--PAGE_BREAK--
Согласно данным таблицы 1, можно сделать вывод, что темы увеличения внешнеторгового оборота России стали снижаться с 2005 г. в свою очередь сальдо торгового баланса остаётся положительным на протяжении 5 лет.
Серьезным препятствием созданию конкурентоспособных отраслей обрабатывающей промышленности стала длительная оторванность экономики СССР от внешнего рынка и ее закрытость. Крайне высокий уровень милитаризации экономики при относительно скудных финансовых ресурсах, присел к техническому отставанию гражданских отраслей промышленности.
В середине 90-х годов доля России в мировой торговле составляла около 1,5%. Как выразился один западный экономист, «если Россия исчезнет с мирового рынка, никто не заметит». Конечно, это явное преувеличение, выдача желаемого за действительное. Вместе с тем, это определенное отражение положения России в мировой торговле.
Современная структура внешней торговли России в полной мере отражает характер ее участия в международном разделении труда. Она складывается преимущественно из топливно-сырьевой международной специализации российской экономики и одновременно низкого международного значения продукции ее машиностроения, легкой и пищевой промышленности и сельскохозяйственного сырья. Поэтому товарная структура российского экспорта имеет ярко выраженную топливно-сырьевую направленность — ведущую роль играет вывоз сырой нефти, нефтепродуктов и природного газа, черных и цветных металлов, продукции химической индустрии, леса и лесоматериалов при незначительной роли в вывозе машин и оборудования, продовольственных товаров и пр. (табл.2)[2]
Таблица 2
Структура экспорта
Наименование
Объём
$млрд
Доля
Годовой прирост
Нефть сырая
151,67
32,40%
32,87%
Газ природный
66,4
14,19%
55,30%
Чёрные металлы
21,1
4,51%
34,66%
Машины и оборудование
(без автомобилей)
20,47
4,37%
15,06%
Уголь каменный
7,75
1,66%
44,77%
Лесоматериалы
необработанные
3,49
0,75%
-15,60%
Лесоматериалы
обработанные
2,82
0,60%
-13,26%
Автомобили легковые
0,91
0,19%
12,63%
Автомобили грузовые
0,73
0,16%
-8,97%
Нефтепродукты
11,82
2,52%
40,50%
Алюминий необработанный
7,49
1,60%
0,86%
Никель необработанный
4,96
1,06%
-42,66%
Руды и концентраты железные
2,02
0,43%
54,67%
Оружие
6,73
1,44%
-4,61%
Россия является одним из ведущих мировых экспортеров топлива, черных и цветных металлов, ряда сырьевых товаров. Особенно велика ее доля в мировом экспорте природного газа, алюминия, никеля, меди, цинка. В 2006 году Россия экспортировала через морские порты 84,0 млн тонн нефтепродуктов, из них 26,1 млн тонн через порты соседних стран, в том числе 21,2 млн тонн через эстонские порты[3]. Так же в мае 2007 года министр транспорта России Игорь Левитин заявил, что Россия в перспективе прекратит использование иностранных портов для экспорта энергоносителей[4].
По итогам 2009 года Россия находилась на втором месте в мире по экспорту нефти и на первом месте в мире по экспорту природного газа[5].
Решающая роль в формировании этих видов экспортной продукции России принадлежит Западно-Сибирскому (нефть, природный газ, уголь, черные и цветные металлы), Восточно-Сибирскому (лес, лесоматериалы, продукция целлюлозно-бумажной промышленности, алюминий, никель, медь и др. цветные металлы), Дальневосточному (лес, целлюлоза, алмазы), Северному (природный газ, апатиты, лес и пиломатериалы, целлюлозно-бумажная продукция), Поволжскому (нефть и нефтепродукты, природный газ) и Уральскому (природный газ, нефть и нефтепродукты, минеральные удобрения, черные и цветные металлы) районам.
Очень низкий удельный вес машин и оборудования в российском экспорте — свидетельство не столько емкости внутреннего рынка, способного поглощать подавляющую часть отечественной машинотехнической продукции, сколько слабой ее конкурентоспособности на мировом рынке (исключение — производство вооружения и некоторых других высокотехнологических производств).
В структуре российского импорта, напротив, преобладает продукция машиностроения (в основном легковые автомобили, бытовая техника, различные виды машин и оборудование для хозяйственных отраслей), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (табл.3)[6].
