Реферат по предмету "Философия"


Заратустра

Чем больше человек стремится вверх, к свету , тем Глубже впиваются корни его в землю , вниз , в Мрак и глубину—ко злу Ф.Ницше Проблемы и вопросы , которые уже на протяжении многих веков рассматриваются психологами , философами , представителями других антропологических наук , связаны прежде всего с человеком .Что представляет собой человек ? В чем его сущность ?

В чем смысл нашего существования ? К чему в жизни должен стремиться каждый из нас ? Можно ли познать человека ? Эти и другие вопросы всегда волновали и будут волновать человечество. Можно давать различные характеристики человека : как существа биологического , психического , социального , космического . Философско – психологический подход стремится определить сущность целостного образа человека пределить наше место в мире , отношение к нему.

С разных позиций , объективных и субъективных , рациональных и иррациональных , можно рассматривать нашу сущность. Уже в эпоху античности древнегреческие мыслители считали человека разумным существом. Можно понять и позиции христианской антропологии—в основе человека главное не разум , а сердце , душа , вера , любовь . Героический образ античности сменен человеком страдающим , покорным , набожным , высокоморальным . Еще больше обостряется проблема дуализма души и тела , соотношение рационального и иррационального

в человеке. В эпоху Возрождения осознается ценность каждого человека , формируется понятие “личности “, особое внимание уделяется ее внутренней жизни , ее идеям , желаниям , стремлениям . Затем наступает время рационализма . Человек—покоритель природы ; разум , интелект – главные его качества . Разум исполняет в человеке роль царя и Бога . Человек—это механизм , машина—наша психика зависит только от мозга , Н.С от тела .Рациональное поведение человека в обществе—вот одна из главных проблем , которыми

должна была заниматься психология в этот период . Но все же долгожданный многими иррационалистами “бунт против разума ” состоялся . Отчасти этому послужили причиной соц политические потрясения конца 19—начала 20 веков . Это был кризис общечеловеческого сознания , который требовал произвести переоценку общечеловеческих ценностей. Люди разочаровались в прежних идеалах , целях и требовали новых. С появлением в философии , психологии , литературе , искусстве таких течений , как

Экзистенциализм , “философия жизни ”, романтизм , сюрреализм, модернизм , сущность человека стали рассматривать в другом ракурсе. Экзистенциализм в противес всему рационалистическому посмотрел на человека как на переживающее , страдающее , трагическое существо . Мы обладаем свободой выбора , а также отвечаем за свои поступки . Большое внимание уделяется духовной стойкости индивида перед лицом враждебного мира .

Все исследования ученых направленны на исследование человека , его сокровенных чувств и переживаний . За метафору этог периода можно взять тезу “человек—творец самого себя”. Только в наших силах раскрыть свою людскую сущность , проявить себя как- либо , реализовать свои творческие способпости в жизни . Мы рождены быть свободными , поэтому человек выбирает каким ему быть в каждый момент своего существования . С этого момента и до наших дней психологов и философов все более интересуют

такие характеристики человека , как волнение , страхи , одиночество , отчужденность , свобода , желания , смерть и др. Сама наша жизнь , окружающий мир стали рассматриваться тоже через призму иррационального. Так , к примеру , представители “философии жизни ” оценивали окр.мир как “хаотический поток жизни “ , несдержанно активный , неразумный , алогический как и сам человек. Наша жизнь – это процесс творческого развития , который противостоит всему неизменному , постоянному.

Лично мне , тяжело не согласиться с этой концепцией . Научному , рациональному познанию противопоставлены неинтеллектуальные методы : интуиция (Ницше , Бергсон , Шопенгауэр ) , переживания (Дильтей) . Можно согласиться , что разум , сознание играют в нашей жизни чисто техническую роль , а основные для нас жизненно-важные процессы происходят без участия интеллекта . Рассматривая проблемы человека , его идеалов , смысла жизни , нельзя , на мой взгляд ,

не упомянуть творчество Фридриха Ницше. Обращаясь к геннезису человеческого общества и культуры , Ницше выделяет интеллект и фантазию как главные качества физически слабого “зоологического вида ”, т.е. человека , с помощью которых он решает практические задачи выживания. В своей нашумевшей книге “Так говорил Заратустра ”, Ницше штурмует весь буржуазный мир с его устоявшимися тусклыми стереотипами , с его пресыщенной культурой

