Реферат по предмету "Языкознание, филология"


Письменная словесность

Волков А. А.
Письменность,или письменная словесность представляет собой систему норм построения, чтения,хранения и воспроизведения письменных текстов и совокупность письменных произведений,принадлежащих конкретной культурной традиции.
Письменныепроизведения подразделяются на надписи и рукописи.
Надписипредставляют собой тексты, назначение которых зависит от носителя информации.Надписи выполняются на различных предметах, которые не рассматриваются какспециальные материалы письма, – на каменных или деревянных досках,металлических пластинах, монетах, медалях, сооружениях, предметах культа,утвари, оружии и т.д. Содержание надписи указывает на предмет, на котором онасделана, например, дарственная надпись на книге, надгробная надпись, вывескамагазина, инструкция или предупреждение, написанные на упаковке продукта, девизна оружии. Наука эпиграфика изучает надписи на различного рода предметах,нумизматика изучает надписи на монетах, сфрагистика изучает надписи на медалях.
Рукописипредставляют собой тексты, назначение которых независимо от носителяинформации. Рукописи обычно выполняются специальными инструментами письма написчем материале. Рукописи подразделяются на документы, сочинения и эпистолы.Документами занимается дипломатика, сочинениями и эпистолами – палеография.
Документыпредставляют собой произведения слова, назначение и содержание которых состоитв фиксации правовых отношений и норм и которые предполагают правоспособность июридическую ответственность автора и получателя текста. Особенность документовсостоит в необязательности создания, но в обязательности прочтения, а также вограничении круга лиц, которые его используют.
Например,научное исследование, если оно предназначено для публикации, относится кразряду сочинений, но если доступ к нему ограничен, оно приобретает качестводокумента; закон публикуется открыто, но действие закона ограничено кругомграждан или лиц, находящихся на территории государства. Это не простоформальное требование: научно-технические отчеты или кандидатские диссертациичитаются и оцениваются иначе и по иным правилам, чем научные монографии:оппонент обязан в официальной рецензии сообщить определенные сведения осодержании диссертации и дать ее экспертную оценку по определенной формуле.
Создание,использование, воспроизведение и хранение документов (документооборот)осуществляется посредством специального института речи – канцелярии, котораявырабатывает общие и специальные нормы и правила работы с документом. Документыподразделяются на четыре большие класса: акты, договоры, распорядительныедокументы, удостоверительные документы.
Акты– документы, устанавливающие и фиксирующие юридические факты: нормы права,действия или правовые состояния лиц. Например, законы и так называемыеподзаконные акты: уставы, протоколы, следственные документы, документы,определяющие имущественные права (завещание, дарственная запись).
Договоры– документы, устанавливающие и фиксирующие конкретные правовые (имущественные,брачные, родственные, политические и др.) отношения между правоспособнымилицами, которые рассматриваются как стороны, вступающие в определенныеотношения и принимающие на себя обязательства, связанные со взаимнойответственностью (контракт, протокол о намерениях, соглашение).
Административныедокументы представляют собой инструменты оперативного управления. Сюда входятраспоряжения о действиях, направленные сверху вниз по административной иерархии(приказы, инструкции, резолюции), отчеты о выполнении действий, направленныеснизу вверх по административной иерархии (рапорты, доклады, отчеты, сводки,докладные записки, заявления, прошения), информационные сообщения(информационное письмо, деловое письмо, уведомление, справка, расписание,оперативная карта, бизнес-план), направленные горизонтально по отношению кадминистративной иерархии или безотносительно к ней.
Удостоверительныедокументы представляют собой официальные свидетельства о правовых состояниях иправомерных действиях лиц или организаций (технический паспорт, пропуск,удостоверение на ношение оружия, агреман, верительная грамота, чек, вексель,доверенность, лицензия).
Личныедокументы представляют собой официальные свидетельства о правовом статусе лиц(паспорт, удостоверение личности, метрическое свидетельство, диплом оприсуждении ученой степени).
Сочиненияпредставляют собой произведения слова, назначение которых состоит в сообщенииинформации, предназначенной для любого заинтересованного лица без ограниченияправа доступа к тексту, поэтому создание и получение сочинений нерассматривается как обязательное.
