ФедеральноеАгентство по образованию Российской Федерации
Государственноеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
ИРКУТСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУ ВПО ИГУ)
МЕЖДУНАРОДНЫЙФАКУЛЬТЕТ
Кафедрасоциально-экономических дисциплин
Курсоваяработа по экономической теории.
Раздел«Макроэкономика».
Тема работы:
«Великаядепрессия» и ее роль в развитии теории и практики регулирования рыночной экономики.
Выполнила студентка первого
курса группы
специальность «маркетинг»
Работа сдана
«___»_________2006г.
проверена
«___»_________2006г.
ИРКУТСК
2006
План
Введение.
1. «Великая депрессия».
1.1 Причины экономического кризиса 1929-1934 гг.
1.2 Пути разрешения экономического кризиса.
2. Понятие и сущность рынка и рыночной экономики
3. Развитие взглядов на государственное регулированиерыночной экономики.
3.1 Развитие взглядов на государственное регулированиеэкономики до «Великой депрессии».
3.2 Развитие теории и практики регулирования рыночнойэкономики в период «Великой депрессии».
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
В 1929 году в СШАпроизошло событие, которое полностью перевернуло уклад жизни многих людей. Этособытие так же повлияло на представления об экономике, экономической политике игосударстве как обычных людей, так и профессиональных политиков, бизнесменов иученых-экономистов.
Массы безработных людей ичлены их семей лишились средств к существованию. Учитывая тот факт, что многиебанки разорились, а в США отсутствовала система государственного социальногострахования и вклады граждан попросту не были вовзвращены, у людей не оставалосьникаких надежд ни на какую-либо помощь государства, ни на то, чтобы вернутьсвои деньги.
Многие люди оказалисьперед реальной угрозой голодной смерти. Нужно также учитывать психологическоесостояние людей. В стране, где было принято работать и самому решать своипроблемы, ни на кого не надеясь, люди не могли помочь себе сами. Люди теряливеру в себя и свои силы. Начиналась психологическая депрессия, которая была восто крат хуже экономической.
Однако положение людей,сохранивших работу, было не лучшим. К постоянному гнетущему чувствунеуверенности в завтрашнем дне и боязни потерять работу, примешивалось то, чтоим постоянно понижали зарплату. Это имело место во всех отраслях промышленности.Даже по данным официальной статистики, среднегодовой заработок рабочегосократился в 1933 г. по сравнению с 1929 г. на 30%. Таким образом, сокращался общий фонд заработной платы американских рабочих; за годы кризиса онсократился реально примерно на 60%. Это означало, что процесс обнищания вновьвозобновился с наступлением кризиса. Число полностью безработных достигло в 1933 г. 12,8 млн человек, или 25% общей численности занятых.
Казаллось бы, сельскоехозяйство должно оказаться в более выигрышном положении. Однако и удел фермеровбыл не лучшим. С наступлением промышленного кризиса и новым еще большимобострением кризиса перепроизводства в сельском хозяйстве, большинство из нихоказалось на грани полного разорения. Цены на важнейшие продукты земледелия иживотноводства упали в 1932 г. в 2 – 3 раза по сравнению с 1929 г. Соответственно денежные доходы фермеров упали за эти годы с 11 312 млн. до 4748 млн. долл.,или на 58 %. Многие фермы оказались в крайне тяжелом положении. Они былидесятки раз заложены и перезаложены. Кредиторы начали распродавать эти фермы задолги. На Юге землевладельцы начали выгонять со своих земель кропперов-издольщиков (в США так называли арендаторов земли), большую часть которыхсоставляли бывшие рабы. Были уже и случаи линчевания.
Таким образом, обстановкав стране была крайне тяжелая. И задача выхода из создавшегося положения передвстала американским правительством. Именно правительство предприняло рядуникальных мер – как по своей новизне, так и по эффективности, – которые вывелистрану из тяжелого экономического кризиса.
Изучению роли государствав период экономического кризиса и его влиянию на состояние американскойэкономики и будет посвящена настоящая работа.
1. «Великаядепрессия»
1.1Причины экономического кризиса 1929-1934 гг
Как это ни парадоксально,но в в преддверии экономического кризиса 1926-1928 гг. экономика США была напике развития. Национальный доход возрос с 32 млрд. долларов в 1913 г. до 89,7 млрд долларов в 1927 г., то есть в 2, 8 раза. Повышалась рентабельность производства,увеличивались дивиденды, а в результате росли и курсы акций. Так, средняя ценаакций General Electric увеличилась (максимальное значение) с 95, 5 до 146, 6долл., Steel Corporation — с 130, 75 до 141, 25 долл. и т. д.
По своему характеру ипроисхождению мировой экономический кризис начала 30-х гг. был циклическимкризисом перепроизводства. Его разрушительная сила объяснялась тем, что кдействию традиционного механизма циклического развития капиталистическогохозяйства присоединились новые факторы долговременного характера, отражавшиеглубокие сдвиги в капиталистическом способе производства на стадии империализма.Главным из них был общий кризис капитализма, начавшийся в годы первой мировойвойны.
Война нанесла большойурон капиталистической экономике. Ускорив развитие одних отраслейпромышленности и затормозив развитие других, она деформировала сложившуюсяхозяйственную структуру капиталистических стран.
В годы войны оказалисьнарушенными мирохозяйственные связи, существенной перестройке подверглисьторговые и финансовые отношения капиталистического мира.
Ускоренное первой мировойвойной развитие государственно- монополистического капитализма повлекло засобой быстрый рост концентрации производства и капитала. На этой основепроизошло новое громадное усиление позиций монополий и их роли в хозяйственной жизни,что обусловило невозможность восстановления в полном объеме довоенныхэкономических отношений даже после ликвидации военного механизмагосударственного регулирования экономики. В обстановке кризиса начала 30-х гг.вполне проявились как отрицательные последствия анархии нерегулируемогокапитализма, так и результата засилья монополий в экономике.
