--PAGE_BREAK--
Банковский кредит[8]. Это наиболее распространенная форма кредитных отношений в экономике. Именно банки чаще всего предоставляют ссуды хозяйствующим субъектам, которые временно нуждаются в финансовой помощи.
В качестве кредиторов обычно выступают специализированные кредитно-финансовые организации, имеющие лицензии центрального банка на осуществление подобных операций. Заемщиками являются, как правило, юридические лица. Инструментом кредитных отношений служит кредитный договор (соглашение). Доход -ссудный (банковский) процент, ставка которого определяется соглашением сторон с учетом ее средней нормы на данный период. Банковский кредит имеет свои особенности:
Ø его источником являются, как правило, привлеченный капитал, т.е. полученный за счет средств банковских клиентов;
Ø банк ссужает стоимость, т.е. временно свободные денежные средства хозяйствующих субъектов, помещенные на счетах в банке;
Ø банк предоставляет не просто денежные средства, а денежный капитал, который, проделав кругообращение в процессе производства, возвращается с приращением.
Банковский кредит классифицируется по разным признакам:
1. по срокам погашения:
Ø краткосрочные — обычно до шести месяцев на восполнение временного недостатка собственных оборотных средств;
Ø среднесрочные -сроком от шести месяцев до одного года;
Ø долгосрочные -свыше года (в некоторых странах — свыше трех-пяти лет).
2. по способу погашения:
Ø ссуда, погашаемая заемщиком единовременным платежом;
Ø ссуда, погашаемая в рассрочку в течение всего срока действия кредитного договора.
3. по обеспеченности:
Ø доверительные ссуды, единственной формой обеспечения является кредитный договор;
Ø обеспеченные ссуды, которые защищены имуществом заемщика (недвижимостью, ценными бумагами);
Ø ссуда под финансовую гарантию третьих лиц.
4. по категориям плательщиков:
Ø аграрные ссуды, обычно имеющие сезонный характер, предоставляются для сельскохозяйственного производства;
Ø коммерческие ссуды функционирующим субъектам в сфере торговли и услуг;
Ø ипотечные ссуды под обеспечение недвижимостью;
Ø межбанковские ссуды предоставляются кредитными учреждениями друг другу.
Итак, банковский кредит -это кредит, предоставляемый банками и другими денежными субъектами заемщикам в виде денежных ссуд.
Потребительский кредит[9]. Действует при целевом кредитовании физических лиц в товарной или денежной формах. Кредитором выступают предприниматели при розничной продаже товаров в рассрочку, как правило, товаров длительного пользования (мебели, легковых и грузовых машин, холодильников и т.п.) и кредитные организации, предоставляющие денежные ссуды населению для приобретения земли и другой недвижимости (квартир, домиков), оплаты дорогостоящего медицинского обслуживания и т.п.
Потребительский кредит существует в двух формах – прямой потребительский кредит (без посредничества торговых фирм, например, в виде кредитных карт, платежных карт); с поручительством торговых фирм (банк заключает договор с торговой фирмой о кредитовании ее покупателей, а фирма берет на себя поручительство по долговым обязательствам покупателей-заемщиков перед банком и заключает договор с покупателями об условиях кредита, погашаемого частями. Эти договоры передаются банку, который выплачивает фирме 80-90 % суммы кредита, а остальную часть зачисляет на особый – блокированный счёт. Покупатель погашает кредит по частям; купленные им в кредит товары служат обеспечением платежа. В случае непогашения в срок кредита соответствующие суммы взыскиваются банком с блокированного счёта). То есть, часть общей суммы кредита – 10-12% – зачисленная банком на блокированный счет, является гарантией погашения кредита в срок.
За рубежом эта форма кредита получила очень широкое распространение и используется всеми слоями населения через систему кредитных карточек. В России потребительский кредит только начал развиваться в виде кредитования граждан под залог недвижимости или продажи некоторых товаров в рассрочку (например, квартир).
