Реферат
Курсовая работа: ____ страниц, 4рисунка, 5 таблиц, 17 источников, 1 приложение.
ПРОИЗВОДСТВО, ПРОДУКЦИЯ, АССОРТИМЕНТ,АНАЛИЗ, РОСТ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, РЕЗЕРВ
Объектом исследования являетсяЧУП «Светоприбор».
Предметом исследования являетсяпроизводство продукции на ЧУП «Светоприбор».
Целью курсовой работы являетсяпоиск резервов увеличения выпуска и реализации продукции на ЧУП «Светоприбор».
В процессе работы рассмотренызначение, задачи и информационное обеспечение анализа производства продукции; рассмотренасистема показателей производства продукции; проведен анализ динамики ивыполнения плана производства продукции на ЧУП «Светоприбор»; проведенфакторный анализ производства продукции на ЧУП «Светоприбор»; предложенырезервы увеличения выпуска продукции на ЧУП «Светоприбор».
Областью возможногопрактического применения являются предприятия Республики Беларусь.
В процессе работы проводилисьобобщения различных точек зрения, высказанных в экономической литературе,анализировались статистические и бухгалтерские данные.
Статистическую основу курсовойработы составляют данные экономических и других служб ЧУП «Светоприбор».Полученные основные результаты комплексно характеризуют положение предприятия. Проведенныйанализ позволяет учесть все процессы, происходящие на предприятии и междупредприятием и его внешним окружением.
Автор работы подтверждает, чтоприведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективноотражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературныхи других источников теоретические и методологические положения и концепциисопровождаются ссылками на их авторов.
Содержание
Реферат
Введение
1.Теоретические основы анализа производства продукции
1.1Задачи и информационное обеспечение анализа
1.2Система показателей производства продукции
2.Анализ производства продукции на ЧУП «Светоприбор»
2.1Общая характеристика ЧУП «Светоприбор»
2.2Анализ динамики и выполнения плана производства продукции на ЧУП«Светоприбор»
3.Резервы увеличения выпуска продукции на ЧУП «Светоприбор»
Заключение
Списокиспользованных источников
Введение
Управление деятельностьюпредприятий, объединений, отраслей и национального хозяйства в целом предполагаетнаучное обоснование разрабатываемых решений, плановых заданий, контроль за ихвыполнением, объективную оценку производственных затрат и достигнутыхрезультатов деятельности методом обоснования хозяйственных решений и контроляих выполнения является экономический анализ.
Обеспечение эффективногофункционирования предприятий требует экономически грамотного управления ихдеятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. Спомощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко системно исследуютсяфакторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы иуправленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляютсярезервы повышения эффективности производства, оцениваются результатыдеятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.
Анализ хозяйственнойдеятельности является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе. Дляих обоснования необходимо выявлять и прогнозировать существующие ипотенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, определятьвоздействие принимаемых решений на уровень рисков и доходов субъектахозяйствования. Анализ хозяйственной деятельности является той областью знаний,которая наилучшим образом объединяет все дисциплины. Он обеспечиваетинтегрированное, широкое понимание производственно-финансовой деятельностипредприятия.
В новых рыночных условияххозяйствования предприятия несут полную ответственность за результаты своейработы. Основная цель производства состоит в обеспечении потребителянеобходимой ему продукцией в заданные сроки, заданного качества и комплектации,с минимальными затратами для производителя. При решении этой задачи в условияхрыночной конъюнктуры во главу угла ставится потребитель. Чтобы выжить,предприятие должно постоянно думать о качестве своей продукции и снижениизатрат на ее производство. Это задача руководящих работников и специалистовпредприятия, определяющих стратегию и тактику организации производства.
При разработке и реализациипроизводственной политики, имеющей целью приспособление предприятия ктребованиям рынка, руководителям и специалистам предприятия необходимо держатьв поле зрения широкий круг вопросов, касающихся не только сферы производства. Имследует четко представлять, что производство — это только часть постоянновозобновляющегося процесса. Развивать его, увеличивать мощности, осуществлятьфинансирование и т.д. можно только на основе как можно более точногоопределения ожидаемых требований рынка.
Основной целью предприятия вбольшинстве случаев является получение максимально возможной прибыли отреализации продукции. В сегодняшних условиях жесткой конкуренции практически навсех рынках вопросы реализации стоят на первом месте, а задачи производствазанимают подчиненное положение. Как заметил П. Дракер, известный американскийэкономист, «результатом бизнеса должен являться удовлетворенный клиент,внутри же предприятия существуют лишь затраты».
Целью курсовой работы является поискрезервов увеличения выпуска и реализации продукции на ЧУП «Светоприбор».
Для достижения поставленной целинеобходимо решить следующий ряд взаимосвязанных задач:
1) рассмотреть значение, задачии информационное обеспечение анализа производства продукции;
2) рассмотреть системупоказателей производства продукции;
3) провести анализ динамики ивыполнения плана производства продукции на ЧУП «Светоприбор»;
4) провести факторный анализпроизводства продукции на ЧУП «Светоприбор»;
5) предложить резервы увеличениявыпуска продукции на ЧУП «Светоприбор».
Объектом исследования является ЧУП«Светоприбор».
Предметом исследования является производствопродукции на ЧУП «Светоприбор».
В процессе анализа былииспользованы экономико-статистические методы анализа: табличный, графический,аналогов, сравнений, относительных величин.
Курсовая работа базируется натеоретических исследованиях и периодических изданиях, в которых затронутпредмет исследования.
