1. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ И МОДЕЛЕЙ.
1. 1. Понятие экономической системы и ее свойства.
Экономическая система (от гр. systema — букв, целое, составленное из частей), как любая другая, состоит из элементов — относительно неделимой части объекта. Элементы системы находятся во взаимосвязи и взаимодействии, в результате чего образуются новые интегративные качества, несвойственные каждому элементу в отдельности. Поэтому свойства экономической системы отличаются от простой суммы свойств входящих в нее элементов. Качество системы как таковой формирует ее целостность — важнейшее свойство, обеспечивающее относительно самостоятельное, обособленное существование.
Отдельные звенья экономики — предприятия, бюджетные учреждения, министерства, конкретную отрасль экономики — можно рассматривать или как часть системы более высокого уровня, или как отдельную систему. Между элементом и системой существует такое же соотношение, как и между частью и целым. Система и ее закономерности выступают как определяющий фактор по отношению к ее частям (элементам).
Важным свойством экономической системы является наличие структуры (от лат. structura — строение, расположение, порядок), ее можно рассматривать как способ взаимосвязи, взаимодействия образующих систему элементов, ее внутреннюю организацию, обеспечивающую целостность. Структура есть нечто устойчивое, сохраняющее качественную определенность экономической системы на протяжении конкретного, иногда длительного времени. Однако это не означает, что структура постоянна и неизменна. Напротив, она подвижна и изменчива, модифицируется вместе с системой под влиянием преобразований в ее элементах, изменений в их функциях, отношениях системы с внешней средой и других факторов.
Специфическим свойством экономической системы является наличие инфраструктуры — совокупность объектов, обеспечивающих функционирование производства товаров и услуг и условия жизнедеятельности людей. В соответствии с этим выделяют производственную и социальную инфраструктуру.
Как система, так и входящие в нее элементы выполняют определенные функции, представляющие собой, во-первых, целеустремленную деятельность, обеспечивающую сохранность, функционирование и развитие этой системы. Во-вторых, функция рассматривается как роль, которую элемент, выполняет как часть по отношению к целому.
Важным специфическим свойством экономических систем является наличие цели. Действия по достижению цели есть функции системы и её элементов. Последние имеют свои специфические цели, производные от цели системы.
Система всегда находится в развитии. Она обладает такими качествами, как стабильность, изменчивость, противоречивость. Сложность экономических систем, отличающихся большим многообразием внутренних и внешних связей, требует управления ими, благодаря которому осуществляется координация элементов и частей системы, а их взаимодействие направлено на достижение заранее заданной цели. Кроме того, управление выполняет функцию поддержания такой структурной целостности, при которой обеспечивается нормальный ход воспроизводственного процесса (повторение процесса производства).
Упрощение экономикой имеет свою специфику, отличающую его от других видов управления. Она заключается в воздействии на экономических субъектов с помощью стимулов: налоговых ставок, величины оплаты труда, административных санкций (штрафов, запретов), правовых и других норм. Процесс управления включает два этапа. Первый этап предполагает разработку программы по достижению поставленной цели с помощью прогнозирования, планирования и программирования; второй — обеспечение выполнения данной программы, корректировку поведения элементов или самой системы при изменении внутренних и внешних условий ее функционирования.
В процессе эволюции экономических систем управление обособилось в самостоятельный вид деятельности. Создаются специальные институты и органы управления, появляется специальная отрасль науки, занимающаяся экономическим управлением, — менеджмент. В настоящее время управление представляет собой сложную иерархическую систему с хорошо развитыми вертикальными и горизонтальными связями.
К другим свойствам экономической системы можно отнести ее способность к воспроизводству и саморазвитию, а также устойчивость Связей между компонентами.
Особенностью экономических систем является наличие институтов, которые определяют характер и направления экономической деятельности. Понятие «институты» имеет узкое и широкое толкования. В узком смысле под институтами понимают правила и нормы, по которым экономические субъекты взаимодействуют друг с другом и осуществляют хозяйственную деятельность. Они могут быть формальными, т. е. закрепленными в Конституции, Гражданском кодексе, других законах, указах, постановлениях органов государственной власти, и неформальными — несанкционированными государством, но применяемыми в хозяйственной практике (например, «бартерные» отношения). В широком смысле в понятие «институты» включают также организации и учреждения, структурирующие взаимодействие между людьми в рамках системы, устанавливающие определенные «правила игры». Институты многочисленны. Значительное влияние на условия экономической деятельности оказывают различные государственные организации, устанавливающие законы, правила хозяйствовании, регламентирующие деятельность экономических субъектов- Важнейшими из институциональных норм являются права собственности и права человека.
Значительное влияние на функционирование экономической системы оказывает ее внешняя среда, т. е. все то, что находится вне системы, изменяется под се воздействием и само изменяет поведение системы. Для элементов, частей экономической системы внешней средой выступает сама система. Так, национальная экономика страны, являясь частью мировой экономики, через международное разделение труда связана с экономикой других стран. Предприятие, как обособленная экономическая система, имеет множество связей с другими субъектами национальной экономики: предприятиями, домашними хозяйствами, государством.
Главными объектами, оказывающими наибольшее влияние на функционирование и развитие экономики, являются природная и социальная среда. Природная среда выступает поставщиком энергетических, сырьевых и продовольственных ресурсов. Благоприятные природные условии (хороший климат, наличие разнообразных полезных ископаемых) сокращают расходы общества и способствуют успешному развитию экономики; неблагоприятные условия (например, страны с суровым климатом) требуют увеличения расходов на топливо, одежду, продовольствие.
Социальная среда — общественное устройство, вид политической власти, система законов, регулирующих экономическую деятельность, — оказывает прямое влияние на цели, структуру, функции экономической системы. Вместе с тем экономическая система сама влияет на окружающую среду. Ее воздействие на природу настолько существенно, часто даже необратимо, что экология становится глобальной проблемой всего человечества.
Поскольку экономическая система не только функционирует, но и развивается, она является продуктом исторического развития; в ней всегда есть элементы прошлого, настоящего и будущего. Экономическая система имеет свое начало и свой конец, переживает периоды возникновения и становления, упадка и гибели. Следовательно, важнейшим свойством экономических систем является их историчность.
В экономической системе действует множество различных субъектов. Всех их можно объединить в три большие группы: предприятия (фирмы), домашние хозяйства, государство. Предприятия отличаются от других субъектов тем, что представляют собой место, где осуществляется соединение средств производства с рабочей силой. Предприятии так же, как и государство, и домашние хозяйства, экономически обособлены и поэтому могут рассматриваться как части -экономической системы. Роль предприятий в системе определяется их функциями, главной из которых является производство товаров и услуг. Домашние хозяйства в экономической системе выступают как мелкие производители, поставщики трудовых и финансовых ресурсов. Основная же их функция — потребление конечных продуктов и услуг, производимых предприятиями.
