Реферат по предмету "Экономическая теория"


Лекции(шпоры)

(1.)  Группыотношений:
1.           Отношениячеловека с природой.
2.           Отношениямежду людьми по использованию природы.
1.           Группа:
Характеризуются:
— предмет труда (то из чего изготавливается в процессе производства продукттруда);
— средства труда (то с помощью чего изготавливается продукт);
— орудия труда (та часть средств труда, которая непосредственно воздействует напредмет труда).
Средстватруда + Предмет труда = Средства производства (вещественный природный факторпроизводства).
Личныйфактор производства – человек, обладающий определенной работоспособностью.
Средствапроизводства * Рабочая сила = Производственные силы общества
Предметэкономическая теория – производственные отношения между людьми.
Производственные(экономические) отношения – это отношения между людьми по поводу производства,распределения, обмена и потребления материальных благ.
Отношенияпо производству – это основа всех производственных отношений. Сердцевина этихотношений по производству – это отношение собственности на средствапроизводства.
Собственность– это отношение между людьми по поводу присвоения средств производства ипроизводимого продукта.
Отношенияраспределения обмена и потребления материальных благ складываются таковыми,каковы отношения собственности.
Системапроизводственных отношений, основанная на тех или иных формах собственностисоставляет экономику общества.
Экономическаятеория изучает также экономические законы.
Экономическийзакон– это устойчивое, повторяющееся, систематизированные связи и отношения вэкономической жизни.
— Законстоимости
— Закон спроса
— Закон предложения
— Закон взаимодействия спроса и предложения
Особенностиметода экономической теории.
1.       Производственныеотношения и экономические законы не имеют вещественного содержания, они неосязаемы.
2.       Производственныеотношения и экономические законы не проявляются прямо и непосредственно, атолько через свои формы.
(2)1.2. В системе экономических отношений экономическая теория изучаетэкономические потребности.
Экономическиепотребности – совокупность нужд и запросов, определяющихжизнедеятельность отдельных людей, их групп и общества в целом определённыхэкономических условий.
Все потребностиможно разделить на 2 группы: личные и производственные.
— Личные(те, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы с помощью предметапотребления)
— Материальные
— Духовные
— Социальные
— Производственные(связаны с потребностями производства материальных благ, они обеспечиваются засчёт средств производства)
Потребностипостоянно растут (действует закон повышения потребности).
Потребностивоздействуют на производство и толкают вперёд его развитие, но производствосамо воздействует на потребности.
Дляудовлетворения потребностей нужны определённые блага.
Благо — этовсё то, что заключает в себе определённый положительный смысл (предмет,явление, продукт труда) удовлетворяющие определённую человеческую потребность.
Всеблага делятся на:
— материальные(естественные дары природы + то, что создано руками человека)
— нематериальные(воздействующие на развитие способностей человека)
— экономическиеблага – это ограниченные блага (продукты человеческой деятельности, которыеможно получить в количестве ограниченном по сравнению с потребностямичеловека).
— неэкономические(свободные) блага – это блага природы, которые человек получает безприложения человеческих усилий.
— экономические ресурсы (факторы производства) – это необходимые условияпроизводства экономических благ (т.е. элементы, с помощью которыхизготавливаются экономические блага)
/>/>
ТРУД –процесс потребления рабочей силы (Р.С.).
Р.С. –способность человека к труду.
КАПИТАЛ –денежная форма средств производства.
ЗЕМЛЯ –невоспроизводимый ресурс.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕСПОСОБНОСТИ – это способность соединять воедино труд, капитал иземлю (это готовность к риску, умение принимать управленческие хозяйственныерешения, осуществление новаций).
Экономическиересурсы ограничены.
Ограниченностьресурсов – это невозможность одновременного и полногоудовлетворения всех потребностей всех людей.
Ограниченностьресурсов имеет проблему выбора и конкуренцию за их использование. Конкуренцияозначает соперничество между целями использования этих ресурсов.
Рациональноеповедение экономического человека – поведение, направленное на достижениемаксимальных результатов при имеющихся ограниченных ресурсов.
Определениепредмета экономической теории.
Экономическаятеория – это наука, которая изучает экономические отношения, между людьми иэкономические законы, а также экономическое поведение людей в производстве,распределении, обмена и потреблении материальных благ в условии ограниченностиимеющихся ресурсов.
2.           Особенности метода экономической теории.
3.       Производственныеотношения и экономические законы не имеют вещественного содержания, они неосязаемы.
4.       Производственныеотношения и экономические законы не проявляются прямо и непосредственно, атолько через свои формы.
Вэкономических исследованиях можно выделить 3 этапа:
1)Сбор фактов
     индукция    дедукция
2)Построение теории, экономической модели.
3)Выработка экономической политики.
Движениеот фактов к построению модели осуществляется с помощью 2-х основных методов:
— метод формальной логики;
— метод диалектической логики.
(3) 3.Типы экономических систем Этапы развития экономических систем Доиндустриальный Индустриальный Название экономических систем Натуральное хозяйство
-рыночная;
— командная;
— смешанная
Доиндустриальнаядо 18 века.
Главнаясфера экономики – сельское хозяйство.
Главныйресурс – земля.
Господствующаясоциальная группа – землевладельцы.
Индустриальная18 в. — Iпол. 20 в.
Главнаясфера – промышленность.
Главныйресурс – капитал.
Главнаясоциальная группа – владельцы и собственники информации.
Доиндустриальноеобщество.
Человекорганически включен в природу, отсутствие общественного разделения труда,замкнуто общение, все производиться и все потребляется. Хозяйствующие субъектыв виде мануфактуры. Полная личная зависимость, распределение, обмен,потребление материальных благ приобретают форму личных отношений, закрепляютсятрадициями.
Индустриальноеобщество.
Ручнойтруд заменяется машинным. Мануфактуры в фабрики. Индустриальный труд вытесняетаграрный. Натуральное хозяйство в товарное хозяйство. Личная независимость.
Постиндустриальноеобщество.
В ходеНТР наука превращается в непосредственную силу. Решающей становится непроизводственная сфера. Происходит революция телекоммуникации. Личностьвыступает как самоцель общественного развития. Личность является главныморудием прогресса.
Рыночнаяэкономика.
— Частная собственность
— Свобода выбора
— Конкуренция
Свободапотребителя заключается в свободе потребительского выбора. Свободапредпринимательства (что производить, как, для кого, по какой цене продавать,как тратить выручку решает предприниматель).
Главнаядвижущая сила – личный интерес. Ограничена роль государства в экономике.
Команднаяэкономика
— Монополизм государственной собственности на средства производства;
— Коллективное принятие экономических решений;
— Централизованное руководство экономикой через гос. планирование.
Смешаннаяэкономика
Единстводвух предыдущих экономик. Подавляющая часть государств находится в смешаннойэкономике.
Наиболееразвитые страны можно разместить:
Куба,Албания – командная.
Россия,Швеция, Нидерланды, Франция, Германия, Англия, Япония, США – смешанная.
Гонконг– рыночная.
 
(4) Особенностиметода экономической теории.
Производственныеотношения и экономические законы не имеют вещественного содержания, они неосязаемы.
Производственныеотношения и экономические законы не проявляются прямо и непосредственно, атолько через свои формы.
Вэкономических исследованиях можно выделить 3 этапа:
1)Сбор фактов
/>      индукция    дедукция
2)Построение теории, экономической модели.
3)Выработка экономической политики.
Движениеот фактов к построению модели осуществляется с помощью 2-х основных методов:
— метод формальной логики;
— метод диалектической логики.
Методыформальной логики.
Методиндукции – систематизация и обобщение фактов, а затем на основе этогопостроение экономической модели.
Методдедукции – теоретик умозрительно строит экономическую модель в виде гипотезы, азатем подтверждает ее фактами.
Методыанализа и синтеза:
Анализ– расчленение единого целого экономического явления на отдельные части и ихотдельное исследование.
Синтез– объединение исследовательских частей в единое целое и представление оявлении.
Обобщение– это выведение средних данных, средних вероятностей (средняя заработнаяплата).
Допущения– выражаются словами при прочих равных условиях, исследователь допускает, чтокакие-то явления остаются неизменным.
Сравнения
Аналогия.
Методыдиалектической логики.
2крупных блока: взаимосвязь и развитиеЕдиничного и общего 1) Переход количественных изменений в качественные Частного и целого 2) Единство и борьба противоположностей Причина и следствие 3) Отрицание Сущность и явление Содержание и форма Необходимость и случайность Возможность и действительность
Методдиалектической логики означает:
1.           Восхождениеот абстрактного к конкретному.
2.           Отобщего к частному.
3.           Единствоисторического и логического в исследовании.
Экономическиемодели оказываются абстракциями, то есть такое понятие, в котором исключенычастные моменты.
Наоснове построения определенных моделей, законов вырабатывается экономическаяполитика. И насколько политики будут близки к этой модели, настолькоэффективней будет политика.
