Волков А. А.
Печатная словесность
Началокнигопечатания связывается с именем Иоганна Гуттенберга (родился между 1394-99гг. — 1468 г.), купца из города Майнца, который в 1440 году изобрел наборнуюформу и типографский сплав и осуществил первые издания печатных книг:«Сивиллиной книги» (1440), так называемых 42-х строчной Библии(1452-1455) и Майнцской Псалтири (1457).
Изобретениекнигопечатания означало возникновение новой информационной технологии, котораясовершила переворот во всей системе письменной культуры. Книгопечатание сделаловозможным:
созданиекрупных книгохранилищ, и следовательно, накопление, концентрацию вкнигохранилищах и предметную систематизацию знания;
стандартизациюнорм письменной печатной речи, которая привела к формированию национальныхлитературных языков;
развитиеобщего и высшего образования как следствие удешевления и широкого тиражированиякниг;
сложениелитературного авторства, которое было связано с авторской ответственностью засодержание текста произведения;
разделениетруда в области интеллектуальной деятельности, поскольку труд автора,переписчика, книгоиздателя и книгопродавца сложились как особые взаимосвязанныеформы профессиональной деятельности, и следовательно, дальнейшуюпрофессионализацию и специализацию умственного труда;
качественноеизменение книжного и рукописного письма как следствие создания в начале XVIвека Альбрехтом Дюрером (1471-1528), Лукой Пачоли (1445-1509) и КлодомГарамоном (1499-1561) стандартного книжного шрифта, основанного наматематическом расчете пропорций букв ;
существенноеизменение всей системы словесности, которое привело к возникновению трехосновных родов печатной литературы: научной, журнальной и художественной.
Литературноеавторство, которое, разумеется, существовало и прежде, до появлениякнигопечатания не могло сложиться в особый социально-культурный институт иполучить юридическое оформление.
Вусловиях рукописной речи переписчик был в большей или меньшей мере соавторомтекста, который он воспроизводил: существенным представлялось содержаниепроизведения, а не личность его создателя. Поэтому средневековый текстразвивался по мере переписки и в него постоянно вносились изменения отнаписаний отдельных слов до замены значительных фрагментов содержания. Этоотносилось к любому типу словесных произведений, но особенно болезненносказывалось на текстах Священного Писания и богослужебных книг, искажения вкоторых, вносимые не всегда грамотными, хорошо понимавшими текст, да и невсегда добросовестными переписчиками, приводили зачастую к серьезнымвероисповедным конфликтам.
Этоположение вещей начинает меняться в западноевропейских странах с XII-XIII вековпо мере развития университетского образования. Преподавание университетскихкурсов «по книгам», в особенности курсов богословского и юридическогосодержания в условиях постоянных богословских споров с частыми организационнымивыводами в виде предания суду инквизиции, предполагало создание преподавателямитекстов курсов — «сумм» и «бревиариев», отражавшихсодержание чтений, а от студентов — точного воспроизведения сочинений, наоснове которых читались университетские курсы, так как искажения в текстах особеннобогословского содержания могло привести к очень серьезным последствиям. Поэтомув состав университетской корпорации в ряде университетских центров Европы быливключены профессиональные переписчики, которые давали корпорациисоответствующую присягу, а воспроизведение текстов контролировалосьуниверситетской цензурой. Студентам для переписки курса предоставлялсявыверенный экземпляр, то есть образцово переписанный текст, разделенный натетради, и каждый студент переписывал по несколько раз одну и ту же тетрадьтак, чтобы в общей сложности составилось достаточное количество учебных книг.Этим автор курса — доктор, то есть автор богословской системы — был взначительной мере огражден от случайных или намеренных искажений текста и отвозможных обвинений в ереси, что, однако, случалось .
Споявлением и распространением книгопечатания авторская ответственность ещеболее усиливается, хотя она частично перераспределяется между автором ииздателем. Так постепенно складывается авторское право. Ответственность засодержание текста оказывается различной в зависимости от характера содержанияпроизведения: сочинение, в котором содержатся конкретные данные, философскиеили научные идеи, богословские мнения, предназначенные для ограниченного кругаспециалистов, предполагает иную авторскую ответственность, нежели, например,пасквиль или памфлет, направленные против конкретного лица или религиознойконгрегации, как некоторые произведения Джонатана Свифта, но совершенно иначеследует отнестись к произведениям, которые содержат явный вымысел, хотя бы и небез намеков на определенных людей или институты, как, скажем, сочинения ФрансуаРабле. В результате и складываются три типа авторства: научное,публицистическое и художественное. причем каждый тип авторов попадает вБастилию или на костер за специфические провинности. Одно дело весьмаснисходительный церковный суд над Галилео Галилеем, а другое дело — суд надДжордано Бруно или охота королевской полиции за анонимным автором «Писем кпровинциалу» — Блезом Паскалем.
