Содержание
Введение. 2
1. Методологические основыценообразования. 6
1.1 Экономическое содержаниецены… 6
1.2 Классификация видов цен. 12
1.3 Ценовая политикапредприятия. 21
2 Классификация методовценообразования. 29
2.1 Ценообразование исходя иззатрат на производство. 29
2.2 Маркетинговые методыценообразования. 36
2.3 Методы ценообразования наоснове корреляционного анализа. 49
3 Анализ политикиценообразования на продукцию ОАО «Нижнекамскшина» 68
3.1 Общая характеристикадеятельности предприятия ОАО «Нижнекамскшина» 68
3.2 Анализ безубыточности иобеспечение целевой прибыли на ОАО «Нижнекамскшина» 70
3.3 Рекомендации посовершенствованию ценовой политики предприятия. 79
Заключение. 91
Приложение А… 93
Введение
В экономике Татарстана наряду с добычей нефти важное местозанимает нефтехимическая отрасль. Правительством Республики Татарстанразрабатываются и утверждаются первоочередные меры по обеспечению роста объемовпроизводства на предприятиях нефтехимического комплекса за счет болеерационального использования ресурсов, это касается деятельности ОАО«Нижнекамскнефтехим», ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «КазаньОргсинтез».Нефтехимический комплекс для республики является базовым с точки зренияпотенциала экономического роста, обеспечения занятости и платежеспособностинаселения. Этот статус за нефтяной, нефтехимической и химическими отраслямисохраняется достаточно долго, несмотря на негативные прогнозы, относительнодальнейшей ситуации на мировых рынках нефти.
Нефтегазохимический комплекс для Татарстана -это основнойисточник бюджетных и валютных поступлений. Доля предприятий данного профиля вструктуре промышленного производства Татарстана составляет порядка 49%. Ониобеспечивают более половины всех бюджетных отчислений. Перед отраслью на данныймомент стоят такие задачи, как сокращение дефицита поставляемого сырья изагрузка производственных мощностей, привлечение инвестиций, снижениесебестоимости выпускаемой продукции и поиск новых ниш на внутреннем и внешнемрынках. Кроме того, важным является производство новых видов продукции свысокими потребительскими свойствами, способными конкурировать на российском имировых рынках, как по цене так и по качеству.
В этом аспекте цена является одним из основных факторов,влияющих на размер получаемой прибыли, а также на ряд других количественных икачественных показателей работы предприятий отрасли: рентабельность, оборот,конкурентоспособность, долю рынка и т.д. Более того, устанавливая тот или инойуровень цены, предприятие может достичь различных целей в зависимости отсложившейся ситуации на рынке: выживаемость фирмы, максимизация темпов роста,увеличение объемов продаж, стабилизация или рост рыночной доли и т.д.
Решения, принимаемые руководством фирмы в областиценообразования, относятся к наиболее сложным и ответственным, поскольку ониспособны не просто ухудшить показатели финансово-хозяйственной деятельности, нои привести предприятие к банкротству. Кроме этого ценовые решения могут иметьдолговременные последствия для потребителей, дилеров, конкурентов, многие изкоторых сложно предвидеть и, соответственно, оперативно предотвратитьнежелательные тенденции после их проявления.
Это особенно актуально в нынешних российских условиях,когда вследствие снижения покупательской способности и увеличивающейсяконкуренции на рынке для успешной деятельности предприятия наибольшее значениеприобретает выбор эффективного метода ценообразования.
Рыночный механизм ценообразования должен быть таким, чтобыон создавал условия для конкуренции и ликвидации монополизма в промышленности иторговле и через это способствовал оптимизации их структуры, а также структурыпотребления.
Из выше изложенного видно, что изучение ценообразования иконкуренции является в настоящий момент актуальной задачей экономическихисследований.