Особая роль в экономической системе принадлежи государству, которое:
1) определяет приоритеты и цели развития системы, выделяет ресурсы для достижения этих целей, прогнозирует возможную отдачу ресурсов и возможные последствия;
2) создает правовую базу для эффективного функционирования экономики, обеспечивает защиту прав собственника, создает денежную систему, регулирует отношения между производителями и потребителями;
3) воздействует на элементы и части экономической системы с целью поддержания их функционирования в заданных параметрах или изменения этих параметров в нужном государству направлении;
4) осуществляет меры по социальной защите населения от безработицы, инфляции и других последствий рыночной экономики путем перераспределения доходов и др.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, экономическая система — это сложная упорядоченная совокупность всех экономических отношений и видов хозяйственной деятельности общества, реализующаяся через функционирование производительных сил и осуществляющаяся в формах определенных производственных и социальных отношений и социальных институтов, целью которой является удовлетворение потребностей общества в материальных благах и услугах. [1. c. 27-31 ]
2. Виды экономических систем.
Экономические системы с момента своего возникновения и до наших дней прошли значительный эволюционный путь развития. Поэтому к настоящему времени насчитывается множество различных их видов и типов, отличающихся способами общественного разделения труда и ее организации, формами собственности, видами координации элементов системы и другими признаками. В экономической теории классификация экономических систем осуществляется на основе критериев — определяющих признаков, позволяющих разграничить системы. [1, c. 43] Современные экономические системы подразделяют исходя из форм собственности и способа координации входящих в нее элементов. С этой точки зрения выделяют: чистый капитализм, или экономику свободной конкуренции, планово-директивную модель, или командную экономику, смешанную экономику и традиционную экономику. [1, c. 45]
Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм).
Хотя эта система сложилась в XVIII в. и прекратила свое существование в копне XIX в. — в первых десятилетиях XX в. (в разных странах по-разному), однако очень многие ее элементы вошли в современную рыночную систему.
Отличительными чертами этой экономической системы являлись: частная собственность на инвестиционные ресурсы; рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции; наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и товара.
Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная свобода всех участников экономической деятельности, не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника.
Решающим условием экономического прогресса стала свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал. Был достигнут новый уровень развития «человеческого фактора», главной производительной силы общества. Наемный работник и капиталист-предприниматель выступали как юридически равноправные агенты рыночных отношений. Понятие «свободный наемный работник» предполагает право свободного выбора покупателя рабочей силы, места ее продажи, т. е. свободу передвижения в пределах рынка труда. Подобно всякому товаровладельцу, реализовавшему свой товар и получившему за него деньги, наемный работник обладал свободой выбора предметов и способов удовлетворения потребностей. Обратной стороной свободы выбора стала личная ответственность за поддержание рабочей силы в нормальном состоянии, за правильность принятого решения, за соблюдение условий трудового соглашения.
Каков механизм решения фундаментальных задач экономического развития в рассматриваемой экономической системе? Они решаются опосредованно, через цены и рынок. Колебание цен, их более высокий или низкий уровень служат индикатором общественных потребностей. Ориентируясь на конъюнктуру рынка, уровень и динамику цен, товаропроизводитель самостоятельно решает проблему распределения всех видов ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке.
Предприниматели стремятся получать все больший доход (прибыль), предельно экономно использовать естественные, трудовые и инвестиционные ресурсы и максимально широко реализовывать такой ресурс, как свои творческие и организационные (так называемые предпринимательские) способности в избранной ими сфере деятельности, что служит мощным стимулом развития и совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности.
Современная рыночная экономика (современный капитализм)
По сравнению со всеми предшествующими рыночная система оказалась наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям.
Во второй половине нынешнего столетия, когда широко развернулась научно-техническая революция и стала особенно быстро развиваться производственная и социальная инфраструктура, государство стало намного активнее воздействовать на развитие национальной экономики. В связи с этим изменился хозяйственный механизм, организационные формы хозяйственной деятельности и экономические связи между хозяйствующими субъектами.
В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.
Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также анализа приоритетных направлений НТП. прогноза развития общественных потребностей на макроуровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие с общественно необходимыми затратами.
Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям.
Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях НТР. Например, в настоящее время реализуются общеевропейские программы «Эврика», «Эсприт» и др.
Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды.
На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы с бедностью» в настоящее время направляется не менее 30—40 % всех государственных бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной экопоми кой.
В то же время крупные фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь активизировать работу персонала, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить конкурентоспособность фирмы.
Традиционная система
В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.
Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкое товарное
производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.
В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал.
В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживая социально-экономический прогресс.
Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность — активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средствам развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения.
Административно-командная система (централизованно-плановая, коммунистическая)
Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств.
В последние годы многие отечественные и зарубежные экономисты в своих работах попытались дать ее обобщенную характеристику1.
Характерными чертами административно-командной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.
Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра — высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.
При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефинитной экономики характерно отсутствие нор мальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.
В странах с административно-командной системой решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям — промышленным предприятиям, колхозам и совхозам.
Поэтому структура общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.
Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.
Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда.
Отличительной особенностью распределения продукции в административно-командной системе являлось привилегированное положение партийно-государственной элиты.
Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежным коренные социально-экономические преобразования во всех бывших социалистических странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации. [2, c. 19-23]
3. Типы моделей капиталистических экономик.
В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются историей, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Так в административно-командной системе существовали советская модель, китайская и др. В современной капиталистической системе также существуют различные модели. Насчитывают пять различных моделей капиталистических экономик. [2, c. 23]
Первая модель, используемая в США, построена на рыночных механизмах саморегулирования экономики, с низкой долей государственной собственности и незначительным прямым вмешательством государства в процесс производства товаров и услуг. Главные достоинства этой модели:
• большая гибкость экономического механизма, быстро ориентирующегося на меняющуюся конъюнктуру рынка;
• высокая степень предпринимательской активности и ориентации на нововведения, обусловленная более широкими возможностями выгодного применения капитала. Особенно результативна эта модель на высоком уровне развития производительных сил, в условиях большой емкости! внутреннего и внешнего рынков и при высоком жизненном уровне населения.
Вторая модель, созданная после Второй мировой войны в Германии, Швеции и Франции, получила название социально-ориентированной рыночной экономики. Ее характеризуют
• активное воздействие государства на функционирование национального рыночного хозяйства;
• сильная система социального обеспечения;
• значительный удельный вес государственной собственности в валовом национальном продукте (ВНП).