Развитиелитературы в условиях книгопечатания довольно быстро, уже в течение XVI-XVIIстолетий, создает особые стилистические качества художественной литературы,научной литературы и публицистики, на основе которых и формируются важнейшиеособенности национальных литературных языков: общие орфоэпические,орфографические, грамматические, лексические и стилистические нормы и частныенормы так называемых функциональных стилей — научно-технического,художественного, общественно-публицистического, документально-делового.
Научнаялитература. Стиль научной литературы как особой сферы профессиональногословесного творчества, отражающей развитие научного знания, начинаетскладываться в XV-XVII веках.
Научная литература
Первоначальнонаучная литература в странах Западной Европы создавалась на латинском языке,бывшим вплоть до XIX века языком межнационального научного общения иобразования. Постепенно латинский язык вытесняется новыми языками. Стильнаучной литературы сложился в межнациональном научном общении, поэтому приемынаучного изложения на новых языках подводились под стандарты латинского языканауки. Позже научная литература с переходом на новые языки усвоиластилистические принципы, позволявшие ясно и однозначно понимать ивоспроизводить научную информацию на разных языках.
ВXX веке происходит еще большая стандартизация научного языка. Крупныегосударства стимулируют и финансируют фундаментальную и прикладную науку.Научное изложение в XX веке подвергается влиянию деловой документальной речи внаучных отчетах, проектах, диссертациях и т.д. — произведениях, на основаниикоторых осуществляется финансирование.
Вместес тем, объем научных публикаций очень быстро растет, научные работы активнопереводятся на разные языки. В этой связи в первой половине XX века возникаетнаучная информатика — особая область научной деятельности, задача которойсостоит в максимально сжатом представлении новой научной информации.Научно-информационная деятельность, в свою очередь, оказала влияние на стильнаучного изложения, который стремится к тому, чтобы максимально облегчитьработу научно-информационных органов и автоматизацию информационного поиска.
Стильнаучной литературы характеризуется образом предмета. Образ предметапредставляет собой совокупность стилистических особенностей лексики,синтаксиса, композиционных приемов построения произведения, которыехарактеризуют отношение авторов, включенных в определенную литературнуютрадицию, к картине действительности, отраженной в их произведениях.
Воснове стиля научной литературы лежат представления о ясности, точности,адекватности понимания текста и воспроизводимости его содержания. К научномуизложению предъявляются следующие общие требования:
1.Должна быть определена область научного знания, к которой относится данныйнаучный текст.
2.Научный текст должен содержать точные указания на предшествующие исследованияпо данному предмету (цитирование).
Внаучном изложениии обязательно использование терминов и понятий той областинаучного знания, к которой он относится.
Внаучном тексте обязательно использование научного аппарата (математического,химического и т.д.) и правил построения научного текста, принятых в даннойобласти знания.
Терминыи понятия должны употребляться в постоянном значениии в рамках научного текста.
Научноеизложение не должно выходить за пределы научных посылок данной области знания,если это не оговорено специально .
Лексиканаучной литературы включает три класса слов или словосочетаний:общелитературную лексику, общенаучную лексику (слова и словосочетания,употребительные в научной речи и не имеющие специальных дефиниций в пределахданной науки, например, система, явление, исследование, объект), термины — слова или словосочетания, обозначающие понятия и предметы исследования даннойнауки и имеющие дефиниции в научном тексте или в специальных терминологическихсловарях.
Термины,в свою очередь, подразделяются на номенклатурные, обозначающие предметыисследования, например, лошади (equidae), кошка домашняя (catus catusdomesticus), и понятийные, обозначающие понятия, с которыми оперирует научноеисследование, например, псевдоген, ферментная функция.
