Реферат по предмету "Философия"


Инженерная деятельность и ответственность инженера за последствия научно-технического прогресса

Введение Ответственность, однако, означает способность оправдывать то, что мы делаем, а прежде всего оправдывать себя самих перед самими собой, перед нашим разумом, перед ближними и перед людьми будущего. Человек каждой эпохи ответствен за то, что он сделает с миром. Он ответствен за мир, но ответствен перед собой и перед ближними в настоящем и будущем; верующий человек, как известно, сверх того ответствен перед неземной инстанцией, которую мы называем

Богом, вручающим нам мир, несомненно, для использования и формовки, но никоим образом не для эксплуатации и уничтожения или вовсе как материал для нашего саморазрушения. Мерилом нашего поведения в мире является как для верующих, так и для неверующих, в конечном счете, жизнь, сообразная природе человека, сохранение гуманности в смысле сформулированного Хансом Йонасом категорического императива этики будущего: «Поступай так, чтобы последствия твоих же

действий были совместимы с постоянностью подлинно человеческого бытия на Земле». Это «подлинно человеческое бытие» означает, конечно, нечто большее, чем простое выживание человеческого вида, оно включает в себя также внимание к достоинству и свободе человека и жизненные условия, которые в основе своей обеспечивают каждому человеку жизнь, достойную человека в данную историческую эпоху. Если мы желаем вместе с техническим прогрессом еще и достичь прогресса в гуманности, тогда мы должны

о технике и ее следствиях размышлять по-новому, тогда мы осознаем больше, чем когда-либо раньше в истории, что техника и инженерная деятельность взаимосвязаны этической и социальной ответственностью. Основная установка человека в научно-технический век заключается, пожалуй, в том, что принципиально выполнимым является все, что люди действительно хотят сделать с напряжением всех сил и средств. Но должны ли мы действительно делать все, что можем?

Мы не должны закрывать глаза на то, что с возрастанием мощности техники увеличивается как благополучие людей, так и опасность злоупотребления. В наше время техника в качестве универсальной силы, равно как и в отдельных своих формах, обрела столь мощное влияние, что часто она решает, что будет с отдельным человеком и человечеством. Так, например, только в наше время ясно поняли и ощутили проблемы истощения сырья, опасности повреждения окружающей среды, угрозы целостности отдельной личности.

И раньше существовали такие феномены как истощение ресурсов, повреждение окружающей среды и личностный и информационный контроль, однако они оставались локально и регионально ограниченными. Теперь это касается каждого; даже если мы закроем на это глаза, оно тем самым не скроется от нас. Принцип свободы действий уже становится немыслимым, а в некоторых случаях — смертельным. Теперь общество уже не может уйти от своей ответственности за выработку ясных ценностных и целевых

представлений о достойной жизни в будущем. Социальное измерение техники является не просто констатацией, а требованием общественной оценки техники и управления, исходящих из социальной ответственности. 1. Специфика инженерной деятельности Беспрецедентный характер нынешней мировой ситуации заключается в том, что до сих пор человечество было господином творения на земле в том смысле, что ни силы природы, ни кто-либо из людей не мог уничтожить или даже прервать человеческий прогресс.

Человечество издавна знало кризисы, вызывавшиеся стихийными силами природы, как-то: землетрясения, наводнения, засухи, эпидемии и т.д. Однако кризисы эти порождались внешними для человека причинами, и он сам был лишь их жертвой. Кризисы же, с которыми пришлось столкнуться современному человеку, являются уже результатом деятельности самого человека, имеют «антропогенный», социальный характер. Человечество ныне находится на таком рубеже своей истории, когда от него самого зависит решение поистине

«гамлетовского» вопроса: «Быть или не быть?» Все это требует углубления самосознания как всего общества, так и каждой личности, и в особенности самосознания людей, непосредственно связанных с развитием науки и техники, в том числе инженеров. Развитие профессионального сознания инженеров предполагает осознание возможностей, границ и сущности своей специальности не только в узком смыслеэтого слова, но и в смысле этого слова, но и в смысле осознания инженерной деятельности вообще, ее целей и задач, а также изменений

ее ориентации в культуре XX века. Инженерная деятельность предполагает регулярное применение научных знаний (то есть знаний, полученных в научной деятельности) для создания искусственных, технических систем - сооружений, устройств, механизмов, машин и т.п. В этом заключается ее отличие от технической деятельности, основывающейся преимущественно на опыте, практических навыках, догадке. Современный этап развития инженерной деятельности характеризуется системным подходом к решению сложных

научно-технических задач, обращением ко всему комплексу социальных, гуманитарных, естественных и технических дисциплин. Однако в развитии инженерной деятельности был этап, который можно назвать классическим, когда инженерная деятельность существовала еще в «чистом» виде: сначала лишь как изобретательство, затем в ней выделились проектно-конструкторская деятельность и организация производства. Обособление проектирования и проникновение его в смежные области, связанные с решением сложных социотехнических