Считается, что эта модель обеспечивает достижение высоких конечных результатов лишь при строгом поддержании баланса интересов труда и капитала, хотя она относительно менее гибкая и слабее реагирует на изменение экономической конъюнктуры, чем американская модель. В то же время в последние годы американская модель также становится все более социальной.
Третья модель рыночной (капиталистической) экономики ~* японская. Ей свойственны:
• четкое и аффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов, промышленников, финансистов и правительства) в интересах достижения национальных целей;
• дух коллективизма и патернализма на производстве;
• внушительный упор на человеческий фактор.
Эта модель распространена в значительной части стран Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока и особенно ощущается в практике экономического роста так называемых азиатских молодых тигров Сингапура. Тайваня и Южной Кореи.
Четвертая модель — латиноамериканская. Ее характеризуют:
• сильное и не всегда грамотное прямое вмешательство государства в экономику;
• коррупция и даже криминализация общества, включая
хозяйственные связи;
• ориентация производстве на удовлетворение спроса ведущих капиталистических стран, использующих три предыдущие модели экономики, на природные ресурсы и дешевую рабочую силу.
Пятая модель капиталистической экономики — африканская — также базируется на многообразии форм собственности и рыночных отношениях. В странах Африки, использующих эту модель, наблюдается прежде всего малограмотность и даже беспомощность в регулировании и управлении хозяйственными процессами на уровне как предприятий и фирм, так и государства в целом. Без помощи развитых капиталистических стран африканцы вряд ли вообще могут создать современную экономику.
Африканской экономике присущи:
• нещадная эксплуатация неквалифицированного труда;
• широкое применение силовых методов прямого вмешательства в производство «сверху»;
• неразвитость трудовых отношений и демократии вообще;
• крайне низкая эффективность. [3, c. 14-15]
Наряду с указанными можно выделить и особую китайскую модель смешанной экономики, формирующуюся в условиях перехода от экономики «чистого социализма». Рыночный механизм и негосударственный сектор экономики значительно усилили свою роль в годы реформ, однако государственное регулирование в форме «направляющего планирования» и социальные гарантии государства продолжают занимать приоритетное значение в социально-экономической политике. Данная модель может быть определена как преимущественно социалистическая модель смешанной экономики. [4, c. 76]
2. МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.
2.1. Американская модель рыночной экономики.
США занимает особое место лидера в современной мировой экономике. Их национальное хозяйство по масштабам намного превосходит все другие страны, даже самые крупные уровень развития производительных сил, структура американской экономики, ее научно-технический потенциал, степень национальной конкурентоспособности сильно влияют на всю систему мирохозяйственных связей. Более того, американская модель экономического роста служила образцом сначала для многих развитых стран, а затем, со значительными модификациями, и для новых индустриальных государств. Сейчас развитие экономики США во многом предопределяет направление сдвигов во всем мировом хозяйстве.[5, c. 214] В основе сложившейся модели американской экономики и устойчивого положения экономической системы лежат факторы более фундаментального характера. В их числе совершенствование организационно-технологической структуры хозяйства, новая роль человека в экономике, оптимизация взаимодействия государства и рынка, усиление значения корпоративной формы собственности и другие факторы, сформировавшие современный облик экономики США к началу нового столетия.[6, c. 56]
Одной из важнейших черт современного экономического развития США, связанной с распространением нового этапа НТР, является ориентация на гибкое, диверсифицированное и мелкосерийное производство, его способность адаптироваться к быстро меняющимся потребностям американского населения. Это достигается за счет распространения как в материальном производстве, так и в сфере услуг техники и технологии новых поколений, основанных на использовании микроэлектроники и особенно микропроцессоров. В настоящее время ведущую роль играют шесть основных типов новой производственной техники и технологии: промышленные роботы, станки с числовым программным управ-лением (СПЧУ), гибкие автоматизированные системы (ГАСы), включающие обрабатывающие центры и роботы, системы автоматизированного проектирования (САПР), комплексы обрабатывающих центров с САПР, а также ЭВМ всех типов, включая персональные компьютеры. [7, c.57] Все это позволяет перейти на принципиально новый тип производства, гибко реагирующий на меняющиеся потребности и происходящие изменения в спросе. В основе указанной тенденции лежит еще одна принципиальная черта, характеризуйся состояние американской экономики — повышение уровня ее наукоемкости. Общий объем затрат на НИОКР в США превысил в 1997 г. 205,7 млрд. долл. (2,6% ВВП) рекордный за всю историю страны уровень. Более 65% всех НИОКР финансируется за счет частного сектора (по сравнению с 54% в 1987 г.). Доля же федерального правительства в финансировании науки неуклонно сокращается (30% в 1998 г.). Во многом это связано с сокращением масштабов исследований, осуществляемых в военных целях. Частная экономика является ведущим сектором хозяйства и с точки зрения реализации выделенных на научные исследования ассигнований. Так, здесь реализуется 74% всех НИОКР в стране, по сравнению с 8% — в государственных научных учреждениях и 12% — в университетах и колледжах. В 1998 г. в частных компаниях было израсходовано на НИОКР 130,6 млрд. долл. собственных средств и почти 30 млрд. долл. федеральных средств.[6, c. 59] т. о. повторюсь одной из особенностей американской модели является большая гибкость рыночного механизма, быстро ориентирующуюся на конъюнктуру рынка и ориентация на нововведения, обусловленная более широкими возможностями выгодного применения капитала. [3, c. 14]
За последние 20 лет произошли крупные сдвиги и в отношениях собственности функционирующего капитала американской экономики. Ключевой характеристикой до* минирующего частного сектора американского хозяйства является эволюция структуры собственности капитала. Так, в середине 90-х годов почти 90% всех доходов в экономике создавалось в корпоративном секторе экономики, т.е. в акционерных компаниях. По сравнению с уровнем 1970 г. корпоративный сектор вырос почти на 20 процентных пунктов. Таким образом, корпоративная частная собственность однозначно становится в США преобладающей по сравнению со всеми другими формами частной собственности (партнерства, индивидуальная частная собственность), как наиболее эффективная с точки зрения привлечения дополнительных, капиталовложений, возможностей использования новейших управленческих методов, повышения производительности труда и совершенствования трудовых отношений. [6, c. 65] т. о. следующей чертой американской модели экономики является преобладание корпоративной частной собственности.
