--PAGE_BREAK--использования в тексте нормативных актов языковых средств… Лишние слова, неоправданные повторения, многословие при объяснениях и детальном описании предметов — всего этого должен избегать законодатель».[4]
Во-вторых, термин «правовой режим» можно условно понимать как единый, специфический применительно к отдельному государству порядок правового регулирования общественных отношений или, если предположить, что в постановлении допущено не вполне корректное упрощение, как национальную юридическую систему. То есть нормы законодательства распространяются на участников гражданского оборота в одинаковой мере, независимо от величины их активов, социального статуса, целей деятельности и прочих индивидуальных критериев. Подобное утверждение принципа, общего для всех отраслей права в рамках юридической системы Казахстана, очень актуально. Оно укрепляет уверенность субъектов в своей защищенности, препятствует произволу публичной власти в частных отношениях, когда государственный интерес по определению вдруг объявляют приоритетным, несмотря на отсутствие оснований для такого суждения.
Иное толкование цитируемого выше постулата приводит к абсолютно ложному выводу (алогизму): между публичным («налоги и пр.») и частным («договорные взаимоотношения и т.п.») правовым режимом отличия отсутствуют. Абсурдность этого вывода, а значит, и адекватного ему понимания постановления Конституционного Совета РК от 03.11.1999 г. № 19/2 очевидны. Ведь «пи всем единстве права как целостного социального организма той или иной страны, публичное право и частное право – два разных юридических мира, две «юридические галактики», отличающиеся, помимо всего иного, своим особым местом в социальной жизни страны, своими особыми законами развития».
То есть суть рассматриваемого выше тождества – в отсутствии каких-либо преимуществ на правосудное решение по поводу частной собственности, в остальном данные формы своеобразны. Доказываемое обстоятельство согласуется со справедливым утверждением судьи Конституционного Суда России Г.А. Гаджиева: «государство должно создавать условия для развития разнообразных форм собственности».[5] Поскольку автор не уточняет, какие именно «условия» он имеет в виду, в широком смысле можно понимать правовые, социально-экономические, политические и другие условия.
Подробный анализ презумпции, закрепленной в п. 1 ст. 6 Конституции РК, выходит за рамки заданной темы. Он имеет перспективу и необходим при толковании принципов права частной собственности.
Противопоставление, обнаруженное в п. 1 ст. 6 Конституции РК, усилено в нормах п. 3 той же статьи. К примеру: «Земля может находиться в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом».[6] Подобным способом создана конституционная база особого правового режима частной собственности на землю. Другие природные ресурсы (воздух, недра, воды, фауна и т. д.) согласно прочим правилам п. 3 – объекты исключительнойгосударственной собственности. Сразу же вопрос: если существует группа вещей, которые в Казахстане ни при каких обстоятельствах не могут быть объектами права частной собственности, то насколько справедливо общераспространенное утверждение: «Нет форм собственности, есть различные субъекты этого права»? Подобная мысль «Коль скоро формы собственности все же стали фактом нашего законодательства, нужно четко ограничить сферу их существования и рассматривать исключительно как способ определения принадлежности имущества тому или иному виду субъектов». Как видно, положения Конституции РК однозначно склоняют к обратному выводу: разграничение двух форм допустимо не только по субъектам, но и по объектному составу.
Понятно, что цитируемые авторы основывают свои умозаключения на российском нормативном материале. Однако касательно вещей, фактически изъятых из гражданского оборота в силу абсолютной принадлежности государству, положения конституций Казахстана и России, хоть и не идентичны, но уж точно во многом схожи. Например, п. 2 ст. 9 Конституции РФ гласит: «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Е.А. Суханов, ссылаясь на это правило, причисляет к необоротоспособным вещам большинство ресурсов, в том числе богатства континентального шельфа и морской экономической зоны, недра, многие иды земельных участков и водоемов, возникшие естественным путем целебные источники и им подобные объекты. В соответствующей сноске ученый дает пояснение, в котором, помимо иных идей, имеется важная мысль: по общему правилу природные ресурсы России относятся к объектам государственной собственности. Специальные законы могут предусматривать изъятия из указанного общего правила, устанавливая режим права частной собственности для данных объектов. Аналогичные выводы излагаются в догматической литературе.
Разработчики казахстанского Основного закона повторили и в то же время, укрепляя основы национальной безопасности и унитарное устройство государства, улучшили известное российскому юридическому сообществу установление. В Республике Казахстан естественные богатства окружающей среды являются объектами исключительной государственной собственности (кроме отдельных участков земли, передаваемых в частную собственность), а в Российской Федерации – принадлежат государству по общему правилу, т.е. на основаниях и в пределах, установленных специальными законами, могут передаваться в собственность частных лиц. Для полноты вывода данное наблюдение необходимо дополнить следующей презумпцией. Если собственником земли (в России – и других природных ресурсов) не являются частные лица, данное имущество считается государственным (в России – или муниципальным). Оно никогда не относится к бесхозяйным вещам. С этих позиций возможность и целесообразность разграничения двух форм собственности по объектному составу тем более очевидна.