Вотличие от документов, которые различаются характером использования, сочинения,доступ к которым не ограничен правовыми нормами, различаются характеромсодержания. Основное различие сочинений состоит в отношении содержания текста креальности, поэтому в составе сочинений выделяются поэзия (которая в новоевремя развивается в художественную литературу) и проза. Поэзия, по Аристотелю,характеризуется наличием подражания – художественного вымысла, проза же имеетреальное содержание. Иначе говоря, можно утверждать, что суждения, которыесодержатся в прозаических произведениях, истинны или ложны. К прозе относятся идокументы, но сама по себе допустимость вымышленных сообщений, как и соединениев одном тексте вымышленных и реальных сообщений, существует в сочинениях иэпистолах и связана с необязательностью прочтения текста и с особенностямисодержания тех и других.
Поэзия.Понятие подражания и связанного с ним художественного вымысла, которое характеризуетпоэзию в отличие от прозы, сложилось относительно поздно – на рубежеклассического и эллинистического периодов истории греческой литературы (конецIV в. до Р.Х.). Более древнее отличие поэзии от прозы состоит в том, чтопоэтические произведения были стихотворными, в то время как прозаическиестроились в основном на основе периодической речи.
Поэзия,с какой бы точки зрения ее ни рассматривать, включает три рода произведений взависимости от особенностей их строения – эпос, лирику и драму. Произведениеэпическое представляет собой художественное изображение событий, поэтому оносодержит сюжетное повествование и строится в монологической форме. Например,греческая комическая поэма “Маргит”, повести, античные и средневековые романы,как “Роман о розе” Г. де Лоррис и Ж. Клопинеля и т.д. Лирическое произведениепредставляет собой монолог, в котором выражаются переживания лирического героя,а событийная сторона произведения, если она вообще представлена в нем,отступает на второй план, например, элегии Архилоха. Драматическое произведениепредставляет собой изображение развивающегося действия с точки зрения еговнутреннего содержания, как коллизии, столкновения людей, поэтому оно строитсяв форме диалога и содержит сюжет.
Первоначальнаяпоэзия у всех народов предстает в виде произведений религиозного содержания.Это относится не только к поэзии библейской (Псалтири), но и к поэзиигреческой. “Илиада” и “Одиссея” Гомера, исполнялись профессиональнымидекламаторами рапсодами на празднествах и играх и были элементами культа.Лирические жанры (дифирамб – гимн Дионису, эпиграмма – посвятительнаястихотворная надпись) первоначально содержат обращение к божеству или егопрославление и также представляют собой религиозную поэзию. С появлением иразвитием авторской литературы, начиная с VII-VI веков до Р.Х., формы греческойпоэзии, сохраняясь в первоначальном значении, отчасти принимают “светский”характер в творчестве поэтов классического, как элегии, ямбы, басни Архилоха,хоровая лирика – оды (пеаны, парфении, эпиникии, просодии) Пиндара,монодическая лирика Алкея, и эллинистического, как эпиграммы и элегииКаллимаха, идиллии Феокрита, эпиграммы Мелеагра. В то же время развивается иавторская литература, написанная не стихами, а прозаической речью, как басниЭсопа.
Значительнопозже, с развитием христианской духовной поэзии, те же греческие поэтическиеформы, как и связанные с ними музыкальные формы, упорядочиваются, усложняются иприобретают новое содержание. Вот почему к понятиям поэзии и прозы следуетподходить с должным вниманием и осторожностью: псалмы царя Давида, как идуховные стихотворения св. Григория Богослова, являются поэзией в древнемсмысле слова, поскольку они строятся в метрических и образных формахдревнееврейской и древнегреческой поэтики соответственно, но с точки зренияаристотелева определения поэзии как подражания их следует относить к прозе.
Проза.В греческой словесности проза (за исключением документа, представленного вдревнейших эпиграфических памятниках) возникает, как обычно считается, позжепоэзии. Прозаические памятники, дошедшие до нашего времени, относятся к V-VIвекам.
Античнаятеория классифицировала изящную прозу на историографию, ораторику (красноречие)и философию. Эти три вида прозы считались художественными и к ним предъявлялисьтребования хорошего слога, но кроме них существовали документ, специальнаянаучная и техническая литература, например, медицинские сочинения Гиппократа(460-ок.370 г. до Р.Х.). В римскую эпоху к ним присоединяется право.
Историографияоткрывается великим трудом “отца истории” Геродота (ок.484-425 до Р.Х.).“История” значит исследование, изыскание. Впоследствии этот памятник былразделен на девять книг по числу муз. Главный предмет “Истории” Геродота — греко-персидские войны (500-449 гг. до Р.Х.), которые были важнейшим этапомборьбы между Европой и Азией. Вокруг этого главного предмета развертываетсяизложение громадного этнографического, культурного и исторического материала.
