ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Кафедра «Экономика транспорта»
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
По дисциплине «Анализхозяйственной деятельности железнодорожного транспорта „
На тему: Анализпроизводственно-финансовой деятельности железной дороги
Санкт – Петербург
2008
Оглавление
1. Постановка задачи
2. Исходные данные поварианту
3. Анализ выполненияосновных показателей объема работы дороги
4. Анализ обобщающихпоказателей использования подвижного состава в грузовом движении
5. Анализэксплуатационных расходов и себестоимости
6. Анализ доходовжелезной дороги
7. Анализ прибыли отперевозок
8. Анализ рентабельностихозяйственной деятельности железной дороги
Заключение
Список использованнойлитературы
1. Постановка задачи
Целью курсового проектаявляется овладение методами и приемами проведения экономического анализахозяйственной деятельности железной дороги. Основной задачей экономическогоанализа является познание сущности экономических явлений, установление иколичественное измерение воздействия на уровень результативного показателяразличных факторов и выявление на основе этого резервов повышения эффективностипроизводства.
2. Исходные данные поварианту
Приложение 1№ Показатели Базовый период Фактический период 1. Количество погруженных тонн, тыс. 58330 54897 2. Приведенная продукция, млн. ткм 103110 98022 3. Грузооборот в тарифных ткм, млн. 92800 88220 4.
Грузооборот в эксплуатационных ткм, млн.
в том числе по видам тяги:
- электротяга
- теплотяга
94934
53163
41771
90514
55210
35304 5. Пассажирооборот, млн. пасс-км 10310 9802 6. Количество перевезенных пассажиров 7.
Структура грузооборота по видам сообщений, % :
— местное
— прямое
21,4
78,6
23,8
76,2 8.
Структура грузооборота в местном сообщении, %:
— уголь
— нефть
— хлебные грузы
— руда
— прочие грузы
12,9
15,5
7,9
20,2
43,5
12,0
15,2
8,0
20,9
43,9 9.
Количество перевезенных грузов, тыс. т :
— в прямом сообщении
— в местном сообщении
в том числе по родам груза:
— уголь
— нефть
— хлебные грузы
— руда
— прочие грузы
196077
114793
13343
17100
9805
26743
47802
181686
119979
13123
17251
10242
28870
50493 10. Динамическая нагрузка на груженный вагон, т 42,3 41,6 11. Доля порожнего пробега, % 30,4 28,7 12. Среднесуточный пробег вагона, км 300 296
Приложение 2№ Показатели Базовый период Фактический период 1. Эксплуатационные расходы, млн. руб. 12430 11850 2.
Базовая величина расходов, зависящих от объема перевозок, пересчитанная на выполненный пробег подвижного состава, млн.руб.:
— в грузовом движении
— в пассажирском движении
3931
1119
4881
1389 3. Стоимость основных производственных фондов, млн.руб. 20800 20500 4. Прибыль от подсобно-вспомогательной деятельности, млн.руб. 1500 2400 5.
Коэффициент выполнения пробега пассажирских вагонов в том числе по видам тяги:
— электротяга (без МВС)
— МВС
— теплотяга
1,010
1,05
1,08
0,97
1,01
1,13
0,99
1,01
Приложение 3№ Показатели Базовый период Фактический период 1.
Структура перевозок в тар. ткм по родам груза, % :
— уголь
— нефть
— лесные грузы
— руда
— прочие грузы
18
19
20
17
26
20
17
20
15
28 2.
Доходная ставка по родам груза, коп. за 10 тарифных ткм:
— уголь
— нефть
— лесные грузы
— руда
— прочие грузы
54,244
125,821
60,111
125,141
256,365
61,121
127,545
60,741
120,127
235,127 3.
Структура перевозок по видам сообщения в пассажирском движении, %:
— прямое
— местное
— пригородное
80
6
14
78
5
17 4.
Доходная ставка по видам сообщения, коп. за 10 пасс-км:
— прямое
— местное
— пригородное
144,432
169,111
96,554
164,824
210,100
118,135
3. Анализ выполненияосновных показателей объема работы дороги
Основными показателями,характеризующими работу дороги, являются:
отправление грузов, т;
грузооборот, ткм;
пассажирооборот, пасс-км;
приведенная продукция,прив.ткм.
