятельности;
2)увеличить насыщенность уже существующих ассортиментных групп или их углубить наоснове модификации товаров;
3)уменьшить (сузить) ассортимент товаров.
Попервому направлению (инновации) существует большой риск неудачи на рынке. Этотребует применения специального механизма инноваций:
а)поиск идей нового товара, на основе изучения спроса потребителей, посредников,анализ информации полученной на выставках, анализ конкурентов, рекламы, средствмассовой информации, информационных центров;
б)отбор целей — этот этап осуществляется специалистами предприятия (методмозговой атаки).
Отборцелей осуществляется по следующей схеме:
— возможная прибыль нововведения;
— анализ уровня патентной защиты;
— оценочная ёмкость рынка;
— уровень затрат;
— наличие реальных и потенциальных конкурентов;
— сроки внедрения нового товара в производство;
— оценка продолжительности жизненного цикла нового товара;
— определения сегментов рынка.
в)исследованиепотребительских свойств товара и анализ рынка. На этом этапе выясняютфизические свойства нового товара, организуют его производство в лабораторныхусловиях, организуют работы по патентной защите. Иногда промышленные товары наэтом этапе поставляются пробными партиями безвозмездно своим клиентам для ихиспытания. Потом по результатам испытаний новый товар доводится до уровня самыхстрогих требований потребителя.
г)изучение особенностей производства и сбыта нового товара. Этот этап частичносовпадает с предыдущим. Специалисты изучают наиболее эффективные методыпроизводства, исследуются проблемы качества, осуществляется поиск рациональныхканалов сбыта, проводиться работа над упаковкой, устраняются все замечанияпотребителя в целом.
д)организация опытного производства. Развертывается небольшое производство новоготовара, назначается цена, уточняются целевые сегменты, нормы прибыли. Порезультатам этой работы составляется отчёт и предоставляется на утверждениевысшему руководству. Только после утверждения развёртывается массовоепроизводство.
е)серийное (массовое) производство и разработка комплекса маркетинга. Существуютварианты расширения ассортиментных групп:
— непосредственное расширение (вытягивание) — начало производства ассортиментныхпозиций, нацеленных на другие рыночные сегменты:
а)расширение вниз — начало производства товаров более низкого качества по низкимценам для экономных потребителей. Это может негативно отразиться на образемарки;
б)расширение вверх — начало производства товаров более высокого качества по болеевысоким ценам, для персонифицированных и апатичных потребителей. На практикеосуществляется за счёт слияния компаний;
в)двухстороннее расширение: сочетание а и б.
— насыщение- добавление новых изделий, рассчитанных на тот же сегмент рынка, котороепроисходит за счёт незначительных изменений дизайна, набора свойств, комбинацийфункций и т.д. Опасность данной стратегии — перенасыщение ассортимента, котороеведёт к уменьшению общей прибыли, т.к. товары начинают подрывать сбыт другдруга, а потребители оказываются сбитыми с толка (маркетинговый каннибализм).При выпуске новых товаров необходимо удостовериться, что новинка существенноотличается от выпускаемых товаров.
Второемаркетинговое решение (модификации товара) осуществляется на основе 2-хподходов:
1) вариацияпродукта — происходит изменение параметров, а старый продукт исключается изпроизводственной программы.
Основаниедля инновации является:
-изменениепотребностей потребителя;
-ответна действие конкурентов;
-изменениеправовых требований к товару.
2)дифференцирование товара — это изменение продукта при условии, что старыйпродукт не снимается с производства. Основания дифференцирования товара — теже, что и при вариации товара.
Приобновлении товарного ассортимента важно выбрать время выхода ассортиментнойпозиции на рынок, чтобы не нанести ущерб товарам текущего ассортимента, но и непотерять потребителя.
Третьемаркетинговое решение (снятие товара с производства, сужение ассортимента)может быть применено при наличии следующих причин:
— снижение объёмов сбыта;
— снижение нормы прибыли;
— уменьшении доли рынка;
— появление более совершенного товара — заменителя;
— рост издержек производства.
Однаконаличие этих причин требует тщательного анализа:
а)выявит, существуют ли пути спасения товара и восстановления его прибыльности(снижение цены, активизация рекламной деятельности, повышение качества товара ит.п.);
б)наметить план снятия товара с производства и рационального использованиявысвобождающихся капитальных и людских ресурсов;
в)проанализировать: скажется ли снятие товара с производства на сбыте другихтоваров;
г)дляснятия товара следует выбрать такой момент, чтобы это не вызвало перебоев вдеятельности предприятия;
д)о своём намерении снять товар с производства предприятие должно заблаговременноизвестить своих постоянных клиентов.