Терминологическиедефиниции строятся в соответствии с принципами абстракции в данной науке, а всясистема терминов отражает картину научного предмета и состояние научных знаний.Однако значения научных терминов не остаются неизменными, поскольку знаниеразвивается, а научные понятия в различных научных школах толкуютсянеодинаково.
Научнаялитература Нового времени, в отличие от средневековой науки, членится попредметам знания. Научно-исследовательская методология требует высокой научнойспециализации и профессионализма, поэтому начиная с XVII века складываютсямногочисленные науки и научные дисциплины, каждая из которых характеризуетсясвоей литературой и наличием ряда научных школ, в рамках которых от поколения кпоколению ученых передаются приемы и тематика научно-исследовательской работы имировоззренческие представления. В XIX веке окончательно оформляется разделениенаучного знания на гуманитарное и естественнонаучное.
Обобщаяисследования в области стиля научной литературы, академик Ю.В. Рождественскийуказывает, что образ предмета в научном изложении определяется характеромнаучного знания и предстает в двух вариантах — гуманитарного иестественнонаучного знания.
Гуманитарные(общественные) науки: мир не однороден; значима историко-общественнаялокализация фактов культуры; анализ на практике не обратим в синтез; факткультуры не воспроизводим, уникален; энергетические отношения объектовисследования не значимы; вещь характеризуется своей общественной значимостью.
Естественныенауки: мир однороден; значима пространственно-временная локализация вещей;анализ на практике обратим в синтез; факт природы в принципе не уникален;энергетические отношения объектов значимы; вещь характеризуется своейфизической сущностью; культурно-социальная значимость не существенна.
Художественная литература
ВНовое время, особенно с XVIII века, в странах Европы наряду с высшимразвивается общее образование и создается значительный и все возрастающий слойлюдей, профессиональная деятельность которых предполагает достаточно высокийуровень грамотности и соответствующие культурные навыки: чиновников,офицерства, помещиков, учительства, мелкой и средней буржуазии, позжеквалифицированных фабричных рабочих; кроме того, постепенно развивается иженское образование, сначала домашнее, а потом и школьное.
Вусловиях возрастающей секуляризации общества этот широкий круг людей, имеющихобщие культурные представления и навыки, но недостаточно подготовленных длязанятий богословием, наукой, философией, правом и другими видами слова,относящимися к высшим сферам культуры, все больше нуждается в некоей духовнойпище, так как рутинный характер умственной деятельности не может удовлетворитьих культурные запросы. Художественная литература и обслуживает потребности вумственной деятельности среднеобразованных слоев общества, заполняя собой этотвакуум.
Действительно,сюжетика художественной литературы обычно вращается в кругу тем классической,средневековой и более новой словесности, которая изучается в школе, либо вокругбытовых коллизий (реалистическое направление становится преобладающим влитературе по мере сокращения школьных программ словесности). Новые, необычныесюжеты редки в художественной литературе: чтобы быть читаемым, литератор должениспользовать узнаваемые и ценимые читателем темы. Но литератор представляет этисюжеты в необычном облачении местного колорита, или наоборот, близкой читателюбытовой обстановки и под приемлемым для него углом зрения. Так, Гете,воспроизводит в «Фаусте» общеизвестную легенду, а Л.Н. Толстой в«Анне Карениной» — банальную бытовую коллизию в великосветскомобществе.
Второйособенностью художественной литературы является читательский интерес клитератору. Интерес этот возникает потому, что новым в художественномпроизведении является не содержание, а стиль, словесный образ выражения, стильже — «и есть сам человек». Особое отношение литератора к читателюпроявляется в категории стиля художественной литературы — образе автора .
Вотличие от духовной поэзии, художник Нового времени выполняет эстетический иидейный заказ читателя и представляет в своих произведениях не личное отношениек предмету мысли, но вымышленный образ (как и другие элементы образной системыпроизведения), выражая его всей совокупностью наличных художественных средств:«Между литературной личностью автора и образом автора художественногопроизведения существуют отношения, сходные с отношениями актера и роли в пьесе.Это — »перевоплощения" из частного в общее, в «символ», измногозначного в индивидуальное, из единичного лица в обобщенное" .