проблем, привело к кризису традиционного инженерного мышления и развитию новых системных и методологических ориентации, к выходу на гуманитарные методы познания и освоения действительности. Целесообразно рассмотреть три основные этапа развития инженерной деятельности и проектирования: 1) классическая инженерная деятельность; 2) системотехническая деятельность; 3) социотехническое проектирование. Возникновение инженерной деятельности как одного из важнейших видов

трудовой деятельности связано с появлением мануфактурного и машинного производства. В средние века существовала, скорее, техническая (а не инженерная) деятельность, органически связанная с ремесленной организацией производства. Инженерная деятельность как профессия, связанная с регулярным применением научных знаний в технической практике, формируется, начиная с эпохи Возрождения. На первых порах ценностные ориентации этой деятельности еще тесно связаны с ценностями

ремесленной технической практики (например, непосредственный контакт с потребителем, ученичество и т.п.). В эту эпоху ориентация на применение науки хотя и выдвигается на первый план в явном виде, но выступает пока лишь как предельная установка. Первые импровизированные инженеры появляются в среде ученых, обратившихся к технике, или ремесленников-самоучек, приобщившихся к науке. Решая технические задачи, они обратились за помощью к математике и механике, из которых заимствовали

знания и методы для проведения инженерных расчетов. Первые инженеры - это одновременно художники-архитекторы, консультанты-инженеры по фортификационным сооружениям, артиллерии и гражданскому строительству, алхимики и врачи, математики, естествоиспытатели и изобретатели. Таковы Леон Батиста Альберти, Леонардо да Винчи, Никколо Тарталья, Джироламо Кардано, Джон Непер.

Знание в это время рассматривалось как вполне реальная сила, а инженер - как обладатель этого знания. Известный историк науки М.А. Гуковский писал в книге «Механика Леонардо да Винчи» (М Л 1947 г.): « Быстрое и принципиально новое развитие техники требует и коренного изменения ее структуры. Техника доходит до состояния, в котором дальнейшее продвижение ее оказывается невозможным без насыщения ее наукой. Повсеместно начинает ощущаться потребность в создании новой технической

теории, в кодификации технических знаний и в подведении под них некоего общего теоретического базиса. Техника требует привлечения науки». Именно двойственная ориентация инженера, с одной стороны, на научные исследования естественных явлений, а с другой, на производство своего замысла целенаправленной деятельностью - заставляет его взглянуть на свое изделие иначе, чем ремесленник и ученый-естествоиспытатель. Если цель технической деятельности - непосредственно задать и организовать изготовление системы, то

цель инженерной деятельности - сначала определить материальные условия и искусственные средства, влияющие на природу в нужном направлении, и лишь потом на основе полученных знаний задать требования к этим условиям и средствам, а также указать способы и последовательность их обеспечения и изготовления. Инженер, как и ученый-экспериментатор, оперирует идеализированными представлениями о природных объектах, но первый использует эти знания для создания технических систем, а второй создает экспериментальные

устройства для обоснования и подтверждения данных представлений. С развитием экспериментального естествознания, превращением инженерной профессии в массовую в ХVIII-ХIХ веках возникает необходимость несистематического научного образования инженеров. Именно появление высших технических школ знаменует следующий важный этап в развитии инженерной деятельности. Одной из первых таких школ была Парижская политехническая школа, основанная в 1794 году.

Эти школы выполняли и исследовательские функции, что способствовало развитию технических наук. Инженерное образование стало играть существенную роль в развитии техники. К началу XX века инженерная деятельность представляет собой сложный комплекс различных видов деятельности (изобретательская, конструкторская, проектировочная, технологическая), она обслуживает разнообразные сферы техники (машиностроение, электротехнику, химическую технологию).

Для современной инженерной деятельности характерна глубокая дифференциация по различным отраслям и функциям, повлекшая за собой разделение на ряд взаимосвязанных видов деятельности. На первых этапах инженерная деятельность была ориентирована на применение знаний естественных наук (преимущественно физики), а также математики, и включала в себя: 1) изобретательство; 2) конструирование опытного образца и 3) разработку технологии изготовления новой

технической системы. Инженерная деятельность, первоначально выполняемая изобретателями, конструкторами и технологами, тесно связана с технической деятельностью (выполняемой на производстве техниками, мастерами и рабочими), которая становится исполнительской по отношению к инженерной деятельности. Связь между этими двумя видами деятельности осуществляется с помощью чертежей. (Для подготовки чертежников, к примеру, в России предназначалось основанное в 1825 году

Строгановское училище технического рисования). Итак, классическая инженерная деятельность включала в себя изобретательство, конструирование и организацию изготовления (производства) технических систем, а также инженерные исследования и проектирование. Путем изобретательской деятельности на основании научных знаний и технических изобретений заново создаются новые принципы действия, способы реализации этих принципов, конструкции технических систем или отдельных

