Реферат по предмету "Экономика"


Анализ хозяйственной деятельности ЗАО "Росич"

Оглавление
1. Общие сведения о ЗАО «Росич»
2. Анализ хозяйственной деятельности
2.1 Организация аналитической работы
2.2 Анализ производства продукции основных отраслей
2.3 Анализ обеспеченности организации основными фондами иэффективность их использования
2.4 Анализ обеспеченности организации трудовыми ресурсами иих использование
2.5 Анализ использования фонда заработной платы
2.6 Анализ себестоимости продукции
2.7 Анализ использования и реализации продукции
2.8 Анализ финансовых результатовдеятельности организации
2.9 Анализ финансового состояния организации
3. Аудит и ревизия
3.1 Ознакомление с системой контроля на предприятии
3.2 Аудит и ревизия учетной политики предприятия
3.3 Аудит и ревизия денежных средств и документов
3.4 Аудит и ревизия расчетных операций
3.5 Аудит и ревизия наличия и использования основныхсредств и товарно-материальных ценностей
3.6 Аудит и ревизия наличия и движения поголовья животных
3.7 Аудит и ревизия инвестиций
3.8 Аудит и ревизия реализации продукции, финансовыхрезультатов, резервов, целевого финансирования ицелевых поступлений
4. Порядок составления, состав и содержание годовойбухгалтерской отчетности
5. Индивидуальное задание
5.1 Исследование учета и анализ кредиторской задолженности
Список использованных источников
1. Общие сведения о ЗАО «Росич»
Устав (приложение А) являетсяновой редакцией закрытого акционерного общества «Росич» зарегистрированногорешением Минского горисполкома от 22 августа 2003 г. № 1439 в Единомгосударственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за №101170745, с изменениями и дополнениями, зарегистрированными решениями Минскогогорисполкома от 27.01.2005 г. № 122, от 14.07.2005 г. № 1216.
Закрытое акционерное общество«Росич» создано решением учредительного собрания (протокол №1 от 08.10.1996г), зарегистрировано решением исполкома Администрации Советского района г. Минскаот 12.11 1996 г. № 46.
Закрытое акционерное общество«Росич» создано в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь,Законом Республики Беларусь «О хозяйственных обществах».
Место нахождения ЗАО «Росич»:Республика Беларусь, 220123, г. Минск, ул.В. Хоружей, д.22, офисы 41, 42.
Общество является коммерческойорганизацией — юридическим лицом согласно законодательству Республики Беларусь,имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать имущественные иличные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком всуде, хозяйственном или третейском судах, открывать расчетный, валютный и другиесчета в банках, иметь печати, штампы со своим наименованием.
Для обозначения своих товаров (работ,услуг) Общество разрабатывает и использует собственный товарный знак (знакобслуживания) в порядке, установленном законодательством. Общество имеет правов установленном законодательством порядке использовать товарные знаки (знакиобслуживания) иных лиц.
Имущество Общества являетсясобственностью Общества. Общество несет ответственность по своим обязательствамлюбым принадлежащим ему имуществом.
Основной целью деятельностиОбщества является извлечение прибыли для удовлетворения социальных и экономическихинтересов акционеров Общества посредством осуществления хозяйственнойдеятельности.
ЗАО «Росич» вправеосуществлять следующие виды экономической деятельности в соответствии с общегосударственнымклассификатором «Виды экономической деятельности»:
Таблица 1.1 — Виды экономическойдеятельности ЗАО «Росич»№ п/п Наименование вида деятельности
Код группировки
по ОКЭД 1. Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях 01 2. Рыболовство, рыбоводство и предоставление услуг в этих областях 05 3. Производство пищевых продуктов, включая налитки 15 4. Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и плетенки 20 5. Производство и распределение электроэнергии, газа, пара я горячей воды 40 6. Торговля автомобилями и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт 50 7. Оптовая торговля и торговля через агентов, кроме торговли автомобилями и мотоциклами 51 8. Розничная торговля, кроме торговли автомобилями и мотоциклами, ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования 52 9. Предоставление услуг гостиницами и ресторанами 55 10. Деятельность сухопутного транспорта 60 11. Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность 63 12. Операции с недвижимым имуществом 70 13. Аренда машин и оборудования без оператора и прокат бытовых изделий и предметов личного пользования 71 14. Ветеринарная деятельность 8520 15. Проведение расследований и обеспечение безопасности 746
В соответствии с Перечнем видовдеятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии),и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций,утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 г. № 17,Общество вправе осуществлять следующие лицензируемые виды деятельности:
Ветеринарная деятельность.
Деятельность по заготовке ипереработке древесины.
Перевозка пассажиров и грузов (исключаятехнологические внутрихозяйственные перевозки пассажиров и грузов, выполняемыеюридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для собственных нужд) автомобильным,внутренним водным, морским транспортом.
Розничная торговля (включаяалкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание.
Ведение рыболовного хозяйства.
Ведение охотничьего хозяйства.
Деятельность по обеспечениюбезопасности юридических и физических лиц.
Виды деятельности, подлежащиелицензированию, осуществляются Обществом после получения соответствующейлицензии.
Общество вправе осуществлятьтакже не указанные в уставе виды деятельности, указание которых в соответствиис актами законодательства в учредительных документах не требуется, при условиисоблюдения установленного законодательством порядка уведомления соответствующихорганов.
Общество осуществляетвнешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательствомРеспублики Беларусь.
Общество вправе самостоятельноопределять конкретные направления своей деятельности в зависимости отконъюнктуры рынка.
2. Анализ хозяйственной деятельности2.1 Организация аналитической работы
Основой построенияинформационного обеспечения анализа хозяйственной деятельности ЗАО «Росич»в условиях использования современных информационных технологий служит
техническое обеспечение: сервер,обеспечивающий работу внутренней сети, которая состоит из несколькихкомпьютеров (компьютеры NTT с процессором Intell Pentium4), сканеры, для сканирования необходимых документов, принтеры для распечаткидокументов, ксерокс, модем;
системное программноеобеспечение: операционная система Windows XP и Windows 2000;
сетевое обеспечение: внутренняясеть, так как вся информация хранится в электронном виде, обмен информациейпроисходит с помощью внутренней и внешней электронной почты; отделы предприятиясотрудничают между собой при помощи внутренней сети, для повышения качества,быстроты, эффективности работы, а также для большей информационной безопасности;
средства организации баз данных:базы данных разработаны в Access, так как в Access имеются все необходимые для работы инструменты ивозможности, и для создания необходимых баз данных и работы с ними не нужныболее сложные программы;
информационное обеспечение: информациянеобходимая для работы сотрудника хранится на компьютере — рабочем месте наспециальном диске, защищенным паролем, также она дублируется на сервере; результатработы сотрудников и архивы информации хранятся на сервере. Если сотрудникунеобходимо получить какую-либо информацию он обращается к серверу, илинепосредственно к тому, у кого есть эта информация. Информация выдается повнутренней электронной почте. Источниками информации являютсянормативно-справочная документация.
Аналитическую работу в ЗАО«Росич» выполняют экономисты.2.2 Анализ производства продукции основных отраслей
Используя данные статистическойотчетности формы № 9-АПК «Производство и себестоимость» (приложении Б- Г), проанализируем динамику производства продукции в ЗАО «Росич» за9 мес. 2007-2009 гг.
Динамика валового сборапродукции ЗАО «Росич» за 9 мес. 2007-2009 гг. приведена в таблице 2.1
Таблица 2.1 — Динамикавалового сбора продукции ЗАО «Росич» за 9 мес. 2007-2009 гг. Наименование
9 мес.
2007 г.
9 мес.
2008 г., т
9 мес.
2009 г., т Отклонение (+,-) всего, т уд. вес,% всего, т уд. вес,% всего, т уд. вес,%
9 мес. 2008 г.
от 9 мес. 2007 г.
9 мес. 2009 г.
от 9 мес. 2008 г. т уд. вес,% т уд. вес,% Зерно 3798 43,2 2835 21,2 3087 28,1 -963 -22,0 +252 +6,9 Свекла 3064 34,9 2195 16,4 3434 31,3 -869 -18,5 +1239 +14,9 Картофель 723 8,2 4096 30,6 2044 18,6 +3373 +22,4 -2052 -12,0 Овощи открытого грунта 137 1,6 3081 23,0 1640 14,9 +2944 +21,4 -1441 -8,1 Овощи защищенного грунта 291 3,3 289 2,2 297 2,8 -2 -1,1 +8 +0,6 Плоды - - - - 8 0,1 +8 - +8 +0,1 Корнеплоды 777 8,8 897 6,6 460 4,2 +120 -2,2 -437 -2,4 Итого 8790 100,0 13393 100,0 10970 100,0 +4603 - -2423 -
Как видно из данных таблицы 2.1,структура валового сбора продукции в ЗАО «Росич» за анализируемыепериоды изменилась: за 9 мес. 2007 г. основную часть составляли зерно (43,2%) исвекла (34,9%), за 9 мес. 2008 г. — картофель (30,6%) и овощи открытого грунта(23,0%), а за 9 мес. 2009 г. — свекла (31,3%) и зерно (28,1%). В целом сборпродукции вырос за 9 мес. 2008 г. по сравнению с 9 мес. 2007 г. на 4603 т, а за9 мес. 2009 г. по сравнению с 9 мес. 2008 г. валовой сбор продукции снизился на2423 т.