Анализ начинают сосравнения фактических значений с базовыми. Расчеты сводятся в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Сравнительный анализ основныхпоказателей объемов работы дорогиПоказатель Базовый период Фактический период Отклонение от базового значения Абсолютное Относительное, % А 1 2 3 4 Погружено грузов, тыс.т 58330 54897 -3433 -5,885 Приведенная продукция, млн.ткм 103110 98022 -5088 -4,935 Пассажирооборот, млн.пасс-км 10310 9802 -508 -4,927 Грузооборот в экспл. ткм, млн. 94934 90514 -4420 -4,656 Грузооборот в тарифных ткм, млн. 92800 88220 -4580 -4,935 Коэффициент разрыва между тарифными и эксплуатационными ткм, % 1,023 1,026 0,003 0,294
Для характеристикисоотношения между тарифным и эксплуатационным грузооборотом используюткоэффициент разрыва между тарифными и эксплуатационными ткм:
/>
Повышение этогопоказателя означает увеличение эксплуатационной работы, что вызывает дополнительныерасходы на перевозки, уменьшение прибыли дороги.
Для анализа измененияобъемных показателей работы дороги используют факторный анализ. В курсовомпроекте предлагается выполнить анализ грузооборота в тарифных ткм,пассажирооборота и приведенной продукции. Анализ выполняется методомкорректировок.
Схема взаимосвязипоказателей объема перевозок в тарифных ткм представлена на рис.2.1.
Величина грузооборотаанализируется по формуле:
/>= />,
где /> – количество перевезенныхгрузов, тыс. т;
/> – средняя дальностьперевозки грузов, км.
Рис. 2.1.Схема взаимосвязи показателей перевозок грузов/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
/> /> /> /> /> /> /> /> />
/>
На первом этапеопределяют индекс корректировки по количеству перевезенных грузов (для каждоговида сообщения и по каждому роду груза отдельно):
/>.
Затем находят величинугрузооборота, скорректированного на выполненный объем перевезенных грузов:
/>/>,
где /> – грузооборот по базовомупериоду, млн. ткм.
Изменение грузооборотапод влиянием изменения объема перевезенных грузов и под влиянием среднейдальности перевозки грузов определяется по следующим формулам:
∆/>/>–/>;
∆/>=/> – /> ,
где /> – грузооборот пофактическому периоду, млн. ткм.
Расчеты выполняются втабличной форме (см. табл. 2.2). После выполнения аналитических расчетовследует объяснить их результаты.
Аналогично выполняетсяанализ пассажирооборота и приведенной продукции.
Таблица 2.2
Анализ грузооборота в тарифных ткм,млн.Показатели База Индекс корректировки Скорректированное значение базы Факт Отклонение Всего в том числе за счёт изменения объёма перевозок грузов средней дальности А 1 2 3 4 5 6 7 Грузооборот всего 92800 0,970 90052,150 88220 -4580 -2747,850 -1832,150 в том числе по сообщениям: — местное 19859,2 1,045 20756,378 20996,360 1137,160 897,178 239,982 — прямое 72940,8 0,927 67587,337 67223,640 -5717,160 -5353,463 -363,697 Итого грузооборот 92800 88343,715 88220 -4580 -4456,285 -123,715 Влияние изменения структуры по видам сообщения 1708,435 1708,435 -1708,435 Перевозки в местном сообщении всего 19859,2 1,045 20756,378 20996,360 1137,160 897,178 239,982 в том числе по родам груза: — уголь 2561,837 0,984 2519,597 2519,563 -42,274 -42,240 -0,034 — нефть 3078,176 1,009 3105,358 3191,447 113,271 27,182 86,089 — хлебные грузы 1568,877 1,045 1638,800 1679,709 110,832 69,923 40,909 — руда 4011,558 1,080 4330,617 4388,239 376,681 319,059 57,622 — прочие грузы 8638,752 1,056 9125,068 9217,402 578,650 486,316 92,334 Итого местные перевозки 19859,2 20719,440 20996,360 1137,160 860,240 276,920 Влияние изменения структуры по родам груза 36,938 36,938 -36,938
Вывод: за отчетный период погрузка грузовснизилась на 3433 тыс. тонн. Он снизился за счет уменьшения: эксплуатационного- на 4420 млн. ткм, тарифный — на 4580 млн. ткм.