Геродотстремится к нравственно-педагогическому осмыслению истории и к превращению ее внауку: история есть учительница жизни. История приобретает высокоеобразовательное значение: материал “Истории” Геродота и стиль его историческогоизложения оказали громадное влияние на всю последующую греческую историографию,включая церковную историю и экзегетику.
Другойвершиной греческой историографии была незаконченная “История пелопонесскойвойны” (431-404) Фукидида (460-396), в которой Фукидид принималнепосредственное участие в качестве афинского военачальника: он был изгнан изАфин после неудачного сражения со спартанцами при Амфиполе в 424 году. Вотличие от Геродота, стремившегося дать событиям рациональные обоснования,Фукидид под влиянием Гиппократа ищет в основе поступков людей вечныепсихологические мотивы. Р. Коллингвуд, оценивая исторический метод и стильФукидида, говорит: “… у него больная совесть”. С точки зрения литературной,существенна такая особенность стиля Фукидида, как многочисленные фигурызаимословия, то есть обоснования поступков посредством искусственно созданных речей,которые историк вкладывает в уста реальных людей. С помощью заимословия Фукидиди дает внутреннее обоснование поступков, выражение смысла событий с позицииреального лица. Этот прием получил широкое распространение и впоследствииповлиял на характер изложения в христианской агиографии и гомилетике.
Средимногочисленных греческих и римских историков следует особенно выделить позднегогреческого историка-биографа и моралиста римского периода Плутарха (ок.46 г. –после 119 г.), автора многочисленных сочинений, самое известное из которых“Параллельные жизнеописания”. Попарно сопоставляя знаменитых греков и римлян,Плутарх устанавливает своего рода модель нравственных свойств человека ипоследовательности его деяний и в этой связи представляет типы историческихдеятелей. Человек в изображении Плутарха предстает статично, а его жизнь какоказывается последовательным проявлением нравственных свойств. Схема построениябиографии, разработанная Плутархом (хотя он не был первым, кто ее создал),значительно повлияла на христианскую агиографию, передав ей общие местажизнеописания, по которым можно строить сопоставления историй человеческойжизни.
Ораторика.Ораторика отностися к так называемой устно-письменной литературной словесностии в опубликованном виде произведения ораторики относятся к изящной словесности.Ораторская речь в отличие от диалогической речи обычно имеет письменныйпрототип: многие ораторские произведения, не только античные, но и современныесначала пишутся, а затем разучиваются наизусть или читаются по письменномутексту.
Характернаяособенность греческой культуры на всем протяжении ее истории от глубокойдревности до нашего времени – поразительная склонность к публичному слову ивнимание к стилю. Греческий язык был исключительно совершенным инструментоммысли, и умение выразить мысль всегда особенно ценилось и культивировалосьгреками. Ораторское красноречие как особый, высший вид искусства возникаеттолько в античной Греции, и ни одна другая древняя культура – ни египетская, ниаккадская, ни китайская, ни индийская – не уделяют столь пристального вниманияораторике, как греческая, и не дают таких высоких образцов содержательного истилистического совершенства диалектики и искусства устного слова.
Античноекрасноречие развивалось в трех основных формах: судебной, показательной(эпидейктической) и совещательной (политической) речи. Осмысление искусствапубличного слова и теоретическая разработка приемов аргументации связаны ссофистами – профессиональными практиками и учителями публичного слова. Сама посебе риторика развивается задолго до Аристотеля. “Риторика” Аристотеля,завершенная только в конце его жизни, очень удачно обобщает длительную традициюустной публичной аргументации и ее теории.
Однимиз древнейших софистов, произведения которого дошли до нас, является Горгий(485-380 г. до Р.Х.), уроженец Сицилии, который во время посольства в Афиныпроизвел на афинян сильное впечатление художественным оформлением своих речей.Горгий систематически применял риторические тропы и фигуры, которые с тех пор иназываются горгиевыми, и ритмически организованную речь. Горгий прославился восновном показательными речами (“Паламед”, “Хвала Елене”, “О павших вПелопонесской войне”). Кроме того, он много занимался диалектическими вопросамитеории познания – теорией аргументации и семантическими парадоксами.