Для оценки уровня (глубины) специализациипроизводства рассчитывают коэффициент специализации Ксп:
/>, (2.1)
где /> -удельный вес n-гo вида товарной продукции в общем ееобъеме;
n — порядковыйномер отдельных видов продукции по их удельному весу в ранжированном ряду.
Значение коэффициентаспециализации может колебаться от 0 до 1. Если его уровень меньше 0,2, то этосвидетельствует о слабо выраженной специализации, от 0,2 до 0,4 — о средней исвыше 0,6 — об углубленной специализации.
/>
/>
/>
Таким образом, приведенныеданные свидетельствуют о средней специализации ЗАО «Росич» заанализируемые периоды.2.3 Анализ обеспеченности организации основнымифондами и эффективность их использования
Анализ основных фондов ЗАО«Росич» за 9 мес. 2007-2008 гг. проведем на основании данныхбухгалтерских балансов (приложения Д, Е) и данных отчетов о прибылях и убытках(приложения Ж, И).
Анализ обеспеченности ЗАО «Росич»основными средствами на 1 октября 2007-2008 гг. проведем на основании данныхтаблицы 2.2
Таблица 2.2 — Анализобеспеченности ЗАО «Росич» основными средствами на 1 октября2007-2008 гг. Показатели 9 мес. 2007 г. 9 мес. 2008 г. Отклонение 2008 г. от 2007 г. (+/-) Отклонение 2008 г. от плана (+/-) по плану фактически 1 2 3 4 5 6
1. Среднегодовая стоимость основных средств, млн. руб.
в том числе: 9918 11520 12956 +3038 +1436 2. Промышленно-производственных основных средств 8862 10312 11631 +2769 +1319 3. Из них активной части (производственного оборудования) 8598 9967 11386 +2788 +1419 4. Удельный вес промышленно-производственных основных средств в общей стоимости основных средств, коэффициент (стр.2/стр.1) 89,35 89,51 89,77 +0,42 +0,26
5. Удельный вес активной части:
а) в общей стоимости основных средств,%
(стр.3/стр.1)
б) в стоимости производственных основных средств,% (стр.3/стр.2)
86,69
97,02
86,52
96,65
87,88
97,89
+1, 19
+0,87
+1,36
+1,24
Из данных таблицы 2.2 следует,что на 01.10 2008 г. среднегодовая стоимость основных средств по сравнению с 01.102007 г. увеличилась на 3038 млн. руб., план за 9 мес. 2008 г. перевыполнен на1436 млн. руб. Стоимость активной части основных фондов по сравнению с 01.10 2007г. увеличилась на 2788 млн. руб., перевыполнение плана за 9 мес. 2008 г. поактивной части основных фондов составило 1419 млн. руб.
За 9 мес. 2008 г. по сравнению с9 мес. 2007 г. произошло увеличение на 0,42% удельного весапромышленно-производственных основных средств в общей стоимости основныхсредств, на 1,19% удельного веса активной части основных средств в общейстоимости основных средств и на 0,87% удельного веса активной части основныхсредств в стоимости производственных основных средств. Отклонение за 9 мес. 2008г. фактических данных от плановых составило: увеличение на 0,26% удельного весапромышленно-производственных основных средств в общей стоимости основныхсредств, на 1,36% удельного веса активной части основных средств в общейстоимости основных средств и на 1,24% удельного веса активной части основныхсредств в стоимости производственных основных средств.
Показатели эффективностииспользования основных производственных фондов ЗАО «Росич» на 1октября 2007-2008 гг. приведены в таблице 2.3
Фондоотдача (ФО) основных фондовпредприятия:
/>,(2.2)
где В — выручка от реализациипродукции;
/> - среднегодовая стоимостьосновных фондов;
На 01.10 2007 г.:
/>
На 01.10 2008 г.:
/>
Фондоемкость (ФЕ) основных фондовпредприятия:
/>,(2.3)
На 01.10 2007 г.:
/>
На 01.10 2008 г.:
/>
Фондооснащенность (/>) основных фондовпредприятия (данные о численности работников взяты из отчетов по труду идвижению работников ЗАО «Росич» за 9 мес. 2007-2008 гг. (приложенияК, Л)):
/>,(2.4)
где ЧР — среднесписочнаячисленность работников.
На 01.10 2007 г.:
/>
На 01.10 2008 г.:
/>
Коэффициент эффективностииспользования основных фондов (Кэ):
/>,(2.5)
где П — прибыль.
На 01.10 2007 г.:
/>
На 01.10 2008 г.:
/>
Рентабельностью основных фондов:
/>, (2.6)
На 01.10 2007 г.:
/>
На 01.10 2008 г.:
/>
Интегральный показательэффективности основных фондов:
/>,(2.7)
На 01.10 2007 г.:
/>
На 01.10 2008 г.:
/>

Таблица 2.3 — Показателиэффективности использования основных производственных фондов ЗАО «Росич»на 1 октября 2007-2008 гг. Показатель
На 01.10
2007г.
На 01.10
2008г.
Отклонение
(+/-) Фондоотдача основных фондов, руб. 0,36 0,284 -0,076 Фондоемкость основных фондов, руб. 2,78 3,53 +0,75 Фондооснащенность основных фондов, руб. 48,86 64,78 +15,92 Коэффициент эффективности использования основных фондов 0,023 0,016 -0,007 Рентабельность основных фондов,% 2,3 1,6 -0,7 Интегральный показатель эффективности основных фондов 0,091 0,067 -0,024
Данные таблицы 2.3свидетельствуют о том, что фондоотдача основных средств за 9 мес. 2008 г. посравнению с 9 мес. 2007 г. снизилась на 0,076 руб., соответственно,фондоемкость увеличилась на 0,75 руб. Эти изменения связаны с превышениемтемпов роста среднегодовой стоимости основных средств за 9 мес. 2008 г. посравнению с 9 мес. 2007 г. над темпами роста выручки от реализации продукцииЗАО «Росич». Увеличение среднегодовой стоимости основных средств нарядусо снижением численности работников предприятия привели к тому, чтофондооснащенность основных фондов увеличилась на 15,92 руб. Снижение на 0,007коэффициента эффективности использования основных фондов связано с превышениемтемпов роста среднегодовой стоимости основных средств над темпами роста прибылипредприятия. Соответственно, снизился и показатель рентабельности основныхфондов (на 0,7%). Интегральный показатель эффективности основных фондов за 9мес. 2008 г. по сравнению с 9 мес. 2007 г. снизился на 0,024.
Приведенные выше расчетысвидетельствуют о том, что за 9 мес. 2008 г. по сравнению с за 9 мес. 2007 г. вЗАО «Росич» эффективность использования основных средств ухудшилась,поскольку большинство рассчитанных показателей имеют тенденцию снижения.
2.4 Анализ обеспеченности организации трудовымиресурсами и их использование
При изучении использованиятрудовых ресурсов на предприятии необходимо рассмотреть движение рабочей силы вдинамике (таблица 2.4). Данные для проведения анализа взяты из отчетов по трудуи движению работников ЗАО «Росич» за 9 мес. 2007-2008 гг. (приложенияК, Л).
Таблица 2.4 — Расчетпоказателей текучести кадров ЗАО «Росич» за 9 мес. 2007-2008 гг. Показатель
9 мес.
2007 г.
9 мес.
2008 г.
Отклонение
(+/-) 1. Среднесписочное число работников, чел. 203 200 -3 2. Число принятых работников, чел. 66 75 +9 3. Число выбывших работников, чел. 66 61 -5 4. Число работников, уволенных за нарушение трудовой дисциплины, чел. 4 5 +1 6. Коэффициент оборота по приему (стр.2/стр.1) 0,325 0,375 +0,05 7. Коэффициент оборота по выбытию (стр.3/стр.1) 0,325 0,305 -0,02 8. Коэффициент текучести кадров (стр.4/стр.1) 0,02 0,025 +0,005 9. Коэффициент общего оборота (стр.2 + стр.3) / стр.1 0,65 0,68 +0,03
В ЗАО «Росич» высокуровень текучести кадров. По приему он составил в отчетном году 0,375, повыбытию — 0,305. По сравнение с 9 мес. 2007 г. текучесть по приему возросла на0,05, а по выбытию снизилась на 0,02. Показатель приема кадров в отчетномпериоде ниже показателя их выбытия, это свидетельствует о неблагополучномположении на предприятии, хотя в целом коэффициент текучести кадров увеличился,хоть и незначительно (на 0,03).
Всем работникам ЗАО «Росич»предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск не менее 24 рабочих дней. Очередностьпредоставления ежегодных отпусков устанавливается администрацией с учетомнеобходимости обеспечения нормативного хода работы предприятия. По семейнымобстоятельствам и другим уважительным причинам, рабочим и служащим по ихзаявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения зарплаты с разрешениемруководителя.
Согласно положению опремировании, премирование в ЗАО «Росич» за основные результатыхозяйственной деятельности вводится в целях усиления стимулирующей роли премиив увеличении выручки от реализации продукции, повышения эффективности работы икачества. Основное условие — обеспечение прибыльной работы. Основнымипоказателями для премирования являются: обеспечение прироста выручки, выпускапродукции по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, наличиебалансовой прибыли с нарастающим итогом. Премия в ЗАО «Росич» выплачиваетсявсему коллективу за основные результаты хозяйственной деятельности и относитсяна расходы на реализацию в размере не более 30% тарифной ставки (должностногооклада) в расчете на одного работника в месяц.