, вялой религиозностью, забвением рыцарства и пассионарной готовности к последней битве с наступающим злом. “Бог умер ” повторяли на разные голоса читатели , не вдаваясь в труды вчитаться , впрочем , “Белокурая бестия ” стараниями пропаганды припечатана к недоразвитому и фельетонному национал- социализму . К сожалению , все слишком запутанно было , да и сейчас есть , в устоявшемся мире , перерабатывающем всякий пророческий жар на потребу дня. Бессмысленно оправдание

Ницше, бессмысленно приспособление его к современному пониманию. Он высказался слишком явно по всем направлениям , чтобы нуждаться в комментариях . Ведь тогда на Западе уже не осталось ни одного затертого образа , ни единого плодотворного источника – и появилась чеканная реяь Заратустры , разметавшая камгни . Ницше , непризнанный пророк , помещенный по нашему недоразумению и боязливости в разряд философов,

вместе со своим героем просто хоронил мир , где не осталось ничего достойного любви. Неудивительно , что урок Ницше поучителен—так от века относились ко всем известным нам пророкам ,и такова была мера их адекватного понимания . Одиночество пророка—это одиночество безумца. Так полагает здоровый мир , гниющий в своих любимых язвах . Возможно, этот испорченный мир и хотел изменить Заратустра , как когда-то это хотел совершить шекспировский

Гамлет. Если внимательно вчитаться в произведение, понять его , то можно сделать вывод , что Заратустра вовсе не был каким-то чудовищем: он любил природу ,первоначально любил и людей. Этому свидетельствуют многочисленные разговоры Заратустры с Солнцем: “Я хотел бы одарять и наделять до тех пор ,пока мудрые среди людей не стали бы опять радоваться безумию своему , а бедные – богатству своему ”. С целью просвещения людей

Заратустра решается даже покинуть свои любимые горы и природу . “Так благослови же меня , ты, спокойное око, без зависти взирающее даже на чрезмерно большое счастье! Заратустра опять хочет стать человеком! ” Заратустра считал , что он несет людям дар просвещения , возможность изменить себя в лучшую сторону.Спускаясь с гор, он был уже убежден , что Бог мертв. На смену ему должен был прийти сверхчеловек . “Человек есть нечто , что должно превзойти.

” Заратустра считал, что люди тоже должны создать что-нибудь выше себя. “Человек для сверхчеловека – это посмешище или мучительный позор . ” С такими идеями он и обращался к народу : “Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке! Сверхчеловек – смысл жизни. ” Шокирующими, на первый взгляд, были суждения Заратустры о нашей душе : “О, эта душа сама была еще тощей , отвратительной и голодной; и жестокость была вожделением этой души!

Разве душа не есть бедность, и грязь , и жалкое довольство собою? ” О человеке: ”Человек—это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в себя его. ” Заратустра считал, что сверхчеловек—это то море, где может потонуть человек со всем его презрением. Часом великого презрения , что интересно, Заратустра считал время , когда наше обыденное счастье становится для отвратительным, также как и разум , и добродетель. “В чем мое счастье, разум , добродетель?

Все это – бедность , грязь и жалкое довольство собою! ” Заратустра , возможно как и многие из нас , устал от добра и зла своего. Как большинство из нас , он презирает самодовольство, жестокость, глупость, нечестность, пассивность людей. Людей, которых сверхчеловек должен поразить ударом молнии, заразить их своим безумием . Сам же Заратустра не был сверхчеловеком, он все еще жалел людей. “В чем моя жалость!

Разве жалость—не крест , к которому пригвождается каждый , кто любит людей. Но моя жалость не есть распятие.” О милосердии Заратустры свидетельствуют и его размышления об уделе преступников: “Нет спасения для того, кто страдает от самого себя . кроме быстрой смерти. Смертная казнь преступников—не мщение , а жалость со стороны судей; это оправдание жизни… Враг, а не злодей надо говорить , больной , а не негодяй , сумасшедший , а не грешник. ”

Заратустра желает , чтобы “безумие называлось истиной, или верностью , или справедливостью ”, чтобы человек был избавлен от мести. “Человек, по словам Заратустры это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком канат над пропастью. ” Что же именно ценил Заратустра в людях? В отличие от высказываний многих выдающихся мыслителей прошлого и настоящего , что человек – это самоцель, герой Ницше называет человека мостом : в человеке можно любить