Таблица 3
Структура импорта
Наименование
Объём
$млрд
Доля
Годовой прирост
Машины и оборудование
136,46
51,12%
39,14%
Автомобили легковые
30,26
11,34%
41,85%
Медикаменты
7,47
2,80%
35,41%
Чёрные металлы
5,43
2,03%
5,22%
автомобили грузовые
4,24
1,59%
46,01%
Мясо
3,58
1,34%
4,30%
Одежда
2,43
0,91%
63,00%
Цитрусовые
0,95
36,00%
12,84%
Уголь каменный
0,89
0,33%
89,69%
Нефть сырая
0,88
0,33%
33,91%
Нефтепродукты
0,77
29,00%
35,04%
Бензин автомобильный
0,22
0,08%
1990,57%
Мазут
0,18
0,07%
39997,67%
Антибиотики
0,06
0,02%
11,75%
Ячмень
0,05
0,02%
-26,76%
В географии российской внешней торговли (экспорта и импорта) превалируют страны дальнего зарубежья, их доля во внешнеторговом обороте страны в 2008г. доходит до 85,5%. В сравнении с ними удельный вес стран СНГ невелик и составляет всего 14,5% ее внешнего товарооборота (табл.4)[7]
Таблица 4*
Годы, Периоды
2006
2007
2008
Показатель
Страны мира
январь-декабрь
январь-декабрь
январь-декабрь
Внешнеторговый оборот
Всего
439 293
551 684
734 740
Государства-участники СНГ
64 676
82 532
106 291
Страны Дальнего зарубежья
374 617
469 153
628 449
Импорт
Всего
137 764
199 754
267 037
Государства-участники СНГ
22 367
29 871
36 606
Страны Дальнего зарубежья
115 397
169 883
230 431
Экспорт
Всего
301 530
351 930
467 704
Государства-участники СНГ
42 310
52 661
69 685
Страны Дальнего зарубежья
259 220
299 269
398 019
*данные в млрд долларов США
В экспортно-импортных операциях России с дальним зарубежьем доминируют промышленно развитые страны, которые и являются основными потребителями ее топливно-энергетических и сырьевых товаров и одновременно основными поставщиками оборудования и передовых технологий, продовольственных товаров, медикаментов и других видов готовой продукции.
Так, товарооборот России со странами дальнего зарубежья вырос в 2008 году на 34 % — до $628,5 млрд, а со странами СНГ увеличился в 2008 году на 29 % и составил $106,5 млрд.
В страновой структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский союз, как крупнейший экономический партнер страны. Этому благоприятствуют географическая близость и связанные с этим низкие затраты на транспортировку товаров, развитая сесть наземных путей сообщения (трубопроводы для поставки российской нефти и газа, железнодорожные и шоссейные магистрали), наличие морских выходов в Зарубежную Европу и др. Большая часть товарооборота России в Европейском регионе приходится на страны Западной Европы. На долю Европейского союза в 2008 году приходилось 52 % российского товарооборота (в 2007 году — 51,3 %). На страны СНГ в 2008 году приходилось 14,5 % российского товарооборота (в 2007 году — 15 %), на страны ЕврАзЭС — 8,2 % (8,7 %), на страны АТЭС — 20,4 % (19,3 %).
Основными торговыми партнёрами России в 2008 году среди стран дальнего зарубежья были Германия, товарооборот с которой составил $67,3 млрд, Нидерланды — $61,8 млрд, Китай — $55,9 млрд, Италия — $52,9 млрд, Турция — $33,8 млрд, Япония — $29 млрд, США — $27,3 млрд, Польша — $27,2 млрд, Великобритания — $22,5 млрд, Финляндия — $22,4 млрд.
В марте 2010 года главы аграрных министерств Бразилии, России, Индии и Китая (БРИК) подписали декларацию о сотрудничестве, которая подразумевает реализацию четырех направлений многостороннего сотрудничества: в частности, увеличение взаимного сельхозтоварооборота между странами, с созданием сельскохозяйственной информационной базы стран БРИК[8].
Также в июле 2010 года начал действовать Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России[9]. По некоторым оценкам, создание Таможенного союза позволит стимулировать экономическое развитие и может дать дополнительно 15 % к ВВП стран-участниц к 2015 году.
В структуре экспортной продукции России в страны Западной Европы преобладают энергоносители (нефть, природный газ), цветные металлы (медь, алюминий, никель, магний, олово и др.), черные металлы, лес и лесоматериалы, продукция химической промышленности. Изделия машиностроения из-за низкого качества занимают незначительный удельный вес. Импортирует Россия из этих стран в основном машинно-техническую продукцию (автомобили, электротехнические изделия, станки, изделия точной механики и оптики, разнообразное технологическое оборудование и др.), изделия легкой промышленности (ткани, одежда, обувь), фармацевтики и косметики, бытовой химии, искусственные материалы, мебель, продовольственные (мясные, овощные и фруктовые консервы, кондитерские и макаронные изделия, вина, соки и др.) и сельскохозяйственные товары.
