Реферат по предмету "Философия"


Естественнонаучное знание эпохи Возрождения и построения новой картины мира

Естественно-научное знаниеэпохи Возрождения и построение новой картины мира. Возрожденческая трактовкадиалектики.Николай Кузанскийи принцип совпаденияпротивоположностейОдним из характерныхпредставителей ренессансной философии был Николай Кузанский 1401-1464 . Анализего учения позволяет особенно ясно увидеть различия между древнегреческой ивозрожденческой трактовками бытия.Николай Кузанский, как ибольшинство философов его времени, ориентировался

на традицию неоплатонизма.Однако при этом он переосмыслил учение неоплатоников, начиная с центральногодля них понятия единого. У Платона и неоплатоников, как мы знаем, единоехарактеризуется через противоположность иному , не-единому. Этахарактеристика восходит к пифагорейцам и элеатам, противопоставлявшим единоемногому, предел - беспредельному. Кузанец, разделяющий принципы христианскогомонизма, отвергает античный дуализм и заявляет, что единому ничто непротивоположно . А отсюда он делает характерный вывод единое естьвсе

- формула, звучащая пантеистически и прямо предваряющая пантеизмДжордано Бруно.Эта формула неприемлемадля христианского теизма, принципиально отличающего творение все от творца единого но, что не менее важно, она отличается и от концепциинеоплатоников, которые никогда не отождествляли единое со всем . Воттут и появляется новый, возрожденческий подход к проблемам онтологии. Изутверждения, что единое не имеет противоположности,

Кузанец делает вывод, чтоединое тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное - это то, больше чегоничего не может быть, Кузанец поэтому называет его максимумом единое же - это минимум . Николай Кузанский, таким образом, открылпринцип совпадения противоположностей coincidentia oppositorum - максимума иминимума. Чтобы сделать более наглядным этот принцип,

Кузанец обращается кматематике, указывая, что при увеличении радиуса круга до бесконечностиокружность превращается в бесконечную прямую. У такого максимального кругадиаметр становится тождественным окружности, более того - с окружностью совпадаетне только диаметр, но и центр, а тем самым точка минимум и бесконечная прямая максимум представляют собой одно и то же. Аналогично обстоит дело стреугольником если одна из его сторон бесконечна, то и другие две тоже будутбесконечными.

Таким образом доказывается, что бесконечная линия есть итреугольник, и круг, и шар.Совпадение противоположностей является важнейшимметодологическим принципом философии Николая Кузанского,чтоделает его одним из родоначальников новоевропейскойдиалектики. УПлатона, одного из крупнейших диалектиковантичности, мы не находим учения о совпадениипротивоположностей, поскольку для древнегреческой философиихарактерен дуализм, противопоставление идеи или формы иматерии,

единого и беспредельного. Напротив, у Кузанцаместоединого теперь занимает понятие актуальной бесконечности,которое и есть, собственно, совмещение противоположностей -единого и беспредельного.Проведенное, хотя и невсегда последовательно, отождествление единого с бесконечным впоследствииповлекло за собой перестройку принципов не только античной философии исредневековой теологии, но и античной и средневековой науки - математики иастрономии.Ту роль, какую у грековиграло неделимое единица , вносящее

меру, предел как в сущее в целом, так и вкаждый род сущего, у Кузанца выполняет бесконечное - теперь на него возложенафункция быть мерой всего сущего. Если бесконечность становится мерой, топарадокс оказывается синонимом точного знания. И в самом деле, вот что вытекаетиз принятых Кузанцем предпосылок если бы одна бесконечная линиясостояла из бесконечного числа отрезков в пядь, а другая - из бесконечногочисла отрезков в две пяди, они все-

таки с необходимостью были бы равны,поскольку бесконечность не может быть больше бесконечности . Как видим,перед лицом бесконечности всякие конечные различия исчезают, и двойкастановится равна единице, тройке и любому другому числу.В геометрии, какпоказывает Николай Кузанский, дело обстоит так же, как и в арифметике.Различение рациональных и иррациональных отношений, на котором держаласьгеометрия греков,

Кузанец объявляет имеющим значение только для низшейумственной способности - рассудка, а не разума. Вся математика, включаяарифметику, геометрию и астрономию, есть, по убеждению Кузанца, продуктдеятельности рассудка рассудок как раз и выражает своей основной принцип ввиде запрета противоречия, то есть запрета совмещать противоположности. НиколайКузанский возвращает нас к Зенону с его парадоксами бесконечности, с тем,однако, различием,

что Зенон видел в парадоксах орудие разрушения ложногознания, а Кузанец - средство созидания знания истинного. Правда, само этознание имеет особый характер - оно есть умудренное неведение .Тезис о бесконечном какмере вносит преобразования и в астрономию. Если в области арифметики игеометрии бесконечное как мера превращает знание о конечных соотношениях вприблизительное, то в астрономию эта новая мера вносит, кроме того, еще ипринцип относительности.