только то , что “он переход и гибель. ” Заратустра любит тех , кто живет так , “чтобы погибнуть, ибо идут они по мосту”, тех, кто “приносит себя в жертву земле, чтобы земля некогда стала землею сверхчеловека. ” Он любит того, “кто хочет познать , для того, чтобы когда-нибудь жил сверхчеловек… , кто трудится и изобретает, чтобы построить жилище для сверхчеловека и подготовить к его приходу землю, природу, растения ”,тех, “кто не хочет иметь слишком много добродетелей… , чья душа расточается, кто нп хочет благодарности

и не воздает ее: ибо он постоянно дарит и не хочет беречь себя ”, он уважает тех , “кто оправдывает людей будущего и искупляет людей прошлого: ибо он хочет гибели от людей настоящего .” Заратустра ценит человека , свободного сердцем и душой , которые приведут его к гибели. “Умри вовремя, ”—учит Заратустра. Но как это часто бывает , люди не могут осознать смысла необычных, новых для них речей Заратустры, как в свое время не понимали идеи

Сократа , Сковороды, Сартра, Фрейда. Как видим, судьба неординарных личностей – часто оставаться непонятыми и неоцененными обычной серой массой , “стадом ”, в котором нет даже “пастуха ”. А ведь Заратустра просто хотел “учить людей смыслу их бытия, этот смысл есть сверхчеловек, молния из темной тучи, называемая человеком”. Но что же подразумевал сам Ницше , говоря устами Заратустры о приходе сверхчеловека?

Откуда он придет, кто будет его создателем? Различные критики высказывали разные мнения о природе сверхчеловека. Как мне кажется , сверхчеловек не появится из космоса , не восстанет из недр земных или океанских пучин . Его невозможно создать в лабораториях.Возможно , Заратустра подразумевает под приходом на землю сверхчеловека и ему подобных – рождение обычными людьми нового поколения- их детей и внуков.Не зря же он умпомянул о трех превращениях духа: дух—верблюд – лев

ребенок . Внешне новое поколение может быть похожим на своих родителей, но их душевные и психологические качества , система ценностей должны быть более возвышенными, правильными; они должны снова вспомнить уже хорошо подзабытые нами идеалы добра, морали, справедливости, любви; забыть о собственном эгоизме.Для этого они должны хотя бы родиться в обществе без пороков, войн , ненависти и насилия .Заратустра говорит :”Своими детьми хочу я искупить то, что я сын своего отца. ”

Поэтому люди и должны пожертвовать своими материальными, мелочными интересами, собственной выгодой , благополучием, если нужно—то и своей жизнью.Одним словом, своим честным ежедневным трудом подготовить почву для прихода этого долгожданного сверхчеловека, т.е. обеспечить “светлое будущее ” своим детям, последующим поколениям людей , которые призваны восстановить порядок на земле. Но как мы видим, спустя более 100 лет после выхода в свет идей

Заратустры, “сверхчеловек ” все еще не спустился на нашу грешную землю.Подсознательно почти в каждом человеке действует инстинкт самосохранения.Ему чужда идея об отказе от своей выгоды, о принесении себя в жертву каким-либо высшим идеалам.Многие из людей рады были бы остаться тем последнем человеком на земле, жалко довольствоваться собою.Хотя сам Заратустра называл этого последнего человека самым презренным существом , в котором еще многое

осталось от червя. Усталый телом , но с непреклонной душой,Заратустра все же продолжает идти запутанной дорогой жизни,ища единомышленников, учеников и проповелуя свои речи. По мнению Ницше, философия, христианская религия и аскетическая мораль отрывают человека от основ самого существования—от жизни.Времена этих учений давно прошли—нужны новые идеи. Поэтому , когда Заратустра спускался с гор, он уже был убежден , что

Бог-мертв.Иудео-христианская мораль, вера в Бога ,по мнению Ницше, мешают полному самовыражению личности.Заратустра считает, что каждый человек должен иметь свободу, право на созидание новых ценностей. “Я заклинаю вас, братья мои, оставайтесь верны земле… Теперь хулить землю—самое ужасноу преступление, так же как чтить сущность непостижимого выше, чем смысл земли! ” Заратустра презирает тех, кто отрекся от своего тела и земли во имя грез о

Боге. Он критикует идею загробного мира:”Страданием и бессилием созданы все потусторонние миры, и тем коротким безумием счастья, которое испытывает только страдающий больше всех.Другой мир сокрыт от человека, этот обесчеловеченный, бесчеловечный мир. ” Священников, проповедников смерти считает Заратустра своими врагами.Негативно отношение Заратустры также к государству и церкви. “Государство – самое холодное из всех холодных