Внешнеэкономические связи России со странами СНГ развивались в течение длительного времени в составе единого государства. Распад Советского Союза нарушил сложившиеся экономические связи, привел к существенному сокращению объема торговли между бывшими союзными странами (республиками), ныне членами СНГ.
Несмотря на это, Россия остается их крупнейшим торговым партнером. В 2008г. внешнеторговый оборот России со странами СНГ оценивался в 106 291 млрд долларов, в том числе российский экспорт в эти страны составил 69685, импорт — 36606 млрд долл[10].
Россия является главным поставщиком в страны СНГ энергоносителей (нефть, природный газ) и электроэнергии. Важными товарными группами ее экспорта в эти страны являются также лес и лесоматериалы, металл и драгоценные камни, некоторые виды машин и оборудования.
Импортирует Россия из стран СНГ более всего продовольствие и сырье для пищевой промышленности (Украина, Молдавия, Белоруссия, Казахстан), хлопок (Узбекистан, Таджикистан), уголь, железную руду, руды цветных металлов (Казахстан), тракторы, холодильники, автомобили (Белоруссия).
В условиях рыночных отношений, открытости экономики Россия заинтересована в развитии экономических отношений, расширении товарооборота со всеми зарубежными странами.
1.2. Россия в системе международного разделения труда
Поиск своей ниши в системе МРТ независимой Россией происходит достаточно сложно, противоречиво и во многом стихийно. Либерализация внешнеэкономической деятельности способствует процессу открытия российской экономики мировому рынку. Россия все больше включается в систему международного разделения труда. При этом ход этого включения имеет как позитивные, так и негативные аспекты.
Позитивным моментом является то, что Россия может приобретать необходимые ей товары на мировом рынке по ценам ниже затрат их собственного производства. В свою очередь, при экспорте собственной продукции страна получает выгоду, если внешние цены выше внутренних.
Вместе с тем в структуре российского экспорта и импорта закрепилось крайне неблагополучное сочетание факторов производства, преобладают такие факторы как сырье и неквалифицированный труд. Ухудшается экологический фон внешней торговли. В российском экспорте стабильно растет доля неблагополучных в экологическом отношении отраслей, а в импорте увеличивается объем поступления товаров не безвредных для здоровья человека.
Подобное участие в международном разделении труда, такая международная экономическая специализация хотя и может быть оправдана складывающейся ситуацией переходного периода, никак не соответствует долгосрочным, перспективным интересам России, ее роли и возможностям в мировом экономическом сообществе[11].
С распадом СССР специализация России сохранила топливно-сырьевую направленность. Такая специализация в действительности отражает объективные закономерности экспорта существующих избыточных факторов производства в России — нефти и газа. Однако, делая упор на экспорте ресурсов, имеющихся в избытке, государство на протяжении многих десятилетий оставляло без особого, вниманиянеобходимость интенсивного использования избыточных факторов производства[12]. Фактически Россия игнорировала теоретический постулат Хекшера—Олина, гласящий, что любая страна экспортирует продукты интенсивного использования избыточных факторов[13]. Для современной международной специализации России помимо нефти и газа становится характерной и продукция некоторых других отраслей промышленности, отличающихся, как правило, низкой технологичностью и экологичностью. В их числе — черная и цветная металлургия, базовая химия, целлюлозно-бумажная промышленность (табл. 2)[14].
Таблица 2*
Экспорт
Импорт
годы
2003
2004
2005
2006
2007
2003
2004
2005
2006
2007
всего
134
182
241
301
352
57,3
75,6
98,7
138
200
В том числе:
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье
3,4
3,3
4,5
5,5
9,1
12,0
13,9
17,4
21,6
27,6
минеральные продукты
75,6
105
156
199
228
2,2
3,0
3,0
3,3
4,7
продукция химической промышленности
9,2
12,0
14,4
16,8
20,8
9,6
12,0
16,3
21,8
27,5
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них
0,3
0,4
0,3
0,4
0,3
0,2
0,2
0,3
0,4
0,7
продукция лесной и целлюлозно-бумажной промышленности
5,6
7,0
8,3
9,5
12,3
2,4
2,9
3,3
4,0
5,3
текстиль, текстильные изделия и обувь
0,9
1,1
1,0
1,0
0,9
2,8
3,3
3,6
5,5
8,6
металлы, драгоценные камни и изделия из них
23,7
36,7
40,6
48,9
56,9
4,2
6,0
7,7
10,6
16,4
машины, оборудование и транспортные средства
12,0
14,1
13,5
17,4
19,7
21,4
31,1
43,4
65,7
102
прочие
1,9
2,1
2,5
3,1
4,4
2,5
3,2
3,7
4,8
7,1
* данные в млрд долларов США
Как свидетельствуют специалисты, отход от малоэффективной ориентации на вывоз топливно-энергетического и иного сырья в пользу экологоемкой продукции представляет собой шаг назад или даже тупиковое направление в процессе интернационализации российской экономики. В этой связи особенно настораживает рост удельного веса металлургии в отраслевой структуре экспорта промышленной продукции.