их компонентов. Она «производит особый продукт, объективированный в виде патентов, авторских свидетельств, изобретений и т.д.; используемых в качестве исходного материала при конструировании и изготовлении технических систем. Образцы такой деятельности демонстрировали многие ученые-естествоиспытатели при проведении экспериментов (Гук изобрел микроскоп; Герц - аппаратуру для регистрации и получения электромагнитных волн; Гюйгенс - конструкцию часов, осуществлявшей движение центра тяжести маятника по циклоиде;

Ньютон - телескоп новой конструкции; Эйнштейн - один из изобретателей магниодинамического насоса для перекачки жидких металлов, холодильных машин, гигроскопических компасов, автоматической фотокамеры, электромеров, слухового аппарата и т.п.). Однако для многих инженеров изобретательство было не побочной, а основной или даже единственной деятельностью. В условиях развитой технической науки изобретение основывается на тщательных инженерных исследованиях и сопровождается ими, возникает и необходимость его специальной

проектно-конструкторской подготовки. Конструирование представляет собой разработку конструкции технической системы, которая затем материализуется в процессе ее изготовления на производстве. Конструкция - это связанные стандартные элементы, выпускаемые промышленностью или изобретенные заново, она является общей для класса изделий производства. Исходным материалом деятельности изготовления являются материальные ресурсы, из которых создается изделие.

Эта деятельность связана с монтажом уже готовых элементов конструкции и с параллельным изготовлением новых элементов. Функции инженера заключаются в организации производства класса изделий (например, организация электротехнической промышленности) и разработке технологии изготовления определенной конструкции технической системе. Нередко крупные инженеры сочетают эти три функции в своей деятельности, но в целом эти функции в современном производстве разделены. Инженерные исследования, в отличие от теоретических исследований

в технических науках, непосредственно вплетены в инженерную деятельность, осуществляются в сравнительно короткие сроки и включают в себя предпроектное обследование, научное обоснование разработки, анализ возможности использования уже полученных научных данных для конкретных инженерных расчетов, характеристику эффективности разработки, анализ необходимости проведения недостающих научных исследований и т.д. Инженерные исследования проводятся в сфере инженерной практики и направлены на конкретизацию имеющихся

научных знаний применительно к определенной инженерной задаче. Результаты этих исследований находят свое применение прежде всего в сфере инженерного проектирования. В процессе функционирования и развития инженерной деятельности в ней происходит накопление конструктивно-технических и технологических знаний, которые представляют собой эвристические методы и приемы, разработанные в самой инженерной практике. В процессе дальнейшего прогрессивного развития инженерной деятельности

эти знания становятся предметом обобщения в науке. Постепенно в естественных науках формируются особые разделы, специально ориентированные на обслуживание инженерной практики, появляются специалисты в области прикладных исследований и технических наук, задача которых - обслуживание инженерной деятельности. Технические науки и соответствующие им сферы инженерной деятельности не тождественны. В технических науках развиты особые теоретические принципы, построены

специфические идеальные объекты, введены новые научные законы, разработан оригинальный математический и понятийный аппарат. В них, наряду с доказательством теорем и построением теоретических систем, важное место занимают описания расчетов и приборов и различные методические рекомендации. Специфика технической науки - в использовании ее результатов для конструирования технических систем, эти результаты, как правило, опосредствованы инженерными исследованиями.

Проектирование как особый вид инженерной деятельности формируется в начале XX века и связано первоначально с деятельностью чертежников, необходимостью особого (точного) графического изображения замысла инженера для его передачи исполнителям на производстве. Однако постепенно эта деятельность связывается с научно-техническими расчетами на чертеже основных параметров будущей технической системы, ее предварительным исследованием. «Внутреннее» проектирование

связано с созданием рабочих чертежей (технического и рабочего проектов), служащих основными документами для изготовления технического изделия на производстве; «внешнее» - на проработку общей идеи технической системы, ее исследование. Для проектировочной деятельности исходным является социальный заказ (потребность в создании определенных объектов), ее продукт выражается в особой знаковой форме: в виде текстов, чертежей, графиков, расчетов, моделей в памяти ЭВМ. Результат конструкторской деятельности должен быть обязательно

материализован в виде опытного образца, с помощью которого уточняются расчеты, приводимые в проекте, и конструктивно-технические характеристики проектируемой технической системы. Специализация в инженерной деятельности привела к необходимости ее теоретического описания в целях обучения и для осуществления автоматизации процесса проектирования и конструирования. Обособление проектирования во второй половине XX века привело к кризису традиционного инженерного мышления,

ориентированного на приложение знаний лишь естественных и технических наук и создание относительно простых технических систем. Изменился не только объект инженерной деятельности (им становится человеко-машинная система, вместо машины, устройства), но и сама она превратилась в сложную, требующую организации и управления (то есть нарастал процесс интеграции инженерной деятельности). Для осуществления интеграции потребовались особые специалисты - инженеры-системотехники.