Таким образом,уникальность мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг. вследствиедействия всех вышеперечисленных факторов была выражена в редком сочетании рядачерт: его необычайной глубины; продолжительности и всеобщего характера.
Продолжительность кризисабыла невиданной. Возникнув осенью 1929 г., он достиг пика своего развития лишь к середине 1932 г., но и после этого потребовалось два – три года, а вотдельных странах – и более продолжительный срок для возврата к докризисномууровню.
Одной из главных причин,затягивавших выход из экономического кризиса, стало безраздельное господствомонополий в экономике империалистических стран. В немонополизированных отрасляххозяйства кризисное падение цен промышленники стремились компенсироватьнаращиванием объема продажи своей продукции. В монополизированном же секторе,наоборот, производство резко сокращалось, с тем чтобы, реализуя меньший объем продукции,обеспечить сохранение высоких монопольных цен. Искусственное поддержаниемонополиями высокого уровня цен при резком падении производства влекло за собойдальнейшее углубление кризиса в результате сокращения потребления сырья иоборудования, а также снижения платежеспособного спроса населения. Все это докрайности затрудняло выход из кризиса, так как высокие цены препятствовалирассасыванию товарных излишков. Итогом хозяйственной политики монополий явился непомерныйрост недогруженности производственных мощностей (т. е. избытка основногокапитала) и безработицы, что крайне осложнилотрадиционный путь преодоленияэкономического кризиса, состоявший в обновлении основного капитала.
Падение промышленногопроизводства и углубление аграрного кризиса крайне отрицательно сказались намировой торговле. Всеобщий характер кризиса практически лишил одни странывозможности маневрировать за счет других, продавая свои товары на их рынках.Конкуренция на мировом рынке приняла характер торговой войны. Внутренний рынок ограждалсявсе более высокими таможенными барьерами.
Рынок, впитывавшийбеспрепятственно все производимые товары, в какое-то время оказалсяпереполненным, но товары продолжали поступать. Спрос же начал постепенноуменьшаться, он отставал от предложения, и, наконец, почти прекращался. Спроспадал, а между тем множество предприятий все еще продолжали работать в силуинерции и выбрасывали на рынок все новые и новые партии товаров. Стремительнопадали цены.[1]
Быстро расширялся рынокценных бумаг. В 20-е годы стоимость выпущенных ценных бумаг составила 50миллиардов долларов. При этом вырученные за акции деньги в меньшей мере шли наразвитие производства, в большей — на покупку других ценных бумаг.
Половина эмитированныхценных бумаг при этом ничем не была обеспечена. Несмотря на это, инвесторыпредпочитали вкладывать деньги не в производство, а в ценные бумаги, приобретаяих на вторичном рынке (деньги на вторичном рынке ценных бумаг перемещаются отодного портфельного инвестора к другому и не направляются в производственнуюсферу).
Для покупки ценных бумагинвесторы брали кредиты в банках, которые, в свою очередь, использовали вкачестве кредитных ресурсов собственные средства и денежные вклады граждан, атакже временно свободные средства компаний и кредиты Федеральной резервнойсистемы.
Росту объемовкредитования портфельных инвесторов поначалу способствовали низкие проценты,взимаемые банками. Учетная ставка, на которую ориентировались банки,устанавливая свои проценты, была самой низкой среди развитых стран — 3,5-4% в1926-1927 гг. (в Великобритании — 4,5-5%, Германии — 5 — 8%, во Франции — 5 — 7,5%). Да и сами коммерческие банки все больше увлекались куплей-продажейценных бумаг, которая давала им больший доход, чем кредитование хозяйства.
В условиях нехваткиликвидности для расплаты по долгам банки повышали ссудный процент, кредитстановился недоступным основной массе предпринимателей.
Эмитенты, владельцыценных бумаг, охотно продавали их в кредит (маржевые сделки). 40% всехинвесторов покупали акции в кредит под незначительное маржевое обеспечение. Врезультате произошел инвестиционный «перегрев». Федеральная резервнаясистема не догадалась вовремя «поставить плотины» на пути растущихфинансовых потоков вторичного рынка ценных бумаг, направить деньги впроизводственную сферу.
Обескровленные ипотерявшие заказы предприятия начали свертывать производство; курсы акций,резко оторвавшиеся от номинала, стали падать. Коммерческие банки потребоваливозврата ссуд, и владельцы ценных бумаг стали продавать их, чтобы погаситькредит. Поскольку покупателей не было, падение курсов приняло лавинообразныйхарактер. 24 октября 1929 г. на Нью-Йоркской фондовой бирже произошел резкийспад курсов акций. В этот день и затем в течение четырех последовательныхторговых сессий цена многих популярных акций упала на 100 пунктов и ниже. С 1929 по 1932 г. курс акцийRadio Corporation уменьшился в 33 раза, New-York Central — в 51, Krysler — в 27, General Motors — почти в 80,General Electric — в 11, United Steel — в 17 раз.
Владельцы акций не смогливозвратить кредит, следовательно, предприятия потеряли свои деньги набанковских счетах, а граждане — сбережения в банках. Разорились 32 тысячичастных компаний. Сокращение спроса обусловило падение цен (за 1929-1933 гг.суммарное снижение составило около 25%), при этом цены на инвестиционные товарыи товары длительного пользования упали в меньшей степени, чем на товарыкратковременного пользования.
Объем ВНП в текущих ценахза 1929-1933 гг. снизился почти в 1,9 раза, причем производство инвестиционныхтоваров и товаров длительного пользования уменьшилось более значительно, чемпродукции кратковременного пользования.
Спад капиталовложений былбольшим, чем спад ВНП. При уменьшении личных доходов на 45% граждане в основноммогли покупать лишь товары кратковременного пользования. Предприятия резкоуменьшили капиталовложения, так как упал спрос на их продукцию,производственные мощности простаивали.