Аналитическая часть курсовойработы опирается на информацию специализированных источников, бухгалтерские истатистические ЧУП «Светоприбор».
1. Теоретические основы анализа производствапродукции1.1 Задачи и информационное обеспечение анализа
Объем производства и реализациипродукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченныхпроизводственных возможностей и неограниченном спросе на первое местовыдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиленияконкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможныйобъем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятиедолжно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реальнореализовать [1, с. 203].
Темпы роста объема производстваи реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют навеличину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данныхпоказателей имеет важное значение. Объекты анализа производства и реализациипродукции представлены на рисунке 1 [10, с.440].
/>
Рисунок 1. Объектыанализа производства и реализации продукции
Для того, чтобы удовлетворятьсамые разнообразные потребности потребителей, среднее и крупное предприятияорганизует собственную сеть фирменных магазинов, или заключает договора соптовыми покупателями, стараясь, чтобы они были длительными и на большие объемыпоставок. Руководители малых предприятий считают своим серьезным достижениемзаключение длительного контракта с крупным предприятием или обладаниеопределенным количеством постоянных клиентов. И то и другое, для сохранениязавоеванных позиций требует соблюдения жестких условий: выполнения поставок воговоренные контрактом сроки, поддержания необходимого уровня качества продукции(работ, услуг). В то же время предприятие всегда должно быть готово к тому, чтобыизменить ассортимент выпускаемой продукции, расширить номенклатуру предлагаемыхизделий или даже перейти на выпуск новых видов продукции, если таковы будуттребования рынка. Поэтому не случайно анализу показателей выпуска и реализациипродукции уделяется особое внимание в системе экономического анализа.
Основные задачи данного видаанализа в традиционном его варианте состоят в следующем:
оценка выполнения предприятиемдоговорных обязательств по поставкам продукции;
изучение динамики выпускапродукции и ее реализации в денежном выражении;
оценка выполнения плана иизучение динамики выпуска продукции в натуральном выражении;
выявление изменений вассортименте продукции и определение их влияния на выпуск продукции внатуральном и денежном выражении;
оценка ритмичности производстваи реализации продукции;
оценка качества производимойпродукции;
комплексный и системный анализфакторов, оказывающих влияние на выполнение плана по производству и реализациипродукции;
выявление резервов дальнейшегоувеличения объема реализации продукции и улучшения ее качества, обеспеченияритмичности производства и реализации;
разработка мероприятий поиспользованию выявленных резервов [7, с.72].
Источниками информации дляанализа производства и реализации продукции служат бизнес-план предприятия,оперативные планы-графики, отчетность ф. № 1-п (годовая) “Отчет по продукции”,ф. № 1-п (квартальная) “Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения)о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте", ф. № 1-п (месячная) “Срочнаяотчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции”, ф. № 2 “Отчето прибылях и убытках", ведомость № 16 “Движение готовых изделий, ихотгрузка и реализация” и др. [10, с.441].1.2 Система показателей производства продукции
Объем производства и реализациипромышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных,трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производствапродукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объемапроизводства служат товарная и валовая продукция.
Валовая продукция — этостоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенноепроизводство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.
Товарная продукция отличается отваловой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства ивнутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукциясовпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенногопроизводства.
Объем реализации продукцииопределяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Можетвыражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночнойэкономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализацияпродукции является связующим звеном между производством и потребителем. Оттого, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем еепроизводства.
Важное значение для оценкивыполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемовпроизводства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используютпри анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам игруппам однородной продукции.
Условно-натуральные показатели,как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемовпроизводства продукции, например, на консервных заводах используется такойпоказатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях — количествоусловных ремонтов, в обувной промышленности — условные пары обуви, исчисленныена основе коэффициентов их трудоемкости и т.д. [1, с. 207].
Нормативные трудозатратыиспользуются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в техслучаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляетсявозможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.
В международном учетномстандарте IASC №15 «Информация, характеризующая влияние изменения цен»нашли отражение две основные концепции.
Первая соответствует «Методикеоценки объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковойпокупательной стоимости» и ориентирована на общий индекс инфляциинациональной валюты. При анализе динамики объема производства необходимопроизвести корректировку на общий индекс инфляции национальной валюты.
Вторая концепция лежит в основе«Методики переоценки объектов бухгалтерского учета в текущую стоимость».Методика ориентирована на применение индивидуальных индексов цен на товар илитоварную группу. При этом могут применяться следующие методы:
пересчета объема производствапродукции за отчетный год по ценам аналогичной продукции базисного периода (поотносительно небольшой номенклатуре выпускаемой продукции);
корректировки на агрегатныйиндекс изменения цен (Jц) по группе однородных товаров (работ, услуг)или по отрасли в целом:
/>,(1)
где /> -выпуск продукции в отчетном периоде в натуральном выражении;
/> -выпуск продукции в базисном периоде в натуральном выражении;
Ц0 — цена единицыпродукции в базисном периоде [10, с.443].
Тогда сопоставимый с базиснымфактический объем выпуска продукции (/>) рассчитываем поформуле:
/>,(2)
где /> -объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении.
С применением вышеназванныхметодов нейтрализуется влияние изменения цен на конкретный товар или товарнуюгруппу.
Анализ объема производстваначинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов ихроста и прироста (таблица 1) [7, с.78].
Таблица 1. Динамикатоварной продукцииГод Товарная продукция в сопоставимых ценах, руб. Темпы роста,% Базисные Базисные
/>
/>
где ТПi-1, ТПi — объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 иi-ом году соответственно;
ТП0 — объем товарной продукции года, взятого за базу сравнения.