Основополагающимэлементом управления товарным элементом является разработка ассортиментнойконцепции и формирование товарного ассортимента. Ассортиментная концепцияпредставляет целенаправленное построение оптимальной ассортиментной структуры,когда за основу принимается с одной стороны требования определённыхпотребительских сегментов, а с другой необходимость обеспечить наиболееэффективное использование сырьевых, технологических, финансовых иуправленческих ресурсов, чтобы производить изделие с минимальнойсебестоимостью. Ассортиментная концепция — система показателей,характеризующихся возможность оптимального развития ассортимента:
1)разнообразие видов и разновидностей товаров;
2)уровень и частота обновление ассортимента;
3)уровеньи соотношение цен на товары данной ассортиментной группы.
Наоснове разработанной ассортиментной концепции формируется товарный ассортимент.Суть формирования ассортимента — в планировании всех видов деятельности,направленных на отбор товаров для будущего производства и на приведениехарактеристик этих товаров в соответствие с требованиями потребителей. Формированиеассортимента осуществляется на основе планирования и представляет непрерывныйпроцесс, продолжающийся в течении всего жизненного цикла товара.
Такжеважной проблемой является материально – техническое обеспечение, котороенеобходимо определять исходя из намеченной программы производства и обеспеченияпроизведенной продукции заказами и во избежание оттока оборотных средств при ихостром недостатке в запасы.
Чтокасается ассортиментной политики, то рассматриваемому предприятию ЗАО «КВАРТ»,реализующем продукцию в основном на рынке России и стран СНГ, можнопорекомендовать применить следующие маркетинговые решения по еесовершенствованию.
Следуетрасширять ассортимент товаров за счёт предложения потребителям стран СНГновейших разработок. Для реализации данного решения следует: во-первых провестимаркетинговое исследование потребителей для того, чтобы определить целевойсегмент модели. Для исследования потенциальных потребителей можно провестиопрос основных корпоративных клиентов предприятия. В ходе исследования следуетустановить степень соответствия технических и экономических характеристик новоймодели ожиданиям и желаниям потребителей. По результатам исследования следуетопределить основные сегменты потребителей и определить целевой сегмент (сегменты)новой модели наиболее привлекательные для предприятия, а также определитьцелесообразность внедрения новой продукции на зарубежный рынок.
Вцелях закрепления на рынке СНГ следует прежде всего стараться поддерживать ценына продукцию на конкурентном уровне т.е. немного ниже, чем у конкурентов т.к.для большинства предприятий на данный момент это главный фактор принятиярешения о совершении покупки.
Целесообразноразработать мероприятия, направленные на снижение издержек производства,связанных с экспортом продукции, что повлечёт за собой снижение стоимостиреализуемой продукции. Это приведёт в свою очередь к снижению покупной, азначит и полной цены потребления, следовательно продукция, реализуемая даннымпредприятием станет более привлекательна для потенциальных потребителей, азначит и более конкурентоспособной. В целях снижения издержек обращения следуетприменять также логистические методы, для расчёта расходов на доставкупродукцию в страны СНГ.
Такжеследует уделять больше внимания персоналу, т.к. от профессионализма его работызависит имидж фирмы в глазах потенциальных конкурентов, т.к. нашидействительные клиенты могут иметь с ними деловые связи и повлиять на их выборпоставщика продукции данного вида.
Отделумаркетинга следует больше внимания уделять разработке ассортимента, т.к.предприятия предоставляют различные запросы, которые зависят во многом отпрофиля их деятельности. Большое значение в этом имеет работа под заказ. Этопозволяет ускорить оборачиваемость товарно — материальных ценностей, что позволитувеличить доход предприятия и сумму свободных денежных средств, которые можнопустить например на до закупку «ходовой» номенклатуры з/п частей.
В каждом государстве в силу ряда причинформируется специфическая система управления качеством продукции. Практикауправления качеством прошла несколько этапов. В 60-е годы применялась системабездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления. Оназатрагивала только производственный процесс. В 70-е годы появилась системабездефектного труда, которая распространилась на сферу производства, разработкуконструкторско-технологической документации и управление предприятием. В 80-егоды получила широкое распространение комплексная система управления качествомпродукции, которая включала все сферы производства и методы экономическоговоздействия (планирование, организация контроля и стимулирование повышениякачества). В качестве базовых, для сравнения, применялись отечественные образцылучшей продукции, а не мировые достижения. Основная масса продукции быланеконкурентоспособна на мировом рынке. Не изменила положение дел игосударственная приемка продукции, которая была организована в конце 80-хгодов.