Согласно п. 1 ст. 26 Конституции РК «Граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество».[7] В системе с другими основополагающими началами, среди которых обеспечение неприкосновенности собственности, применение распространенного в международной практике национального режима и т. д., цитируемый постулат предопределяет две конституционные гарантии. С одной стороны, гарантирует охрану добросовестно приобретенного имущества всех частных лиц (при расширительном толковании п.1 ст. 26 Конституции РК) от произвольного вмешательства, организует стабильность гражданского оборота.
Было названо только три правила Конституции РК (п. 1 и п.3 ст. 6, п. 1 ст. 26), где частная собственность упомянута буквально, и продолжим толкование установлений, соблюдая эту методику. Если заняться изучением норм, близких по смыслу к исследуемому субъективному праву без привязки к обозначающему его легальному термину («частная собственность»), то перечень юридических формул и конструкций расширится неимоверно. Это негативно скажется на исследовании – оно утратит свою выразительность, т. к. цивилистическое содержание будет «размыто» положениями других отраслей права.
Следующая по нисходящей ступень источников позитивного права – итоговые решения Конституционного Совета РК, изложенные в форме нормативных постановлений. Они являются общеобязательными, окончательными и не подлежащими обжалованию, по своей юридической силе превосходят даже международные договоры, ратифицированные республикой, и уступают только Конституции РК. В теории права регулятивная функция подобных юридических актов названа «статистической», «направляющим механизмом».
Характерное примечание. Кроме названного выше постановления от 03.11.1999 г. №19/2 в других нормативных документах Конституционного Совета РК, затрагивающих различные аспекты собственности, ее формы не сопоставляются, т.е. подразумевается существование единой юридической категории. Однако фундаментальные принципы этой категории выводятся органом конституционного надзора из казусов, связанных с оборотом частного имущества. Например, презумпция о принадлежности объектов недвижимости собственнику расположенного под ними земельного участка обоснована Конституционным Советом РК по делу об оформлении на ТОО «Богатырь Аксесс Комир» права постоянного землепользования и представлении льгот. В результате анализа принудительного выкупа акций коммерческих банков Национальным банком РК сформулирован общий вывод: не допускается прекращение права собственности в бесспорном порядке и т. д.
Имеет ли данное наблюдение за тенденциями правотворчества и юридической практики какое-либо теоретическое значение? Ведь, казалось бы, вопрос решен: «Строго говоря, никаких форм собственности не существует. Есть одно понятие собственности и права собственности. Оно по-разному понимается в разных правовых системах и представителями различных экономических и правовых теорий, но суть в том, что это понятие должно быть единым».[8] Однако неясности остаются.
В Казахстане, повторим, признается исключительная собственность государства на определенные блага. Состояние покоя (статики), в котором пребывают данные необоротоспособные блага, исключает вероятность судебного спора об их юридической судьбе. Если возникает проблема балансодержателя государственного имущества, она является чисто технической и согласно принципу экономии бюджетных средств (пп. 3 ст. 11 Закона «Об административных процедурах» РК от 27.11.2000 г.) в любой момент может быть решена вышестоящим государственным органом, т.е. не должна передаваться на рассмотрение суда. Значит, уместен следующий акцент: в любом гражданско-правовом (судебном) разбирательстве, по сути, определяется судьба частной собственности. К примеру, подтвердить ли «частную форму» имущества или закрепить (сохранить) его в публичном ведении? Если казус решается резолюцией «подтвердить», предсказуем (в рамках того же дела или в будущем) очередной вопрос: кому из частных субъектов причитается вещь и т.д.? Поскольку активность (динамика) гражданского оборота напрямую зависит от свободы отношений частной собственности, задача доктрины — досконально исследовать сущность соответствующего института. Важно не остановится на констатации традиционного содержания (триады «владение, пользование, распоряжение») и общих принципов защиты субъективного права. Порой анализ только этих, не скроем, ключевых (но, заметим, не единственных) элементов в структуре института собственности граничит с небрежностью.
К примеру, ч. 4 ст. 212 ГК РФ гласит: «Права всех собственников защищаются равным образом».[9] Данная форма – образец аккуратности разработчиков гражданской кодификации. Они оригинально (авторски), но в то же время без потери смысла воплотили в тексте ГК РФ п. 2 ст. 8 Конституции РФ («В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная и иные формы собственности»). В.В. Чубаров комментари ч. 4 ст. 212 ГК РФ начинает с утверждения: «Права всех собственников признаются равными (см. ст. 8 Конституции)». Как же так?! Разве состав правового режима собственности определяется только механизмом защиты? Конечно, нет. «Правовой режим – глубокое, содержательное правовое явление, связывающее воедино целостный комплекс правовых средств...»[10]. Среди них, помимо содержания (трех классических правомочий) и способов защиты, функции института, специальные принципы действия, признаки, позволяющие отличать от схожих явлений, особенные объекты и субъекты состав, ряд «своих» оснований возникновения и прекращения и т.д. Пока это – детали, тонкости, оттенки, которые постепенно развиваются в отечественом законодательстве. Но «юристы… обязаны искать правовой инструментарий».[11]
В статье 6 Конституции РК говорися:
1. В республике Казахсан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность.
2. Собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить, общественному благу. Субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты определяются законом.
3. Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом.
2 СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ
2.1 Проблемы становления частной собственности на землю
Один из важнейших объектов недвижимости — это земля. Частная собственность на землю является основой большинства личных состояний в рыночной экономике. Необходимо, чтобы человек имел возможность получить бесспорное право собственности на четко определенный участок земли, включая право на использование по его усмотрению и без значительных ограничений. Тогда, если земля может принести больше пользы не ее владельцу, а другому лицу (об этом свидетельствует его готовность заплатить за эту землю высокую цену), то она может быть продана, а выручка от продажи будет использована на другие цели.
Вопрос о земле – это всегда один из волнующих вопросов общества, он во все времена был и остается судьбоносным для всех государств без исключения.
Частная собственность на землю санкционирована нормами Конституции нашей страны. К вопросу введения частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения наша страна подошла не спонтанно, а эволюционно, постепенно совершенствуя земельное законодательство в условиях переходного периода и развития рыночных механизмов в экономике страны. Динамичность развития земельного законодательства и расширение ареала частной собственности на землю – яркое тому подтверждение.
Аграрный сектор Казахстана характеризуется наличием целого комплекса проблем, которые усугубляются сложностями земельных реформ, проводимых в последние годы.
В силу действия различных негативных факторов сокращается площадь земель, вовлеченных в эффективный хозяйственный оборот. Так, если в 1990 году земли сельскохозяйственного назначения составляли 81,2% от общего земельного фонда республики, то на начало 2004 года их удельный вес составил всего 39,6%. Площадь посевных за указанный период уменьшилось более чем в два раза: 1990 год – 35182,1 тыс. га; 2004 год – 16195,3 тыс. га. Соответственно, увеличилась доля земель запаса: в 1990 году – 6,4%, а в 1999 году – 39,5% от всего земельного фонда страны. Сельскохозяйственные производители страдают от острой нехватки оборотных средств, диспаритета цен на материально — технические ресурсы и на сельхозпродукцию, несоразмерности налогов платежей и объема ожидаемой прибыли, кабальных условий реализации выращенной продукции, засилья импорта. Ощущается существенный недостаток средств, землеохранных, почвовосстановительных мероприятий, вследствие чего происходит дальнейшее ухудшение качественного состояния земель. Площадь угодий, пригодных для землепользования, составляет всего 9,7%, а непригодных – 42,1% площади всех сельскохозяйственных угодий.[12] В целом площадь деградированных земель достигает 175 млн. га, что составляет около 60% территории Казахстана. Практически отсутствует финансовая поддержка фермерства со стороны государства. В 2004 году размер государственных дотаций составил лишь 42,1 млн. тенге, или 551 тенге (чуть более 4 долларов США по курсу Нацбанка) в расчете на одно крестьянское хозяйство. По сведениям Министерства сельского хозяйства республики, из всех хозяйств аграрного сектора треть являются банкротами, 51% относится к категории несостоятельных и лишь 15% определяются как экономически устойчивые.[13]
Ситуацию в агросекторе усугубляют чрезмерное вмешательство, злоупотребление и произвол со стороны представителей государства. Имеется целый ряд других факторов и тенденций, свидетельствующих о непростой ситуации в аграрной сфере. Действие этих факторов привело к негативным последствиям, значительному снижению уровня жизни населения.
Основная причина неблагополучия – существенное отставание реформирования сельскохозяйственных отношений от видимого в стране нового экономического порядка. Свою негативную роль сыграл и юридический фактор. Законодатель не был готов к адекватному реагированию на процессы зарождения и формирования новых отношений в аграрной сфере. Прежде всего это проявилось на этапе приватизации колхозов. Радикальная ломка десятилетиями устоявшихся отношений проходила без выработки продуманной методологии правового механизма его осуществления.
Огромные полномочия должностных лиц в сочетании со многими пробелами и противоречиями нормативных актов при полном отсутствии механизма общественного контроля за ходом приватизации открыли путь массовым злоупотреблением. Номенклатура на местах превратила приватизацию в захват привлекательных объектов сельскохозяйственного производства, наиболее ценных и плодородных земель. Под прикрытием приватизации был растаскан и разбазарен огромный ресурсный потенциал аграрного сектора.
Любое изменение устоявшихся отношений всегда происходит болезненно, вызывает определенные сложности и трудности, неизбежно влечет за собой побочные неблагоприятные последствия. Но процесс протекает менее болезненно, если используемые способы и методы адекватны как самому процессу, так и конечным целям преобразований.