Значительный вклад в развитие теории цен и ценообразованиявнесли такие классики экономической мысли, как У. Петти,А. Смит, Д. Рикардо, К.Маркс, К. Менгер, У. Джевонс.Ф.Визер, Л. Вальрас, Дж. Б. Кларк, А. Маршалл, В. Парето и др. В советский период проблемеценообразования и прежде всего его основы — теории трудовой стоимости — большоевнимание уделено в трудах Р.Д.Белоусова, А.С.Гусарова, А.А.Дерябина, В.П.Дьяченко, В.Е.Есипова, А.Н.Комина, И.И.Лукинова, А.Н.Малафеева, А.М.Матлина,В.С.Немчинова, К.Н.Плотникова, Э.А.Сагайдак, С.Г.Столярова, Н.И.Шехета,Ю.В.Яковца и ряда других экономистов. Средирегиональных исследователей, исследовавших проблемы ценообразования вхимической отрасли можно выделить работы Авиловой В.В., Султановой Д.Ш.
Целью исследования является теоретическое, методическое ипрактическое обоснование путей совершенствования ценообразования на предприятииОАО «Нижнекамскшина». В соответствии с поставленной целью определены следующиезадачи исследования:
— обобщить и углубить основы теории цен, ценообразования иинтенсификации производства;
изучить формирование ценовой политики и ценовой стратегии;
— раскрыть основные методы ценообразования впромышленности;
проанализировать существующую практику ценообразования вшинной промышленности на примере ОАО «Нижнекамскшина»;
— определить пути и конкретные меры совершенствованиямеханизма ценообразования на предприятии.
Предметом исследования явились цены и ценообразование.Объектом исследования является ОАО «Нижнекамскшина».
Методом исследования послужил анализ научной литературы,учебных пособий и периодических изданий, технико-экономических показателей.
Структура дипломной работы определена целями и задачамиисследования. Данная дипломная работа состоит из введения, трех глав,заключения и списка использованной литературы.
Первая глава носит общетеоретический характер, в которой сэкономической точки зрения рассмотрена сущность цены, формирование ценовойполитики.
Во второй главе рассматриваются основные стратегииценообразования, определяющие методы ценообразования, которыми будетруководствоваться фирма при расчете цены.
В третьей главе проводится анализ существующей практикиценообразования в шинной промышленности на примере ОАО «Нижнекамскшина».
В заключении подведены итоги проделанной работы по поставленнымцелям и задачам.
1. Методологические основы ценообразования
1.1 Экономическое содержание цены
Любая сфера предпринимательской деятельности: производствоматериальных благ, их реализация, оказание многообразных услуг связано сформированием цены. Поэтому знание исходных основ теории и практикипредпринимательства в условиях свободного ценообразования на предприятияхприобретает особую значимость, так как от уровня цены и ее обоснованностизависит реализация основных целей предприятия: рентабельность,конкурентоспособность, объем реализации, прибыль.
Таким образом, цена — сложная экономическая категория,которая является ключевым инструментом рыночной экономики, т.к. в нейпересекаются практически все основные проблемы развития экономики.
В экономической литературе существуют несколько наиболеераспространенных определений цены:
-классическое определение К. Маркса.
«цена есть денежное выражение стоимости товара». Этоопределение употребляется практически во всех учебниках политэкономии,экономической теории и ценообразования.
— цена определяется не «затратной» стоимостью, а«альтернативной» стоимостью, т. е. цена данного товара определяется суммой центех товаров, которые можно приобрести за эту же денежную массу.
-есть определение цены в системе маркетинга. «Ценаопределяется как денежная сумма, взимаемая за конкретный товар».
-и, наконец, цена представлена в виде формы общественнойоценки ресурсов, товаров и услуг.
Таким образом, цена означает сумму денег, за которуюпродавец хочет продать, а покупатель готов купить товар.
Названные определения цены не могут быть совершеннообъективными, т.к. одни выражают интересы производителей, другие — потребителей.
Для фирменного ценообразования приемлема такая концепция,которая позволит выявить систему факторов, влияющих на цену. В теориифирменного ценообразования можно выделить три основных направления: затратное,субъективное маржинальное, неоклассическое.