Что касается участия России в международном разделении труда со своей готовой продукцией, то пока перспективы малообнадеживающие. Определенные возможности просматриваются только у неэлектротехнического машиностроения, включая общее машиностроение и производство специализированного промышленного оборудования, в рамках расширения технического содействия и производственной кооперации с традиционными партнерами в регионах СНГ и Восточной Европы, а также среди развивающихся стран. В 2009 году из России было экспортировано машин и оборудования на $17,9 млрд, в том числе в страны за пределами СНГ — $11,8 млрд, в страны СНГ — $6,1 млрд. С 1999 по 2009 год суммарный экспорт машин и оборудования из России увеличился в 2,3 раза, их экспорт в страны за пределами СНГ — 2,0 раза, в страны СНГ — в 3,2 раза[15].
Магистральное направление мирохозяйственной стратегии России состоит в развитии наукоемкой готовой продукции (авиационное машиностроение, научные приборы и инструменты, средства телекоммуникаций, некоторые виды химической продукции, фармацевтические товары)[16]. Вся эта продукция имеет устойчивые и растущие рынки сбыта за рубежом. Так, в 2010 году был подписан твёрдый контракт на поставку малайзийской авиакомпании Crecom Burj Berhad 50 российских самолётов МС-21[17]. В этом же году был подписан твёрдый контракт на поставку индонезийской авиакомпании Kartika Airlines 30 самолётов Sukhoi Superjet 100[18].
Что же касается химической продукции, то в 2009 году из России было экспортировано 3,1 млн тонн аммиака на сумму $626 млн, 814 тыс. тонн метанола на сумму $156 млн, 22 млн тонн минеральных удобрений на сумму $5,6 млрд, 702 тыс. тонн синтетического каучука на сумму $1,2 млрд[19].
В 2008 году объём экспорта программного обеспечения и услуг по его разработке из России составил $2,65 млрд, что в 7,5 раз превышает показатель 2002 года[20].
Для обеспечения прошлых позиций по вышеназванным направлениям наукоемкой готовой продукции на мировом рынке России нужна существенная финансовая, информационно-консультационная, маркетинговая инфраструктура государственной поддержки соответствующих производств. Только при такой поддержке, а также агрессивной экспортной политике Россия сможет перевести накопленный интеллектуальный и технологический потенциал в конкурентные преимущества на мировом рынке[21].
Помимо развития эффективного экспорта Россия должна идти по пути широкого развития международного внутриотраслевого кооперирования. Этот вид МРТ открывает существенные возможности для вовлечения в мировое производство различных отраслей российского машиностроения.
Указывая на объективную необходимость всемерного участия России в системе МРТ, следует помнить, что включение в этот процесс отнюдь не самоцель, а должно быть направлено на повышение эффективности всего народного хозяйства. Основным (но не единственным) условием вовлечения России в современное международное разделение труда является то, насколько это участие отвечает национальным интересам России, ее экономической безопасности[22].
Глава 2. Россия и международные организации
2.1. Россия и БРИК
БРИК— устоявшийся акроним от названия четырёх быстро развивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия и Китай. По мнению Голдман-Сакс (крупнейшего в мире американского коммерческого банка), к 2050 году суммарно экономики этих четырёх стран по размеру превысят суммарный размер экономик самых богатых стран мира (Большой семёрки).
Голдман-Сакс не предполагал наличие координации экономических политик между странами БРИК. Тем более не предполагалось, что страны БРИК образуют некий экономический блок или официальную торговую ассоциацию, как Европейский союз. Однако, со временем появились признаки, что «четыре страны БРИК стремятся сформировать политический клуб» или «союз», и таким образом преобразовать «свою растущую экономическую власть в большее геополитическое «влияние». Один из недавних признаков — саммит министров иностранных дел стран в 2008 в Екатеринбурге, а также саммит глав стран членов БРИК 2009-го года там же.
Члены БРИК характеризуются как наиболее быстро развивающиеся крупные страны. Выгодное положение этим странам обеспечивает наличие в них большого количества важных для мировой экономики ресурсов:
Бразилия — богата сельскохозяйственной продукцией Россия — крупнейший в мире экспортёр минеральных ресурсов Индия — дешёвые интеллектуальные ресурсы Китай — обладатель дешёвых трудовых ресурсов
Это главные ресурсы, на которые опираются экономики этих стран. Высокая численность населения стран обусловливает дешевизну труда в них и, соответственно высокие темпы экономического роста.