Сложившееся тяжелое положение в аграрном секторе не является неизбежным следствием роспуска колхозов и совхозов, как утверждают некоторые оппоненты аграрных преобразований, а результат отношений, ставших возможными из-за серьезных организационно-правовых упущений, от которых существенно пострадали права и законные интересы (прежде всего имущественные) большинства рядовых работников села.
Основными организационно-правовыми недостатками являются:
1. Приватизация аграрного сектора начиналась при практическом сохранении прежних отношений собственности на сельскохозяйственные земли. Вследствие этого приватизированные объекты аграрной инфраструктуры, сельскохозяйственная техника и прочие средства производства утратили функциональную связь с землей – основным условием и средством сельскохозяйственного производства. Земля практически осталась без средств возделывания и обработки. Техническая оснащенность, энерговооруженность хозяйств резко снизились. Приватизацию следовало начинать с раздачи земель непосредственным производителям сельскохозяйственного сектора. При этом оборотные средства, объект инфраструктуры, непосредственно обеспечивающие сельскохозяйственное производство, и в особенности технику, чтобы избежать их разбазаривание и обеспечить их дальнейшее функциональное применение, необходимо было передать в общую собственность объединяем крестьян-товаропроизводителей. Например, районным ассоциациям фермерских и крестьянских хозяйств или же их местным, нижестоящим структурам.
2. В ходе передачи земель в частную собственность не учитывались комплексный, многоаспектный характер аграрной сферы, тесная связь и взаимопроникновение ее экономического, демографического, социального и других компонентов. Законодательно и организационно не было обеспечено справедливое участие основной массы крестьян в распределении земель и других ресурсов сельскохозяйственного производства. В итоге приватизация не смогла в достаточной мере стать условием перехода отрасли на качественно новый уровень.
Юридические издержки можно увидеть при анализе положений первого комплексного рыночного земельного акта – Указа «О земле» от 22 декабря 1991 года (утратившего силу), относящихся к землям сельскохозяйственного назначения. При всей своей радикальной рыночной направленности указ оказался половинчатым и противоречивым в плане определения правового режима земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с Конституцией республики, Указ « О земле» наряду с государственной собственностью впервые в истории земельного законодательства республики предусмотрел право частной собственности на землю. Тем самым статус граждан Казахстана пополнился фундаментальным правом – иметь в собственности землю. Но данное право по существу оказалось декларированным для лиц, занятых в аграрном секторе. Так как категория земель сельскохозяйственного назначения, составляющая более 80% земельного фонда республики, за отдельными незначительными исключениями, оказалась вне сферы действия права частной собственности. Крестьяне же – не наделёнными правом получения в собственность земли для организации товарного аграрного производства. Между тем, согласно указу (ст.33 пп.2,4), даже иностранные физические и юридические лица имели право приобретать в собственность земельные участки для технологических нужд в качестве пространства для размещения и эксплуатации различных объектов. Следовательно, уровень правовых условий для иностранцев оказался на порядок выше, чем для отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Но ведь именно сфера аграрных отношений, её субъекты больше всего нуждаются в благоприятном правовом режиме хозяйствования, здесь больше, чем где-либо, необходимы правовые рычаги стимулирования и защиты.
Вопрос собственности на землю с самого начала своего возникновения вызывал и продолжает вызывать много эмоций, крайне полярные мнения и суждения. Ведь речь идет о неизбежной, объективной необходимости изменений аграрных, земельных отношений, о преодолении противоречий между новой стратегией экономического развития и устаревшей системой земельных отношений, базировавшейся на законодательстве административно-распределительной, тотально-государственной системы.
Право частной собственности, как и любое другое системное образование, имеет ряд изъянов, негативных сторон и проблем.
Введение частной собственности на землю на практике приведут к тому, что купить е смогут только представители малого и среднего бизнеса: рядовому сельчанину покупка земли, во-первых, невыгодна, во-вторых, бесперспективна. Даже приобретение в частную собственность земель аграриями еще не означает решения проблем села, учитывая разрушенность на сегодняшний день аграрной инфраструктуры. Одной из проблем при введении института частной собственности (как и при любом другом нововведении) является возможность поверхностного правового опосредования преобразуемых отношений, несоответствия стратегии введения частной собственности текущим и перспективным задачам развития аграрного сектора, когда принятые акты могут серьезно затормозить ожидаемые и объективно неизбежные перемены.
Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев неоднократно отмечал необходимость поэтапного реформирования земельных отношений. Одна из причин этого заключалась в негативности общества к глобальному введению института частной собственности на землю.
При введении института частной собственности на землю неизбежно возникает целый ряд разноплановых, но так или иначе связанных с развитием земельных отношений проблем, имеющих особую общественную значимость, к которым относятся:
— социальная поддержка малообеспеченных слоёв населения, и в особенности жителей зон экологического бедствия;
— сведение к минимуму оттока населения из республики и миграции сельчан в города;
— увеличение инвестиций в агросектор, адаптация сельского населения к условиям рыночных отношений;
— сохранение и укрепление межнационального, гражданского согласия в стране;
— отсутствие в действующем земельном законодательстве Казахстана примерного перечня земельных правонарушений, не говоря о новых, порожденных введением права частной собственности на землю.