В основе затратного направления в ценообразовании лежиттрудовая теория стоимости, субъективного маржинального — теория предельнойполезности, и, наконец, неоклассическое направление в ценообразовании связано сразработками теории цены английским экономистом А.Маршаллом. В нейсинтезируются рассматривавшиеся до этого обособленно предложение и спрос.
Таким образом, неоклассическое определение теории ценыявляется наиболее сбалансированной ценовой концепцией, имеющей большое значениево внутрифирменном ценообразовании. Идея баланса спроса и предложения, выдвигаемаяв этой теории, находит свое отражение в категории цены равновесия,рассматриваемой в качестве среднего критерия обмена товаров [1].
Согласно определению, приведенному в Большой советскойэнциклопедии, цена — это денежное выражение стоимости товара. Цена каждогоотдельного товара необязательно совпадает со стоимостью: она может отклонятьсявверх и вниз от стоимости в зависимости от спроса и предложения на данныйтовар. Определение цены является одной из труднейших задач, стоящих перед любымпредприятием. И именно цена предопределяет успехи предприятия — объемы продаж,доходы, получаемую прибыль [2].
В экономике предприятия дано следующее определение цены:«Цена – денежное выражение стоимости товара – продукции (изделий, работ,услуг), т.е. количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар.Основные элементы цены представлены в Приложении А [3].
Под ценой в широком смысле понимаются все субъективные иобъективные затраты, связанные с приобретением и использованием продукта.
К субъективным относятся такие невещественные затраты, какпотеря времени, комфорта или появление ощущения упущенной выгоды.
Объективные затраты – это собственно цена товара и любоедополнительное отчуждение денежных или иных материальных средств покупателяданного товара, т.е. это базисная цена и цена дополнительных услуг(транспортных, скидок, затрат на ремонт и т.д.) [4].
Экономическая сущность цены и ее роль в хозяйственнойжизни проявляется через ее функции. Первичной функцией цены следует считатьизмерительную. Благодаря цене удается измерить, определить количество денег,которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за проданный товар.Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественнуюопределенность в акте купли-продажи.
Зная цену весовой, объемной, штучной единицы товара иумножая ее на количество продаваемых продавцом и приобретаемых покупателемединиц, мы устанавливаем величину денежного платежа за товары, услуги. Исходяиз цены рабочей силы, труда измеряется заработная плата.
С измерительной функцией цены тесно связанасоизмерительная, заключающаяся в сопоставлении ценностей разных товаров.Сравнивая цены, мы получаем возможность различать более и менее дорогие товары,дорогие и дешевые. Если цена адекватно отражает полезность, то она можетиспользоваться и при сопоставлении не только денежной ценности, но и полезноститоваров. Благодаря измерительной функции цена обретает учетную функцию. Учетнаяфункция, или функция учета и измерения затрат общественного труда, определяетсясущностью цены как денежного выражения стоимости. Цены показывают, во чтообходится обществу удовлетворение потребности в той или иной продукции;определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделийна изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используетсятруд. В конечном счете цена отражает не только величину совокупных издержекпроизводства и обращения товаров, но и размер прибыли. Эту функцию цены вусловиях рыночных отношений нельзя сводить только к измерению затрат. Рыночнаяцена может значительно отклоняться от издержек. Признание правильностипроизведенных затрат, их общественной значимости происходит только на рынке,при непосредственном контакте изготовителя и покупателя товара, в результатестолкновения их интересов. Интерес изготовителя состоит в том, чтобы получитьбольшую выручку от продажи своего товара, а покупатель заинтересован вминимальной цене покупки. Поэтому окончательная цена может существенноотличаться от цены, которую хотел бы получить изготовитель товара.
В учетной функции цена служит средством исчисления всехстоимостных показателей. К ним относятся как количественные показатели — валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход, объем капитальныхвложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей идр., так и качественные — рентабельность, производительность труда, фондоотдачаи т.д. Таким образом, цена используется для определения эффективностипроизводства, служит ориентиром принятия хозяйственных решений, важнейшим инструментомвнутрифирменного планирования.