Антифон(ок.480-410 г. До Р.Х.) был крупнейшим судебным и политическим оратором. Посвидетельству древних, ему принадлежит лучшая судебная речь (не дошедшая донас), которую он произнес в свою защиту. Но обстоятельства дела были стольочевидны (он обвинялся в заговоре и государственной измене), что сам Антифон иего товарищи были казнены. Антифон преподавал риторику, и ему принадлежитразработка учебных образцовых речей (тетралогий) по типичным делам и юридическойтопики с аргументацией на все основные топы. Кроме того, Антифон разработалтеорию периода и принципы членения периода, что важно для судебной речи, гдекаждая отдельная мысль должна быть выражена четко и ясно, чтобы еелогико-смысловая структура легко воспроизводилась аудиторией.
Судебныморатором и основателем теории судебной речи считается Лисий (ок.445-380 г. доР.Х.). Сохранились 34 показательные и судебные речи Лисия. Лисий былпрофессиональным логографом: как метек (иностранец) он не имел права выступатьв суде, и судебные речи Лисия составлены таким образом, что в них проявляютсяособенности стиля и аргументации, характерные для его клиентов, людейразличного социального круга и уровня образования. Особенности речей Лисия –ясный, простой и четкий стиль без лишних украшений, который и требуется всудебной ораторике, а также ясная композиция, которая является особой егозаслугой: вступление, изложение, доказательство, заключение как четковыраженные последовательные формы заложили основу техники аргументации вусловиях состязательности.
Исократ(436-338 до Р.Х.) был одним из самых знаменитых практиков, теоретиков ипреподавателей риторики в Афинах. Исократ, очевидно, впервые стал специальнопубликовать свои речи, в результате чего из ораторской прозы образуетсяполитический памфлет. Собственное творчество Исократа, а также его учебные речиотносятся ко всем трем видам риторики, и до нас дошли многие его речи иупражнения, а также литературные письма, так что Исократу, очевидно,принадлежит и заслуга создания эпистолы как вида словесности (сохранились 21речь и 9 писем). Он основал систему профессионального риторическогообразования, открыв школу, в которой будущие ораторы обучались в течение трех –четырех лет, а преподавание велось в форме семинарских занятий. Поэтому Исократсчитается основателем педагогики и создателем систематического образования.Существенно, что будучи серьезным философом, Исократ, не без влияния Сократа,своего современника, включил в риторическую подготовку систематическое преподаваниефилософии и решительно выступал, наряду с Сократом и Платоном, против софистикикак обучения практической технике эристической аргументации. Исократ стремилсявырабатывать у своих учеников индивидуальный стиль речи. Школа Исократа имелабольшой успех: из нее вышел целый ряд талантливых риторов и философов.
Демосфен(384-322) по праву считается одним из крупнейших государственных деятелей иполитических ораторов конца классического периода. В отличие от Горгия,Антифона, Исократа, Платона, Аристотеля Демосфен принадлежал к демократическомуполитическому направлению. Из сохранившихся шестидесяти одной речи,приписываемых Демосфену, многие не принадлежат ему. В творчестве Демосфенасинтезируется опыт ораторской прозы предшествующего времени, поэтому его речи,обладающие высоким стилистическим совершенством, традиционно рассматриваютсякак образцовые и включаются во все хрестоматии. В особенности популярны его“Филиппики” – политические речи, направленные против Филиппа Македонского, иискусное самопрославление в защитительной речи “О венке”.
Философиязанимает выдающееся место в истории прозаической литературы: уже в Античности,в особенности в эллинистический и римский, а впоследствии в византийскийпериоды философская словесность, выделяя из себя новые проблемы и разновидностипроизведений, чрезвычайно ветвится. Из философского текста развиваетсябогословская и собственно научная литература, в которых проявляются особыеприсущие им стилистические качества и специфическая техника аргументации.
Отантичной философии до нас дошло сравнительно немногое – большая часть античныхфилософских (как и научных) произведений утрачена и известна из цитат икритических замечаний, разбросанных в дошедших до нас древних и более новыхпроизведениях и из популярных и критических изложений учений философов,например, у Диогена Лаэрция, Секста Эмпирика, Плутарха, христианскихапологетов, Отцов Церкви. Но сохранились философские произведения классическогопериода греческой литературы – Платона, Аристотеля и Ксенофонта не случайно:они были и остаются, помимо фундаментальных идей, которые в них развиваются,высшими образцами стиля философской научной прозы, которым так или иначеследовали и следуют позднейшие авторы.
