Рязанская государственнаясельскохозяйственная
академия им. проф. П.А.Костычева
Реферат на тему:«Экономическое районирование России»
Выполнил: студент IV курса
43 Б группы
Мишин С.Ю.
Проверил: преподаватель
Киташкина О.С.
Рязань 2002г.
План.
Введение…………………………………………………………………...…3
I. История экономического районированияРоссии……………………...4
II. Принципы экономического районированияРоссии.
Районообразующие факторы…………………………………………..11
III. Современная схема экономических районов…………………………14
IV. Проблемы экономического районирования…………………………..19
V. Варианты будущего районирования России………………………….21
Заключение………………………………………………………………….24
Списоклитературы…………………………………………………………26
Введение.
Вусловиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснованиярадикальных экономических реформ большое значение приобретает региональнаяэкономика — область научных знаний о размещении производительных сил,экономике регионов (районов).
В настоящее время основнаяхозяйственная деятельность осуществляется в регионах. Им дано правосамостоятельно решать экономические проблемы, устанавливать межрегиональныесвязи и связи с зарубежными странами. Каждый регион России имеет присущие емуприродные ресурсы, особенности их размещения, национальные и историческиечерты, свою структуру хозяйства, уровень экономического развития,специализацию. Каждый регион занимает определенное место в хозяйственномкомплексе страны, составляя в то же время единое экономическое целое с другимирегионами.
Поэтомузнания о стране складываются из глубоких и всесторонних знаний всех еерегионов. Особенно важную роль играет региональная экономика в научномобеспечении экономических преобразований, создания единого экономическогопространства при рационализации межрегиональных связей, формированиярегиональных рынков.
I. История экономического районирования России.
Формированиеединого централизованного государства потребовало организации и введения единойсистемы управления его отдельными территориями, или как говорят, — установленияадминистративной унификации (единообразия). Нельзя сказать, что этот процессосуществлялся как бы с чистого листа. Россия располагала историческисложившимися территориями с уже устоявшейся системой управления.
Официальноеприказное делопроизводство XVIIвека, наиболее полное и последовательное для своего времени, делило территориюроссийского государства на части (области), именовавшиеся тогда “городами”. При отнесении тех или иных территорий к “городу” утверждался историко-географический принцип. Хорошо известнытакие административно-территориальные единицы, как Рязанские, Северские,Замосковные, Пермские и другие “города”.
Болеенизким звеном деления были уезды, волости и станы. Как правило, в качествеадминистративного центра уезда выступал город (т.е. город-пункт в отличие отвышеупомянутого города-области). Уезды подразделялись на волости и станы.Волостная организация возникла, как считается, из крестьянской сельской общины.Центром волости является, как правило, село (крупный населенный пункт),объединявший несколько деревень. В некоторых случаях вытеснял волостноеделение.
В ряде районов Россиидолго сохранялось традиционное сложившееся территориальное деление (края,погосты, дороги, полки и т.д.).
Основойэкономического районирования является административно-территориальноеустройство. Так или иначе, но к началу XVIII века наиболее устоявшейся единицей громоздкого инеустойчивого административно- территориального устройства был уезд. Петр I предпринял ряд реформ в этомнаправлении. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний – Петербургская,Московская, Архангелогородская, Смоленская, Киевская, Казанская, Азовская,Сибирская. Во главе каждой губернии стоял губернатор. Губернии в свою очередьпервоначально делились на провинции, управляемые воеводами, а провинцииделились на дистрикты, управляемые земскими комиссарами. Под руководствомгубернатора создавался разветвленный административно-бюрократический аппарат,выполняющий в основном фискальные функции – поддержание порядка, сбор налогов,рекрутский набор.
Доставшеесясоветской власти в наследство от царской империи административно-территориальноеделение в своих основных чертежах было сформировано при царствовании Екатерины II. В 1775 году по указу Екатерины II была проведена новаяадминистративная реформа. Произошло разукрупнение губерний, их стало 40, азатем 68. Территория России механически делилась на губернии и уезды попризнаку численности населения. Екатерининские губернии просуществовали почтибез изменений до Октябрьской революции, в 1861 году, правда, к прежнему двухчисленному делению территории государства на губернии и уезды добавилось третьеподразделенье – волость. При районировании в досоветский период недостаточноучитывались народнохозяйственные нужды страны и не учитывались национальныеинтересы народов населяющих Россию. Дореволюционноеадминистративно-территориальное деление противоречило предпосылкам развитиярыночной капиталистической экономики, образованию внутреннего рынка и свободыкапиталистического оборота, а следовательно, оно не соответствовало интересамкапитализма того времени.