На основе полученных данныхможно рассчитать среднегодовые темпы роста (Tср) и прироста (Тпр)товарной продукции:
/>,(3)
/>.(4)
Оперативный анализ выпускапродукции осуществляется на основе данных за день, декаду, месяц, кварталнарастающим итогом с начала года.
Необходимым элементоманалитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре иассортименту.
Номенклатура — переченьнаименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видовпродукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП),действующим на территории СНГ.
Ассортимент — переченьнаименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду. Различаютполный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам),внутригрупповой ассортимент.
Оценка выполнения плана пономенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпускапродукции по основным видам, включенным в номенклатуру [7, с.80].
Оценка выполнения плана поассортименту может производиться:
по способу наименьшего процента;
по удельному весу в общемперечне наименований изделий, по которому выполнен план выпуска продукции;
по способу среднего процента поформуле:
/>,(5)
где ВПа — выполнениеплана по ассортименту, %;
ВПn — суммафактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более их планового выпуска;
ВП0 — плановый выпускпродукции [1, с. 209].
При этом изделия, выпускаемыесверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана поассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным тольков том случае, если выполнено задание по всем видам изделий.
Примеры недовыполнения плана поассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса наотдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностейпредприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системеорганизации и управления производством, плохое техническое состояниеоборудования и пр.).
Структура продукции — этосоотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить планпо структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированноесоотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельнымизделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая темсамым условия сопоставимости всех экономических показателей. Для расчетавлияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономическиепоказатели используют метод прямого счета по всем изделиям, метод средних цен ипр. [10, с.445].
Прямой счет по всем видамизделий производится по формуле:
/>,(6)
где /> -изменения объема выпуска продукции за счет структуры;
ВП1 — фактический выпуск продукции при фактической структуре;
ВП1,0 — фактическийвыпуск продукции при плановой структуре.
Фактический выпуск продукции приплановой структуре рассчитывается путем умножения планового выпуска каждогоизделия на средний процент выполнения плана по выпуску продукции или путемумножения общей суммы фактического выпуска продукции на плановый удельный вескаждого изделия.
При использовании средних ценрасчет производится по формуле:
/>,(7)
где Ц1, Ц0 — средняя оптовая цена группы изделий — фактическая и плановая соответственно;
VВП1 — фактическоеколичество изделий в отчетном периоде, натуральные измерители.
Факторы, определяющие объемпроизводства продукции можно объединить в три группы:
1) обеспеченность предприятиятрудовыми ресурсами и эффективность их использования:
ВП = ЧР × ГВ, (8)
РП = ЧР × ГВ × Дв, (9)
2) обеспеченность предприятияосновными производственными фондами и эффективность их использования:
ВП = ОПФ × ФО, (10)
РП = ОПФ × ФО × Дв,(11)
3) обеспеченность производствасырьем и материалами и эффективность их использования:
ВП = МЗ × МО, (12)
РП = МЗ × МО × Дв, (13)
где Дв — доля реализованнойпродукции (выручки) в общем объеме валовой продукции [7, с.83].
Расчет влияния данных факторовна объем валовой и реализованной продукции можно произвести одним из приемовдетерминированного факторного анализа. Затем, зная причины изменениясреднегодовой выработки персонала, фондоотдачи и материалоотдачи, следуетустановить их влияние на выпуск продукции путем умножения их прироста за счет i-го фактора соответственно на фактическую численностьперсонала, фактическую среднегодовую стоимость основных производственных фондови фактическую сумму потребленных материальных ресурсов:
ΔВПxi= ΔГВxi × ЧРф, (14)
ΔВПxi= ΔФОxi × ОПФф, (15)
ΔВПxi= ΔМОxi × МЗф, (16)
ΔРПxi= ΔГВxi × ЧРф ×Двф, (17)
ΔРПxi= ΔФОxi × ОПФф ×Двф, (18)
ΔРПxi= ΔМОxi × МЗф ×Двф, (19)
Основные источники резервовувеличения выпуска продукции показаны на рисунке 2 [10, с.464].
Определение величины резервов попервой группе производится следующим образом:
Р ↑ ВПкр = Р ↑КР × ГВф, (20)
Р ↑ ВПфрв = Р ↑ФРВ × ЧВф, (21)
Р ↑ ВПчв = Р ↑ЧВ × ФРВв, (22)
где Р ↑ ВПкр, Р↑ ВПфрв, Р ↑ ВПчв — резерв роста валовойпродукции соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеличения фондарабочего времени в связи с сокращением его потерь и повышения среднечасовойвыработки;
Р ↑ КР — резерв увеличенияколичества рабочих мест;
Р ↑ ФРВ — резервувеличения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по винепредприятия;
Р ↑ ЧВ — резерв ростасреднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии,организации производства и рабочей силы;
ФРВв — возможный фондрабочего времени с учетом выявленных резервов его роста [1, с.213].
/>
Рисунок 2. Источникирезервов увеличения объема производства продукции
По второй группе резервыувеличения производства продукции за счет увеличения численности оборудования (Р↑ К), времени его работы (Р ↑ Т) и выпуска продукции за одинмашинно-час (Р ↑ ЧВ) рассчитываются по формуле:
Р ↑ ВПк = Р ↑КР × ГВф, (23)
Р ↑ ВПт = Р ↑Т × ЧВф, (24)
Р ↑ ВПчв = Р ↑ЧВ × Тв. (25)
По третьей группе резервыувеличения выпуска продукции исчисляются следующим образом:
а) дополнительное количествоj-го материала делится на норму его расхода на единицу i-говида продукции и умножается на плановую цену единицы продукции.