Платон(427-347 г. до Р.Х.). Произведения Платона описаны, в том числе и состилистико-риторической точки зрения, в весьма обширной литературе. Здесьследует обратить внимание на следующее. Дошедшие до нас произведения Платонапредставляют собой в основном литературные диалоги, почти все участники которыхбыли реальными лицами, современниками Платона. Хотя диалоги Платонагруппируются тематически и хронологически, каждый из них является отдельным (невсегда завершенным) произведением, посвященным определенной философскойпроблеме.
Непревзойденныйхудожественный стиль, драматургическое совершенство, реалистичность ипсихологическая правдивость даже поздних диалогов Платона и техникааргументации, которую используют спорящие персонажи, показывают, что диалогипредставляют собой риторические произведения. Аргументация у Платона непринимает вида последовательной философской системы и строится на основе общихмест (топов), которые лежат в основании каждой линии аргументации и частообсуждаются, когда эти линии аргументации сталкиваются. Поэтому можно говоритьо стилистическом направлении в истории философии в историко-литературномсмысле, которое восходит к Платону независимо от того, какие идеи высказываютмыслители, использовавшие платоновские принципы построения текста.
Аристотель(384-322 г. до Р.Х.) – ученик и последователь Платона, основательсистематической философии и науки. Сохранившиеся произведения Аристотеля (околотридцати), некоторые из которых, как “Экономика”, являются спорными, относятсяпрактически ко всем разделам научного знания. Это видно из неполного перечняосновных сочинений по разделам: логические – “Категории”, “Об истолковании”,“Топика”, “О софистических опровержениях” и “Аналитики” первая и вторая, к нимпримыкают “Риторика” и “Поэтика”; общефилософские – “Метафизика”; этические:“Большая этика”, “Ефремова этика”, “Никомахова этика”, “Политика”, “Экономика”;естественнонаучные: “Физика”, “О небе”, “История животных”, “О частяхживотных”; психологические: “О душе”, “О жизни и смерти”, “О памяти ивоспоминании” и другие.
ЕслиПлатон в своих диалогах обсуждает проблемы, то Аристотель в своих трактатахрассматривает науки, изложение которых он строит систематически. Каждая наукапредставляет собой, по существу, развитие содержания и объема понятия (физики,метафизики, топики и др.). Принимая исходные определения, Аристотельразвертывает их в изложение определенной области знания, снабженноеиллюстративным материалом, обсуждением различных точек зрения, выводами.Аристотель в своем Ликее – школе, которую он создал в дополнение ПлатоновойАкадемии — систематически преподавал науки, и некоторые его произведенияпредставляют собой, очевидно, студенческие записи лекций.
Аристотельосновал второе основное стилистическое направление философии, науки ибогословия, которое и образовало в Средние века схоластику, то есть школьнуюдисциплину с ее “Суммами”, “Бревиариями”, ординарными и экстраординарнымикурсами, диссертациями и особой системой научного диспута. Научно-философскийстиль Аристотеля имел многочисленных последователей, которые, случалось, былибольше платониками, чем аристотеликами в идейном отношении, но стилистическисильно разнились с Академией. Аристотелевский стиль научного мышления оказалособенно сильное влияние на западную науку, богословие и право, хотя и Византияне обошлась без него.
Таксложились два направления научного изложения – академическое, восходящее кПлатоновой, и университетское, восходящее к Аристотелевой традиции.
Классификация знаний.
Античнаяфилософия, начиная с Платона и Аристотеля, содержит классификацию знаний,которые разделяются по предмету и по характеру изложения и аргументациипроблем. Все знания подразделяется на теоретическое и практическое. Ктеоретическому знанию относятся дедуктивные науки математика, метафизика,логика, выводы которых достоверны. Логика является наукой-инструментом,посредством которого достигается достоверное знание. К практическому знаниюотносятся этика и политика, выводы в которых имеет вероятностный характер.Методологический инструмент этих наук – диалектика. Эта аристотелевскаяклассификация знаний была систематизирована и дополнена стоиками, которыевыделили, как было выше упомянуто, физику, логику и этику и добавили к составунаук богословие как часть физики (т.е. науки о сущем). Логика и этика былиразработаны стоиками особенно подробно.
