Реферат по предмету "Языкознание, филология"


Цифра в публицистическом тексте

К. М. Накорякова
Частоговорят, что цифры управляют миром;  нет сомнения в том, по крайней мере, чтоцифры показывают, как он управляется.
И.В. Гете
Цифра– неотъемлемый элемент современного публицистического текста. Цифры зачастуюкрасноречивее фактов говорят о событиях повседневной жизни. Оперируя десятьюцифрами, можно выразить беспредельное множество чисел – количественныххарактеристик, без которых сегодня немыслимы публикации на темы экономики,статистики, финансовой политики. Без цифр нельзя представить и хроникуспортивных соревнований.
Вто же время включение цифры в словесный текст часто приводит к очевиднымошибкам, которые не всегда можно объяснить невниманием, небрежностью илинезнанием школьной грамматики. Корни многих наших затруднений лежат значительноглубже. Их следует искать в формировании языкового сознания, в особенностяхвосприятия текста, в истории языка, в истории нашей письменности, на которой мыостановимся подробнее.
Казалосьбы, выбор между словом и цифрой при обозначении числового значения не долженпредставлять особой сложности, тем более что выбор этот оговорен правилами,принятыми издательской практикой. В них, заметим, просматриваются традиционныедля русской письменности представления о том, как следует изображать количествона письме. Числа в пределах первого десятка, легко осознаваемые предметно,рекомендуется изображать словом. Словесная форма используется также для всехколичественных значений в текстах художественной и близкой к ней литературы,где точность передачи количества не играет, как правило, решающей роли. Вслучаях, когда важно сообщить точное числовое значение в литературе научной итехнической, предпочтение отдается цифре. Однако жанровое и стилистическоесвоеобразие журналистских публикаций, активные поиски выразительной формыпредставления в тексте фактического материала часто создают предпосылки дляотхода от общепринятых рекомендаций и делают выбор между словом и цифройпрактически важной задачей.
Цифра,включенная в словесный текст, прерывая ряд слов, всегда останавливает на себевнимание. Цифра “бросается в глаза” зачастую еще до прочтения всей фразы. Напервый план выступает не содержательная информация, а выразительная сторонаколичественной характеристики явления. Не случайно цифры так часто включают взаголовочные элементы публикаций – собственно заголовки, начальные фразы,выделенные шрифтом, лид. “Оптический эффект” цифры хорошо известен составителямрекламных текстов. Специальные исследования позволили им, например, выработатьрекомендации по назначению предельных цен. В пределах от 1 до 9,99 рекомендуютобозначение цен цифрами, оканчивающимися только на 5 и 9. В пределах от 10 до99,99 рекомендуется круглая цифра или оканчивающаяся на 50.
Включеннаяв словесный текст, цифра подчиняется законам, на основе которых формируетсяцелостность словесного текста. Увидев цифру в тексте, мы всегда мысленнопроизносим ее в именительном падеже и лишь при дальнейшем продвижении по текступонимаем, что падеж надо изменить. Приходится останавливаться, возвращаться кначалу фразы – процесс восприятия замедляется и усложняется, тем более чтосклонение многозначных числительных – камень преткновения для многих, даже дляопытных дикторов. Несмотря на то что в устной речи существует явная тенденция купрощению склонения числительных, правила письменной речи пока остаютсянеизменными. Практическая рекомендация в этом случае очевидна: надо такпостроить фразу, чтобы числовое значение входило в нее в именительном падеже.
Донедавнего времени самым большим числом, которое встречалось в газетныхпубликациях, был миллиард. Сейчас мы свободно оперируем числом триллион. Будутли в ближайшее время освоены языком газеты следующие числовые разряды –квадриллион, септиллион и другие, сказать трудно. Однако очевидно, что цифры спятнадцатью и более нулями трудно прочитать и тем более трудно осознать. Ихцифровая запись может служить лишь привлечению внимания, значение же нуждаетсяв специальной расшифровке.
Примеры,взятые нами из журнальной подборки, представляются убедительными: “29 700 000000 000 рублей, или 24,4 процента всех денежных средств россиян, было затраченоими на покупку иностранной валюты в минувшем январе”.