Ипотечный кредит[10]выдается на приобретении е или строительство жилья либо покупку земли. Его предоставляют банки и специализированные кредитно-финансовые институты.
Кредит выдается на длительный срок (до 30 лет). Процентная ставка по ипотечному кредиту ниже, чем по другим кредитным продуктам банков. Заемщик ипотечного кредита должен иметь в наличии так называемый «первоначальный взнос» — часть стоимости недвижимости, приобретаемой на средства ипотечного кредита (хотя в некоторых банках это условие не обязательно). Размер первоначального взноса обычно влияет на срок и процент по кредиту и варьируется от 0 % до 70 % стоимости ипотечной недвижимости. Банк выдвигает к заемщику ипотечного кредита ряд специальных требований: о подтверждении дохода, о наличии непрерывного стажа работы и пр. Обязательными участниками ипотечного кредитования являются страховые и оценочные компании, которые обеспечивают безопасность сделки. Погашение ипотечного кредита осуществляется, как правило, равными ежемесячными платежами — аннуитетами.
Наиболее развит ипотечный кредит в США, Канаде, Англии. Процент по кредиту колеблется в зависимости от экономической конъюнктуры и составляет от 15 до 30% и более.
Государственный кредит.10 Особенностью государственного кредита является участие в кредитных отношениях государства в лице его органов власти различных уровней в качестве кредитора или заемщика. Отличительными чертами государственного кредита являются: безотзывность и непередаваемость прав по кредиту.
Выступая кредитором, государство через центральный банк или казначейскую систему производит кредитование:
1) приоритетных отраслей, региональных или местных органов, испытывающих необходимость в финансовых ресурсах при невозможности бюджетного финансирования со стороны коммерческих банков из-за факторов конъюнктурного характера;
2)коммерческих банков и других кредитных учреждений в процессе прямой или аукционной продажи кредитных ресурсов на рынке межбанковских кредитов.
Как заёмщик государство размещает государственные займы через банки или на рынке государственных краткосрочных ценных бумаг. Причина роста такого кредита -дефицит бюджетов, связанный главным образом непроизводительными военными и управленческими расходами. Это основная форма государственного кредита. Его расширение, связанное с хроническим дефицитом бюджета, вызывает необходимость увеличения роста расходов на обслуживание займов -их погашение и оплату процентов, что в конечном итоге приводит к огромному государственному долгу. В результате государственный кредит становится регенератором дальнейшего своего роста.
В России по федеральному бюджету на 1 января 2007 года предельная сумма внутреннего государственного долга 1 трлн. 148 млрд. 774 млн. 774 тыс. руб.
В мировой практике государственный кредит используется не только в качестве привлечения финансовых ресурсов, но и как эффективный инструмент централизованного кредитного регулирования.
Межбанковский кредит[11]предоставляется банками друг другу, когда у одних банков возникают свободные ресурсы, а у других их недостает. Следует отметить, что размеры кредитов одних банков (кредиторов), предоставляемых другим банкам (дебиторам), довольно существенны. Из общей суммы кредитных вложений на долю этого вида кредитов приходилось в последние годы примерно 20%.
Основным кредитором на рынке является Центральный Банк. Коммерческие банки выступают в роли заемщиков и кредиторов других коммерческих банков. Обычно заимствование средств осуществляется на основе разовых кредитных договоров или посредством размещения депозитов в других банках.
Цель межбанковского кредита для заемщика — получить ресурсы для последующего предоставления ссуды своему клиенту.
Цель межбанковского кредита для кредитора — разместить на определенный срок временно свободные ресурсы
Международный кредит[12].Это наиболее поздняя форма развития, когда экономические отношения вышли за национальные рамки. Он функционирует на международном уровне, участниками которого могут выступать отдельные юридические лица, правительства соответствующих государств, а также международные финансово-кредитные институты (Международный валютный фонд, Мировой банк, Европейский банк и др.). Этот классифицируются по нескольким базовым признакам:
· по видам -товарные, предоставленные экспортерами при отсрочке платежа за товары или услуги, и валютные в денежной форме;
· по назначению -коммерческие, связанные с внешней торговлей, финансовые -прямые капиталовложения, погашение внешней задолженности, валютные интервенции;
· по валюте займа -в валюте страны-должника, страны-кредитора, третьей страны и в международной счетной денежной единице (СДР, евро);
· по обеспеченности -защищенные (товарными документами, недвижимостью, ценными бумагами и др.) и бланковые -под обязательства должника (соло-вексель с одной подписью).