Любопытно, что кризис сампо себе содержит некоторые предпосылки к оздоровлению экономики. По мереразвития кризиса цены на товары падают все ниже, создавая тем самым возможностьсбыта и перспективу выхода из кризиса.
Кризис 1929 года заставилправительство США предпринимать серьезные попытки воздействия на экономическоеразвитие и предупреждения их разрушительных последствий. Именно правительствоСША (впервые в истории капиталистической экономики) сыграло решающую роль вразрешении американского экономического кризиса.
1.2 Путиразрешения экономического кризиса
В самом началеэкономического кризиса (в 1929 г.) президент Гувер провел ряд деловых встреч слидерами делового круга. Он убеждал представителей крупного бизнеса неприбегать к узкоэгоистическим мерам, не свертывать производство, не увольнятьрабочих и сохранять прежний уровень зарплат. Со своей стороны он добился официальногоотказа от стачек на период кризиса во имя достижения «национального единства».Президент и члены его кабинета, основываясь на идеологии «твердогоиндивидуализма», решительно возражали против использования государства длянепосредственного регулирования экономики и социальных отношений. Они отвергаливсе предложения о государственной помощи безработным и, тем более, введениифедеральной системы страхования. В лучшем случае деятели республиканскойадминистрации соглашались с тем, что в экстраординарных условиях кризиса дляпомощи безработным могут быть использованы средства муниципалитетов и штатов,обычно же они возлагали эти функции исключительно на частнуюблаготворительность. Вся практическая деятельность республиканскогоправительства в этой сфере свелась к организации в небольших размерахобщественных работ. Мне кажется, что нельзя так прямолинейно осуждатьпрезидента Гувера и его администрацию.
Во-первых, мировойэкономический кризис был беспрецедентным в истории капиталистического мира. Аследствием этого стали два явления: 1) республиканцы сразу не осознали того,что происходило на их глазах, они думали, что это просто временная «заминка» вразвитии американского капитализма. Поэтому бороться с этим они пыталисьстарыми методами, методами старых экономических школ (либеральная школа АдамаСмита и т. д.).
Стереотипы мышлениясыграли неблаговидную роль: людям с детства внушали мысль о том, чтоамериканская система капитализма будет всегда процветать, что «твердый индивидуализм»– это все для страны. На основе этого республиканцы и говорили: индивидуализмспасет бизнес и государство.
Гувер являлся сторонникоминдивидуалистического рыночного хозяйства. И республиканское правительствокакое-то время не прибегало к государственному регулированию. Однако уже в 1929 г. были приняты срочные меры к активизации ФРС (Федеральная резервная система) и существенномуудешевлению кредита; в декабре того же года президент провел через конгресс очередноеснижение налогов на доходы корпораций. В июне 1930 г. вступил в силу новыйтарифный закон Хоули – Смита, еще раз увеличивший размеры импортных пошлин иставший поистине апогеем протекционизма. Таким образом, экономическая политикапрезидентства Гувера в первые же месяцы кризиса была далека от принциповполитики невмешательства государства в экономические дела (laissez-faire).
Осенью 1931 г. в связи с резким ухудшением хозяйственной конъюнктуры и участившимися крахами крупных банковправительство было вынуждено еще более отступить от канонов «твердогоиндивидуализма». Г. Гувер выступил с предложением создать Национальнуюкредитную корпорацию с капиталом в 500 млн. долл., который предполагалосьсобрать путем добровольных взносов банковских групп. Когда же оказалось, что владельцыкрупнейших банков не намерены расходовать средства на помощь своим коллегам,попавшим в беду, на спасение монополий, оказавшихся перед угрозой краха, былиброшены крупные государственные средства. В январе 1932 г. конгресс принял закон об основании Реконструктивной финансовой корпорации (РФК). Всего заодин год РФК распределила субсидий и займов на 2 млрд. долл.
Деятельность этойорганизации свидетельствовала о том, что в период кризиса 1929 – 1933 гг. в СШАвновь началось усиление государственно-монополистических тенденций. Однако покау власти находилась республиканская администрация, эти тенденции обнаруживалисьлишь эпизодически, а главное, они проявлялись в форме государственногосубсидирования, а не в форме непосредственного государственного регулирования.Они не распространялись на сферу социальных отношений.
Основные направленияантикризисной программы американского правительства заключались в следующем.
Правительство наделялосьполномочиями регулировать заработную плату, цены, продолжительность рабочеговремени, процесс конкуренции в промышленности.
Была введена минимальнаязаработная плата, установлена максимальная продолжительность рабочего дня,действовали «кодексы честной конкуренции».
Правительственные органыприняли и реализовали ряд программ-заказов (на накапливаемые и приобретаемыегосударством стратегические материалы, сырье, оборудование). Поставкиоплачивались из федерального бюджета.
Федеральное правительствоорганизовало общественные работы, затратив в 1933-1939 гг. на их финансированиеболее 12 млрд. долларов.
Была принята иреализована федеральная программа чрезвычайной помощи. Объем финансированияпрограммы составил 1 млрд долларов, из них 500 млн. долларов передано штатамнепосредственно, а остальная часть предоставлялась с условием, что на каждыйдоллар федеральных средств правительства штатов и местные органы властивыделяют на меры по снижению безработицы еще 3 доллара.
Осуществлены организация,государственная поддержка и стимулирование жилищного и дорожного строительства,лесонасаждений, гидромелиорации, обустройства национальных парков. В частности,в 1933 г. создана Ссудная корпорация владельцев жилья, эмитирующая облигациидля обеспечения рефинансирования закладных, а в 1938 г. — Федеральная национальная ипотечная ассоциация (FNMA, или «Фани-Мэй» — FM). Послетого как ипотечные банки выдали кредиты гражданам на покупку жилья, они продаютэти кредиты (долговые обязательства граждан) FM. Полученные от FM в результатетакой сделки деньги служат ипотечным банкам источником выдачи кредита другимгражданам.