Рассмотрим теперь следующий момент, то какую роль играет государство. За последние несколько десятилетий и особенно в 90-е годы претерпел изменения и государственный сектор. Доля государственных расходов в экономическом росте снижается, это связано с фактором геополитического плана — окончанием холодной войны, возможностью уменьшения расходов на военные нужды. Стратегическими представляется и повышение степени приоритетности в социальном бюджете федерального правительства инвестиционных вложений в человеческий капитал, т.е. значения ассигнований на образование, профессиональную подготовку и переподготовку, а также на здравоохранение. Так, государственное финансирование ив фондов федерального правительства, а также штатных и местных властей системы образования всех уровней (начального, среднего и высшего) в США составляло в 1997 г. по оценке более 456 млрд. долл. (более 80% общих расходов на эти цели). Свыше 46% всех расходов на здравоохранение (более 1000 млрд. долл.) в середине 90-х годов также осуществляло американское государство. Хотя американское государство практически не осуществляет прямых производственных инвестиций, оно заботится о структуре и качестве общественного капитала через инвестиции в фундаментальную науку и технологии.
Главный социально-экономический приоритет нынешней американской администрации — развитие высшего образования. В 90-е годы был принят ряд федеральных законов и государственных программ, направленных на реализацию этой задачи. В частности, заметно (на 10% — до 3 тыс. долл.) увеличены ассигнования на гранты Пелла (субсидии на получение высшего образования, возвращаемые получателями-студентами после трудоустройства в течение 10-15 лет), расширен круг их получателей, который в настоящее время достигает 4 млн. человек. Введены различные налоговые льготы и освобождения от уплаты налогов во время учебы в университетах и колледжах.
За последние годы было принято несколько новых программ, расширяющих доступ американцев к услугам здравоохранения, особенно для детей и лиц, потерявших работу в возрасте 68-61 года, а также для не охваченных медицинским страхованием американцев в возрасте 62-бб лет.
Роль государства в США чрезвычайна «велика и в других сферах социально-экономической жизни, в сфере экологии, сельского хозяйства, энергетики, во внешнеэкономических связях и многих других. Но главным, несомненно, представляется макроэкономическая регулирующая роль государства, осуществляемая как через постоянно развивающееся законодательство, так и через отработанные многолетней практикой механизмы прямого и косвенного регулирования экономических процессов денежно-кредитную политику (нормы обязательного резервирования, учетные ставки), операции е ценными бумагами, налогово-бюджетное регулирование (причем с точки зрения стимулирования экономического роста главными в последние годы отели налоговые составляющие федерального бюджета). Именно манипулирование денежной массой, учетными ставками и налогами во многом позволяет либо стимулировать деловую активность и экономический рост и уменьшить норму безработицы.
Широкомасштабное влияние государства на экономическую жизнь происходит и на региональном уровне. Речь идет прежде всего о мощной поддержке предпринимательства, о создание благоприятных условий для привлечения предприятий в тот или иной штат, город или графство. В США насчитывается 19 тыс. экономических комиссий при региональных и местных органах исполнительной власти, которые занимаются такого рода деятельностью. В этом же ряду — создание и функционирование так называемых предпринимательских «инкубаторов», число которых в середине 90-х годов превысило 600. Это, как правило, государственные или частно-государственные учреждения, осуществляющие многоплановую поддержку вновь создающихся компаний. Такой бизнес-инкубатор территориально объединяет новые компании под одной крышей и способствует их становлению и развитию. [6, c. 66] Резюмируя вышесказанное, хочу отметить следующие черты американской модели:
Высокая степень предпринимательской активности, а также ее поощрение;
Ограничение сферы государственного регулирования в основном проведением макроэкономической политики;
Относительно небольшая доля государственного бюджета и ВВП и удельного веса госинвестиций и выплат по линии социального обеспечения в структуре государственных расходов;
Обогащение наиболее активной части населения, отсутствие задачи социального равенства и создание приемлемого уровня жизни малообеспеченных групп.
2. Азиатские модели рыночной экономики (японская, китайская, южнокорейская).
Рассмотрим японскую и южнокорейскую модели одновременно, так как они очень похожи. Япония и Южная Корея сейчас занимают одно из центральное место в мировой политике и экономике. Но в начале 20 в. эти два государства в основном были аграрными, у них не существовало какой-либо развитой промышленности, также осуществлялось давление со стороны «главных колонизаторов», рынок сбыта национальной продукции все уменьшался и уменьшался, продукция становилась менее конкурентоспособной. Чтобы не стать рынком сбыта продукции развитых стран, эти государства проводят серию реформ. После чего эти две аграрные страны к концу 20 в. выходят на первые позиции по производству наукоемкой продукции в мире, и становятся главными импортерами ее. Сейчас эти государства называют «молодыми тиграми». Но что же стоит за экономиками этих стран. [8, c. 95], [9, c. 49].
Главной особенностью экономик Японии и Южной Кореи является высокая степень участия государства в экономической и общественно-социальной жизни общества, но существуют также и определенные отличия.
Вмешательство государства в экономике Японии осуществлялось преимущественно через налоговую систему или кредитно-финансовые механизмы. Основными рычагами этой политики служили налоговые льготы и государственная кредитно-инвестиционная деятельность. Налоговые льготы предоставлялись либо в рамках специальной системы амортизационных отчислений, либо путем освобождения налога на основной капитал. Государственная кредитно-инвестиционная деятельность состояла в предоставлении правительством низкопроцентных кредитов из средств, аккумулированных в системе почтовых сберегательных касс, пенсионных фондах и фондах медицинского и социального страхования. В 1952—1955 гг. промышленность получала из этих источников 28% необходимых ей финансовых средств. [5, c. 320] Специфичной для Японии чертой является сотрудничество между частным бизнесом и правительством в решение общих экономических проблем. Так, во время нефтяного кризиса 1993 г. и в период кризиса «высокой иены» преодоление экономических трудностей и стимулирование хозяйственного развития шло при поддержке со стороны правительства Центрального Банка Японии, проводивших меры макроэкономического характера по расширению спроса. [12, c. 470]
Государство ограничивает действие рыночных рычагов, сдерживает внутреннюю конкуренцию (поддерживает такие формирования в стране как «группирование»), ограничивает в страну доступ иностранного капитала и товаров (ведет преимущественно протекционистскую политику). [5, c. 320]
Что же касается Южной Кореи степень государственного влияния на экономическую и на социальную жизнь со стороны государства на много выше чем в Японии. Правительственный контроль над развитием хозяйственно сферы был предусмотрен основным законам страны. Государство обеспечивало централизованное воздействие на сферу социально-экономических решении, что проявлялось в стимулировании развития крупнейших объединений, слияния банковского и промышленного капитала, создании государственного сектора. [12, c. 687] Оно стремилось не допускать разорения мелких предпринимателей, чтобы избежать переполнения рынка труда безработными. Для урегулирования отношений широко использовались диктаторские методы руководства. Так, в 1978 г., когда многие южнокорейские фирмы не могли погашать свои иностранные долги, президент освободил их от выплаты процентов внутренним инвесторам и от погашения задолженности. Длительное время внутренние инвесторы получали отрицательный реальный процент на их сбережения. Все было направлено на мобилизацию ресурсов. По оценкам Мирового банка, почти 2/3 прироста ВВП за 1960—1989 гг. было обеспечено за счет использования ресурсов, а не роста эффективности. По мере экономического роста эффективность средств производства снижалась.