ЗАО «Росич» предоставляетсвоим работникам следующие социальные льготы: при уходе в очередной отпускединовременная материальная помощь в оздоровительных целях в размере 50%оклада, при наличии на это средств; выдача премий работникам предприятия кюбилейным датам; расходы на погребение умерших работников предприятия поотчетным документам служб ритуальных услуг, материальная помощь на погребениеблизких родственников (отец, мать, муж, жена, дети, родные братья, сестры); триоплачиваемых рабочих дня для бракосочетания, для организации похорон близкихродственников, один оплачиваемый рабочий день в связи с юбилейной датой, отцам,в связи с рождением ребенка, в связи с вступлением в брак детей работников; материальнаяпомощь родителям, чьи дети идут в первый класс.
2.5 Анализ использования фонда заработной платы
Проведем анализ показателей потруду и заработной плате ЗАО «Росич» за 9 мес. 2007-2008 гг. (таблица2.5).
Таблица 2.5 — Анализпоказателей по труду и заработной плате ЗАО «Росич» за 9 мес. 2007-2008гг. Показатель
9 мес.
2007 г.
9 мес.
2008 г.
Отклонение,
+/-
Темп роста,
% Среднесписочная численность работников, чел. 203 200 -3 98,5 Фонд заработной платы, млн. руб. 994,9 1342,9 +348 135,0 Фонд заработной платы в% к выручке 27,88 36,54 +8,66 - Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. 464,532 620,055 +155,523 133,5 Производительность труда, млн. руб. 17,58 18,38 +0,8 104,6
Среднесписочная численностьработников ЗАО «Росич» за 9 мес. 2008 г. по сравнению с 9 мес. 2007 г.уменьшилась на 3 чел., среднемесячная заработная плата за 9 мес. 2008 г. составила620,055 тыс. руб., по сравнению с предшествующим периодом она возросла на 155,523тыс. руб. или на 33,5%. Темпы роста средней зарплаты ниже темпов роста всегофонда заработной платы. Изменение фонда заработной платы списочного состава ЗАО«Росич» обеспечено ростом средней зарплаты и снижением численностиработников предприятия.
В ЗАО «Росич» производительностьтруда в отчетном периоде составила 18,38 млн. руб., по сравнению с 9 мес. 2007 г.она выросла на 0,8 млн. руб. или на 4,6%.
Эффективная работа предприятиявозможна в том случае, если темпы роста производительности труда опережаюттемпы роста средней заработной платы.
ЗАО «Росич» имеет неблагоприятнуютенденцию опережения роста средней заработной платы (133,5%) по сравнению сростом производительности труда (104,6%).
Коэффициент опережения равен:
Коп = Игв/ Исз = 1,046/1,335 = 0,784.
Для определения суммы экономии (-Э)или перерасхода (+Э) фонда заработной платы в связи с изменением соотношениймежду темпами роста производительности труда и его оплаты, воспользуемсяследующей формулой:
Э = ФЗПотч. × (Исз — Игв) / Исз. (2.8)
Э = 1342,9 млн. руб. × (1,335 — 1,046) / 1,335 = +290,71 млн. руб.
Таким образом, наблюдается перерасход фонда заработной платы ЗАО«Росич» за 9 мес. 2008 г. насумму 290,71 млн. руб.2.6 Анализ себестоимости продукции
Данные отчетов о прибылях иубытках (приложения Ж, И) свидетельствую о том, что за 9 мес. 2008 г. посравнению с 9 мес. 2007 г. себестоимость реализованных товаров, продукции,работ, услуг увеличилась на 341 млн. руб. (3387 млн. руб. — 3046 млн. руб).
На основании данных таблицы 2.6проведем анализ динамики и структуры себестоимости ЗАО «Росич» за 9мес. 2007-2008 гг.

Таблица 2.6 — Анализструктуры себестоимости продукции ЗАО «Росич» за 9 мес. 2007-2008 гг.Элемент затрат 9 месяцев 2007г. 9 месяцев 2008г. Отклонение сумма, млн. руб. удельный вес,% сумма, млн. руб. удельный вес,% абсолютное, млн. руб. п. п. Материальные затраты 1944 63,82 2401 70,9 +457 +7,08 — сырье и материалы 1307 42,92 1714 50,6 +407 +7,68 — вспомогательные материалы и услуги 350 11,5 437 12,9 +87 +1,4 — топливо 73 2,4 88 2,6 +15 +0,2 — электроэнергия 174 5,7 146 4,3 -28 -1,4 — прочие материальные затраты 40 1,3 16 0,5 -24 -0,8 Расходы на оплату труда 498 16,35 509 15,04 +11 -1,31 Отчисления от средств на оплату труда 175 5,73 178 5,26 +3 -0,47 Амортизация 85 2,8 119 3,5 +34 +0,7 Потери от брака 21 0,7 14 0,4 -7 -0,3 Прочие затраты 323 10,6 165 4,9 -158 -5,7 Итого затрат, в том числе: 3046 100 3387 100 +341 - переменные затраты 2131 69,96 2388 70,51 +257 +0,55 постоянные затраты 915 30,04 999 29,49 +84 -0,55
Анализ данных таблицы 2.6свидетельствует о том, что себестоимость реализованных товаров, продукции,работ, услуг ЗАО «Росич» за 9 месяцев 2008 г. по сравнению с 9месяцев 2007 г. увеличилась на 341 млн. руб., рост себестоимости продукции ЗАО«Росич» обосновывается ростом объемов производства продукции.
Анализируя отдельные элементызатрат в общей себестоимости продукции ЗАО «Росич» следует отметить,что за 9 мес. 2008 г. по сравнению с 9 мес. 2007 г. в абсолютном выраженииувеличились практически все статьи затрат, в себестоимости продукции суммапостоянных затрат составила 2388 млн. руб. и выросла по сравнению с 9 мес. 2007г. на 257 млн. руб., переменные затраты в себестоимости продукции за 9 мес. 2008г. составили 999 млн. руб. и увеличились по сравнению с 9 мес. 2007 г. на 84млн. руб.
Проведенный анализ затрат напроизводство продукции ЗАО «Росич» за 9 мес. 2007-2008 гг. показал,что в структуре затрат произошло увеличение затрат на сырье и материалы на 407 млн. руб. (или на 7,68% -ых пункта в общейструктуре затрат), на вспомогательные материалы и услуги — на 87 млн. руб. илина 1,4% -ых пункта в общей структуре затрат. Также за 9 мес. 2008 г. посравнению с 9 мес. 2007 г. следует отметить снижение затрат на электроэнергию на 1,4% -ых пункта в общейструктуре затрат. Сокращение потребления электроэнергии за 9 мес. 2008 г.было достигнуто за счет замены светильников с лампами накаливания насветильники с люминесцентными лампами (экономия в размере 6 кВт/ч); сокращенияосвещения подсобных помещений на 15% (экономия 2 кВт/ч).
Увеличение за 9 мес. 2008 г. посравнению с 9 мес. 2007 г. расходов на оплату труда на 11 млн. руб. связано,прежде всего, с тем, что за 9 мес. 2008 г. увеличилась среднемесячнаязаработная плата. Рост расходов на оплату труда привел, соответственно, кувеличению отчислений на социальные нужды на 1 млн. руб.
В 2008 г. в ЗАО «Росич»при выращивании продукции растениеводства были внедрены новые технологии поливаи удобрения почвы с применением более совершенного оборудования и частичнойзаменой старого. Модернизация оборудования привела к увеличению амортизационныхотчислений на 34 млн. руб. или на 0,7% -ыхпункта в общей структуре затрат.
Модернизация оборудования,внедрение новых технологий, проведение техучеб в производстве, и как следствиерост затрат на данные статьи расходов, привели к тому, что за 9 мес. 2008 г. в ЗАО«Росич» потери от брака сократились на 0,3% -ых пункта в общей структуре затрат по сравнению с 9 мес. 2007 г.,а это свидетельствует об улучшении качества производства продукции.
За 9 мес. 2008 г. всебестоимости продукции удельный все постоянных затрат составил 29,49% иснизился по сравнению с 9 мес. 2007 г. на 0,55% -ых пункта, переменные затраты в структуре себестоимости продукцииза 9 мес. 2008 г. составили 70,51% и увеличились по сравнению с 9 мес. 2007 г. на0,55% -ых пункта в общей структурезатрат.2.7 Анализ использования и реализации продукции
По данным Министерства сельскогохозяйства и продовольствия в 2008 г. на территории г. Минска и Минской областидействовали следующие крупные тепличные хозяйства, представленные на следующейдиаграмме (рисунок 2.1).
/>
Рисунок 2.1 — Структурапроизводства овощей защищенного грунта по г. Минску и Минской области
Таким образом, конкуренция нарынке города и района усиливается как со стороны овощных комбинатов города ирегионов республики, личных хозяйств, так и со стороны зарубежныхпроизводителей.
Структура реализации продукцииЗАО «Росич» по областям Республики Беларусь и основным покупателямприведена на рисунках 2.2 — 2.3 Как видно из рисунка 2.3, ЗАО «Росич»работает с крупнейшими областными и региональными центрами. Наибольшую долюпродаж занимает Минская область (33%) и Брестская область (26%).