Международный кредит играет двоякую роль в экономике страны. Положительную -стимулируя ускорение развития производительных сил, расширение процесса производства, внешнеэкономическую деятельность, и отрицательную -обостряя противоречия рыночной экономики, форсируя перепроизводство товаров, усиливая диспропорции общественного воспроизводства и конкурентной борьбы за рынки сбыта, сферы приложения капитала и источники сырья.
Российское государство в международных кредитных отношениях выступает, как и внутри страны, главным образом заемщиком. Её внешний долг на 1 января 2007 года оценивается в $79,2 млрд.
Особой формой кредита является ростовщический кредит, имевший в прошлом большое значение наряду с коммерческим кредитом. В настоящее время с расширением кредитной системы он почти исчез с рынка ссудных капиталов. Его отличительными чертами являются:
· сверхвысокие ставки ссудного процента;
· кредиторами выступают физические лица или хозяйствующие субъекты, не имеющие лицензии на коммерческую деятельность;
· криминальные методы взыскания заемных сумм с неплательщика.
В большинстве зарубежных стран ростовщический кредит законодательно запрещен. В России он получил ограниченное распространение.
Вид кредита – это более детальная его характеристика по организационно-экономическим признакам, используемая для классификации кредитов. Единых мировых стандартов при их классификации не существует. В России кредиты классифицируются в зависимости от:
1. срока оплаты ссуды (краткосрочные -до шести месяцев, среднесрочные -от шести месяцев до одного года, долгосрочные -свыше одного года);
2. объекта кредитования (приобретение сырья, топлива, материалов в промышленности, приобретение разнообразных товаров в торговле; затрат по растениеводству и животноводству в сельском хозяйстве);
3. отраслевой направленности (кредит различают: потребительский, промышленный, торговый, сельскохозяйственный, инвестиционный, бюджетный).
4. обеспеченности (прямые -ссуды выдают под конкретные товарно-материальные ценности; косвенные -предоставляются на покрытие кассового разрыва в платежном обороте; необеспеченные);
5. размера (крупные, средние и мелкие);
6. платности за использование. Здесь выделяют платный и бесплатный, дорогой и дешевый кредиты. За основу такого деления берется размер процентной ставки, установленной за пользование ссудой.
В мировой практике используются и другие критерии классификации кредитов. В частности, кредиты могут делиться на ссуды, выдаваемые в иностранной и национальной валюте, юридическим и физическим лицам.
2 РОЛЬ КРЕДИТА В СТАНОВЛЕНИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ
2.1 Становление и развитие кредитной системы Российской Федерации.
Созданию современной кредитной системы Российской Федерации предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития нашей страны.
Кредитная система прошла несколько этапов формирования[13]. До 1917 г. наша кредитная система развивалась по капиталистическим законам, которые отражали соответствующую социально-экономическую формацию. По структуре, функциям и операциям она приближалась к модели кредитной системы ведущих капиталистических стран того времени. Кредитная система Российской империи была трехъярусной и состояла из следующих звеньев:
