СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Понятие и показателиэкономической эффективности деятельности предприятия
2.Оценка обобщающихпоказателей деятельности ООО «Аврора-принт»
2.1Общая характеристикапредприятия
2.2Обобщающиепоказатели эффективности функционирования предприятия и их анализ
3.Основные направленияповышения экономической эффективности ООО «Аврора-принт»
Заключение
Список использованныхисточников
ВВЕДЕНИЕ
В рыночной практикехозяйствования встречаются самые различные формы проявления экономической эффективности.Технические и экономические аспекты эффективности характеризуют развитие основныхфакторов производства и результативность их использования. Социальная эффективностьотражает решение конкретных социальных задач. Обычно социальные результаты тесносвязаны с экономическими, поскольку основу всякого прогресса составляет развитиематериального производства. В условиях рынка каждое предприятие, будучи экономическисамостоятельным товаропроизводителем, вправе использовать любые оценки эффективностиразвития собственного производства в рамках установленных государством налоговыхотчислений и социальных ограничений.
Актуальность темы курсовой работы обуславливаеттот факт, что в условиях рыночной экономики от предприятий требуется повышения эффективностипроизводства, выпуска конкурентоспособной продукции на основе внедрения новейшихтехнологий, эффективных форм хозяйствования, преодоления бесхозяйственности активизациипредпринимательской деятельности и инициативы, достижения устойчивого финансовогоположения. Устойчивое финансовое положение предприятия не является подарком судьбыили счастливым случаем его истории, а результатом умело просчитанного управлениявсей совокупностью производственных хозяйственных факторов, определяющих результатыдеятельности предприятия.
Важную роль в определении результатовпроизводственно-финансовой деятельности предприятия отводится анализу хозяйственнойдеятельности.
С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываютсяпланы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляютсярезервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельностиподразделений и работников предприятия. Квалифицированные специалисты должны хорошознать не только общие закономерности и тенденции развития экономики Республики Беларусьв новых условиях рыночных отношений, но и тонко чувствовать проявления общих, специфическихи частных экономических законов в практике своего предприятия, своевременно реагироватьна все изменения.
В современных условиях существенно возросинтерес экономического процесса к объективной и достоверной информации о финансовомсостоянии и деловой активности предприятий. Все субъекты рыночных отношений – собственники(акционеры), инвесторы, банки, биржи, поставщики, покупатели, заказчики, страховыекомпании, рекламные агентства заинтересованы в однозначной оценке конкурентоспособностии надежности своих партнеров.
Объект исследования – ООО «Аврора-принт».
Предмет исследования – комплекс вопросовоценки и анализа эффективности работы предприятия.
Целью курсовой работы является разработканаправлений повышения экономической эффективности деятельности ООО «Аврора-принт».
Для достижения поставленнойцели в работе ставятся следующие задачи:
– раскрыть понятие экономической эффективностифункционирования предприятия;
–провести анализ обобщающих показателейэффективности функционирования ООО «Аврора-принт»;
–разработать направления повышения эффективностидеятельности ООО «Аврора-принт».
Теоретическая часть курсовой работы опираетсяна информацию литературных источников, раскрывающую вопросы эффективности функционированияпредприятия, среди авторов можно выделить А. И. Ильина, Г. З. Сушу, В. Я. Хрипачаи др. Аналитическая часть курсовой работы опирается на статистическую и бухгалтерскуюинформацию ООО «Аврора-принт».
1.ПОНЯТИЕ ИПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Термин «эффективность» универсален, егоприменяют во всех сферах человеческой деятельности: экономике, политике, науке,технике, культуре и т. д. В смысловом отношении эффективность связывается, во-первых,с результативностью работы или действия, а во-вторых, с экономичностью, то естьминимальным объемом затрат для выполнения данной работы или действия. Одна результативностьне в состоянии всесторонне характеризовать эффективность, поскольку может быть достигнутрезультат, но не лучший. Экономичность также не характеризует эффективность, посколькумогут быть минимальные затраты при невысоких результатах. Поэтому под эффективностьюпонимается уровень (степень) результативности работы или действия в сопоставлениис произведенными затратами [10, с. 352].
В экономической литературе встречаетсянесколько определений эффективности.
А.И. Ильин в учебном пособии по экономикепредприятия дал следующее определение: «Эффективность означает результативностьхозяйственной деятельности, соотношение между достигнутыми результатами и затратамиживого и овеществленного труда. Уровень эффективности характеризует уровень развитияпроизводительных сил и является важнейшим показателем развития экономики». На предприятиизатраты имеют форму авансируемого основного и оборотного каптала, а конечные результаты– форму прибыли. Таким образом, показатель эффективности дает представление о том,какой ценой предприятие получает прибыль [18, с. 638].
Совпадение с точкой зрения А.И. Ильинаимеет определение эффективности, приведенное в учебном пособии по экономике предприятияГ.З. Суши: «Эффективность предприятия означает его результативность и характеризуетсяотношением результата к затратам» [13, с. 132].
В.Я. Хрипач в учебном пособии по экономике предприятия определил эффективностьследующим образом: «Эффективность (от латинского слова «effectus» – исполнение, действие) означает результат, следствие каких-либопричин, действий. Эффективность предприятия можно определить как отношение результатовхозяйственной деятельности к затратам ресурсов, которые необходимы для осуществленияэтой деятельности» [14, с. 123].
Эффективность – это результативность реальногопроцесса деятельности. Она отражает уровень развития и степень использования ресурсов,текущих затрат и характеризуется успехами в достижении прибыли – конечного результатахозяйственно-финансовой деятельности.