/>
Рисунок 2.2 — Структурареализации продукции ЗАО «Росич» по областям Республики Беларусь в2008 г.
Значительный удельный веспродукции реализуется в Гомель, Брест и Мозырь. Хорошо налаженные каналыпозволяют вести хорошие отгрузки продукции и удовлетворяют потребностипокупателей.
/>
Рисунок 2.3 — Структурареализации продукции ЗАО «Росич» по основным покупателям в 2008 г.
По покупателям наиболее эффективныйсбыт продукции ЗАО «Росич» у крупнооптовых фирм, они занимаютнаибольшую долю продаж (66%), 20% всей реализованной в 2008 г. ЗАО «Росич»продукции осуществлялось через мелкооптовым фирмы, через розничные магазиныбыло реализовано лишь 14% продукции ЗАО «Росич»,однако в дальнейшем планируется увеличить работу с этим звеном и довести долюпродаж до максимальной прибыли организации. В розничные магазины ЗАО «Росич»в основном реализует овощи защищенного грунта, картофель, свеклу, а также плодыи корнеплоды.2.8 Анализ финансовых результатов деятельностиорганизации
На основании данных отчетов оприбылях и убытках (приложения Ж, И), бухгалтерских балансов (приложения Д, Е),отчетов по труду и движению работников (приложения К, Л) проведем анализосновных показателей деятельности ЗАО «Росич» за 9 месяцев 2007-2008 гг.(таблица 2.7). Динамика основных показателей деятельности ЗАО «Росич»за 9 месяцев 2007-2008 гг. представлена данными рисунка 2.4
Таблица 2.7 — Основныепоказатели деятельности ЗАО «Росич» за 9 месяцев 2007-2008 гг. Показатели 9 месяцев 2007 г., млн. руб. 9 месяцев 2008 г., млн. руб. Отклонение, млн. руб. Тем роста, % Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг в действующих ценах 3569 3675 +106 103,0 Налоги, включаемые в выручку от реализации продукции, товаров, работ, услуг 331 346 +15 104,5 Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей) в действующих ценах 3238 3329 +91 102,8 Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг 3046 3387 +341 111,2 Прибыль от реализации 192 -58 -250 - Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов -6 11 +17 - Прибыль от внереализационных доходов и расходов 39 250 +211 в 6,4 раза Прибыль 225 203 -22 90,2 Налоги и сборы, производимые из прибыли - - - - Расходы и платежи из прибыли 8 -55 -63 - Чистая прибыль 217 258 +41 118,9 Рентабельность оборота (продаж),% 5,38 -1,58 -6,96 - Рентабельность текущих затрат,% 6,3 -1,71 -8,01 -
По сравнению с 9 мес. 2007 г. за9 мес. 2008 г. произошло увеличение выручки от реализации продукции, товаров,работ, услуг на 106 млн. руб. (или на 3,0%), себестоимости реализованныхтоваров, работ, услуг (на 341 млн. руб. или на 11,2%), рост данных показателейсвязан с увеличением выпуска продукции предприятия.
/>
Рисунок 2.4 — Динамика основныхпоказателей деятельности ЗАО «Росич» за 9 месяцев 2007-2008 гг.
Прибыль от реализации ЗАО «Росич»снизилась на 250 млн. руб. и за 9 мес. 2008 г. убыток от реализации продукциисоставил 58 млн. руб., это связано с тем, что себестоимость реализованныхтоваров, работ, услуг растет более высокими темпами, чем прибыль от реализации.Прибыль от операционных доходов и расходов ЗАО «Росич» за 9 месяцев 2008г. увеличилась на 17 млн. руб., а прибыль от внереализационных доходов ирасходов — на 211 млн. руб. или в 6,4 раза.
Подводя итог в целом, следуетотметить отрицательные результаты финансовой деятельности ЗАО «Росич».За 9 месяцев 2008 г. был получен убыток от реализации, прибыль по сравнению с 9мес. 2007 г. снизилась, как положительный момент следует отметить только ростчистой прибыли предприятия.
Результаты расчетов такжесвидетельствуют о снижении рентабельности деятельности ЗАО «Росич» за9 мес. 2008 г. по сравнению с 9 мес. 2007 г., поскольку рассчитанные показателирентабельности имеют тенденцию спада, так рентабельность оборота (продаж) снизиласьна 6,96% -ых пункта в связи с тем, что темпы роста прибыли от реализации нижетемпов роста выручки в действующих ценах. Эффективность использования затрат поЗАО «Росич» также имеет тенденцию снижения — на 8,01% -ых пункта, тоесть с каждого рубля затрат организация получила убыток в размере 0,0171 руб. за9 мес. 2008 г. по сравнению с прибылью в размере 0,063 руб. за 9 мес. 2007 г.2.9 Анализ финансового состояния организации
Для анализа ликвидности ЗАО«Росич» на основании данных бухгалтерских балансов рассчитаем следующиекоэффициенты (таблица 2.8).
Таблица 2.8 — Коэффициентытекущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами ЗАО«Росич»Наименование показателя На 01.10 2007г. На 01.10 2008г. Норматив
Коэффициент текущей ликвидности
К1=стр.290/ (стр.790-стр.720) 0,543 0,462
К1³1,5
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами
К2= (стр.590+стр.690-стр. 190) /стр.290 -0,956 -1,251
К2³0,2
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами
К3=стр.790/стр.390 или стр.890 0,452 0,528
К3£0,85
Коэффициент абсолютной ликвидности
Кабс= (стр.260+стр.270 баланса) /
/ (стр.790-стр.720 баланса) 0,001 0,0008
Кабс³0,2
Коэффициент текущей ликвидности:
На 01.10 2007 г.:
3172/ (6204 — 366) = 0,543
На 01.10 2008 г.:
4248/ (9564 — 366) = 0,462
На 01.10 2007 г. и на 01.10 2008г. значение данного коэффициента ниже нормативного. Нижняя границарекомендуемого значения обусловлена тем, что у предприятия должно быть поменьшей мере достаточно оборотных средств для погашения краткосрочныхобязательств, иначе оно окажется под угрозой банкротства. Приведенные вышерасчеты свидетельствуют о том, что ЗАО «Росич» не обеспечено собственнымиоборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременногопогашения срочных обязательств.
/>
Рисунок 2.5 — Коэффициенттекущей ликвидности К1
Коэффициент обеспеченностисобственными оборотными средствами:
На 01.10 2007 г.:
(7868 — 340 — 10561) / 3172 = — 0,956
На 01.10 2008 г.:
(8762 — 222 — 13856) / 4248 = — 1,251
/>
Рисунок 2.6 — Коэффициентобеспеченности собственными оборотными средствами К2
Коэффициент обеспеченностисобственными оборотными средствами на 01.10 2007 г. и на 01.10 2008 г. несоответствует нормативу, это свидетельствует о том, что у ЗАО «Росич»не достаточно собственных оборотных средств для ведения хозяйственнойдеятельности и обеспечения финансовой устойчивости.
Коэффициент обеспеченностифинансовых обязательств активами:
На 01.10 2007 г.:
30/46 = 0,652
На 01.10 2008 г.:
68/116 = 0,586
/>
Рисунок 2.7 — Коэффициентобеспеченности финансовых обязательств активами К3
Значение данного коэффициента на01.10 2007 г. и на 01.10 2008 г. соответствует нормативу, то есть ЗАО «Росич»способно рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализацииактивов.
Коэффициент абсолютнойликвидности:
/>
Рисунок 2.8 — Коэффициентабсолютной ликвидности Кабс
На 01.10 2007 г.:
5/ (6204 — 366) = 0,001
На 01.10 2008 г.:
7/ (9564 — 366) = 0,0008
Значения коэффициента абсолютнойликвидности на 01.10 2007 г. и на 01.10 2008 г. ниже норматива, это говорит отом, что у ЗАО «Росич» нет гарантии погашения долгов.
Таким образом, финансовоесостояние ЗАО «Росич» на 01.10 2007 г. и на 01.10 2008 г. можноохарактеризовать как неустойчивое. Предприятие не обеспечено собственнымиоборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременногопогашения срочных обязательств, у предприятия не достаточно собственныхоборотных средств для ведения хозяйственной деятельности и обеспеченияфинансовой устойчивости и у ЗАО «Росич» нет гарантии погашения долгов.Положительным моментом является лишь тот факт, что ЗАО «Росич» способнорассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов.
3. Аудит и ревизия3.1 Ознакомление с системой контроля на предприятии
Осуществление контроля зафинансово-хозяйственной деятельностью имеет своей целью предотвратить операции,которые могут привести к экономическим потерям, убыткам, снизить рискбанкротства, изыскать резервы увеличения финансовых ресурсов.
Управление финансами ЗАО «Росич»осуществляется с помощью финансового менеджмента, который использует методы,рычаги, правовое и информационное обеспечение финансового механизма. Эффективноеуправление финансами ЗАО «Росич» обеспечивается при умеломиспользовании налогового и денежно-кредитного методов регулирования экономики иоптимальном сочетании собственных финансовых ресурсов предприятия с кредитными.
