--PAGE_BREAK--1.2. Проблемы бюджетной политики XXIвека
Таблица 1
Основные показатели федерального бюджета в 2004-2008 гг., млрд. руб.
2004,
отчет
2005
Прогнозный период
2004-
2006*
Федеральный
закон
Оценка
2006
2007
2008
Доходы, всего
Расходы, всего
Профицит
Стабилизацион-
ный фонд РФ:
средства на конец года**
3428,9
2698,9
730,0
633,4
739,4
3326,0
3047,9
278,1
145,1
884,5
4970,7
3497,0
1473,7
686,3
1425,7
5046,1
4270,1
776,0
816,6
2242,3
5089,7
4658,6
431,1
357,9
2600,2
5780,9
5310,8
470,1
470,1
3070,4
13446
10466
2980
2136
…
ВВП
16751,5
18720
210000
24380
27840
31300
62132
* 2005 г. – оценка
** С учетом остатков средств федерального бюджета, зачисляемых в Стабфонд до 1 февраля следующего года.
Считая основной целью бюджетной политики на грядущий год и на среднесрочную (до 2008 г.) перспективу сохранение достигнутой макроэкономической устойчивости», Министерство финансов РФ как главное финансовое ведомство федерального правительства накапливает бюджетные средства на счетах в Банке России ради «стерилизации избыточного денежного предложения». При этом в нынешних уникально благоприятных внешнеэкономических условиях на центробанковских счетах аккумулируется огромный профицит федерального бюджета: 4,4 % ВВП в 2004 г., 7,0 – в соответствии с оценкой ожидаемого исполнения бюджета – 2005 и 3,2% — по проекту бюджета-2006; суммарный профицит федерального бюджета за 2004-2006 гг. ожидается в размере 2980 млрд. руб., т.е. в 4,8% соответствующего суммарного ВВП.[1]
Естественными являются вопросы: действительно ли так динамично развитие экономики, растут ли так быстро доходы, что страна не успевает их расходовать, на самом ли деле так хорошо профинансирована бюджетная сфера, что поступающие доходы оказываются избыточными с точки зрения целесообразности увеличения расходов?
Абсолютные и относительные величины дефицита или профицита бюджетов отражают качество работы по реализации установленного Бюджетным кодексом принципа сбалансированности бюджетов, т.е. равенства доходов и расходов, покрытия планируемых расходов мобилизуемыми в бюджет доходами.
Эффективная бюджетная политика государства невозможна без быстрого роста социально и технологически ориентированных государственных расходов, благодаря которым государство способно придать необходимую направленность всей промышленной политике, изменить структуру производства с учетом реальностей международной конкуренции и собственных потребностей. Активная структурная политика государства может потребовать планирования дефицитов бюджетов. Предусматриваются наиболее щадящие источники покрытия дефицита, перераспределяются первичные доходы, которые традиционно менее эффективны, используется институт государственного внутреннего долга.
Что нового в бюджетной политике в условиях перехода от дефицитного бюджета к профицитному?
Во-первых, теперь формируется профицит, но все равно при первичном дефиците. Внешним займам все в большей степени приходят на смену внутренние займы, причем последние становятся не очень краткосрочными, как ГКО, а долгосрочными (на начало 2004 г. Облигации со сроком обращения от 5 до 30 лет составляли 455,8 млрд. руб. из 682 млрд. руб. общего объема внутреннего долга). [2, с. 6]
Во-вторых, вместо дефицита формируется профицит за счет отказа государства от полноценного финансирования бюджетной социальной сферы, которая все в большей степени переходит на внебюджетные источники финансирования.
Практика планирования профицита бюджетов – отражение ряда взаимосвязанных процессов: невысокого качества прогнозирования объемов ВВП и поступающих доходов, занижения объема экономически и социально значимых расходов, связанных с функционированием бюджетной сферы, отказа государства от финансирования значительной части федеральных социальных мандатов.
Проблема профицита не только федерального, но и консолидированного бюджета РФ – это проблема отношения властей к мобилизации ограниченных бюджетных ресурсов на удовлетворение потребностей, связанных с обеспечением условий социально-экономического прогресса.
продолжение
--PAGE_BREAK--