Системотехническая деятельность включает в себя различные виды инженерных разработок и научных исследований, осуществляется различными группами специалистов, занимающихся разработкой отдельных подсистем (в нее вовлечены многие отраслевые и академические институты), кроме того, для ее реализации требуется группа особых специалистов - координаторов (главный конструктор, руководитель темы, главный специалист проекта, руководитель научно-тематического отдела). Подготовка таких специалистов требует осмысления методов

описания самой системотехнической деятельности, среди которых можно выделить три основных: 1) членение системотехнической деятельности по объекту (этапы разработки системы); 2) описание, последовательности фаз и операций системотехнической деятельности; 3) анализ ее с точки зрения кооперации работ специалистов. Членение системотехнической деятельности по объекту связано с последовательной конкретизацией моделей

сложной технической системы. Системотехническая деятельность может рассматриваться как процесс синтеза функциональной модели системы и ее преобразования в структурную модель (или ее реализации). Каждый этап выражается определенными средствами символического и графического представления системы. Функциональная модель воспроизводит протекание в реальной системе субстанции (например, информации), в этой роли могут использоваться алгебраические модели.

Структурные модели делятся на диаграммы протекания субстанции (показывающие последовательность операций) и блок-схемы (в них даны формы субстанции на входах одного и выходах другого элемента). При членении системотехнической деятельности в соответствии со структурой технической системы обычно выделяют следующие ее этапы: макропроектирование (внешнее), микропроектирование (внутреннее) и проектирование окружающей среды, связанное с формулировкой целей системы; разбивка системы на подсистемы (т.е. разделение

и распределение функций); проектирование подсистем; изучение их взаимодействия и интеграция системы. Второй способ описания системотехнической деятельности состоит в выделении в ней последовательности фаз, а в них - цепи действий или обобщенных операций, что соответствует разбивке деятельности с точки зрения временной организации работ, параллельной и последовательной связи между ними; он используется для синхронной организации и установления алгоритма разработки системы, а также для автоматизации проектирования.

Обычно системотехническая деятельность распадается на следующие шесть фаз: 1) подготовка технического задания (аванпроекта), предпроектная стадия; 2) разработка эскизного проекта; 3) изготовление; 4) внедрение; 5) эксплуатация; 6) оценка. Иногда добавляется еще одна фаза - «ликвидация». На каждой фазе выполняется одинаковая последовательность обобщенных операций: анализ проблемной ситуации:

синтез решений; оценка и выбор альтернатив; моделирование; корректировка и реализация решения. Системотехническая деятельность представляет собой комплексный вид деятельности, включающий большое число исполнителей и функций, поэтому возникает необходимость в ее организации. Можно выделить «горизонтальную» и «вертикальную» структуры этой деятельности, первая соответствует типам компонентов и аспектов системы (создание машины, разработка экономических, организационных и социальных

аспектов системы), вторая - общей последовательности работ (инженерное исследование, изобретательство, проектирование, конструирование, изготовление и внедрение, эксплуатация); важнейшими ее компонентами выступают также методологическая деятельность и научно-техническая координация. В настоящее время проектирование уже не может опираться лишь на технические науки. Выход инженерной деятельности в сферу социально-технических и социально-экономических разработок привел

к обособлению проектирования в самостоятельную область деятельности и трансформации его в системное проектирование, направленное на проектирование человеческой (например, управленческой) деятельности, а не только на разработку машинных компонентов. Системное проектирование включает в себя все сферы социальной практики (обслуживание, потребление, обучение, управление и т.д.), а не только промышленное производство. Формируется социотехническое проектирование, задачей которого становится целенаправленное

изменение социально-организационных структур, а главное внимание уделяется не машинным компонентам, а социальным и психологическим аспектам человеческой деятельности. Социотехническое проектирование характеризуется гуманитаризацией. Оно становится источником формирования проектной тематики, вступая в сферу культурно-исторической деятельности. Кроме того, оно делает себя объектом проектирования, вырабатывая нормы и предписания для проектных

процедур и знания об этих процедурах (метапроектирование). Социотехническое проектирование осуществляется без прототипов, оно ориентировано на реализации идеалов (теоретических, методологических и общекультурных). В роли проектировщиков стали выступать и ученые (кибернетики, психологи, социологи). Проектирование тесно переплелось с планированием, управлением, программированием, прогнозированием

и организационной деятельностью, однако на первом плане остаются конструктивные задачи, подчиняя себе все остальные. Стремительно развиваются все новые виды социотехнического проектирования: градостроительное, эргономическое, дизайн систем (художественное конструирование), оргпроектирование. Социотехническое проектирование выходит за пределы традиционной схемы «наука - инженерия - производство» и соприкасается с различными видами социальной практики, где классическая инженерная установка перестает