Начальный капитал FM былсформирован за счет федерального бюджета, затем она выпустила акции для продажичастным инвесторам, но по-прежнему продолжает оставаться под определеннымконтролем правительства. FM имеет кредитную линию в министерстве финансов США.
В марте 1933 г. по решению президента Ф.Рузвельта были закрыты коммерческие банки и за две недели проведенаих ревизия. 1/3 банков ликвидирована. Образованная реконструктивная финансоваякорпорация взяла на себя функции многих разорившихся банков. Устойчивые банкиполучили разрешение продолжать операции, неустойчивые ставились под контрольгосударственных уполномоченных. Коммерческие банки получили право лишьпринимать у акционерной компании депозиты и давать ей кредиты. Что касаетсяфункций инвестиционного института (проведение операций по купле-продаже ценныхбумаг), то выполнять их могли лишь специализированные инвестиционныеорганизации (инвестиционные компании, инвестиционные банки, фонды).
Для повышения цен нанекоторые виды сельскохозяйственной продукции приняты меры к сокращению еепроизводства (в целях компенсации ущерба фермерам предоставлялись субсидии,источником которых стали налоги на предприятия, перерабатывающие продукциюсельского хозяйства).
Правительство стремилосьповысить цены на сельскохозяйственные продукты до такого уровня, чтобысоотношение между ними и ценами на промышленные товары соответствовалосоотношению среднего уровня сельскохозяйственных и промышленных цен запятилетие, предшествовавшее первой мировой войне.
Усилился государственныйконтроль за деятельностью на рынке ценных бумаг, ужесточились условия включенияакций предприятий в листинг бирж, повысилась индивидуальная и коллективнаяответственность биржевых посредников за осуществленные операции. Установленыограничения колебаний котировок акций в течение одного заседания. Подгосударственный контроль поставлен биржевой кредит.
В 1930 г. принят закон о таможенном тарифе, в соответствии с которым средний уровень импортных пошлинна облагаемые товары увеличился до 30-40% (по отдельным товарам до 70%),вводилась защита «зарождающихся отраслей».
Университетам разрешенораспоряжаться своей собственностью, а вырученные деньги направлять на уставнуюдеятельность, прежде всего на финансирование НИОКР.
Наряду сэкономико-организационными применялись и монетаристскиеметоды:
1) понижение официальнойучетной ставки. Так, учетная ставка Нью-Йоркского резервного банка периодическиснижалась — с 6% в октябре 1929 г. до 1,5% в сентябре 1931 г.;
2) расширение покупкифедеральной резервной системой векселей и государственных ценных бумаг наоткрытом рынке;
3) передача в 1934 г. золота Федеральной резервной системы в распоряжение казначейства. Было принято решениеотказаться от золотого стандарта, запретить экспорт золота, установить свободноколеблющийся курс доллара относительно других валют. Отметим, что именно с этойдаты национальная валюта США не имеет обеспечения золотом;
4) увеличение расходовфедерального бюджета, в основном за счет роста государственного долга (повышениябюджетного дефицита). Если в 1929 г. государственный долг составлял 16,9 млрддолл. (16% ВВП), то в 1940 г. — 50,7 млрд долл. (51% ВВП).
Практически аналогичныепроцессы в экономическом развитии происходили и в странах Европы. В наибольшейстепени кризис поразил экономику США и Германии, самых развитыхкапиталистических стран мира, господство мощных монополий в хозяйственной жизникоторых было безраздельным. Несколько меньшей была глубина экономическогокризиса во Франции, но зато кризис затянулся там до 1935 г. Примерно таким же было падение промышленного производства и в Италии (почти на 1/3), несмотряна предпринятые фашистским режимом энергичные противокризисные меры. В Англии,промышленность которой лишь накануне кризиса достигла уровня 1913 г., падение производства было сравнительно небольшим. Сравнительно менее глубоким был кризис и вСкандинавских странах.
2. Понятиеи сущность рынка и рыночной экономики
Рынок – это обратнаясторона товарного производства, основы рыночного хозяйства. Объективнаянеобходимость рынка обусловлена теми же причинами, которые вызываютнеобходимость существования товарного производства.
Первоначально рынокрассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Это самоеупрощенное, узкое понимание рынка. Объясняется оно тем, что рынок появился ещев период разложения первобытного общества, когда обмен между общинамистановился более или менее регулярным, приобретал форму товарного обмена,который осуществлялся в определенном месте и в определенное время. С развитиемремесла и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынкамизакрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынкасохранилось и до нашего времени как одно из значений слова. По мере углубленияобщественного разделения труда и развития товарного производства понятие«рынок» находит все более сложное толкование.
С дальнейшим развитиемтоварного обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникаетвозможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве, и характеристикарынка как места торговли уже не отражает реальность, ибо формируется новаяструктура общественного производства – сфера обращения, которая характеризуетсяобособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью выполненияопределенных специфических для обращения функций. В результате возникаетпонимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена.
Можно выделить и еще однопонимание рынка – как общественной формы организации и функционированияэкономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потреблениябез посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей,прямо и обратное воздействие на производство и потребление.[2]
Сущность рынка находитотражение в главных его экономических функциях, выражающих основное значениеданной категории и отражающих ее сущность. Интегрирующая функция состоит всоединении сферы производства (производителей), сферы потребления(потребителей), а также продавцов-посредников, во включении их в общий процессактивного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не можетслужить потреблению, а потребитель не может удовлетворить свои потребности.Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики,обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментнойструктуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре,пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сфераминациональной экономики.
Рынок дает ответы навопросы: что производить? для кого производить? как производить?