Критерий – целевой показатель, по которомуможно судить о достижении определенного уровня эффективности. Для любой организациикритерием эффективности служит увеличение всего того, что представляет для негоценность в настоящем или будущем, то есть увеличение богатства. Критерию увеличениябогатства соответствует множество показателей, которые могут быть представлены соотношениемрезультата (эффекта) и затрат (ресурсов) хозяйственной деятельности [18, с. 639].
Предприятия всех отраслей национальнойэкономики должны обеспечивать достижение максимальных хозяйственных результатовпри оптимальном экономическом потенциале, относительном сокращении издержек производстваи обращения, высоком качестве работы. Эффективность необходимо изучать системно.В систему исследования следует включать показатели оценки рациональности использованиясредств на оплату труда и других расходов на содержание персонала предприятия, долгосрочных,нематериальных, текущих (оборотных) активов, производительности труда, фондоотдачу,рентабельность и др.
Классификацию форм проявления эффективностиможно провести по следующимпризнакам:
– по уровню рассмотрения (экономики вцелом, региональная, отраслевая, территориальных комплексов; хозрасчетная эффективность);
– по степени охвата результата: общая(социально-экономическая) эффективность; частная (социальная) эффективность [18,с. 640].
Экономический эффект – результат производительногоиспользования ресурсов, только эффективность определяется в одном случае ко всемпримененным в производстве ресурсам, в другом – к фактически затраченной их частии процессе производства за данный период [14, с. 127].
Важнейшие факторы, оказывающие влияниена повышение эффективности производства товаров и услуг, можно сгруппировать навнутренние, зависящие от деятельности персонала предприятия, и внешние, не зависящиеот работы предприятия.
Не зависят от предприятий правила экономическогоповедения, разрабатываемые органами власти, и показатели оценки эффективности функционированияпредприятия, принятые собственником имущества. Так, количество налогов, налоговаябаза и размер налогообложения устанавливаются законодательной и контролируются исполнительнойвластью. Широкий перечень налогов и завышенный уровень налогообложения, сложностьучета и расчета налогооблагаемой базы, частая смена нормативной информации затрудняютработу предприятий и являются неблагоприятными факторами для национальных и иностранныхинвесторов. Уменьшение налогового давления со стороны государства способствует расширениюпредпринимательства [10, с. 373].
Факторы повышения эффективности, зависящиеот персонала предприятия, включают:
– применение инноваций для развития предприятия;
– рациональное использование имущества;
– увеличение объема производства;
– стимулирование персонала [18, с. 658].
Все перечисленные и другие факторы повышенияэффективности предприятия реализуются персоналом. От четкой системы стимулированиявсех категорий работников за конечные результаты работы зависит успех предприятия.
Пути повышения эффективности производства– это комплекс конкретных мероприятий по росту эффективности производства в заданныхнаправлениях. Основные пути повышения эффективности производства следующие: снижениетрудоемкости и повышение производительности труда, снижение материалоемкости продукциии рациональное использование природных ресурсов, снижение фондоемкости продукциии активизация инвестиционной деятельности предприятий [13, с. 143].
Во всех случаях, когда повышение качествапродукции, внедрение новой техники, передового опыта, техническое перевооружениеи реконструкция, внедрение нового хозяйственного механизма оказывают влияние наконечные результаты работы предприятий, следует как при планировании, оценке и стимулированиидеятельности трудовых коллективов, так и при экономическом анализе полностью выявитьи учесть весь эффект, полученный за счет таких факторов.
Важнейшим предварительным условием созданияцелостного и эффективного хозяйственного механизма, адаптации предприятий к условиямрегулируемого рынка является дальнейшая разработка комплекса теоретических и методическихвопросов в планировании, учете, анализе и стимулировании экономической эффективностиобщественного производства [18, с. 650].
Экономическая эффективность предприятияозначает его результативность и характеризуется отношением результата к затратам.Результаты и затраты измеряются в натуральном, трудовом и стоимостном выражении.Результат проявляется в различных формах: создание конкурентоспособного образцапродукции, выручка от реализации увеличивающегося объема производства, количествоновых изделий. Натуральное воплощение результата не сопоставимо со стоимостнымизатратами. Как затраты, так и результаты для их сравнения необходимо представитьв денежной оценке [10, с. 363].
Производственная деятельность каждогопредприятия связана со стоимостными затратами. Одни затраты являются текущими иотражаются в себестоимости продукции (работ, услуг), другие – капитальными, увеличивающимистоимость имущества. Все виды затрат направлены на получение результата. Сопоставлениерезультата и затрат в стоимостном выражении дает представление об уровне экономическойэффективности.
Для расчета показателей экономическойэффективности целесообразно классифицировать затраты и результаты. Объектом капитальныхзатрат является предприятие в целом или какое-либо подразделение: цех, участок,технологическое оборудование. Затраты, вложенные в имущество, должны окупиться.Текущие затраты группируются по видам продукции (себестоимость одного или партииизделий), по предприятию и его подразделениям (себестоимость продукции цеха илипредприятия). Классификация результата в стоимостном выражении характеризуется выручкойот реализации, маржей или прибылью. Выручка от реализации подразделяется по номенклатурепродукции и подразделениям субъекта хозяйствования. Прибыль рассматривается какобобщающий показатель результата в целом по предприятию, подразделениям, товару,услуге [14, с. 129].
Каждое предприятие строит свою системупоказателей экономической эффективности исходя из понимания необходимости подобнойинформации и стимулов к повышению экономической эффективности.
С точки зрения экономической теории ипрактики выделяют частные и обобщающие показатели, а также критерий (мерило) экономическойэффективности предприятия.