“17000 000 000 000 рублей – именно столько, по словам вице-премьера, расcчитывалополучить государство в виде акцизов...".
Существующаяв практике смешанная буквенно-цифровая запись больших количественных значенийупрощает их написание и облегчает восприятие информации. Сравним заголовок итекст приведенной ниже заметки:
“МОСКОВСКИЕСЫЩИКИ
НЕДАЛИ ПОХИТИТЬ
20МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ
Оперативникииз Управления по борьбе с экономическими преступлениями (ГУЭП) не дали группежуликов облегчить Сбербанк на 20 000 000 000 рублей”.
Буквенно-цифроваязапись в заголовке читается легче.
Трудностипредставляет и образование многозначных порядковых числительных. Так, заголовок“1 100 000 000-й гражданин”, бесспорно, привлечет к себе внимание, но каждыйиспытает затруднение при попытке прочитать его вслух или изобразить на письмесловами. (Предоставляем читателю возможность самому проделать этот простейшийлингвистический эксперимент!)
Впроцессе освоения словом значения цифры между словом и цифрой образуетсясвоеобразная пограничная зона. Затруднения пишущих, вызванные вариативностьюграмматических форм имени числительного и синтаксических связей приупотреблении так называемых счетных оборотов, свидетельствует об активностиидущих процессов. Практическая стилистика фиксирует эти затруднения, но еерекомендации учитываются далеко не всегда, и в тексте журналистских публикацийпоявляются конструкции, которые говорят о непонимании семантики собирательныхчислительных и незнании правил их употребления (… сейчас в нем [валютномсекторе] восемь человек вместо двоих;… разбор повзводно, когда двое долбятпятнадцатерых), а также конструкции, чтение которых затруднит любого читателя(… ледокол обошел Антарктиду за 162 суток). Не принимается во вниманиевозможность выбора между качественной и количественной характеристиками приупотреблении счетных оборотов и т. д.
Особоезначение в журналистском тексте, насыщенном цифрами, приобретает точностьсинтаксических и смысловых связей. Автор газетного текста редко ограничиваетсяпростым предъявлением количественных характеристик, гораздо чаще они выступаютв сравнении друг с другом, выявляют динамику процессов, служат основанием длявывода. Цифра и слово, числовой показатель и единица измерения образуют впредставлении читателя смысловое единство, включение которого в текстнеобходимо оправдать логически. Величины должны быть сопоставимы. Однако частоэто очевидное требование, последствия которого особенно ощутимы при анализеопераций с денежными единицами, нарушается:
Активыбанка к середине III квартала 1995 г. превысили 22 трлн. рублей. Собственныесредства достигли 650 млн. долларов, прибыль 144,5 млн. долларов…
Местныепотребители задолжали за электроэнергию 50 млрд. тенге (663 млрд. долларов),“Казакгелекому” должны около 100 млн. долларов, а “Казакгаз” – одной изгосударственных трубопроводных компаний – 24 млрд тенге.
Читательне сможет сопоставить числовые значения и в том случае, если заимствованные изотчетов данные представлены бессистемно:
Приростпроизводства за первые два месяца года был зафиксирован по легковым автомобилямна 16 % – их произведено 146 тыс. штук, по автобусам – на 2 % (до 6 тыс. штук),а по мотоциклам – в 3,5 раза (до 3,4 тыс. штук).
Провестисравнение между точным и приближенным числовым значением невозможно, так же каксравнить увеличение на указанное количество процентов с увеличением в 3,4 раза.О непроработанности исходного материала свидетельствует в данном случае истилистика текста (оставлена типичная для канцелярского языка конструкция спредлогом “по”).
Стереотипыканцелярского языка часто сопутствуют цифрам даже при описании реальнойжизненной ситуации, когда автор, казалось бы, не должен подпадать под влияниеофициального источника. Особенно часто это проявляется при обозначении пределови приблизительных количественных значений:
Удалосьспасти порядка 47 человек…
STB-Card-Уралпланирует установить в областном центре порядка 10 банкоматов и 20 электронныхкасс.
Учащиесядолжны научить играть на каком-нибудь инструменте 6–15-летнего ребенка.
