Вадим Руднев
Деконструкция- особая стратегия по отношению к тексту, включающая в себя одновременно и его«деструкцию», и его реконструкцию.
Термин«деконструкция» предложил французский философ Жак Деррида (постструктурализм ипостмодернизм) как перевод хайдеггеровского термина «деструкция»(экзистенциализм, феноменология). Термин «деконструкция» закрепился за Дерридаи используется также рядом сходных исследований по философии, филологии иискусствознанию.
Сутьдеконструкции состоит в том, что всякая интерпретация текста, допускающая идеювнеположности исследователя по отношению к тексту, признается несостоятельной(принцип дополнительности). Исследование ведется в диалоге между исследователеми текстом ( диалогическое слово М. М. Бахтина). Представляется, что не толькоисследователь влияет на текст, но и текст влияет на исследователя.Исследователь и текст выступают как единая система, своеобразный интертекст,который пускается в особое путешествие по самому себе.
«Текств этом случае, — пишет современный русский философ М. А. Маяцкий, — оказываетсяне гомогенным единством, а пространством „репрессии“ (со стороныисследователя. — В. Р.). Цель деконструкции — активизировать внутритекстовыеочаги сопротивления „диктату логоцентризма“ (...). Принципомметафизического текста является вслушивание в голос (бытия, Бога, вещей самихпо себе) и игнорирование материальной стороны текста как чего-то вторичного поотношению к смыслу. Деконструкция., напротив, выявляет конструктивную рольписьма и переносит акцент на сам процесс производства смыслов. Деконструкциядезавуирует метафизику и в качестве фаллоцентризма — установки на приоритетмужского начала над женским и вытеснения женского голоса из реальногомногоголосья текстов культуры (ср. понятие полифонического романа М. М.Бахтина. — В.Р.). Метафизический дискурс подвергается деконструкции как дискурсприсутствия, тождества. Деконструкция расшатывает мнимую незыблемостьметафизических понятий, обнаруживая разрывы и отсутствия там, гдепредполагалось полное присутствие смыслов».
Каккажется, подлинными предшественниками метода деконструкции были, как нистранно, советские философы М. М. Бахтин и О. М. Фрейденберг. Первыйдеконструировал роман Достоевского (см. полифонический роман, карнавализация),вторая — всю античную культуру.
Подвлиянием Деррида, Барта и других представителей постструктурализма (а иногда ибез их непосредственного влияния) русская поэтика начала деконструироватьхудожественные тексты с конца 1970-х годов. Особую роль здесь сыграл мотивныйанализ Б. М. Гаспарова, который подверг деконструкции такие произведения, как«Мастер и Маргарита» Булгакова, «Двенадцать» Блока,«Слово о полку Игореве», что вызвало ряд академических скандалов встенах Тартуского университета — цитадели классической структурной поэтики.
Особенношокирующей кажется процедура деконструкции, когда ей подвергаются такиехрестоматийные тексты, как, например, рассказ Л. Н. Толстого «Послебала», ставший предметом аналитической деконструкции под пером русскогофилолога, основоположника генеративной поэтики А. К. Жолковского. Рассказ«После бала» возводится им к практике обряда инициации и традиционныммотивам волшебной сказки, как они описаны в исследованиях В. Я. Проппа (см.сюжет, формальная школа).
Авторэтих строк подверг деконструкции такое культовое произведение детскойлитературы ХХ в./с чего-то выделено/, как «Винни Пух». Основой этой деконструкциистало то, что мы поставили милновские повести о Винни Пухе в ряд«взрослой» литературы 1920-х годов — период расцвета европейскогомодернизма (см. принципы прозы ХХ в., неомифологизм), что само по себезаставило посмотреть на текст по-другому: высветить его с точки зрения мифа,психоанализа, теории речевых актов, семантнки возможных миров, характерологии(подробнее об этом анализе см. междисциплинарные исследования).
Впространстве поэтики постмодернизма деконструкция происходит сама собой — текстдеконструирует сам себя, почти не нуждаясь в исследователе.
Список литературы
МаяцкийИ.А. Деконструкция // Современная западная философия: Словарь. — М., 1991.
ГаспаровБ.М. Литературные лейтмотивы. — М., 1995.
ЖолковскийА К. Морфология и исторические корни «После бала» // Жолковский А К.Блуждающие сны. — М., 1992.
РудневВ. Введение в прагмасемантику «Винни Пуха» // Винни Пух и философияобыденного языка. — М., 1996.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.ru/