В конечном итоге, прогнозируется, что значительные размеры экономик этих стран в будущем позволит им трансформировать экономический рост в политическое влияние, что приведёт к формированию новой экономической элиты и снизит влияние «золотого миллиарда».
На долю входящих в БРИК стран приходится 26 % территории Земли, 42 % населения планеты (2,83 млрд человек) и 14,6 % мирового ВВП[23].
Бразилия, Россия, Индия и Китай производят около 40 % пшеницы (свыше 260 млн т), 50 % свинины (более 50 млн т), более 30 % мяса птицы (свыше 30 млн т), 30 % говядины (около 20 млн т) от общемирового показателя. В странах БРИК сосредоточено 32 % (0,5 млрд га) общемировых пахотных земель[24]. Бразилия, Россия, Индия и Китай обладают значительным интеграционным потенциалом, реализация которого позволит более эффективно влиять на глобальные процессы.
Прогнозирование мирового ранжирования стран БРИК и экономических систем в соответствии с разными категориями создаёт камень преткновения для понимания общего в экономических основах БРИК. Экономические аргументы дают возможность причислить к БРИК, например, Мексику, тогда как включение ЮАР в эту группу необоснованно. Работа Голдман Сакс, опубликованная в декабре 2005, объяснила, почему Мексика не была включена в оригинальный БРИК. Согласно работе, среди взятых во внимание стран только у Мексики и, возможно, у Кореи есть потенциал, чтобы конкурировать с БРИК, но они — экономики, которые они решили исключить первоначально, потому что они рассматривались как более развитые. Согласно этому труду, Мексика становится шестой по величине экономикой, заняв позицию перед Россией.
В сентябре 2008 года ЮНКТАД опубликовала доклад, согласно которому страны БРИК входят пятёрку стран, которые транснациональные корпорации считают наиболее привлекательными местами для размещения будущих зарубежных инвестиций. Как отмечалось в докладе, инвестиционная привлекательность России и Бразилии в сравнении с данными доклада ЮНКТАД от 2007 года заметно возросла[25].
Что же касается России, то возникает ряд вопросов, касающихся темпов развития экономики и страны в целом по сравнению с другими странами-участницами БРИК.
Российская экономика растет наименьшими темпами по сравнению с другими странами БРИК(Бразилия, Россия, Индия, Китай)[26]. Российский ВВП вырос во II квартале всего на 5,2%(к соответствующему периоду 2009 г.), китайский — на 11,1%. Индия и Бразилия растут темпами 8,9% и 11,3% соответственно(данные за I квартал 2010 г.). На фоне развитых стран российский рост выглядит более уверенным. ВВП США во II квартале 2010 г. вырос на 3,2%, Германии — на 3,7%, Японии — на 1,9%, Франции — на 1,7%, Великобритании — на 1,6%, Италии — на 1,1%.
Развивающиеся экономики меньше пострадали от кризиса, считает Николас Смити из UBS. Развивающиеся рынки привлекательны в долгосрочном плане как источник новых активов и инвесторы активно вкладываются туда, отмечает Филипп Пул из HSBC.
Россиясильно отличается от развивающихся рынков, отмечают экономисты Economist Intelligence Unit.«Кризис сильно ударил по России не столько из-за падения нефтяных цен в 2009 г. — это было следствием целого ряда факторов: запоздалые актикризисные меры правительства, хромающий инвестиционный климат и плохой менеджмент».
По инфляции показатели России сопоставимы с БРИК: в июне 2010 г. уровень годовой инфляции составил 5,8%, столько же — в Бразилии. В Индии рост цен — самый высокий(13,7%), в Китае — самый низкий(2,9%).
Зато Россия выигрывает по показателям безработицы: она ниже, чем в большинстве развитых стран — 6,8% в июне против 7,0% — в Германии, 7,9% — в Канаде, 8,5% — в Италии, 9,5% в США, 10% — во Франции[27].
Благодаря координации своих действий БРИК надеется усилить свое влияние на глобальные экономические процессы. «Страны с переходной экономикой обладают гигантскими запасами ликвидности, особенно Китай, по этому показателю занимающий сейчас ведущее место в мире», — отметил профессор Гу Сюэва из университета в немецком Бохуме. Впрочем, не раз уже упоминавшаяся в Москве и Пекине тема новых резервных валют в ходе саммита в Екатеринбурге подниматься не будет, заявил помощник российского президента Сергей Приходько.
В последнее время укреплялись и существующие двусторонние связи. В мае 2009 года президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва посетил с трехдневным визитом Китай. Южная Америка географически наиболее удалена от КНР, однако масштабы сотрудничества не стоит недооценивать. Так, за месяц до визита да Силвы «Поднебесная» стала важнейшим торговым партнером Бразилии, обогнав США.