Креволюции 1917 года в России насчитывалось 68 губерний, 8 генерал-губернаторстви одно наместничество.
Созданноев Екатерининский период административное устройство практически оставалосьнеизменным не только в предреволюционный период, но и в плоть почти до конца1920-х годов. Ликвидация губернского деления происходила в период с 1924 по1929 гг. Был ликвидирован старый государственный губернский аппарат, и началосьновое административно-территориальное устройство страны. Новыми органами властистали Советы. Губернии были заменены областями, а уезды – районами.
Внациональных районах на окрайных территориях были созданы союзные республики –Украинская, Белорусская, республики Закавказья, Казахстан, Средняя Азия, азатем Молдавская и республики Прибалтики. Союзной республикой стала Россия, ейбыл дан статус федеральной республики, т.к. на ее территории, в районахкомпактного проживания отдельных национальностей были образованы автономныереспублики, а в ряде областей и краев – автономные области и автономныенациональные округи.
Административно-территориальныеделение осуществлялось с учетом специфики районов, их экономических,национальных, природных, исторических и других условий.
В1991 году Советский Союз распался. Союзные республики заявили суверенитет истали самостоятельными независимыми государствами.
/>
Рис.1.Административно-территориальное устройство России.
Современноеадминистративное деление соответствует и учитывается при экономическомрайонировании. Экономическое районирование является основой территориальногоуправления народным хозяйством России.
Экономическоерайонирование имеет свою историю. Первые попытки экономического районирования ипервые публикации по вопросам районирования давали начальную ориентировку вхозяйственных различиях отдельных частей страны. Так как хозяйственная жизньРоссии в дореволюционные годы определялась главным образом сельским хозяйством,в основу районирования были положены климатические и другие зональные природныеусловия. Эти первые попытки экономического районирования были по преимуществурайонированием природно-хозяйственным или сельскохозяйственным. Известныйстатистик и географ П.П.Семенов-Тян-Шанский в середине прошлого века осуществилрайонирование европейской части России на так называемые четырнадцатьестественных областей. Во внимание брались как природные, так и экономическиеусловия территорий. Второе районирование им было проведено в конце XIX века, в результате которого быливыделены 12 районов европейской части России. Эти районы представлялись, каккомпактные своеобразные по своим природным и хозяйственным условиям территории.В конце XIX иначале XX вв. появляетсяцелый ряд работ по экономическому районированию России.
Заслуживаютвнимание работы по районированию знаменитого русского химика Д.И.Менделеева,который в 1893 г. разделил Россию на 14 краев и в основу этого деления положилнаряду с природными факторами уровень развития промышленности с учетомтопливных и сырьевых ресурсов. Большое значение в истории экономическогорайонирования имел труд П.П.Семенова-Тян-Шанского (в соавторстве сН.Н.Штруппом) «Торговля и промышленность Европейской России по районам» (1911г.), в котором выделяется 1065 торгово-промышленных микрорайонов, объединенныхв 12 полос. Среди работ по сельскохозяйственному районированию заслуживаютвнимания появившиеся в начале XX в.труды А.И.Скворцова, который в основу районирования положил природные признаки,А.Н.Челинцева, районирование которого основано на экономических принципах.Однако в условиях царской России все эти опыты районирования имели лишь познавательное,а не практическое значение.
Экономическоерайонирование являлось основой рационального, наиболее эффективного размещенияеще в дореволюционный период и первые опыты дореволюционного экономическогорайонирования послужило научной основой, научной базой, подходами ксовременному экономическому районированию.