(5)  Основныеэтапы развития экономической теории.
1)Экономическая теории как наука возникла в 16-17 вв. и первая экономическаяшкола называлась МЕРКАТЕЛИЗМ. Объектом исследования явилась торговля.Торговля и деньги – главный источник богатства. Главным выразителем МЕРКАЛИЗМАбыло купечество. Основная политика – протекционизм (недопущение иностранныхтоваров).
2)Классическая политическая экономика (17-18 вв.)
1. У. Бетти
2. П. Буагильберг
3. А.Смит
4. Д. Рекардо
5. К. Маркс
6. Ф. Энгельс
Представителиэтого направления центр исследования перенесли сферу торговли в сферупроизводства.
1 и 2считали только земледелие, (и назывались Физиократами), остальные– считали промышленность. Классическая экономическая теория, особенно Маркс иЭнгельс рассматривали капиталистические отношения в идеализированном виде сточки зрения классовой борьбы.
3)Неоклассическое направление. Нео – новое. Неоклассики исследовали необъективныеэкономические законы, а субъективное действие людей в экономике.
4)Кейнсианство – Д.М. Кейнс, нач. 2/3 20 в. (после экономического кризиса).Главная суть – усиление роли государства.
5)Монетаризм – Фридмен, 2/3 20 в. Главное – свобода рынка, но определяющимфактором экономики – количество денежной массы.
6)Новая классическая экономика.
7)Теория общественного выбора.
8)Институцианализм.
(8) Рыночныймеханизм и его участники.
1.           Сущностьи функции рынка.
2.           Основныеагенты рыночной экономики.
2.1.              Кругооборотресурсов и товаров, доходов и расходов.
3.           Взаимодействиеэкономических агентов в передаче прав собственности.
1.       Рынокявляется формой обмена, соответствующий товарному производству. Товарноепроизводство возникло в условиях разделения труда и экономического обособленияпроизводителей. В отличие от натурального производства товарное ориентированоне на собственное потребление, а на обмен путем купли-продажи. Можно сказать,что рынок – это экономический механизм, обеспечивающий взаимодействие продавцови покупателей.
Производство         Распределение          Обмен          Потребление
Рыноквыполняет следующие функции:
1)Ценообразующая – ведущая функция, так как она опосредует осуществление всехостальных функций. Цена складывается как равнодействующая величина противоречивыхинтересов продавцов и покупателей. Поэтому цена отражает и затраты напроизводство товара. (трудовая теория стоимости) и пользу для потребителя(теория предельной полезности). При этом цена формируется не до обмена, а впроцессе обмена.
2)Информационная. Цены дают информацию о необходимом количестве и видах товаров.Рост цен может быть и сигналом роста спроса. Фирму, цена информирует о верхнемпороге затрат на производстве.
3)Регулирующая. Она проявляется в решениях фирм об изменении объемов производства.Выпуск одних товаров уменьшается, других растет. При этом перераспределяются иресурсы.
4)Посредническая. Рынок связывает экономических участников, обособленных впроизводстве и обеспечивает наибольшие возможности для выбора.
5)Санирующая (оздоравливающая). Она проявляется в отборе экономических агентов,не выдержавшие конкуренции фирмы разоряются. Рынок – это жесткая система, но необеспечивающая наибольшую эффективность.
Рыночнаясистема прошла длительную историческую эволюцию: от рынка как места территории(базар) до современной системы рыночного хозяйства (Интернет). Сегодня в этойсистеме выделяют структуру и инфраструктуру. Структура рынка образуется путемего классификации по следующим признакам:
— пообъектам купли-продажи. Это рынок потребительских товаров и услуг, и рынокресурсов. В свою очередь каждый из них делится на рынки конкретных вещей;
— погеографическому признаку: локальные, региональные, национальные, международные(мировые);
— похарактеру сделок: оптовые и розничные;
— позаконам послушности (по легитимности) рынков, поэтому различают легальный инелегальный бизнес.
Инфраструктурарынка – совокупность служб и организаций, обеспечивающих работу рынку (биржи,банки, ярмарки, страховые компании).
(9) Основытеории спроса и предложения
1.           Спрос.Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.
2.           Предложения.Закон предложения.
3.           Взаимодействиеспроса и предложения. Равновесная цена.
4.           Эластичностьспроса и предложения.
1.Спрос (D) – потребность в каком-либотоваре, продукте, подкрепленная денежными ресурсами. Это платежеспособныйспрос.
Спроснаходится на стороне потребителя.
Объемспроса (Q) – это максимальноеколичество товара, который покупатель готов купить при данных рыночных условияхпри данной цене за определенное время.
ФУНКЦИЯСПРОСА – это зависимость объема спроса от факторов его определяющих.
QDA                                                                    -объемспроса товара А
QDA=f-функция(PA  -прайсцена, PB,PC …I-доходпокупателя,T-вкусы и предпочтения…)
Средидругих товаров B,C и др.выделяются товары взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые(комплиментарные) товары.
Допущения:все факторы, кроме цены данного товара (PA)неизменны.
См. стр. 17
Делаяэто допущение, мы выходим на закон спроса. Суть: с повышением цены товара,объем спроса падает. (Закон падающего спроса).
См.стр. 17
Причины:
1) Чемменьше цена, тем меньше желание потребителя покупать товар.
2) Приболее высоких ценах уменьшается покупательная способность (эффект дохода).
3)Высокие цены побуждают покупателей. Потребление более дешевых товаров(заменителей) – эффект замещения.
4)Полезность каждой последующей единицы потребляемого блага меньше, чемполезность предыдущей единицы, что связано с насыщением потребности.
Поэтомуприобретать дополнительное количество благ покупатель будет по более низкимценам. По законам спроса есть реальные и мнимые исключения.
Реальныеисключения – цена растет и спрос растет.
Мнимыеисключения – это эффект престижного потребления (эффект Вебрена). Эффектожидаемой динамики цен. Восприятие цены товара как показателя качества.
Важноразличать понятия спрос и объем спроса.
Награфике изменение в объеме спроса определяется движением точки по кривой спроса(D) и зависит это движение от всех факторов,кроме цены данного товара.
Изменениев спросе определяется на графике сдвигом кривой спроса (влево, вправо) изависит от изменения всех факторов, кроме цены данного товара.
Индивидуальныйспрос – это спрос отдельного конкретного потребителя на конкретный товар.
Рыночныйспрос – это сумма объемов спроса отдельных потребителей на данный товар при данномзначении цены.
Приснижении цены товара объем рыночного спроса растет в большей степени, чем объемспроса отдельного потребителя. Поскольку все больше начинают предъявлять спроспотребители с меньшими доходами.
Изучениерыночного спроса имеет большое практическое значение:
1) Онопозволяет принять верное решение о регулировании производства в отраслигоссектора.
2)Дает возможность в условии совершенной конкуренции при решении вопросовразвития производства в частном секторе ориентироваться на уровень рыночныхцен.
3)Возможность прогнозировать спрос.

(10)
Основытеории спроса и предложения
5.           Спрос.Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.
6.           Предложения.Закон предложения.
7.           Взаимодействиеспроса и предложения. Равновесная цена.
8.           Эластичностьспроса и предложения.
1.Спрос (D) – потребность в каком-либотоваре, продукте, подкрепленная денежными ресурсами. Это платежеспособныйспрос.
Спроснаходится на стороне потребителя.
Объемспроса (Q) – это максимальноеколичество товара, который покупатель готов купить при данных рыночных условияхпри данной цене за определенное время.
ФУНКЦИЯСПРОСА – это зависимость объема спроса от факторов его определяющих.
СМ. Стр. 16
Средидругих товаров B,C и др.выделяются товары взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые(комплиментарные) товары.
Допущения:все факторы, кроме цены данного товара (PA)неизменны.
См. стр. 17
Делаяэто допущение, мы выходим на закон спроса. Суть: с повышением цены товара,объем спроса падает. (Закон падающего спроса).
См.стр. 17
Причины:
1) Чемменьше цена, тем меньше желание потребителя покупать товар.
2) Приболее высоких ценах уменьшается покупательная способность (эффект дохода).
3)Высокие цены побуждают покупателей. Потребление более дешевых товаров(заменителей) – эффект замещения.
4)Полезность каждой последующей единицы потребляемого блага меньше, чемполезность предыдущей единицы, что связано с насыщением потребности.
Поэтомуприобретать дополнительное количество благ покупатель будет по более низкимценам. По законам спроса есть реальные и мнимые исключения.
Реальныеисключения – цена растет и спрос растет.
Мнимыеисключения – это эффект престижного потребления (эффект Вебрена). Эффектожидаемой динамики цен. Восприятие цены товара как показателя качества.
Важноразличать понятия спрос и объем спроса.
Награфике изменение в объеме спроса определяется движением точки по кривой спроса(D) и зависит это движение от всех факторов,кроме цены данного товара.
