--PAGE_BREAK--1.2. Становление и развитие внебюджетных фондов в Российской Федерации в процессе рыночной трансформации
В России формирование государственных внебюджетных фондов наиболее активно происходило в 90-х гг. В соответствии с Законом РСФСР от 10 октября 1991 года № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и планирования в РСФСР» органы государственной власти и местного самоуправления имели право создавать внебюджетные фонды, имеющие статус самостоятельных юридических лиц, независимых от бюджетов соответствующих органов власти.
Наиболее значимую роль сыграли такие экономические государственные внебюджетные фонды, как Федеральный и территориальные дорожные фонды; Федеральный экологический фонд РФ; Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, а также внебюджетные межотраслевые и отраслевые фонды: Фонд содействия научно-техническому прогрессу; Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства и другие.
Первыми социальными фондами стали:
· Пенсионный фонд РФ;
· Фонд социального страхования РФ;
· Государственный фонд занятости населения РФ;
· Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ.
В процессе функционирования государственных внебюджетных фондов, как экономических, так и социальных, наряду с положительными сторонами выявились и крайне отрицательные, обусловленные двойственным правовым статусом фондов, функционирующих как властные структуры при формировании доходов и распределяющих, в том числе на договорной основе, поступившие средства. Такая ситуация создавала условия для злоупотреблений, которые и проявились на практике. Это стало одной из причин переориентации курса на ограничение внебюджетных фондов и их консолидации (объединение) в бюджетной системе.
Правовую основу деятельности государственных внебюджетных фондов РФ составляют:
· Конституция РФ – выступает главным источником права по всем отраслям общественной жизни. Применительно к государственным внебюджетным фондам ее роль состоит в реализации принципов социального государства, закрепленных в этом документе;
· Бюджетный кодекс РФ – определяет основы функционирования государственных внебюджетных фондов как элементов бюджетной системы РФ;
· Нормативно-правовые акты, касающиеся деятельности отдельных фондов – необходимы для решения организационных вопросов, связанных с деятельностью конкретного фонда, т.е. отражают специфику деятельности каждого фонда. К ним относятся Указы Президента РФ, а также постановления и распоряжения Правительства РФ.
Указы Президента при необходимости конкретизируют и дополняют действующие законодательные акты, используются как механизм оперативного решения отдельных вопросов социальной политики. Нормативные акты Правительства играют важную роль в обеспечении социальных прав граждан, поскольку оно непосредственно ответственно за реализацию единой государственной политики в области социального обеспечения.
В Бюджетном кодексе государственные внебюджетные фонды определены как участники бюджетного процесса, т.е. процесса по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению и контролю за выполнением бюджетов. Бюджетный кодекс определяет основные положения, регулирующие деятельность внебюджетных фондов.
В соответствии со статьей 13 Бюджетного кодекса государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, который образуется вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и предназначен для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в соответствии с требованиями, установленными законодательством.
Установлено также, что вне бюджета образуются федеральные фонды денежных средств, которые управляются органами государственной власти и предназначены для осуществления конституционных прав граждан на:
· социальное обеспечение по возрасту;
· социальное обеспечение по инвалидности, болезни, также в случае рождения и воспитания детей, потери кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ;
· социальное обеспечение безработных;
· получение бесплатной медицинской помощи и охрану здоровья.
Правовой статус и порядок создания, осуществления деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются федеральным законом в соответствии с Бюджетным кодексом.
Средства фондов находятся в федеральной собственности, и они не включаются в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы и не подлежат изъятию.
Действующими государственными внебюджетными фондами РФ являются (статья 144 Бюджетного кодекса):
· Пенсионный фонд РФ;
· Федеральный фонд обязательно медицинского страхования;
· Фонд социального страхования РФ.
Отчисления в вышеперечисленные фонды осуществляются в нынешнем году в размере 26 % от начисляемой работникам заработной платы. Размеры ставок в 2011 году определены следующим образом:
1) в Пенсионный фонд – 26%;
2) в Фонд социального страхования РФ – 2,9%;
3) в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 2,1%;
4) а территориальные фонды медицинского страхования – 3%.