Затем результаты суммируются повсем видам продукции:
Р ↑ ВП = />; (26)
б) сверхплановые отходыматериалов делятся на норму их расхода на единицу i-говида продукции и умножаются на плановую цену единицы соответствующего видапродукции, после чего полученные результаты суммируются:
Р ↑ ВП = />; (27)
в) планируемое сокращение нормырасхода j-го ресурса на единицу i-говида продукции умножается на планируемый к выпуску объем производства i-го вида продукции, полученный результат делится на плановуюнорму расхода и умножается на плановую цену данного изделия, после чегоподсчитывается общая сумма резерва валовой продукции [7, с.89]:
Р ↑ ВП = />. (28)
В заключение анализа обобщаютвыявленные резервы увеличения производства и реализации продукции.
Резервы увеличения выпускапродукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальныйрезерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, покане будут выявлены резервы в таком же размере и по другим группам ресурсов.
2. Анализ производства продукции на ЧУП «Светоприбор»2.1 Общая характеристика ЧУП «Светоприбор»
ЧУП «Светоприбор» ОО«БелТИЗ» специализируется на выпуске электро-установочных изделий (выключателиодноклавишные и двухклавишные открытой и скрытой установки, розетки без заземляющегоконтакта и розетки с заземляющим контактом, вилки штепсельные, удлинители,блоки розеток и выключателей и др.).
Ассортимент выпускаемойпредприятием продукции включает в себя:
розетки штепсельные (скрытой иоткрытой остановки; с заземлением и без него; со шторками и без; номинальныйток — 10, 16 и 32А; степень защиты — IP20 и IP44; напряжение — 250 и 440В);
розетки телевизионные,телефонные, переносные;
выключатели (скрытой и открытойостановки, проходные; одно-, двух-, и трехклавишные, номинальный ток — 4, 6,10А; степень защиты — IP20 и IP44; напряжение — 250В);
узлы розеток и выключателей;
блоки электроустановочные;
удлинители (1-но, 2-х, 3-х, 4-хместные с номинальным током 6 и 10А; с длиной шнура от 2-х до 40м);
разветвители;
вилки штепсельные;
коробки монтажные (скрытой иоткрытой установки; установочные, для разводки проводов, потолочные; для бетонаи гипсокартона);
патрон подвесной.
Вся продукция выпускается изпластика и полистирола. Изделия из пластика представлены в четырех основныхсериях «Гармония», «Гармония люкс», «Престиж»,«Пролеска». В целях наиболее эффективного использованияпроизводственных мощностей на предприятии выполняются заказы стороннихорганизаций по гальванопокрытию деталей.
В настоящее время износпроизводственных мощностей составляет более 70%. Предприятие постоянно проводитработу по обновлению оборудования в соответствии с финансовыми возможностями.
Предприятие реализует продукциюна рынках Республики Беларусь. Покупателей можно разделить на 4 основные группы:строительно-монтажные организации, оптовая (мелкий опт (частныепредприниматели, которые реализуют продукцию на рынках республики) и крупныйопт (фирмы, реализующие продукцию в республике и за ее пределами), розничнаяторговля, потребление для собственных нужд. В Российской Федерации закупкамизанимаются крупные оптовые фирмы, приобретающие продукцию для дальнейшейреализации в свое регионе, реже — строительно-монтажные организации. В странахСНГ (Казахстан, Молдова) сейчас ведется очень активное строительство, а собственныхпроизводителей мало и они очень слабы, поэтому изделия пользуются огромнымспросом. Так же потребителями продукции предприятия являются страны ЕС. ПрибалтийскийРегион представлен литовским дилером, который продвигает продукцию в этихстранах. Этот рынок отличается высокими требованиями к качеству и безопасностипродукции, а также к упаковке изделий. Продукция предприятий из дальнегозарубежья (Рolo, Siemens, Legrand, и др.) отличается высоким качеством,разнообразным ассортиментом, однако высокий уровень цен (в 5-10 раз выше ЧУП«Светоприбор») ставит их изделия в другую потребительскую нишу.
Основными конкурентами ЧУП«Светоприбор» ОО «БелТИЗ» на рынке Российской Федерацииявляются ООО «Потенциал» (торговая марка Wessen) и УПП 11 ВОС (торговаямарка Кунцево-Электро). Продукция этих предприятий близка к продукции нашегопредприятия по качественным характеристикам, а цена выше примерно на 20-30%. Однакооба предприятия находятся в г. Москва, где находится значительная частьпотенциальных покупателей, что значительно снижает их транспортные расходы. ПреимуществомЧУП «Светоприбор» является разнообразие ассортимента, например,наличие брызгозащищенных розеток и выключателей.
В состав ЧУП «Светоприбор»входят следующие основные производственные подразделения: сборочный цех; штамповочныйцех; пластмассовый цех; цех надомного труда. Функционирование основных цеховобеспечивают следующие вспомогательные подразделения: инструментальный цех; автотранспортныйучасток; ремонтно-строительный участок; энерго-механический отдел. Так же ЧУП«Светоприбор» ОО «БелТИЗ» имеет в своем составе Червенскийфилиал и Барановичский участок надомного труда. Данные структурныеподразделения не наделены правом юридического лица и обособленного баланса,согласно Устава. Кроме основных цехов и отделов в составе предприятия имеетсяцех питания и магазин розничной торговли, общежитие, радиоузел, библиотека издравпункт.