Важнейшимусловием экономического районирования в послереволюционный период явилосьсоответствие его административно-территориальному устройству. В 1920 г. былразработан план электрификации страны ГОЭЛРО. По плану ГОЭЛРО выделились 8районов: Северный, Центрально-Промышленный, Южный, Поволжский, Уральский,Кавказский, Западно-Сибирский, Туркестанский. Это был первый опыт советскогоэкономического районирования. В основу его положены перспективы развития энергетики страны. Однако районирование ГОЭЛРО касалось лишь частитерритории страны и не распространялось на огромную площадь Восточной Сибири иДальнего Востока. План ГОЭЛРО явился базой для разработки Госплана новойсистемы экономических районов. В 1921 году были разработаны основные принципыэкономического районирования страны. Эти принципы заключались в следующем:экономическим районом должна считаться экономически законченная территориястраны, которая благодаря комбинациям природных особенностей, культурныхнакоплений прошлого и населения с его подготовкой для производственной деятельностипредставляла бы одно из звеньев общей цепи народного хозяйства. Этот принципэкономической законченности давал возможность построить далее на хорошоподобранном комплексе местных ресурсов, капитальных ценностей, принесенных состороны, новой техники и общегосударственного плана народного хозяйства. Проектхозяйственного развития района на базе наилучшего использования всехвозможностей при наименьших затратах. Работа по районированию проводилась поднепосредственным руководством председателя Госплана Г.М.Кржижановского. Приразработке сетки экономических районов учитывался целый ряд взаимосвязанныхфакторов в их единстве – экономически (принцип наивысшей производительноститруда), национальный, исторический, перспективный, фактор территориальнойспециализации производства, его комплексности и концентрации, транспортныйфактор, технический, что обеспечивало обоснованное распределение по территорииплановых заданий в тот период.По проекту районирования,разработанному Госпланом в 1921 – 1922 гг. Советское государство делилось на 21экономический район: Центрально-Промышленный, Центрально-Черноземный,Северо-Западный, Северо-Восточный, Вятско-Ветлужский, Средне-Волжский,Нижневолжский, Западный, Юго-Западный, Южно-горнопромышленный, Кавказский, Уральский,Обский, Кузнецко-Алтайский, Енисеетский, Ленско-Байкальский, Якутский, Дальневосточный,Западно-Казахский, Восточно-Казахский, Среднеазиатский. В основе этогорайонирования нашли отражение реальная жизнь территориальных образований,закономерности развития хозяйств районов, ясная целевая уствновка. Проектставил целью перспективное развитие районов.Существенным недостаткомпервоначальной схемы Госплана было несовпадение в некоторых случаях границрайонов с границами национальных образований (в последующих районах Госплана порайонированию этот недостаток был устранен). Кроме того, ряд намеченных районовимел слабый контроль экономического развития.Территориальный разрез планастал составной частью народнохозяйственного плана, в связи с чем все большеезначение начал приобретать комплексный метод планирования. Это даваловозможность более правильно устанавливать важнейшие показатели плана, точнееучитывать в балансах местные ресурсы, рациональнее осваивать в производственовую технику и т.д. Особое внимание было уделено вопросам комплексногоразвития основных экономических районов. В 1938 – 1940 гг. Госпланом СССР быларазработана новая сетка экономических районов. По этой сетке территория СССРделилась на 13 крупных экономических районов. В соответствии с ней составлялисьи утверждались государственные планы народного хозяйства в четвертой, пятой ишестой пятилетках, как по отраслям народного хозяйства, так и по экономическимрайонам и союзным республикам.Успехи в развитии экономики,особенно в послевоенный период углубление специализации и комплексного развитияхозяйства нашей страны привели к дальнейшему совершенствованию экономическогорайонирования.В 1963 году Госплан СССРпредложил разделить территорию СССР на 18 крупных экономических районов с учетомих природных и экономических особенностей. В Российской Федерации былиобразованы 10 крупных экономических районов, на Украине – 3, прибалтийскиесоюзные республики и Калининградская область РСФСР образует один –Прибалтийский крупный экономический район, союзные республики Закавказья –Закавказский, а союзные республики Средней Азии – Среднеазиатский, КазахскаяССР и Белорусская ССР представляют собой самостоятельные крупные экономическиерайоны. Молдавская ССР является отдельным экономическим административнымрайоном, не входящим в состав какого-либо крупного экономического района.Эти экономические районыпредставляют собой крупные территориально-производственные комплексы, в составкоторых входило несколько областей (краев) или республик.В 1982 году Северо-Западныйрайон был разделен на два района – Северо-Западный и Северный. Таким образомпоследняя сетка районов СССР включала 19 крупных экономических районов, из них11 на территории России.
II. Принципы экономического районированияРоссии. Районообразующие факторы.
Экономический район имеетсвою отрасль специализации, обусловленную экономико-географическими факторами.
Экономические районыобразуются и развиваются на основе общественного территориального разделениятруда. В связи с отраслевым разделением труда, расчленением производства намелкие и более узкие отрасли, созданием специализированных производств оноведет к расчленению хозяйственной территории на более дробные взаимосвязанныерегионы, к формированию специализированных экономических районов.