Изменениев спросе определяется на графике сдвигом кривой спроса (влево, вправо) изависит от изменения всех факторов, кроме цены данного товара.
Индивидуальныйспрос – это спрос отдельного конкретного потребителя на конкретный товар.
Рыночныйспрос – это сумма объемов спроса отдельных потребителей на данный товар приданном значении цены.
Приснижении цены товара объем рыночного спроса растет в большей степени, чем объемспроса отдельного потребителя. Поскольку все больше начинают предъявлять спроспотребители с меньшими доходами.
Изучениерыночного спроса имеет большое практическое значение:
1) Онопозволяет принять верное решение о регулировании производства в отраслигоссектора.
2)Дает возможность в условии совершенной конкуренции при решении вопросовразвития производства в частном секторе ориентироваться на уровень рыночныхцен.
3)Возможность прогнозировать спрос.
(11)
2.Предложение (S) – это необходимость продатьнеобходимое количество товаров и услуг на рынке по данной цене. Sнаходится на стороне производителя.
Объемпредложения (QS) – это maxколичество какого-либо товара, которое предлагает производитель при даннойцене.
ПРИЧИНЫ:
1)Более высокая цена побуждает производителя, стремящегося получить наибольшуюприбыль, расширять свое производство.
2)Более высокие цены способствуют отвлечению ресурсов от производства другихтоваров и напр-ю их на данный товар.
Согласнозакону падающей, производительности фактора производства: выпуск каждой новойединицы продукции связан с более высокими затратами ресурсов при неизменнойтехнической базе.
Надоразличать понятия предложения и объем предложения.
Объемпредложения зависит от цены данного товара и изображается движением точки покривой предложения.
Предложениетовара определяется всеми другими факторами, кроме цены данного товара иизображается сдвигом кривой предложения.
(12)
Эластичность– отражает степень изменения объема спроса или объема предложения в зависимостиот изменения цены.
См.грстр17
(13)
См.грстр19
Эластичность– отражает степень изменения объема спроса или объема предложения в зависимостиот изменения цены.
(14)
3.Спрос и предложение взаимодействия между собой и определяют точку равновеснойцены. Точку, в которой спрос равен предложению.
См. стр. 20
В этомвзаимодействии смысл рыночного механизма. Эту равновесную цену устанавливаетрынок, путем действия конкурентных сил.
Образованиеравновесной цены – это процесс, требующий определенного времени. За это времяпроисходит приспособление объема предложения товара к объему спроса. Время, втечение которого происходит. Это приспособление делится на: мгновенный,короткий и длительный периоды.
Мгновенный– это период, в который все факторы производства постоянны, объем производстване меняется, изменившийся спрос не влияет на предложение, цена повышается илипонижается по сравнению с равновесной.
Короткий– это период, в течение которого одна группа факторов производства не измена, адругая часть факторов меняется.
Длительный– это период, в котором изменяются все факторы производства, предложениеполностью подстраивается под спрос, устанавливается равновесная цена.
Нарыночное равновесие могут влиять различные факторы и государство.
Государствовлияет:
1)            спомощью налогов;
2)            дотации;
3)            фиксированныецены.
(15)
Фирма.Издержки производства. Прибыль.
Фирма– это экономический субъект рыночных отношений, который занимаетсяпроизводительной деятельностью, обладает самостоятельностью в принятии решений,объединяет ресурсы для производства экономических благ с целью полученияприбыли.
(16)
Фирма.Издержки производства. Прибыль.
Фирма– это экономический субъект рыночных отношений, который занимаетсяпроизводительной деятельностью, обладает самостоятельностью в принятии решений,объединяет ресурсы для производства экономических благ с целью полученияприбыли.
Цельданной темы: при каких условиях фирма достигает рациональностисвоего поведения.
1.           Издержкипроизводства и их виды.
2.           Прибыльи ее виды, оптимизация деятельности фирмы.
Выручкафирмы (R) = издержки производства (C) +Прибыль (Пр.)
Издержкипроизводства – затраты фирмы по производству продукции. Все затратыфирмы имеют два подхода в своей характеристике (также как и прибыль):экономические и бухгалтерские.
Соответственно,различают экономические и бухгалтерские издержки.
Экономическиеили вмененные издержки – это издержки в условиях наилучшего принятия хоз-горешения по использованию ресурсов.
Бухгалтерскиеиздержки – издержки, фактически осуществленные на данном предприятии и учтенныев бухучете.
Крометого, выделяют в бух. издержках постоянные (F) ипеременные (V) издержки.
Постоянныеиздержки – это те издержки, которые не зависят от объема выпускаемой продукциии которые предприятие должно нести обязательно, даже при нулевом выпускепродукции (освещение, водопровод и т.д.).
Переменные– это издержки, которые связаны с объемов выпуска продукции. См. стр. 22
Важнымпоказателем являются средние издержки AC – этоиздержки на единицу выпускаемой продукции. См.стр. 22
(17)
Поотношению к прибыли тоже существует 2 подхода: бухгалтерский и экономический.То есть различают: бух. и эконом. прибыль. Бух. прибыль рассчитывается какразность между выручками и бух. издержками.
Эконом.прибыль рассчитывается как разность между выручкой и эконом. издержками.Разница в норм. прибыли.
Нормальнаяприбыль – это своеобразная средняя оплата предпринимательских способностей.Если предприниматель прогнозирует прибыль ниже нормальной, то он просто уходитиз этой сферы. Если прогнозируемая прибыль равна или выше нормальной прибыли,то у предпринимателей есть интересы дальше продолжать.
Экономическиеиздержки и экономическая прибыль учитывают так называемые издержки упущенныхвозможностей, то есть прибыль, которую мог бы получить предприниматель, выбираянаиболее оптимальное решение.
Морженальныйанализ строится на выяснении того, что произойдет с выручкой, издержками иприбылью при увеличении производства продукции на единицу. Отсюда возникаютпонятия – предельная выручка, издержки и прибыль.
Предельнаявыручка – это приращение общей выручки от каждой дополнительной единицывыпускаемой продукции.
Предельныеиздержки – приращение общих издержек на каждую дополнительную единицупродукции.
Предельнаяприбыль – приращение  прибыли от продажи каждой последующей единицы продукции.
Еслипредельная выручка больше предельных издержек, то предельная прибыль будетрасти.
Если MR=MC, топредельная прибыль = 0.
Если MR
Итак,условие максимизации прибыли фирмы тоже самое условие рационального поведенияфирмы предельная выручка равна предельным издержкам MR=MC. Приэтом предельная прибыль = 0, а прибыль max.
(21)
КонкуренцияСм. стр. 26
Чистаяконкуренция, тип организаций, при котором рыночная цена формируется тольковзаимодействием спроса и предложения и такой тип рынка принято называть совершеннойконкуренцией.
Чистаяконкуренция характерна для рынка, где имеется множество производителейнекрупных, однотипной продукции, не существует барьеров для вхождения в рынок ине один из продавцов не оказывает влияние на рыночную продукцию. Пример: рыноксельхозпродукции.
(22)
Монополия– эта такая ситуация на рынке, когда товар или услуги на рынке представляет 1продавец. При монополии возможности покупателя торговаться ограничены, так какальтернативы продавца или изготовителя просто не существует. У покупателя естьодин выход борьбы с монополистом – не покупать товар.
Монополия– такая форма организации рынка, когда для продавцов множество благ и одинпокупатель.
Монопольнаявласть каждой фирмы заключается лишь в праве на изготовление особойразновидности товаров и предложение его на рынок по самостоятельной его цене.Но не возможность контроля над рынком всех товаров однотипного назначения, адиктовать цену.
(23)
Монополистическаяконкуренция – имеется много конкурирующих фирм, для удовлетворения одной и тойже потребности фирмы предлагают различный товар. Каждая из фирм имеет некоторуювозможность  влиять на цену, по которой она продает свой товар. Существующиефирмы не могут преградить вход на рынок новых конкурентов. Рынок отдельныхпродуктов питания, одежды, мебели и т.д.
Монопольнаяконкуренция характерна для организации производств, не нужно создавать крупныхпредприятий и не нужно крупный капитал. Возможно создание многих разновидностейтоваров, удовлетворяемые одну потребность. Право отдельной фирмы наизготовление товаров можно защитить с помощью авторских прав, логотипов.
Монополия– такая форма организации рынка, когда для продавцов множество благ и одинпокупатель.
(24)
Олигополия– характерно то, что все сходные товары производятся небольшим количествомфирм, которые конкурируют между собой. При этом каждая фирма может оказыватьсущественное влияние на цены. Ситуация олигополии – возникает в тех отраслях,где крупные предприятия.
Олигополия– рынок, на котором конкуренция происходит между наибольшим числом фирм,вытеснивших остальных конкурентов: Рынок автомобилей, Рынок автоперевозок.
(25)
Рыноктруда.
— Сфера взаимодействия продавцов и покупателей трудовых услуг.