На основании отчета о прибылях иубытках (приложение) проведем анализ основных показателей деятельности ЧУП«Светоприбор» за 8 месяцев за 2007-2008 гг. (таблица 2).
Таблица 2. Основныепоказатели деятельности ЧУП «Светоприбор» за 8 месяцев за 2007-2008 гг.Показатели 8 мес. 2007г., млн. руб. 8 мес. 2008г., млн. руб. Отклонение от прошлого периода в стоимостном выражении в% Выручка от реализации товаров, продукции, работ услуг 28125 34380 +6255 122,2 Налоги, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ услуг 176 242 +66 137,5 Выручка от реализации товаров, продукции, работ услуг (за минусом НДС, акцизов и др. платежей) 27949 34138 +6189 122,1 Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг 22582 28982 +6400 128,3 Управленческие расходы - - - - Расходы на реализацию 438 534 +96 121,9 Прибыль (убыток) от реализации 4929 4622 -307 93,8 Операционные доходы 8689 7612 -1077 87,6 Операционные расходы 8646 7597 -1049 87,9 Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов 43 15 -28 34,9 Внереализационные доходы 252 290 +38 115,1 Внереализационные расходы 1197 1608 +411 134,3 Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов -945 -1318 -373 - Итого прибыль (убыток) за отчетный период 4027 3319 -708 82,4 Налог и сборы, производимые из прибыли 154 52 -102 33,8 Платежи и расходы, производимые из прибыли 503 1019 +516 202,6 Прибыль (убыток) к распределению 3370 2248 -1122 66,7
По сравнению с 8 месяцами 2007 г.за 8 мес. 2008 г. произошло увеличение выручки от реализации продукции,товаров, работ, услуг на 6255 млн. руб. (или на 22,2%), себестоимостиреализованных товаров, работ, услуг (на 6400 млн. руб. или на 28,3%), расходына реализацию увеличились на 96 млн. руб. или 21,9%. Прибыль от реализацииснизилась на 307 млн. руб.
Операционные доходы ЧУП «Светоприбор»снизились на 1077 млн. руб., операционные расходы — на 1049 млн. руб. Прибыльот операционных доходов и расходов снизилась по сравнению с 8 месяцами 2007 г. на28 млн. руб. Внереализационные доходы увеличились на 38 млн. руб.,внереализационные расходы — на 411 млн. руб. Убыток от внереализационныхдоходов и расходов вырос по сравнению с 8 месяцами 2007 г. на 373 млн. руб.
Подводя итог в целом, следуетотметить, что результатами финансовой деятельности ЧУП «Светоприбор» за8 мес. 2007-2008 гг. является прибыль, по сравнению с 8 месяцами 2007 г. онаснизилась на 708 млн. руб., темп роста составил 82,4%. Налоги и сборы,производимые из прибыли сократились на 102 млн. руб. Нераспределенная прибыльуменьшилась на 1122 млн. руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.2.2 Анализ динамики и выполнения плана производствапродукции на ЧУП «Светоприбор»
Проведем оценку выполнения планапо производству и реализации продукции ЧУП «Светоприбор» за 8 мес. 2008г. на основании данных таблицы 3.
Таблица 3.Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции ЧУП «Светоприбор»за 8 мес. 2008 г. Изделие Объем производства, млн. руб. Объем реализации, млн. руб. план факт +,- % к плану план факт +,- % к плану Выключатели 10500 10400 -100 99,0 10000 10200 +200 102,0 Розетки 9000 8500 -500 94,4 8500 8300 -200 97,6 Удлинители 9000 9700 +700 107,8 8500 9540 +1040 112,2 Другая продукция 6500 7400 +900 113,8 6000 6340 +340 105,7 Итого: 35000 36000 +1000 102,9 33000 34380 +1380 104,2
Из таблицы 3 видно, что заотчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 2,9%, а пореализации — на 4,2%. Это свидетельствует о снижении остатков нереализованнойпродукции.
Анализ выполнения планапроизводства по ассортименту продукции показывает, что за 8 мес. 2008 г. перевыполненплан по производству удлинителей (на 700 млн. руб. или на 7,8%) и по прочейпродукции (на 900 млн. руб. или на 13,8%). План по производству выключателейнедовыполнен на 100 млн. руб. (или на 1,0%), а план по производству розеток — на500 млн. руб. (или на 5,6%).
Анализ выполнения плана пореализации продукции ЧУП «Светоприбор» в ассортиментном разрезепоказал, что за 8 мес. 2008 г. перевыполнен план по реализации выключателей (на200 млн. руб. или на 2,0%), удлинителей (на 1040 млн. руб. или на 12,2%) и попрочей продукции (на 340 млн. руб. или на 5,7%). План по реализации розетокнедовыполнен на 200 млн. руб. или на 2,4%.
На основании данных таблицы 4проведем анализ выпуска продукции ЧУП «Светоприбор» за 8 мес. 2008 г.за счет структуры.
Таблица 4.Анализ выпуска продукции ЧУП «Светоприбор» за 8 мес. 2008 г. за счетструктурыИзделие Оптовая цена за 1 шт., руб.