В сумме они составляют 34% от начисляемой заработной платы.
Рассмотрим вышеупомянутые фонды в отдельности.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.3. Пенсионный фонд Российской Федерации
Пенсионный фонд РФ является крупнейшим фондом, формируемый в составе государственных внебюджетных фондов. Пенсионная система обеспечивает конституционное право граждан на социальное обеспечение по возрасту, болезни, потери кормильца для воспитания детей и в других случаях, установленных законодательством страны.
В 1991 году Верховный Совет РФ утвердил Положение о Пенсионном фонде РФ. Это положение является основной правовой базой функционирования фонда: закрепляет его правовой статус, цели создания, источники доходов, направления расходования средств, организацию руководства деятельностью.
ПФР является юридическим лицом, которое осуществляет деятельность в соответствии с законодательством.
На ПФР возложены следующие задачи:
1) целевой сбор, аккумуляция страховых взносов; финансирование расходов, относящихся к предметам ведения фонда;
2) организация работы по взысканию с граждан и работодателей, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, для выплат пенсий по инвалидности вследствие профессионального заболевания, трудового увечья или по случаю потери кормильца;
3) капитализация средств ПФР, привлечение добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
4) организация, ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц;
5) межгосударственное и международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции фонда, участие в разработке и реализации международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
6) изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в фонд страховых взносов и внесение предложений по ее совершенствованию;
7) проведение научно-исследовательских работ в области пенсионного страхования;
8) проведение разъяснительной работы среди физических и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.
Также Пенсионный фонд РФ может принимать участие в финансировании программ социальной защиты нетрудоспособных и пожилых людей.
Руководство деятельностью фонда осуществляется правлением фонда и исполнительной дирекцией, представляющей собой исполнительный орган. В состав правления входят председатель, первый заместитель, другие заместители председателя и исполнительный директор, а также управляющие отделениями фонда.
Правление фонда выполняет следующие задачи:
1) несет ответственность за выполнение функций, которые относятся к компетенции фонда;
2) определяет текущие и перспективные задачи;
3) утверждает сметы расходов, бюджет фонда;
4) назначает и освобождает от должности исполнительного директора, его заместителей, председателя ревизионной комиссии фонда и руководителей отделений;
5) утверждает положения об исполнительной органе фонда, региональных органах фонда и ревизионной комиссии;
6) издает нормативные акты в пределах своей компетенции по вопросам, касающимся деятельности ПФР.
Ревизионная комиссия осуществляет контроль за деятельностью исполнительной дирекции фонда.
Бюджетом Пенсионного фонда РФ называют форму образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в РФ. ПФР осуществляет расходование средств по следующим направлениям:
1) выплата в соответствии законодательством РФ, международными договорами и соглашениями государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы страны;
2) выплата социальных пособий по уходу за ребенком старше полутора лет;
3) оказание материальной помощи нетрудоспособным и престарелым гражданам;
4) материально-техническое и финансовое обеспечение текущей деятельности фонда, а также его органов;
5) иные мероприятия, касающиеся деятельности фонда.
Формирование доходов ПФР происходит за счет страховых взносов:
1) работодателей;
2) индивидуальных предпринимателей, в том числе фермеров и адвокатов;
3) иных категорий работающих граждан.
Также в доходы фонда включаются:
1) ассигнования из республиканских бюджетов РФ на выплату пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям, пособий на детей старше полутора лет, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на индексацию вышеперечисленных пенсий и пособий, на предоставление льгот, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
4) средства, возмещаемых с работодателей и граждан вследствие предъявления регрессных требований;
5) доходы от капитализации средств фонда и других поступлений, а также добровольные взносы (в их числе валютных ценностей) физических и юридических лиц.