чудовищ. Государство – медленное самоубийство всех , где каждый теряет самого себя. Церковь—род государства, и притом самый лживый. ” В принципе, такие взгляды присущи человеческому обществу и до Ницше, и в наше время. Заратустра же просто хотел видеть новое поколение ”cвободным от счастья рабов, избавленным от богов и поклонения им ”. “Добрые и праведные” же называли

Заратустру разрушителем морали, хотя, по большому счету, новые правила поведения, основы морали, жизненные советы, проповедуемые Заратустрой, являются во многом положительными, мудрыми и актуальными. “Опуститься в грязную воду, если это вода истины. Любить тех, кто нас презирает, и прсстирать руку привидению, когда оно нас пугает” Он учит людей новой воле, гордости; снисходителен к больным.Заратустра не отрекается от такой характеристики человека , как любовь.

Интересно его понимание этого чувства: “Любовь—это факел, который должен светить всем на высших путях. Любящие—всегда созидающие.Созидать—это великое избавление от страдания и облегчение жизни… Ваша любовь к жизни да будет любовью к вашей высшей надежде—а этой высшей надеждой пусть будет высшая мысль о жизни ”. Ницше считает, что все действия , поступки человека подчинены не шопенгауэрской “воле к жизни”, а “воле к власти”, основе права сильного, которая, как говорил

Заратустра, есть “воля к жизни”.Каждый из нас волен определять, какая сила движет им:”воля к жизни ” или “воля к власти”. В то же время Заратустра критикует тех , кто стремится к богатству и к власти для удовлетворения своих эгоистических потребностей. “От богатства люди становятся еще беднее, от власти—еще немощнее.” Как большинство здравомыслящих людей, Заратустра ценит труд, не любит бездельников, которые пожинают плоды чужого труда. Своеoбразно он понимает проблему войны и мира: “Я призываю вас не к работе,

а к борьбе.Я призываю вас не к миру , а к победе.Да будет труд ваш борьбой и мир ваш победой. ” Как видим, в речах Заратустры не присутствовали крайне античеловеческие, агрессивно-воинственные идеи. Появление сверхчеловека должно было изменить мир, человеческое сознание к лучшему эволюционным путем. Заратустра—“тот , кто пишет кровью и притчами, хочет, чтоб его не читали, а выучили наизусть“. Путешествуя со своими учениками по миру, живя среди людей ,

Заратустра видел много отвратительного, что непременно нужно было изменить.Он ходил среди людей , как среди обломков будущего.Периодичеки он уединялся в горах , ибо чувствовал , что красота сверхчеловека все больше приближается к нему.Заратустра чувствует, что он поднялся уже достаточно высоко,выше звезд , а “кто поднимается на высочайшие горы, тот смеется над всякой трагедией сцены и жизни.”

Провидец, хотящий, созидающий , само будущее и мост к будущему—все это и есть Заратустра.Возможно , и сейчас тень Заратустры ходит среди людей ,просвещая их, а сам он с молчаливым укором смотрит с высот на бесполезную и бессмысленную человеческую жизнь… Можно ли склеить “обломки будущего” , каким быть этому будущему, прийдет ли сверхчеловек теперь это зависит от современного поколения людей. При чем каждый человек должен сам решать , каким качеством

своей души , положительным или отрицательным , руководствоваться в жизни .Ибо прав был Заратустра , говоря, что нет на земле большей власти , чем добро и зло. Борьба добра и зла издавна происходила в душе любого человека . Я считаю, что сам человек , используя совокупность таких качеств , как сила воли, чувства , интуиция, эмоции, инстинкты, разум, сознание и др сможет отдать преимущество светлой или темной стороне его души.

Каждый из нас волен выбирать , каким ему быть, какой должен быть окружающий его мир. Поэтому , на мой взгляд, вопрос “Когда же прийдет сверхчеловек ? Нужен ли человечеству его приход?” и по сей день остается актуальным и в то же время без ответа. Единственное , что более-менее ясно, это то , что человек все же меняется, способен приспосабливаться, в отличие от животных , к новым условиям жизни. Разные науки дают нам различные характеристики, сведения

о человеке , но на мой взгляд, человек продолжает оставаться для нас нераскрытой тайной. Познание самих себя с целью разгадки этой вечной тайны, самосовершенствование и есть смыслом нашего земного существования…



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.