Доклад по курсу: «Общее языкознание» выполниластудентка группы 28 лмв/3-01 Ифутина М.И.
Московский психолого-социальный институт 2010
Типологиякак общенаучный метод.
Вобщенаучном масштабе типология — это метод исследования разнообразных ивнутренне сложных объектов путем выявления их общих или сходных черт игруппировки, объединения объектов с учетом меры этой близости в некоторыеклассы (группы, типы).
Влингвистике используются три основных вида систематизации языков: 1)генеалогическое объединение, в которых учитываются родственные взаимоотношенияязыков; 2) типологические классификации языков; 3) территориальные (ареальные)классификации языков. В систематизации языков используются общенаучные принципытипологических исследований, методы генетических и таксономическихклассификаций, континуумных и ареальных исследований. Однако только втипологических исследованиях языков используется сама идея т и п а в качественекоторого объединения объектов с учетом их общих черт. Поэтому в лингвистикепринято терминологически отграничивать собственно типологию от всех иных видовсистематизации языков.
Историческийэкскурс.
Хотяпервые типологические классификации и термины принадлежат началу XIX в., однакопредпосылки типологического языкознания и лингвистики универсалий закладывалисьеще в Средние века — благодаря многовековой уверенности людей в том, чтовнутренне все языки схожи и что поэтому по грамматике латинского языка можнопоянть устройство и категории любого из народных языков. Повсеместное в Средниевека культурное двуязычие побуждало постоянно сопоставлять языки, замечать ихсходства и различия, при этом греческий, латынь или церковнославянский былисвоего рода « точками отсчета», «эталонными» языками.
Стихийныйуниверсализм средневековой грамматической мысли, убеждение в принципиальной«соизмеримости» любых языков впоследствии получили теоретическое развитие взнаменитой грамматике Антуанна Арно и Клода Лансло «Грамматика всеобщая ирациональная Пор-Рояля» (1660). Под ее влиянием еще в начале XIX в. в разныхстранах Европы грамматики разных языков продолжали называться всеобщими, рациональнымиили философскими.
Средипредшественников типологического языкознания выдающаяся роль принадлежитзнаменитому английскому социологу и экономисту Адаму Смиту (1723 — 1790).задолго до Шлегеля, в сочинении «О первоначальном формировании языков и оразличии духовного склада исконных и смешанных языков» (Лондон, 1781), Смитувидел движения ряда индоевропейских языков от синтетизма к аналитическомустрою и обсуждал причины такой типологической эволюции. Им высказаныудивительно прозорливые мысли о природе первоначального языка человека: этобыла отнюдь не номенклатура, но знаки для энергичного, часто побудительногосообщения о событии, которое происходит или ощущается как актуальное в моментречи. Смит допускал синкретического существование слова и предложения на раннихстадиях становления языка человека. Смит первым высказал мысль о том, чтосмешение языков ведет в упрощению морфологии. Однако типологические идеи Смитане были замечены современниками. Начало типологических исследований относится крубежу XIX-XX вв. и связано оно с немецкой культурой.
Первыекомпаративисты были и первыми типологами. В их числе — автор книги-манифестаиндоевропеистики «О языке и мудрости индусов»(1808) Фридрих фон Шлегель(1772-1829), давший первую типологическую классификацию языков; основоположникнемецкой философии языка Вильгельм фон Гумбольдт (1765-1835); автор первойсравнительно-исторической грамматики индоевропейских языков Франц Бопп(1791-1867). Уже тогда были предложеныы основные категории морфологической типологииязыков: флексия, агглютинацияи фузия, аналитические и синтетические языки, изолирующиеязыки, инкорпорация.
Создаваяморфологическую типологию, компаративисты-типологи «первого призыва» стремилиськ ее исторической интрепртетации, т.е.к тому, чтобы представить типы языков какс т а д и и единого исторического процесса формирования языков мира(глоттогонический процесс). Наиболее древним они считали аморфный строй языков,где фраза состояла из односложных слов-корней, лишенных всяческих служебныхморфем. Затем агглютинация и последовавшие фузионные процессы привели кпоявлению флексии, звуковых чередований.