Исходные позиции для формирования системыпоказателей экономической эффективности следующие:
– необходимо показать частные показателиэффективности текущих затрат по видам продукции;
– требуется рассчитать частные показателиэффективности капитальных затрат по производственным подразделениям;
– целесообразно выбрать обобщающие показателиэффективности текущих затрат по всей продукции и видам деятельности предприятия;
– следует сформировать обобщающие показателиэффективности использования всего имущества;
– необходимо обосновать выбор критерияили мерила экономической эффективности деятельности предприятия для краткосрочногои долгосрочного периодов [18, с. 649].
Модель расчета частных и обобщающих показателей,а также критерия экономической эффективности деятельности предприятия выглядит следующимобразом:
Экономическая эффективность = Результат/ Затраты(1.1)
или
Экономическая эффективность = Затраты/ Результат.(1.2)
Основным частным показателем являетсяпроизводительность труда, которая рассчитывается при делении выручки от реализациипродукции предприятия на среднегодовую численность персонала. Частные показателиэкономической эффективности текущих затрат рассчитываются путем деления прибылина себестоимость единицы продукции. Такие данные имеются в плановой и фактическойкалькуляции себестоимости и цены каждого изделия [13, с. 137].
Обобщающий показатель эффективности текущихзатрат рассчитывается аналогично, только по всей продукции за период (месяц, квартал,год) работы предприятия.
Предприятие получает прибыль (убытки)не только от основной продукции (услуги), но и от финансовых операций, прочей деятельности.Превышение текущих поступлений (объема продаж) над издержками дает представлениео балансовой прибыли и эффективности.
Частные показатели экономической эффективностикапитальных затрат рассчитываются по тем производственным подразделениям, где вбухгалтерском учете ведется счет прибылей, убытков и имущества. Основные показатели– рентабельность активов и капиталоотдача [14, с. 132].
Исходные данные для расчета рентабельностии деловой активности предприятия имеются в государственной статистической отчетности«Баланс предприятия» и «Отчет о прибыли и убытках».
Для количественной характеристики критерияэкономической эффективности из приведенных исходных данных следует выделить конечныйрезультат и основные (базовые) капитальные затраты. Балансовая прибыль – это обобщающий,но промежуточный результат. После уплаты налогов остается чистая прибыль, котораяпо существу является конечным результатом деятельности предприятия и свидетельствуето возрастании стоимости собственного капитала. Совокупные активы отражают стоимостьимущества, приобретенного за собственные и заемные средства. Базовой составляющейсовокупных активов является имущество, оплаченное собственником. Заемные средства,как правило, выдаются под гарантию собственных средств предприятия. Субъект хозяйствованияплатит за пользование необходимыми ресурсами соответствующий процент, который находитотражение в расчете балансовой прибыли [18, с. 650].
Исходя из логики рассуждения конечнымрезультатом деятельности предприятия в стоимостном выражении является чистая прибыль,а затратами – чистые активы, или собственный капитал. Чистые активы – это имущество,приобретенное за собственные средства. Критерием экономической эффективности предприятияза год является рентабельность собственного капитала.
Экономическая эффективность предприятияза год равна чистой прибыли деленной на собственный капитал. Этот показатель сравниваетсяс работой конкурентов за год. Поскольку предприятие функционирует много лет, необходимосчитать экономическую эффективность за долгосрочный период. Чистая прибыль являетсяисточником выплаты дохода собственникам имущества и финансирования развития. Частьприбыли, использованная на расширенное воспроизводство активов, увеличивает их стоимость.Собственный капитал увеличивается на эту же сумму. Накопление имущества по годампо отношению к собственному капиталу дает представление об уровне прироста чистыхактивов или стоимости предприятия [10, с. 366].
Критерием экономической эффективностипредприятия за долгосрочный период является рост стоимости собственного капитала.Динамика стоимости предприятия по годам его существования дает объективную характеристикуэкономической эффективности в сравнении с конкурентами. Если за этот период в государственаблюдалась большая инфляция, ее необходимо учесть и вывести из расчета экономическойэффективности для обеспечения сопоставимости с работой аналогичных предприятий вдругих странах.
Для оценки и анализа экономической эффективностипроизводства применяются дифференцированные и обобщающие показатели эффективности.Эффективность использования какого-либо одного вида затрат и ресурсов выражаетсяв системе дифференцированных показателей эффективности. К ним относятся: производительностьтруда или трудоемкость, материалоотдача или материалоемкость продукции, фондоотдачаили фондоемкость, капиталоотдача или капиталоемкость. Дифференцированные показателиэффективности рассчитываются как отношение выпуска продукции к отдельным видам затратили ресурсов или наоборот – затрат или ресурсов к выпуску продукции [2, с. 126].
Для оценки экономической эффективностив целом по республике, региону, предприятию применяются обобщающие (комплексные,интегральные) показатели эффективности. Эти показатели позволяют более полно и вовзаимосвязи учесть многие факторы и составляющие, которые оказывают влияние на уровеньи динамику эффективности. В основе формирования обобщающих показателей находятсядва условия: учет конечного, качественного результата и отражения совокупной величинызатрат и ресурсов (например, издержки производства и обращения, суммарная величинапроизводственных фондов). К основным обобщающим показателям экономической эффективностиотносятся следующие: национальный доход (НД), валовой национальный продукт (ВНП)на душу населения; производительность общественного труда, коэффициент общей эффективности,затраты на рубль товарной продукции, прибыль, рентабельность производства и рентабельностьпродукции [13, с. 139].
Комплексным, интегральным показателемэкономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятиявыступает рентабельность.
Рентабельность выражает абсолютный илиотносительный (в процентах) размер полученной прибыли на 1 рубль текущих затратили на 1 рубль используемых ресурсов (основных производственных фондов, оборотныхсредств, собственного и заемного капитала). Расчет выполняется по формуле:
Р= П / З ´ 100,(1.3)
где П – прибыль;
З – размер текущих затрат или используемыхресурсов [10, с. 369].