Объем
производства,
тыс. шт. Произведенная продукция в ценах плана, млн. руб. Изменение произведенной продукции за счет структуры, млн. руб. план факт план фактически при плановой структуре факт Выключатели 4000 2625 2600 10500 10634 10400 -234 Розетки 3500 2571 2429 9000 9115 8500 -615 Удлинители 7600 1184 1276 9000 9104 9700 +596 Другая продукция 5200 1250 1423 6500 6590 7400 +810 Итого: - 7630 7728 35000 35443 36000 +557
Если бы план производства былравномерно перевыполнен на 101,28% (7728/7630 × 100%) по всем видампродукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объемпроизводства в ценах плана составил бы 35443 млн. руб. При фактическойструктуре он выше на 557 млн. руб. Это значит, что увеличилась доля болеедорогой продукции в общем ее выпуске.
Структура произведенной ЧУП«Светоприбор» за 8 мес. 2008 г. продукции по плану и фактическиприведена на рисунках 3 и 4.
Как видно из данных рисунков 3 — 4, на ЧУП «Светоприбор» за 8 мес. 2008 г. планом было предусмотренопроизводство выключателей на 0,8% больше, чем было произведено за 8 мес. 2008 г.,а розеток — на 2,3%. Фактическое количество изготовленных удлинителей вышезапланированного на 1,0% в общем объеме продукции за 8 мес. 2008 г., по прочейпродукции — перевыполнение плана производства составило 2,1% к общему объемувсей продукции.
/>
Рисунок 3. Структурапроизведенной ЧУП «Светоприбор» за 8 мес. 2008 г. продукции по плану
/>
Рисунок 4. Структурапроизведенной ЧУП «Светоприбор» за 8 мес. 2008 г. продукциифактически
При изучении деятельностипредприятия важен анализ ритмичности производства и реализации продукции. Ритмичность- равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме иассортименте, предусмотренных планом.
Ритмичная работа являетсяосновным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичностьухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваютсяобъем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции наскладах и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняютсяпоставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузкупродукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработнойплаты в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в концеза сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции,уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.
На основании данных таблицы 5проведем анализ ритмичности выпуска продукции ЧУП «Светоприбор» за 8мес. 2008 г. в разрезе кварталов.
Таблица 5.Анализ ритмичности выпуска продукции ЧУП «Светоприбор» за 8 мес. 2008г. в разрезе кварталовКвартал Выпуск продукции за 8 мес. 2008 г., млн. руб. Удельный вес продукции,% Выполнение плана, коэффициент Доля продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности, % план факт план факт Первый 10500 11000 30,0 30,5 1,048 30,0 Второй 12100 12700 34,6 35,3 1,05 34,6 Июль-август 12400 12300 35,4 34,2 0,992 34,2 Всего за 8 месяцев 2008 г. 35000 36000 100 100 1,029 98,8
Анализируя данные таблицы 5следует отметить, что коэффициент ритмичности по выпуску продукции составляет98,8%:
Критм = 30 + 34,6 +34,2 = 98,8%.
Определим коэффициент вариации. Коэффициентвариации (Кв) определяется как отношение среднеквадратическогоотклонения от планового задания за квартал к среднеквартальному плановомувыпуску продукции:
/>.
Коэффициент вариации составляет0,039. Это значит, что выпуск продукции по кварталам отклоняется от графика всреднем на 3,9%.
Для оценки ритмичностипроизводства на предприятии рассчитывается также показатель аритмичности каксумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана закаждый день (неделю, декаду).
Для ЧУП «Светоприбор» коэффициентаритмичности равен:
Каритм = 0,048 + 0,05+ 0,08 = 0,178.
Чем менее ритмично работаетпредприятие, тем выше показатель аритмичности. Приведенные расчеты показывают,что ЧУП «Светоприбор» работает ритмично.
Проведем факторный анализвыпуска продукции ЧУП «Светоприбор» за 8 мес. 2008 г. за счетструктуры:
ВПф = ∑ (Vф. общ × УДi ф× Цi пл)
ВПф = 0,336 ×7728× 4000 + 0,314× 7728 × 3500 + 0,165 × 7728 ×7600 + 0,185 × × 7728 × 5200 = 36000 млн. руб.
ВПусл = ∑ (Vф. общ × УДiпл × Цi пл)
ВПусл = 0,344 ×7728× 4000 + 0,337× 7728 × 3500 + 0,155 × 7728 ×7600 + 0,164 × × 7728 × 5200 = 36000 млн. руб. = 35443 млн. руб.
ΔВПстр. = ВПф — ВПусл
ΔВПстр. = 36000млн. руб. — 35443 млн. руб. = +557 млн. руб.
Проведем факторный анализприбыли продукции ЧУП «Светоприбор» за 8 мес. 2008 г. на примере выключателей:
Объем реализации (VРП):
VРПпл= 2600 тыс. шт.
VРПф= 2550 тыс. шт.
Цена реализации (Ц):
Цпл = 3900 руб.
Цф = 4000 руб.
Себестоимость (С):
Спл = 3600 руб., Сф= 3650 руб.
Прибыль от реализации (П):
Ппл = 780 млн. руб.
Пф = 892,5 руб.
За 8 мес. 2008 г. ЧУП «Светоприбор»фактически получило на 112,5 млн. руб. больше прибыли от реализации выключателей, чем запланировало.
Проведем факторный анализ прибыли от реализации выключателей:
Ппл = VРПпл × (Цпл — Спл) =2600 × (3900 — 3600) = 780 млн. руб.
Пусл1 = VРПф × (Цпл — Спл) =2550 × (3900 — 3600) = 765 млн. руб.
Пусл2 = VРПф × (Цф — Спл) =2550 × (4000 — 3600) = 1020 млн. руб.
Пф = VРПф × (Цф — Сф) =2550 × (4000 — 3650) = 892,5 млн. руб.
