Реферат по предмету "Языкознание, филология"


Словообразовательный тип, модель и понятие продуктивности

Реферат студента  ОЗО  Института ФилологииЕсипенко Александра
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Введение
Современныйанглийский язык располагает многими способами образования новых слов, к числукоторых относятся словопроизводство, словосложение, конверсия, сокращения,адъективизация, субстантивизация, обратное словообразование,лексико-семантический способ, чередование звуков и перенос ударения     вслове.
Словопроизводство– это способ образования слов с помощью аффиксов-суффиксов и префиксов,которые, вступая в различные комбинации с основами слов (и др. образованиями),образуют новые слова. В процессе словопроизводства в качестве строительногоматериала используется основа слов (словосочетания) и аффиксы, составляющиеисключительно процесс словопроизводства, его, так сказать инвентарь, илишенные, в отличие от слова, синтаксической самостоятельности. Функциональноаффикс и слова существенно отличаются друг от друга, представляя собойобразования, относящиеся к разным языковым уровням. Первое –       к уровнюморфем, второе – к уровню словосочетания и предложения.
Словосложение какспособ образования слов путем сложения основ в современном английском языкеявляется одним из самых продуктивных способов. Сложение отличается отсловопроизводства, прежде всего характером обозначения явлений.
Сложное словообразуется из основ слов, которые находятся между собой в определенныхструктурно-семантических отношениях, сходных с подобными отношениями языковыхобразований иного плана, а именно словосочетаний и предложений.
При образованиисложного слова происходит процесс выделения, уточнения или конкретизациипризнаков предмета или явления, причем сложное слово, как и производное, составляетпринадлежность определенной семантической группы слов.
Одним из основныхв словообразовании, как разделе лингвистики, является понятие моделирования,модели. «Словообразование формируется, существует и функционирует как областьмоделирования мотивированных (вторичных) наименований». Образование новых словосуществляется в языке в подавляющем большинстве случаев в соответствии с существующимсловом, представленным в виде определенных образов. Подобные образы рассматриваютсякак некоторая абстрагированная от конкретного лексического содержания структура– словообразовательная модель.
В английском языкеприменительно к словообразованию наиболее часто употребляются слова pattern, реже model. Patternопределяется как design to be copied, person or a thing to be copied «образец для копирования, лицо или предмет, с которогоможно копировать или которому следует подражать», назначение слова type – person, thing, event, etc. considered as an example of a class or a group «лицо, предмет, явление и т. д., рассматриваемое какобразец, представитель класса, группы».
Таким образом, и ванглийском языке слова pattern «модель» и type «тип» имеют то же значение, что и соответствующие имрусские слова «модель», «тип».
Характернойособенностью словообразовательной модели является ее абстрактность,отвлеченность от конкретного лексического значения или у всей модели, как тоимеет место у моделей сложных слов, или у ее какой-либо части, что свойственнодля моделей производных слов, дает возможность осуществлять ейсловообразовательную функцию; именно свойство абстрагированности делает модельобразцом для подражания, своеобразной матрицей, по которой «печатаются» новыеслова.
Как и любая другаямодель, словообразовательная модель имеет свои отличительные признаки.Основными ее признаками являются:
а) общеекатегориальное значение: принадлежность к определенной части речи, определенномулексико-семантическому разряду слов как в пределах одной части речи, так и свозможным охватом нескольких частей речи;
б) структурныйсостав, т. е.  из каких словообразовательных элементов она состоит;
в) характерструктурно-смысловых отношений ее компонентов;
г) еесловообразовательное значение, характер смысловой связи с производящим словом,или мотивация этой связи;
д) еесловообразовательная активность, иначе, продуктивность.
По своимособенностям продуктивные модели слов в современном английском языкераспадаются на:
а) моделиморфологические;
б) моделисемантические.
В составморфологических моделей входят:
1) основы (слова),включая и основы – частотные компоненты;
2) суффиксы иполусуффиксы, префиксы и полупрефиксы.