Рыноктруда – совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людямобменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которыефирмы согласны им предоставить в обмен на трудовые услуги.См. стр. 31
Характеристикикупли-продажи:
1)Рабочуюсилу от наемного работника отличить нельзя.
2)Способность товара изменяться.
3)Наемный работник может предлагать свои услуги в разных отраслях хозяйства.
Механизмформирования зарплаты
1)           Самозанятость(создание собственной фирмы).
2)           Работапо найму.
Уровеньзарплаты наемных работников определяет 3 критерия:
1.           Квалификация.
2.           Непривлекательностьработы.
3.           Мераответственности. Чем выше ответственность работника, тем выше должна бытьвыплачиваемая ему зарплата.
Графикзависимости труда от заработной платы.См. стр. 33
Ставказаработной платы
— этоденежная сумма, выплачиваемая работнику за трудовые услуги, оказываемые им втечение определенного времени или необходимого для выполнения определенногообъема работ.
Рыноктруда характеризуется устойчивыми различиями в уровнях оплаты труда работниковразличных профессий и отраслей. Эти различия обусловлены следующими факторами:
1.       Мерасложности труда. Чем сложнее трудовые обязанности, тем человеческий капитал –знание и навыки, накопленные человеком в результате обучения и предыдущейтрудовой деятельности и влияющие на возможность его трудоустройства и уровеньполучаемой зарплаты.
2.       Мератягости труда. Зарплата должна компенсировать не только усилия по обучениюспециалистов, но и повышать тягость работы в некоторых отраслях производства.
3.       Мераограниченности талантов.
4.       Степеньриска. Чем выше риск нужной обществу работы, тем более высокую ставкузаработной платы требуют люди, готовые ее выполнить (космонавты,летчики-испытатели).
Рольпрофсоюзов на рынке труда.
Основныезадачи:
1)Улучшение условий труда и обеспечение его безопасности (льготные выплаты,снижение риска).
2)Повышение зар. платы за счет 2-х условий:
— создание условий на рост труда;
— ограничение предложения труда.См. стр. 35
Рольпрофсоюзов в современной экономике имеет тенденцию к снижению:
1.Изменение характера трудовой деятельности. Создание форм предприятий с долевымучастием наемных рабочих.
2.Общий рост благосостояния населения позволяет обеспечить наемных работниковболее приемлемых условий жизни, чем тогда, когда роль профсоюзов былаактуальной.
Зарплата– это приращенная форма рабочей силы, представляемая как цена труда.
(26)
Спроси предложение на рынке труда
Чемвыше оплата, которую работодатели готовы платить за выполнение определенноговида работ, тем больше число людей готовы ее выполнить.
Рыноктруда – это рынок производного спроса (П.С.). П.С. – спрос на факторыпроизводства, величина которого зависит от спроса на товары и услуги, дляпроизводства которых эти ресурсы используются. Производность спроса на рынкетруда определяет зависимость ситуации на нем от конъектуры на товарных рынках,то есть задает рамки, в которых может развиваться рыночный торг. На рынке трудабудет требоваться столько работников, сколько может быть использовано выгоднопри данном уровне заработной платы.
Чемвыше плата, которую работник требует за свой труд, тем меньше число работниковработодатель готов нанять.
(27)
Рольпрофсоюзов на рынке труда.
Основныезадачи:
1)Улучшение условий труда и обеспечение его безопасности (льготные выплаты,снижение риска).
2)Повышение зар. платы за счет 2-х условий:
— создание условий на рост труда;
— ограничение предложения труда.См. стр. 35
Рольпрофсоюзов в современной экономике имеет тенденцию к снижению:
1.Изменение характера трудовой деятельности. Создание форм предприятий с долевымучастием наемных рабочих.
2.Общий рост благосостояния населения позволяет обеспечить наемных работниковболее приемлемых условий жизни, чем тогда, когда роль профсоюзов былаактуальной.
(28)
Рыноккапитала.
1.           Производственныйкапитал, его кругооборот и оборот.
2.           Денежныйкапитал. Процент.
Капитал– стоимость, приносящая прибавочную стоимость. Материальным содержаниемкапитала является стоимость всех средств производства, стоимость рабочей силы.Основная составляющая – средство производства и эту часть называютинвестиционными ресурсами.См. стр. 36
D’= D +∆D – прибавочная стоимость. Этоформула кругооборота капитала.
Кругообороткапитала – последовательный переход капитала из одной функциональной формы вдругую и возращение к исходной форме, при этом капитал проходит 3 стадии (2стадии обращения и 1 стадию производства) и принимает 3 функциональных формы:денежную, производительную и товарную.
Производительныйкапитал имеет терминологию производственные фонды. Кругооборот капиталапостоянно повторяющийся процесс – это оборот капитала, он характеризуетсяскоростью и временем оборота… стр. 36
Скоростьоборота капитала (число оборотов за промежуток времени (1 год).
О –период, точка, принятая за время отсчета (как правило, какой-то год)
о –продолжительность одного оборота капитала.
Времяоборота – время, в течение которого капитал полностью переноситсвою стоимость на готовый продукт и возвращается к предпринимателю в этом жеколичестве.
Взависимости от характера оборота капитала весь производительный капитал делитсяна основной и оборотный капитал.
Основнойкапитал, который функционирует длительное время, сохраняет свою натуральнуюформу и стоимость переносится на готовую продукцию частями в течение несколькихкругооборотов. К основному капиталу относим средства труда.
Оборотныйкапитал, который функционирует непродолжительное время, изменяет свойнатуральный вид, сразу в полном объеме. Относятся предметы труда (сырье,материалы).
Скоростьоборота капитала в разных отраслях зависит от специфики этой отрасли. Времяобращения – время, в течение которого капитал находился в денежной и товарнойформах. Включает  себя время нахождения на складе готовой продукции, времятранспортировки, время реализации, время создания необходимых запасов средствпроизводства.
Длясоздания и увеличения производительного капитала необходимо вложение денежныхсредств – инвестиций. Поскольку ценность капитала в настоящее время зависит оттого, что он может дать в будущем. Для того, чтобы инвестированиеосуществлялось интенсивнее и эффективнее важно движение денежного капитала илиссудный капитал.
Ссудныйкапитал – денежный капитал, который его собственник за определенноевознаграждение передает во временное пользование функционирующимпредпринимателям за определенную плату называемым процент.
Ссудныйкапитал – это особый товар, а процент – это плата за этот товар. Источникпроцента  — это прибыль, которую получает функционирующий предприниматель иотдает часть этой прибыли банкиру. Нижняя граница процента -0, верхняя –прибыль предпринимателя.
Нормассудного процента или ставка ссудного процента равна
Nпр =Процент/Кденс(с суд)*100%
Нормапроцента зависит от спроса и предложения на ссудный капитал.
(29)
Рыноккапитала.
3.           Производственныйкапитал, его кругооборот и оборот.
4.           Денежныйкапитал. Процент.
Капитал– стоимость, приносящая прибавочную стоимость. Материальным содержаниемкапитала является стоимость всех средств производства, стоимость рабочей силы.Основная составляющая – средство производства и эту часть называютинвестиционными ресурсами… стр. 36
D’= D +∆D – прибавочная стоимость. Этоформула кругооборота капитала.
Кругообороткапитала – последовательный переход капитала из одной функциональной формы вдругую и возращение к исходной форме, при этом капитал проходит 3 стадии (2стадии обращения и 1 стадию производства) и принимает 3 функциональных формы:денежную, производительную и товарную.
Производительныйкапитал имеет терминологию производственные фонды. Кругооборот капиталапостоянно повторяющийся процесс – это оборот капитала, он характеризуетсяскоростью и временем оборота… стр. 36
Скоростьоборота капитала (число оборотов за промежуток времени (1 год).
О –период, точка, принятая за время отсчета (как правило, какой-то год)
о –продолжительность одного оборота капитала.
Времяоборота – время, в течение которого капитал полностью переноситсвою стоимость на готовый продукт и возвращается к предпринимателю в этом жеколичестве.
Взависимости от характера оборота капитала весь производительный капитал делитсяна основной и оборотный капитал.
Основнойкапитал, который функционирует длительное время, сохраняет свою натуральнуюформу и стоимость переносится на готовую продукцию частями в течение несколькихкругооборотов. К основному капиталу относим средства труда.
Оборотныйкапитал, который функционирует непродолжительное время, изменяет свойнатуральный вид, сразу в полном объеме. Относятся предметы труда (сырье,материалы).
Скоростьоборота капитала в разных отраслях зависит от специфики этой отрасли. Времяобращения – время, в течение которого капитал находился в денежной и товарнойформах. Включает  себя время нахождения на складе готовой продукции, времятранспортировки, время реализации, время создания необходимых запасов средствпроизводства.
Длясоздания и увеличения производительного капитала необходимо вложение денежныхсредств – инвестиций. Поскольку ценность капитала в настоящее время зависит оттого, что он может дать в будущем. Для того, чтобы инвестированиеосуществлялось интенсивнее и эффективнее важно движение денежного капитала илиссудный капитал.