Цифрекак знаку изначально присуща информативность. Однако обилие цифр далеко невсегда свидетельствует о полноте представлений автора и глубине проникновения всуть явлений. Часто это результат поверхностных наблюдений, поспешности,непродуманного заимствования из оказавшихся под рукой источников. Советруководствоваться здравым смыслом на деле помогает мало.
Попробуемразобраться в цифрах газетной публикации под рубрикой “Путешествие в прошлое”.Автор предлагает нам взглянуть на жизнь простого московского обывателя в 1913г., узнать о его финансовых возможностях, о ценах того времени. Итак,фотоаппарат стоил от 18 до 50 целковых, благовонное мыло – 60 копеек, хорошиесигары – 7 рублей за 100 штук, карманные часы вороненой стали с цепочкой – 1рубль 50 копеек. А вот сгущенное молоко для детей – 85 копеек за банку.Говорится и о том, сколько стоило средство для уничтожения мозолей, посещениебани, поездка на извозчике. Не будем подвергать сомнению точность этих цифр.Они, видимо, заимствованы из газет того времени. Но могут ли приведенные цифрыдать представление о реальной стоимости товаров? Чем объясняется их выбор?Почему названа цена хороших сигар и ничего не сказано о цене на хлеб, молоко,мясо? Как соотнести цены 1913 г. с ценами, существующими сегодня? Ответа на этотвопрос читатель не получит. Несмотря на обилие цифр, материал не информативен.
Цифра– трудный для журналиста вид фактического материала, требующий внимания,точности, знания предмета и владения приемами литературной обработки текста.Цифра в публицистическом тексте выполняет все основные функции фактическогоматериала, выступая не только как информация, но и как аргумент в логическомпостроении, и как эмоционально окрашенная иллюстрация в более свободном, чеманалитическая конструкция, организованном тексте. Так, включив в очерк ороссийском Севере найденный в архиве бланк переписи скота, заполненный вдалеком 1894 г., журналист добавил в текст местного языкового колорита:
Верблюидов- 0, муилов и ослов — 0, тонкорульных овецов — 0, свиньов — 0, козлов — 0,рогатых скотов — 0, рогатых оленей — 2 400, собак всяких — 667, кошек — 1.
«Дляплановиков цифра, статистика — все равно что карта для морехода. Недалеко уйдеткорабль, если на лоции неверно нанесены моря, мели и рифы, в экономикенеточность обходится еще дороже», — писал, предупреждая о сложности работыс цифрами, журналист В. Селюнин, автор многих публикаций на экономические темы.
Способностьосознавать значение цифр, соотносить их друг с другом, быстро делать в умевычисления даны от рождения не каждому. Вводя цифру в текст, журналисту следуетзаботиться о том, чтобы она не прошла мимо внимания читателя и была имвоспринята. Существующие приемы научной популяризации: сравнение сложныхявлений с простыми, а наблюдаемых впервые — с привычными и понятными, — работающим с цифрами известны. Одна группа приемов основывается наматематических методиках — подсчете, вычислении процентов и средних величин,округлении числовых значений, сопоставлении. Уже само предъявление цифры, знакаточного по своей сути, может стать свидетельством достоверности фактов исредством их оценки. Другая группа реализует традиционные приемы риторики. Этообращения к читателю, акцентировка цифровых значений в авторском комментарии,придание ему экспрессивной окраски, замечания о порядке изложения,вопросо-ответные построения, риторические вопросы. Под пером публицистапроисходит своеобразный синтез двух различных подходов к осмыслению числовыхзначений, корректируемый требованиями жанра.
Приведемфрагмент текста экономического обзора, выделив в нем авторский комментарий:
Нетрудноподсчитать, что если 97 815 кв. метров составляют 73 процента полугодовогоплана ввода жилья, то весь план на полугодие — 134 тысячи кв. метров. Тем жеспособом исчисляем план подряда — 90,5 тысячи (выше были приведены цифры,позволяющие сделать этот расчет — К. Н.). План строительства хозспособом (134тысячи минус 90,5 тысячи) составляет 43,5 тысячи квадратных метров. Этавеличина равна примерно трети всей программы жилищного строительства (43,5тысячи от 134 тысяч). Как видим, пресловутым самостроем в области было намеченосоорудить очень высокую долю жилищ. А что вышло на практике? Из 97 815 кв.метров всего ввода 92 815 кв. метров падает на подряд. Значит, хозспособомвведено остальное, или около 5,5 тысячи кв. метров. Сравним эту цифру с планом«самостроя» (43,5 тысячи) и выясняем: задание исполнено едва на 12-13процентов.