Что же касаетсясемантической модели, то в английском языке эта модель действует дляобразования слов, относящимся      ко многим частям речи (от существительныхобразуются глаголы – we breakfasted and coffeed; от глаголов – существительные find «находка», catch «улов»;от наречия – существительные ins and outs «входы и выходы»).
Продуктивность.
Продуктивностьявляется одной из главных характеристик самых различных языковых единиц. Особоезначение продуктивность приобретает в словообразовании, и в частности прихарактеристике словообразовательной модели, являющейся центральным механизмом всоздании новых слов.
В словообразованиипонятие  продуктивности распространяется, кроме моделей и на аффиксы, основы,т. е. словообразовательные элементы, а также и на способы словообразования.
Продуктивность втеории словообразования имеет синонимичный термин – «словообразовательнаяактивность», под которым подразумевается способность того или иного образования,например, словообразовательного элемента, образовать новые слова.
Продуктивнымиследует считать такие модели, по которым на данном этапе развития языкаобразуются новые слова.
В английском языкепримером высокопродуктивных можно считать модели производных слов с суффиксами:v+ er(teacher), n + able (readable), n + less (colourless), n + like (catlike), n (adj) + ize (ideologize); с префиксами: un + adj (unemployable); модели сложных слов: n + n (foodscience); n + adj (dustfree); имодели сложнопроизводных слов: n + v + er (price-raiser), adj (n) + n + ed (loud-voiced).
В качествемалопродуктивных выступают модели производных с суффиксами: n + en (woolen), n + ous (dangerous); спрефиксами: be + v (becloud) и модели сложных слов v + v (make-believe), v + adv (speak-easy) и др.
Продуктивность неявляется постоянным свойством модели, она в определенный период развития языкаможет изменить характер своей продуктивности и перейти из класса неактивныхмоделей в активные.
При характеристикемодели помимо продуктивности и количественного объема часто используется еще ипонятие употребительности слов данной модели. «Употребительность в определенныхусловиях может стать сопутствующей причиной, усиливающей или ослабляющейпродуктивность той или иной словообразовательной модели».
В английском языкепрямая зависимость от того лексико-стилистического слоя, в котором находят своеупотребление слова данной модели, определенным образом сказывается не только настепени продуктивности, но и на продуктивности вообще.
Во-первых, вразных лексико-семантических слоях языка продуктивность одних и тех же моделей,как известно, может варьироваться. Во-вторых, различные слои языка отличаютсядруг от друга набором определенных моделей, специфичных для этого слоя(общелитературная лексика, сленг, научно-техническая лексика,общественно-политическая лексика, различного рода терминологическая лексика:биологическая, медицинская, химическая, физическая и т. д.)
К сленгу относятсяв основном модели с полуаффиксами        -crazy «одержимый,помешанный на чем-либо»: car-crazy, speed-crazy; -happy «одержимый, довольный»: dollar-happy «рад, чтоесть деньги», skirt-happy «одержимый женщинами».
Для медицинской ибиологической терминологии характерны модели с полупрефиксами immuno-, cardio-.
В техническойтерминологии употребительна модель с префиксами mono-, mon-, -meter.
Итак, в английскомсловообразовании имеются:
а) модели сразличной степенью продуктивности в зависимости от лексико-стилистическогослоя, в котором они используются;
б) модели,употребляемые преимущественно в определенном лексико-стилистическом слое;
в) моделиуниверсальные, продуктивные во многих лексических слоях.
Анализируяпродуктивность моделей в современном английском словообразовании, следуетподчеркнуть весьма существенное обстоятельство, которое характеризует процесс вцелом. Это сравнительная легкость образования в речи как устной, так иписьменной сложных и производных слов.
Продуктивностьсловообразовательной модели обуславливается как экстралингвистическимипотребностями, так и причинами лингвистического языкового плана.
Экстралингвистическаяпотребность в выражении новых понятий является определяющей в развитии системысловообразования и продуктивности отдельных моделей, причем происходит отбортех моделей, которые способны наиболее адекватно выразить новое явление.