В последние годы, в связи с переходом крыночной экономике, больше внимания стали уделять международным стандартам ИСОсерии 9000 по обеспечению качества продукции. Эти стандарты находят все большееприменение при заключении контрактов между фирмами в качестве моделей дляоценки системы обеспечения качества продукции у поставщика.
Во многих странах международныестандарты приняты в качестве национальных (Австрия, Великобритания, ФРГ, Швецияи др.). Система управления качеством продукции отличается не только в каждомгосударстве, но и в фирме. Формирование ее зависит от задач, стоящих передстраной или фирмой, их спецификой и практическим опытом.
Условия, необходимые для существованияменеджмента качества.
1. Укрепление организационной структурыпредприятия. Реорганизация в структуру, способную к постоянному процветанию наоснове тотального контроля качества.
2. Участие в управлении всех работников.Сплочение усилий сотрудников фирмы дает возможность наиболее полного проявленияпотенциала работников.
3. Качество превыше всего. Курс наобеспечение прибыли за счет приоритета качества.
4. Последовательная проверка, анализциклов управления предприятием и качеством продукции.
5. Выделение важнейших вопросов и ихпоследовательное решение.
6. Факт-контроль на основе строгихданных.
7. Процесс-контроль. Контроль работы, ане результата.
8. Ориентация на потребителя.
9. Работник на следующем за мной участке— тот же клиент-покупатель. Не допускать просачивания брака и неполадок наследующие фазы производства.
10. Своевременная корректировкауправленческой политики.
11. Функциональный контроль. Развитиегоризонтальных организационных связей, разрушение узковедомственнойзамкнутости.
12. Приоритет человеческих качеств.Полное раскрытие человеческого потенциала на основе уважения человеческихкачеств.
Нуждается в осмыслении американскийвариант управления качеством продукции, когда считается нецелесообразнымпланировать количественные показатели качества работникамвнутрипроизводственных подразделений предприятия и тем самым создавать барьерымежду ними. Рекомендуется дать возможность каждому рабочему реализовать свое правона гордость и мастерство, самому решать свои проблемы и исключить страх.
Параллельно с работой по расширениюрынков сбыта, улучшению качества производимой продуции и созданиютоваропроводящей сети, необходима разработка и реализация мероприятий, в основномсилами технических и производственных подразделений завода, по модернизации иулучшению каждого изделия в отдельности. В связи с этим ЗАО «КВАРТ» планируетработать по следующим направлениям:
а) содействие улучшению потребительскихкачеств выпускаемой продукции (прежде всего упаковки, дизайна, комплектности),выясненных в результате проведенных маркетинговых исследований;
б) поддержание показателя цена-качествона приемлемом для потребителей уровне, систематический контроль цен конкурентови складывающейся среднерыночной цены
По изделиям из динамическихтермоэластопластов: стратегия внимательного и гибкого отношения к постояннымпотребителям, а также стратегия планомерного, напряженного поиска новыхпотенциальных потребителей, целенаправленная работа с ними, в том числе в частивозможных технических доработок выпускаемых изделий, ценовых уступок там, гдеэто экономически целесообразно, рекламных мероприятий,
Ввиду того, что рынок России практическиосвоен, выбираем стратегию поддержания объема продаж по серийно выпускаемымизделиям с некоторым увеличением на 1% за счет рекламной работы средипредприятий автосервиса и магазинов запчастей. Для увеличения объемов отгрузкинеобходимо обеспечить постоянное наличие, в пределах нормативных запасов,необходимых потребителям изделий и расширение номенклатуры выпускаемых изделий.Более резкое увеличение объемов продаж возможно с активизацией производственнойи внешнеэкономической деятельности крупнейших потребителей продукцииавтомобильной промышленности в России.
Методами интенсивной реализациипродукции являются:
а) поставка герметиков, масти, клеев,эластичных покрытий и пластин из вулканизованной резины магазинам, районным иобластным базам, другим торговым предприятиям;
б) поставка РТИ предприятиям в счет взаимозачетаза энергоносители;
в) поставка товара через Украинский иБелорусский филиалы ЗАО «КВАРТ»;
г) реализация продукции черезкоммерческих агентов отдела сбыта путем заключения ими договоров с торгующимиорганизациями;
д) поставка торговым организациям черезучрежденные транзитные склады.