Втексте обзора много цифр, обозначающих большие величины, целые и с десятичнымидолями, много процентных показателей. Читателю трудно в них разобраться, иавтор приходит ему на помощь. Он не оставляет в своем комментарии без вниманияни одну цифру, объясняет ход математических операций, предлагает читателюпровести вычисления (это проверенный способ удержать внимание и подвести к самостоятельномувыводу).
Втаком жанре, как очерк, расчеты обычно несложны и часто ведутся «затекстом». Перед нами очерк, написанный тем же автором, что и приведенныйвыше. Приемы представления цифр здесь те же, что и в обзоре, но«работают» они по-другому. Если в обзоре цифры были главным предметомисследования, расчеты велись для того, чтобы выявить их скрытый от читателясмысл, в очерке анализ количественных показателей и «картины жизни»выступают в единстве. Комментарий к цифрам дается в ходе спокойной беседы считателем, определяющей общую тональность изложения и выбор выразительныхсредств, скупую и точную оценку ситуации (текст очерка приводится ссокращениями):
Зима1984/85 г. надолго останется в памяти железнодорожников. Машинист зачастую невидел перед собой рельсов и вслепую таранил сугробы. В Министерстве путейсообщения нам показали снимки: узкие туннели путей, по бокам снежные стены вдва человеческих роста… на огромном полигоне магистралей резко сократилосьдвижение, грузы не удавалось протолкнуть. Упали перевозки угля, леса,удобрений, горючего:
Когдаснега растаяли, предстояло спокойно разобраться в уроках, преподанных стихией.Они лишь высветили и до предела обострили недуги, коими транспорт страдает ужеизрядное время…
Выясним,что же происходит с железнодорожным транспортом.
… Чтобыоценить значение липшего часа под погрузкой, мы проследим, какими перевозочнымиоперациями занят вагонный парк. Для анализа взят благополучный период, когда ненаблюдалось ни заносов, ни морозов. Вот что показал расчет. Из каждых 100вагонов в любой момент находится непосредственно в движении только 22. Еще 10вагонов стоят на промежуточных станциях (это нормально — без остановок грузовне возят). 9 вагонов находятся под погрузкой и разгрузкой у клиентов назаконном основании и еще один — там же, но уже незаконно, посколькугрузополучатель не уложился в нормативный срок.
Вотэтот-то последний вагон, единственный в каждой сотне, стал поводом кмноголетней «холодной войне» с клиентурой, на нем прямо-таки светклином сошелся. Но мы насчитали в работе 42 вагона из сотни. Где же остальные58? Они простаивают в хозяйстве МГТС. Не многовато ли? И что всего неприятнее,это число растет.
Ещеодин пример из очерка:
Нескольколет назад в газету написал шофер. Читатель сообщил любопытный факт. Бригадаводителей вывозила продукцию обувной фабрики. Интереса ради они сложили попутевым листам вес груза за день, а результат разделили на количествовывезенной обуви. Оказалось, что один ботинок весил в среднем 12 килограммов.
Ситуация,описанная здесь, предельно проста и не требует специальных пояснений.Единственная цифра — результат подсчетов, проведенных не автором, а героямиочерка, но цифра красноречивая!
Висследованиях публицистического стиля цифры обычно не рассматривают какорганическую часть газетного текста, считая их принадлежностью деловыхдокументов и научной литературы [2]. Отсюда и главная рекомендация — умеренноиспользовать цифровые данные. Однако журналистская практика опровергает этуточку зрения, активно реализуя возможности, возникающие на границе между двумяуровнями общей системы языка — цифрой и словом. Представление о тексте как осмысловом и стилистическом единстве не допускает дискриминации входящих в негоэлементов.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.gramota.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.