(30)
Ссудныйкапитал – денежный капитал, который его собственник за определенноевознаграждение передает во временное пользование функционирующимпредпринимателям за определенную плату называемым процент.
Ссудныйкапитал – это особый товар, а процент – это плата за этот товар. Источникпроцента  — это прибыль, которую получает функционирующий предприниматель иотдает часть этой прибыли банкиру. Нижняя граница процента -0, верхняя –прибыль предпринимателя.
Нормассудного процента или ставка ссудного процента равна
Nпр =Процент/Кденс(с суд)*100%
Нормапроцента зависит от спроса и предложения на ссудный капитал.
(31)
Рынокземли
1.           Спецификаземли, как фактора производства.
2.           Рента– цена земли.
Понятие«земля» в экономической теории в широком смысле слова – это все ресурсы,связанные с землей. В узком смысле слова земля – это поверхность (почва), тоесть земля, используемая для земледелия и строительства.
Земля– важнейший ресурс предприятия.
Особенностиземли как фактора производства:
1.           Естественнаяограниченность.
2.       Невоспроизводимыйфактор производства. Поэтому график предложения земли будет выглядеть так.
Тоесть предложение земли абсолютно не эластично.
3.       Напредложение земли влияет плодородие и место положение участка, поэтому, говоряоб ограниченности, мы имеем землю определенного качества, расположенную вопределенном месте.
4.       Особенностьспроса на землю: См. стр. 39
Этозначит, что по мере вовлечения земли в хозяйственный оборот при данном уровнетехники пользователь земли будет обязательно переходить от лучших по плодородиюземель к средним и худшим.
5. Вотношении земли существует отделение землевладение и землепользование,землевладение осуществляет собственник земли, землепользование – арендатор. Онплатит собственнику арендную плату, в которую в составной части входитземельная рента.
(32)
Рента.
Экономическаярента – плата за ресурс, предложение которого строго ограничено.
Земельнаярента – частный случай экономической ренты. Это плата за использование ограниченнойземли. Различают абсолютную и дифференцированную ренту. Причиной абсолютнойренты является монополия собственности на землю, как таковой, эта рентапредставляет собой дань.
Дифференцированнаярента – причиной ее возникновения является монополия на землю как объектхозяйствования, условие: это различие земли по плодородию и местоположению.Обычно выделяют лучшие, средние и худшие земли.
Лучшиеземли будут давать больший доход в силу естественного плодородия, и весь этотдифференцированный доход будет стремиться изъять собственник земли. СМ. стр. 40
Посколькуземля арендуется, то дифференцированную ренту до определенного момента получаетарендатор. При перезаключении арендного договора собственник земли увеличиваетарендную плату, изымая полностью или частично дифференцированную ренту уарендатора. Поэтому всегда существует конкуренция между арендатором исобственником.
Ценаземли – капитализированная земельная рента, то есть эта такая сумма денег,которая будучи вложенная в банк приносила бы аналогичный процент на вложенныйкапитал. См. стр. 41

(33)
Государственноерегулирование рыночной экономики
1.       Ограниченностьрынка и необходимость его «корректировки» со стороны государства.
2.       Формыи методы гос. регулирования экономики.
1.       Чистойконкуренции, свободной конкуренции абсолютного рынка не существует в жизни, этовсе модели. В любой рыночной экономике функционирует государство. Есть функциирыночной экономики, которые не может осуществить сам рынок по своей сути, а непо прихоти.
Функции:
1)           Обеспечениеэкономики нужным количеством денег.
2)           Регулированиевнешних побочных эффектов.
3)           Удовлетворениепотребностей в общественных благах (коллективных товаров).
2.       Деятельностьлюбого субъекта (фирма) связана с влиянием другого субъекта и на все общество.Особенно характерный пример – это экология.
3.       Всепотребляемые блага можно подразделить на 2 группы: -индивидуальные иобщественные.Индивидуальные блага Общественные блага 1. Выступают для блага индивидуальных лиц. 1. Они делимы: они состоят из крупных единиц, которые невозможно потребить индивидуальным потребителем. 2. На них распространен принцип исключительности: кто может платить, получает индивидуальные блага, кто не может – исключается из числа потребителей индивидуальных благ. 2. Не распространяется принцип исключительности, независимо от доходов потребляют все. 3. Потребление осуществляется в результате купли-продажи. 3. Выпадает сфера обмена из их движения, они потребляются сразу после производства.
Справедливостьс точки зрения рынка далеко не всегда в общечеловеческих благах. Перечисленные3 функции определяют min границу государствавмешательства в рыночную экономику. Это min икаждый политик будет эти функции выполнять. Кроме этого, 3 функции должно взятьна себя государство:
— эффективность, — стабильность, — справедливость.
Эффективность:государство создает такие экономические стимулы. Которые способствуютэффективному функционированию экономики: антимонопольная деятельность, другиеспособы поддержания конкуренции: поддержка малого бизнеса.
Справедливость:государство берет на себя функции перераспределения доходов, чтобы поддержатьпрестарелых, инвалидов, женщин, студентов.
Стабильность:проведение антиинфляционной политики и политики безработицы. Кроме общественныхблаг выделяются квазнообщественные блага – это те общественные товары, накоторые частично распространяется принцип исключительности (образование издравоохранение).
2.Существует 3 регулятора:
1)Правовые регуляторы – самый мощный.
2)Административный – его применяют в крайних случаях (целевое финансирование,государственная закупка товаров и услуг).
3)Экономический регулятор – бюджетно-налоговые, денежно-кредитные регуляторы,амортизационная политика, валютная, таможенная.
Кромерегулирующего воздействия гос-во выступает в качестве самостоятельногохозяйствующего субъекта, то есть гос. сектор – гос. предприятия, учреждения имуниципальные сектор – это муниципальные предприятия и учреждения.
(34)
Существует3 регулятора:
1)Правовые регуляторы – самый мощный.
2) Административный– его применяют в крайних случаях (целевое финансирование, государственнаязакупка товаров и услуг).
3)Экономический регулятор – бюджетно-налоговые, денежно-кредитные регуляторы,амортизационная политика, валютная, таможенная.
Кромерегулирующего воздействия гос-во выступает в качестве самостоятельногохозяйствующего субъекта, то есть гос. сектор – гос. предприятия, учреждения имуниципальные сектор – это муниципальные предприятия и учреждения.
(36)
Национальнаяэкономика: цели и результаты.
1.       Национальнаяэкономика, ее эффективность.
2.       Валовойнациональный продукт (ВНП), сущность и способы измерения
3.       Системанациональных счетов.
Национальнаяэкономика – эта система экономических отношений и экономических законов,действующих в национальном масштабе.
Основойнациональной экономики является общественное производство. Цель общественногопроизводства: общественное благосостояние.
Общественноевоспроизводство – это общественное производство, понимаемое как постоянноповторяющийся процесс. Это значит, что общественное воспроизводство включает всебя и проблему производства товаров и услуг и проблему их реализации. Следуетчетко различать 2 понятия: эффективность производства и эффективностьобщественного производства.
Эффективностьпроизводства или результат производства – это определенный объем произведенныхтоваров и услуг в общественном масштабе за определенный промежуток времени.Сегодня конкретные показатели – это ВНП, валовой внутренний продукт (ВВП),национальный доход. Это абсолютные величины.
Эффективностьобщественного производства – это эффект или результат по отношению с затратами:на производство товаров и услуг – это относительный показатель.
Затратыосновного капитала
— Площадь земли в хозяйственном обороте.
— Численность занятых работников.
Обществовсегда стремиться использовать ограниченные ресурсы с наибольшей отдачей. Приэтом общество стремиться обеспечить полную занятость ресурсов и полный объемпроизводства.
Полнаязанятость ресурсов – это вовлечение всех ресурсов в производство в полномобъеме с наибольшей эффективностью.
Полныйобъем производства – это такое количество произведенных товаров и услуг,которое обеспечивается полной занятостью ресурсов. Ограниченность ресурсовозначает, что производственные ресурсы ограничены, поэтому всегда во всевремена стоит перед обществом главная задача: какие товары производить и откаких товаров отказаться.
Допущения:
1.Экономика функционирует в условиях полной занятости и полного объемапроизводства.
2.Количество ресурсов постоянно.
3.Технология производства неизменна.
4.Экономика осуществляет производство 2-х товаров, а не бесчисленное множество(все, что едим – хлеб, и средства производства – экскаватор).
Существуютмножество возможностей сочетания производства хлеба и экскаватора. Мы называемэто производительные возможности.
ПроизводственныевозможностиПроизводительные возможности Выпуск продукции (ед) Вмененные издержки км 100 ед хлеба Хлеб Экскаватор A 300 - B 100 275 25 C 200 210 65 D 300 120 90 E 400 120
СМ. стр. 46
Линияна графике – называется граница производственных возможностей.
F –неполное использование ресурсов.
Q –использование сверх ресурсов.