Стимулирующая функциясостоит в побуждении проиводителей к созданию новой продукции, необходимыхтоваров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли,стимулировании научно-технического прогресса и на его основе – интенсификациипроизводства и эффективности функционирования всей экономики.
Ценообразующая функция –установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. Контролирующаяфункция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатовпроизводства. Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращенияв сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерностиспроса населения с заработной платой. Посредническая функция обеспечиваетвстречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обменарезультатами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна таили иная экономическая и технологическая связь между участниками общественногопроизводства.
А. Смит писал:«Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследуетсобственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется кцели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственныеинтересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чемтогда когда сознательно стремится служить им».[3]То есть по мнению Смита, рынок регулируется некой невидимой рукой, или, вернеерегулируется самостоятельно. Информационная функция дает участникам рынка черезпостоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию оспросе и предложении товаров и услуг на рынке. Современные рынок превращается вгигантский «компьютер», собирающий и обрабатывающий огромные объемы информациии выающий обощенные данные о состоянии и условиях реализации товаров и услуг.
Однако по мере развитиярыночной системы хозяйства все ощутимее проявляются и определенные недостаткиэтой системы. Рынок по своей внутренней природе не гарантирует реализациюсоциально-экономического права человека на достойное существование независимоот форм и результатов экономической деятельности. Рыночное распределениеотражает реальный вклад владельца факторов производства в общественный продукти, конечно, характеризуется значительнм неравенством. Отражая реальный вкладкаждого, оно является единственно справедливым. Но то, что справедливо срыночной, экономической точки зрения, не всегда приемлемо с позиции социальной.Общество в целом понимает необходимость поддержки престарелых, инвалидов,многодетных матерей. Понятно, что решить проблему можно только через рынок,путем регулирования цен, невозможно, для этого нужны коллективные усилияобщества, которые организует правительство.[4]
«Государственноевмешательство в экономику, — пишет И. П. Николаева, — может быть оправдано сэкономических позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка».[5]
По мере развития рынкапоявляется свойственная ему тенденция к монополизации. Ничем не ограниченноерыночное распределение приводит к резкой дифференциации доходов, ростубезработицы.
«Макроэкономическоеравновесие на практике – скорее удивительная случайность, исключение,подтверждающее правило: рыночная экономика нестабильна. Экономическая историяпоследних двух столетий дает нам великое множество примеров этойнестабильности. за периодами успешного промышленного развития и всеобщего экономическогопроцветания всегда наступали периодыв спадов, сопровождающихся падениемпроизводства и безработицей».[6]
Казалось бы, рынок ирыночная экономика обладают полным набором инструментов и широкимивозможностями для саморегуляции. Тем не менее есть множество примеров, когда вкризисных экономических ситуациях эти инструменты попросту не применяютсяучастниками рынка. Объясняется это, на мой взгляд, довольно просто: какправило, ни у кого из участников нет цели всеобщего выхода из кризиса, так каккаждый участник рынка действует в собственных интересах.
Выходу из кризиснойситуации может способствовать только вмешательство государства.
3. Развитиевзглядов на государственное регулирование рыночной экономики
3.1Развитие теории государственного регулирования рыночной экономики до «Великойдепрессии»
Вмешательство государствав производственный процесс было характерно на всех этапах развития рыночнойэкономики. Оно существовало уже на ранних этапах развития государства, но «быломинимальным и сводилось к обеспечению: финансового контроля за выявлением иучетом государственных доходов, расходованием бюджетных средств; охраныправопорядка и занятости; нормативных отношений с другими государствами;организации национальной обороны и др».[7]
Несмотря на то, чтогосударственное регулирование экономики сложилось в ходе исторического развитиягосударства и экономики, существует ряд экономических течений, вовсе отрицающихнеобходимость государственного контроля за экономическими процессами.
Приверженцы старыхпринципов – неоконсерваторы – выступали за невмешательство государства вхозяйственную деятельность фирм и утверждали, что система цен представляетсобой механизм, способный обеспечивать общую сбалансированность хозяйства безуправления из центра. Неоконсерваторы считали, что именно нормальный рыночныймеханизм в силах эффективно регулировать национальную экономику. Так,австрийский экономист Хайкс отмечал, что государство должно выполнять лишь роль«ночного сторожа», не вмешиваясь в экономические процессы.
В 1880 году вышла в светкнига отца-основателя неоклассического направления в экономике АльфредаМаршалла «Принципы политической экономии». А. Маршалл (1842-1924) былдобропорядочным сторонником классической школы, но не мог не учитыватьрезультатов маржинального анализа. Тип мышления А. Маршалла заметно отличался оттипа мышления его предшественников. Экономисты-классики искали причинуценности. А. Маршалл использовал функциональный подход, смысл которого состоитв том, что все экономические явления находятся между собой не впричинно-следственной, а в функциональной зависимости. Проблема состоит не втом, чем цена определяется, а в том, как она изменяется и какие функции вэкономике выполняет. Поэтому задача экономической науки состоит в том, чтобы небыть наукой о богатстве и причинах его роста, а изучить реально действующиймеханизм рыночного хозяйства и понять принципы его функционирования.[8] А. Маршалл разработалконцепцию, явившуюся своего рода компромиссом между различными направлениямиэкономической науки, и в частности теориями стоимости. Его концепция и работыполучили широкое распространение в конце ХIХ — начале ХХ в. (до Кейнса).Ключевая идея Маршалла состоит в переключении усилий с теоретических спороввокруг стоимости на изучение проблем взаимодействия спроса и предложения каксил, определяющих протекающие на рынке процессы. Он обстоятельнопроанализировал, как складываются и взаимодействуют спрос и предложение, ввелпонятие эластичности спроса, предложил свою, «компромиссную» теорию цены.Маршалл использовал понятие равновесной цены: когда «цена спроса равна ценепредложения, объем производства не обнаруживает тенденции ни к увеличению, ни ксокращению; налицо равновесие. Когда спрос и предложение пребывают в равновесии,количество товара, производимого в единицу времени, можно назвать равновеснымколичеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой».