Бухгалтерский учет в организацииЗАО «Росич» ведется главным бухгалтером, должность которогопредусмотрена штатным расписанием. В соответствии с должностной инструкцией наглавного бухгалтера возложена также ответственность за внутренний контроль напредприятии. В его обязанность входит контроль над сохранностью и экономнымиспользованием материальных и финансовых ресурсов. Главный бухгалтеросуществляет также предварительный контроль путем визирования договоров исоглашений на получение и отпуск материальных ценностей, выполнение работ иоказание услуг, приказов, надбавок к заработной плате и о премированииработников.
Бухгалтерский учет организуетсяпо централизованной форме. В организации ЗАО «Росич» применяетсяавтоматизированная форма ведения бухгалтерского учета на базе программы «1С:Бухгалтерия 7.7» с использованием типовых проводок, предусмотренных в ней.Автоматизация учета обеспечивает полный и достоверный учет по каждому объекту ив целом по предприятию как за месяц, так и нарастающим итогом с начала года. Содержащаясяв ведомостях информация позволяет производить углубленный экономический анализрезультатов деятельности предприятия.
Бухгалтерская отчетностьсоставляется с учетом требований, установленных Законом Республики Беларусь«О бухгалтерском учете и отчетности», других нормативных документов,инструкции по ее формированию и заполнению. Бухгалтерская отчетность ЗАО «Росич»состоит из образующих единое целое следующих взаимосвязанных отчетов: бухгалтерскийбаланс (форма № 1), «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2), «Отчето движении фондов и других средств» (форма № 3), «Отчет о движенииденежных средств» (форма № 4), «Приложение к бухгалтерскому балансу»(форма № 5) и пояснений к ним.
В соответствии с ЗакономРеспублики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» и другиминормативными актами по бухгалтерскому учету и налогообложению на предприятиипринята учетная политика на 2008 год, которая обеспечивает достижениеоптимальных конечных результатов финансово-хозяйственной деятельности. В нейопределяются основные принципы ведения бухгалтерского учета, способы оценкиимущества, организация документооборота, порядок проведения инвентаризаций и т.д.Некоторые аспекты учетной политики ЗАО «Росич»:
Бухгалтерский учет напредприятии ведется в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете иотчетности» и другими законодательными актами, обязательными к исполнениюи регламентирующими порядок ведения бухгалтерского учета, налогового учета,составления отчетности и налогообложения в Республике Беларусь.3.2 Аудит и ревизия учетной политики предприятия
Изучение аудитором и ревизоромсопоставленности финансовых данных осуществляется с одновременной проверкойотображенных в учете данных последним принцип неизменности методологииотображения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества в учете.
Поэтому ознакомление сдеятельностью предприятия контролер начинает с изучения учетной политикипредприятия. Позволяют быстро определить особенности учета предприятия,составить точный план проверки с учетом специфики деятельности и финансовогосостояния предприятия.
Учетная политика предприятия — этосистема способов и приемов организации и ведения учета на конкретномпредприятии, которая закреплена соответствующим внутренним нормативным актом нанеопределенный срок. Другими словами, это порядок осуществления первичногонаблюдения, стоимостного измерения, текущего группирования и итоговогообобщения фактов хозяйственной деятельности предприятия или реализация методабухгалтерского учета.
Приказ об учетной политике — этовнутренний нормативный документ из организации и порядка ведения учета напредприятии, который содержит совокупность способов и процедур организации иведения учета, которые используются с целью подготовки, составления ипредставления финансовой отчетности. Учетная политика предприятияразрабатывается главным бухгалтером предприятия и утверждается егоруководителем.
Цель аудита и ревизии учетнойполитики предприятия — установление ее соответствия действующим нормативным изаконодательным актам, а также характеру и масштабу деятельности предприятия.
Объектом изучения являются всевнутрифирменные документы, которые определяют вопрос организации и ведениябухгалтерского учета на предприятии.
Задания аудиту и ревизии учетнойполитики следующие:
установить наличие приказа (распоряжение)руководителя о принятии учетной политики предприятия;
определить соответствие принятойучетной политики требованиям законодательства и Положениям (стандартам) бухгалтерскогоучета;
выучить соблюдение приразработке приказа об учетной политике предположений и требований,установленных нормативными документами;
исследовать полноту раскрытиявыбранных при формировании учетной политики способов ведения бухгалтерскогоучета, что существенно влияют на оценку и принятие решений пользователямибухгалтерской отчетности;
проверить наличие должностныхинструкций, наличие и эффективность утвержденной системы документооборота,выбор формы ведения бухгалтерского учета, установлен порядок проведенияинвентаризации имущества и обязательств, утвержден рабочий план счетовбухгалтерского учета;
проанализировать и оценить общиеи конкретные элементы учетной политики.
Документом, в которомфиксируются положения учетной политики, является приказ руководителя, которыйскладывается на каждый следующий год. При этом с целью сопоставления данных приведении бухгалтерского учета предприятие должно обеспечить неизменность напротяжении текущего года принятой методологии отображения отдельныххозяйственных операций и оценки имущества.
Несоблюдение предприятиемтребований относительно законодательной регламентации учетной политики, дажепри несущественном влиянии на финансовые результаты деятельности предприятия идостоверность финансовой отчетности, может привести к негативным последствиямсо стороны уполномоченных государственных контролирующих органов.3.3 Аудит и ревизия денежных средств и документов
Действующими Правиламибезналичных расчетов в народном хозяйстве, предусмотрено производить расчеты вбезналичном порядке и наличными.
Хранение наличных денег,денежных документов и совершение с ними приходно-расходных операций предприятияи организации осуществляют через кассы, а операции по получению денег в банкахи выдаче их наличными членам трудового коллектива предприятия при оплате труда,выплате премий, выдаче подотчетных сумм на хозяйственные, командировочные идругие расходы осуществляют материально ответственные лица — кассиры.
Таким образом, полученные вбанке наличные деньги предприятия оформляют через кассу, что и предопределяетважность аудиторской проверки, прежде всего, кассы и кассовых операций. Темболее, что материалы ревизий и проверок, проведенных контрольно-ревизионнымаппаратом финансовых органов, свидетельствуют о значительном числе присвоенийденежных средств именно через кассу.
Кроме того, кассир можетпредъявить различного рода временные, надлежащим образом не оформленныерасписки о получении взаимообразно работниками предприятия денег из кассы. Следуетиметь в виду, что по этим документам выплаты по частично оплаченным платежнымведомостям принимаются ревизором, о чем делается отметка в акте, а что касаетсяразличного рода расписок, то их к зачету в наличный остаток не принимают.
После проверки наличия денежныхсредств и других ценностей в кассе и сопоставления их с остатками по даннымбухгалтерского учета ревизующий оформляет акт ревизии, который подписываютревизор, кассир и главный (старший) бухгалтер.
При выявлении крупной недостачиденежных средств аудитор ставит перед руководителем предприятия вопрос оботстранении кассира до окончания ревизии от выполнения его обязанностей.
Отстранение от работы — неформальное требование. В практике ревизионной работы был случай, когда бухгалтерпо расчетам одновременно выполняла обязанности кассира. При ревизии кассы у неебыла выявлена крупная недостача денежных средств. Вопрос об отстранении отработы своевременно не был поставлен. В конце ревизии она внесла в кассу всюсумму недостачи и уволилась с работы. И только при следующей ревизии совершеннослучайно было установлено, что кассир погасила недостачу за счетнедоприходования сумм, полученных ею в отделении банка наличными по чеку длявыдачи под отчет на командировочные и хозяйственные расходы. Причем сделано этобыло уже после оформления результатов ревизии кассы.
В этом случае было допущенонесколько нарушений. Во-первых, обязанности кассира запрещается возлагать насчетного работника, ведущего учет денежных и банковских операций или осуществляющегорасходы по оплате труда. Ревизующий обязан был обратить на это внимание. Во-вторых,при установлении крупной недостачи денежных средств следовало поставить вопрособ освобождении работника от обязанностей кассира.
Основными задачами бухгалтерскогоучета денежных средств являются: точный, полный и своевременный учет этихсредств и операции по их движению; контроль за наличием денежных средств иденежных документов, их сохранностью и целевым использованием; контроль засоблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины; выявления возможностейболее рационального использования денежных средств. Во всех операциях по кассезадействованы следующие участники:
Лицо вносящее или получающее наруки наличные деньги.
Руководитель организации,который несет ответственность за деятельность организации перед ее коллективом,законом. Визирует бухгалтерские документы.
Главный бухгалтер,разрабатывающий финансовую стратегию и тактику хозяйственных операций,оформляющий и проверяющий документы, визирующий их.
Кассир, оформляющий кассовыедокументы, регистрирующий их, приходующий и выдающий наличные средства.
Ответственность за соблюдениепорядка ведения кассовых операций возлагается на руководителя организации,главного бухгалтера и кассира. Кассир при поступлении на работу долженознакомиться с правилами ведения кассовых операций. С ним руководительорганизации заключает договор о полной индивидуальной материальнойответственности. Это означает, что за недостачу денег в кассе в полном объемеотвечает кассир. Руководители предприятий обязаны оборудовать кассу иобеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их изучреждения банка и сдаче в банк. В тех случаях, когда по вине руководителейпредприятия не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранностьденежных средств при их хранении и транспортировке, они несут в установленномзаконодательством порядке ответственность.3.4 Аудит и ревизия расчетных операций
Рациональная организацияконтроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетнойдисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданномассортименте и качестве, повышению ответственности за соблюдение платежнойдисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорениюоборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансовогосостояния предприятия.