Говоря обэкстралингвистических потребностях создания новых слов, следует упомянуть осоздании так называемых «модных» слов и использовании для этого «модных»суффиксов и соответственно словообразовательных моделей. Употребление этих словчаще всего ограничивается рамками словоупотребления определенных групп людей (gimmick «шутка,ловкое приспособление», swell «отличный, первоклассный», sophisticated «сложный,трудный, непонятный» и т.д.).
Создание слов  нетолько, и далеко не всегда, диктуется потребностями общества в выражении новыхпонятий, явлений.      В речи, как устной, так и письменной, имеет местообразование слов, которые вовсе не выражают что-то новое, новое понятие, новуюидею.
В огромномколичестве случаев, создаются слова, обозначающие явления не новые, не вновьпоявившиеся или открытые, а явления уже существующие, но выраженные другимиязыковыми средствами, например словосочетаниями. Кроме того, в языке существуеттенденция к краткости выражения, к экономии речевых средств, «слово – болеекраткий способ обозначения понятия, чем сочетание слов, более экономноесредство выражения».
Наряду ссоциальными экстралингвистическими потребностями в обозначении каких-либоявлений словообразование призвано выполнять и другие функции. Среди последнихнаиболее значимой является функция образования новых слов для удовлетворенияпотребностей рациональной организации высказываемого смысла, более точноговыражения мысли (an opener of doors – one who opens doors, a great arranger – one who can arrange anything).
Задача болееточного выражения мысли или создания стилистического эффекта решается путемварьирования словесного материала, его различного расположения в контексте имногими другими синтаксическими средствами (Television-watching had left its mark on her gestures. Everyone was shoulder-punching one another).
Итак,словообразовательная модель, как видно из вышеизложенного, широко используетсядля выполнения различного рода синтаксических потребностей в организациисмыслового содержания высказывания и этим не отличается от синтаксическихсредств. В силу этого ее следует считать одним из синтаксических средстворганизации текста.
Помимо целейобозначения новых явлений в обществе (узуальное словообразование) или целейсинтаксической организации текста (синтаксическое словообразование), имеетсяеще и цель выразить словообразовательными средствами стилистические потребностиговорящего, автора. Этот вид словообразования называется стилистическим.
Как известно,слово может иметь коннотативное значение и выражать различные эмоциональные иэкспрессивные оттенки. «Экспрессия представляет собой выразительные качестваречи, которые отличают ее от обычной, стилистически нейтральной, делает речевыесредства яркими образными».
В качестве одногоиз средств экспрессии широко используется и словообразование, когда с помощьюсловообразовательных средств выражаются различные эмоциональные и экспрессивныехарактеристики обозначаемого явления.
В словообразованиив качестве экспрессивных средств выступают:
а)словообразовательные элементы: суффиксы, префиксы, основы, обладающиеэмоциональным или экспрессивным коннотативным значением;
б) необычнаясмысловая сочетаемость производных и сложных слов с другими словами впредложении (oldie «старичок, старушка»; islet «островок»; rhymster«рифмоплет»; mistrust «недоверие»; non-moral «неэтический» и т. д.).
Итак,продуктивность той или иной модели определяется потребностями узуального,синтаксического или стилистического словообразования. В соответствии схарактером и целями создания новые слова оказываются неоднозначными,неодинаковыми   с точки зрения их информативной и коммуникативной значимости.
В лингвистическойлитературе слова речевые (стилистические и синтаксические) чаще всего носятназвания окказиональных, потенциальных, контекстуальных, причем термин«окказиональные» в последнее время стал все чаще употребляться применительно ковсем речевым словам.
Потенциальныеслова фиксируются в речи, они существуют    в отдельных образах прежде всегописьменной речи, тем не менее подобные слова «рождаются дважды, трижды, вообщенесколько раз, под пером разных писателей и подчас в каждом случаесамостоятельны».