Ставку на стремительный рост экономик стран БРИК делают и многие ведущие мировые концерны. Так, немецкие автомобилестроительные гиганты Daimler и Volkswagen надеются на увеличение продаж прежде всего в государствах «четверки». Несмотря на кризис, ВВП Китая, по прогнозам, вырастет и в нынешнем году — причем не менее чем на пять процентов. На фоне роста цен на энергоносители и природные ископаемые были улучшены прогнозы развития России и Бразилии.
Усиление влияния стран БРИК ощущается и в политике. И Бразилия, и Индия добиваются постоянного членства в Совете Безопасности ООН. Правда, поддержка уже представленных в этом органе России и Китая им в данном случае не гарантирована[28].
2.2. Россия и ВТО
Всемирная торговая организация (ВТО) является наследнице Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) – многостороннего межправительственного договора, действовавшего с 1948 г. В общей сложности по линии ГАТТ состоялось семь переговорных раундов, в рамках которых участники договаривались об очередном снижении тарифов. В ходе наиболее продолжительного Уругвайского раунда (1986-1994 гг.) условия ГАТТ были распространены на сельское хозяйство, торговлю услугами и торговые аспекты интеллектуальной собственности. Таким образом, международное регулирование мировой торговли поднялось на новый качественный уровень.
Успех был закреплен созданием Всемирной торговой организации в г. Марракеш весной 1994 г. В уставе ВТО (принят 15 апреля 1994 г.) она определяет себя «как более интегрированную, более жизнеспособную и многостороннюю торговую систему», которая обеспечивает общие институциональные рамки для отношений между ее членами по вопросам, относящимся к данному соглашению и связанным с ним правовым документам. Кода это целесообразно, ВТО сотрудничает с Международным валютным фондом и Всемирным банком.
ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды).
На июль 2008 в ВТО состояло 153 страны, на долю которых в сумме приходилось 97% мирового торгового оборота[29].
Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции с развивающихся стран серьёзно ограничен.
В настоящее время продолжается новый раунд переговоров. Его участники обсуждают проблемы дальнейшей либерализации торговли сельскохозяйственной продукцией, а также в сферах услуг, торговли электронными товарами, инвестиционной и в области охраны окружающей среды. Рассматриваются вопросы региональных группировок и некоторые другие. В дополнение к 153 странам – членам ВТО в очереди на вступление в нее стоят ряд стран, самой крупной из которых является Россия.
Россия подала заявку на вступление в ГАТТ в июне 1993 г. После преобразования ГАТТ во Всемирную торговую организацию подтвердила свое намерение о вступлении в эту организацию в декабре 1994 года. В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО.
Наиболее трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать после того, как Россия поддержала Киотский протокол. Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности (в частности закрытие сайта Allofmp3.com[30]). Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года. Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам).
На сегодняшний день Грузия остается единственной страной, выступающей против вступления России в ВТО. Однако Грузия не входит в рабочую группу по присоединению России к организации и не может в одностороннем порядке блокировать вступление России в ВТО. По состоянию на октябрь 2008 года, России необходимо провести лишь многосторонние переговоры, для того чтобы вступить в организацию.
Вступление России в ВТО было отложено на неопределённый срок в августе 2008 года в связи с обострением ситуации на Кавказе. Однако события на Кавказе являются далеко не самой главной проблемой для вступления России. В сентябре 2008 года группа министров финансов стран Евросоюза обратилась к России с советом «побыстрее вступить в организацию», однако получили ответ, что Россия вряд ли станет членом ВТО до середины 2009 года.
Вступление России во Всемирную торговую организацию постоянно откладывается ещё и из-за необходимости подготовиться к ВТО, чтобы потери от присоединения значительно снизились, а выгоды возросли. Осложнил вступление ВТО и начавшийся в мире финансовый кризис, заставивший множество стран задуматься не о свободной торговле, а, наоборот, о жестком регулировании своих экономик.
«Задачи, которые сейчас стоят перед экономикой: и экономический рост, и повышение конкурентоспособности, и подготовка к конкуренции в условиях предстоящего вступления в ВТО — останутся только благими пожеланиями, если не будут опираться на соответствующие экономические и финансовые механизмы. Банковская система должна играть при этом важнейшую роль — и в инвестициях, и в экономическом росте. Однако нельзя забывать, что по своим активам и капиталу вся отечественная банковская система в разы меньше одного любого крупногоиностранного банка, поэтому если мы действительно хотим конкурировать на равных и динамично развиваться, то такие перекосы нужно постепенно устранять…»[31], сказал Михаила Ершов, вице-президент «Росбанка».