е) поставка изделий автотранспортнойтематики «УАЗ», «КамАЗ», «ИжМаш», «ВАЗ», «АЗЛК»и др.
Доставка товара осуществляется согласнозаключенных договоров автомобильным транспортом методом самовывоза или доставкитовара торгующей организации автотранспортом завода.
ЗАО «КВАРТ» размещает рекламныеобъявления в общероссийском бизнес-каталоге «Бизнес-Адрес», также были избраныжурналы и справочники нефтегазового и машиностроительного комплекса.
Проводятся работы по поддержаниюрейтинга веб-сайта в поисковых системах Интернет. Проводится работа вэлектронной системе Trade.su-рекламная компания в Интернет и участие в тендерах.
С целью расширения объема сбыта товаровна рынке стран СНГ и др. стран, поддержания объемов сбыта товаров на рынкеРоссии, ЗАО «КВАРТ» намерен участвовать в ряде выставок-ярмарок, проводимых вгородах Казань, Москва, крупных городах России, крупных городах СНГ, согласноразрабатываемым поквартальным планам рекламной и выставочной деятельности.
В 2009 – 2011 гг. планируетсяосуществить подготовку и реализацию проектов по выпуску новых рекламныхкаталогов производимой продукции, съемке и прокату рекламного ролика опредприятии и его продукции, изготовлению различной рекламной атрибутики.
Поизделиям для нефтедобывающих предприятий основным направлением деятельности на2009-2012 гг. является развитие отношений с традиционными потребителями.
Наиболеекрупными потребителями продукции ЗАО «КВАРТ» являются:
11) ОАО«Татнефть» г.Бугульма,
12) ОАОКАМАЗ,
13) ФГУППО завод им.Серго г.Зеленодольск,
14) ОАО«УАЗ»,
15) ОАО«Волгоградский судостроительный завод»,
16) ООО«Пневмотранскомплект» г.Первомайск,
17) ОАО«Сургутнефтегаз»,
18) ОАО«Ноябрьнефтегаз»,
19) Казанскийвертолетный завод, МУП «Казметрострой»,
20) Кировочепецкийхимкомбинат.
Существенноеразвитие внешнеэкономических связей возможно в связи с развитием данного рынка,связанного с долей России на мировом рынке химической и нефтехимическойпромышленности. Сбытовые усилия будут направлены на заключение договоров свышеуказанными предприятиями.
Поизделиям для автомобильной промышленности основным направлениемвнешнеэкономической деятельности на рынках СНГ является заключение договоров спредприятиями машиностроения. В 2009-2012 годах будет продолжена работа соследующими предприятиями:
— в Республике Беларусь: г. Минск, «Минский тракторный завод»; «Сельхозтехника»г. Гомель;
— в Украине: г. Харьков, «Серп и молот»; г. Харьков, ХТЗ; г. Кременчуг, КрАЗ.
Планируетсяпроводить дальнейший поиск потенциальных потребителей изделий для предприятийавтомобильной промышленности, изучение их потребности в изделиях, возможностидля производства которых имеет ЗАО «КВАРТ».
Дляповышения эффективности экспортной стратегии можно предложить использование напредприятиях следующих резервов: собственное производство комплектующих;производство продукции на экспорт по лицензионным соглашениям; производствоэкспортной продукции на новых площадях, приближенных к зарубежному рынку;внедрение информационной системы по изготовлению экспортных заказов и сборуинформации о рынке.
Заключение
Экспортнаястратегия предприятия – это основополагающая программа действий, определяющейприоритетные направления деятельности предприятия на внешнем рынке с учетомимеющихся у предприятия ресурсов и требований зарубежного рынка.