Потенциальностьимеет две стороны: одна – внутренняя – как способность модели образовыватьподобные слова и как возможность реализации этой способности, и вторая –внешняя – отношение вновь образованного слова к словарному составу языка.«Всякое  созданное в речи слово… может войти в обращение. Но до тех пор, покатакое слово не стало воспроизводиться в общественном масштабе в процессеобщения, оно, собственно, может быть признано лишь «потенциальным словом», невошедшим       в словарный состав языка, не существующим в качестве егословарной единицы» (А. И. Смирницкий). Примеры подобных потенциальных слов: stone-cold,world-wide,well-done, masklike и т.д.
Что касается словстилистического плана, то, по-видимому, их следует считать окказиональными,поскольку их образование носит сугубо индивидуальный характер. Это в основномавторские слова, представляющие собой продукт индивидуального творчества.«Окказиональные слова отличаются тем, что при их образовании нарушаются (обычносознательно, в целях экспрессивности) законы построения соответствующихобщеязыковых единиц, нормы языка».
Одним из факторов,имеющих весьма существенное значение в определении характера продуктивности тойили другой модели, является внутренняя валентность или смысловая сочетаемостькомпонентов вновь образуемого слова. Понятие валентности, как правилсочетаемости слов при образовании словосочетания и предложения было перенесенона словообразование, где оно получило название внутренней валентности –закономерности сочетаемости основ, аффиксов при образовании нового слова.Основы слов, аффиксы, обладая определенным значением, при образовании новогослова вступают между собой в определенные семантические отношения, реализуемыеих смысловой сочетаемостью.
Английскоесловопроизводство характеризуется наличием ряда синонимических аффиксов: так,для обозначения деятеля имеются такие суффиксы, как -er/or, -man, -ist, -ee, и т. д.;для обозначения абстрактных имен действия -ship, -hood, -dom; длявыражения различных качеств – суффиксы -ish, -y, -ed, -ic, -al и др.; длявыражения отрицания – префиксы un-, non-, dis-, de- и др. Модели с синонимичными аффиксами не во всех случаяхобладают одинаковой продуктивностью при наличии однозначногословообразовательного значения, среди них имеются модели с самой высокой именее высокой продуктивностью. В этом  случае один аффикс начинаетиспользоваться в образовании новых слов этой модели чаще, чем другиеаналогичные аффиксы, т. е. он оказывается в словообразовательном плане болееактивным.
Итак,словообразовательная активность основ и аффиксов является тем фактором, которыйоказывает определенное влияние на продуктивность словообразовательной модели.
Проблемапродуктивного словообразования наиболее актуальна в настоящее время. Изучениевсех факторов, оказывающих влияние и обусловливающих процесс создания слова, вих совокупности позволяет не только ответить на вопрос, как делаются новыеслова, но и проанализировать сам процесс создания слов в будущем. Длявыполнения этой задачи потребуются усилия многих исследователей, причемнаиболее эффективными были бы комплексные исследования с привлечениемспециалистов по социологической, психологической и логической проблемамязыкознания.
Список литературы:
П. В. Царев.Продуктивное именное словообразование в современном языке. М., 1984.
О. Д. Мешков.Словообразование в современном английском языке. М., 1976.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Неорганические и синтетические носители для иммобилизованных ферментов
Реферат Сетевые и иерархические модели данных
Реферат Состояние и пути совершенствования СКД в ДДТ У Вознесенского моста
Реферат Гражданско-правовой договор: понятие, виды, формы, особенности расторжения и заключения
Реферат Cырьё материалы способы изготовления упаковочных материалов и тары из металла для мясных консервов
Реферат Общие представления о формировании планет комет и астероидов
Реферат Анализ книги Н.А. Бердяева "Истоки и смысл русского коммунизма"
Реферат Is Hell Endothermic Or Exother Essay Research
Реферат Хронограф по И.А. Бунину
Реферат Gerard David And Mary Cassatt Essay Research
Реферат Seamus Heaney Essay Research Paper Heaney
Реферат «Менеджмент производственного бизнеса (предпринимательство)»
Реферат Napoleon Essay Research Paper Essay OutlineThe Fall
Реферат Игровая эстетика постмодернизма в городской среде
Реферат Summary Of She Walks In Beauty Essay