В июне 2009 года на заседании межгосударственного совета ЕврАзЭС в Москве премьер-министр России Путин В.В. сделал официальное заявление о прекращении индивидуальных переговоров по присоединению России к ВТО. Одновременно он объявил, что в переговорах по вступлению в ВТО с 1 января 2010 года Россия будет участвовать в рамках (от лица) единого Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана Но в ВТО могут вступать только страны, а не Таможенные союзы. 21 октября 2009 года первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявлял, что Россия, Белоруссия и Казахстан будут вступать в ВТО одновременно и на согласованных условиях. Это позволит и вступить в ВТО, и сохранить Таможенный союз[32]..
5 октября 2010 года пресс-спикер президента Грузии заявила, что позиция Грузии по вопросу объединения России во Всемирную торговую организацию остается «неизменной» и она не сможет поддержать это решение «до тех пор, пока не будут выполнены те условия, которые выдвигают власти Грузии, в том числе, это касается темы таможенно-пропускных пунктов и целого спектра тех вопросов и проблем, которые существуют между Грузией и Россией». Основным требованием Грузии в связи с принятием России в ВТО было то, чтобы были легализованы два нелегальных пограничных КПП в конфликтных зонах Грузии – Гантиади-Адлер (Абхазия) и Роки-Нижний Заромаг (Цхинвальский регион). В то же время агентство «Ройтер» передает, что на форуме Международного экономического альянса 22 сентября в Нью-Йорке, в беседе с инвесторами и представителями правительственных кругов президент Михаил Саакашвили заявил, что Грузия не является единственным препятствующим фактором на пути принятия Российской Федерации в ВТО: «Между ними (ВТО) и Россией существует много вопросов» — заявил Михаил Саакашвили — «Таким образом, не только мы остались, и вы должны предоставить нам определенное время, пока мы станем последними… Возможно мы и не станем последними. Именно сейчас стоит огромная очередь стран»[33].
7 декабря 2010 года в Брюсселе прошел самммит Россия—ЕС. Накануне саммита глава Минестерства экономики Эльвира Набиуллина и комиссар ЕС по торговле Карел де Гюхт подписали меморандум о завершении переговоров по вступлению России в ВТО. В документе отмечается, что стороны сняли все проблемные вопросы. В том числе по урегулеровке российских экспортных пошлин на лес. Россия отказалась от планов их повышения со следующего года, а после вступления в ВТО пообещала и вовсе снизить[34].
Что значит для России вступление в ВТО?
Характер действующих в ВТО многосторонних договоренностей позволяет надеяться, что, став полноправным их участником, Россия может рассчитывать на определенные выгоды.
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целямиприсоединения для России можно считать следующие:
Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки; Доступ к международному механизму разрешения торговых споров; Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО; Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере; Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок; Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов; Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли[35].
С другой стороны, членство в ВТО чревато определенными осложнениями: усилением конкуренции на внутреннем рынке, ростом неконтролируемости экспорта и импорта. Согласно оценкам Всемирного банка, общий размер финансовой выгоды России от вступления в ВТО может составить в среднесрочной перспективе 19 млрд., а в долгосрочной – 64 млрд. долл. в год.
Все чаще представители экспертного сообщества доказывают, что участие России в процессах глобализации дает ей шанс быстрее приобщиться к высшим достижениям мировой науки и техники и перейти к более эффективному использованию трудовых и материальных ресурсов.
Однако слишком быстрое следование экономическим моделям глобализации без должного учета собственного опыта современных рыночных отношений таит в себе опасность высоких издержек. В частности, повышение внутренних цен на энергоносители приведет к росту цен на отечественную продукцию и снижению ее конкурентоспособности на мировых рынках. Россия лишится одного из важнейших преимуществ страны, располагающей крупными запасами углеводородного сырья, ведь данный фактор можно было бы использовать для поддержки отечественных производителей, особенно занятых в сельском хозяйстве. Рост цен на нефтепродукты ограничивает возможности аграриев применять современную высокопроизводительную технику. Адаптация к рыночным условиям предполагает государственную поддержку структурной перестройки, эффективного территориального размещения сельскохозяйственного производства, развития продовольственного рынка, а также помощь хозяйствам, работающим в экстремальных климатических условиях.
Государственная поддержка проявляется в проведении протекционистской политики по отношению к сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также к только встающим «на ноги» перерабатывающим отраслям. Она требуется до тех пор, пока их продукция не будет соответствовать определенным стандартам качества и не окажется конкурентоспособной на внешних рынках.
