--PAGE_BREAK--
1.5.
Финансирование здравоохранения и физической культуры
Здравоохранение – система мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека. В России по Конституции РФ (ст.41) каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.
Кроме этого в России финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется развитие физической культуры и спорта.
Бюджетные расходы на содержание учреждений здравоохранения РФ характеризуются данными, приведенными в табл. 4.
Таблица 4
Расходы бюджета на здравоохранение и физическую культуру
Показатели расходов
По консолидированному бюджету
По федеральному бюджету РФ
2003г.
2003г.
2006г.
млрд.
руб.
%
к ВВП
млрд.
руб.
млрд.
руб.
%
к ВВП
Здравоохранение и физическая культура
297,2
2,3
39,3
149,1
0,6
Затраты общества на развитие здравоохранения имеют не только социальное, но и экономическое значение. Эффективность здравоохранения как отрасли сферы обслуживания заключается в том, что, оберегая и восстанавливая здоровье человека – главной составной части общества, оно тем самым способствует снижению заболеваемости, росту производительности труда, продлению трудоспособного периода трудящихся. Всё это в свою очередь содействует росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа.
Потери от заболеваний и преждевременной смертности в стране составляют примерно 15% ВВП. Снижение уровня смертности и инвалидности содействует росту национального дохода. В этом выражается важнейший вклад здравоохранения в экономику.
Основными факторами повышения социально-экономических результатов от здравоохранения являются строительство новых и расширение действующих учреждений здравоохранения и улучшение медицинского обслуживания.
К началу 90-х годов расходы на здравоохранение составляли примерно 3% ВВП. В развитых странах они достигали 8-9%. Большое социальное и экономическое значение здравоохранения, не удовлетворенная потребность в медицинском обслуживании населения предопределяли необходимость его дальнейшего развития, однако необходимого объема финансовых ресурсов для развития здравоохранения постоянно не хватало. Одной из основных причин этого было то, что здравоохранение как и другие отрасли социального обслуживания относились к непроизводственной сфере, которая финансировалась по остаточному принципу, т.е. сначала удовлетворялись финансовые потребности предприятий сферы материального производства, а остаток средств направлялся на социально-культурные мероприятия, в том числе и на здравоохранение.
Переход на рыночные отношения в начале 90-х годов отразился на здравоохранении. Экономический кризис привел к ещё большему недофинансированию отрасли. В 1992г. на здравоохранение было выделено 40% средств от фактической потребности.
В современном мире финансирование здравоохранения осуществляется за счет бюджетных средств, средств работодателей, средств населения. Доля каждого из них в общем объеме средств, выделяемых на здравоохранение, предопределила три модели финансирования данной отрасли.
Бюджетно-страховая модель – здравоохранение финансируется из целевых взносов работодателей, работников и бюджетных средств. Это наиболее распространенная модель (Германия, Франция, Австрия, Швейцария и др.).
Бюджетная модель – осуществляется главным образом за счет бюджетных средств (Великобритания, Дания, Норвегия, Финляндия и др.).
Предпринимательская модель – финансовое обеспечение осуществляется за счет продаж населению медицинскими учреждениями медицинских услуг и за счет средств фондов добровольного медицинского страхования (США).
По разделу бюджетной классификации «Здравоохранение и спорт» в 2007г финансировались 33 федеральных органа исполнительной власти и иных субъектов бюджетного планирования. Наиболее крупными получателями бюджетных средств по этому разделу являются Росздрав (его расходы увеличились по сравнению с 2006г в 5,5 раз), Минобороны России, Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России (рост в 1,8 раз), Роспотребнадзор, Федеральное медико-биологическое агентство, РАМН, МВЛ России, Росспорт, Управление делами Президента РФ.
В программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) отмечается, что имеющиеся в системе здравоохранения ресурсы используются неэффективно.
Целью реформы здравоохранения является повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. С этой целью предусматривается:
- законодательное закрепление государственных гарантий оказания медицинской помощи населению;
- гарантируемые объемы медицинской помощи уточняются на основе стандартизации медицинских технологий, содержащих профилактику заболеваний.
Распределение расходов по разделу «Здравоохранение и спорт» в федеральном бюджете 2006 и 2007 годов приведены в табл.9 (см. прил.).
1.6.
Финансирование отраслей культуры, искусства, кинематографии и средств массовой информации
Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура включает в себя результаты познания произведений искусства, нормы морали и права. Функции культуры в современных условиях состоят в обогащении человека духовными и научными ценностями.
С культурой тесно связано искусство и кинематография.
Искусство — художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, а также живопись.
Живопись – важное средство художественного отражении и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей.
В литературе последних лет искусство рассматривается как форма общественного сознания, освоения мира, как органическое единство созидания, познания, оценки и человеческого общения, как высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.
Кинематография- отрасль культуры и промышленности, осуществляющая производство фильмов и показ их зрителю, один из массовых видов искусства, важное средство политической и научной пропаганды. Правовой базой поддержки кинематографии является Федеральный закон от 22 августа 1996г. №126-ФЗ « О государственной поддержке кинематографии РФ».
Средства массовой информации - систематическое распространение сообщений через печать, радио, телевидение, кино с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания воздействия на оценки, мнения и поведение людей, распространение культуры, рекламы.
Бюджетные расходы РФ на культуру, искусство и кинематографию представлены в таб.10(см. прил.).
В России в соответствии с Законом РФ от 9 октября 1992г. «Основы законодательства РФ о культуре» объем средств, направляемых на культуру, должен быть не менее 2% расходов федерального бюджета и 6% территориальных бюджетов.