Принятие федеральных законов «О государственном пенсионном обеспечении» и «О трудовых пенсиях» имело важное значение для упорядочения процесса пенсионного обеспечения в РФ в целях определения:
· видов пенсий, предусмотренных для различных категорий граждан;
· составных частей пенсий;
· условий возникновения прав на пенсию.
Пенсии можно классифицировать в соответствии с законами, на основании которых они назначаются:
1) законом «О трудовых пенсиях в РФ»;
2) законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
Под понятием «трудовая пенсия» понимают ежемесячную денежную выплату на компенсацию гражданам заработной платы или иного дохода, получаемыми застрахованными лицами перед установлением им трудовой пенсии, либо нетрудоспособным членам семьи, потерявших кормильцев.
Право на получение трудовой пенсии имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», а также нетрудоспособные члены семей умерших кормильцев при соблюдении определенных условий.
Закон устанавливает следующие виды трудовых пенсий:
1) по старости;
2) по инвалидности;
3) по случаю потери кормильца.
Также устанавливаются составные части трудовой пенсии. Пенсии по инвалидности и по старости могут состоять из следующих частей:
· базовой;
· страховой;
· накопительной.
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из двух частей:
· базовой;
· страховой.
Право на получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению имеют военнослужащие, федеральные государственные служащие, участники ВОВ, нетрудоспособные граждане, граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
Под обязательном пенсионном страхованием понимается система правовых, экономических и организационных мер, созданных государством и осуществляемых в целях компенсации гражданам заработка (вознаграждений в пользу застрахованного лица, иных выплат), получаемого ими до момента установления обязательного страхового обеспечения. Субъектами обязательного пенсионного страхования являются страхователи, застрахованные лица, страховщики и федеральные органы государственной власти.
Страхователи – лица (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица), которые производят выплаты физическим лицам.
Страховщиками является ПФР. ПФР – государственное учреждение, его территориальные органы, вместе составляющие централизованную систему управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ. В ней нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Следует отметить, что государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда перед застрахованными лицами.
Застрахованными лицами признаются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. К ним также относятся граждане РФ, лица, временно или постоянно проживающие на территории России, лица без гражданства и иностранные граждане:
· работающие по трудовому, авторскому, лицензионному договору или по гражданско-правовому договору, предметом которого является выполнение работ либо оказание услуг;
· самостоятельно обеспечивающие себя работой (частные детективы, индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой адвокаты и с нотариусы);
· являющиеся членами фермерских (крестьянских) хозяйств;
· работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов;
· являющиеся членами семейных, родовых общин малочисленных северных народов, занятыми в традиционных отраслях хозяйствования.
Под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются индивидуально возмездные обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет ПФР, их персональным волевым назначением является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. В связи с отменой ЕСН страховые взносы начисляются с начала этого года в каждый из фондов отдельно. Тем не менее, объектобложения страховыми взносами в целом аналогичен объекту налогообложения ЕСН: это выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам, а также договорам гражданско-правового характера. При этом выплаты включаются в базу для расчета страховых взносов, независимо от того, отнесены ли эти выплаты к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.4. Фонды обязательного медицинского страхования
Эти фонды созданы в 1991 году в соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР», в котором были определены правовые, организационные и экономические основы медицинского страхования населения. Закон был направлен на усиление заинтересованности, ответственности населения и государства, организаций, предприятий, учреждений в охране здоровья граждан в новых для нашей страны условиях рыночной экономики и обеспечение конституционного права граждан на медицинскую помощь. Таким образом, этим Законом в стране было введено медицинское страхование, цель которого гарантировать при возникновении страхового случая получение медицинской помощи пострадавшим гражданам за счет накопленных в фондах медицинского страхования средств, а также финансировать профилактические мероприятия.
Медицинское страхование в нашей стране осуществляется в двух видах: добровольном и обязательном (ОМС).