Уровень пассажирооборотаснизился на 508 млн. пасс-км.
Снижение пассажирооборотаи снижение грузооборота повлекло за собой уменьшение приведенной продукции на 5088млн. ткм. При этом коэффициент разрыва между тарифными и эксплуатационными ткмувеличился на 0,301.
За отчётный период посравнению с базисным грузооборот уменьшился на 4580 млн. ткм, главным образом,за счёт уменьшения объёма перевозок – грузооборот снизился на 2747,850 млн. ткм. Это отразилось на грузообороте засчет уменьшения средней дальности перевозок – грузооборот уменьшился на 1832,150 млн. ткм.
За счёт перераспределенияструктуры объёма перевозок по видам сообщения произошли следующие изменения: врезультате снижения объёма перевозок в местном сообщении грузооборот увеличилсяна 897,178 млн. ткм. Снижение грузооборота впрямом сообщении в большей степени зависит от снижения объема перевозок груза –сокращение грузооборота за счёт этого фактора составило 5353,463 млн. ткм.
В связи с увеличениемсредней дальности перевозок в местном сообщении грузооборот увеличился на 239,982 млн. ткм. В прямом сообщении объемгрузооборота уменьшился за счет уменьшения средней дальности перевозок на 363,697 млн. ткм.
Грузооборот в местномсообщении за отчётный период увеличился на 1137,160млн. ткм. На увеличение грузооборота в местном сообщении положительно повлиялоизменение структуры перевозок по родам перевозимых грузов.
4. Анализ обобщающихпоказателей использования подвижного состава в грузовом движении
В деятельности железнойдороги решающая роль принадлежит работе подвижного состава, поэтому анализупоказателей его использования придается большое значение, т.к. с его помощьюизыскиваются резервы повышения интенсивности использования подвижного состава.
К обобщающимпоказателямотносятся производительность вагона и производительность локомотива.
Система показателейиспользования вагонов рабочего парка железной дороги приведена на рис. 3.1.
/>
Рис. 3.1.Схема взаимосвязи показателей использования грузовых вагонов
Наиболее широко дляанализа показателей использования грузовых вагонов используется метод цепныхподстановок и способ долевого участия.
Аналитическая модельсреднесуточной производительности вагона представлена формулой:
/>,
где /> – доля порожнего пробегавагона, %;
/> – динамическая нагрузка на груженыйвагон, т;
/> – среднесуточный пробег вагона, км.
Анализ производительностивагона методом цепных подстановок можно выполнить в табличной форме (см. табл.3.1).
Таблица 3.1
Анализ производительности вагона, ткмНомер подстановки Факторы Разность подстановок />
/>
1 + />
/> /> /> А 1 2 3 4 /> 1 (база) 300 1,304 42,3 - /> 2 296 1,304 42,3 -129,755 /> 3 296 1,287 42,3 126,831 /> 4 (факт) 296 1,287 41,6 -160,995 /> Баланс отклонений -163,918 />
Далее рассчитываютотклонение рабочего парка вагонов от базового значения в зависимости от объемаперевозок и производительности вагона, а также анализ отклонений рабочего паркапо факторам среднесуточной производительности вагона.
Величину рабочего паркавагонов по базе и по факту определяют по следующей формуле:
/>.
/>ваг
/>ваг
Используя способабсолютных разниц, рассчитываем отклонение фактического рабочего парка вагоновот базового в зависимости от объема перевозок и производительности вагона:
/> ваг
/> ваг
/> ваг
/> ваг
Затем используется способдолевого распределения для анализа отклонений рабочего парка вагонов пофакторам, определяющим среднесуточную производительность вагона.