Проверку состояния расчетоврекомендуется начинать с анализа материалов инвентаризации расчетов.
Инвентаризация расчетовзаключается в выявлении по соответствующим документам остатков и тщательнойпроверке обоснованности сумм, числящихся на счетах. Учитывая, что самипредприятия в большинстве случаев проводят инвентаризацию расчетов с низкимкачеством (либо вообще не проводят), аудитор должен установить срокивозникновения задолженности по счетам дебиторов и кредиторов, ее реальность илиц, виновных в пропуске сроков исковой давности (согласно гражданскому кодексуРеспублики Беларусь срок исковой давности установлен 3 года).
В случае необходимости нужнопровести сверку расчетов с дебиторами и кредиторами с составлением актов сверок.Для этой работы можно привлечь и сотрудников бухгалтерии проверяемогопредприятия.3.5 Аудит и ревизия наличия и использованияосновных средств и товарно-материальных ценностей
Главными задачами аудитасохранности, учета и использования основных средств на предприятиях являютсяпроверки:
обеспечения контроля заналичием, сохранностью и техническим состоянием основных средств;
правильности отнесения предметовк основным средствам, их группировки по классификации, принадлежности и похарактеру участия в производственном процессе;
правильности оценки основныхсредств в учете;
правильности оформления иотражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;
правильности начисления иотражения в учете износа основных средств;
выполнения плана ремонтов, ихсвоевременности и качества;
правильности и эффективностииспользования основных средств;
правильности определениярезультатов от реализации и прочего выбытия основных средств;
правильности отражения данных оналичии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.
В ходе проверки также изучаютобъекты основных средств предприятия, устанавливают наличие излишних, неиспользуемыхобъектов и намечают меры по улучшению использования имеющихся основных средств.
Сначала рекомендуется выявитьсостояние хранения и сохранности основных средств в цехах и другихвнутрихозяйственных подразделениях. В ходе решения этой задачи практикуютпроведение контрольных инвентаризаций отдельных объектов основных средств вместах их постоянного или временного хранения. Затем изучают целесообразность изаконность приобретения, выявляют полноту, своевременность и правильностьоприходования поступивших на предприятие основных средств.
Далее необходимо проверитьхозяйственные операции по выбытию и списанию основных средств в целяхустановления соблюдения действующего законодательства и целесообразности этихопераций.
В процессе дальнейшего проведенияаудита выявляют эффективность использования основных средств, соблюдениедействующего порядка начисления и использования амортизационных отчислений,смет по текущему и капитальному ремонту, а также наличие излишних и неиспользуемых на данном предприятии отдельных машин, оборудования и другихобъектов.
Заканчивают проверку основныхсредств проверкой соответствия данных по учету и отчетности предприятия.
Законность поступления основныхсредств определяется путем сопоставления оприходованных объектов с перечнем,предусмотренным в титульном списке на строительство или в заявке наприобретение техники и оборудования. Если установлено расхождение, необходимовыяснить их причины, последствия и виновных в этом должностных лиц,
Целесообразность приобретенияосновных средств определяется производственной необходимостью и эффективностьюих использования. Операции по поступлению и выбытию основных средств, привозможности, проверяют сплошным способом по каналам поступления и выбытия.
При проверках использования исохранности товарно-материальных ценностей проверяются:
состояние складского хозяйства иобеспечение мест хранения весовыми и измерительными приборами, мерной тарой; условияхранения сырья и материалов, не допускается ли при этом снижение их качества ипорча; правильность приемки материалов и сырья по количественным и качественнымхарактеристикам;
обеспечение сохранноститоварно-материальных ценностей: заключены ли письменные договоры о материальнойответственности с работниками, которым переданы ценности; полностью лиоприходованы фактически полученные материальные ценности; производится лиоформление передачи ценностей при уходе материально ответственных лиц втрудовой отпуск лицом, их заменяющим;
соблюдение порядка учетаматериальных ценностей, предметов и контроля за их использованием;
установление материальнойответственности за сохранность ценностей при доставке их на склады проверяемойорганизации; соблюдение установленного порядка и сроков приемки поступающихтоварно-материальных ценностей по сделкам согласно заключенным договорам; производитсяли взвешивание грузов и определяется ли их фактическое количество при приемкена железной дороге или водном транспорте, а также на складах проверяемойорганизации; проведение проверки поступивших на склад товарно-материальныхценностей в отношении соответствия их ассортименту, количеству и качеству,указанным в сопроводительных документах (счета-фактуры, железнодорожные итоварно-транспортные накладные, спецификации и другие сопроводительныедокументы); правильность и своевременность оформления приемки материальныхценностей на складах, обоснованно ли составляются акты на недостачи,своевременно ли они предъявляются поставщикам, а также коммерческие акты на всеслучаи несоответствия грузов транспортным и другим документам и своевременно липредъявляются претензии к транспортным организациям за недостачу и порчугрузов, взыскиваются ли штрафы за просрочку сроков доставки грузов;
реальность числящихся на балансеорганизации остатков материальных ценностей в пути, подтверждены ли онитранспортными документами и счетами поставщиков; организован ли оперативныйконтроль за выданными доверенностями на получение ценностей;
правильность списания сырья иматериалов на производство; соответствие действующих норм современному уровнютехнологии и организации производства; нет ли случаев, когда в результатезавышения норм расхода сырья и материалов образуются неучтенные излишкиматериальных ценностей, а также производится ли их списание в завышенныхразмерах против фактического расходования; правильность оформления отпускатоварно-материальных ценностей со складов на производство и на сторону другимпотребителям соответствующими расходными документами (требования, ведомости идругие документы); установлен ли определенный контингент лиц, которымпредоставлено право затребования материалов со складов; осуществляется ликонтроль за соблюдением установленного лимита получения со склада материаловдля производственных нужд;
производится ли сверкабухгалтерских записей о движении товарно-материальных ценностей с даннымикарточек складского учета, правильно ли регулируются выявленные расхождения;
своевременность представления вбухгалтерию заведующими складами и другими материально ответственными лицамиотчетов о движении материалов с приходными и расходными документами, недопускается ли задержка в обработке этих документов бухгалтерией; организацияучета перемещения материалов, сырья, полуфабрикатов и готовой продукции внутрипроверяемой организации;
своевременность и правильностьпроведения инвентаризаций товарно-материальных ценностей, определения ихрезультатов, отражения в бухгалтерском учете; обоснованность списания недостачи потерь товарно-материальных ценностей при их хранении и транспортировкесогласно нормам естественной убыли;
причины образования и порядокоформления потерь товарно-материальных ценностей от брака и порчи, соблюдениеустановленного порядка утверждения документов на списание указанных потерь (устанавливаютсясуммы, причины этих потерь и виновные в этом лица);
обеспечение сохранностигорюче-смазочных материалов; соблюдение норм расхода топлива и смазочныхматериалов.3.6 Аудит и ревизия наличия и движения поголовьяживотных
Аудит наличия и учета животныхна выращивании и откорме является специфичным объектом аудиторской проверки. Проверкаданных бухгалтерского учета и отчетности, отражающих информацию о наличии идвижении животных на выращивании и откорме, — неотъемлемая часть аудитасельскохозяйственных организаций и агропромышленных холдингов, в активахкоторых данная статья существенна.
Цель аудита операций с животнымина выращивании и откорме при проведении обязательной аудиторской проверкивыражается в формировании мнения о достоверности бухгалтерской отчетностиклиента и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета рассматриваемыхопераций действующему законодательству. Сохраняются и общие задачи проверки,которые согласно федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности № 5«Аудиторские доказательства» заключаются в сборе аудиторскихдоказательств, необходимых для подтверждения всех предпосылок подготовкибухгалтерской отчетности.
Применительно к данному объектуаудита к их числу относятся:
проверка фактического наличияживотных, отраженных в учете и отчетности на конкретную дату, и документальноподтвержденных прав на них;
проверка реальностивозникновения операций по движению животных, отраженных в учете в проверяемомпериоде;
контроль за полнотой отраженияанализируемых операций в учетных регистрах и отчетности;
проверка правильностистоимостной оценки данного вида активов в бухгалтерском учете и отчетности всоответствии с требованиями нормативных актов;
контроль за точностью отраженияопераций с животными на выращивании и откорме в учетных регистрах и отчетности;
подтверждение правильностиклассификации, представления и раскрытия изучаемых операций в бухгалтерскойотчетности.
Отличия аудиторской проверкиопераций с животными на выращивании и откорме от аудита иных активовзаключаются в составе и содержании применяемых аудиторских процедур по существу.Операции по движению животных на выращивании и откорме, как правило,многочисленны, осуществляются систематически и отличаются разнообразием испецификой, характерной для биологических активов и процессов биотрансформации,в том числе: оприходование приплода, прироста; перевод животных из группы вгруппу; продажа, забой и падеж животных; закупка скота у населения.
Аудитор, проводящий проверку поданному объекту учета, должен иметь определенные знания зоотехническогохарактера, например о возможном среднесуточном приросте и средней массе однойголовы приплода по видам животных, средней живой массе взрослого животного и т.п.В отдельных случаях могут потребоваться консультации зоотехника. Кроме того,аудитор должен быть знаком с методикой калькулирования себестоимости 1 ц живоймассы, 1 ц прироста, 1 головы приплода.
