Е.В. Маркова, Саратовский государственный университет,кафедра теории, истории языка и прикладной лингвистики
Отношенияантонимии выступают одним из важнейших видов системно-семантических отношениймежду единицами языка. В настоящее время имеется большое количество работ, посвященныхлексической антонимии и выполненных на материалах ассоциативного теста1.
Предметомисследования настоящей работы является анализ реакций на стимулы-антонимы.
Спецификанастоящего исследования заключается в том, что работа была выполнена на большомматериале «Ассоциативного словаря школьников города Саратова и Саратовскойобласти» (АСШС). Ассоциативные поля анализировались в динамическом аспекте.
Нашаработа проводилась в следующих направлениях:
1)исследование ассоциативных полей проводилось по отдельности по следующемуплану: рассматривались главные ассоциаты (реакции, доля которых не меньше 5%среди всех полученных реакций на стимул2); рассматривалась доля нулевыхреакций; исследовалась встречаемость членов других ассоциативных полей врассматриваемом поле; изучались доли антонимических реакций; изучалась доляреакций-синонимов; 2) привлекались данные «Толкового словаря русского языка»С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой.
Ассоциативное поле «легкий»
Настимул легкий было проанализировано 665 реакций учеников со II по XI классы. В«Толковом словаре русского языка» выделяется несколько значений слова «легкий».Реакции школьников II–XI классов, представленные в АСШС, соответствуют двум изних: «незначительный по весу» и «без больших усилий, труда».
Настимул легкий дано большое количество антонимических реакций (табл. 1).
Таблица1
/> Как видно изприведенной табл. 1, доля антонимических реакций уменьшается к XI классу засчет возрастания доли реакций, соотносящихся со значением стимула«незначительный по весу» и «без больших усилий, труда». Реакции, соотносящиесясо значением стимула «незначительный по весу», преобладают во всех классах, чтоговорит о том, что данное значение является основным и первым, котороеусваивается еще в начальной школе. Другое же значение является производным иболее сложным для усвоения.
Долянулевых реакций значительно уменьшается к старшим классам, что говорит обусвоении значения слова «легкий».
Поданным исследования ассоциативного поля стимула легкий, из нескольких возможныхантонимов школьники приводят реакцию тяжелый. Только лишь в V–VI классах вкачестве антонима приводится прилагательное «трудный», но доля данной реакцииочень мала (0, 89%).
Анализглавных ассоциатов также подтверждает вывод о первостепенности значения«незначительный по весу», так как со II по XI классы главными реакциямиявляются слова пух, ветер, ветерок.
Ассоциативноеполе «тяжелый»
Наданный стимул было исследовано 985 реакций. Среди ответов испытуемых наиболееярко представлены два значения: «имеющий большой вес» и «трудный, требующийбольшого труда, больших усилий».
Проанализируемсведения табл. 2.
Доляантонимических реакций резко падает к XI классу за счет возрастания долиреакций, соотносящихся со значением стимула «требующий больших усилий, труда».Основное место занимают реакции, соотносящиеся со значением стимула«значительный по весу», что показывает, что данное значение основное иусваивается еще в начальной школе. Другое же значение – «требующий большихусилий, труда» – не является первостепенным для учащихся младших классов, нопостепенно к старшим классам становится актуальным, чего мы не наблюдали приисследовании ассоциативного поля «легкий». Актуализацию значения «требующийбольших усилий, труда» доказывает и тот факт, что среди главных ассоциатов ввозрастной группе IX–XI классов появляется реакция труд.
/> Средиреакций-антонимов первое место занимает антоним «легкий».
Реакции-синонимыменее представлены в ассоциативном поле «тяжелый», в данном случаеантонимические связи наиболее сильны.
Следуетобратить внимание на возрастание доли нулевых реакций к XI классу, что говоритоб усложнении поля стимула «тяжелый».
Ассоциативноеполе «трудный»
Реакцииассоциативного поля «трудный» можно свести к трем группам: во-первых, реакции, соотносящиесясо значением стимула «требующий большого труда»; во-вторых, реакции, соотносящиесясо значением «заключающий в себе затруднения»; в-третьих, «с трудом поддающийвоздействию, доставляющий беспокойство».