И в самом деле так как точное определение размеров иформы мироздания может быть дано лишь через отнесение его к бесконечности, то внем не могут быть различены центр и окружность.РассуждениеКузанца помогает понять связь между философской категорией единого икосмологическим представлением древних о наличии центра мира, а тем самым - оего конечности. Осуществленное им отождествление единого с беспредельнымразрушает ту картину космоса, из которой исходили

не только Платон иАристотель, но и Птолемей и Архимед. Для античной науки и большинствапредставителей античной философии космос был очень большим, но конечным телом.А признак конечности тела - это возможность различить в нем центр и периферию, начало и конец . Согласно Кузанцу, центр и окружностькосмоса - это бог, а потому хотя мир не бесконечен, однако его нельзя помыслитьи конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут.

БесконечнаявселеннаяКоперника и Бруно.ГелиоцентризмЭти положения Кузанца противоречат принципамаристотелевской физики, основанной на различении высшего -надлунного инизшего - подлунного миров. Кузанецразрушаетконечный космос античной и средневековой науки, в центрекоторого находится неподвижная Земля. Тем самым онподготовляет коперниканскую революцию в астрономии,устранившую геоцентризм аристотелевско-птолемеевскойкартинымира.

Вслед за Николаем Кузанским Коперник 1473-1543 пользуется принципом относительности и нанем основываетновую астрономическую систему.Характерная для НиколаяКузанского тенденция мыслить высшее начало бытия как тождествопротивоположностей единого и бесконечного была результатом пантеистическиокрашенного сближения бога с миром, творца с творением. Эту тенденцию еще болееуглубил Джордано Бруно 1548-1600 , создав последовательно пантеистическоеучение, враждебное средневековому теизму.

Джордано Бруно опирался не только наНиколая Кузанского, но и на гелиоцентрическую астрономию Николая Коперника.Согласно учению Коперника, Земля, во-первых, вращается вокруг своей оси, чемобъясняется смена дня и ночи, а также движение звездного неба. Во-вторых, Землявращается вокруг Солнца, помещенного Коперником в центр мира. Таким образом,Коперник разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и

космологии,отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса. Вслед за КузанцемКоперник считает, что Вселенная неизмерима и безгранична он называет ее подобной бесконечности , одновременно показывая, что размеры Землино сравнению с размерами Вселенной исчезающе малы.Отождествляя космос сбесконечным божеством, Бруно получает и бесконечный космос.Снимая, далее, границумежду творцом и творением,

Бруно разрушает и традиционную противоположностьформы - как начала неделимого, а потому активного и творческого, с однойстороны, и материи как начала беспредельного, а потому пассивного, с другой.Бруно, таким образом, не только передает самой природе то, что в средние векаприписывалось богу, а именно активный, творческий импульс. Он идет значительнодальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни и движения, котороесо времен Платона и Аристотеля считалось присущим именно форме.

Природа,согласно Бруно, есть бог в вещах .Пантеизм Бруно прокладывалпуть к материалистическому пониманию природы. Неудивительно, что учение Брунобыло осуждено церковью как еретическое. Инквизиция требовала, чтобы итальянскийфилософ отрекся от своего учения. Однако Бруно предпочел смерть отречению, и в1600 году был сожжен на костре.

Новое соотношение междуматерией и формой, новое понимание материи свидетельствует о том, что в XVIвеке сформировалось сознание, существенно отличное от античного. Если длядревнегреческого философа предел выше беспредельного, завершенное и целоепрекраснее незавершенного, то для философа эпохи Возрождения возможность богачеактуальности, движение и становление предпочтительнее неподвижно-неизменногобытия. И не случайно в этот период особо притягательным оказывается понятиебесконечного

парадоксы актуальной бесконечности играют роль своего рода методане только у Николая Кузанского и Джордано Бруно, но и у таких выдающихся ученыхконца XVI-начала XVII века, как Галилей и Кавальери.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Psychology Dreams Essay Research Paper Dreams Dreams
Реферат Helen Keller Essay Research Paper Helen Keller
Реферат А. М. Горького уральское отделение российской академии наук проблемы теоретической и экспериментальной химии программа
Реферат Обжалование Постановления таможенного органа о наложении взыскания за нарушение таможенных правил
Реферат Педагогическая система взглядов К.Д. Ушинского
Реферат Разделительные знаки при приложении
Реферат Religious Freedom Essay Research Paper Freedom of
Реферат Оболонки операційних систем
Реферат Создание бренда на предприятии
Реферат 29. 09. 2009г. Состоялась ежегодная конференция гк «Таврида Электрик» «Эффективные инновации для энергетики»
Реферат Двойственность Познания по Учению Св. Григория Паламы
Реферат Философская система Аристотеля Особенности русской философии
Реферат Emily Dickenson Essay Research Paper Emily DickensonEmily
Реферат Сборник экзаменационных билетов по законодательству - 1 семестр 2001 года: Финансово-кредитное законодательство России, Налоговое законодательство РФ и зарубежных стран, Зарубежное торговое
Реферат Macbeth And Hamlet Essay Research Paper Macbeth