I. Государственный банк.
II. Банковский сектор, представленный в основном коммерческими и сберегательными банками.
III. Специализированные кредитные институты (страховые компании, кредитные товарищества и др.).
В первые месяцы после революции 1917 г. была проведена национализация всех кредитных институтов (банков и страховых компаний), на базе Госбанка создан Народный банк. Начавшаяся в начале 1918 г. гражданская война по существу ликвидировала кредитную систему, так как в условиях отсутствия товарно-денежных отношений кредит потерял свое значение. Это подтверждает факт слияния Народного банка с Наркомфином (министерством финансов). Единственным источником доходов в стране стала эмиссия так называемых денежных знаков, что способствовало натурализации хозяйственных отношений и ограничивало сферу товарно-денежных отношений. В начале 20-х гг. НЭП обусловил восстановление кредитной системы, но в довольно усеченной форме. Был создан Госбанк, стали функционировать акционерные и кооперативные коммерческие банки. Кредитная система СССР была восстановлена к 1925 г[14]., структура ее выглядела следующим образом:
I. Государственный банк.
II. Банковский сектор:
Ø акционерные банки (Промбанк, Электробанк, Внешторгбанк, Юго-Восточный банк, Дальневосточный банк, Среднеазиатский банк);
Ø кооперативные банки (Всекомбанк, Украинбанк);
Ø коммунальные банки (Цекомбанк и местные коммунальные банки);
Ø Центральный сельхозбанк, республиканские сельхозбанки.
III. Специализированные кредитно-финансовые учреждения:
Ø общества сельскохозяйственного кредита;
Ø кредитная кооперация;
Ø общества взаимного кредита;
Ø сберегательные кассы.
Особенность новой кредитной системы заключалась в том, что большая часть ее звеньев являлась государственной собственностью, затем шли кооперативная и самая незначительная — капиталистическая (в основном с обществами взаимного кредита). При этом кредитная система была представлена главным образом отраслевыми специализированными банками и обществами по кредитованию.
В последующие годы кредитная система претерпела дальнейшие изменения под влиянием кредитной реформы 30-х гг., когда были ликвидированы все виды собственности, кроме государственной. Кредитная система была превращена в одноярусную, или однозвенную систему, выражая социально-экономические потребности того времени, связанные с осуществлением планов индустриализации и коллективизации. Кредитная система СССР начала функционировать в рамках командно-административной системы управления экономикой и выглядела следующим образом:
Ø Государственный банк;
Ø Стройбанк;
Ø Банк для внешней торговли;
Ø система сберегательных касс;
Ø Госстрах и Ингосстрах.
В результате такой реорганизации Государственный банк, помимо эмиссионной и расчетно-кассовой деятельности, взял на себя функцию предоставления краткосрочных кредитов промышленности, транспорту, связи и другим отраслям хозяйства, а также долгосрочных кредитов сельскому хозяйству.
Второй банк страны, Стройбанк, сосредоточил свою деятельность на предоставлении долгосрочных кредитов и финансировании капиталовложений в различных отраслях хозяйства, кроме сельского.
Банк для внешней торговли занимался кредитованием внешней торговли, международными расчетами, а также операциями с иностранной валютой, золотом и драгоценными металлами.
Система сберегательных касс обслуживала широкие слои населения путем привлечения денежных сбережений, оплаты услуг и реализации выигрышных государственных займов.
Госстрах монополизировал страховые операции юридических и физических лиц внутри страны. Ингосстрах осуществлял операции по иностранному страхованию (страхование имущества иностранцев, советского имущества за рубежом, экспортно-импортных грузов, транспортных средств).
Все аккумулируемые денежные средства указанных организаций создавали так называемый ссудный фонд страны, который в последующем распределялся и перераспределялся в виде кредитов в различные сферы хозяйства.
Длительное командно-административное функционирование кредитной системы показало ее слабую эффективность, особенно в условиях обострения финансово-экономических проблем в стране к началу 80-х гг. Кредит, по существу, перестал играть роль активного инструмента воздействия на научно-техническое обновление экономики. Большая часть кредитов выполняла роль второго бюджета, так как кредиты предприятиями не возвращались. В результате многие кредиты списывались или шел процесс перекредитования предприятий. В особенности это относилось к большому количеству планово-убыточных предприятий и сельскому хозяйству. Процент за кредит оставался на довольно низком уровне, что не стимулировало к взаимной эффективности ни банки, ни предприятия. Все это нарушало главную сущность кредита — плату за кредит и его возвратность.