Обществона каждом из определенных этапов выбирает ту или иную возможность. Это значит,что оно либо уменьшает потребление и увеличивает накопление средствпроизводства, либо осуществляет обратный процесс.
Важнымпоказателем достижения вмененных издержек – это количество продуктов отпроизводства которых нужно отказаться, чтобы увеличилось количество другогопродукта. Вмененные издержки возрастают – это действует как закон возрастаниявмененных издержек производства. Сущность этого закона состоит в том, что дляувеличения производства какого-то продукта используются все более неприспособленные ресурсы, которые требуют больших затрат.
Мыпроанализировали проблему эффективности при определенных допущениях, вчастности при статичной экономике.
(40)
Совокупноепредложение – реальный объем национального производства, при каждом возможномуровне цен предложение определяет совокупные доходы общества, которыевыражаются в собственном национальном доходе. См.стр. 53
Здесьвыделяются 3 периода, общественное производство развивается циклично.
ОтрезокQQ1 – означает расширениеобъема производства при неизменных ценах. Причем уровень этого производствадостаточно низкий. Даже расширение объема производства не приведет к росту цени, наоборот, в силу низкой платежеспособности. На определенном этапе отрезок Q1Q2 –происходит прямопроп., где рост цен и рост объема производства идет вовлечениересурсов производства. Стремление к полной занятости ресурсов и к полномуобъему производства.
Вточке Q2 достигаетсяестественный уровень безработицы. Экономика работает на полную мощность, ростцен может происходить при малоизменяющемся объеме производства.
Наобъем предложения влияют и неценовые факторы совокупного предложения: 1.Изменение цен на ресурсы.
2.Изменение цен на импортные ресурсы.
3.Изменение налоговой системы.
(41)
Наобъем предложения влияют и неценовые факторы совокупного предложения: 1.Изменение цен на ресурсы.
2.Изменение цен на импортные ресурсы.
3.Изменение налоговой системы.
Экономическоеравновесие на макроэкономическом уровне зависит от инвестиций, потребления исбережения.
Англ.Экономист Кейнс сформулировал теорию, основанную на этих 3 предложениях. Стечением времени люди с ростом своих доходов склонны увеличивать своепотребление, но не в той же степени, в какой растут доходы.
Помере ростов дохода население все больше откладывает часть средств на сбереженияи чем больше эти доходы, тем больше сбережения, то есть с ростом доходов растути потребление и сбережение, но доля потребления уменьшается, а доля сбережениярастет. Главный фактор, который влияет на размер сбережения и потребления – эторазмер дохода. Он определил показатель – предельная склонность к потреблению =изменение в потреблении / изменение доходов
Предельнаясклонность к сбережению = изменение величины сбережений / изменение величиныдоходов. См. стр. 55
Главныйфактор на потребление людей является доход. Но рост дохода и рост потребленияпроисходит не в одинаковой степени.
Ссудныйпроцент – основной факто, влияющий на вложение инвестиций, источникоминвестиций являются сбережения.
Наинвестиции влияет ценовой фактор – это норма ссудного процента.
Неценовыефакторы, влияющие на кривую инвестиций сдвигают влево или вправо – это налоги,имеющийся наличный, основной капитал, ожидание фирмы, изменение технологическихзатрат на приобретение и эксплуатацию основного капитала. И ряд другихфакторов.
Главнаяпроблема макроэкономического равновесия:
Сбереженияв обществе являются источников инвестиций в экономику. Но инвестиции зависят отставки ссудного процента, а сбережения от размеров дохода, инвестицииосуществляются одним хозяйствующим объектом, а сбережения – другим, в основномдомохозяйством. И только при проведении определенной экономической политикимакроэкономика может приближаться к равновесию.
(42)
Помере ростов дохода население все больше откладывает часть средств на сбереженияи чем больше эти доходы, тем больше сбережения, то есть с ростом доходов растути потребление и сбережение, но доля потребления уменьшается, а доля сбережениярастет. Главный фактор, который влияет на размер сбережения и потребления – эторазмер дохода. Он определил показатель – предельная склонность к потреблению =изменение в потреблении / изменение доходов
Предельнаясклонность к сбережению = изменение величины сбережений / изменение величиныдоходов. См. стр. 55
Главныйфактор на потребление людей является доход. Но рост дохода и рост потребленияпроисходит не в одинаковой степени.
Ссудныйпроцент – основной факто, влияющий на вложение инвестиций, источникоминвестиций являются сбережения.
Наинвестиции влияет ценовой фактор – это норма ссудного процента.
Неценовыефакторы, влияющие на кривую инвестиций сдвигают влево или вправо – это налоги,имеющийся наличный, основной капитал, ожидание фирмы, изменение технологическихзатрат на приобретение и эксплуатацию основного капитала. И ряд другихфакторов.
Главнаяпроблема макроэкономического равновесия:
Сбереженияв обществе являются источников инвестиций в экономику. Но инвестиции зависят отставки ссудного процента, а сбережения от размеров дохода, инвестицииосуществляются одним хозяйствующим объектом, а сбережения – другим, в основномдомохозяйством. И только при проведении определенной экономической политикимакроэкономика может приближаться к равновесию.
(43)
Помере ростов дохода население все больше откладывает часть средств на сбереженияи чем больше эти доходы, тем больше сбережения, то есть с ростом доходов растути потребление и сбережение, но доля потребления уменьшается, а доля сбережениярастет. Главный фактор, который влияет на размер сбережения и потребления – эторазмер дохода. Он определил показатель – предельная склонность к потреблению =изменение в потреблении / изменение доходов
Предельнаясклонность к сбережению = изменение величины сбережений / изменение величиныдоходов. См. стр. 55
Главныйфактор на потребление людей является доход. Но рост дохода и рост потребленияпроисходит не в одинаковой степени.
Ссудныйпроцент – основной факто, влияющий на вложение инвестиций, источникоминвестиций являются сбережения.
Наинвестиции влияет ценовой фактор – это норма ссудного процента.
Неценовыефакторы, влияющие на кривую инвестиций сдвигают влево или вправо – это налоги,имеющийся наличный, основной капитал, ожидание фирмы, изменение технологическихзатрат на приобретение и эксплуатацию основного капитала. И ряд другихфакторов.
Главнаяпроблема макроэкономического равновесия:
Сбереженияв обществе являются источников инвестиций в экономику. Но инвестиции зависят отставки ссудного процента, а сбережения от размеров дохода, инвестицииосуществляются одним хозяйствующим объектом, а сбережения – другим, в основномдомохозяйством. И только при проведении определенной экономической политикимакроэкономика может приближаться к равновесию.
3.Экономические циклы в макроэкономике.
Вкапиталистических органах происходят экономические кризисы производства,периодичность начиналась от 11 лет до 2-3-х лет в настоящее время.
Самыйсильный мировой экономический кризис (начиная с 1825г.) – кризис 1929-1933гг.«Великая депрессия», после этого кризиса 1974-1975гг.
См. стр. 56
Причина:конечной причиной любого кризиса является противоречие между производством ипотреблением, поскольку целевые установки потребителя и производителя разные, упроизводителя максимизация прибыли – это рациональность поведения фирмы, а употребителя – наиболее maxудовлетворение своих потребностей.
Наопределенном этапе это противоречие достигает своего пика и выражается всильном нарушении равновесия между товарной массой и совокупнымплатежеспособным спросом, то есть уровень потребления сокращается и вот тогданаступает кризис.
Стимуломвыхода из кризиса и приведение в соответствие совокупного спроса и совокупногопредложения является снижение издержек производства фирмами и массовоеобновление основного капитала, таким образом производство приспосабливается ксовокупному спросу, восстанавливается равновесие, равновесная цена. Кризисперепроизводства надо рассматривать как внутренний присущий рыночному хозяйствумеханизм установления пропорций макроэкономики.
Выходиз кризиса стимулирует научно-технический процесс. В нач. 20 в. ряд ученых иВ.Д, Кондратьев выявили теорию «больших волн» или «теория больших волн»,согласно которой развитие хозяйства за длительный промежуток времени происходиттакже волнообразно, но с большими циклами конъюнктуры (в кажд. примерно 50 лет,изменение, выход из этих больших спадов экономики происходит в результатенаучно-технической революции).

(44)
Денежноеобращение и инфляция
Классическаяэкономическая теория выдвигает эволюционную концепцию происхождения денег, этозначит, что их возникновение – это результат развития общественного разделениятруда и рынка. Постепенно по мере развития товарного хозяйства выделяется ивыделился один товар, который стал выполнять функцию всеобщего эквивалента, тоесть такого товара, на который можно обменять все другие товары (золото).
Деньги– особый товар, выделившийся в процессе развития товарного хозяйства ивыполняющий функцию всеобщего эквивалента.
Функцииденег:
1.           деньги,как мера стоимости
2.           Деньгикак средство обращения
3.           Деньгикак средство платежа
4.           Деньгикак средства накопления.