Еще одно научноенаправление – неолиберализм – тесно примыкает к неоклассицизму. Основнойпринцип неолиберализма, заложенный еще А. Смитом, сводится к минимизациигосударственного воздействия на экономику и предоставлению максимальновозможной свободы действий производителям, предпринимателям, торговцам.Сторонники либерализма тяготеют к так называемой «чисто рыночной» экономике,подверженной минимальному государственному регулированию. Ближе всего к этомунаправлению стоят Фридрих Август Хайек (1899-1992) и, в некоторой степени,талантливый экономист и социолог австрийского происхождения Йозеф Шумпетер(1883-1950).
Август Хайек относится кчислу ярых сторонников либерализации экономики, свободных рыночных отношений.Этот по происхождению австрийский, а по месту деятельности английский экономистстал ведущим поборником рыночной экономики в XX веке, ее проповедником. Он посвятил свои научные ипублицистические труды доказательству превосходства рыночной системы веденияхозяйства над смешанной и тем более централизованной «командной» экономикой.Хайек отважился даже в тяжелые для капиталистической экономики 30-е годыкритиковать одного из самых выдающихся экономистов за то, что последнийвыступал за государственное вмешательство в рыночную экономику.
Значительное влияние наэкономическую теорию оказал пользующийся мировой известностью и широкойпопулярностью ученый-экономист Йозеф Шумпетер. Его «Теория экономическогоразвития», вышедшая в 1912 году, неоднократно издавалась и переиздавалась вомногих странах. Йозеф Шумпетер в своих экономических исследованиях приходит квыводу, что в современной экономике главной движущей силой ее развития являетсясвободное предпринимательство. Это обстоятельство и позволяет считать Й.Шумпетера представителем неолиберализма.
3.2Развитие теории и практики регулирования рыночной экономики в период «великойдепрессии»
В 30-тые годы XX века кризисные процессы в экономикеи экономической теории Запада достигли небывалой остроты. Появилась потребностьв новой рыночной теории, которая бы смогла четко объяснить существование такихявлений, как массовая безработица, долгое падение производства, существованиенеиспользованных производственных мощностей при относительной ограниченностинародного потребления, и показала возможные пути выхода из кризисного положениябез уничтожения рыночных основ хозяйствования.
Потребность в новойрыночной теории была удовлетворена выходом в 1936 году в свет труда ДжонаМейнарда Кейнса (1883—1946) «Общая теория занятости, процента и денег».Теоретическое осознание роли государства в рыночной экономике связано именно сназванной работой английского экономиста. Любопытно, что уже в наши дниназванная книга была признана одной из самых вредных и опасных.[9]
Он предложилтеоретическую модель рыночной экономики, которая послужила основой для еереформирования и приведения к современному виду. В 30-х гг., когдаразрабатывалась и была опубликована «Общая теория занятости, процента и денег»Дж. М. Кейнса, проблема состояла в том, чтобы найти методы, обеспечивающиевыход из глубокого кризиса, создать условия для роста производства ипреодоления массовой безработицы. Заслуга Дж. М. Кейнса заключалась висследовании функционирования четырех взаимосвязанных рынков (товаров, труда,денег, облигаций) и выявлении факторов, которые мешают действиям стихийныхрыночных сил в установлении равновесия. К особенным допущениям Кейнсапринадлежат три вида неэластичностей: негибкость ставок заработной платы (исоответственно замедленная реакция цен на изменения спроса и предложения),«ликвидная ловушка» (особенное положение экономики в условиях глубокойдепрессии, когда увеличение количества денег в обращении не ведет к снижениюнормы процента) и неэластичность инвестиционного спроса зависит от нормыпроцента. При отсутствии какого-либо из этих трех допущений Кейнса его модельимеет автоматическую тенденцию к равновесию с полной занятостью. Если же вмодель вводится хотя бы одно из указанных допущений, она будет отображатьравновесие с безработицей. В этом лежит принципиальное отличие кейнсианскоймодели от классической, которая всегда находится в положении равновесия сполной занятостью.
Теория Кейнса придаетрешающее значение инвестициям. Чем выше их прибыльность, ожидаемый от них доходи чем значительнее размеры инвестиций, тем больше масштабы и выше темпы производства.
Согласно этой теориигосударство может воздействовать на инвестиции, регулируя уровень процента(ссудного, банковского) либо осуществляя инвестиции в общественные работы идругие сферы. Теория Кейнса предусматривает активное вмешательство государствав экономическую жизнь. Кейнс отрицал догмы неоклассической экономической теориио возможности достижения полного и рационального использования ресурсов безпомощи государства. Как подчеркивал Л. Харис, Кейнс видел свое задание в том,чтобы показать, что равновесие при полной занятости не является случайностью.Общий случай — это равновесие при существовании безработицы, а полная занятость- это лишь особенный случай. Чтобы достигнуть желаемого положения, т. е. полнойзанятости, государство обязано проводить политику для ее достижения, посколькуавтоматически действующие рыночные силы этого не гарантируют.
В своей работе Дж. М.Кейнс подверг критике идеализацию классиками механизма рыночногосаморегулирования, он доказал невозможность самоисцеления экономики в периодэкономического спада. Он отстаивал необходимость государственной политики каксредства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение,выводить экономику из кризисного состояния, содействовать ее дальнейшейстабилизации. Им была не только убедительно доказана необходимость активногогосударственного вмешательства в экономику, но и предложены конкретныеинструменты регулирования.
Концепцию, предложеннуюКейнсом, именуют теорией эффективного спроса.[10]Идея Кейнса состоит в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупногоспроса (общей покупательной способности) воздействовать на расширениепроизводства и предложение товаров и услуг.