Ихисследовательские достижения остаются общим категориально-терминологическимфундаментом типологии. В XX в. развитие типологии в значительной мерезаключалось в эмпирико-языковом и логическом уточнении тех классификаций ипонятий, которые были выдвинуты в первой трети XIX в.
ВXX в. возникло новое направление в типологическом исследованиях — лингвистикауниверсалий.
Типологияи лингвистика универсалий.
Типологияязыков и лингвистика универсалий — это две близкие по интересам областиязыкознания, составляющие единое исследовательское пространство. Их общимобъектом являются одинаковые или сходные черты самых разных языков, в том числе,если эта близость не обусловлена ни родством языков, ни их влиянием друг надруга.
Различиемежду типологией языков и лингвистикой универсалий связано с характеромнаблюдаемой общности: типология изучает взаимосвязанные сходные черты (вотдельных языках), стремится понять такие системные сходства в качественекоторого типа устройства языка и на этой основе выявить существующие на Землетипы языков. Лингвистика универсалий стремится обнаружить общие черты, присущиевсем языкам Земли.
Общаялогика типологического подхода такова: 1)вначале выявляют типологическизначимые признаки (в структурах или социальном бытии языков); 2)затем на основевыявленных признаков строят типологические характеристики или классификацииязыков ( или языковых подсистем, языковых ситуаций или состояний); 3)затемисследуют степень распространенности тех или иных типологичесикхзакономерностей (что приводит к открытию новых лингвистических универсалий).
Индуктивныеи дедуктивные универсалии
Говоряоб универсалиях, иногда имеет в виду непосредственно изучаемую реальность —языки мира (т.е. Язык-объект), иногда — высказывание о языке (т.е. Метаязык).Собственно универсалии понимаются по-разному: 1) как явления, присущие всем илипочти всем языкам мира; 2) как любое высказывание, верное для всех или почтисех языков мира.
Взависимости от способа выражения универсалий различают универсалии дедуктивные(аксиоматические) и индуктивные (эмирические). Дедуктивная универсалий — этотеоретическое допущение о том, что некоторе свойство Х должно быть присуще всемязыкам. В такого рода допущениях имеет место дедукция — логический вывод освойстве отдельных объектов на основании суждения об классе таких объектов.
Индуктивнаяуниверсалия — это некоторое свойство У, которое обнаружено во всех доступныхдля наблюдения языках и поэтому считается присущим всем языкам мира. Иначеговоря, свойство отдельных объектов распространяется на весь класс объектов —все языки мира.
Дедуктивныеуниверсалии строятся из наблюдений и размышлений над некоторой ограниченнойсовокупностью конкретных языков и затем идуктивно «проверяются» на болеешироком языковом материале. Поиск индуктивных универсалий начинается все-таки«маленькой дедукцией» — гипотезой о том, какие свойства языков могут бытьуниверсальными и, следовательно, где стоит искать универсалии. Нередкоиндуктивные универсалии не только подтверждают, но и конкретизируют, тем самымсодержательно обогащают дедуктивные предположения.
Нераз указывалось, что познавательной ценностью обладают только индуктивныеуиверсаии, в то время как дедуктивные — это вывод или следствие из ужеимеющихся общетеоретических представлений о языке, т.е. Не новое значение, алишь по-новому представленное знание. По сути дедуктивные универсалии — этозаключенные в форму универсалий некоторые ключевые высказывания, как быизвлеченные из общей «связной» теории языка.
Язык— эталон
Попробуемпредставить все универсалии не как перечни элементов или «черт», обязательныхдля любого языка, а как уровневую иерархию систем этих элементов(фонологических, морфологических и т.д.). Представим иерархические взаимосвязиэтих систем. В результате в нашем сознании возникнет абстрактных и оченьсхематичных образ «языка вообще», «универсального языка». Такая мыслетельнаямодель «языка вообще», построенная путем мысленного соотнесения универсальныхчерт конкретных языков, — это и есть язык — эталон.
Язык-эталон— это гипотеза, мысленное построение, допущение об общей части в структурахсопоставляемых языков. Понятие и языке-эталоне в качестве абстрактного«гипотетического инварианта языков мира» (Шаумян 1965, 30) конкретизируется втипологии в менее абстрактных представлениях о «эталоне» аналитических языков, «эталоне»агглютинативных языков, и т.д. Разумеется эти «эталоны» аналитизма илиагглютинации — тоже абстракция, их не обнаружить среди конкретных этническихязыков — таких 100% языков не сууществует в природе. Однако у языковедов естьпредставление о том, что такое 100% аналитизм или 100% агглитинации. Вот этипредставления и есть соответствующие языки-эталоны.
