Унанимизм— литературное течение, возникшее во Франции около 1906 как реакция противсимволизма, с его асоциальностью, аполитизмом и уходом от действительности, отчеловека. Идеология «унанимизма» зародилась в так наз. группе «Аббатства»,образованной содружеством молодых поэтов (Ж. Дюамеля, Ш. Вильдрака, Ж.Шеневьера, П.-Ж. Жува, Р. Аркоса) во главе с Ж. Роменом. В настоящее времябольшинство унанимистов (в том числе Л. Дюртен, А.-М. Барзен, тоже примыкавшиек «аббатам») отказываются от этой «клички» и утверждают (даже Ж. Ромен), чтоникакой «школы унанимистов» не было. Однако не подлежит никакому сомнению, чтоуказанных поэтов объединяли как общее мировоззрение, так и общность взглядов напоэзию и поэтическую технику, общность тем и мотивов поэтического творчества ит. д.
Всеэти поэты стремились вернуть поэзии, с одной стороны, «душевность», лирическуюнепосредственность, с другой — насытить ее социальным содержанием (сочувствие кэксплоатируемым, проповедь единения народов и т. п.). У., полностьюразвернувшийся в творчестве Ж. Ромена, есть одновременно и определеннаяидеологическая система и своеобразный творческий метод. Как мировоззрение У.представляет собою разновидность мелкобуржуазного гуманизма. Унанимисты считаютзадачей художника показать «единодушную» (unanime) жизнь существ и вещей. Онистремятся обнаружить некую мистическую связь, общую «душу» того или иногослучайно образовавшегося или постоянного коллектива — сборища, группы.Унанимисты культивировали своеобразную поэтическую форму, являвшуюсяестественным выражением их установки на поэтическое творчество. «Поэзия, —говорит Ж. Ромен, — должна быть непосредственной, то есть являться прямымвыражением, безо всяких прикрас, всей той действительности, которую постигаетнаша душа». Поэтический стиль унанимистов не признает символов, аллегорий,отвергает и классические размеры и vers libre символистов, прибегая вместо нихк свободно текущему ритму. Принципы унанимистского стиля изложены в двухтрактатах, один из которых написан Роменом и Шеневьером, а другой — Дюамелем иВильдраком.
Гражданскаяструя в У. особенно отчетлива у Шеневьера, Вильдрака, Аркоса и Жува. Как«социальные» поэты унанимисты находились под влиянием французского реформизма.Империалистическая война породила в их творчестве резкие протесты противмилитаризма и сочувственные отклики на революцию в России. Как «социальныепоэты» унанимисты находились под влиянием французского реформизма. Во времяпервой империалистической войны они были пацифистами; их антивоенный протестбыл весьма умеренным. Политическая позиция бывших унанимистов в послевоенныегоды характеризуется постоянными колебаниями, неустойчивостью.
Списоклитературы
Vildrac Ch. et Duhamel G., Notes sur la technique poétique, 1910
Romains J. et Chennevière G., Petit traité deversification, 1923. Об унанимизме: Lalou R., Histoirede la litterature française contemporaine, 1922 (посл. изд. 1931)
Florian-Parmentier E., Histoire contemporaine des lettresfrançaises, 1914
Montfort E., Vingt-cinq ans de litterature française, 1924
Clouard H., La poésie française moderne..., 1924
Cuisenier A., J. Romains et l’unanimisme, 1935.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта feb-web.ru/