Исходяиз практики внешнеэкономической деятельности российских предприятий химическойпромышленности, в рамках реализации экспортной стратегии наиболее частоиспользуемыми вариантами стратегического поведения, основанного намаркетинговых инструментах продвижения продукции, в зависимости от типовзарубежных рынков и этапа реализации планирования, на котором находитсяпредприятие, являются следующие:
- инновационнаястратегия – представляет собой вариант выхода и закрепления на уже знакомыйрынок с новым товаром за счет направления средств стратегии на внедрение планамаркетинга по продвижению продукции и работу по разработке новых изделий,отличающихся уникальными характеристиками;
- стратегиядиверсификации при экспорте – заключается во включении в производственнуюпрограмму предприятия изделий, не связанных с основной профильной группойизготавливаемых товаров, но сохраняющих техническую и технологическуюприменяемость;
- стратегияинтернационализации – освоение зарубежных рынков не только посредством экспортапродукции, но и за счет создания производственных мощностей за границей;
- стратегиясегментации – основывается на выборе сегмента рынка, характеризующегосяналичием скрытых возможностей для максимального насыщения продукцией,производимой предприятием;
- стратегиякооперации – представляет собой тесное сотрудничество с иностранными партнерамипутем создания совместных предприятий, общей торговой марки, что позволяетиспользовать преимущества, связанные со знанием иностранным партнеромособенностей рынка и возможностью использования производственных площадей итрудовых ресурсов партнера.
Объектомисследования в работе является Закрытое Камско-Волжское Акционерное ОбществоРезинотехники «КВАРТ» — одно из ведущих предприятий резинотехническойпромышленности, основанное в 1942г.
ЗАО«КВАРТ» является единственным отечественным изготовителем радиозондовых ишаропилотных оболочек, рукавов для глубокого бурения, тормозных дляжелезнодорожного транспорта, коррозионностойких для добычи нефти, изделий изДТЭПов.
ПродукцияЗАО «КВАРТ» отгружается во многие регионы России и страны ближнего зарубежья.Официальным эксклюзивным представителем ЗАО «КВАРТ» на Украинеявляется ООО ПКФ «Викор». ЗАО «КВАРТ», поставляет свою продукцию в 32 странымира. Среди них Германия, Канада, Южная Корея, Болгария, Куба, Пакистан, Индияи многие другие.
ЗАО«КВАРТ» имеет в своём составе необходимые структуры по обеспечению внешнихсвязей. В настоящее время ЗАО «КВАРТ» работает над создание новых экономическихформ развития с участием зарубежных партнеров.
Всентябре 2008 года было учреждено совместное предприятие с итальянской фирмойСИДЖИТ, являющейся в настоящее время поставщиком резиновых и пластмассовых комплектующихна «Фиат», «Ивеко» и ряд других европейских производителей. СП «КВАРТ-СИДЖИТ» будетвыпускать комплектующие для автомобилестроения: резиновые формовые инеформовых, рукавные изделия и изделия из термоэластопластов..
Созданиесовместного предприятия «КВАРТ-СИДЖИТ» было призвано объединить потенциал двух предприятийдля получения максимального эффекта от сотрудничества и является частьюэкспортной стратегии кооперации ЗАО «КВАРТ».
Основная экспортная стратегия ЗАО«КВАРТ» на рынке СНГ: развитие постоянных каналов сбыта, формирование политикиценообразования.
Цель данной экспортной стратегии — сделать характер сбыта продукции на рынках СНГ планомерным, регулярным, спостоянным увеличением доли рынка на 2% ежегодно.
Параллельно с работой по расширениюрынков сбыта и созданию товаропроводящей сети, необходима разработка иреализация мероприятий, в основном силами технических и производственныхподразделений завода, по модернизации и улучшению каждого изделия вотдельности.
По изделиям из динамическихтермоэластопластов: стратегия внимательного и гибкого отношения к постояннымпотребителям, а также стратегия планомерного, напряженного поиска новыхпотенциальных потребителей, целенаправленная работа с ними, в том числе в частивозможных технических доработок выпускаемых изделий, ценовых уступок там, гдеэто экономически целесообразно, рекламных мероприятий,
Для увеличения объемов отгрузкинеобходимо обеспечить постоянное наличие, в пределах нормативных запасов,необходимых потребителям изделий и расширение номенклатуры выпускаемых изделий.Более резкое увеличение объемов продаж возможно с активизацией производственнойи внешнеэкономической деятельности крупнейших потребителей продукцииавтомобильной промышленности в России.
Вдальнейшем так же маркетинговым отделом планируется проводить дальнейший поискпотенциальных потребителей изделий для предприятий автомобильнойпромышленности, изучать их потребности в изделиях, возможности для производствакоторых имеет ЗАО «КВАРТ».
Дляповышения эффективности экспортной стратегии можно предложить так же использованиена предприятии следующих резервов: собственное производство комплектующих;производство продукции на экспорт по лицензионным соглашениям; производствоэкспортной продукции на новых площадях, приближенных к зарубежному рынку;внедрение информационной системы по изготовлению экспортных заказов и сборуинформации о рынке.