На первом этаперассчитывают коэффициент долевого распределения k по формуле:
/>
На втором этапеизмеряется влияние на величину рабочего парка:
– среднесуточного пробегавагона
/> ваг
– коэффициентапорожнегопробега
/> ваг
– динамической нагрузкина груженый вагон
/>ваг
Проверка: />+/>+/>= 437 ваг/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
/>
346 />
/>
-338 />
/>
429 /> />
Рис. 3.2. Схема влияния показателей,определяющих изменение величины рабочего парка
Вывод: по отчёту рабочий парк вагоновуменьшился на 808 вагонов по сравнению с базовым значением. Влияние наизменение рабочего парка вагонов оказали: объём перевозок и производительностьвагона.
Решающее воздействие наобщее уменьшение рабочего парка вагонов оказало уменьшение объёмов работы, засчёт которого количество вагонов снизилось на 1244. Также оказало воздействиеповышение производительности вагона, за счёт которого потребовалось увеличениерабочего парка на 437 вагонов. В свою очередь влияние на увеличение величинырабочего парка под воздействием производительности вагона оказали:
— увеличениесреднесуточного пробега вагона, за счёт этого рабочий парк увеличился на 346вагонов;
— повышение долипорожнего пробега вагона увеличило рабочий парк вагонов на 429 вагонов;
- увеличениединамической нагрузки на гружёный вагон вызвало уменьшение рабочего парка на338 вагонов.
5. Анализэксплуатационных расходов и себестоимости перевозок
Важной частью анализахозяйственной деятельности железной дороги является анализ эксплуатационныхрасходов и себестоимости перевозок.
Для факторного анализаэксплуатационных расходов и себестоимости используют информацию о затратах наперевозки (Ф-6 жел), о темпах изменения грузооборота, пассажирооборота ипоказателей работы подвижного состава (ЦО-1, ЦО-5), данные по калькуляциирасходов по видам перевозок, по видам тяги.
В курсовом проектепредлагается определить влияние изменения объема перевозок и их себестоимостина величину эксплуатационных расходов. Для анализа используем методкорректировок.
Взаимосвязь факторов,определяющих величину эксплуатационных расходов, представлена формулой:
/>,
где Э –эксплуатационные расходы, млн. руб.;
/> – объем перевозок, млн. прив.ткм;
/> – средняя себестоимость перевозок,коп. за 10 прив.ткм.
/>
/>
На первом этапеопределяют эксплуатационные расходы, скорректированные на выполненный объемперевозок:
/>,
где Э0–эксплуатационные расходы по базовому периоду, млн. руб.;
/> – коэффициент корректировки по приведеннымткм.
Изменениеэксплуатационных расходов под влиянием изменения объема перевозок исебестоимости определяется по следующим формулам:
/>,
/>.
При анализеэксплуатационных расходов принято их увеличение (перерасход) обозначать знаком«–», а снижение (экономию) – знаком «+».
Затем оценивается влияниена расходы факторов, определяющих уровень себестоимости перевозок: объемаперевозок, структуры перевозок по их видам и типам тяги, качественныхпоказателей использования подвижного состава, нормы затрат и цен, разрыва междутарифными и эксплуатационными тонно-километрами.
Важным условием дляанализа себестоимости является предварительная группировка эксплуатационныхрасходов по степени зависимости от объема перевозок, по видам перевозок и типамтяги. Расчеты группировки сводятся в табл. 4.1.
Таблица 4.1
Группировка эксплуатационных расходовПоказатели
Удельный вес
в общей сумме расходов, %
Абсолютное
значение,
млн. руб.
Расходы по базовому периоду
в том числе:
независящие от объема перевозок
зависящие от объема перевозок:
грузовых
в том числе по типам тяги:
электотяга
теплотяга
расходы общие для всех типов тяги
пассажирских
в том числе по типам тяги:
электротяга (без МВС)
теплотяга
МВС
расходы общие для всех видов тяги
100,00
67,5
32,5
25,3
11,4
6,9
7,0
7,2
2,3
1,6
1,2
2,1
12430
8390,25
4039,75
3144,79
1417,02
857,67
870,1
894,96
285,89
198,88
149,16
261,03
Оценка влияния отдельныхфакторов на изменение себестоимости перевозок производится следующим образом:
1. Влияние себестоимостина расходы в связи с изменением объема перевозок:
/> млн. руб.