3.7 Аудит и ревизия инвестиций
Основным задачам, решаемым врамках анализа аудита капитальных инвестиций, можно отнести следующие:
анализ эффективностиинвестиционных проектов;
мониторинговый контролькритических соотношений объемов производства и реализации по проекту;
оценка обеспеченности проектовкапитальных инвестиций источниками финансирования;
анализ результатов обращенияинвестируемого капитала и отдачи от проектируемых производств;
подтверждение реальностипредоставленных финансовых отчетов.
Важным является проведениеаудита капитальных инвестиций как в интересах инвестора, других собственниковпредприятия, в которое осуществлены вложения, так и каких-либо иныхзаинтересованных пользователей финансовой отчетности, потенциальных инвесторов.Необходимо подчеркнуть значимость как внешнего (независимого) аудита, так ивнутреннего аудита. Каждый из этих видов аудита имеет свои отличительные черты,характерные признаки и задачи, однако и внешний, и внутренний аудит инвестицийможет осуществляться в двух аспектах — перспективном и ретроспективном.
Перспективный аудитинвестиционных проектов имеет своей целью предварительную оценку целесообразности,рентабельности инвестиций, составление прогнозных оценок и отчетов, разработкубюджетов, расчет будущих доходов и расходов разработку несколькихальтернативных варианта инвестирования. В основном такие работы аудито ромвыполняются в виде различных видов аудиторских услуг.
При осуществленииретроспективного аудита главная цель состоит в подтверждении достоверностифинансовой отчетности предприятия в целом, в том числе и данных о последствияхреализации инвестиционных проектов. Для достижения это цели аудитор долженрешить следующие задачи:
оценить соответствие принятойинвестиционной политики предприятия его учредительным документам и действующемузаконодательству;
проверить правильностьорганизации и методики ведения бухгалтерского учета инвестиций, формированиеучетной политики и соблюдение общепринятых принципов учета;
проверить правильность оценкиинвестиций отражения их на соответствующих счетах бухгалтерского учета;
убедиться в сопоставимостифинансовых показателей относительно инвестиций в соответствующих учетныхрегистрах, Главной книге и балансе
оценить надежность иэффективность системы внутреннего контроля (или функционирование внутреннегоаудита) в процессе реализации инвестиционного проекта;
осуществить оценку эффективностии анализ реальных вложений, которые делает клиент.
Все основные аудиторскиепроцедуры по решению перечисленных задач должны быть соответствующим образомзапланированные аудитором, результаты контроля оформлены документально,обобщенная информация представлена в виде отчета и заключения аудитора, которыепередаются предприятию-клиенту.3.8 Аудит и ревизия реализации продукции,финансовых результатов, резервов, целевого финансирования и целевых поступлений
Анализ финансовых результатов — важнейшеенаправление аудита, главной целью которого является проверка правильностиотражения в отчетности финансовых результатов, а также своевременность иполнота перечисления налогов в бюджет. Кроме того, обращается внимание направильность распределения прибыли, создания фондов, выплат дивидендов и т.п.
Основными задачами аудитафинансовых результатов являются:
проверка правильностиформирования финансовых результатов от хозяйственной деятельности предприятия;
установление законностиоформления хозяйственных операций о деятельности предприятия в первичныхдокументах и сверка данных, отраженных в учетных регистрах;
проверка расчетов налога наприбыль и своевременности его уплаты в бюджет;
обеспечение контролядостоверности информации отражаемой в бухгалтерском учете и отчетности;
анализ способов поиска резервовприбыли и эффективности ее использования;
проверка полноты отражения насчетах бухгалтерского учета выручки от реализации продукции (работ, услуг),внереализационных результатов и прочих доходов;
разработка мероприятий ифинансовых стратегий, направленных на снижение себестоимости и увеличениеприбыли;
контроль за соблюдениемустановленного режима финансирования различных затрат за счет прибыли;
выявление отклоненийфактического использования прибыли от планируемого, установление их причин ипоследствий;
проверка правильностиопределения причитающихся бюджету платежей и оставляемой предприятию частиприбыли.
Основными источниками данных офинансовом результате хозяйственно-финансовой деятельности предприятия служатзаписи в учетных регистрах — Главной книге, в журнале-ордере или заменяющих егорегистрах оборотов в аналитическом разрезе по счету 99 «Прибыль и убытки»;в балансе предприятия формы № 1; в отчете о прибылях и убытках формы № 2; вутверждаемом самим предприятием бизнес-плане. К такими источникам можно отнестии учредительные документы предприятия, приказы, распоряжения и различныепервичные документы, банковские выписки о движении денежных средств нарасчетном счете, кассовый отчет с приложенными к нему приходными и расходнымиордерами, платежными ведомостями, документы на отпуск готовой продукции сосклада, платежные требования и платежные поручения на оплату отгруженнойпродукции и другие.
Самой важной отчетной формой,содержащей показатели, характеризующие финансовые результаты работыпредприятия, является баланс предприятия формы № 1. В пассиве баланса поотдельным статьям отражаются прибыль отчетного года, использование прибылипрошлых лет. В балансе отражаются убытки отчетного года и непокрытый убытокпрошлых лет. Проверка правильности составления баланса основывается наследующих основных моментах:
1) данные статей баланса наначало периода должны соответствовать данным баланса за предшествующий период. Приизменении вступительного баланса на начало года по сравнению с отчетным запредыдущий год должны быть даны соответствующие разъяснения. Это правиловыполняется в балансе предприятия ЗАО «Росич», данные статей балансана начало периода соответствуют данным баланса за предшествующий период.
2) данные статей баланса наконец отчетного периода должны быть обоснованы результатами инвентаризации;
3) суммы статей баланса порасчетам с финансовыми, налоговыми органами, учреждениями банков должны бытьсогласованы с ними и тождественны;
4) данные заключительногобаланса должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам Главной книги идругого аналогичного регистра бухгалтерского учета на конец отчетного года;
5) данные балансов на начало иконец отчетного года должны быть сопоставимы.
Любые расхождения в методологииформирования одной и той же статьи вступительного и заключительного балансадолжны быть объяснены.
Наиболее полные данные офинансовых результатах содержатся в отчете о прибылях и убытках формы № 2,составляемом за год. В нем отражаются финансовые результаты от реализациипродукции, товаров, работ, услуг, реализации и выбытия основных средств и прочихактивов, а также от внереализационных операций. В отчете показываютсяиспользование прибыли, платежи за счет нее во внебюджетные и другие фонды, а такжепричитающиеся по расчету и фактически внесенные платежи в бюджет.
Для обобщения информации оконечном финансовом результате ведется счет 99 «Прибыли и убытки». Внастоящее время балансовую прибыль (убыток) в течение года отражают в балансеотдельными статьями развернуто: в пассиве — полученную прибыль, в активе — ееиспользование или фактически полученный убыток. По завершении года прибыльуменьшается на использованную сумму. Сумма нераспределенной прибыли (убытка) отчетногогода списывается со счета 99 в кредит (дебет) счета 84 «Нераспределеннаяприбыль (непокрытый убыток)».
4. Порядок составления, состав и содержание годовойбухгалтерской отчетности
Важнейшим источником информациидля оценки и анализа ресурсного потенциала предприятий, определения ихинвестиционной привлекательности, прогнозирования доходов и расходов, а такжерисков, связанных с этими показателями, признана отчетность. Наиболее полнаяинформация для оценки деятельности предприятий сосредоточена в их годовомотчете, который состоит из бухгалтерской (финансовой) и статистическойотчетности.
Бухгалтерская отчетность — этосовокупность обобщенных, взаимоувязанных и сгруппированных по определеннымпризнакам показателей о состоянии активов, источников их покрытия,обязательствах, финансовых результатах, основных направлениях использованияприбыли и т.д. Она представляется собственникам (учредителям, участникам),налоговым и другим органам государственного контроля и управления, кредиторам,вышестоящим организациям. Используя бухгалтерскую отчетность кооперативныхорганизаций, администрация, инвесторы и вышестоящие союзы имеют возможностьпроанализировать финансовое положение субъекта хозяйствования, кредиторы — егоплатежеспособность, использование и обеспеченность активами полученныхкредитов, налоговые органы — финансовые результаты деятельности и достоверностьрасчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
Состав годовой бухгалтерскойотчетности для организаций и предприятий всех форм собственности определенЗаконом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности». Годоваябухгалтерская отчетность включает следующие типовые формы: бухгалтерский баланс(форма № 1); отчет о прибылях и убытках (форма № 2); приложения; пояснительнуюзаписку. Для организаций и предприятий системы потребительской кооперацииБелкоопсоюзом по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусьустановлены и специализированные формы внутрисистемной бухгалтерскойотчетности, например отчет о расходах на реализацию товаров (форма № 3).
Каждая форма бухгалтерскойотчетности позволяет решать определенные задачи. Так, на основаниибухгалтерского баланса можно проанализировать финансовое положение организации,отчета о прибылях и убытках — финансовые результаты деятельности, отчета о движенииденежных средств — денежные потоки и платежеспособность организации.
Особое значение для всехпользователей отчетными данными имеют пояснения к бухгалтерскому балансу в видеприложений. В них находят отражение важные сведения о нематериальных активах поих отдельным видам, об основных средствах в разрезе основных статей, одебиторской и кредиторской задолженности и т.д.