Различают, прежде всего, общую (совокупную)и расчетную рентабельность. Общая рентабельность определяется как отношение балансовой(валовой) прибыли к стоимости производственных ресурсов (основных производственныхфондов и нормируемых оборотных средств), расчетная рентабельность – как отношениечистой (расчетной) прибыли к сумме основных производственных фондов и нормируемыхоборотных средств. Кроме того, при планировании, оценке и анализе эффективностипроизводства рассчитывается рентабельность текущих затрат, рентабельность используемых(накопленных) производственных ресурсов, рентабельность капитальных вложений (инвестиций)[14, с. 140].
Рентабельность текущих затрат (Рз)включает такие показатели рентабельности, как: рентабельность реализованной продукции(оборота):
Рп = П / Ор ´ 100;(1.4)
рентабельность отдельного вида продукции:
Рв = П / С ´ 100,(1.5)
где П – прибыль от реализации, руб.;
Ор – объем реализованной продукции,руб.;
С – себестоимость отдельного вида продукции,руб.
Рентабельность производственных ресурсов(Рр) отражает эффективность использования имеющихся в распоряжении предприятияпроизводственных фондов, имущества, собственного и заемного капитала. Этот показательопределяется:
Рр = П / (ОПФ + НОС) ´ 100,(1.6)
где ОПФ – среднегодовая стоимость основныхпроизводственных фондов;
НОС – среднегодовые остатки нормируемыхоборотных средств.
Таким образом, проведенный в данной главеанализ показал, что в условиях инновационного развития рыночной экономики, возрастанияконкуренции на рынке товаров и услуг, важнейшей задачей является повышение эффективностииспользования имеющихся и нереализованных возможностей экономического потенциалакаждого предприятия. Экономический потенциал – это совокупность производственныхресурсов предприятий и максимально возможная способность их работников наиболееполно удовлетворять рос населения на товары и услуги при эффективном использованииимеющихся у них материальных, трудовых и финансовых ресурсов. В целом под эффективностьюпонимают получение наибольших результатов при тех же тратах или тех же результатовпри меньших затратах ресурсов. Эффективность, как экономическая категория, выражаетэкономические отношения по своду использования ресурсов для производства или реализацииопределенной массы стремительных стоимостей в целях удовлетворения личных и общественныхпотребностей и получения на этой основе прибыли, обеспечивающей нормальное функционированиепредприятия на рынке. Отсюда, измерение эффективности и управление ею на всех уровнях:макроуровне, мезоуровне и микроуровне являются настоятельной необходимостью.
2. ОЦЕНКА ОБОБЩАЮЩИХПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «АВРОРА-ПРИНТ»
2.1 Общая характеристикапредприятия
ООО «Аврора-принт» – это быстро развивающаясякомпания с опытом работы на рынке рекламы более 6 лет.
Полиграфическое предприятие «Аврора-принт»занимается производством рулонной самоклеящейся этикетки любой сложности. За пятьлет компания укрепилась на позиции одного из ведущих флексографических предприятийпо производству этикетки и упаковки. Увеличивая свои производственные мощности,последовательно реализуя стратегию развития, компания достигает высокого уровняпроизводства.
ООО «Аврора-принт» зарегистрировано вЕдином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателейза № 190598040.
Юридический адрес:
г. Минск, ул. Долгобродская, 17 – 4.
На сегодня предприятие располагает самымсовременным оборудованием, поэтому добивается наилучшего качества изготовления художественнойэтикетки любой сложности.
Полиграфия.
Отдел печати ООО «Аврора-принт» предоставляетширокий спектр печатных и послепечатных работ. Наличие собственного печатного оборудованияделает цены на печатную продукцию привлекательными и доступными для клиентов.
Отдел рекламы, который оказывает услугив размещении рекламы в СМИ Республики Беларусь и Российской Федерации. ООО «Аврора-принт»является официальными представителями таких известных российских изданий как «Оптовик»,«Товары и цены», «Промышленный оптовик», «Услуги и цены»и пр.
В ООО «Аврора-принт» рады предложить вниманиюклиентов нанесение информации о фирме на сувенирную продукцию (ручки, ежедневники,футболки, бейсболки, зажигалки, брелки, деловые аксессуары папки и портфели, нанесениефирменной символики), нанесение на любые поверхности, а также услуги по переплетениюброшюр дипломов, документов, отчетов, диссертаций. Высокое качество производимойпродукции, быстрые сроки изготовления.
ООО «Аврора-принт» предлагает клиентамэлементы наружной рекламы и аксессуары для торговли:
– световые короба;
– перекидные планшеты;
– планшеты выносные и стационарные;
– изделия из оргстекла.
Работа ООО «Аврора-принт» с клиентом строитсяпо принципу максимально полного удовлетворения его потребностей. Для этого за каждойгруппой клиентов закрепляется индивидуальный менеджер, который не только может оперативнорешить возникающие проблемы, но и владеет системой корпоративных предпочтений клиента,отслеживает качество выполняемых заказов, отвечает за ход взаимодействия с типографиейна каждом его этапе. За счет высокого качества обслуживания и понимания проблеми задач клиента ООО «Аврора-принт» стремится достичь высокого уровня доверия сосвоими партнерами. Достижение такого уровня доверия превращает расходы на оперативнуюполиграфию в выгодные инвестиции, развивающие бизнес клиентов.
Организационная структурауправления ООО «Аврора-принт»приведена на рисунке 2.1.
В целом структурауправления ООО «Аврора-принт» отвечает предъявляемым к ней требованиям с соблюдениемнорм управляемости, оптимального числа звеньев и уровней управления. Такая структурауправления предоставляет возможность руководителю эффективно осуществлять оперативноеи стратегическое руководство обществом.