действовать, а иногда имеет и отрицательное значение. Все это ведет к изменению самого содержания проектной деятельности, которое прорывает (ставшие для него узкими) рамки инженерной деятельности и становится самостоятельной сферой современной культуры. Социотехническая установка современного проектирования оказывает влияние на все сферы инженерной деятельности и всю техносферу. Это выражается прежде всего в признании необходимости социальной, экологической (и

аналогичных) оценок техники, в осознании громадной степени социальной ответственности инженера и проектировщика, в выдвижении проблем ответственности ученых и инженеров за свою деятельность как важнейших для последующего развития научно-технического прогресса. 2. Ответственность ученых за научно-технический прогресс Наука и техника воздействуют на личностные качества их творцов. Чем глубже человек познает окружающий мир, тем большую роль в его деятельности играют нравственные

факторы, и отсюда - моральная ответственность. «Тяжкий путь познания очерчивает перед человечеством круг моральных проблем, которые требуют своего решения пишет А.И. Огурцов. Знание поднимает человека на Голгофу нравственных переживаний, только с помощью его возможно ясное и ответственное поведение, рефлективный и самостоятельный выбор и принятие решений». Здесь во многих случаях мы имеем дело не с возрастанием чувства ответственности современного ученого,

а скорее, с возрастанием чувства его вины. В процессе нравственной оценки своей деятельности и ее результатов ученый приходит к выводу о своей зависимости от общества. Взгляд «исключительности» ученого сменяется пониманием им самого себя как гражданина. Другими словами, деятельность в области науки - это не только деятельность по установлению истины, но одновременно и деятельность гражданина своего общества.

Размышления над нравственной оценкой научной деятельности и формирование профессионально-нравственной ответственности ученого как бы перерастет в чувство социальной ответственности. Последняя находит свое определенное отражение в тех или иных теоретических концепциях. Проблема социальной ответственности ученых осознается на уровне идеологии. В этом случае социальная ответственность не является чисто добавочным и внешним по отношению к научной

деятельности, а выступает как органическая часть этой деятельности. Конечно, если науку рассматривать только как систему знаний, то ученый выступает в роли чистого носителя объективной логики научного познания, деятельность которого этически нейтральна и который не несет никакой социальной ответственности. Но в этом случае мы получаем упрощенную модель науки, которую справедливо сравнивают с проекцией объемной фигуры на плоскость, которую нельзя отождествлять с самой фигурой.

Вопрос о социальной ответственности снимается, место социальной ответственности занимает объективная логика развития науки, т.е. развертывание безличного познавательного отношения. Эта логика, которая на деле всегда реконструируется задним числом, оказывается неким неумолимым и слепым механизмом, однозначно детерминирующим познавательную деятельность ученого; на нее, а не на него в таком случае возлагается вся социальная ответственность.

Понятно, что такая картина развития науки и деятельности ученого далека от реальности. В действительности наука является не только системой знаний, но и особой формой человеческой деятельности, которая не может не руководствоваться чувством социальной ответственности за свой процесс и его результаты. Следовательно, объективная логика развития науки и социальная ответственность ученого не противоречат друг другу и, более того, предполагают друг друга.

Социальная ответственность ученых не есть нечто внешнее по отношению к науке, к деятельности ученых. Она реализуется как в процессе познавательной деятельности ученых, так и в ходе практического применения науки, имеет свои основания в природе научной деятельности. Таким образом, профессионально-нравственная ответственность ученых при определенных условиях может стать отправным моментом ориентации ученых на социальные факторы и формирования их социальной ответственности

на уровне идеологии. Внутреннее осознание долга, суд совести постепенно приводят ученых к осознанию ими ответственности не только перед наукой, своими коллегами, но и перед обществом в целом. Поскольку эта ответственность формируется в определенных социальных условиях и регламентирует взаимоотношения между учеными и обществом, она имеет социальный характер. Выражая требования общества к личности и ее социальным качествам, социальная ответственность на уровне

идеологии представляет собой систему общественных отношений, которые основываются на теоретическом понимании места и роли ученых в обществе, предполагает активное выполнение ученым возложенных на него обязанностей и использование прав, предоставляемых ученому обществом. Мак система социальных отношений социальная ответственность придает научной деятельности социально целесообразный характер, способствует развитию личности ученого и гуманизации общества.

Действительно социальная роль науки в современном обществе не только стимулирует формирование и осознание учеными их ответственности перед обществом, но и требует этой ответственности. Касаясь истории формирования ответственности ученых, отметим, что после первой мировой войны ослабло моральное давление национализма и государственного патриотизма. В тех условиях и встает проблема о нравственной ответственности ученых.