Реакции,соотносящиеся со значением стимула «требующий большого труда», почти непредставлены в ассоциативном поле стимула трудный (доля таких реакций с V по XIклассы составляет 0%, лишь в возрастной группе II–IV классы 0, 82%, но этоединичная реакция). А вот две другие группы заслуживают пристального изучения.В начальной школе первичным значением является значение «заключающий в себезатруднения» (доля подобных реакций составляет 43, 95%). К старшим классам доляэтих реакций значительно уменьшается – до 28, 71%; реакции, соотносящиеся созначением стимула «с трудом поддающийся воздействию, доставляющий беспокойство»к XI классу резко возрастают – с 9, 7 до 30%. К старшим классам усваиваетсятакое значение слова, как «с трудом поддающийся воздействию, доставляющийбеспокойство». Об этом же свидетельствует и анализ главных ассоциатов: если вначальной школе в число главных ассоциатов входили слова труд, день, задача, урок,то к старшим классам главной реакцией является реакция ребенок.
Доляантонимических реакций сравнительно небольшая и варьирует от 3 до 5%. Основнымантонимом является слово «легкий». Испытуемые очень много приводятреакций-синонимов на стимул трудный. Доля синонимических реакций к старшимклассам возрастает до 19, 55%.
Долянулевых реакций с возрастом уменьшается. В начальной школе нулевые реакциисоставляют 15, 76%. К старшим классам эта цифра уменьшается до 6%.
Всевыводы нами были сделаны при анализе табл. 3.
/> Ассоциативноеполе «простой»
Настимул простой было проанализировано 684 реакции. Следует отметить, что реакциина данный стимул весьма разнообразны. Наиболее ярко представлены следующиезначения: «самый обыкновенный», «добродушный», «глуповатый», «грубый пообработке», «незамысловатый». Самой частотной реакцией во всех возрастныхгруппах была реакция человек, доля которой варьирует от 16 до 31%. Мы отнеслипару простой – человек к реакциям, соотносящимся со значением стимула «самыйобыкновенный». Все остальные значения мы свели в одну группу – реакций спереносным значением.
Антонимическиереакции на данный стимул с возрастом увеличиваются, как и реакциисинонимы.Данный стимул вступает в антонимические отношения со многими словами: сложный, трудный,тяжелый. Отметим, что эти слова в качестве стимулов не давали антонима«простой».
Долянулевых реакций в младших классах весьма большая – 14, 81%, что говорит обопределенной трудности в осознании данного слова.
Первоеместо во всех возрастных группах принадлежит реакциям, соотносящимся созначением стимула «самый обыкновенный»
(табл.4).
Ассоциативноеполе «сложный»
Средиреакций на стимул сложный представлены реакции, соотносящиеся со значениямистимула «состоящий из нескольких частей» и «трудный, запутанный». Несмотря нато что значение слова «сложный» – «состоящий из нескольких частей» в словареприводится первым, данные АСШС говорят о том, что первичным значением является«трудный, запутанный».
Средиреакций-антонимов первое место занимает реакция легкий, второе – реакцияпростой. В различных возрастных группах, как видно из таблицы, антонимическиеотношения между стимулом и реакцией ослабевают за счет возрастания долисинонимов, что связано и с долей реакций, соотносящихся со значением стимула«трудный, запутанный» (табл. 5).
/> Исследованиеассоциативных полей позволяет нам составить схему антонимических связей междуисследуемыми словами (рисунок).
Вданном случае стрелка обозначает антонимическую мотивированность. Важноотметить, что данные слова выступают и в качестве стимулов и в качествереакций. Реакция легкий приводится в качестве антонима для стимулов трудный, тяжелый,сложный. Для стимула простой антонимами выступают две реакции – трудный итяжелый, а стимул-прилагательное сложный имеет два антонима – простой и легкий.
Антонимическиеотношения между исследуемыми словами-стимулами-реакциями говорят о том, чтовнутри рассматриваемых групп имеются связи, которые образованы перекрещиваниемполей.
Составленныетаблицы (1–5) демонстрируют динамику изменения доли реакций-антонимов иреакций-синонимов. Эти изменения происходят по-разному, поскольку динамикасвязана со значением исследуемых стимулов.
Список литературы
1 См.: Медведева И.Л. Опыт психолингвистического исследования антонимии // Психолингвистическиеисследования в области лексики и фонетики. Калинин, 1981. С. 68–81.
2 См.: Гольдин В.Е., Сдобнова А.П. Русская ассоциативная лексикография: Учеб. пособие для студ.вузов. Саратов, 2008.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.sgu.ru/