На основании отчетов о прибылях и убытках(приложения А, Б) проведем анализ основных показателей деятельности ООО «Аврора-принт»за 2008-2009 гг. (таблица 2.1).
Таблица 2.1 –Основные показатели деятельности ООО «Аврора-принт» за 2008-2009 гг.Показатели
2008г.,
млн. руб.
2009г.,
млн. руб.
Отклонение
(+,-), млн. руб. Темп роста, % Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг 262 266 +4 101,5 Налоги, включаемые в выручку от реализации продукции, товаров, работ, услуг 43 43 - 100,0 Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг (за минусом налога НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей) 219 223 +4 101,8 Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг 119 127 +8 106,7 Расходы на реализацию 95 84 -11 88,4 Прибыль от реализации 5 12 +7 240,0 Прибыль от операционных доходов и расходов - - - - Прибыль от внереализационных доходов и расходов - - - - Прибыль 5 12 +7 240,0 Налоги, сборы и платежи из прибыли 2 8 +6 в 4 раза Прочие расходы и платежи из прибыли 3 2 -1 66,7 Чистая прибыль - 2 +2 -
По сравнению с 2008 г. в 2009 г. произошло увеличениевыручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг ООО «Аврора-принт» на 4 млн.руб. (или на 1,5 %), себестоимости реализованных товаров, работ, услуг увеличиласьна 8 млн. руб. или на 6,7 %. Прибыль от реализации ООО «Аврора-принт» увеличиласьпо сравнению с 2008 г. на 7 млн. руб. или на 140,0 %. Прибыли от операционных ивнереализационных доходов и расходов за анализируемые периоды ООО «Аврора-принт»не имело.
Подводя итог в целом, следует отметить, что результатамифинансовой деятельности ООО «Аврора-принт» за 2008-2009 гг. является прибыль, посравнению с 2008 г. она увеличилась на 7 млн. руб. или в 2,4 раза. Налоги и сборы,производимые из прибыли увеличились на 6 млн. руб., а прочие расходы и платежи изприбыли снизились на 1 млн. руб., чистая прибыль увеличилась на 2 млн. руб. по сравнениюс аналогичным периодом прошлого года.
Современный бизнес мобилен и динамичен.Понимая это, в ООО «Аврора-принт» постарались организовать обслуживание клиентовтак, чтобы количество визитов в офис для клиентов было минимальным. При необходимостисделать заказ можно через Интернет, а тираж получить там, где необходимо клиентам– его доставит для клиентов отдел доставки.
Преимущества ООО «Аврора-принт»:
– современное производство, оснащенноевысокотехнологичным оборудованием компании Xerox (серия печатных машин Now!Press,процессор Creo CXP6000 – эти названия уже стали в полиграфии признанными стандартамивысочайшего качества цветопередачи);
– высококлассные специалисты, осуществляющиеподготовку заказа к печати (макет клиента в случае необходимости будет доработанпрямо на месте, и, получив пробный оттиск, клиент сможет сразу разместить заказ)и осуществляющие размещение рекламной информации;
– отлаженный бизнес-процесс, обеспечивающийнастоящую оперативность;
– широкий спектр оборудования для послепечатнойобработки, позволяющий получить самую разнообразную конечную продукцию (визитки,персональные и номерные бэджи, приглашения, флаеры, прайс-листы, меню, пропуска,открытки, пригласительные билеты, каталоги, инструкции, листовки, буклеты, проспекты,календари, плакаты, сигнальные экземпляры и макеты книг и журналов, доклады, отчеты,бюллетени и т.п.);
– удобное место расположения (ул. Долгобродская,17-4);
– возможность размещения заказа черезИнтернет;
– доставка по Минску печатной продукциинезависимо от объема заказа.
2.2Обобщающиепоказатели эффективности функционирования предприятия и их анализ
Проведем анализ структуры себестоимостипродукции ООО «Аврора-принт» и определим удельный вес затрат на качество продукциив общей структуре себестоимости. Данные для анализа приведены в таблице 2.2. Фактическая структура затрат на производствопродукции ООО «Аврора-принт» за 2008-2009 гг. приведена на рисунках 2.2 – 2.3.
Таблица 2.2 –Анализ себестоимости продукции ООО «Аврора-принт» за 2008-2009 гг.Элемент затрат 2008 год 2009 год Отклонение сумма, млн. руб. удельный вес, % сумма, млн. руб. удельный вес, % абсолютное, млн. руб. % 1 2 3 4 5 6 7 Материальные затраты 75,95 63,82 90,04 70,9 +14,09 +7,08 – сырье и материалы 51,07 42,92 64,26 50,6 +13,19 +7,68 – вспомогательные материалы и услуги 13,69 11,5 16,38 12,9 +2,69 +1,4 – топливо 2,86 2,4 3,3 2,6 +0,44 +0,2 – электроэнергия 6,78 5,7 5,46 4,3 -1,32 -1,4 – прочие материальные затраты 1,55 1,3 0,64 0,5 -0,91 -0,8 1 2 3 4 5 6 7
Расходы на оплату труда 19,46 16,35 19,1 15,04 -0,36 -1,31
Отчисления от средств на оплату труда 6,82 5,73 6,68 5,26 -0,14 -0,47
Амортизация 3,33 2,8 4,45 3,5 +1,12 +0,7
Потери от брака 0,83 0,7 0,51 0,4 -0,32 -0,3
Прочие затраты 12,61 10,6 6,22 4,9 -6,39 -5,7
Итого: 119 100 127 100 +8 -
/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Проведенный анализ затрат на производствопродукции ООО «Аврора-принт» за 2008-2009 гг. показал, что в структуре затрат произошлоувеличение затрат на сырье и материалы на 13,19 млн. руб. (или на 7,68 % в общейструктуре затрат), на вспомогательные материалы и услуги – на 2,69 млн. руб. илина 1,4 % в общей структуре затрат. Это связано с тем, что в 2009 г. в полиграфическомпроизводстве в ООО «Аврора-принт» внедрены новые основные и вспомогательные материалы:клеевая нить, лента клеевая шириной 75 мм, что привело к увеличению материальныхзатрат.