Введение в Земельный кодекс вышеуказанного перечня усилило бы чувство ответственности и позитивное поведение субъектов земельных правоотношений.
При определении законодателем конкретных нормативных параметров частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения и механизма ее введения необходимо было принять во внимание все без исключения существенные факторы и проблемы, способные влиять на социальные и экономические процессы в агросекторе. Только так возможна выработка наиболее оптимальных способов и условий перехода аграрных земельных отношений из одного совершенно в другое состояние.
При введении института частной собственности необходимо:
— совершенствовать критерий определения круга субъектов права частной собственности на сельскохозяйственные земли, квалификационных и иных требований к ним;
— определить условия введения, предоставления и реализации права частной собственности;
— определить объем правомочий субъектов института частной собственности на сельскохозяйственные земли;
— создать равные условия всем тем, кто намерен и действительно сможет стать эффективным собственником – земледельцем, то есть предоставить возможность получения каждым заинтересованным лицом соей земельной доли в государственной (следовательно, общественной) собственности. На этапе реорганизации и приватизации сельскохозяйственных предприятий уже произошла социальная дифференциация сельских людей. Лишь их незначительная часть извлекла выгоды от приватизации, участие большинства в ней было формальным и символическим. Проблема социальной справедливости в сфере земельных отношений настолько важна, что она рассматривается основой современных рыночных земельных преобразований. Государство должно по возможности исправить допущенную несправедливость. Этого добиться посредством разработки и реализации гибкой системы условий предоставления земельных участков;
— с вводом права частной собственности тесно связана довольно острая для сельскохозяйственных производителей проблема обязательных отчислений в бюджет и различные фонды. Практика показывает, что необходима существенная корректировка налогов и налоговой политики применительно к агросектору. При уточнении системы налоговых стимулов и льгот, определении конкретных размеров обязательных платежей нужно исходить из того, что как правило, удельный вес стоимости земель сельскохозяйственного назначения в общей стоимости земельного фонда той или иной страны при прочих равных условиях бывает незначительным. Т.е. в силу специфики агросектора при определении основных потоков бюджетных поступлений целесообразна ставка на земли других категорий (прежде всего на земли населенных пунктов, промышленности, транспорта, недр). Применительно к агросектору налог должен, прежде всего, служить средством стимулирования эффективной хозяйственной деятельности собственника и землепользователя. Слишком низкий налог или его отсутствие вообще может привести к утрате интереса к рачительному хозяйственному обороту земель. Чрезмерно обременительный размер налога и других платежей – путь к ослаблению сословия негосударственных землепользователей и собственников, массовому отказу от прав землепользования и собственности, появлению бесхозных земель, исключению возможности выполнения на участках природоохранных и землеохранных требований. Размеры налогов должны быть сопоставлены с доходными возможностями земельного участка — чем качественнее и ценнее по своим параметрам земля, тем выше налог. Собственники наиболее плодородных участков не должны иметь незаслуженные преимущества перед собственниками земель худшего качества. Гибкая система налогов способна уровнять их возможности. Одновременно при прочих равных условиях необходимо внедрить в практику принцип: чем эффективнее используется земля, чем больше продукции, тем меньше налогов. Ныне действующее законодательство не увязывает размеры земельного налога с результатами хозяйственной деятельности, степенью осуществления природоохранных мероприятий.
Введение права частной собственности на сельскохозяйственные земли наряду с изменениями и преобразованиями социально-экономического порядка повлечет достаточно ощутимые социально-демографические последствия. Неизбежным следствием явится дальнейшее расслоение сельского населения. Сами собственники подвергнутся дифференциации по количеству принадлежащей им земли, объему производства и прибыли. Произойдет урбанизация части сельского населения, главным образом за счет тех, кто не сможет приспособиться к новым условиям функционирования аграрного сектора. Сформируется сословие земельных собственников-фермеров и крестьян и одновременно сословие наемных агроработников. Их состыковка, обеспечение согласованности – важнейшая проблем, которую стихия рынка сама по себе не в состоянии решить. Необходимо всесторонне продуманное государственно-правовое регулирование. Иначе в условиях отсутствия устоявшихся традиций и культуры частной собственности возможное противостояние между этими сословиями способно серьезно дестабилизировать ситуацию в аграрной сфере, значительно снизить эффект преобразований.
Предполагаемый отток людей из села в город еще более усугубит проблему занятости населения, увеличит нагрузку на систему социальной инфраструктуры, вызовет обострение криминогенной ситуации, не исключены и другие негативные последствия.
Правительство и местные исполнительные структуры должны быть готов ко всем подобного рода возможным, а в ряде случаев неизбежным последствиям преобразования земельного строя. Следовательно, потребует своего разрешения проблема обеспечения своевременного и адекватного реагирования на процессы и изменения, обусловленные введением частной собственности на сельскохозяйственные земли.