Все юридические лица независимоот форм собственности, включая и кооперативные организации, наряду сбухгалтерской отчетностью в обязательном порядке должны вести и статистическую.Статистическая отчетность — совокупность составляемых по утвержденным формамотчетов предприятий, организаций, которые они представляют на бесплатной основеорганам государственной статистики.
Основные формы статистическойотчетности характеризуют сведения об объемах реализации товаров, объемахпроизводства и затратах на производство товаров и услуг, о занятости работникови оплате их труда, о ценах и тарифах, о демографической ситуации, о развитиисоциальной сферы, о состоянии окружающей среды и т.д. Основными формамистатистической отчетности, представляемыми сельскохозяйственными предприятиями,являются форма 9-АПК, форма 14-АПК и пр.
Налоговая отчетностьхарактеризует состояние обязательств предприятия, связанных с исчислением иуплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет и иные внебюджетныефонды, и представляется в органы налоговой инспекции и внебюджетные фонды. Попериодичности выделяют квартальную, полугодовую, девятимесячную и годовую налоговуюотчетность.
Статистическая отчетностьпредназначена для обобщения и анализа данных в рамках отдельных сегментов илиэкономики в целом. По периодичности подразделяется на недельную, декадную,месячную, квартальную, полугодовую, годовую, выборочную отчетность.
Сравнение отчетных данныхпозволяет определить тенденции и закономерности в развитии предприятия,определить ее финансовое положение и результативность работы. Сопоставимостьинформации достигается путем последовательного применения на протяжениидлительного периода единых методик бухгалтерского учета, методов оценкиимущества и обязательств, систематизации операций и фактов, способов ихобобщения и представления в отчетности. Соответствие информации, содержащейся вотчетности, основным качественным характеристикам и бухгалтерским стандартамобеспечивает ее достоверное и объективное представление.
5. Индивидуальное задание5.1 Исследование учета и анализ кредиторскойзадолженности
Используя данные бухгалтерскихбалансов (приложения Д, Е) рассмотрим структуру и динамику кредиторскойзадолженности ЗАО «Росич» (таблица 5.1, рисунки 5.1 — 5.2).
Таблица 5.1 — Анализкредиторской задолженности ЗАО «Росич» на 1 октября 2007-2008 гг. Наименование статей баланса организации На 01.10 2007г. На 01.10 2008г. Прирост (+), снижение (-) абсолютная величина, млн. руб. уд. вес,% абсолютная величина, млн. руб. уд. вес,% абсолютная величина, млн. руб. уд. вес,% Кредиторская задолженность (стр.730), в том числе: 4719 100,0 4816 100,0 +97 - перед поставщиками и подрядчиками (стр.731) 4183 88,6 4550 94,5 +367 +5,9 по оплате труда (стр.733) 49 1,0 40 0,8 -9 -0,2 по налогам и сборам (стр.735) 11 0,2 1 0,1 -10 -0,1 по социальному страхованию и обеспечению (стр.736) 19 0,4 30 0,6 +11 +0,2 разных кредиторов (стр.737) 457 9,8 195 4,0 -262 -5,8
Анализ кредиторскойзадолженности ЗАО «Росич» на 1 октября 2007-2008 гг. показал, что вабсолютном выражении она увеличилась на 97 млн. руб. Как в 2007 г., так и в 2008г. основной удельный вес в структуре кредиторской задолженности ЗАО «Росич»занимает задолженность перед поставщиками и подрядчиками (сумма выросла на 367млн. руб., а удельный вес увеличился на 5,93%). Рост задолженности передпоставщиками и подрядчиками связан с тем, что товар организации поставляетсякрупными партиями, а по условиям заключенных договор, оплата производится помере реализации данной продукции. В 2007 г. также значительный удельный весзанимала задолженность разных кредиторов — 9,8%, однако в 2008 г. она снизиласьна 262 млн. руб. или на 5,8% в общей сумме кредиторской задолженности.
/>
Рисунок 5.1 — Структуракредиторской задолженности ЗАО «Росич» на 1 октября 2007 г.
/>
Рисунок 5.2 — Структуракредиторской задолженности ЗАО «Росич» на 1 октября 2008 г.
По результатам анализа состава,структуры и динамики кредиторской и дебиторской задолженности ЗАО «Росич»можно сделать вывод, что в целом ситуация в сфере осуществленияплатежно-расчетных отношений предприятия с его кредиторами не представляетсущественной угрозы стабильности финансового состояния организации, тем неменее, динамика роста кредиторской задолженности свидетельствует онеобходимости пристального внимания руководства к организацииплатежно-расчетных отношений. Увеличение доли кредиторской задолженности вкраткосрочных пассивах говорит о снижении источников формирования оборотныхактивов, а также о снижении текущей ликвидности организации. Дальнейшееувеличение доли кредиторской задолженности будет уменьшать текущую ликвидностьЗАО «Росич».
Покрыть кредиторскуюзадолженность ЗАО «Росич» может из чистой прибыли. При болеерациональном использовании денежных средств и уменьшении некоторых статей поиспользованию прибыли может способствовать увеличению пассива баланса, что всвою очередь снизит потребность в заемных средствах. Также увеличению чистойприбыли организации ЗАО «Росич» будет способствовать и снижениестатей издержек. Анализируя операционные и внереализационные расходы ЗАО «Росич»можно предложить руководителю пересмотреть вопрос о расходовании денежныхсредств на собственное потребление и на общехозяйственные расходы.
Учет кредиторской задолженностиведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Расчетыс дебиторами и кредиторами, не являющимися покупателями, заказчиками,поставщиками или подрядчиками, ведутся на счете 76 «Расчеты с разнымидебиторами и кредиторами».
Для обобщенной характеристикиобъектов используются синтетические счета, на которых все показатели измеряютсяв денежном выражении. Для более детальной характеристики объектов анализируютсяаналитические счета, где кроме денежного измерителя может присутствоватьколичественный показатель (килограммы, штуки, пары и др.).
Для обобщения и систематизацииданных синтетических и аналитических счетов используются оборотные ведомости. Приэтом форма оборотной ведомости по счетам учета расчетов с разными дебиторами икредиторами имеет специфику, связанную с тем, что по одним организациямзадолженность может быть дебетовой, а по другим — кредитовой. Кроме того, поодной и той же организации на начало месяца остаток может быть дебетовым, а наконец месяца — кредитовым, и наоборот. Поэтому сальдо в данной оборотнойведомости показывается развернуто: дебетовое сальдо в активе, кредитовое впассиве. Сальдо в свернутом виде, т.е. как простую разность между различнымивидами задолженности, в такой оборотной ведомости указывать нельзя.
При ведении журнально-ордернойформы бухгалтерского учета, рекомендованной для большинства предприятийпромышленности, торговли и сбыта, текущая информация о движении дебиторской икредиторской задолженности отслеживается по данным соответствующих журналов-ордеров.
Итоги каждого месяца по даннымжурналов-ордеров заносятся в Главную книгу.
Список использованных источников
1.   Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Под общ. ред.Л.Л. Ермолович. — Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. — 576 с.
2.   Бабук И.М. Экономика предприятия: учеб. пособие для студентовтехнических специальностей / И.М. Бабук. — Мн.: «ИВЦ Минфина», 2006.- 327 с.
3.   Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта.- 2-е изд., доп. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 208 с.
4.   Головачев А.С. Экономика предприятия: учеб. — метод. комплекс / А.С. Головачеви др.; Под ред. В.И. Кудашова. — Мн.: Изд-во МИУ, 2007. — 340 с.
5.   Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия. — М.: Финансы истатистика, 2004. — 336 с.
6.   Золотогоров В.Г. Организация и планирование производства. Практическоепособие — Мн.: ФУАинформ, 2001. — 528 с.
7.   Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии: Учебное пособие. В2-х частях. — Мн.: ООО «Новое знание», 2000. — 728 с.
8.   Киреева Н.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности:учеб. пособие. — М: Социальные отношения, 2007. — 505 с.
9.   Королько А.А. Современная экономика предприятия: Учебно-методическоепособие. — Мн.: ЗАО «Веды», 2003. — 527 с.
10.Организация сельскохозяйственного производства, Н.А. Попов. — Мн.: Тандем,2000. — 352 с.
11.Пупко Г.М. Аудит и ревизия: Учеб. пособие — Мн.: Мисанта, 2002. — 429 с.
12.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учебник.- 4-е изд., испр. и доп. — Мн.: Новое знание, 2004. — 736 с.
13.Управление качеством: Учебно-методический комплекс / А.Л. Ходенков, И.П.Лубчинская. — Мн.: Изд-во МИУ, 2005. — 135 с.
14.Шакиров Ф.К. Организация сельскохозяйственного производства. Учеб. — М.:Колосс, 2003. — 498 с.
15.Экономический анализ: Основы теории. Комплексный анализ хозяйственнойдеятельности организации / Под ред. Н.В. Войтоловского, А.П. Калининой, И.И. Мазуровой.- М.: Высшее образование, 2005. — 509 с.
16.Экономика предприятий и отраслей АПК: Учебник / Под редакцией П.И. Лещиловского,Л.Ф. Догиля, В.С. Тонковича. — Мн.: БГЭУ, 2001. — 575 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.