Главным источником финансирования учреждений культуры и искусства являются территориальные бюджеты. Их доля в консолидированном бюджете России превышает 77%. При этом доля местных бюджетов составляет 45%, а региональных – 32%.
Особенностью финансирования объектов культуры является то, что часть из них имеет возможность получения внебюджетных доходов, поступающих в результате их коммерческой деятельности. В первую очередь это относится к зрелищным учреждениям (театрам, циркам, концертным залам, дворцам культуры и др.). Поэтому в этой области имеет место сочетание бюджетного финансирования с результатами хозрасчетной деятельности.
Тем не менее, в большинстве случаев бюджетные ассигнования преобладают. Если бюджетное финансирование музеев, библиотек, дворцов культуры осуществляется по полному перечню статей расходов (зарплата с начислениями, хозяйственные расходы, ремонт и т.д.), то для театров, концертных организаций, цирков, организаций кинематографии бюджетные ассигнования выделяются главным образом в виде субсидий и средств на капитальный ремонт.
Расходы на культуру, кинематографию и СМИ за 2007г. составили 65,11 млрд. руб., что в 1,3 раза больше показателей за 2006г.
Значительный объем средств направляется на реализацию федеральных целевых программ: «Культура России»(2006-2010годы)»; «Социальное развитие села до 2010г.»; «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года»; «Жилище» на 2002-2010годы; «Дети России» на 2007-2010 годы и др.
На телевидение и радиовещание в 2007 г. федеральный бюджет выделил 20,69 млрд.руб.( 0,07ВВП), на периодическую печать и издательства -745 млн.руб. К сравнению, в 2006г. на телевидение и радиовещание выделялось 12,62 млрд. руб. (0,05 ВВП), на периодическую печать и издательства -715,7млн.руб.
В федеральном бюджете 2007г. расходы Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечати) на мероприятия в сфере СМИ составили 18,21 млрд. руб., в том числе были предусмотрены дополнительные ассигнования:
- на распространение телепрограмм каналов ВГТРК и расширение зоны охвата ГТРК «Культура» — в сумме 500,0 млн. руб.;
- на увеличение тарифов по распространению телерадиопрограмм – в сумме 1,05 млрд. руб.;
- на оплату услуг предприятий связи в результате совершенствования технической базы – в сумме 500,0 млн.руб.;
- на государственную поддержку РИА «Новости» — в сумме 100,1 млн.руб.;
- на государственную поддержку ОАО «Первый канал» и ОАО « НТВ» по распространению и трансляции их программ в населенных пунктах с численностью населения менее 200 тыс. человек – в сумме 972,0 млн. руб.;
- на государственную поддержку АНО « ТВ-Новости» - 2,4 млрд. руб.;
2.
Глава
II
Приложения №46 и № 56 к Федеральному Закону «О Федеральном Бюджете на 2007 год»:
Расходы на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы 2007год
Наименование
Целевые статьи
Разделы
Подразделения
Виды
расходов
Сумм на год
(тыс. руб.)
Образование
15 733 832,7
Дошкольное образование
07
01
120 000,0
Общее образование
07
02
538 680, 0
Начальное профессиональное
07
03
40 000,0
Среднее профессиональное
07
04
584 919,0
Переподготовка и повышение квалификации
07
05
33 975,0
Высшее профессиональное
07
06
14 178 258,7
Другие вопросы в области образования
07
09
238 000,0
Культура, кинематография и СМИ
11 794 817,7
Культура
08
01
9 980 967,9
Кинематография
08
02
128 600,0
Телевидение и радиовещание
08
03
1 640 749,8
Другие вопросы в области культуры, кинематографии и СМИ
08
06
44 500,0
Здравоохранение и спорт
37 552 137,9
Здравоохранение
09
01
33 755 841,9
Спорт и физическая культура
09
02
Другие вопросы в области здравоохранения и спорта
09
04
Федеральная целевая программа
«Культура России (2006-2010 годы)»
12 394 000,0
Образование
1000200
07
195 000,0
Высшее профессиональное образование
1000200
07
06
195 000,0
Строительство объектов для нужд отрасли
1000200
07
06
213
195 000,0
Культура, кинематография и СМИ
1000200
08
11 789 000,0
Культура
1000200
08
01
10 129 200,0
Поддержка сохранения и пополнения Архивного фонда России
1000200
08
01
210
95 000,0
Строительство объектов для нужд отрасли
1000200
08
01
213
8 594 300,0
Государственная поддержка в сфере культуры, кинематографии и СМИ
1000200
08
01
453
1 439 900,0
Кинематография
1000200
08
02
1 175 700,0
Строительство объектов для нужд отрасли
1000200
08
02
213
128 600,0
Государственная поддержка в сфере культуры, кинематографии и СМИ
1000200
08
02
453
1 047 100,0
Телевидение и радиовещание
1000200
08
03
257 100,0
Периодическая печать и издательства
1000200
08
04
174 000,0
Государственная поддержка в сфере культуры, кинематографии и СМИ
1000200
08
04
453
174 000,0
Прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии и СМИ
1000200
08
05
53 000,0
Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам
1000200
08
05
196
53 000,0
Межбюджетные трансферты
1000200
11
410 000,0
Другие межбюджетные трансферты
1000200
11
03
410 000,0
Строительство объектов для нужд отрасли
1000200
11
03
213
410 000,0
продолжение
--PAGE_BREAK--