2.2 Механизм функционирования частной собственности
Законодательство РК выделяет различные виды земельных участков:
По целевому назначению:
— земли сельскохозяйственного назначения;
— земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов);
— земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения;
— земли особо охраняемых природных территорий, земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
— земли лесного фонда;
— земли водного фонда;
— земли запаса.
По природным условиям:
— лесостепная;
— степная;
— сухостепная;
— полупустынная.
Постановлением Правительства РК от 02.09.2003 г. № 890 «Об установлении базовых ставок платы за земельные участки при их предоставлении в частную собственность, при сдаче государством или государственными землепользователями в аренду, а также размера платы за продажу права аренды земельных участков» установлены:
1) базовые ставки платы за земельные участки при их предоставлении в частную собственность согласно приложениям 1 и 2 к постановлению;
2) базовую ставку платы за земельные участки при сдаче государством или государственными землепользователями в аренду в размере земельного налога, исчисленного по земельному участку в соответствии с налоговым законодательством РК.
При этом размер ежегодной арендной платы за земельный участок устанавливается в пределах 100-120% от базовой ставки платы за земельный участок при сдаче в аренду.
3) размер платы за продажу права аренды земельных участков в процентах от кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка по срокам:
— до 10 лет включительно – 2% за каждый год;
— от 11 до 30 лет – 20% плюс 1,5% за каждый год свыше 10 лет:
— от 31 до 49 лет – 35% плюс 1% за каждый год свыше 30 лет.
Также вышеуказанные размеры базовых ставок платы за земельные участки и платы за продажу права аренды применяются для оценки земель при залоге земельных участков или права землепользования, а также в случаях передачи их в качестве взноса в уставные фонды хозяйственных товариществ либо в качестве пая в производственные кооперативы для определения стоимости земельной доли при выделении собственника (землепользователя) из общей долевой собственности на земельный участок (общего долевого землепользования), для оценки стоимости земельных участков или права землепользования их в активы хозяйствующих субъектов и в иных случаях, когда стоимость земельного участка или права землепользования не может быть определена соглашением сторон (см. приложение А).
Например, мы хотим приобрести арендуемый ранее земельный участок, общей площадью 4045 га. Какая будет оплата при выкупе этого участка в частную собственность? Согласно ставкам, предусмотренным данным постановлением, если земельные участки находятся на территории Павлодарской области, и мы собираемся выкупить в частную собственность эти участки под застройку или уже застроенные зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами, включая земли, предназначенные для их обслуживания, то применяется ставка 114 тенге за 1 кв.м .
При этом стоимость будет составлять
4045 га* 10000 * 114 = 4611300000 тенге.[14]
3 ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
3.1 Частная собственность в финансовой сфере
Экономическая реализация права собственности, возможность присвоения результатов предпринимательской деятельности побуждают собственников стремиться к приумножению источников своих доходов. Отсюда стремление собственников часть полученных доходов сберегать и обращать на нужды накопления. Если отсутствует твердая гарантия на сохранение собственности и на присвоение результатов от ее использования, то стимулов для накопления будет немного. Разумные люди предпочтут использовать свои доходы на цели личного потребления, нежели наращивать свой капитал. Но когда собственность и доходы от нее достаточно защищены, то какая-то часть доходов будет непременно обращена на цели накопления.
Это приводит к увеличению размеров капитала, усиливает экономическое могущество собственников, расширяет возможности роста благосостояния и их, и общества в целом.
Законное право на собственность служит своеобразным залогом инвестиционной деятельности. Возникает реальная потребность в кредите и его производительном использовании.
Современные кредитно-банковские системы имеют сложную, многозвенную структуру. Если за основу классификации принять характер услуг, предоставляемых клиентам, то можно выделить три важнейших элемента современной кредитной системы:
— центральный банк
— коммерческие банки
— специализированные финансовые учреждения (страховые, ипотечные, сберегательные).
Банк — это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.
Основное назначение банка — посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с банками перемещение денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъекты финансового рынка имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.
Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные таким образом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, которые не выпускают своих собственных долговых обязательств.
Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, которые все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров.
Следует иметь в виду, что банки не просто хранилища денег и кассы для их выдачи и предоставления в кредит. Они представляют мощный инструмент структурной политики и регуляции экономики, осуществляемой путем перераспределения финансов, капитала в форме банковского кредитования инвестиций, необходимых для предпринимательской деятельности, создания и развития производственных и социальных объектов. Банки могут направлять денежные средства, финансовые ресурсы в виде кредитов в те отрасли, сферы, регионы, где капитал найдет лучшее, эффективное применение.
Термин «Коммерческий банк возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали преимущественно торговлю (commerce), товарообменные операции и платежи. Основной клиентурой были торговцы. Банки кредитовали транспортировку, хранение и другие операции, связанные с товарообменом. С развитием промышленного производства возникли операции по краткосрочному кредитованию производственного цикла: ссуды на пополнение оборотного капитала, создание запасов сырья и готовых изделий, выплату зарплаты и т.д. Сроки кредитов постепенно увеличивались, часть банковских ресурсов начала использоваться для вложений в основной капитал, ценные бумаги. Иначе говоря, термин „коммерческий банк“ утратил свой смысл. Он обозначает „деловой“ характер банка, его ориентированность на обслуживание всех видов хозяйственных агентов независимо от рода их деятельности.