Из многочисленных дискуссий следует, что вступление в ВТО необходимо, так как, прежде всего, принесет выгоды населению: цены на импортные товары снизятся, станут несколько дешевле товары, производимые из импортных материалов. Усилится конкурентная борьба за потребителя, в результате повысится качество товаров и услуг. Таким образом, вступление России в ВТО может способствовать укреплению ее экономической безопасности.
Вместе с тем возникнут новые угрозы экономической безопасности России, главная из которых – открытость отечественного рынка для импорта, что может привести к свертыванию из-за низкой конкурентоспособности многих востребованных в России производств. Пока данная угроза смягчается принятием протекционистских мер: установлением высоких пошлин на импорт, его количественных ограничений и пр. после присоединения к ВТО России придется отказаться от подобных мер защиты, следовательно, негативное влияние импорта может значительно усилиться.
К нежелательным последствиям могут привести сокращение или полная отмена экспортной пошлины на поставки за рубеж топлива и сырья из России. Государство лишится значительной части своих доходов.
Еще одна проблема для России, связанная со вступлением в ВТО, — субсидирование сельского хозяйства. Согласно правилам ВТО, оно должно быть отменено, но с учетом тяжелого положения отечественного сельского хозяйства это может привести к драматическим последствиям.
Россия испытывает сильный нажим со стороны ВТО, стремящейся добиться выравнивания внутренних российских и международных цен на энергоносители. Тем самым страны – члены ВТО пытаются защитить своих товаропроизводителей от конкуренции со стороны российских товаров, в стоимость которых закладываются меньшие расходы на энергию, что позволяет продавать их по более низким ценам.
Сегодня существуют объективные факторы, которые требуют ускорения процесса присоединения России к ВТО. Одним из таких факторов является создание таможенного союза в рамках стран Содружества независимых государств. Принятие стран таможенного союза в ВТО раньше России может привести к дополнительным требованиям со стороны наших партнеров по таможенному союзу.
Другим важнейшим фактором, побуждающим Россию к ускорению этого процесса, является дальнейшая либерализация торговли в рамках ВТО, что приводит к увеличению объемов требований по отношению к кандидатам на вступление в эту организацию и отсутствие возможности участия страны в обсуждении возможных обсуждений правил регулировании. Экономических отношений в рамках ВТО.
Следует также отметить, что до вступления во Всемирную торговую организацию Россия на двусторонней основе уже имеет режим наибольшего благоприятствования со всеми основными торговыми партнерами, входящими в ГАТТ/ВТО. Присоединение России к Всемирной торговой организации должно служить средством для обеспечения ее внешних экономических интересов в условиях глобализации мировой экономики. Главное, чтобы это присоединение не превратилось в самоцель, и Россия не оказалась в итоге беззащитной перед мощным давлением других стран-членов этой организации.
Заключение
В настоящее время Российская Федерация до сих пор играет роль экспортера сырья и импортера потребительских и инвестиционных товаров и услуг в мировой экономике. Но «сырьевая» модель развития не может обеспечить ее устойчивое и быстрое развитие потому, что запасы рентабельных месторождений довольно скоро истощатся, а разработка новых окажется слишком дорогостоящей.Если исходить из парадигмы «экономикс», в которой рассматривается наилучшее распределение ресурсов, то переход России к «высокотехнологичной» модели развития невозможен.Если же руководствоваться институционально-эволюционной теорией, в которой предприятия рассматриваются как развивающиеся и самообучающиеся организации, такие возможности еще есть. Политика государства должна быть направлена на стимулирование создания инновационно-активных российских вертикально-интегрированных корпораций. При необходимости государство должно само такие ТНК создавать, в том числе – на основе частно-государственного партнерства.
Происходящие во внешнеэкономическом комплексе России преобразования коренным образом меняют облик российской экономики. Значение этих перемен важно с точки зрения их воздействия на взаимоотношения Российской Федерации и международных организаций, а в конечном итоге — и на всю систему международных экономических отношений. Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа.
Будущая модель вхождения России в мировое хозяйство должна носить в основном производственно-инвестиционный характер и основываться на всемирном учете существующих российских конкурентных преимуществ и слабостей. Главной целью развития внешнеэкономической системы является равноправная интеграция России в систему международных экономических отношений с тем, чтобы использовать в интересах страны преимущества международного разделения труда. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.
Успехи, а равно и неудачи в торговле не являются чем-то статичным. Конкурентоспособность по отдельным видам продукции может варьироваться от компании к компании, когда изменения на рынке или внедрение новых технологий делает возможным выпуск более дешевых изделий улучшенного качества. Однако, без создания механизма эффективной поддержки национальных производителей, и, прежде всего, в сельском хозяйстве, зависимость России от экспорта сырья и импорта продовольствия останется самым чувствительным звеном для экономики страны в отношениях с мировой хозяйственной системой.
продолжение
--PAGE_BREAK--