Образование экономическихрайонов является объективным процессом, выраженным развитием территориальногоразделения труда.
Основные принципырайонирования :
- Экономический,рассматривающий район как специализированную часть единого народнохозяйственногокомплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающихпроизводств. Согласно этому принципу специализацию района должны определитьтакие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и еедоставку потребителю по сравнению с другим районами будут наименьшими.Экономическая эффективность специализации района должна осуществляться как сточки зрения установления наиболее целесообразного территориального разделениятруда в масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительногоиспользования имеющихся ресурсов района.
- Национальный,учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившейсяособенности труда и быта.
- Административный,определяющий единство экономического районирования и территориальногополитико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия дляэффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли втерриториальном разделении труда России.
Эти принципыявляются основополагающими для современной теории и практики экономическогорайонирования России. В современных условиях выделение крупных экономическихрайонов диктуется развитием научно-технического прогресса. Контуры границэкономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночнойспециализации и важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслямирыночной специализации технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е.кооперацией производств. К районообразующим факторам современных экономическихрайонов можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых,высокую плотность населения и накопленный ими трудовой опыт и т.д.
Экономическоерайонирование не застывший процесс, оно может изменяться, совершенствоваться впроцессе экономического развития страны в зависимости от многих факторов.Научное обоснование экономического районирования требует углубленногоисследования многообразия факторов. Современный период отличается появлениемновых объективных районообразующих факторов и коренным изменениям прежнихфакторов.
Решающимфактором дифференциации экономических показателей на территории являютсяпорайонные различия в затратах на выпуск продукции, экономика самогопроизводства в разных районах, которую необходимо выявить при районировании.
Наряду с техническимпрогрессом возрастает роль производственного фактора.
В условияхстановления и развития рыночных отношений приобретает новые черты и такойважный районообразующий фактор, как территориальная комплексность хозяйстварегионов.
Важнымипоказателями районной комплексности становятся соответствие хозяйства районаего природным и экономическим условиям, рациональное сочетание отраслей на базеведущих специализирующих производств и их территориальной концентрации,относительное сходство отраслевой структуры входящих в район территорий.Рыночные отношения, как и всякие иные отношения социально-экономической жизни,территориально неоднородной, т.е. в разных экономических районах онипроявляются по-разному.
Рыночныефакторы, обеспечивающие взаимодействие спроса и предложения на макро-, мезо- имикро уровне, различны. Но все же главные факторы в условиях рыночных отношений - это условия функционирования региональных рынков, свободатоваропроизводителей, ограничение монополий, равные условие для всех форм собственности.Важен также экономический интерес как основная движущая сила рынка присочетании свободы производителей с государственным и внутри региональнымрегулированием.
Одним изважнейших факторов являются также регуляторы рынка, т.е. цены, тарифы, налоги,кредиты, инвестиции и т.д. Все эти факторы характерны для рыночной экономике ипредставляют собой систему, которая отражается на принципах районированияразного значения – экономических, социальных, экологических, организационных.При этом экологические принципы районирования выражаются в территориальномразделении труда, способствующем становлению рыночной экономики иудовлетворению потребностей общества. Районообразующие факторы предполагаютучет сложившихся и прогнозируемых ситуаций в размещении производительных сил.
Важнейшимтребованием комплексного развития хозяйства стало усиление охраны природы иулучшение использования природных ресурсов. Исключительное значение дляэкономического районирования приобретает учет социальных факторов –территориальных особенностей воспроизводства трудовых ресурсов, возможностейповышения жизненного уровня населения.
III. Современная схема экономическихрайонов.
Современнаясхема экономических районов России сложилась в результате коренных изменений вразмещении производительных сил под влиянием социально-экономическихпреобразований, научно-технического прогресса и территориального разделениятруда.
Причиныизменения обусловлены:
- сдвигомпромышленности в восточные районы, где сосредоточились основные сырьевые базы ина их основе возникли крупные территориально-производственные комплексы;
- совершенствованиетопливно-энергетического баланса, создание предприятий наиболее эффективныхотраслей промышленности;
- рациональноеразделение труда, преодоление несоответствия в размещении сырьевых итопливно-энергетических ресурсов, трудовых ресурсов;
- обеспечениестабилизации и оживление экономики за счет старых промышленных районовевропейской части России, где сосредоточен производственно-технический иинтеллектуальный потенциал страны;
- обеспечениевыхода из кризиса с помощью новых «точек роста» в виде свободных экономическихзон.