Общее изменение прибыли отреализации выключателей ЧУП «Светоприбор»за 8 мес. 2008 г. составило:
ΔПобщ = Пф — Ппл = 892,5 млн. руб. — 780 млн. руб. = 112,5 млн. руб.
Определим изменение прибыли отреализации выключателей за счет:
а) изменения объема реализации:
ΔПVРП= Пусл1 — Ппл = 765 млн. руб. — 780 млн. руб. = — 15 млн.руб.
б) изменения цены реализации:
ΔПЦ = Пусл2 — Пусл1 = 1020 млн. руб. — 765 млн. руб. = +255 млн. руб.
в) изменения себестоимости:
ΔПС = Пф — Пусл2 = 892,5 млн. руб. — 1020 млн. руб. = — 127,5 млн. руб.
Таким образом, снижениефактического объема продаж выключателей на50 тыс. шт. (2550 тыс. шт. — 2600 тыс. шт) привело к снижению прибыли отреализации на 15 млн. руб., превышение фактической цены реализации над плановойна 100 руб. (4000 руб. — 3900 руб) привело к росту прибыли от реализации на 255млн. руб., а превышение фактической себестоимости над плановой на 50 руб. (3650руб. — 3600 руб) привело к снижению прибыли от реализации на 127,5 млн. руб. Проведенныйанализ показал, что положительное влияние на рост прибыли от реализации выключателей ЧУП «Светоприбор» оказалацена реализации продукции, а превышение фактической себестоимости над плановой иснижение фактического объема продаж по сравнению с плановым отрицательноповлияли на изменение прибыли от реализации.
3. Резервы увеличения выпуска продукции на ЧУП«Светоприбор»
Рост производства основных видовпродукции на ЧУП «Светоприбор» будет осуществляться главным образомза счет расширения зарубежных рынков сбыта, расширения ассортиментнойпрограммы, основанной на разработке новых модификаций уже существующихобразцов, а также массовом выпуске новой продукции.
Резервами роста реализациипродукции ЧУП «Светоприбор» являются: расширение ассортимента,снижение себестоимости продукции и повышение ее качества путем внедрения впроизводство новых технологий и оборудования, что позволит закрепить позиции иувеличить свою долю на рынке.
Увеличение выпуска продукции ивыполнение намеченных основных целевых показателей позволит ЧУП «Светоприбор»:
внедрить принципиально новуюпередовую технологию производства продукции;
снизить расход сырья итопливно-энергетических ресурсов;
вследствие сниженияпроизводственных издержек повысить конкурентоспособность своей продукции нарынке.
ЧУП «Светоприбор» планируетсяприобрести обрабатывающий центр, который является станком пятого поколения сиспользованием компьютера в управлении центром и одновременным выполнениемгоризонтальных и вертикальных присадочных работ в производстве без переналадок.Кроме того, станок имеет вместо одного три горизонтальных шпинделя, иодновременно по горизонтали делается не одна, а три присадки, то есть триотверстия, что позволяет увеличить производительность труда, повысить точностьобработки, уменьшить брак.
При эксплуатации центра,выполнением операций управляет компьютер, что позволяет вводить разработанныебез остановки центра программы. Учитывая, что на предприятии уже работают двастанка с таким же управлением, предусматривается объединить их в компьютернуюсеть и в случае остановки или аварийности любого станка, можно выполнятьтехнологические операции, снимая с базы данных любого станка без остановкипроизводства, это в свою очередь позволяет повысить ритмичность работыпроизводства, увеличить производительность труда и тем самым увеличить выпускконкурентоспособной продукции.
Ввиду значительной конкуренциина рынках электро-установочных изделий очень большое внимание уделяетсяэкономическим характеристикам — соотношение цена/качество приобретает решающийхарактер для изготовителей и потребителей приборной продукции.
С целью снижения остатковготовой продукции и стимулирования продаж в на ЧУП «Светоприбор» будетпроведен следующий комплекс рекламно-маркетинговых мероприятий:
организация продаж продукции ЧУП«Светоприбор» в областных городах РБ через торговых представителей;
проведение рекламных игр, презентацийТНП перед крупными праздниками;
размещение рекламы врегиональных изданиях «Товары и цены» и аналогичных;
участие в специализированныхвыставках по направлениям;
проведение рекламных кампаний понаправлениям выпускаемой продукции в СМИ: периодических печатных изданиях,радио, телевидении и в сети Internet;
разработка и изготовлениерекламной продукции на высокой полиграфической базе;
реклама в метро и наземномобщественном транспорте перед национальными и международными праздниками;
организация фирменных секций вкрупных магазинах Минска: ГУМ, Беларусь, ЦУМ и др.;
организация продаж ТНП черезторговые сети специализированных магазинов и гипермаркетов в РФ и РБ.
Заключение
В курсовой работе былирассмотрены следующие вопросы:
1) значение, задачи иинформационное обеспечение анализа производства продукции;
2) система показателей производствапродукции;
3) анализ динамики и выполненияплана производства продукции на ЧУП «Светоприбор»;
4) факторный анализ производствапродукции на ЧУП «Светоприбор»;
5) резервы увеличения выпускапродукции на ЧУП «Светоприбор».
Проведенный анализ производствапродукции на ЧУП «Светоприбор» позволяют сделать следующие основныевыводы и заключения:
ЧУП «Светоприбор» ОО«БелТИЗ» специализируется на выпуске электро-установочных изделий (выключателиодноклавишные и двухклавишные открытой и скрытой установки, розетки беззаземляющего контакта и розетки с заземляющим контактом, вилки штепсельные,удлинители, блоки розеток и выключателей и др.).