Кейнс обратил внимание нато, что ускользало от внимания других экономистов. Он выступил с критикой такназываемого закона Сэя, который разделялся многими из них. Ж. Б. Сэй считал,что «сам процесс производства создает доход, в точности равный стоимости произведенныхтоваров. Это значит, что производство дюбого объема продукции автоматическиобеспечивает доход, необходимый для закупки всей продукции на рынке.Предложение порождает свой собственный спрос».[11]
Нарушения могутпроисходить по отдельным товарам или товарным группам в силу каких-либо внешнихпричин, а не в силу нарушения внутренних взаимосвязей, несовершенства самогохозяйственного механизма. Подобная позиция исходила из безденежного,натурального обмена. Между тем реальная экономическая практика не имеет ничегообщего с «некоторого рода безобменной экономикой Робинзона Крузо».[12]
Аналогии междуробинзонадой и реальной экономической действительностью неубедительны. Нельзязабывать о роли денег и о том, что товары не просто обмениваются «товар натовар», а продаются и покупаются. Если спрос меньше произведенной в обществепродукции, то возникает несоответствие между ними и часть продукции не находитсбыта. Цены не успевают выравнивать спрос и предложение. Здесь действует«эффект храповика». Эффект храповика показывает, что увеличение совокупногоспроса повышает уровень цен, а при уменьшении спроса не всегда происходитпадение цен в течение короткого периода. Суть храповика состоит в том, что ценылегко повышаются, но с трудом понижаются.[13]В случае возрастания спроса цены растут, в случае его сокращения они остаютсяна прежнем уровне. Понизить уровень заработной платы весьма трудно: колесо некрутится в обратном направлении; рабочие и профсоюзы упорно противодействуют.Низкие ставки не устраивают и предпринимателей, они боятся потерятьквалифицированных рабочих. То, что может сделать отдельная фирма, нередкооказывается проигрышем для других фирм. Нормальное функционирование отдельныхфирм — недостаточное условие для успешного функционирования экономики в целом.Когда же произойдет повсеместное снижение заработной платы, то снизитсяпокупательная способность населения, сократится спрос на товары, а это приведетне к снижению (как полагают классики), а к увеличению безработицы. Производствоеще больше сократится, численность потерявших работу возрастет. Кейнс приходитк выводу: размеры общественного производства и занятости, их динамикаопределяются не факторами предложения, а факторами платежеспособного спроса. Вцентре внимания должно находиться рассмотрение спроса и его составляющих, атакже факторов, влияющих на спрос.
По Кейнсу, достижениеполной занятости возможно при наличии эффективного спроса. Под ним понимаетсята величина совокупного спроса на реальный объём национального производства,при которой предприниматели надеются получить максимальную прибыль. Однакодостигнуть полной занятости исключительно за счет действия стихийных силневозможно. В связи с этим Дж. М. Кейнс отложил, как ошибочный, основоположныйзакон классической и неоклассической экономической теории – так называемыйзакон Ж. Б. Сея, согласно с которым предложение автоматически рождает личныйспрос.
Рост совокупного спросатормозят два фактора. Первый — психология потребителей. Кейнс вывел основнойпсихологический закон: «люди склонны, как правило, увеличивать свое потреблениес ростом доходов, но не в той мере, в которой растет доход». Склонность кпотреблению снижается, а склонность к сбережениям растет. Второй негативныйфактор — снижение эффективности инвестиций капитала. С ростом размеровнакопленного капитала норма прибыли снижается пропорционально закона паденияпродуктивности капитала. Совокупный спрос — это реальный объем национальногопроизводства товаров и услуг, которые домашние хозяйства, предприятия игосударство готовы купить при данном уровне цен. Рост совокупного спросатормозят два фактора. Первый — психология потребителей. С увеличением доходовне все они будут направлены на покупки товаров (на повышение уровняпотребления), часть доходов пойдет на сбережения. С увеличением входовсклонность к потреблению понижается, склонность к сбережению возрастает. Этосвоего рода психологический закон. Второй тормоз — снижение эффективностикапитальных вложений. С увеличением размеров накопленного капитала нормаприбыли снижается в силу закона убывающей производительности капитала. Еслинорма прибыли не сильно отличается от нормы процента, то расчет на получениевысоких доходов от расширения и модернизации производства оказываетсямалопривлекательным. Спрос на инвестиционные товары падает.
Чтобы увеличитьинвестиции, которые играют решающую роль в расширении платежеспособного спроса,предлагалось снизить проценты на кредиты, что увеличит разрыв между стоимостьюкредитов и ожидаемой прибыльностью капиталовложений, поднимет их «предельную эффективность».Предприниматели будут вкладывать денежные средства не в ценные бумаги, а вразвитие производства. Чтобы стимулировать эффективный спрос, Кейнсрекомендовал увеличить государственные расходы, инвестиции и закупки товаров.Расчет делался на то, что государство «будет брать на себя все большуюответственность за прямую организацию инвестиций». При этом предполагалось, чторасширение инвестиционной деятельности государства будет направлено преждевсего на организацию общественных работ — строительство шоссейных дорог,освоение новых районов, сооружение предприятий. Намечалось перераспределениедоходов в интересах социальных групп, получающих наиболее низкие доходы. Такаяполитика была призвана увеличить спрос этих социальных групп, повысить денежныйспрос массовых покупателей. Склонность к потреблению в обществе должнаувеличиться.
В итоге, утверждал Кейнс,расширится производство, будут привлечены дополнительные работники и сократитсябезработица. Рассматривая два инструмента регулирования спроса —денежно-кредитный и бюджетный, Кейнс отдавал предпочтение второму. Во времяспада инвестиции слабо реагируют на снижение уровня процентной ставки(денежно-кредитный способ регулирования). Значит, главное внимание следуетуделять не снижению процентной ставки (косвенная форма регулирования), абюджетной политике, в том числе увеличению тех расходов самого государства,которые стимулируют инвестиции фирм.