Сущность стимулирующей функции цены выражается впоощрительном или сдерживающем ее воздействии на производство и потреблениеразличных товаров. Цена оказывает стимулирующее влияние на производителя черезвеличину заключенной в ней прибыли.
В хозяйственной жизни цены могут способствовать илипрепятствовать увеличению выпуска и потребления тех или иных товаров. Дляпроизводителей особенно важны цены, по которым они непосредственно продаютпродукцию. С помощью цены можно стимулировать или тормозить, замедлитьнаучно-технический процесс, экономию затрат ресурсов, улучшение качествапродукции, изменение структуры производства и потребления. Стимулированиеосуществляется посредством повышенного уровня прибыли в цене, надбавок и скидокк ней.
Распределительная функция цены связана с отклонением отстоимости под воздействием рыночных факторов. Эта функция состоит в том, чтоцены участвуют в распределении и перераспределении национального дохода(чистого дохода) между отраслями экономики, государственным и другими еесекторами, различными формами собственности, регионами, фондами накопления ипотребления социальными группами населения.
Так, высокие розничные цены на предметы роскоши ипрестижные товары обеспечивают перераспределение денежных доходов определеннойчасти населения с помощью бюджета для формирования социальных фондов.
Распределительная функция цены проявляется также черезакцизы на отдельные группы товаров, налог на добавленную стоимость и другиеформы централизированного чистого дохода, который поступает в бюджет наобщегосударственные нужды. С помощью этой функции цены решаются социальныезадачи общества.
Функция сбалансирования спроса и предложения выражается втом, что через цены осуществляется связь между производством и потребителем,предложением и спросом.
Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства иобращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибкиминструментом для достижения соответствия спроса и предложения. При появлении диспропорцийв развитии хозяйства, несоответствия между предложением и спросом равновесиедостигается посредством либо увеличения (сокращения) производств, либопосредством роста (снижения) цены, либо одновременно тем и другим способом.
В условиях административно-командной системы управлениясбалансированность между спросом и предложением практически не обеспечивалась,хотя и предусматривалась планами. Спрос лишь частично регулировался через болеевысокие цены на особо модные товары, не пользующиеся спросом, сезонные скидки(уценки). В переходный период, когда сохраняется дефицит товаров и монопольноеположение изготовителей, рост цен зачастую сопровождается сокращением объемовпроизводства. По мере становления рынка и развития конкуренции, достижения сбалансированностиспроса и предложения повышение цен должно обусловливаться только улучшениемкачества продукции. Выпуском товаров с новыми потребительскими свойствами.
По мере развития денежных отношений, предпринимательства иконкуренции эта функция цены будет усиливаться и играть доминирующую роль приформировании цен на товары.
Цена выполняет очень важную социальную функцию. Сизменением цен связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы,уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальнаяреакция людей на уровень цен и его изменение чувствительна и высока.
В бытовом восприятии розничных цен на потребительскиетовары и услуги люди считают, что рост цен снижает уровень жизни, тогда какснижение цен заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются вовнимание другие, неценовые факторы: такие, как доходы, наличие товаров нарынке, структура потребления. Наряду с внутренними функциями, реализуемыми впределах народного хозяйства страны, цены выполняют внешнеэкономическиефункции, выступая в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей,взаимных расчетов между странами.
Все функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют, а в рядеслучаев вступают в противоречие. Так стимулирующая функция цены усиливаетфункцию сбалансирования спроса и предложения, способствуя увеличениюпроизводства товаров, пользующихся спросом. Однако цена может играть и дестимулирующую роль (при ее снижении), что приводит к сокращению предложениятоваров. Это в свою очередь ведет к согласованию спроса и предложения в томслучае, когда предложение превышает спрос.