5.           Мировыеденьги.
1. Этозначит, что деньги выражают стоимость всех других товаров, то есть, преждевсего, затраты труда на производство этого товара, стоимость товара, выраженнаяв деньгах, называют ценой товара. Эту функцию деньги выполняют как идеальную. Сэтой функцией связано понятие масштаб цен – фиксированное законом определенноевесовое количество золота в каждой денежной единице.
2. Этафункция означает, что деньги выступают посредником при совершении купли-продажи(Т-Д-Т). С этой функцией связано количество денег, необходимых для обращения. Сфункцией денег как средство обращения связано возникновение бумажных денег.Количество денег, необходимых для обращения.
См. стр. 59
3. Этафункция связана с продажей товаров в кредит. В этом случае деньги функционируютв сфере обращения вне сферы товарного обращения. Эта функция осуществляется ввыплате заработной платы, выплате налогов, займы и т.д. С функцией денег каксредство платежа связано возникновение кредитных денег (вексель). Вексель – этописьменное договорное обязательство строго установленного образца, дающеевозможность его владельцу по истечению определенного срока требоватьопределенную денежную сумму с должника.
Банкнота– это вексель на банкира, по которому его предъявитель может получить в любоевремя деньги в банке.
Чек –это документ, содержащий безусловный приказ владельца текущего счета банку овыплате определенной суммы конкретному лицу или предъявителю чека.
Эволюцияденег.
Помере развития товарного хозяйства постепенно золото как эквивалент стало заменятьсяего символами, то есть происходила – демонетизация золота. Этот процесс означалотрыв денег от золотого содержания. Во многих странах был прекращен обменбанкнот на золото, это совершалось путем ведения сначала золотослитковогостандарта (размен денег происходил на золото в слитках, а не на золотыемонеты), затем был введен золотодефизный стандарт (это денежная система, прикоторой банкноты размениваются на дефизы, дефизом стал доллар).
Вторымэтапом демонетизации послужило устранение не только фактической, но иформальной связи с золотом. Курс бумажных денег не зависит от золотогосодержания запасов. Сегодня деньгами являются кредитные карточки, электронныеденьги.
(45)
Денежныесистемы – это исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленнаягосударством форма организации денежного обращения.
1)Национальная денежная единица.
2)Масштаб цен.
3)Система выпуска (эмиссий) денег.
4)Определение форм денег.
5)Валютный паритет.
6)Институты денежной системы.
Системыденег зависят от вида обращающихся денег, поэтому различают:
— Систему обращения Ме денег.
— Систему обращения бумажных и кредитных денег.
Поотношению к наличности различают систему наличных денег и систему безналичныхденег.
Различаютсистемы в истории: биметаллические и монометаллическая (золотое обращение исвободный размен бумажных денег на золото).
Денежнаямасса – совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств,обеспечивающих движение товаров и услуг в экономике государства.
Различают2 части: активная и пассивная денежные массы.
Активнаячасть денежные средства, которые реально обслуживает движение товаров и услуг.
Пассивнаячасть – денежное накопление, остатки на счетах в банках, которые потенциальномогут обслужить движение товаров и услуг.
См. Стр. 62
Квази-деньги– компоненты денежной массы, которые непосредственно нельзя использовать какпокупательный спрос в качестве купли-продажи (средства на сберегательныхвкладах, на депозитных сертификатах, акции и др.). Важнейшим определяющимкачеством различных активов является ликвидность, то есть обмениваемость их наденьги, возможность превращения их в денежную форму. Абсолютной ликвидностьюобладают сами деньги. Квази-деньги тоже относятся к достаточно высоко-ликвиднымденьгам. Ликвидное имущество (золото, нефть, произведения искусства,драгоценности), то есть те товары и услуги, которые можно очень быстро обменятьна деньги. Менее ликвидные – здания, сооружения.
Внашей стране денежные агрегаты (М1М2 ) началирассчитываться с нач. 90-х годов с началом рыночных отношений. Во всем миреидет увеличение денежных масс, причина этому мультипликационное расширениебанковских депозитов (то есть банки сами делают деньги).
Впрактике, в работе правительства любой страны в макроэкономической политикеочень важен учет денежной массы, агрегатов и их составляющих.
(46)
Денежныйрынок – это рынок, на котором спрос на деньги и их предложение определяетуровень процентной ставки, то есть цену денег. Кроме того, это есть институтырынка, которые обеспечивают взаимодействие спроса и предложения на деньги(центр. Банк, монетный двор, фондовые биржи).
См. стр.63
Наденежном рынке деньги не продаются и не покупаются как товар. При сделках наденежных рынках деньги обмениваются на другие ликвидные средства «постоимости», измеренных в единицах нормы процента.
Спросна деньги вытекает из 2-х функций: быть средством обращения и средствомсохранения богатства. В 1-м случае речь идет о спросе на деньги для сделоккупли-продажи, а во 2-м случае речь идет о спросе на деньги для приобретениядругих активов (акций, облигаций).
Решающейчастью объема спроса является спрос на деньги для сделок. Спрос на деньги дляприобретения финансовых активов определяется стремлением домохозяйств, получитьдоход в виде дивидендов (доход на акции) или процента.
Изменяетсяобратнопроп. уровню процентной ставки. Кривая общего спроса (Д) определяетсяобщим количеством денег, которое домохозяйства и фирмы хотят иметь для сделок,покупки акций и облигаций, при каждой возможной ставке ссудного процента. Криваяпредложения (S) имеет форму вертикальнойпрямой при допущении, что центр. Банк, контролирующий денежное предложениестремится поддерживать его на фиксированном уровне независимо от ставкипроцента, и это действительно так происходит. Равновесие на денежном рынкесуществует в точке пересечения кривых спроса и предложения.

(47)
Инфляция– это переполнение каналов денежного обращения, денежной массой сверхпотребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы исоотв. рост товарных цен. Это определение верное, но требуется уточнение. Невсякий рост цен связан с инфляцией, с инфляцией связан рост общего уровня цен встране и не всякие причины вызывают инфляционное повышение цен.
Неинфляционныефакторы, причины: превышение спроса на предложение, повышениепроизводительности труда, циклические и сезонные колебания, введение ставокновых налогов, изменение внешнеэкономических связей, девальвация денежнойединицы, стихийные бедствия.
Инфляционныепричины:
1.Несбалансированность гос. доходов и расходов, которые выражаются в дефицитегос. бюджета и если этот дефицит финансируется за счет работы печатного станка,что это переполняет каналы денежного обращения.
2.Этот инфляционный рост происходит тогда, когда финансирование аналогичное. Тоесть с помощью печатного станка.
3.Современный рынок – это алигополитический рынок, а алигополист обладает властьюнад ценой.
4. Сусилением открытости экономики страны вовлечением ее в мирохозяйственные связи,увеличивается возможность импортируемой инфляции.
5.Достаточно сильно действует инфляционное ожидание населения.
Различаютинфляцию спроса и инфляцию издержек.
Инфляцияспроса – нарушение равновесия между спросом и предложением. Со стороны спроса –причинами здесь является расширение гос. заказов, рост покупательнойспособности населения, увеличение спроса на средства производства со стороныфирм.
Инфляцияиздержек означает спрос цен вследствие увеличения издержек производства.Причины роста: алигопол. практика, ценообразование, рост цен на сырье, повышениезаработной платы и др.
Инфляцияструктурируется по скорости протекания:
— ползучая инфляция (рост цен до 10% в год)
— галопирующая (от 20 – 200%)
— гиперинфляция (1000%)
Всеэти 3 вида инфляции относятся к открытой (явной) инфляции. Кроме этого, существуетподавленная или скрытая инфляция и выражается она в дефиците товаров. Различаюттакже сбалансированную и несбалансированную инфляцию, а также ожидаемую инеожидаемую.
Инфляциятесно связана с безработицей. Взаимосвязь это такая, что существуют факторы,снижающие уровень безработицы за счет роста инфляции. Эта связь можетпроявляться в короткие промежутки времени. Причины: политика увеличениясовокупного спроса. Все страны проводят антиинфляционную политику.
Методырегулирования инфляций
1.Кейнсианский метод – метод в рамках теории кейнсианства. Это активная бюджетнаяполитика, то есть маневрирование доходами и расходами, что мы имеем сейчас внашей стране.
2.Денежно-кредитное регулирование – это политика, проводимая Центробанком,которая либо ограничивает предложение денег, либо ставку денежного процента.
(48)
КРЕДИТНО-БАНКОВСКАЯСИСТЕМА
Кредит– система экономических отношений, которая выражается в движении имущества иденежного капитала, предоставляемых в ссуду под определенный процент.Возможность кредита связана кругооборотом капитала и возможностью высвобожденияденежных средств, эти средства становятся источниками кредита.
Источникикредита – средства амортизационных фондов;
— часть оборотного капитала высвобождаемого в денежной форме, в результатенесовпадения продажи и покупки сырья, выплате заработной платы;
— средства различных целевых фондов;
— доходы населения, накопления населения.