Выход из положения Кейнсвидел в увеличении инвестиций, отводя им решающую роль в расширении эффективногоспроса. «Поскольку при увеличении занятости затраты потребителей растутмедленней, чем растет цена совокупного предложения, рост занятости выявитсянерентабельным, если только резерв, который образовался, не будет «заполнен»ростом инвестиций». Для обозначения количественной зависимости между приростоминвестиций и приростом национального дохода Кейнс использовал концепциюмультипликатора. По словам Кейнса, принцип мультипликатора дает общий ответ навопрос о том, какколебания инвестиций, которые составляютотносительно небольшую часть национального дохода, способны вызвать такиеколебания совокупной занятости и дохода, которые характеризуются значительнобольшей амплитудой.
Итак, для увеличенияинвестиций необходимо: снизить ставку процента на кредиты; увеличитьгосударственные затраты (расширение государственных закупок товаров и услуг,государственные инвестиции); поднять уровень эффективности капиталовложений.
Вклад Дж. М. Кейнса вэкономическую теорию лежит, в первую очередь, в применении макроэкономическогометода исследования, то есть анализа зависимостей между агрегативнымивеличинами на народнохозяйственном уровне – национальным доходом, потреблением,сбережением, инвестициями, совокупным спросом, совокупным предложением. Сименем Кейнса справедливо связывается появление и развитие макроэкономики какнеотъемлемой части общей экономической теории. Кейнс применил функциональныйанализ для установления количественных взаимозависимостей между экономическимиизменениями.
Господствовавшая допоявления трудов Кейнса позиция пошатнулась.
Со временем большинствоученых-немарксистов оценили теорию Кейнса как «кейнсианскую революцию» котораясделала переворот в экономическом мышлении. Дж. М. Кейнса ставили в один ряд свыдающимися экономистами-классиками, а его труд – с «Богатством народов» А.Смита и «Капиталом» К. Маркса. Появление «Общей теории занятости, процента иденег» вызвало бурную полемику, в которой приняли участие экономисты ведущихстран Запада. Участники дискуссии защищали противоположные точки зренияотносительно проблем, выдвинутых в работе Кейнса. Ведущие представителинеоклассического направления 30-х годов (Г. Хаберлер, А. Пигу) острокритиковали теорию Кейнса со старых позиций. Однако неоклассика была оттесненана второй план, эпоха второй классической ситуации закончилась. Напротив,специфика нового, третьего классического положения лежала в том, что теорияКейнса в ее первоначальном выгляди не стала всеобъемлющей. Учение Кейнсасыграло важную роль теоретической защиты капитализма как экономической системыв годы Великой депрессии. Рецепты Кейнса нашли применение на практике, вэкономических программах, практических мерах и акциях экономической политики.Кейнсианские рекомендации применялись не только в Англии и США, но и в другихстранах Запада. Теория Кейнса дала импульс развитию экономической теории вцелом, но, несмотря на общепризнанную полезность и заслуженный авторитет, уже с30-х годов начался постепенный теоретический пересмотр модели Кейнса с цельюинтегрировать ее в систему общей экономической теории равновесия как отдельногослучая. Этот вариант, под названием «стандартной кейнсианской модели»(«кейнсианско-неоклассического синтеза»), занимал главенствующие положение вструктуре рыночной экономической мысли до конца 60-х годов. Он возник какнаследие трактования теории Кейнса его последователями — ведущими экономистамиДж. Хиксом, А. Хансеном и др. Их трактование объединяло элементы кейнсианской инеоклассической моделей и получило название кейнсианско — неоклассическогосинтеза.
Заключение
Великая депрессия сломалатрадиционное представление об экономической науке.
В период Великойдепрессии общество не только пережило колоссальные экономические и социальныепотрясения, но получило ценный опыт, явившийся основой для дальнейших исследований.
До Великой депрессииэкономика предполагала равновесие спроса и предложения как на уровнехозяйствующих субъектов, так и на национальной экономики. Кризис показал, чторавновесие на микроуровне не всегда распространяется на макроуровень. Экономистампришлось искать выход из этого тупика. В результате экономическая теория быларазделена на микро- и макроэкономику.
Основное их отличие втом, что микроэкономика исследует экономику на уровне индивидуальныхэкономических аспектов, а макроэкономика – на уровне народного хозяйства.Макроэкономика – отрасль экономической науки, которая изучает функционированиеэкономики в целом, поведение экономических субъектов с точки зрения обеспеченияэкономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации инфляции.
Результатом осмысленияэтого опыта стало новое экономическое учение, и, в конечном итоге, весь мирполучил новый импульс к развитию экономики.
Списокиспользованной литературы
1. Курсэкономической теории. Учебник/Под ред. Б. А. Райзберга. – М.: Инфра-М, 1997. –720 С.;
2. Курсэкономической теории. Учебник/Под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. – Киров,«АСА», 2000. — 752 C.;
3. Кэпмбелл Р.Макконелл, С. Брю. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2, т. 11-е изд.М.: Республика, 1995. Т. 1. 400 С.;
4. Носова С. С.Экономическая теория: Учебник для вузов. — М., ВЛАДОС, 2000. 520 С.
5. Смит А.Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. 552 С.;
6. Экономическаятеория. Учебник/Под ред. В. И. Видяпина. М.: Инфра-М., 2001 г. 752 С.;
7. Экономическаятеория. Учебник/Под ред. И. П. Николаевой. М., Проспект, 1999. – 714 С.;
8. Экономика.Учебник/Под редакцией А. С. Булатова. ЮРИСТЪ. Москва 1999. С.;
9. Составлен списоксамых вредных книг XIX-XX веков//www.manwb (Человек без границ).