Христианскаянаука поздней античности и средних веков в целом принимает античнуюклассификацию знаний: философия как познание сущего подразделяется натеоретическую и практическую части. Теоретическая философия разделяется набогословие, физиологию и математику. В богословие включается знание о Боге,ангелах и о душах. Математика включает арифметику, музыку, геометрию иастрономию как явления промежуточные между духовными и материальными.Физиология изучает неживую и живую природу. Практическая философия разделяетсяна этику (учение о человеке), экономику (учение о семье) и политику (учение огосударстве). Эти две обширные области знания соединяются учением о слове какинструменте познания и управления практической деятельностью, которое иназывалось логикой или органоном. В органон входят грамматика — наука опостроении отдельного высказывания-предложения и о приемах оценки стиля,диалектика — наука о приемах научного изложения (аналитика или собственнологика)и о методах решения проблем (топика), риторика — наука о публичнойаргументации и управлении словом. Эти три науки составляют основуобразовательной системы — тривиум, к которому на рубеже античности и среднихвеков добавляется квадривиум в виде арифметики, музыки, геометрии и астрономии- наук о числе и фигуре. Совокупность тривиума и квадривиума составляет такназываемые “свободные искусства”, основу личной культуры образованногочеловека.
Эпистолография.Третьим родом словесности являются послания, которые отличаются от документа исочинения и сходны с ними в том отношении, что послания, как документы,адресуются определенному лицу или лицам, но, подобно сочинениям, не являютсяпроизведениями, обязательными для прочтения. В этой связи следует различатьнастоящие послания и литературные, которые представляют собой жанр сочинений.
Похарактеру адресата и степени нормативности построения послания подразделяютсяна официальные и неофициальные. Во всех письмах выделяются элементыобязательные: адреса корреспондентов, дата, обращения и приветствия,благопожелания, подпись. Но официальные письма строятся по определенным схемами в них выделяются так называемый формуляр и клаузула, то есть обязательныекомпоненты содержания и необязательные, относящиеся к особенностям конкретногопредмета. В составе официальных писем выделяется особый разряд деловых писем,которые часто относятся к документам. Неофициальные письма отличаются от всехдругих видов письменного слова свободой содержания, языка и композиции, поэтомуклассификации писем в значительной мере затруднены. Обычно такие классификациив письмовниках (специальных руководствах по переписке) отражают этическую исоциальную структуру общества.
Античные,средневековые письма и письма нового времени, которые создавались в условиях,когда почта и канцелярия были устроены относительно просто, разделяются на триразряда по характеру адресата в отношении к адресанту на письма к конкретномулицу и письма к группе лиц (например, послания императоров сенату), а вэтикетном отношении – на письма к высшим, к равным и к низшим по положению.Письма к высшим и письма к низшим приближаются к документу: первые частопредставляют собой прошения, доклады, отчеты (как письма Плиния Младшего кимператору Траяну), а письма к низшим содержат распоряжения и наставления (какписьма Траяна к Плинию). Более того, императорские эдикты и законы – новеллы,часто оформлялись в виде письма либо к конкретному лицу, например,ответственному чиновнику, либо группе лиц, например, императорские письмавизантийского периода Вселенскому Собору или группе архиереев. Письма к равным(например, письма Платона и знаменитые своими литературными достоинствамиписьма близким Цицерона), напротив, тяготеют к сочинениям этического или дажеразвлекательного характера. Сборники таких писем, опубликованные их авторами, какписьма Цицерона, превращаются не просто в литературные произведения, ностановятся образцами стиля разговорной и художественной речи и оказываютсильное влияние на нормы и образ поведения, на нравственные отношения людей.Опубликованная личная переписка с друзьями и близкими в поздней Античностисложила своего рода культ дружбы.
Сраспространением христианства в системе письменной словесности происходят оченьсущественные количественные и качественные изменения: развитая эллинистическаяантичная словесность с ее системой литературных форм постепенно перерастает всредневековую словесность, устройство которой отличается следующимиособенностями.
Появляетсяи быстро развивается система христианской литературы и письменно-устнойсловесности, которая, воспроизводя основные литературные приемы и жанровыеформы античной греко-латинской словесности, дублирует ее: тем самым образуютсядве развивающиеся параллельно, но взаимосвязанные линии словесности — духовнаяи светская. Эта сдвоенная система словесности становится иерархической: в нейвыделяются роды и виды произведений, которые рассматриваются как наиболеезначимые, и роды и видя произведений, которые рассматриваются как наименеезначимые, а часто едва терпимые или даже вовсе нетерпимые в христианскойкультуре, и между этими двумя противопоставленными иерархически группамитекстов распределяется все разнообразие родов и видов произведений слова.