Также в2009 г. по сравнению с 2008 г. следует отметить снижение затрат на электроэнергиюна 1,32 млн. руб. (или на 1,4 % в общей структуре затрат). Сокращение потребленияэлектроэнергии за 2009 г. было достигнуто за счет: замены светильников с лампаминакаливания на светильники с люминесцентными лампами (экономия в размере 6 кВт/ч);сокращения освещения подсобных помещений на 15 % (экономия 2 кВт/ч).
Снижение в структуре себестоимости предприятияв 2009 г. по сравнению с 2008 г. расходов на оплату труда составило 0,36 млн. руб.,соответственно, снизились и отчисления на социальные нужды – на 0,14 млн. руб. В2009 г. в ООО «Аврора-принт» в полиграфическом производстве были внедрены новыетехнологии с применением более совершенного оборудования и частичной заменой старого,модернизация оборудования привела к увеличению амортизационных отчислений на 1,12млн. руб.
Модернизация оборудования для полиграфии,внедрение новых технологий, и как следствие рост затрат на данные статьи расходов,привели к тому, что в 2009 г. в ООО «Аврора-принт» потери от брака сократились на0,32 млн. руб. по сравнению с 2008 г., а это свидетельствует об улучшении качестваполиграфических услуг, оказываемых ООО «Аврора-принт».
Для оценки эффективности деятельностиООО «Аврора-принт» проведем расчет следующих показателей рентабельности.
1) рентабельность оборота (продаж):
2008 г.:
/>
2009 г.:
/>
2) рентабельность текущих затрат:
2008 г.
/>
2009 г.:
/>
3) рентабельность совокупных активов:
2008 г.:
/>
2009 г.:
/>
4) рентабельность оборотных средств:
На 01.01.2009 г.:
/>
На 01.01.2010 г.:
/>
5) рентабельность основных средств:
На 01.01.2009 г.:
/>
На 01.01.2010 г.:
/>
6) рентабельность фондов (основных и оборотных):
На 01.01.2009 г.:
/>
На 01.01.2010 г.:
/>
7) рентабельность средств на оплатутруда:
2008 г.:
/>
2009 г.:
/>
8) рентабельность совокупных ресурсов:
На 01.01.2009 г.:
/>
На 01.01.2010 г.:
/>
9) рентабельность собственного капитала:
На 01.01.2009 г.:
/>
На 01.01.2010 г.:
/>
10) рентабельность привлеченного капитала:
На 01.01.2009 г.:
/>
На 01.01.2010 г.:
/>
Динамика показателей рентабельности ООО«Аврора-принт» на основании проведенных расчетов за 2008-2009 гг. приведена в таблице2.3.
Таблица 2.3 –Динамика рентабельности ООО«Аврора-принт» за 2008-2009 гг.Показатель 2008 год 2009 год Отклонение (+,-) Рентабельность оборота, % 1,91 4,51 +2,6 Рентабельность текущих затрат, % 4,2 9,45 +5,25 Рентабельность совокупных активов, % 21,74 26,09 +4,35 Рентабельность оборотных средств, % 31,25 30,0 -1,25 Рентабельность основных средств, % 71,43 240,0 +168,57 Рентабельность фондов, % 21,74 26,67 +4,93 Рентабельность средств на оплату труда, % 2,05 3,92 +1,87 Рентабельность совокупных ресурсов, % 1,87 3,42 +1,55 Рентабельность собственного капитала, % 16,67 +16,67 Рентабельность привлеченного капитала, % 55,56 35,29 -20,27
Поскольку в 2009 г. по сравнению с 2008г. многие из рассчитанных показателей рентабельности деятельности ООО «Аврора-принт»имеют тенденцию роста, это говорит об улучшении деятельности организации.
Темпы роста прибыли от реализации вышетемпов роста выручки, это привело к увеличению рентабельности оборота (продаж) на2,6 %. Эффективность использования затрат по организации имеет тенденцию увеличения– с 4,2 до 9,45 %, то есть с каждого рубля затрат организация получила 0,0945 руб.в 2009 г. по сравнению с 0,042 руб. в 2008 г.
Рентабельность совокупных активов увеличиласьна 4,35 %, это говорит об улучшении использования средств ООО «Аврора-принт» в 2009г. по сравнению с 2008 г. Рентабельность оборотных средств снизилась на 1,25 %.Поскольку темп роста прибыли за 2009 г. по сравнению с 2008 г. выше темпов ростасреднегодовой стоимости основных средств (основного капитала), то следует отметить,что рентабельность основных фондов увеличилась на 168,57 %, рентабельность фондов(основных и оборотных) увеличилась на 4,93 %.
Темп роста прибыли ООО «Аврора-принт»выше темпа роста фонда заработной платы, это привело к увеличению рентабельностисредств на оплату труда на 1,87 %. Рентабельность совокупных ресурсов увеличиласьна 1,55 %, это свидетельствует об улучшении использования средств ООО «Аврора-принт».Рост прибыли ООО «Аврора-принт» привел к увеличению рентабельность собственногокапитала на 16,67 %, рентабельность привлеченного капитала снизилась на 20,27 %.
3. ОСНОВНЫЕНАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ООО «АВРОРА-ПРИНТ»
В ООО«Аврора-принт» поиск резервов повышения экономической эффективности ведетсяза счет: снижения затрат на производство и реализацию продукции и возможного ростаобъема реализации продукции.