Поэтому в середине 80-х гг. в связи с реорганизацией управления экономикой была проведена банковская реформа, которая выразилась в создании крупных отраслевых специализированных банков. Кредитная система СССР в середине 80-х гг. выглядела так:
Ø Государственный банк (Госбанк СССР);
Ø Промышленно-строительный банк (Промстройбанк);
Ø Агропромышленный банк (Агропромбанк СССР);
Ø Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк СССР);
Ø Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сберегательный банк СССР);
Ø Банк внешнеэкономической деятельности СССР.
Особенность этой реорганизации заключалась в том, что отраслевым специализированным банкам предоставлялось право как краткосрочного, так и долгосрочного кредитования. Значительные кредитные ресурсы из Госбанка были переданы специализированным банкам. Государственный банк сохранил за собой эмиссионную, расчетную, контролирующую функции, а также кредитование непроизводственной сферы. Система сберегательных касс была преобразована в единый Сберегательный банк с многочисленными филиалами и отделениями.
Основная задача реорганизации банковской системы сводилась к проведению прогрессивной кредитной политики, повышению эффективности всей кредитной системы. Однако, как показала практика, такая реорганизация носила больше негативный, нежели позитивный характер, поскольку монополия трех банков (Госбанка, Стройбанка, Внешэкономбанка), по существу, была заменена монополией вновь созданных, реорганизованных, специализированных банков.
Как ответ на негативные последствия банковской реформы в 1988-1989 гг. стали создаваться коммерческие и кооперативные банки в основном на базе денежных накоплений различных отраслей промышленности. В течение первого периода 1988-1989 гг. было создано около 150 коммерческих и кооперативных банков. Начала вырисовываться новая двухъярусная структура банковской системы: Госбанк и специализированные банки — первый ярус, коммерческие и кооперативные банки — второй.
В середине 1990 г. в связи с объявлением правительством программы перехода к рынку стало очевидным, что банковская система нуждается в дальнейшей реорганизации.
В конце 1990 г. Верховным Советом СССР был принят “Закон о Госбанке и банковской деятельности”, который окончательно устанавливал двухъярусную банковскую систему в виде Центрального банка (Госбанка), Сберегательного банка и коммерческих банков. Согласно этому закону коммерческие банки получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитной политики, а также при определении процентных ставок. Им также были даны права осуществлять валютные операции на основе лицензий, выданных Центральным банком.
Закон 1990 г. изменил функциональную деятельность Госбанка: кроме эмиссионной, расчетной функции, он стал контролировать деятельность коммерческих банков путем установления для них обязательных норм резервов и хранения их на счетах Центрального банка. Принятие закона 1990г. способствовало созданию широкой сети коммерческих банков во всех регионах страны.
Специализированные банки были превращены в коммерческие банки. Уже в 1988-1989 гг. начали возникать отдельные специализированные кредитно-финансовые институты. В качестве альтернативы двум государственным страховым учреждениям — Госстраху и Ингосстраху — были образованы на коммерческой основе страховые компании “Центрорезерв”, “Дальросс”, “Аско” и др. Одновременно было создано несколько инвестиционных компаний и банков. К 1990 г., т.е. к моменту принятия “Закона о банках и банковской деятельности”, в стране начинает складываться трехъярусная кредитная система. В связи с образованием Российской Федерации как самостоятельного государства к концу 1991 г. формируется новая структура кредитной системы, которая складывается из трех ярусов. Кредитная система Российской Федерации на конец 1992 г. выглядела следующим образом:
I. Центральный банк РФ.
II. Банковская система:
Ø коммерческие банки;
Ø Сберегательный банк РФ.
Ш. Специализированные небанковские кредитные институты:
Ø страховые компании;
Ø инвестиционные фонды;
Ø прочие.