Принципыкредитования:
— возвратность; — платность; — срочность; — гарантированность.
Формыкредита:
1.Коммерческий. Это кредит, предоставляемый одним предпринимателем другому в видепродажи товаров с отсрочкой платежа. Орудием такого кредита выступает вексель.
2.Банковский кредит – кредит, предоставляемый банками, другимифинансово-кредитными учреждениями в виде ссуды. Это основной вид кредита всовременных условиях. Объектом кредита является денежный капитал.
Различаютеще потребительский кредит – это кредит, предоставляемый населению, он можетпроисходить и в коммерческой и банковской форме.
3. С/хкредит – дается предприятиям с/х под залог недвижимости для покрытия крупныхкапиталовложений в с/х и в связи с сезонностью этой отрасли.
4.Ипотечный кредит – кредит под залог недвижимости.
5.Гос. кредит – это такие отношения, в которых заемщиком или кредитором выступаетгосударство или муниципалитет по отношению к физическим и юридическим лицам.
6.Международный кредит. Кредитные отношения обеспечивает банковская система,которая включает в себя 3 группы кредитно-финансовых институтов: 1. Центробанк,2. Коммерческие банки, 3. Специальный кредит, финансовые учреждения.
Центробанк– гос. учреждение и является важнейшим инструментом макроэкономическогорегулирования экономики. Центробанк осуществляет эмиссию, аккумулирует и хранитденежные резервы коммерческих банков, других кредитно-финансовых учреждений.Хранит золотосодержащие ресурсы, кредитует коммерческие банки, выполняеткассовые операции правительственных учреждений, всех бюджетных учреждений.
Осуществляетсяконтрольная функция – функционирование денежной системы страны.
Коммерческиебанки – кредитую т учреждения универсального характера, которые осуществляютрасчетные, кредитные, посреднические операции и др., они организуют платёжныйоборот в масштабе всей экономики.
Специализированныекредитно-финансовые учреждения, к ним относятся инвестиционные банки. Онизанимаются размещением ценных бумаг: сберегательные учреждения, страховыекомпании, пенсионные фонды. Доля специализированных кредитно-финансовыхучреждений в кредитном обслуживании экономики растёт, в некоторых странах онадаже больше, чем обслуживание в коммерческих банках.
(49)
Операциикоммерческих банков и их роль в экономике.
Всеоперации коммерческих банков делятся на пассивные (привлечение средств),активные (размещение средств) и доверительно комиссионно-посреднические.
Ресурсыбанков складываются из привлеченных, собственных и имитируемых средств.
Собственныесредства банка – акционерный и резервный капитал составляют до 10 %.
Основнаячасть ресурсов банков – это привлеченная в виде депозитных вкладов.
Вактивных операциях банков значительная доля операции с ценными бумагамикредитных операций, с помощью этих операций банки увеличивают предложениеденег, создавая так называемое мультипликационное расширение денежногопредложения. Это связано с наличием обязательных банковских резервов, которыехранятся либо в специальных средствах коммерческого банка или на счетахЦентробанка. Эта для обязательных резервов устанавливается Центробанком. Икоммерческий банк может выдавать ссуды, если у него есть ссуды, если у негоесть ссуды, превышающие эти резервы.
Банкоказывает банковские услуги в виде операций с валютой, обеспечение платёжногооборота, доверительное управление имуществом.
Важнымиоперациями банка и расширяющими являются лизинг и факторинг.
Лизинг– приобретение банком имущества, которое может затем отдаваться в арендупользователя.
Факторинг– передача компании банку управления своей дебиторской задолженности и кромеэтого банк берёт обязательства финансировать эту компанию, причём, спектробслуживания очень большой.
Посколькубанк это коммерческое предприятие, то целью является получение прибыли. Валоваяприбыль банка состоит из доходов от учётно-ссудных операций, это проценты идивиденды от инвестиций в ценные бумаги, это комиссионные от посредническойоперации, доходы от внешних операций, учредительная прибыль, прибыль отбиржевых сделок.
Чистаяприбыль банка – это разница между валовой прибылью и всеми затратами попроведению банковских операций.
Нормабанковской прибыли – отношение чистой прибыли к собственному капиталу банка.

(50)
ФИНАНСЫ.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ НАЛГООБЛОЖЕНИЯ.
1)       Финансы.Сущность и структура. Государственный и местный бюджет.
2)       Экономическаятеория налогообложения и государственных расходов, фискальная политика.
3)       Бюджетныйдефицит и государственный долг.
1)Финансы – система, сложившаяся в обществе экономических отношений поформированию и использованию фонда денежных средств на основе распределения иперераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода.
Финансыпо своей сущности, таким образом, связаны с образованием денежных ресурсов,мобилизируемых государством и фирмами для выполнения соответствующих функций.Система финансов представляет собой, во-первых, гос. бюджет;
2.местные бюджеты;
3.финансы фирм;
4.финансы специальных правительственных фондов.
Характерныечерты финансов.
1.       денежнаяформа их существования.
2.       распределительныйхарактер отношений – это отношения распределения.
3.       распределениенационального дохода, осуществляемое через реальные денежные фонды в отличие отценового распределения.
Не вседенежные отношения являются финансовыми, они становятся таковыми, когда впроцессе производства и реализации товаров и услуг формируются денежные доходыучастников воспроизводственного процесса и происходит использование этихдоходов.
Движениеденег здесь приобретает определённую самостоятельность.
Местныебюджеты – бюджеты, формируемые на уровне муниципальногообразования: налог на имущество, акцизные сборы, платежи за пользованиеприродными ресурсами, неналоговые доходы, доходы от использования муниципальнойсобственности – всё это называется собственные доходы.
Крометого в бюджет включаются субсидии, которые государство передаёт на местныйуровень для выполнения местными органами власти государственных функций (законыо ветеранах и так далее).
(51)
Налоги –обязательные платежи юридических и физических лиц, взимаемые государством.
Двеосновных функции налогов:1. Фискальная. 2. Экономическая
Фискальная– формирование государственной финансовой системы.
Экономическаяозначает, что налоги влияют на перераспределение распределения национальногодохода, на стимулирование частной деятельности.
Структура:налоги прямые и косвенные.
Прямые- устанавливаются непосредственно на доход или на имущество.
Косвенныеналоги, налоги, которые включаются в цену товара и взимаются через эту системуили тариф (акциз).
Значительнаячасть отчисления налогов в фонды. Все налоги разделяют на государственные иместные. В России налоговым кодексом значительно уменьшено налогов местного уровня.
Отхарактера ставок все налоги делятся:
— пропорциональные
— регрессивные
— прогрессивные
Кроменалогов важным инструментом макроэкономической политики выступаютгосударственные расходы.
Всегосударственные расходы делятся на:
— военные
— экономические
— социальные
— внешние экономические, внешние политические
— управленческие
Налогии государственные расходы – это основные институты фискальной политикигосударства.
Целифискальной политики:
1.       Антициклическоерегулирование
2.       Стабилизациятемпов экономического роста.
3.       Достижениевысокого уровня занятости ресурсов и умеренных темпов инфляции. 2 типафискальной политики: пассивная и активная.
Пассивная– изменение в налоговых поступлениях, это увеличение или уменьшение соц.Пособий и по безработице, это различные субсидии фирмам и с/х производителям.
Активная– организация общественных работ, изменение трансфертных платежей.Манипулирование налоговыми ставками.
(52)
Равенстводоходов и расходов бюджета называется балансом. Превышение доходов надрасходами профицит. бюджета. Превышение расходов над доходами это дефицит.Значительная часть бюджета составляется с дефицитом. Нет однозначного ответаблаго это или зло.
Дефицитпорожден спадом производства или вследствие фин. политики государства.Бюджетный дефицит стимулирует частные инвестиции или их снижает, как правило –эффект вытеснения частных инвестиций.
Вэкономике с высоким уровнем занятости ресурсов этот эффект действуетзначительно, а в экономике с недоиспользованными ресурсами этот эффект будетменьше. Каждое правительство решает и анализирует ситуацию как быть, еслидефицит в бюджете. Дефицит в бюджете связан с гос. долгом.
Гос.долг – сумма непогашенных дефицитов гос. бюджета за весь период существованиястраны. Гос. долг может быть внутренним и внешним. Экономические последствиягос. долга, они состоят:
1.Необходимость обслуживать этот долг, а значит, сокращается текущее потребление.
2.Возможность вытеснения частного капитала, а значит ограничение роста экономики.
3.Возможность увеличения налогов для оплаты гос. долга, а значит созданиеантистимулов экономической активности.
Важныммоментов в регулировании бюджетного дефицита является управление гос. долгом –совокупность действий государства, связана с изучением рынка ссудных капиталов,выпуском новых гос. займов, с определенными условиям, это система выплатыпроцентов по ранее выпущенным займам, это погашение ранее действующих займов идругих мероприятий.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.