Еще одной из особенностей японской и южнокорейской модели является присутствие государственного планирования. На протяжении всего послевоенного периода правительство Японии последовательно осуществляет экономическую политику, основываясь на средне- и долгосрочных планах, целевые ориентиры которых варьируются в зависимости от фазы, на которой находится экономика в своем развитии. Несмотря на то, что планы в Японии по своему характеру являются индикативными, элементы плановости вносят существенный вклад в развитие экономики. [5, c. 319] Система общегосударственных планов складывается из пяти групп планов — план экономического и социального развития, план развития и использования земель, рационального размещения производительных сил, отраслевые планы, целевые общегосударственные программы и региональное планирование. [12, c. 470] Что касается Южной Кореи, то процесс хозяйствования страны связан на прямую с государственным планированием экономической деятельности на основе пятилетних планов экономического и социального развития. С 1963 г. в стране действовало Управление экономического планирования, функции которого в 1994 г. были переданы министерству промышленности. Планирование охватывало различные производственные и региональные разрезы хозяйственной активности, и ему был присущ в определенной мере нормативный характер. Выработка плановых ориентиров происходит с участием Федерации корейской промышленности, представляющей интересы крупнейших компаний.[12, c. 689]
В сфере предпринимательства в японской и южнокорейской моделях наблюдается следующая особенность, а именно наличие различных торговых и деловых традиций, коренящихся в исторических и культурных особенностях развития общества и выпадающих, как правило, из системы рыночных инструментов, принятой на Западе. Бизнес в этих странах связан такими понятиями, как «группирование» и «чеболы». Рассмотри их ниже. [10, с. 101].
В противоположность западной рыночной экономике, в основе поведения хозяйствующих агентов которой лежит индивидуализм, в Японии сильны устои своеобразного коллективизма, или философии групповых целей и устремлений. Отдельные авторы характеризуют японскую систему как нечто близкое к организации деревенской жизни, где риск и ответственность одновременно и распределяются и объединяются. Японские предприниматели не дожидаются стихийного разрешения противоречий между спросом и предложением. Они принимают упреждающие меры, стремясь, насколько это возможно, к взаимопониманию и согласию.
Именно эта «групповая ориентация», ставшая частью национального характера японцев, объясняет существование укоренившихся торговых и дедовых обычаев, во многом определивших появление специфической формы организации бизнеса – «кэйрэцу»(«группирование») в виде «объединений», охватывающих разные сферы экономики.
«Объединение» представляет собой группу хорошо знающих друг друга партнеров, в рамках которой на взаимной основе формируются ожидания поведения того иди иного партнера. Это контрастирует с рыночным механизмом, который действует невзирая на личность партнера и учитывает лишь иены. В «объединении» посредством тесного человеческого общения формируется взаимное доверие и возникают отношения сотрудничества. При этом в результате применения разных санкций повышается денежная ответственность за «неджентльменское» поведение, что служит мощной силой, сдерживающей нарушение морали.[10, c. 101]
Теперь рассмотрим такую особенность южнокорейской экономика как «чеболы». Чеболы представляют собой финансово-промышленно-торговые группы, базирующиеся на семейном капитале. И хотя формально они выступают как группы самостоятельных фирм, фактически они находятся в собственности определенных семей и под их единым административным и финансовым контролем. Правда, хотя реальное управление чеболами осуществляется семейными кланами, их доля в акционерном капитале группы редко превышает 50%. Более того, как показывает опыт выхода из кризиса южнокорейской экономики, чем ниже доля “семейного капитала” в корпорации, тем эффективнее ее возможности по реструктуризации и адаптации к модели кризисного и посткризисного развития. Ярчайший пример этого – корпорация “Эл Джи”.
Несколько десятков чеболов (крупнейшие из которых “Самсунг”, “Дэу”, “Хендэ”, “Эл Джи”, “Эс Ка Глобал”) контролируют почти все отрасли экономики. Им принадлежит большинство крупных и средних компаний. На 10 ведущих чеболов приходится 64% ВВП и около 70% экспорта.
Другая характерная черта чеболов – очень высокий уровень диверсификации. Практически в каждой компании представлены все ведущие отрасли промышленности, что неизбежно приводит к жесткой конкуренции не только между ними, но и между фирмами, входящими в состав разных чеболов.
Среди факторов, способствовавших динамичному развитию чеболов, можно отметить:
быстрое освоение новых отраслей и диверсификация деятельности;
использование новейших иностранных технологий;
большое внимание подготовке управленческих кадров;
межотраслевой синергизм и способность быстро аккумулировать значительные финансовые средства для реализации крупных стратегически важных проектов;
более высокая финансовая, технологическая и организационная устойчивость.
Но все-таки основой их существования и процветания являлась поддержка со стороны государства. Крупнейшие чеболы возникли прямо или косвенно в связи с реализацией государственных и импортозамещающих проектов в базовых отраслях – производстве цемента и удобрений, рафинированного сахара, нефтепереработке, строительстве. Рост чеболов во многом происходил благодаря созданной для них системе льготного финансирования. Чеболы получили около 75% банковских кредитов, предоставленных частному сектору в конце 70-х – начале 80-х годов. Во многом это предопределило не только сильную кредитную задолженность южнокорейских корпораций и низкую долю собственного капитала в активах, но и коррумпированную структуру, приведшую к слиянию интересов государства и бизнеса.[11]
Теперь рассмотрим особенности трудовых отношений в японской и южнокорейской модели. Одной из особенностей является наличие пожизненного найма. Количество постоянных работников в фирмах составляет примерно 30%. Следующая особенность это длительный рабочий день он составляет приверно57,7 часов в неделю. Плюс для этих моделей характерен низкий уровень заработной платы, поэтому конкурентоспособность продукции японских и южнокорейских производителей высока. Также наблюдается особенность разницы оплаты труда мужчин и женщин примерно в 2 раза. Отличительной особенностью трудовых отношений в Японии считается то, что трудовые отношения стоятся на философии «фирма – наш общий дом» Использование рабочей силы в основном базируется на концепции «человеческого потенциала». Но главным итоговым моментом является то, что успех нации стоит превыше чем успех отдельного человека. [12, c. 467, 691]. Последняя особенность этих моделей которую я хотел бы отметить – это протекционистская политика государства которую вели Япония и Южная Корея долгое время.
