Модели перехода от административно-командной к рыночной экономике
Практический опыт стран с административно-командной экономикой демонстрирует две модели системных преобразова ний: эволюционный путь постепенного создания рыночных ин ститутов («градуалистский подход») и радикальные реформы («шоковая терапия»). Названные модели различаются в основ ном сроками проведения реформ, масштабом институциональ ных преобразований и интенсивностью стабилизационных мер. Выбор той или иной модели системных преобразования определяется рядом экономических и неэкономических факторов.
К ним относятся: воля политического руководства страны, осо бенности исторического развития, политическое и социальное положение государства и пр. Определяющим фактором служит состояние экономики.
Градуализм в эволюционной теории — представление о по степенности процессов эволюционного развития. Градуализм — экономическая концепция, предполагающая проведение медлен ных, последовательных реформ и отводящая государству главную роль в формировании рынка. Градуализм рассматривает транс формацию плановой экономики как относительно длительный и постепенный процесс, в котором ведущая роль отводится стаби лизации производства.
Выбор эволюционного пути обусловлен относительно не большим удельным весом тяжелой промышленности в отрасле вой структуре экономики; развитым сельским хозяйством и срав нительно стабильной финансовой системой. Важный фактор — наличие работников, сохранивших навыки частного предприни мательства, и готовность населения принять новые экономиче ские отношения. Особенностью эволюционного перехода к рын ку является то, что государство последовательно, шаг за шагом заменяет механизмы административно-командной системы ры ночными отношениями. Например, в Венгрии этот процесс про исходил в 1968—1990 гг., а в Китае продолжается с 1979 г.
Выделим общие черты эволюционного пути перехода к ры ночной экономике:
• быстрое развертывание в частном секторе производства по требительских благ и насыщение ими рынка. Рыночные отношения первоначально охватывают сферу производства предметов потребления, а затем распространяются на ин вестиционные отрасли.
Сторонники градуализма выступают против разовой либера лизации цен и быстрой приватизации. Градуалистская стратегия отводит ведущую роль стабилизации производства: только при устойчивом выпуске продукции можно обеспечить непрерывное поступление ресурсов, нужных для поддержания необходимого уровня потребления и инвестиций, для создания предпосылок социальной адаптации населения в условиях трансформации.
• либерализация цен, причем нередко с сохранением государственного контроля над ценами фирм-монополистов;
• жесткая финансовая политика с целью недопущения высо кой инфляции;
• формирование рыночной инфраструктуры.
«Шоковая терапия» — экономическая концепция, считающая инструментом формирования рынка и антиинфляционной поли- тики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение го сударственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Выбор радикальной модели реформ обусловлен, как правило, крайне тяжелым состоянием экономики: значительный удельный вес тяжелой «промышленности и военного производства, острый товарный дефицит, критическое финансовое положение. Страте гия радикального перехода к рынку базируется на идее рыночного саморегулирования. Поэтому важнейшей задачей здесь является ускоренное сведение к минимуму экономической роли государст ва. В целом программа «шоковой терапии» разрабатывалась спе циалистами МВФ (Международным валютным фондом) и МБРР (Международным банком реконструкции и развития) и в той или иной степени применялась в большинстве стран. Радикальная модель обеспечивает становление рыночных отношений в обще стве в течение 10—15 лет и включает следующий комплекс мер:
• одномоментная либерализация цен на основную массу то варов и услуг;
• пересмотр роли государства (скорейшее разрушение систе мы централизованного планирования и замена админист ративных способов государственного регулирования эконо мическими);
• рыночные отношения охватывают большинство социаль но-экономических отношений;
• ускоренная приватизация государственной собственности;
• либерализация внешнеэкономической деятельности.
Однако социальная цена проводимых реформ, как правило, оказывается очень высока. Переход к свободному ценообразова нию в условиях товарного дефицита и монополизма производи телей вызывает высокую инфляцию, влечет за собой падение жизненного уровня преобладающей части населения и усиление социальной дифференциации. Классическим примером осуще ствления реформ путем «шоковой терапии» служит Польша.
Еще одним критерием выделения различных моделей сис темных реформ является построение односекторной или двухсекторной переходной экономики. Экономические реформы, как эволюционные, так и радикальные, могут сопровождаться полным разрушением прежнего планового механизма и ускоренным становлением новых инструментов регулирования эконо мической деятельности. В этом случае говорят об односекторной модели переходной экономики. Однако возможен и иной вари ант, когда экономические преобразования опираются как на со хранившийся и выполняющий свои функции плановый меха низм, так и на формирующийся, рыночный. В этом случае гово рят о двухсекторной модели переходной экономики.
По оценкам большинства экономистов, продолжительность сегодняшнего переходного периода должна составить 10—15, максимум 20 лет. Эти теоретические предположения, основан ные на прогнозах социально-экономического и политического развития, подтверждаются результатами трансформации в не больших странах Восточной Европы. В наиболее развитых из них экономические реформы завершатся в ближайшее время, заняв примерно 10 лет. Сложнее эти преобразования идут в Рос сии, где переходный период более продолжителен и продлится, вероятно, до конца первого десятилетия XXI в. В узком смысле слова завершение переходного периода знаменуется восстанов лением докризисных объемов производства и уровня жизни на селения. Однако в широком смысле слова переходный период считается завершенным, когда большая часть населения страны начинает жить лучше и, что самое главное, воспринимает новую экономическую систему как более эффективную.