Таким образом, в хозяйственной жизни взаимосвязи междуразличными функциями цены бывают сложными и многообразными [1].
1.2 Классификация видов цен
Система цен характеризует собой взаимосвязь ивзаимоотношение различных видов цен. Она состоит из различных элементов, средикоторых можно выделить как отдельные цены, так и определенные группы.
Взаимосвязь цен обусловлена зависимостью отдельныхпредприятий, производств и отраслей, единым процессом формирования затрат напроизводство и другими факторами. Поэтому повышение или понижение одной ценыможет вызвать изменение в уровне других цен. Особую роль при этом играют такиеотрасли, как энергетика, транспорт, связь и др. Повышение цен в этих отрасляхприводит к их росту во всех других, поскольку продукция этих отраслей применимаповсеместно. В свою очередь, рост цен в остальных отраслях возвращается в формеболее дорогого оборудования, транспортных средств и т.д.
В зависимости от признака классификации выделяют несколькогрупп цен (рисунок 1).
Наиболее важными и основными блоками единой системы ценявляются:
— оптовые цены;
— закупочные цены;
— розничные цены;
— тарифы на услуги транспорта.
Основные блоки цен в свою очередь включают в себя рядподблоков. Так, блок оптовых цен подразделяется на два подблока – оптовые(отпускные) цены предприятия и оптовые цены промышленности. А блок тарифовтранспорта состоит из нескольких подблоков – тарифы железнодорожноготранспорта, тарифы морского транспорта, тарифы речного транспорта, тарифыавтотранспорта и т.д.
/>
Рисунок 1 — Дифференциация цен
Различные блоки цен, входящие в систему цен, имеют нетолько прямую, но и обратную связь. Например, повышение цен в топливномкомплексе через определенное время возвращается в эти отрасли в виде удорожанияматериально-технических ресурсов (машин, оборудования, электроэнергии и др.),потребляемых ими.
Столь тесная взаимосвязь и взаимозависимость цен, входящихв единую систему, обусловлена в основном двумя важными обстоятельствами:
— все цены формируются на единой методологической основе. Этойосновой являются законы стоимости, спроса и предложения;
— все предприятия (фирмы), производства и отрасли,хозяйственная деятельность которых обслуживается ценами, взаимосвязаны иобразуют в конечном счете единый хозяйственный комплекс. Взаимосвязьпредприятий, отраслей может быть самой разнообразной: производственной,экономической, технологической и др.
Вместе с тем взаимосвязь и взаимозависимость цен в единойсистеме не исключает и самостоятельного движения отдельных блоков цен и цен наконкретные товары внутри этих блоков, а наоборот, предполагает такое движение.
Необходимо отметить довольно тесную связь между системойцен и экономической средой, в которой действуют цены. Эта среда включает:товарное производство, различные формы собственности, конкуренцию, которые исоставляют основу рыночной экономики.
Система цен характеризуется такими показателями, какуровень цен, структура цен, динамика цен [5].
Классификация цен в зависимости от территории действия.
В соответствии с этим признаком различают:
цены единые или поясные;
цены региональные (зональные, местные и т.д.).
Единые или поясные цены устанавливаются и регулируютсягосударственными органами. Речь идёт о таких видах продукции и услуг, как,например, газ, электроэнергия, транспорт, кварт. плата и др.
Региональные и местные цены регулируются органамирегиональной власти и местного самоуправления. В процессе формирования эти ценыориентируются на издержки производства и реализации, складывающиеся в данномрегионе. Региональными являются цены и тарифы на подавляющее большинствокоммунальных и бытовых услуг оказываемых населению. Региональным являютсязакупочные цены на продукцию сельского хозяйства.
Классификация цен в зависимости от порядка возмещенияпотребителем транспортных расходов по доставке грузов. Помимо издержекпроизводства цена включает в себя издержки обращения, и в частности, расходы потранспортировке товаров до покупателя. Таким образом, географический факториграет значительную роль в формирование цены.