Перейдем к следующей азиатской модели: китайской модели рыночной экономики. Китайская Народная Республика (КНР) — одна из крупнейших стран мира. На ее территории — 7,2% мировой суши — проживает свыше 21% населения мира. Ее хозяйство создает 4% ВМП при подсчете по текущим валютным курсам и свыше 12% ВМП, рассчитанного на основе ППС. По последнему показателю КНР уступает только США. Она обладает крупными минеральными ресурсами практически всех известных элементов. По потенциальным ископаемым ресурсам Китай уступает США и Российской Федерации. Она занимает ведущее место по запасам таких металлов, как вольфрам, цинк, литий, тантал, медь, свинец, никель.
Со дня образования КНР ее положение в мировом хозяйстве кардинально изменилось. Она превратилась из отсталой в промышленно-аграрную страну, поставившую цель достичь в первой половине XXI в. высокого уровня развития и стать одной из ведущих держав мира.
В последние десятилетия в стране осуществлялся перевод хозяйства от централизованно планируемой экономики к рыночным методам регулирования. По социально-экономической характеристике хозяйства КНР скорее относится к группе стран с переходной экономикой, чем к развивающимся странам. [12, c. 516] Что стоит за успехами Китая и как ему это удалось? Ответим на этот вопрос ниже.
Сотрудники института экономического анализа сформулировали нескольких гипотез, объясняющих «китайское чудо»:
гипотеза первая: уровень развития в Китае был низким, а темпы роста слаборазвитых стран опережают темпы роста развитых стран. Исследования показывают, что такой закономерности не существует. Темпы роста Китая оказались уникальными для всей мировой экономики;
гипотеза вторая: ускорение экономического роста было обусловлено низкой долей промышленности и высокой долей сельского хозяйства. Вопреки широко распространенным заблуждениям удельный вес промышленности в ВВП в Китае был не ниже, а выше, чем в современной России. Однако более низкий удельный вес промышленности в России не способствовал повышению темпов ее экономического роста, и наоборот, более высокий показатель Китая не способствовал замедлению его темпов роста по сравнению с Россией;
гипотеза третья: высокий удельный вес сельскохозяйственного населения в начале реформ. Темпы экономического роста не зависят непосредственно от структуры занятого населения;
гипотеза четвертая: уникальные особенности китайского национального характера: трудолюбие, самоотверженность, неприхотливость. Однако в условиях той же ментальности в течение первых трех четвертей XX в. отмечались очень низкие темпы роста китайской экономики, которые периодически становились отрицательными. До недавнего времени Китай относился к наиболее бедным странам мира, а реальная угроза голода была ликвидирована лишь несколько лет назад;
гипотеза пятая: успехи китайской экономики обусловлены примененной моделью экономического реформирования.
В отличие от России, где осуществлялись, как утверждается, либеральные реформы (так называемая шоковая терапия), в Китае реформы носили постепенный характер. В отличие от России, где государство «ушло» из экономики, в Китае государство сохранило значительный контроль за экономикой, а его роль в экономическом развитии заметно возросла. Государство активно участвовало в каждом из основных направлений экономической политики (политика занятости, социальная, внешнеэкономическая, денежно-кредитная, бюджетная политика). Именно это является спецификой китайской модели экономических реформ.
Общая сумма расходов на социальное обеспечение и потребительские субсидии в Китае сократилась с 4,0 до 0,9% ВВП, тогда как в России эти расходы не только не уменьшились, но и существенно возросли — с 6,3 до 12,6% ВВП. Уровень безработицы в Китае сократился почти вдвое — с 5,3 до 2,9%, а доля занятых во всем населении повысилась с 42,3% (1978 г.) до 53% (1997 г.), что способствовало ускорению экономического развития. Либерализация внешнеэкономической деятельности в Китае привела к сокращению фактически взимаемых импортных таможенных пошлин с 17,7% от объема импорта в 1978 г. до 2,5% в 1996 г.
В России произошел переход от относительно либеральной внешнеторговой политики к протекционизму — импортные пошлины по отношению к общему объему импорта возросли с 0,7% (1992 г.) до 5,3% (1997 г.).
Одна из значительных причин успеха китайской модели заключается и в том, что Китай практически не пользовался таким инструментом протекционистской политики, как девальвация национальной валюты. Среднегодовые темпы снижения валютного курса в 1979—1997 гг. были весьма умеренными (8,3%) — в отличие от России, где они оказались почти в 12 раз выше. Денежно-кредитную политику китайские власти в течение всего периода реформ проводили весьма сдержанно, благодаря чему среднегодовые темпы инфляции составили немногим более 10%.
Таким образом, главная причина ускоренного развития Китая — характер проводившейся экономической политики. Вопреки широко распространенным заблуждениям в Китае проводились либеральные экономические реформы, причем степень их либеральности и радикальности, по всей видимости, не имеет аналогов. Результатом стало беспрецедентное сокращение масштабов государственной нагрузки по всем направлениям, обеспечившее рекордные темпы роста китайской экономики. [13, с. 48]
Резюмируя выше сказанное можно выделить следующие основные черты экономической модели Китая:
большая роль государства в экономике;
осуществление государственного планирования;
наличие частного, государственного и коллективного секторов экономике;
социальная направленность экономики.
2. 3. Западноевропейские модели рыночной экономики (шведская, французская, германская).
Рассмотрим шведскую модель рыночной экономики. В Шведской модели организации экономической и политической жизни можно выделить те принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении длительного времени без социальных потрясений, глубоких политических конфликтов, обеспечивая при этом высокий уровень жизни и социальных гарантий для большинства населения. Назовем главные из них:
высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер отношений между разными социальными слоями и группами населения и политическими партиями, сложившийся на основе взаимного понимания коренных интересов, признания их законного характера и готовности решать острые вопросы на основе социально приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура);
в экономической сфере — высокая конкурентоспособность промышленности, базирующаяся на создании особого сектора экономики, основанного на интеграции между наукой, образованием и производством, на взаимодействии государственных институтов с частным бизнесом, сотрудничестве или даже сращивании (симбиозе) крупных предприятий с малыми и средними в единые крупные научно-производственные системы, функционирующие как будто самостоятельно, интеграции различных сфер деятельности, начиная от производства новых знаний до их освоения инновационным предпринимательством и крупномасштабного тиражирования освоенных образцов изделий (инновационный климат);
в социальной области — возрастание среди традиционных факторов производства (труд — капитал — технологии — природные ресурсы) значения человеческого фактора — высококвалифицированного и инновационного, творческого по характеру труда, которое получило выражение в концепции «человеческого капитала» и социальной направленности экономического развития страны, обеспечивающей высокий уровень политической и экономической стабильности общества и вызывающей к жизни могучие созидательные силы социума шведского типа (социальная ориентация).