Коммерческие банки являются многофункциональными учреждениями, оперирующими в различных секторах рынка ссудного капитала. Крупные коммерческие банки предоставляют клиентам полный спектр услуг, включая кредиты, прием депозитов расчетов и т.д. Этим они отличны от специализированных учреждений, которые ограничены определенными функциями. Коммерческие банки традиционно играют роль базового звена кредитной системы. Переплетение функций различных видов кредитных учреждений и популярность универсального типа банка создает известные трудности для определения понятий банк и банковская деятельность. Чаще всего главным признаком банковской деятельности считается прием депозитов и выдача кредитов.
Сегодня коммерческий банк способен предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг. Широкая диверсификация операций позволяет банкам сохранять клиентов и оставаться рентабельными даже при весьма неблагоприятной хозяйственной конъюнктуре. Следует учитывать, что далеко не все банковские операции повседневно присутствуют и используются в практике конкретного банковского учреждения (например, выполнение международных расчетов или трастовые операции). Но есть определенный базовый набор, без которого банк не может существовать и нормально функционировать. К таким конструирующим операциям банка относят:
— прием депозитов;
— осуществление денежных платежей и расчетов;
— выдача кредитов.
Создание платежных средств тесно связано с депозитной функцией кредитования банковских клиентов. Депозит может возникнуть двумя путями: в результате внесения клиентом наличных денег в банк или же в процессе банковского кредитования. Эти операции по-разному отразятся на величине денежной массы в стране. Если клиент внес деньги до востребования, то они превратились из наличных в безналичные. Общая сумма денег в хозяйстве не изменилась. Если же деньги зачислены на депозит, то общее количество денег в хозяйстве увеличилось, так как банк своей операцией создал новые платежные средства. Обратное действие — уничтожение происходит при снятии клиентом наличных со счета и при списании денег с депозита для погашения кредитов. Способность коммерческих банков увеличивать и уменьшать депозиты и денежную массу широко используется центральным банком, который через систему обязательных резервов управляет динамикой кредита.
Вторая обширная функциональная сфера деятельности банков — посредничество в кредите. Коммерческие банки, как уже говорилось, выполняют роль посредников между хозяйственными единицами, накапливающими и нуждающимися в денежных средствах. Они предоставляют владельцам свободных капиталов удобную форму хранения денег в виде разнообразных депозитов, что обеспечивает сохранность денежных средств и удовлетворяет потребность клиента в ликвидности. Для многих клиентов такая форма хранения денег более предпочтительна, чем вложение в облигации или акции. Банковский кредит — тоже весьма удобная и во многих случаях незаменимая форма финансовых услуг, которая позволяет гибко учитывать потребности конкретного заемщика и приспосабливать к ним условия получения ссуды (в отличие от рынка ценных бумаг, где сроки и другие условия займа стандартизированы).
Помимо выполнения базовых функций, банк предлагают клиентам множество других финансовых услуг. Например, банки осуществляют разного рода доверительные операции для корпораций и частных лиц, связанных с передачей имущества в управление банку на доверительной основе, покупкой для клиентов ценных бумаг, управлением недвижимостью, выполнение гарантийных функций по облигационным выпускам.
Банковская система сегодня — одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и товарного производства, и обращения исторически шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства.
Коммерческие банки относятся к особой категории деловых предприятий, получивших название финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другие денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале. Банки создают на новые требования и обязательства, которые становятся товаром на денежном рынке. Так, принимая вклады клиентов, коммерческий банк создает новое обязательство — депозит, а выдавая ссуду — новое требование к заемщику. Этот процесс создания новых обязательств составляет сущность финансового посредничества. Эта трансформация позволяет преодолеть сложности прямого контакта сберегателей и заемщиков, возникающие из-за несовпадения предлагаемых и требуемых сумм, их сроков, доходности, и т.д.
Масштабы финансового посредничества в современной экономике поистине огромны. Представление об этом дает статистика денежных потоков. В этой системе учета хозяйство разделено на ряд секторов: домашние хозяйства, деловые предприятия, государственные учреждения, финансовые институты, заграничный сектор.
В странах с развитой экономикой сектор домашних хозяйств является, как правило, поставщиком капитала для других секторов. Сектор деловых фирм в условиях нормальной экономической конъюнктуры испытывает дефицит денежных средств. Государственный сектор обычно дефицитен, поэтому государство выступает заемщиком на рынке ссудных капиталов. Заграничный сектор может иметь как дефицит, так и избыток средств, в зависимости от состояния платежного баланса страны по текущим операциям и сальдо межстранового движения капитала.