В силу демократического характера науки осознание необходимости применения науки для блага общества медленно изменяет научную среду. «Раз возникнув в ученой среде писал В.И. Вернадский и неудовлетворенное чувство моральной ответственности за происходящее, и убежденность ученых в своих реальных для действия возможностях не могу» исчезнуть на исторической арене без попыток своего осуществления». Стихийно осознавая свою моральную ответственность перед обществом, ученые часто

мучительно переживают за то возможное социальное зло, которое могут причинить обществу совершенные ими научные открытия. Но постепенно в сознании многих ученых выкристаллизовывается мысль о том, что нравственные проблемы и задачи, которые выступают перед современной наукой, могут получить гуманное решение лишь в случае изменения социального положения ученого путем трансформации всей общественной жизни. К осознанию этой социальной трансформации ученые приходят через гуманистическое неприятие негативных

социальных реалий. «Выход один заявил Н. Винер построить общество, основанное на человеческих ценностях, отличных от купли-продажи». В этом же плане высказывается и П. Руссо, утверждая, что «разрешение конфликта наука - общество может быть найдено только в изменении общества или, вернее, его институтов». Все эти и подобные мнения ученых свидетельствуют, что вопрос о социальной ответственности ученых связан с более широкой проблемой о социальном переустройстве общества,

о развитии человеческой цивилизации. Такое понимание социальной ответственности ученых поднимает на новую высоту значимость этой проблемы, делает ее политически актуальной. Таким образом, нравственная и социальная оценка научной деятельности, а отсюда - профессионально-нравственная (на уровне общественной психологии) и социальная (на уровне идеологии) ответственность ученых находятся во взаимной связи. Характер этой взаимосвязи, формирование социальной ответственности ученых зависят

не только от уровня развития науки и ее роли в развитии и функционировании отдельных общественных явлений и общества в целом, но и от существующих в обществе общественных отношений. Знание - сила. Вполне естественно, что воспользоваться этой силой каждый хочет в своих интересах. Заряд гуманизма, содержащийся в науке, проявляется не автоматически, а раскрывается через политику. Только политика, способствующая общественному прогрессу, становится условием реализации гуманизма науки

и формирования социальной ответственности ученых. Формирование ответственности ученых предполагает уяснение различия между сущностью науки и ее социальным существованием, переход от нравственной оценки своей деятельности к ее пониманию сквозь призму общественных отношений. Поэтому естественно, что формирование социальной оценки деятельности ученых имеет свои особенности, определяемые социально-экономическими и политическими условиями данного общества и той ролью, которую

играет наука в обществе. 3. НТП и этико-профессиональная ответственность инженеров Чем выше уровень технологического производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека, его взаимодействия с окружающей средой. Соответственно должна быть сформирована новая гуманистическая культура, в которой человек будет рассматриваться как самоцель общественного развития. Отсюда и новые требования к личности: в ней должны гармонично сочетаться

высокая квалификация, виртуозное овладение техникой, предельная компетенция в своей специальности с социальной ответственностью и общечеловеческими нравственными ценностями. Эти требования особенно важны по отношению к личности инженера, ключевой фигуры научно-технического прогресса. Инженер должен прислушиваться не только к голосу ученых и технических специалистов, но и к голосу собственной совести, и к общественному мнению, особенно если результаты его работы могут повлиять

на здоровье и образ жизни людей, затронуть памятники культуры, нарушить равновесие природной среды. Когда влияние инженерной деятельности становится глобальным, ее решения перестают быть узко профессиональным делом, становятся предметом всеобщего обсуждения, а иногда и осуждения. И хотя научно-техническая разработка остается делом специалистов, принятие решения по такого рода проектам - прерогатива общества. Никакие ссылки на экономическую, техническую и даже государственную целесообразность

не могут оправдать социального, морального, психологического, экологического ущерба, который может быть следствием реализации некоторых проектов. Их открытое обсуждение, разъяснение достоинств и недостатков, конструктивная и объективная критика в широкой печати, социальная экспертиза, выдвижение альтернативных проектов и планов становятся важнейшим атрибутом современной жизни, неизбежным условием и следствием ее демократизации. Изначальная цель инженерной деятельности - служить человеку, удовлетворению его потребностей.

Однако современная техника часто употребляется во вред человеку и человечеству в целом. Это относится не только к использованию техники для целенаправленного уничтожения людей, но также к повседневной эксплуатации инженерно-технических устройств. Если инженеры и проектировщик не предусмотрели того, что, наряду с точными экономическими и техническими требованиями эксплуатации, должны быть соблюдены и требования безопасного, бесшумного, удобного, экологичного

применения инженерных устройств, то из средства служения людям техника может стать враждебной человеку и подвергнуть опасности само его существование на Земле. Эта особенность современной ситуации выдвигает на первый план проблему этики и социальной ответственности инженера перед обществом и отдельными людьми. Проблемы негативных социальных и других последствий техники, проблемы этического самоопределения инженера возникли со времени появления инженерной профессии.