Основанный на этих принципах шведский тип организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жизненные и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на получении своеобразной «технологической ренты», получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за высокое качество и инновационность продукции. Разумеется, Швеция не является исключением в отношении формирования какой-то совершенно уникальной социально-экономической модели, скорее ее можно классифицировать как шведский вариант «общества всеобщего процветания», хотя и «продвинутый». [14, c.87]
Сравнение шведской модели с западноевропейской показывает, что она не так уж оригинальна. Безусловно, эта страна является пионером в создании особой формы общества благоденствия, в то же время эта модель очень близка в своих базовых характеристиках и к германской концепции социально ориентированного рыночного хозяйства, и к идеям, положенным в принятую Евросоюзом стратегию достижения Социальной Европы. Не случайно, например, что Швеция одной из первых стран-участниц Евросоюза полностью адаптировала свое социальное законодательство к общему социальному законодательству ЕС, постольку социальные стандарты Евросоюза более низкие, чем в Швеции и других Скандинавских странах, обеспечивающих своим гражданам более высокий уровень экономической безопасности. Можно сказать, что социально-экономические доктрины, лежащие в основе общественного развития Евросоюза и стран Севера Европы, развиваются во встречном направлении: ЕС идет по пути построения более справедливого в социальном плане общества при уменьшении неравенства в доходах и борьбе с социальным отторжением и обеспечения относительной эгалитарности, а Скандинавские страны несколько либерализировали свою экономику, с тем чтобы уменьшить перегруженность госбюджета социальными расходами, сделав ее более адресной, сохраняя высокий уровень социальных гарантий.
Шведская социально-политическая система на первый взгляд выглядит довольно идеальной не только в сравнении с российской, но и в международном сопоставлении, представляя собой этакий остров мирного разрешения всех политических и социальных конфликтов, позволяя сочетать высокую экономическую эффективность с социальным равенством, экологической защитой и промышленными инновациями. Но реальность иная', растет дефицит государственного бюджета и безработица, внушает тревогу размер внешнего долга, имеются структурные проблемы. Шведская модель в условиях интернационализации и глобализации экономики подвергается испытаниям на прочность, и не исключена дальнейшая трансформация всех ее политических и экономических институтов. [14, c.91]
Следующая модель которую мы рассмотрим – это французская модель рыночной экономики. Французская модель — это взаимоотношения основных субъектов экономики, вложившиеся по окончании Второй мировой войны под воздействием весьма специфических по литических и идеологических факторов и характеризующиеся длительным и резко выраженным (для развитой страны) доминированием государства при относительной слабости национального бизнеса.[16, c. 40]
Особенность экономической модели Франции — высокая доля государственного сектора, сформированного в результате троекратной (1936, 1945, 1982 гг.) национализации. Даже после реализации двух масштабных программ приватизации (1986—1988 и 1993—1997 гг.), проводившихся правыми правительствами, доля государства в ВВП остается одной из наиболее высоких.
После победы на президентских выборах 1995 г. Жак Ширак начал проводить политику ослабления хозяйственной деятельности государства. Однако проведение правительством реконструкции и оздоровления государственных предприятий только усилило позиции государства в экономике.
В 1997 г. изменилась концепция приватизации: произошел отказ от универсальных для всех компаний моделей разгосударствления; государство взяло на себя реструктуризацию приватизируемого предприятия, его подготовку к выходу на рынок акционерного капитала; сохраняется высокая степень контроля государства над приватизированными объектами.
Государственные предприятия Франции традиционно разделяются на две группы: административные учреждения и акционерные компании. Статус административного учреждения (государственного предприятия общественной службы) содержит отдельные элементы административного права, хотя в целом деятельность этих учреждений регулируется нормами коммерческого права. Таковыми являются предприятия, выполняющие функции общественной службы и, как правило, являющиеся монополиями: в отрасли транспорта — национальное общество французских железных дорог, Автономная компания парижского транспорта, Эр Франс; в отрасли энергетики — Электрисите де Франс, Гас де Франс, Национальная компания Роны, Генеральная компания ядерных веществ; в области связи — Генеральная дирекция почты и связи.
Государственное предприятие может быть также юридическим лицом частного права и иметь статус акционерной компании (промышленные предприятия коммерческого сектора, крупные банки и др.). В этом случае большая часть капитала компании должна принадлежать либо государству, либо другому государственному предприятию. Государственными считаются также предприятия, в правлениях которых государство имеет большинство голосов, не обладая при этом большинством в капитале, что позволяет ему контролировать управление. Правительство, местные власти в ряде районов страны предоставляют компаниям значительные средства из специальных фондов финансирования программ профессионального обучения и подготовки кадров. Важной целью структурной политики стало содействие внедрению на малых и средних предприятиях новейших научных и технологических разработок. Основная роль в осуществлении этого курса принадлежит Национальному агентству по внедрению изобретений «АНВАР». Оно было организовано в 1970 г. с целью популяризации и распространения технологических разработок в области промышленного производства и сначала выполняло лишь функции обычной консалтинговой и посреднической фирмы при правительстве и министерстве исследований и технологии.
Франция отличается от других стран ЕС тщательной проработкой страхования рисков, связанных с предварительным изучением рынка, изменением курсов иностранных валют, организацией за границей ярмарок, выставок, складов, зарубежных инвестиций, непредвиденным повышением цен в период изготовления экспортной продукции.
Социальная политика позитивно решается за счет наличия во Франции отличных от общепринятой западной практики критериев градации кредитов по срокам: ссуды от двух до четырех лет считаются среднесрочными, а свыше четырех лет — долгосрочными.
В рамках предупреждения потребительских рисков во Франции действуют жесткие санитарные требования к ввозимым растительным и животным продуктам, медикаментам, отдельным продуктам химической промышленности. Для сдерживания импорта сельскохозяйственных товаров во Франции наряду с таможенными сборами используется система компенсационных сборов, которые представляют собой разницу между высокой, как правило, ценой сообщества на конкретный вид сельхозпродукции и ее мировой ценой. Единые цены устанавливаются Комиссией ЕС и ежегодно пересматриваются. Разница между едиными и мировыми ценами может колебаться в зависимости от товара от полутора до пяти раз.