Исходя из этого экономического признака различаютнесколько видов цен.
Цена в месте производства продукции. По этой цене товарпередается покупателю в том месте, где он был произведен, со всеми правами нанего и ответственностью. В этом случае покупатель оплачивает сверх цены всефактические расходы по транспортировке продукции до места назначения.
Единая цена с включением расходов по доставке. Этот методустановления цены предполагает формирование фирмой единой цены для всехпокупателей, независимо от их местоположения, с включением в неё одинаковойсуммы транспортных расходов. Эта сумма рассчитывается как средняя стоимостьвсех перевозок. Единая цена особенно выгодна тем покупателям, которые удаленыот места производства товара и фактические транспортные расходы которыхзначительно превышают средние.
Зональные цены. В соответствии с этим методом определенияцен выделяется несколько географических зон и устанавливается единая цена дляклиентов, расположенных в границах одной зоны. Для каждой зон эти цены являютсяразличными, так как устанавливаются они в зависимости от величины транспортныхрасходов; по мере удаленности зоны цена возрастает.
Цены, определяемые на основе базисного пункта. Согласноэтому методу предприятие (фирма) устанавливает в нескольких географическихпунктах базисные цены на одну и ту же продукцию. Фактические цены продажирассчитываются путем прибавления к цене, установленной для ближайшего отзаказчика базисного пункта, транспортных расходов по доставке товара к местуназначения.
В зависимости от ряда экономических признаков в рыночнойэкономике все цены классифицируются по видам и разновидностям. Рассмотримосновные группы цен.
По характеру обслуживаемого оборота различают оптовые ирозничные цены.
Оптовой считается цена, по которой реализуется изакупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности, независимоот форм
собственности в порядке оптового оборота. Продажи ипокупки продукции оптовыми партиями сопровождается сменой форм собственности,чего не было при административном ценообразовании.
К числу оптовых цен относятся закупочные цены, по которымпредприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям илидругим предприятиям. В условиях перехода к рынку эти цены призваны обеспечиватьвозможность дальнейшей хозяйственной деятельности предприятиям и организациям.В состав закупочной цены не включаются НДС и акцизы.
Розничные цены – цены, по которым товары реализуются врозничной торговой сети населению, предприятиям и организациям, они являютсяконечными; по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются вдомашнем хозяйстве или производстве.
Состав розничной цены характеризуется следующимиэкономическими элементами, ее образующими: оптовой ценой промышленности, НДС иторговой надбавкой или торговой скидкой. Торговая надбавка состоит из издержекторговых организаций и их прибыли для продолжения их деятельности. Торговаянадбавка устанавливается предприятиями розничной торговли в процентах к ценамприобретения товаров (с НДС).
В зависимости от государственного воздействия,регулирования, степени конкуренции на рынке различают свободные и регулируемыецены.
Свободные цены – это цены, устанавливаемые производителямипродукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке.
К свободным ценам относятся: Цена спроса – цена, котораяскладывается на рынке покупателя; Цена предложения – рыночная цена, указываетсяв оферте без скидок. Цена производства – цена, определяемая на основе издержекпроизводства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал.
Регулируемые цены складываются под влиянием спроса ипредложения, но испытывают при своем формировании определенное воздействиегосударственных органов, которое осуществляется методами либо прямогоограничения роста или снижения цен, либо путем регламентации рентабельности,либо путем установления предельных надбавок или коэффициентов к фиксированнымценам прейскуранта, либо путем установления предельных значений элементов цен,либо каким-нибудь аналогичным методом.
Фиксированные цены прямо устанавливаются государством влице каких-либо органов власти и управления. Существуют также формыфиксирования цен, как прейскурантные цены, «Замораживание» рыночных свободныхцен, фиксирование монопольных цен. Такие цены устанавливаются в экстремальныхусловиях (в случае войны, стихийных бедствий, кризиса в экономике, острогодефицита товаров и т.д.).