Современныйметодический подход к разработке схемы экономических районов долженосновываться на качественном анализе:
- учететенденции проявления общих районообразующих факторов, т.е. научно-техническогопрогресса территориальных форм концентрации производства и т.д.;
- анализеконкретных узловых районно-комплексных проблем, специфических условий районообразования на отдельных территориях.
Современныйэкономический район – это целостная территориальная часть народного хозяйствастраны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренниеэкономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими частямистраны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственноецелое с прочными внутренними связями.
Современноеэкономическое районирование России включает три основных звена (таксономическиеединицы: высшее звено – крупные экономические районы; районы среднего звена –края, области, республики; низовые районы – административно-хозяйственныерайоны, городские и сельские районы). Каждый вид экономического районированияотвечает определенным задачам территориального развития.
Высшее звенорайонирования – крупные экономические районы – используются центральнымиреспубликанскими органами власти для общегосударственного управления экономкойв территориальном разрезе. Крупные экономические районы – это четкоспециализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственныекомплексы: играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагаязначительной территорией, большой численностью населения, разнообразнымприродно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четковыраженную специализацию (до 5-7 отраслей). Чем больше территория крупногоэкономического района, тем шире его производственный профиль, сложнеехозяйственный комплекс.
Среднее звенорайонирования используется для руководства некоторыми отраслями хозяйства впределах области, края, республики. Велика его роль в руководстве сельскимхозяйством и сферой услуг.
Областныерайоны имеют свои экономические признаки. Своеобразная форма комплексногоразвития областей, объединение сельскохозяйственных районов вокруг промышленныхцентров обеспечивают ведущее место города.
Низшее звенорайонирования – городские и сельские районы представляют собой первичные звеньяв таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальныеспециализированные территориальные производственные комплексы. Низовые районыиграют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программразвития районного хозяйства и социально-культурного строительства, вразмещении и специализации предприятий по производству и переработкисельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания,торговли и общественного питания.
Экономическиерайоны могут объединяться в макро регионы или экономические зоны, отличающиесяобщими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшегоразвития.
Главныепринципы выделения экономических зон – уровень хозяйственного освоениятерритории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования.
ТерриторияРоссийской Федерации разделена на две экономические зоны – Западную (европейскаячасть России и Урал) и Восточную (Сибирь и Дальний Восток). Для выполнениядолгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребленияважных видов продукции группы районов в экономических зонах объединяются вукрупненные районы. В Западной зоне три укрупненных района – Север и Центревропейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне дваукрупненных района – Сибирь и Дальний Восток.
В настоящеевремя в составе России находятся 11 крупных экономических районов (Приложение1): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный,Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский,Восточно-Сибирский, Дальневосточный и Калининградская область. Статуссамоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург. Состав экономических районовиллюстрирует таблица 1.
Таблица1Экономический район Состав
Площадь, тыс.км2 Население, млн.чел. 1 2 3 4 Северный Архангельская с Ненецким автономным округом, Вологодская и Мурманская области Республика Коми и Республика Карелия 1466,3 5,9 Центральный Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская всего 12 областей и г.Москва 483,0 30,0 Волго-Вятский Нижегородская, Кировская области, Республика Марий Эл, Республика Мордовия и Чувашская Республика 265,4 8,5 Центрально-Черноземный Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская обл. 167,7 7,9 Северо-Кавказский Ростовская обл., Краснодарский и Ставропольский края, Республика Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Ингушская и Чеченская 355,1 17,7 Северо-западный Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская, Псковская обл. 196,5 8,0 Поволжский Ульяновская, Саратовская, Самарская, Волгоградская, Астраханская, Пензенская обл., республика Татарстан и Калмыкия – Хольяк Тангч 536,5 16,9 Уральский Курганская, Оренбургская, Пермская (с Коми Пермяцким автономным округом), Свердловская, Челябинская обл., республики Башкортостан и Удмуртия 824,0 20,5 Западная Сибирь Алтайский край, Республика Алтай, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская (с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономным округами) обл. 2427,2 15,0 Восточно-Сибирский Красноярский край, Иркутская и Читинская обл., Республика Бурятия, Тува, Хакасия 4122,8 9,2 Дальне-Восточный Приморский и Хабаровский (с Еврейской автономной обл.) края, Республика Саха (Якутия), Амурская, Камчатская (с Корякским автономным округом), Магаданская (с Чукотским автономным округом) и Сахалинская обл. 6215,9 7,6 Калининградская Калининградская 15,1 936,0 тыс.чел.