Пример Франции демонстрирует высокую степень политического воздействия на реализацию отдельных элементов политики дерегулирования (например, приватизации), непосредственно связанных с циклической сменой правящих коалиций левых и правых сил. Большую долю социальной ответственности при проведении реструктурирования принимает на себя деловая среда Франции. Процедуру высвобождения рабочей силы здесь жестко регулирует закон о коллективных увольнениях. Суть этого документа — оказание помощи служащим в поиске новых рабочих мест. О сокращении работодатель обязан проинформировать как представителей трудового коллектива и профсоюзов, так и органы власти и государственного управления, обсудив в ходе переговоров и консультаций социальные вопросы. Если компания вступила в стадию банкротства, то процедура увольнения, как правило, упрощена. Общим принципом является сведение увольнений к минимуму за счет сокращения рабочей недели, выплат компенсаций работникам в связи с переездом на новое место жительства, профессиональной переподготовки, финансового стимулирования досрочного выхода на пенсию, займов по льготным процентным ставкам для желающих открыть собственное дело. Средняя стоимость увольнения работника во Франции составляет около 40 тыс. долл. Правительство оплачивает от 20 до 80% стоимости процедуры увольнения, а компания покрывает остальные расходы. При этом правительство оплачивает расходы по переподготовке (до 100%), зарплату служащим, проходящим профподготовку (до 70%), расходы при реформировании предприятия (до 50%), а также транспортные расходы. Кроме того, правительство оказывает помощь, сокращая размер налогов, взимаемых с фонда оплаты труда.
Итак, экономическая политика Франции ориентирована на долгосрочную конкурентоспособность, гарантированность занятости населения при ведущей роли государства, особенно государственных предприятий, в реструктурировании. Оно инвестирует автоматизацию производственных процессов и, допуская существенные издержки, сохраняет высокий размер минимальной заработной платы. Несмотря на возрастание экономической напряженности, по мнению экспертов международной организации труда (МОТ), французская модель экономики нацелена на решение двуединой задачи: поддержание мировой конкурентоспособности и проведение в жизнь политики социальной ответственности, что в итоге приводит к общественному согласию.
И, наконец, рассмотрим последнюю модель рыночной экономики: немецкую. [17, c. 92] Также как в выше рассмотренных западноевропейских моделях, государство занимает особое место. . В последние десятилетия роль государства изменилась. Сократились его предпринимательская функция, прямые формы регулирования. Государственное предпринимательство складывалось под влиянием государственного строительства или выкупа находившихся в тяжелом финансовом положении предприятий и фирм. В конце 80-х годов на предприятиях государственного сектора было занято 8,7% всех рабочих и служащих. Помимо промышленности государственные предприятия занимают видное место в инфраструктуре (атомная энергетика, пути сообщения, средства связи и информации, кредитные учреждения). В промышленности государство контролировало базовые и энергетические предприятия: производство цветных металлов (алюминия, свинца, цинка — примерно 2/3), добычу каменного угля.
Переход к неоконсервативной форме регулирования сопровождался сокращением государственного сектора путем продажи акций предприятий на кредитных рынках. Сокращение государственного сектора расширило сферу частного капитала, рыночных сил. В 90-е годы государственные капиталовложения установились на самом низком уровне — порядка 2% ВВП.
Государство играет важную роль в финансировании НИОКР. Федеральное и земельные правительства обеспечивают свыше 37% (Федеральное правительство — 24%) расходов на эти цела За счет государственных средств финансируется значительная часть фундаментальных исследований в области космической техники, ядерной энергетики. Государство выделяет существенные средства мелким и средним фирмам для ведения научно-технических разработок и оплаты исследовательского персонала (около 1,8% всех расходов на НИ ОКР).
Рассмотрим теперь сферу бизнеса и управления.. Доминирующей чертой германских компаний является «внутренний» характер систем их управления, при котором все участники — акционеры, управляющие, наемные работники, арендаторы, поставщики и потребители могут оказывать влияние на развитие компании, в том числе прямое влияние на принятие решений через такие органы, как наблюдательный и производственные советы. Германская система управления отличается от англосаксонской модели, в которой владельцы капитала имеют небольшое прямое влияние на управление, но могут проявлять силу, «голосуя ногами», продавая акции или перенося субконтракты.
В центре германской рыночной экономики находится система так называемого соучастия в решениях. На предприятиях действуют производственные советы, которые избираются прямым голосованием. Они участвуют в решении вопросов организации рабочего места, производственного процесса и обшей обстановки, приема на работ)*.
На крупных предприятиях с численностью занятых свыше 2 тыс. человек учреждаются наблюдательные советы, состоящие из акционеров и работающих по найму, которых выдвигают производственные советы и профсоюзы. Члены советов получают возможность участвовать в управлении фирмой. По закон)' работники имеют половин)' мест в наблюдательных советах — высших руководящих органах, которые назначают и смешают старших управляющих. Это является частью системы, которая способствует тесным связям между рабочими и укрепляет особую форму управления корпорациями. Фирмы и банки владеют акциями друг друга и тем самым минимизируют дисперсию владения на фондовых рынках и среди акционеров. Это экономическое устройство базируется на сильной децентрализованной федеральной системе, которая дает большую власть I6 землям, и формах политики, построенных на согласии, при которых решения принимаются, насколько возможно, с молчаливого согласия главных партий — христианских демократов и социал-демократов.
Что же касается социальной политики и трудовых отношений следует сказать следующее. Немецкое законодательство разрешает организациям работодателей и наемных работников совместно определять уровень заработной платы и условия труда. Трудовые соглашения заключаются на национальном уровне между отраслевыми организациями предпринимателей и профсоюзов. Они могут связывать даже предпринимателей, не входящих в организации нанимателей, если это отвечает общественным интересам. Уровень заработной платы, устанавливаемой организациями предпринимателей и рабочих, мало отличается в различных секторах хозяйства и профессиональных группах. В условиях экономического роста заключение централизованных соглашений обеспечивает стабильность в отношениях предпринимателей и рабочих. Наряду с Японией германская промышленность практически не испытывает влияния забастовочного движения. Пожизненный найм в Германии был более реальным, чем в Японии.
Сотрудничество предпринимателей и профсоюзов распространяется на организацию труда, включая групповые принципы производственной деятельности, повышение квалификации персонала, ориентацию оплаты труда на производственные потребности и достигнутые результаты.
Согласие между рабочей силой и капиталом поддерживается системой социального обеспечения, которая базируется на трех основах — страховании здоровья, пенсиях и пособиях по безработице. Безработные в течение 32 месяцев получают 2/3 прежнего оклада, после чего пособие начинает снижаться. Пенсионные фонды самофинансируются и существуют на основе взносов. Доля отчислений с доходов предпринимателей и рабочих поднялась с 26,5% в 1970 г. до 39,2% в 1994 г. Весь этот механизм придавал устойчивость функционированию германской хозяйственной системы, а также социальному положению рабочей силы. В 90-е годы в системе хозяйственного, механизма произошли изменения в сторону большей свободы для предпринимателей, в частности, в вопросах найма рабочей силы. [12, c. 385]