По способу установления, фиксации различают твердые,подвижные, скользящие цены. Эти виды цен устанавливаются в договоре, контракте.
Твердые цены называют еще постоянными. Это такие цены,которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течениивсего срока поставки продукта по данному договору.
Подвижная цена – такая цена, когда в договорепредусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может бытьпересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная ценаизменится.
Скользящая или падающая цена – устанавливается почти впрямой зависимости от соотношения спроса и предложения. По мер насыщения рынкаона снижается (особенно оптовая цена; розничная цена может быть относительностабильной). Такой метод становления цены применяется чаще всего по отношению ктоварам первой необходимости. В этом случае взаимодействуют цены на товары иобъем их производства. Чем больше объем выпуска продукции, тем обширнее у фирмывозможности для снижения издержек и в конечном счете – цены.
По способу получения информации об уровне цены различаютпубликуемые и расчетные цены.
Публикуемые цены – это цены, сообщаемые в специальных ифирменных источниках информации. К публикуемым ценам относятся: справочные,прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов, торгов.
Справочные цены – это цены, публикуемые в различныхпечатных изданиях. Источниками справочных цен являются экономические газеты,журналы, специальные бюллетени, фирменные каталоги, прейскуранты.
Справочные цены могут быть номинальными, т.е. несвязанными с реальными коммерческими операциями. И могут отражать прошлыесделки, операции за истекший период.
Прейскурантные цены – это вид справочной цены, публикуемойв прейскурантах, т.е. в справочниках фирм – продавцов.
Расчетная цена применяется в договорах, контрактах нанестандартное оборудование; производимое обычно по индивидуальным заказам.
В зависимости от типа рынка различают: цены товарныхаукционов, биржевые котировки, цены торгов.
Аукционная цена – цена товара, проданного на аукционе. Онаможет существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше ее),поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров и взначительной степени зависит от уровня профессионализма лица, проводящего аукцион.
Биржевые котировки представляют собой цены специальноорганизованного и, в отличие от аукциона, постоянно действующего рынкамассовых, качественных, однородных, взаимозаменяемых товаров.
Цены торгов – это цены особой формы специализированнойторговли, которая основана на выдаче заказов на поставку товаров или полученияподрядов на производство определенных работ по заранее объявленном документе(тендере) условиям.
С учетом фактора времени различают постоянные, сезонные,ступенчатые.
Постоянная цена – цена, срок действия которой заранее неопределен.
Сезонная цена – цена, срок действия которой определенпериодом времени.
Ступенчатая цена – ряд последовательно снижающихся цен напродукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определеннойшкале.
Внутрифирменные цены.
Трансфертная цена применяется при совершении коммерческихопераций между подразделениями одной и той же фирмы или предприятия [5].
В зависимости от выбранной структуры управления внутренниецены могут формироваться на полуфабрикаты, изделия или готовую продукцию.Например, возможна ситуация, когда одно направление бизнеса производит некийполуфабрикат и продает его другому подразделению для доработки. Также возможнаситуация, когда одно подразделение передает по внутренним расценкам другомуподразделению определенный готовый продукт (это возможно, если бизнес поделенне по производственному признаку, а исходя из направления деятельности).
Основой для установления внутренних цен могут служитьрыночные цены, предельные затраты, издержки производства, договорные инормативные цены.
Рыночные цены используются для внутрифирменногоценообразования в том случае, когда цена конкретного продукта или полуфабрикатана рынке является наиболее подходящей базой для формирования внутренних цен.
Когда передача продукта происходит по рыночной цене, товозможна полная оценка работы бизнес-единицы. Если поставляющего подразделенияне существует, то продукт или полуфабрикат покупается на рынке по текущей цене.В свою очередь, если нет получающего подразделения, то продукт или полуфабрикатбудет реализован на внешнем рынке по той же цене.