За 8 мес. 2008 г. план повыпуску готовой продукции перевыполнен на 2,9%, а по реализации — на 4,2%. Этосвидетельствует о снижении остатков нереализованной продукции. Анализвыполнения плана производства по ассортименту продукции показывает, что за 8мес. 2008 г. перевыполнен план по производству удлинителей (на 700 млн. руб. илина 7,8%) и по прочей продукции (на 900 млн. руб. или на 13,8%). План попроизводству выключателей недовыполнен на 100 млн. руб. (или на 1,0%), а планпо производству розеток — на 500 млн. руб. (или на 5,6%). Анализ выполненияплана по реализации продукции ЧУП «Светоприбор» в ассортиментномразрезе показал, что за 8 мес. 2008 г. перевыполнен план по реализациивыключателей (на 200 млн. руб. или на 2,0%), удлинителей (на 1040 млн. руб. илина 12,2%) и по прочей продукции (на 340 млн. руб. или на 5,7%). План пореализации розеток недовыполнен на 200 млн. руб. или на 2,4%.
На ЧУП «Светоприбор» за8 мес. 2008 г. планом было предусмотрено производство выключателей на 0,8%больше, чем было произведено за 8 мес. 2008 г., а розеток — на 2,3%. Фактическоеколичество изготовленных удлинителей выше запланированного на 1,0% в общемобъеме продукции за 8 мес. 2008 г., по прочей продукции — перевыполнение планапроизводства составило 2,1% к общему объему всей продукции.
Анализ ритмичности выпускапродукции показал, что коэффициент ритмичности по выпуску продукции составляет98,8%. Коэффициент вариации составляет 0,039, это значит, что выпуск продукциипо кварталам отклоняется от графика в среднем на 3,9%. Для ЧУП «Светоприбор»коэффициент аритмичности равен 0,178. Приведенные расчеты показывают, что ЧУП«Светоприбор» работает ритмично.
Проведенный факторный анализприбыли от реализации выключателей за 8 мес. 2008 г. свидетельствует о снижениифактического объема продаж выключателей на50 тыс. шт., что привело к снижению прибыли от реализации на 15 млн. руб.,превышение фактической цены реализации над плановой на 100 руб. привело к роступрибыли от реализации на 255 млн. руб., а превышение фактической себестоимостинад плановой на 50 руб. привело к снижению прибыли от реализации на 127,5 млн. руб.Проведенный анализ показал, что положительное влияние на рост прибыли отреализации выключателей ЧУП «Светоприбор»оказала цена реализации продукции, а превышение фактической себестоимости надплановой и снижение фактического объема продаж по сравнению с плановымотрицательно повлияли на изменение прибыли от реализации.
Резервами роста реализациипродукции ЧУП «Светоприбор» являются: расширение ассортимента,снижение себестоимости продукции и повышение ее качества путем внедрения впроизводство новых технологий и оборудования, что позволит закрепить позиции иувеличить свою долю на рынке, в связи с чем необходимо активно проводитьрекламные мероприятия.
Список использованных источников
1. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие/ Подобщ. ред.Л. Л. Ермолович. — Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. — 576 с.
2. Антикризисное управление предприятием / В.П. Ельсуков, В.С. Каменков,Б.И. Конанов, А.И. Мирониченко. — Мн.: Аверсэв, 2003. — 574 с.
3. Герасимова В.Д. Анализ идиагностика производственной деятельности предприятий. Теория,методика, ситуации, задания. — М.: КноРус, 2007.
4. Гуськов С.В., Графова Г.Ф. Оценка эффективностипроизводственно-хозяйственной деятельностиорганизаций. — М.: Академия, 2007.
5. Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии: Учебноепособие. В 2-х частях. — Мн.: ООО «Новое знание», 2000. — 728 с.
6. Кивачук В.С. Оздоровление предприятия: экономический анализ. — Мн.:Амалфея, 2002. — 384 с.
7. Лысенко Д.В. Комплексныйэкономический анализ хозяйственной деятельности. — М.: Инфа-М,2007.
8. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для ВУЗов. — 3-е изд.,перераб. и доп. — М.: «Дашков и К», 2002. — 1012 с.
9. Романовский В.М. и др. Финансы предприятий — СПб.: Издательскийдом «Бизнес-пресса», 2000. — 528 с.
10. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия — Мн.:ООО «Новое знание», 2000. — 688 с.
11. Савицкая Г.В. Теорияанализа хозяйственной деятельности. — М.: Инфра-М, 2007.
12. Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учеб. — 10-е изд., испр. — М.:Новое знание, 2004. — 640 с.
13. Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализдеятельности предприятия. — М.: Инфра-М, 2007.
14. Суша Г.З. Экономика предприятия: Учеб. пособие. — М.: Новоезнание, 2003. — 384 с.
15. Финансы предприятий: Учебник / Л.Г. Колпина, Т.Н. Кондратьева,А.А. Лапко; Под ред.Л.Г. Колпиной. — 2-е изд., дораб. и доп. — Мн.: Выш. шк.,2004. — 336 с.
16. Хрипач В.Я. и др. Экономика предприятия. — Мн.: Экономпресс,2001. — 464 с.
17. Экономика предприятия: Учеб. пособие / В.П. Волков, А.И. Ильин,В.И. Станкевич и др. — 2-е изд., испр. — М.: Новое знание, 2004 — 672 с.