Леонардо да Винчи, например, был обеспокоен возможным нежелательным характером последствий применения своего изобретения и не захотел предать гласности идею аппарата подводного плавания «из-за злой природы человека, который мог бы использовать его для совершения убийств на дне морском путем потопления судов вместе со всем экипажем». Уже в XV в. (есть свидетельства) люди были озабочены социальными осложнениями вследствие технических нововведений, что порой тормозило технический и социальный прогресс.

Однако сегодня человечество находится в принципиально новой ситуации, когда невнимание к проблемам последствий внедрения новой техники и технологии может привести к необратимым негативным результатам для всей цивилизации и земной биосферы. Вместе с тем мы находимся на той стадии научно-технического развития, когда такие последствия возможно и необходимо (хотя бы частично) предусмотреть и минимизировать уже на ранних стадиях разработки новой техники. Перед лицом вполне реальной экологической катастрофы,

могущей быть результатом технологической деятельности человечества, необходимо переосмысление самого представления о научно-техническом и социальном прогрессе. Разумеется, такие последствия развития атомной энергетики, как чернобыльская катастрофа, не всегда можно предсказать. Но необходимо хотя бы пытаться это сделать по отношению к новым проектам, проводить соответствующие исследования, выслушивать мнения оппозиционеров еще до принятия окончательного решения,

создать правовые механизмы, регулирующие все эти вопросы. В развитых западных странах это связано с так называемой «оценкой техники». Так, в 1966 году подкомиссия Конгресса Соединенных Штатов Америки по науке, исследованию и развитию подготовила доклад о непосредственных и побочных следствиях технологических инноваций. В 1967 году председатель этой подкомиссии представил проект закона о создании

«Совета по оценке техники». После многочисленных дискуссий, консультаций, критики различных вариантов законопроекта 13 сентября 1972 года президент США подписал закон об оценке техники. Закон, в частности, предусматривал создание Бюро по оценке техники при Конгрессе США (для обеспечения конгрессменов объективной информацией в данной области). Одновременно в Конгрессе был создан Совет по оценке техники и некоторые другие институции, основной

задачей которых стало раннее предупреждение негативных последствий техники. В Германском Бундестаге аналогичная комиссия для оценки следствий техники и создания рамочных условий технического развития была создана в 1986 году с акцентом на обсуждение проблем охраны окружающей среды. В 1989 году было создано Бюро по оценке последствий техники Германского Бундестага, задача которого сострит в улучшении информационной поддержки принимаемых решений

и интенсификации взаимодействия между парламентом, наукой и общественными группами. Особый интерес представляют инициативы Союза немецких инженеров (СНИ), принявшего в 1991 году директивы «Оценка техники: понятия и основания», адресованные инженерам, ученым, проектировщикам и менеджерам, то есть людям, которые создают и определяют новое техническое развитие. В директивах СНИ предлагается расширенное понимание техники (уже не могущей как совокупность артефактов

быть квалифицированной как этически нейтральная: 1) как множества ориентированных на пользу, искусственных, предметных формаций (артефактов или предметных систем); 2) как множества видов человеческой деятельности и направлений, в которых эти предметные системы возникают; 3) как множества видов человеческих деятельностей, в которых эти предметные системы используются. Предполагается, что техническая деятельность всегда содержит как необходимую компоненту оценку техники,

и не все, что технически осуществимо, должно быть обязательно создано: техника не является ценностно нейтральной и должна удовлетворять целому ряду ценностных требований (критериям экономичности, улучшения жизненного уровня, безопасности, здоровья людей, качества окружающей природной и социальной среды). В директивах СНИ дается следующее определение оценке техники: «Оценка техники означает планомерное, систематическое, организованное мероприятие, которое анализирует состояние техники и возможности ее

развития; оценивает непосредственные и опосредованные технические, хозяйственные, в плане здоровья, экологические, гуманные, социальные и другие следствия этой техники и возможные альтернативы; высказывает суждение на основе определенных целей и ценностей или требует дальнейших удовлетворяющих этим ценностям разработок; вырабатывает для этого деятельностные и созидательные возможности, чтобы могли быть созданы условия для принятия обоснованных решений и в случае их принятия соответствующими институтами для реализации»

(Цит. по: Степин B.C Горохов ВТ Розов М. А. Философия науки и техники: Учеб. пособие М, 1996 с. 397 - 398). Таким образом, оценка техники становится сегодня составной частью инженерной деятельности. Иногда оценку техники называют социально-гуманитарной экспертизой технических проектов. Выделение оценки техники как деятельности с междисциплинарной задачей (специалисты в этой области должны обладать не только научно-техническими и естественнонаучными, но и социально-гуманитарными