В настоящее время одним из наиболее важныхмероприятий по увеличению суммы прибыли является сокращение расходов по статье «Расходына топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд». В этих целях внедрениеи применение энергосберегающего оборудования, а также рациональное использованиетопливно-энергетических ресурсов является весьма актуальным мероприятием.
Рассмотрим и проведем технико-экономическоеобоснование внедрения энергосберегающих светильников.
Экономический эффект от применения энергоэкономичныхосветительных приборов достигается за счет повышения излучающей способности лампс использованием более высокой частоты колебания электрического тока и снижениеза счет этого мощности ламп при сохранении освещенности.
Расчет проведем для 60 штук энергосберегающихсветильников.
Определим потребляемое количество электроэнергиипри работе освещения обычных ламп накаливания:
/>,(3.1)
где n1 – количество осветительныхприборов, штук;
N1 – мощность ламп, Вт;
T1 – число часов работы в году,часов.
Э1 = 180 × 0,06 ×2880 = 31104 кВтч.
Определим потребляемое количество электроэнергиипри работе освещения энергосберегающих светильников ЛПО 12-2×36.
Э2 = 180 × 0,03 ×2880 = 15552 кВтч.
Экономия электроэнергии составит:
ΔЭ = 31104 кВтч – 15552 кВтч = 15552кВтч
или
ΔЭ = 15552 кВтч × 84 руб. /кВтч = 1306368 руб.
Таким образом, можно сделать вывод, чтоза счет применения энергоэкономичных осветительных прибором можно снизить расходына топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд на 1306368 руб.
Проведем технико-экономическое обоснованиеустановки регулятора расхода тепловой энергии в ООО «Аврора-принт».
Экономический эффект от внедрения регуляторарасхода тепловой энергии имеет следующие составляющие:
1) поддержание комфортной температурывоздуха в помещениях путем соблюдения заданного графика зависимости температурытеплоносителя от температуры наружного воздуха;
2) ликвидации весенне-осенних перетоповздания;
3) автоматическое снижение потреблениятепловой энергии в нерабочее время, праздничные и выходные дни;
4) поддержание требуемой температуры горячейводы в системе ГВС;
5) автоматическое снижение температурыгорячей воды в ночное время, праздничные и выходные дни вплоть до полной остановкии системы ГВС;
6) ограничение температуры теплоносителя,возвращаемого в тепловую сеть.
Экономия тепловой энергии за счет поддержаниякомфортной температуры в помещениях путем соблюдения заданного графика зависимоститемпературы теплоносителя от температуры наружного воздуха составляет 2 % от годовогорасхода теплоты на отопление. Экономия тепловой энергии за счет ликвидации весенне-осеннихперетопов зданий составляет 12 % от годового расхода теплоты. Экономия тепловойэнергии за счет автоматического снижения потребления тепловой энергии в нерабочеевремя, праздничные и выходные дни составляет 23 % от годового расхода теплоты.
Годовой расход теплоэнергии на отоплениеООО «Аврора-принт» составляет 145 Гкал. Экономия тепловой энергии составляет 53,65Гкал
(145 × (2 + 12 + 23) / 100).
Таким образом, использование автоматическихтепловых регуляторов позволит сэкономить 53,65 Гкал или 9,43 т.у.т. теплоэнергии.
Экономия топлива составит:
ΔЭ = 9,43 × 145 × 2160= 2953476 руб.
Общий экономический эффект энергосбережениясоставит 4259844 руб. (1306368 руб. + 2953476 руб.).
Важным путем снижения себестоимости продукцииявляется также внедрение высоконадежных систем автоматизации на базе систем ЧПУдля многофункциональных станков и гибких производственных модулей. При автоматизациипроцессов производства необходимо должное внимание уделять автоматическим средствамтехнического диагностирования оборудования, позволяющим повысить уровень их использования,а также средствам неразрушающего контроля (ультразвуковой, лазерный), позволяющимснизить производственный брак продукции и уменьшить численность работников аппарататехнического контроля.
В конструировании и технологии полиграфиинеобходимо расширять модульный принцип конструирования на основе единой унифицированнойсистемы изделий электронной техники; использовать материалы с заранее заданнымисвойствами, синтетических, композиционных и сверхчистых; улучшать показатели технологичностиконструкций – ограничение номенклатуры составных частей и применяемых материалов,преемственность освоенных в производстве конструктивных решений. Так, например,в ООО «Аврора-принт» имеются станки сЧПУ, их ремонт осуществляется за счет привлечения мастеров со сторонних организаций.
Расчет экономии ООО «Аврора-принт» от внедрения данных мероприятийприведен в таблице 3.1.
Таблица 3.1 –Расчет экономии за счет ремонта станков с ЧПУ своими силамиНаименование мероприятия Расчет Экономия, тыс. руб. ремонт станков с ЧПУ своими силами
По данным за 2009 г. ремонт станка с ЧПУ по договорам со сторонними организациями составил 2900 тыс. руб.
На предприятии имеется 3 станка с ЧПУ
(2900 × 3 = 8700 тыс. руб.)
Собственные затраты по ремонту станка составят:
1. ЗП рабочего за год:
481,5 × 12 = 5778 тыс. руб.
2. Запасные части 800 тыс. руб.
3. Закупка испытательного стенда 750 тыс. руб.
Итого: 7328 тыс. руб.
Экономия составит:
8700 – 7328 = 1372 тыс. руб. 1372
Таким образом, экономии за счет ремонтастанков с ЧПУ своими силами составит 1372 тыс. руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате анализа теоретических аспектовэффективности работы предприятия, проведенных исследований, изучения условий, прикоторых работает ООО «Аврора-принт» можно сделать следующие выводы:
В смысловом отношении эффективность связывается,во-первых, с результативностью работы или действия, а во-вторых, с экономичностью,то есть минимальным объемом затрат для выполнения данной работы или действия. Однарезультативность не в состоянии всесторонне характеризовать эффективность, посколькуможет быть достигнут результат, но не лучший. Экономичность также не характеризуетэффективность, поскольку могут быть минимальные затраты при невысоких результатах.Поэтому под эффективностью понимается уровень (степень) результативности работыили действия в сопоставлении с произведенными затратами.