Список литературы:
1. БеловА., Кирьякова В. Экспортные стратегии, наиболее подходящие российским компаниям// Журнал «Топ-Менеджер», №5, 2006г.
2. Годоваябухгалтерская отчетность ЗАО «КВАРТ» за 2007, 2008 и 2009 гг.
3. ДемьянченкоА.Г., Т.Г. Логутова. Комплексное управление экспортной деятельностью крупногопромышленного предприятия. – Мариуполь: Изд-во Приазовского ГосударственногоТехнического Университета. – 2007.
4. Долгих,Р.Н. Экспортная стратегия промышленного предприятия / Р.Н. Долгих //Региональное развитие в России: перспективы, конкурентоспособность, политика:материалы Междунар. науч. форума, 16-18 мая 2005 г. — Ч. 1. — Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2005- С. 301-304.- 0,2 печ. л.
5. ДолгихР.Н. Формирование и реализация экспортной стратегии предприятийэлектротехнической промышленности: Автореф. дис. канд. экон. наук. – Самара,2005.
6. ДружкинаМ.А. Проблемы адаптации отечественных предприятий к требованиямконкурентоспособности на мировых рынках // Экономика и бизнес: позиция молодыхученых: матер. Междунар. науч. конф. студентов и аспирантов. Барнаул: Изд-воАлт. гос. ун-та, 2006.
7. ДубровскийВ.Ж., Дружкина М.А. Функциональная модель управления развитием экспортногопотенциала предприятия // Новая экономика в новой России: Юбил. сб. науч. тр. к40-летию экономического факультета. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон.ун-та, 2007.
8. КазиевР.М., Денисов В.Т., Медведева Ю.П., Миронов Д.В. К вопросу о стратегии развитиявнешнеэкономической деятельности промышленного предприятия. Материалы междун.научно-практ. конференции. – Саратов, СГСЭУ, 2006. – с. 113-114.
9. КазиевР.М. Выбор стратегии внешнеторговой деятельности предприятий // ВестникСаратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. – Саратов: СГАУ. – 2007. –№2. – с. 76-77.
10. КисловаЮ.Е. Оценка влияния факторов внешней среды на экспортную стратегию предприятия// «Менеджмент в России и зарубежом», №1/ — 2006.
11. КрупицкаяО.С., Счисляева Е.Р. Потребности выхода российских компаний на международныерынки и риски, связанные с реализацией этой стратегии //Экономика,Экология и Общество России в 21-м столетии: Тезисы Международнойнаучно-практической конференции. Санкт-Петербург. Высшая Международная ШколаУправления. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2009.
12. ОболенскийВ.П., Асланова Т.О. Внешнеэкономические проблемы повышенияконкурентоспособности российского производства // Проблемы прогнозирования. — 2005. -№ 5. -с.88-99.
13. Счего начинается экспорт? Экспортные стратегии российских компаний. // Журнал«Коммерческий Директор» №11.- 2008.
14. ЯнковскийН.А. Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности крупногопроизводственного комплекса. – М.: Феникс, 2008.
15. www.kvart.rti.ru
Приложение 1
Динамикаэкспорта основных видов товаров ЗАО «КВАРТ» в страны СНГ в 2006-2008гг.
Наименование
изделия, страна-экспортер Ед. изм.
факт
2006г.
факт
2007г.
факт
2008г Темп роста % Изделия для нефтедобывающей промышленности тыс. штук 2800 4500 8000 177,8 в том числе: Узбекистан 720 1300 3000 230,8 Кыргызстан 500 1000 1000 100 Туркменистан 650 1210 1530 126,4 Казахстан 930 990 2470 249,5 Формовые и профильные изделия, эластичные покрытия, пластины из вулканизованной резины, резиновые смеси тонн 55250 95300 102000 107 в том числе: Украина 15000 35000 40000 114,3 Казахстан 10500 9000 9300 103,3 Беларусь 24150 45000 46000 102,2 Узбекистан 5600 6300 6700 106,3 Клеи, герметики, мастики тыс. штук 30000 45000 60000 133,3 в том числе: Беларусь 7000 7250 8950 123,4 Украина 16500 31050 39050 125,8 Казахстан 6500 6700 12000 179,1 Латексные изделия тыс. штук 190 в том числе: Беларусь 30 Украина 160 - /> /> /> /> /> /> />