Идеяязыка-этална ценна еще в одном отношении: в качестве принципа естественной ипотому оптимальной систематизации универсалий — путем моделирования абстрактнойструктуры всех языков.
Основныенаправления типологических исследований.
Основнымвидам типологической общности языков соответствуют определенные направлениятипологических исследований. Противопоставление типологии языков и лингвистикиуниверсалий соответствует двум основным оппозициям при систематизации возможныхсходств языковых явлений: 1) различению системных и несистемных сходств; 2)различению универсальных и неуниверсальных сходств. Типология языков исследуетсистемные и групповые сходства; лингвистика универсалий занята универсальнымисходствами языков, не связывая непосредственный поиск универсалий с вопросом обих системных связях.
Втипологической сфере есть два основных раздела: структурная типология исоциальная типология. В структурной типологии основные направления исследованийразличаются, во-первых, в зависимости от того, какие уровни языковой структурыявляются непосредственным предметом изучения, и, во-вторых, в зависимости отколичества анализируемых языков и некоторых специальных аспектов ихтипологического изучения. В зависимости от изучаемого языкового уровняразличают следующие направления типологических исследований: типология звуковойорганизации звуков, морфологическая типология, синтаксическая, лексическая.Внутри названных областей существуют свои подразделения: например, в сферетипологии звуковой организации — разделы о сегментных средствах: типологияфонологических систем и подсистем; типология слоговых структур; в разделах осупрасегмегнтых средствах — типология ударения и интонации; в сфере синтаксиса— типология выражения субъектно-объектных отношенийи т.д.
Основныхнаправления в социальной типологии определены главными объектамисоциолингвистических исследований: коммуникативные типы языков; типологияязыковых ситуаций и языковой политики; типология литературных языков.
Естьотдельное направление — лингвистическая характерология. Такие исследованиястремятся не только к классификации языков, сколько к тому, чтобы понять«характер» изучаемых языков — путем создания их планомерных характеристик, которыестроятся с учетом ряда предварительно отобранных типологически весомых черт илипризнаков.
Такжеприсутствует направление универсалогия ( изучение лингвистических универсалий)и систематология ( установление системы лингвистических типов и распределениевсех языков по классам, соответствующим этим типам).
Морфологическиетипы языков
Вморфологической типологии принимаются во внимание, во-первых, с п о с о б ывыражения грамматических значений и, во-вторых, характер соединения морфем вслове. В зависимости от способов выражения грамматических значений различаютсинтетические и аналитические языки. В зависимости от характера соединенияморфем различают агглитинативнфе и фузионные языки.
Вязыках мира существуют две основных группы способов выражения грамматическихзначений: 1) синтетические и 2) аналитические. Для синтетических способов характерносоединение грамматического показателя с самим словом. Таким показателем, вносящимграмматическое значение «внутрь слова», могут быть окончание, суффикс, приставка,внутренняя флексия, изменение ударения, супплетивное видоизменение основы слова,трансфикс, повтор морфемы.
Общейчертой аналитических способов является выражение грамматического значения запределы слова, отдельно от него — например, с помощью предлогов, союзов, артиклей,вспомогательных глаголов и других служебных слов, а также с помощью порядкаслов и интонации высказывания.
Языки,в которых почти отсутствуют возможности синтетического выражения рядаграмматических значений, в начале XIX в. называли аморфными, т.е. Как былишенными формы, но уже Гумбольдт назвал из изолирующими. Ыло доказано, что этиязыки не лишены грамматической формы, просто ряд грамматических значенийвыражаются здесь отдельно от лексического значения слова. Есть языки, в которыхслово, напротив, оказывается настолько «переобремененным» разными служебными изависимыми корневыми морфемам, что такое слово превращается по смыслу впредложение, но при этом остается оформленным как слово. Такое устройство«слова-предложения» называют инкорпорацией, а соответствующие языки —инкорпорирующие, или полисинтетические.