IV. Проблемы экономическогорайонирования.
В настоящеевремя в наиболее сложном положении оказались регионы, где развита тяжелаяпромышленность – особенно угольно-металлургическая, крупными предприятиями –монополистами – Кемерово, Челябинск, Екатеринбург, Ростов, Тула, крупные городаКрасноярского края, а также регионы, где сосредоточены предприятия оборонногокомплекса – Москва и Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Челябинская,Нижегородская, Свердловская, Пермская, Тульская области, Удмуртия и отдельныепромышленные узлы с узкой производственной базой, в основном на Севере.
В периодструктурной перестройки для регионов особенно реальна угроза резкого спадапроизводства, массовой безработицы и обострения социальной напряженности.Поэтому для существования этих регионов необходимы льготы по федеральным иместным налогам, кредиты, льготы на налоги от прибыли коммерческих банков,расширении прав местных органов и социальная защита населения.
Сегодня вусловиях развития рынка можно выделить три типа регионов России:
1. Трудоизбыточные – республики Северного Кавказа, Ставропольский иКраснодарский края, Ростовская область.
2. Оборонно-промышленные – Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская область,Урал, промышленные узлы юга Сибири.
3. Многоотраслевые и депрессивные – значительная часть зоны Севера.
В регионахпервой группы рекомендуется всемерно поощрять мелкотоварный уклад как вгородах, так и в селах. Для регионов второго типа предусматривается привлекатьиностранный капитал, в регионах третьего типа – создавать особо благоприятныйрежим для предпринимательской деятельности за счет частичного освобождения отналогов и других факторов.
Для улучшенияфинансирования регионов создаются рыночные инфраструктуры – фонды жилья,пенсионные фонды, страховые фонды, биржи, ассоциации. Рекомендуетсяориентировать ассоциации на координирование решения важнейшей задачи:реализацию программ развития макро регионов, создание фондов, повышениеэффективности территориального разделения труда, развитие производства с учетомприватизации, внедрение новых технологий, расширение фермерских и подсобныххозяйств, разработку региональных программ возрождения сел, развитие малыхгородов, охрану окружающей среды, развитие связей с другими регионами.
V.Варианты будущего районированияРоссии.
В настоящеевремя формируются свободные экономические зоны.
Свободнаяэкономическая зона (СЭЗ) – территория, для которой устанавливается особый режимхозяйственной деятельности иностранных и отечественных инвесторов: льготноеэкспертно-импортное, налоговое, таможенное, валютное, банковское регулирование;высокий удельный вес (45-50 %) приватизированных предприятий. Приняты два типаСЭЗ – экспортного производства и свободной таможенной зоны.
Территорииохваченные СЭЗ: Калининградская область – Янтарь, Московская область –Зеленоград, Санкт-Петербург, Новгородская область, Кемеровская область,Читинская, Алтай, Сахалин.
В условияхстановления и развития рыночных отношений формируется новая региональнаяполитика. Следует отметить особую важность регионального аспекта экономическихреформ, проводимых в стране.
Вследствиеогромных различий природно-географических, социально-демографических,экономических и других условий экономики каждого отдельного региона России. Приэтом главными ориентирами будут:
1. Учет специфики работы регионов в осуществлении общероссийскойструктурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономическойполитики;
2. Перенос ряда направлений реформы в основном на региональный уровень,особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы ииспользования природных ресурсов;
3. Децентрализация процессов управления реформой, активизация экономическойдеятельности на местах;
4. Необходимость разработки социальных программ проведения реформ в регионахс особо своеобразными условиями.
Так,предполагается, что в будущем с развитием рыночных отношений можно будетвыделить пять сельскохозяйственных районов России:
1. Фермерские регионы со значительной долей частной собственности –основная часть Нечерноземной зоны, земледельческие районы южной части ВосточнойСибири и Дальнего Востока;
2. Регионы, где сочетаются крупные коллективные хозяйства с фермерскими –Черноземный Центр, Поволжье, предгорье Северного Кавказа, Южный Урал, югЗападной Сибири;
3. Горные регионы – республики Северного Кавказа, Алтайская республика;
4. Регионы отгонно-пастбищного животноводства – Калмыкия, Тува, Бурятия,Читинская область;
5. Слабо освоенные территории с очаговым развитием земледелия и особым режимомземлепользования – это основная часть зоны Севера.