где /> – независящие от объема перевозок расходы по базовому периоду.
2. Влияние на расходыизменений структуры перевозок по их видам:
/>
где /> – базовое значениезависящих от объема перевозок расходов.
3. Влияние на расходыизменения соотношения между тарифными и эксплуатационными ткм:
/> />
где /> – базовое значениезависящих расходов в грузовом движении.
4. Влияние на расходыизменения структуры перевозок по типам тяги:
/> />
где /> – изменение расходов засчет влияния изменения структуры перевозок по типам тяги соответственно в грузовоми пассажирском движении:
а) по грузовымперевозкам:
/> = />/>=
/> />
где /> – базовые значениязависящих расходов, приходящихся соответственно на теплотягу, электротягу и общиедля всех типов тяги.
б) по пассажирскимперевозкам:
/> = /> –
/> +/>=
/> />
где /> /> – базовые значениязависящих расходов, приходящихся соответственно на теплотягу, электротягу, МВС иобщие для всех типов тяги.
5. Влияние на расходыгруппы факторов, характеризующих использование подвижного состава:
/> = /> млн.руб.
где /> – изменение расходов засчет влияния группы факторов, характеризующих использование подвижного составасоответственно в грузовом и пассажирском движении.
а) /> =/>= 3029,3153 – 3931 = –901,6847 млн. руб.;
б) /> =/>= 917,8312 – 1119 = –201,1688 млн. руб.,
где />, /> – базовые значениярасходов, зависящих от объема перевозок, пересчитанных на выполненный пробегподвижного состава, млн. руб. (см. приложение 2).
6. Влияние на расходыизменения населенности пассажирского вагона:
/> = /> млн. руб.
7. Влияние на расходыизменения цен на материалы, топливо, электроэнергию и отклонений фактическихудельных затрат от учтенных в плане норм:
/> + />млн.руб.
Расчеты в таблице 4.2.
Таблица 4.2
Оценка влияния на расходы исебестоимость отдельных факторовНаименование факторов Результаты оценки влияния факторов на расходы, млн. руб. на себестоимость, коп. за 10 пр. ткм A 1 2 Объем перевозок (без учета изменения себестоимости по этому фактору)
/> 6,340 Себестоимость перевозок
/> -0,423 в том числе: — объем перевозок
/> -4,224 — структура перевозок по видам — 0,040 0,000 — коэффициент разрыва между тарифными и эксплуатационными ткм -8,789 -0,090 — структура перевозок по типам тяги
/> -0,568 — качественные показатели использования подвижного состава
/> -11,251 — средняя населенность пассажирского вагона -53,047 -0,541 — удельные затраты трудовых и материальных ресурсов, цены на материалы, топливо и электроэнергию 1590,25 16,223
Вывод: посравнению с базовым значением эксплуатационные расходы увеличились на 580 млн.руб. На данное уменьшение оказало существенноевлияние изменение себестоимости перевозок, в результате чего перерасход составил 41,5 млн.руб. Изменениеобъема перевозок также повлекло за собой уменьшение эксплуатационных расходов –на 621,5 млн. руб.
В свою очередь, самым существенным фактором, который вызвал уменьшениерасходов в составе себестоимости, являются изменение удельных затрат трудовыхи материальных ресурсов, цен на материалы, топливо и электроэнергию, врезультате чего экономия составила 1590,25млн. руб.
На увеличениеэксплуатационных затрат оказало влияниенесколько факторов, наиболее значимым из которых является изменение качественныхпоказателей использования подвижного состава.В результате перерасход составил 1102,8535 млн. руб.
6. Анализ доходовжелезной дороги
Доходы от основнойдеятельности – важнейший показатель, темп роста которого характеризует степеньповышения экономической эффективности производства.