Впервые века христианской эры происходит весьма радикальное изменениеинформационных технологий: быстро распространяется книга-кодекс, котораясначала использовалась в школе и в канцелярии, позже кодекс используется вбогослужении и как форма молитвослова; постепенно кодекс вытесняеткнигу-свиток. Строение кодекса позволяет рассматривать письменный текст какединое смысловое целое, легко выделять и сопоставлять его части и организоватьвесь текст оглавлением, комментарием, шрифтовым членением. Кодекс хранится наполке и более прочен, чем свиток. Он может состоять из нескольких тетрадей,которые могут читать и переписывать одновременно несколько человек, чтосущественно ускоряет и уточняет воспроизведение и распространение текстов.
Одновременнос распространением кодекса, c IV века утверждается минускульноечетырехлинеечное письмо: появляются заглавные и строчные буквы, а сами по себестрочные буквы разделяются на буквы с верхними и нижними выносными частями (p,q, t, x, z, m и др.) и буквы, которые пишутся в две линейки (a, i, o, n, i, o,a, n и др.). Это облегчает чтение текста и позволяет сокращать на письме словаза счет гласных букв, читать текст про себя.
Начинаяс VIII века постепенно распространяется изобретенная в Китае бумага, котораякак универсальный писчий материал вытесняет папирус, а потом и пергамен,существенно удешевляя книгу и облегчая ее переписку (письмо по пергаменутребует специального навыка и большой аккуратности). Совершенствуются иинструменты письма: распространившееся преимущественно в северных странахгусиное перо позволяет делать нажим, различая власяные и жирные линии, чтосоздает дополнительные различительные признаки и позволяет легче опознаватьбукву особенно в скорописных почерках.
Начинаясо II века, народы, принимающие христианство, создают новые письменные языки:коптский (II-III в.), армянский (IV в.), готский (IV в.), грузинский (начало Vв.), славянский (не позже IX в.); на западе латинское письмо используется длязаписи текстов на германских, кельтских и романских языках.
Врезультате путем многочисленных переводов Св. Писания и литургических текстовобразуются новые литургические, а на их основе и литературные языки, в которыхполностью или частично воспроизводится греко-латинская христианская письменнаясловесность. Эта словесность, не утрачивая связи с греко-латинской античнойкультурой, у каждого народа сочетается с его фольклорной словесностью иначинает развивать местную письменную культуру. В зависимости от характеразаимствования письма новые письменные языки строятся как переводные, каккоптский, армянский, славянский и другие языки, образовавшиеся на основегреческой письменности, или транскрипционные, как многочисленныеписьменно-литературные языки стран Западной Европы, которые сложились на основелатинской письменности. Для этих языков характерно литературное двуязычие слатинским языком богослужения и высокой словесности и местным (немецким,французским и др.) вульгарным языком, на котором первоначально создавалисьпроизведения низких жанров.
Своегорода тиражирование античной письменной словесности, распространяющейся на новыеязыки и народы, и означает начало новой эпохи становления и развитиянациональных культур — средних веков.
Духовнаясловесность складывается в первые пять веков христианской эры в следующихосновных видах произведений слова, различенных функционально (то есть поназначению и характеру использования) и стилистически.
Строениедуховной словесности отражает соотношение Священного Предания и СвященногоПисания, поскольку текст Священного Писания Нового Завета в своем составескладывается в Церкви в формах проповеди, ее истолкования, посланий,повествовательных текстов, богослужебной речи и духовной поэзии,эпистолографии, полемики, пророческой речи, которая имеет особую семантику истроение: «Христос создал Церковь. Церковь существовала и тогда, когда ниодной книги Священного Писания Нового Завета еще не было. Ведь книги НовогоЗавета написаны апостолами уже после, в течение более нежели полустолетия отначала исторического бытия Церкви. В написанных ими книгах апостолы оставилипамятники своего устного благовествования. Писали они для Церкви уже существующей,и книги свои Церкви вручили для вечного назидания. Очевидно, книги СвященногоПисания не составляют сущности христианства, потому что самое христианство неесть учение, а есть именно новая жизнь, создаваемая в человечестве Духом Святымна основе воплощения Сына Божия. А потому не будет дерзостью сказать, что неСвященным Писанием, как книгой, спасается человек, а благодатию Духа Святого,живущего в Церкви» .