Публицистика
Стильпублицистики Нового времени складывается в XVI-XVII веках на основе целого рядаразнородных жанровых форм, свойственных античной, средневековой ивозрожденческой письменности, среди которых следует назвать гуманистическоеписьмо и инвективу, богословскую полемику, обличительную проповедь и судебнуюзащитительную речь (plaidoirie), представлявшуюся адвокатом в письменной форме,но также гуманистические трактаты научного, философского или нравственногосодержания на латыни и на новых языках, предназначавшиеся широкой публике.Публицистика развивалась в форме отдельных сочинений (памфлетов, листовок,писем, печатных сборников проповедей) и в журналистике, то есть в периодическихпечатных изданиях.
Публицистическиесочинения представляют собой произведения по самым различным вопросам,адресованные широкой публике, не имеющей специальной подготовки, и основнаяцель их состоит в создании и организации общественного мнения. Первымипроизведениями такого рода были сочинения Франческо Петрарки (1304-1374) — основоположника европейского гуманизма: «Письма о делах повседневных»«О знаменитых людях», «Об уединенной жизни»,«Старческие письма», инвективы против врачей, юристов, астрологов,университетских ученых и другие. Жанры панегирика, инвективы, сборникалитературных писем, литературного диалога, популярного или комического трактаташироко используются гуманистами, и в XV-XVI вырабатывается стиль популярнойриторической прозы, мастерами которого были Эразм Роттердамский (1446-1536),Мартин Лютер (1483-1546), Жан Кальвин (1509-1564), Анри Этьен (1531-1598), БлезПаскаль (1623-1662), Джон Мильтон (1608-1674), Джон Бениан (1628-1688), еп. ЖакБоссюэ (1627-1704), Жан Любрюйер (1645-1696), Даниель Дефо (1660-1731),Джонатан Свифт (1667-1745), Франсуа Мари Вольтер (1694-1778) и другие.
Газетыкак информационные издания появились в Венеции в XVI веке вместе с первыминформационным агентством и были рукописными; в начале XVII в Германиипоявляются печатные газеты; с 1631 года Теофраст Ренодо под покровительствомкардинала Ришелье издает «Gasette de France» («Французскуюгазету»); первый периодический журнал появился во второй половине XVIIвека (1665) — это был «Journal des Scavants» («Журналученых»), издававшийся в Париже.
Уистоков научной журналистки стоит францисканский монах Марен Мерсенн(1588-1648), который с 1625 года собирал кружок парижских ученых и велпостоянную переписку с учеными разных стран. Так сложился «незримыйколлеж» европейских ученых, сообщавшихся непосредственно или черезпосредство Мерсенна. Первые научные журналы представляли собой периодическииздававшиеся собрания писем на научные темы, содержавшие сообщения о полученныхнаучных результатах или научную критику. Впоследствии появляются более илименее периодические альманахи, журналы общего содержания, а потом испециализированные тематические журналы.
Начинаяс XVIII века, журналистика как особая форма публицистики приобретает функции(1) периодического информирования о новостях, (2) научной, литературной иполитической критики и (3) популяризации знания.
Массовая коммуникация
Современноесостояние словесности связано с появлением в начале XX века и последующимразвитием массовой коммуникации.
Массоваякоммуникация является периодическим комплексным (включающим различныекомпоненты: радио, кино, телевидение, газету, рекламу) текстом (дискурсом),назначение которого состоит в распространении новой текущей общественнозначимой информации. Текст массовой коммуникации непрерывно создается ираспространяется с помощью современных технических средств на неограниченныерассредоточенные аудитории: «Тексты массовой коммуникации отличаются отдругих видов текстов тем, что в них используются, систематизируются исокращаются, перерабатываются и особым образом оформляются все другие видытекстов, которые считаются „первичными. В результате возникает новый видтекста со своими законами построения и оформления смысла“ .
Массоваякоммуникация подразделяется на две сферы — массовую информацию и информатику.Информатические тексты в целом содержат полную систематизацию фактов культуры.Информационный поиск и работа со специальной информацией находятся вне пределовриторики. Что же касается таких общих информационных систем, как Интернет, тотексты их изучены в филологии недостаточно. Массовая информация удовлетворяетобщие интересы, информатика — индивидуальные. Это значит, что в массовойинформации текст (выпуск газеты, суточная программа телевидения) составляется вцелом виде отправителем (редакцией) и предстает как одинаковый для всехполучателей; в информатике поиск информации из предлагаемого отправителемсостава сообщений осуществляется получателем.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/