Железные дороги получаютдоходы от перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты; за выполнение начальнойи конечной операций по грузовым перевозкам; за выполнениеподсобно-вспомогательной деятельности.
В курсовой работепредполагается выполнить анализ доходов от перевозок. Исходная информация дляанализа доходов дороги содержится в отчетных формах: БО-11 «Отчет опроизводственно-финансовой деятельности железной дороги», ЦО-12 «Отчет оперевозке грузов, их пробегах и полученном за них доходе», ЦО-22 «Отчет оперевозке пассажиров и доходе от этих перевозок».
В процессе экономическогоанализа необходимо выявить динамику доходов и оценить влияние важнейшихфакторов на их величину. Схема анализа доходов железной дороги приведена рис.5.1.
/>
Рис. 5.1. Схема анализа доходовдороги от перевозок
Для анализа структуры идинамики доходов используется следующая аналитическая таблица.
Таблица 5.1.
Анализ структуры доходов и ихдинамикиВид доходов Доходы по базе, млн. руб. В % к итогу Доходы по факту, млн. руб. В % к итогу Изменение Доходов, млн. руб. Структуры доходов, % А 1 2 3 4 5 6 Доходы от грузовых перевозок 12400,027 89,626 11460,630 88,019 -939,397 -1,607 Доходы от пассажирских перевозок 1435,253 10,374 1559,995 11,981 124,742 1,607 Всего доходы от перевозок 13835,280 100,000 13020,625 100,000 -814,655
Схемапричинно-следственной зависимости показателей доходов от перевозки грузов ипассажиров представлена на рис. 5.2 и анализируется по следующей формуле:
/> = /> =/>/> +/>/> =
/> /> +/>/> , (3.1)
где /> – сумма доходов отперевозок, млн. руб.;
/> – грузооборот тарифный, млн. ткм;
/> – пассажирооборот, млн. пасс-км;
/>, /> –средняя доходная ставка за 10 тар. ткм и за 10 пасс-км, коп;
/>, /> –доходная ставка соответственно по каждому роду груза в грузовом движении и по каждомувиду сообщения в пассажирском движении.
/>
Рис. 5.2. Системавзаимосвязи показателей доходов от перевозок грузов и пассажиров
Факторный анализ доходовот перевозок выполняется способом корректировок, результаты расчетов свести втаблицу 5.2.
Анализ средней доходнойставки выполняется способом структурных сдвигов.
При оценке влияния надоходы от перевозок грузов структурных изменений предварительно рассчитываетсяподстановка по формуле:
/> млн. руб.
Влияние измененийструктуры перевозок по родам грузов на среднюю доходную ставку определяетсяследующим образом:
/>млн. руб.
Изменение величиныдоходов от перевозок грузов за счет изменения структуры перевозок по родамгрузов будет рассчитываться по формуле:
/>млн. руб.
Влияние измененийдоходной ставки по каждому роду груза на среднюю доходную ставку определяетсяследующим образом:
/>млн. руб.
Изменение величиныдоходов от перевозок грузов за счет изменения доходной ставки по каждому роду грузовбудет рассчитываться по формуле:
/>млн. руб.
Аналогично рассчитываетсяотклонение доходов по факторам средней доходной ставки по пассажирскимперевозкам.
/>млн. руб.
/> млн. руб.
/> млн. руб.
/> млн. руб.
/> млн. руб.
Таблица 5.2.
Анализ средней доходной ставкиметодом структурных сдвиговВид сообщения
/>, % d
/>,%
/>-/>
/> Отклонение
/>
/>
/>
d0
d1
Всего
/> В т.ч.
/>
/>
/>
/> Прямое 80 78 144,432 164,824 — 2 5,222 20,392 — 0,104 15,906 Местное 6 5 169,111 210,1 — 1 29,901 40,989 — 0,299 2,0495 Пригородное 14 17 96,554 118,135 3 — 42,656 21,581 — 1,28 3,6688 Итого 100 100 139,21 159,151 - - 19,941 — 1,683 21,624 — 16,498 211,958