Посколькудуховная словесность складывается в условиях конкретного общества и в составесуществующих норм словесности, то это развитие и происходит под сильнымвлиянием поэтики, риторики, диалектики, и литературных прецедентов, которыевыработались в греко-римском мире. Тем самым духовная словесность включается вобщую картину языковой культуры Античности, одновременно видоизменяя ее:воспроизведение культуры изменяет свой характер, так как в целях образования,документооборота и правовой деятельности, научного и философского познания,художественного творчества, развлечения отбираются, воспроизводятся иперерабатываются (например, в виде компиляций) такие произведения, которые внаибольшей степени совместимы с христианским мировоззрением. Другиепроизведения, нехристианские, или даже антихристианские по содержанию(например, сочинения Лукиана, Порфирия, Ливания, логические и философскиепроизведения неоплатоников или стоиков, произведения эллинистической любовнойлирики и т.д.) в основном сохраняются и переписываются, но исключаются изоперативного фонда культуры и отходят в ее пассивный фонд, хотя материал ихпостоянно подпитывает культурное творчество — они выступают в качестве своегорода культурного фона, так как используются их фрагменты.
СвященноеПисание — книги Ветхого и Нового Заветов. В число книг Ветхого Завета входятканонические и неканонические. Канонические книги (39 книг) были записаны впериод от XV до V века до Р.Х.; неканонические книги (11 книг) были написаны сV по I века до Р.Х. Ветхозаветные книги подразделяются на три отдела: Закон,Пророки и Писания, которые различаются содержанием и характером изложения. Вчисло книг Нового Завета входят четыре Евангелия: от Матфея, Марка, Луки иИоанна; Деяния Апостолькие; семь апостольских Соборных Посланий; четырнадцатьПосланий апостола Павла; Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалиписис).
Литургическаясловесность образует смысловой и стилистический центр всей духовной словесностии культуры (поскольку помимо слова в нее входят все базовые семиотическиесистемы: символы, прогностика, костюм, музыка, пластика, изображение,архитектура, календарь и др.). Она вбирает в себя, по мере развитиябогослужения, тексты всех других видов духовной словесности. В литургическойпоэтике, нормы которой фиксируются в различных богослужебных Уставах и втворениях св. Иоанна Дамаскина, отражаются не только греческая, но сирийская и,очевидно, египетская и другие поэтические и музыкальные системы.
Экзегетическаясловесность представляет собой истолкования текста Священного Писания, которыеначали создаваться в первые века христианства; экзегетическая литература весьмаобширна, поскольку в различных исторических и культурных условиях жизни Церквипостоянно существует потребность в новых объяснениях текстов СвященногоПисания. В экзегетической литературе существует строгая преемственность каксодержания экзегетических текстов, так и методов толкования.
Гомилетическаясловесность, которая включает устные и письменные словесные жанры, каксоответствующие античной ораторике, так и новые, связанные с духовнымобразованием — воспитанием и обучением, церковной проповедью и христианскоймиссией.
Эпистолярнаясловесность, широко представленная в Книгах Нового Завета и развивающаяся впервые века христианства в разветвленную систему словесных жанров.
Апологетическая,и шире, полемическая словесность в письменных и устных формах, которая особенноинтенсивно развивается в эпоху Вселенских Соборов.
Учительнаяв тесном смысле словесность в виде сборников поучений и наставлений, например,«Лествица» св. Иоанна Лествичника.
Историко-церковнаялитература в двух своих важнейших разновидностях: агиографии и церковнойистории.
Богословскаялитература, которая строится на основе техники философской аргументации(Например, «О началах» Оригена), которая по мере развития включает всебя также и научные логико-семантические, филологические сочинениятехнического характера, как «Христианская наука», «Обучителе» бл. Августина, «Философские главы» св. Иоанна Дамаскинаи др.
Каноническая,то есть церковно-юридическая литература, которая, подобно богословской,использует приемы и нормы светской юридической техники, но видоизменяет их,влияя в свою очередь на светскую юридическую литературу (например, на«Дигесты» Юстиниана).
Каждыйвид духовной словесности характеризуется довольно строгой содержательной истилистической преемственностью произведений слова; именно преемственностьстиля духовной словесности, непрерывно развивающегося в течение двухтысячелетий христианства, позволяет строить филологическую классификациюпроизведений слова. Однако, несмотря на обилие исследований, историческая стилистикадуховной литературы разработана недостаточно.
Духовнаясловесность как в содержательном, так и в техническом отношении являетсяпринципиально новым этапом развития культуры языка: сложившаяся вдохристианской Античности совокупность родов и видов слова представляла собой,несмотря на весьма развитую филологическую науку, в достаточной степениаморфное образование сравнительно, например, с относительно хорошо ипоследовательно нормированной и истолкованной китайской литературой. Послетого, как сложились единые принципы и методы оценки произведения слов, иерархиялитературных языков и словесных жанров, начинается упорядоченное развитиеевропейских литератур.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.