Нынешняя структура кредитной системы РФ[15] приближается к модели кредитной системы промышленно развитых стран. Но дело в том, что наиболее слабым звеном новой кредитной системы является третий ярус. Он представлен в основном страховыми компаниями, а для развития других типов специализированных кредитных институтов нужно полноценное функционирование рынка капиталов и его второго элемента — рынка ценных бумаг. Создание последнего возможно лишь в условиях относительно широкой приватизации государственной собственности. Именно это должно стимулировать развитие третьего яруса кредитной системы.
Характерными негативными сторонами всей банковской системы, являются следующие: нехватка квалифицированных кадров; слабая материально-техническая база; отсутствие конкуренции; недоступность услуг для ряда клиентов из-за высокого уровня процента. В 1993-1994 гг. продолжался дальнейший рост числа коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов, что было обусловлено расширением масштабов приватизации, развитием рынка ценных бумаг, дальнейшим продвижением рыночных реформ.
К концу 1994 г. в России действовало около 2400 коммерческих банков, более 2 тыс. страховых компаний, большое количество инвестиционных фондов (компаний), одновременно стали создаваться ипотечные банки, негосударственные пенсионные фонды, финансово-строительные компании, частные сберегательные банки и ряд других кредитных учреждений.
Структура кредитной системы России на конец 1994 г. значительно отличалась от структуры 1991-1992 гг. и была следующей:
I. Центральный банк.
II. Банковская система:
Ø коммерческие банки;
Ø сберегательные банки;
Ø ипотечные банки.
III. Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты:
Ø страховые компании;
Ø инвестиционные фонды;
Ø пенсионные фонды;
Ø финансово-строительные компании;
Ø прочие.
Новая структура кредитной системы стала в большей степени отражать потребности рыночного хозяйства, она строится на тех же принципах, что и в странах с развитой рыночной экономикой, все больше приспосабливается к процессу проводимых экономических реформ.
В результате углубившегося финансового кризиса в 1998 г. и обострившейся конкурентной борьбы многие банки стали испытывать трудности, а отдельные стали терпеть банкротство. Анализ данных таблицы из приложения 1 показывает, что происходит сокращение как зарегистрированных кредитных организации (01.01.99 г. -2481, а на 01.01.08 -1296), так и имеющих право на осуществление банковских операций (01.01.99 г. -1476, а на 01.01.08 -1136). Кроме того, произошло резкое сокращение числа филиалов действующих кредитных организаций -с 4453 до 3455.
В 2008[16] год банковский сектор Амурской области сохранил устойчивую динамику. На 01.01.2009 банковский сектор Амурской области представлен 5 самостоятельными кредитными организациями, 16 филиалами, включая 5 отделений Сберегательного банка, 166 дополнительными офисами, 41 операционными кассами, 9 операционными офисами, 1 кредитно-кассовым офисом и 2 представительствами кредитных организаций.
В 2008 году закрылись представительства ЗАО «Банк Русский стандарт» и ОАО «Региональный банк развития», открылось представительство «Амурское МКБ ЗАО «Евразия-Центр».
По информации рейтингового агентства в списке 200 крупнейших банков России находятся Амурские региональные банки. ОАО КБ «Восточный» занимает 27 место по объему выданных потребительских кредитов, 70 место — по размеру капитала, 78 место – по размеру чистых активов. ОАО Азиатско-Тихоокеанский банк»: 123 место – по размеру чистых активов, 137 место – по размеру капитала.
Всего в рейтинге 7 дальневосточных банков – еще три из Владивостока и два из Хабаровска. ОАО КБ «Восточный», ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк», ОАО «Супербанк» имеют уставной капитал с иностранным участием размер зарегистрированных уставных капиталов за анализируемый период вырос во много раз. Вместе с тем, наблюдается тенденция роста по укреплению размеров уставных капиталов действующих коммерческих банков.
Таким образом, в настоящее время банковскую систему в регионах России можно считать сформировавшимся и наиболее динамично развивающимся и реформировавшимся сегментом народнохозяйственной инфраструктуры. продолжение
--PAGE_BREAK--