Действия по подобной схеме практически исключаютконфликтные ситуации между направлениями бизнеса, так как поставляющееподразделение ничего не теряет, продавая продукт подразделению-переработчику,и, естественно, если подразделение-переработчик не нуждается в данном объемепродукта, поставляющее подразделение может легко реализовать невостребованныйпродукт на внешнем рынке. Наоборот, при недостатке продукта закупающееподразделение может легко восполнить недостачу путем взаимодействия с внешнимрынком. Таким образом, при формировании внутренних цен подобным образом обанаправления вносят вклад в прибыль компании независимо от метода реализациисвоего продукта (рисунок 2).
/>
Рисунок 2 — Взаимодействие подразделений компании привнутренней цене, равной рыночной
На практике многие компании корректируют внутренниепередаточные цены на сумму дополнительных расходов, которые могут возникнутьпри взаимодействиях с внешним рынком. В результате отпускная цена становитсяниже ровно на сумму дополнительных расходов, если взаимодействие происходило навнутрикорпоративном рынке. Но эта цена может быть выше, если возникаютотношения с внешним рынком в условиях недопроизводства или перепроизводствапродукции (работ, услуг) [6].
Использование трансфертных цен может оказыватьсущественное влияние на конкурентоспособность фирмы на рынке. Так, путемснижения цен на сырье и материалы, поставляемое дочерними предприятиями, можнозаметно повысить конкурентоспособность конечного товара.
По условиям поставки и продажи различают следующие видыцены: Ценна –нетто – цена на месте купли-продажи, цена-брутто определяется сучетом условий купли-продажи (вида и размера потоварных налогов, наличия иуровня скидок, вида франко и условий страховки) [5].
Таким образом, многообразие видов цен, сущность исодержание цены, роль цен в мирохозяйственных отношениях показывают насколькомногогранен и ответственен процесс ценообразования. Цели и задачихозяйствования продавца на каждом этапе его развития являются основополагающимфундаментом в построении механизма ценообразования, структура которогопредставляет собой взаимосвязь ценовой политики, стратегии и тактикиценообразования. Последние в свою очередь формируют методологию механизмаценообразование и его методику на основе общепринятых принципахценообразования.
1.3 Ценовая политика предприятия
Ценообразование — главное средство достижения целей фирмы.Для самостоятельных товаропроизводителей, работающих на рынок, независимо отформ собственности вопрос о ценах — это вопрос их существования и благополучия.Правильная методика установления цены, разумная ценовая политика,последовательная реализация хорошо проработанной ценовой стратегии являютсянеобходимыми компонентами успешной деятельности любого коммерческогопредприятия в современных условиях рынка.
При разработке ценовой политики предприятие должно четкоопределить цели, которые необходимо достичь посредством продажи конкретноготовара. В существующей хозяйственной практике с помощью ценовой политики возможнодостижение большого числа целей. Представим основные цели ценовой политики нарисунке .
При выборе ценовой политики следует также учитывать, чтохотя глобальной целью любого предприятия является получение прибыли, однако вкачестве промежуточных могут быть выдвинуты такие цели, как защита своихинтересов, подавление конкурентов, завоевание новых рынков, выход на рынок сновым товаром, быстрое возмещение затрат, стабилизация доходов. Причемдостижение этих целей возможно в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочнойперспективе. В то же время тот или иной уровень цены может по-разномувоздействовать на достижение тех или иных результатов, на величину прибыли,оборота, на долю участия в рынке. Только в экстремальных случаях преобладаеткакая-то одна цель предпринимательской деятельности. В обычной хозяйственнойпрактике с помощью ценовой политики возможно достижение большого количествацелей [5].
Чтобы правильно сформулировать ценовую политику, фирмадолжна четко представлять цели, которые она достигнет посредством продажиконкретного товара. При выборе ценовой политики следует также учитывать, чтохотя главной целью любого предприятия является получение прибыли, однако вкачестве промежуточных могут быть выдвинуты такие цели как:
защита своих интересов;
подавление конкурентов;
завоевание новых рынков;
выход на рынок с новым товаром;
быстрое возмещение затрат;
стабилизация доходов.