Наиболеерадикальные аграрные преобразования намечаются в регионах первого типа. Здесьпредусматривается форсированное развитие фермерских хозяйств за счетдополнительных государственных инвестиций и субсидий, а также переселение в этирегионы экономически активного населения – демобилизованных военнослужащих,русскоязычного населения из стран нового зарубежья, а также переселенцев изгородов.
Особенноуязвимы регионы нового освоения с суровыми экстремальными условиями – зоныСевера, а также регионы со структурной безработицей, аграрным перенаселением(например, Северный Кавказ) и территории со слабой финансово-экономическойбазой – Забайкалье, Тува, Калмыкия, Дагестан. Эти регионы будут поддерживатьсяиз республиканских федеральных фондов.
Вэкономических реформах большое внимание уделяется мероприятиям попространственной интеграции экономики России. К ним относятся создание механизмоввертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов хозяйствования и органовуправления, всемерное содействие развитию общероссийского территориальногоразделения труда и единого рыночного пространства, меры по преодолению распадамежрегиональных хозяйственных связей, экономического и политического сепаратизма.
Важнейшимизадачами в период экономических реформ России являются поддержка процессасуверенизации национально-государственных и автономных образований РоссийскойФедерации. В рамках Федеративного договора, достижение и укреплениемежнационального согласия, доверия и партнерства народов, устранения причинпротиворечий и этнических конфликтов, соблюдения приоритета и равенства условийдля представителей различных национальностей, ликвидация межэтническийдиспропорций, выравнивание уровней развития.
Заключение.
Главная цельрегиональной политики в социальной сфере – обеспечение достойного уровняблагосостояния в каждом регионе. Региональная политика направлена на ослаблениевнутреннего социального напряжения, сохранение целостности и единства страны.Главная цель региональной политики в экономической сфере – это рациональноеиспользование природно-экономический возможностей регионов, преимуществтерриториального разделения труда и экономиче2ских связей регионов.
Стратегическиезадачи регионального развития сводятся к следующим:
- Реконструкцияэкономики старо промышленных регионов и крупных городских агломерации путемконверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизаций инфраструктуры,оздоровления экологической обстановки, приватизации.
- Преодолениекризисного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала,Сибири, Дальнего Востока, возрождение малых городов и российского села,ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности,развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоениезаброшенных сельскохозяйственных земель.
- Стабилизациясоциально-экономического положения в регионах с экстремальными природнымиусловиями и преимущественно сырьевой специализацией, создание условий длявозрождения малочисленных народов (прежде всего это районы Крайнего Севера,горные районы).
- Продолжениеформирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов всеверных и восточных регионах России за счет нецентрализованных, инвестиций изприоритетным развитием производств по комплексному использованию добываемогосырья с соблюдением строгих экологических стандартов.
- Стимулированиеразвития экспортных и импортозаменяющих производств в регионах, имеющих дляэтого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон,а также технополисов как региональных центров внедрения достиженийотечественной и мировой науки, ускорения экономического и социальногопрогресса.
- Переспециализация новых приграничных регионов, создание в них рабочих мест иускоренное развитие социальной инфраструктуры с учетом потенциальныхпереселенцев из бывших республик СССР.
- Развитиемежрегиональных и региональных инфраструктурных систем – транспорта, связи,информатики, обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги иэффективность региональной экономики.
- Преодолениечрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республики областей России.
Политикаустранения зависимости России от импорта продовольствия потребует ускоренной интенсификациисельского хозяйства Нечерноземья и Южных районов России. Большая часть задачрегиональной политики России будет перемещаться на уровень регионов. Будетсоздан социально-экономический механизм, сочетающий государственноерегулирование с региональным самоуправлением.
Списоклитературы:
1. Экономическая география России: Учебник Т.Г.Морозова, М.П.Победина,С.С.Шишков. М.: ЮНИТИ, 2000.
2. Экономическая география России: Учебник; Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А.,Семенов С.П. – М.: Гардарика. Литературное издательское агентство «Кафедра — М», 1999.
3. Региональная экономика: Учебник для вузов; под ред.проф.Т.Г.Морозовой –2-е изд. переработанное и дополненное – М.: ЮНИТА, 2000.