Существуютдва основных типа морфемного устройства слова: фузия и агглютинация. Вфузионном слове границы между морфемами неотчетливы, они как бы сплавились:иногда они проходят внутри звука, иногда некоторые части морфем вообще непросматриваются. Для фузионного слова характерно то, что служебные морфемыодновременно выражают несколько грамматических значений. Фузия распространена виндоевропейских и семитских языках. Среди фузионных языков есть каксинтеттические, так и аналитические.
Вагглютинативном слове границы между морыемами вполне отчетливы, при этом каждыйаффикс имеет только одно значение и каждое значение выражается всегда толькоодним аффиксом. Характерная для агглютинации полная определенность значения иформы любых морфем обуславливает то, что в агглютинативных языках все морфемыобладают большей психологической реальностью для говорящих: они лучшевычленяются, точнее семантизируются и живут в сознании говорящих в большей мерекак бы сами по себе ( в то время как в фузионных языках даже корневые морфемыне всегда осознаются говорящими, а некоторые из них неотделимы от аффиксов).
Агглютинативныеязыки по своему грамматическому строю более устойчивы, чем фузионные языки. Этосвязано с тем, что для агглютинативного слова, с его однозначными истандартными по форме аффиксами, с четкими морфемными границами, не характерныпроцессы опрощения, переразложения, ведущие к утрате мотивированности знаков ипоиску новых обозначений. Агглютинативных языков на Земле значительно больше, чемфузионных: это все языки алтайской семьи, все языки тюрской, дравидийской семей,корейских, японский, грузинский и т.д. Агглютинативная техника спользуется какв синтетических и полисинтетических языках, так и в языках аналитических иизолирующих.
Дляизолирующих языков характерно: 1) музыкальное ударение; 2) семантическизначимое слооделение; 3) максимальная свобода построения синтагм; 4)недостаточная самостоятельность, отдельность слова.
Дляагглютинативных языков характерно: 1) максимальная степень семантическойсамостоятельности и формальной определенности аффиксов; 2) наибольшая свободаструктуры слова при большой нагруженности словоформ отдельными грамматическими,в том исле синтаксическими значениями; 3) синграмонизм (единообразноевокалическое оформление) слова, необходимый в качестве «цементирующегосредства», которое обеспечивает целостность и отдельность агглютинативнойсловоформы.
Дляслова во фузионных языках характерно: 1) высокая степень семантической иформальной слитности структурных компонентов слова; 2) бинарность и резкаяассиметрия семантической структуры слова: основа слова выступает как носитель«вещественных», более конкретных, а также постоянных для данного словалексико-грамматических значений, в то время как окончания выражаютпреимущественно синтаксические и другие меняющиеся значения.
Дляальтернирующих ( семитских языков ) языков характерны: 1) максимально спаяннаяструктура слова: по сути слово здесь предстает в виде морфологическинеразложимого целого, состоящего чаще всего из одного корня; 2) ограниченноечисло гласных; 3) резкое функциональное различие между согласными и гласными вструктуре слова: выразиетелм вещественного значения являются согласные, агласные, чередующиеся между согласными, выполняют синтаксические функции.
Методытипологизирования
Сущесвуетдва вида типологизирования: 1) анкетный и 2) эталонный.
Анкетныйспособ состоит в том, что исследователь приписывает набор признаков ( сположиетльным и отрицательным значением) классифицируемым языкам.
Эталонныйметод охватывает более широкий круг: 1) исследователь использует какой-либоествественный язык в качестве типичного представителя определенного классаязыков, а затем, имея ряд таких эталонов, распределяет остальные языки поклассам через сравнение их с типичными представителями этих классов; 2) Язык —эталон специально конструируется следующими способами: а) оптимальная система, вкоторой ормально выражены все типологизируемые категории (тогда переход отязыка-эталона к конкретным языкам будет осуществляться по правилам свертывания(нейтрализации) некоторых эталонных противопоставлений, а виды этойнейтрализации станут параметрами, задающими классы языков); б) минимальнаясистема, в которой выражены лишь инвариантные (общие) для рассматриваемыхязыков свойства (тогда переход от языка-эталона к конкретным языкам будетосуществляться по правилам развертывания эталонных категорий).
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта referat.ru/