Кредитная деятельность банка является одним из основополагающих критериев, который отличает его от небанковских учреждений. В мировой практике, именно с кредитованием связана значительная часть прибыли банка. Одновременно невозврат кредитов, особенно крупных, может привести банк к банкротству, а в силу его положения в экономике, к целому ряду банкротств, связанных с ним предприятий, банков и частных лиц. Поэтому управление кредитным риском является необходимой частью стратегии и тактики выживания и развития любого коммерческого банка.
Портфель банковских ссуд подвержен всем основным видам риска, которые сопутствуют финансовой деятельности: риску ликвидности, риску процентных ставок, риску неплатежа по ссуде (кредитному риску).
Управление кредитным риском требует от банкира постоянного контроля за структурой портфеля ссуд и их качественным составом. В рамках дилеммы «доходность – риск» банкир вынужден ограничивать норму прибыли, страхуя себя от излишнего риска. Он должен проводить политику рассредоточения риска и не допускать концентрации кредитов у нескольких крупных заемщиков, что чревато серьезными последствиями в случае непогашения ссуды одним из них. Банк не должен рисковать средствами вкладчиков, финансируя спекулятивные (хотя и высокоприбыльные) проекты. За этим внимательно наблюдают банковские контрольные органы в ходе периодических ревизий.
Кредитный риск зависит от внешних (связанных с состоянием экономической среды, с конъюнктурой) и внутренних (вызванных оши — бочными действиями самого банка) факторов. Возможности управления внешними факторами ограничены, хотя своевременными действиями банк может в известной мере смягчить их влияние и предотвратить крупные потери. Однако основные рычаги управления кредитным риском лежат в сфере внутренней политики банка.
Кредитная политика банка определяется, во-первых, общими, установками относительно операций с клиентурой, которые тщательно разрабатываются и фиксируются в меморандуме о кредитной политике, и, во-вторых, практическими действиями банковского персонала, интерпретирующего и воплощающего в жизнь эти установки. Следовательно, в конечном счете способность управлять риском зависит от компетентности руководства банка и уровня квалификации его рядового состава, занимающегося отбором конкретных кредитных проектов и выработкой условий кредитных соглашений.
Непродуманная политика кредитования, искусственно заниженные процентные ставки приводят к разрушительным инфляционным процессам, дефициту государственного бюджета, пустой трате средств. В условиях, когда банки подмяты под себя государственным аппаратом, финансовая саморегуляция заменяется принудительным распределением зачастую не реальных, а фиктивных денежных средств, движением омертвленного капитала. В итоге все это ведет к обнищанию страны. Переход к рыночной экономике потребовал высвобождения банковской системы из тисков государственного засилья, превращения ее в активный инструмент, ведущую часть финансового контура управления экономикой. В результате реформы банковской системы в 1990-1991 гг., она стала двухуровневой, состоящей из Центрального банка и коммерческих банков.
Сегодня, в условиях развития товарного и становлении финансового рынка, резко меняется структура банковской системы. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживание клиентов. Идет поиск оптимальных форм устройства кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов обслуживания коммерческих структур. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры — одна из важнейших задач экономической реформы в России. Задача усложняется тем, что кроме чисто экономических трудностей добавляются социальные: постоянно меняется законодательная база; разгул преступности в стране — как следствие — желание мафиозных структур прибрать к рукам такое высокодоходное в условиях инфляции дело, как банковское; стремление большинства банкиров получить сиюминутную прибыль — как следствие — развитие только одного направления деятельности, что ведет к угрозам банкротства отдельных банков и кризисам банковской системы в целом (увлечение частными вкладами в прошлом году, обвал рынка МБК в этом году и т.п.) Понятно, что недостаточно просто объявить о создании новых кредитных институтов. Коренным образом должна измениться вся система отношений внутри банковского сектора, принципы взаимоотношений банков и их клиентов, необходимо изменить психологию банкира, воспитать нового банковского работника — хорошо образованного, думающего, инициативного и готового идти на обдуманный и взвешенный риск. На это требуется время. Необходимо, путем вдумчивого изучения зарубежной практики, восстановить утраченные рациональные принципы функционирования кредитных учреждений, принятые в цивилизованном мире и опирающиеся на многовековой опыт рыночных финансовых структур.
3.2 Частная собственность в сфере производства
Хозяйственная деятельность в условиях рыночной экономики на микроуровне характеризуется такими понятиями, как предпринимательская деятельность и бизнес.
Предпринимательская деятельность- организация и соединение факторов производства (ресурсов) для создания материальных благ и услуг, удовлетворяющих общественные потребности, с конечной целью реализации собственных материальных интересов предпринимателя.
Что касается частных фирм, то их формы разнообразны. Это могут быть:
а. единоличные фирмы, где собственником капитала является один человек;
б. товарищества или партнерства на паях, где соединяется капитал нескольких лиц;
в. акционерные общества (корпорации), где пай каждого подтверждается ценной бумагой-акцией.
Классификация предприятий по степени концентрации производства.
продолжение
--PAGE_BREAK--