Успех предприятия во многом зависит отего способности генерировать денежные средства для обеспечения своей деятельности.Самая важная задача руководителя – это планирование положительных потоков денежныхсредств от основной деятельности и поиск наиболее выгодных источников финансирования.В рыночных условиях управление денежными средствами становится наиболее актуальнойпроблемой управления всем предприятием, потому что именно здесь сосредоточены основныепути получения положительных финансовых результатов.
Практическая часть курсовой работы выполненана материалах ООО «Аврора-принт», основным видом деятельности которого являетсяоказание полиграфических и рекламных услуг.
На основе проведенного анализа финансово-экономическихпоказателей ООО «Аврора-принт» за 2008-2009 гг., можно сделать вывод, что результативностьработы предприятия повысилась, о чем свидетельствуют увеличение в 2009 г. по сравнениюс 2008 г. прибыли от реализации, общей суммы прибыли и чистой прибыли предприятия.
Проведенный анализ затрат на производствопродукции ООО «Аврора-принт» за 2008-2009 гг. показал, что в структуре затрат произошлоувеличение затрат на сырье и материалы на 13,19 млн. руб. (или на 7,68 % в общейструктуре затрат), на вспомогательные материалы и услуги – на 2,69 млн. руб. илина 1,4 % в общей структуре затрат. Модернизация оборудования для полиграфии, внедрениеновых технологий, и как следствие рост затрат на данные статьи расходов, привелик тому, что в 2009 г. в ООО «Аврора-принт» потери от брака сократились на 0,32 млн.руб. по сравнению с 2008 г., а это свидетельствует об улучшении качества полиграфическихуслуг, оказываемых ООО «Аврора-принт».
Поскольку в 2009 г. по сравнению с 2008г. многие из рассчитанных показателей рентабельности деятельности ООО «Аврора-принт»имеют тенденцию роста, это говорит об улучшении деятельности организации.
Направления повышения эффективности производственнойдеятельности ООО «Аврора-принт» являются:
– за счет применения энергоэкономичныхосветительных прибором можно снизить расходы на топливо, газ и электроэнергию дляпроизводственных нужд на 1306368 руб. использование автоматических тепловых регуляторовпозволит сэкономить 53,65 Гкал или 9,43 т.у.т. теплоэнергии. Экономия топлива составит2953476 руб. Общий экономический эффект энергосбережения составит 4259844 руб.
– важным путем снижения себестоимостипродукции является также внедрение высоконадежных систем автоматизации. Экономииза счет ремонта станков с ЧПУ своими силами составит 1372 тыс. руб.
Таким образом, цель курсовой работы достигнута,поставленные задачи выполнены.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Анализ хозяйственнойдеятельности предприятия: Учеб. пособие / Под общ. ред. Л. Л. Ермолович. – Мн.:Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. – 576 с.
2.Бабук И. М.Экономика предприятия: учеб. пособие для студентов технических специальностей /И.М. Бабук. – Мн.: «ИВЦ Минфина», 2006. – 327 с.
3.Головачев А.С. Экономика предприятия. В 2 ч. Ч. 2: учеб. пособие / А. С. Головачев. – Мн.: Выш.шк., 2008. – 464 с.
4.Грибов В. Д.Экономика предприятия / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов. – М.: Финансы и статистика,2004. – 336 с.
5.Кивачук В. С.Оздоровление предприятия: экономический анализ. – Мн.: Амалфея, 2002. – 384 с.
6.Королько А. А. Современнаяэкономика предприятия: Учебно-методическое пособие. – Мн.: ЗАО «Веды», 2003. – 527с.
7.Лобан Л. А. Экономикапредприятия: Учеб. пособ. – Мн.: Веды, 2003. – 280 с.
8.Раицкий К. А. Экономикапредприятия: Учебник для ВУЗов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2002.– 1012 с.
9.Савицкая Г. В. Анализэффективности деятельности предприятия: методологические аспекты. 2-е изд., испр./ Г.В. Савицкая. – М.: Новое знание, 2004. – 160 с.
10.Савицкая Г. В. Экономическийанализ: Учеб. – 10-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2004. – 640 с.
11.Семенова В. М. Экономикапредприятия: Учеб. для вузов / В. М. Семенова. – СПб.: Питер, 2005. – 383 с.
12.Сергеев И. В. Экономикапредприятия: / И. В. Сергеев. Учеб. пособие 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансыи статистика, 2000. – 304 с.
13.Суша Г. З. Экономикапредприятия: Учеб. пособие. – М.: Новое знание, 2003. – 384 с.
14.Хрипач В. Я. и др.Экономика предприятия. – Мн.: Экономпресс, 2001. – 464 с.
15.Чуев И.Н., ЧечевицинаЛ.Н. Экономика предприятия. – М.: Дашков и К, 2004. – 416 с.
16.Шидловская М. С.Финансовый контроль и аудит: Учеб. пособие – Мн.: Вышэйшая школа, 2001. – 495 с.
17.Экономика предприятия:Учеб. пособие / В. П. Волков, А. И. Ильин, В. И. Станкевич и др. – 2-е изд., испр.– М.: Новое знание, 2004. – 672 с.
18.Экономика предприятия:учеб. пособие/ Э. В. Крум и др.; под общ. ред. Э.В. Крум, Т.В. Елецких. – Мн.: Выш.шк., 2006. – 318 с.