знаниями) не означает, что ответственность рядового инженера при этом уменьшается - напротив, коллективная деятельность должна сочетаться с индивидуальной ответственностью. А такая ответственность означает необходимость развития самосознания всех инженеров в плане осознания необходимости социальной, экологической и тому подобной оценки техники. Для полного развития личности инженера необходимо, чтобы он и свой профессиональный мир мог воспринимать

как особую область своего образа жизни. Полной зрелости в развитии личности инженер может; однако, достичь, лишь ощутив свою этическую и социальную ответственность. Эту особую ответственность можно выразить в пяти тезисах. 1. Первейшую ответственность инженер несет за профессионально правильную работу, оптимальное функционирование, надежные результаты. 2. Коль скоро техника не подвержена абсолютному вещному принуждению, а в своей

конкретной форме определяется индивидуальной или общественной волей, инженер, как один из создателей нашего научно-технического мира, является принципиально ответственным за свою деятельность и ее результаты. Если другие люди или их группы принимают решения, то на компетентном специалисте лежит ответственность прежде всего за достаточную информацию лицам, принимающим решения. 3. Инженер должен поставить технику без ограничения на службу гуманизации человеческой жизни в этом

мире, к чему относится также деятельность в целях сохранения мира как условия человечен ского существования в будущем. Инженер должен также принимать во внимание, наряду с техническими, и общие социальные цели и ценности и действенно реализовывать их. К сфере ответственности относится также и информация, выходящая за рамки его профессионального труда на данном рабочем месте, и критические суждения, можно сказать, даже политическая ангажированность, которая в различных сферах влияния может принимать совершенно разные

формы. 4. Непосредственная ответственность и ручательство простираются в принципе лишь настолько широко насколько оказывается действенной сила данной деятельности. Но наша ответственность не ограничивается краткосрочной непосредственностью. 5. Инстанции, привлекающие к ответственности это сообщества специалистов, которые прежде всего являются адвокатами вещных «благ», затем также и общественные инстанции, которые через заботу о качестве должны

выходить на общественно-гуманные измерения. Философы различным образом объясняли мир. Инженеры и все деятели техники изменили его и продолжают изменять. Философ Эдмунд Гуссерль поставил перед философами задачу, которую можно переадресовать инженерам (они для этого лучше предназначены и лучше могут исполнить ее, чем философы). Вывод Несомненно, что человек с издревле обладает техникой, которая с развитием человека сама исторически

изменилась. Только с помощью своего сознания человек может вообще создавать технику, которая ему открывает большие, в сравнении со всеми другими живыми существами, возможности выживания, компенсирующие его недостаточную природную приспособляемость. Далее, именно техника дала человеку все новые и расширяющиеся возможности реализации его духовных способностей. Обладать техникой или создавать ее — есть, следовательно, фундаментальная особенность человека, его коренная потребность, без удовлетворения которой он не может жить как человек

на этой земле В человеческих потребностях следует искать также истоки конкретных исторических форм проявления техники. На основе потребностей, желаний, представлений о целях и ценностях совершается техническая деятельность Но при этом техника порождает новые потребности и представления о целях, которые в данной конкретности на более ранних стадиях не мыслились даже как возможность Философы различным образом объясняли мир. Инженеры и все деятели техники изменили его и продолжают изменять.

Философ Эдмунд Гуссерль поставил перед философами задачу, которую я в заключение хотел бы передать вам как напутствие, поскольку считаю, что вы как инженеры для этого лучше предназначены и лучше можете исполнить его, чем философы, а именно — быть «служителями гуманности». Или если быть несколько ближе к теме этого реферата: ваша задача не только измерять пространство, но и через инженерную деятельность, в сознании своей этической и социальной ответственности «создавать

пространство» для действительно достойной человека жизни.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Heart Disease Essay Research Paper 4 COMMON
Реферат Влияние различных систем обработки чистого пара на урожайность яровой пшеницы в лесостепной зоне
Реферат Новиков, Николай Иванович
Реферат Неоднородность ментального пространства культуры и своеобразие типов его жизнедеятельности
Реферат «П. П. Бажов и "Уральские сказы". Из цикла «П. П. Бажов-мастер, мудрец, сказочник». К 133 годовщине со дня рождения
Реферат Прохождение амплитудно-модулированных колебаний и радиоимпульсов через одиночный контур и систему связанных колебательных контуров
Реферат Электрические свойства сплавов типа твердых растворов
Реферат Дягилев. Великий вождь авангарда
Реферат Невменяемость и ограниченная вменяемость. Понятие, разграничение и практическое значение
Реферат Прецеденты проявления креативных способностей в практике дополнительного образования
Реферат "иерусалим" было подвижным и в разное время
Реферат Механизмы формирования региональной инвестиционной политики
Реферат Из истории десятичных дробей
Реферат Василий Острожский
Реферат 30 сентября 2011г в Центральной детской библиотеке прошла беседа для уч-ся Куйтунской средней школы №1 о вреде наркотиков «я против, а вы?» в форме беседы