Добровольное медицинское страхование заключается в обеспечении получения гражданами добровольных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования и их осуществлении на основе программ добровольного медицинского страхования. ОМС в РФ является всеобщим для граждан страны и осуществляется в соответствии с различными программами медицинского страхования, гарантирующие условия и объем оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам.
Фонды медицинского страхования предназначены для финансирования медицинской помощи и иных услуг страховыми организациями согласно договорам ОМС. Такие фонды функционируют на двух уровнях: федеральном и территориальном.
Страховые организации - юридические лица, которые являются самостоятельными хозяйствующими субъектами любых форм собственности и обладают необходимым уставным фондом. Такие организации обладают рядом прав:
· выбирать медучреждения для оказания услуг и медицинской помощи в соответствии с договорами медицинского страхования;
· устанавливать тарифы на данные услуги;
· определять размер страховых взносов по добровольному медицинскому страхованию;
· осуществлять контроль за объемом, сроками и качеством медицинской помощи в соответствии с условиями, определенными в договорах,
· отстаивать интересы застрахованных лиц.
Финансовые средства, которые предназначены для ОМС, направляются во внебюджетные фонды ОМС (федеральный и территориальные), которые созданные, в свою очередь, для проведения государственной политики в области обязательного медицинского страхования.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования формируется за счет:
1) отчислений от единого налога по упрощенной системе налогообложения;
2) отчислений от сельхозналога;
3) отчислений от единого налога на вмененный доход;
4) добровольных взносов физических и юридических лиц;
5) доходов от использования временно свободных финансовых ресурсов фондов.
Территориальные фонды ОМС формируются за счет:
1) отчислений от единого налога по специальным режимам налогообложения;
2) поступлений из территориальных бюджетов в качестве страховых взносов за неработающее население;
3) поступлений из Пенсионного фонда РФ на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров;
4) поступлений средств Федерального фонда ОМС на выравнивание финансовых условий деятельности, осуществляемой территориальными фондами;
5) доходов от размещения временно свободных денежных средств.
Следует отметить, что главные направления расходования средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования – финансирование территориальных программ ОМС и финансирование мероприятий в области здравоохранения (более 90%). На финансирование целевых программ выделяется примерно 10%.
1.5. Фонд социального страхования
Целью создания фонда является предоставление государственных гарантий в системе социального страхования и осуществления контроля за правильным и эффективным расходованием средств. Указом Президента РФ от 26 июля 1992 года Фонд социального страхования (ФСС) представляет собой самостоятельное финансово-кредитное учреждение. Управление ФСС РФ осуществляется Правительством РФ.
Положение о Фонде социального страхования, утвержденное вышеупомянутым Указом Президента РФ, определяет требования по организации и функционированию фонда. ФСС образован в целях реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение в случаях, установленных законодательством РФ, и выплату гражданам в этой связи следующих видов пособий:
· беременности и родам;
· при рождении ребенка;
· по временной нетрудоспособности;
· по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
· женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
· на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
· санитарно-курортное обслуживание работников и их детей.
Согласно Закону «Об основах обязательного социального страхования» обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, основной целью деятельностью которой является осуществляемое в соответствии с законодательством страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.
Выделяют следующие основные задачи фонда:
1) обеспечение гарантированных государством пособий беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санитарно-курортное обслуживание работников и их детей;
2) участие в разработке и осуществлении государственных программ охраны здоровья работников, проведение мероприятий по улучшению системы социального страхования;
3) осуществление мер, которые обеспечивают финансовую устойчивость ФСС;
4) установление совместно с Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Министерством финансов РФ размеров тарифов страховых взносов;
5) работа по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы социального страхования, а также проведение разъяснительной работы среди населения и страхователей по вопросам, касающихся социального страхования;
6) сотрудническая деятельность с аналогичными службами и фондами других государств и международными организациями.
Средства ФСС, в основном, формируются за счет страховых взносов:
· работодателей (администрации организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности);
· граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать страховые взносы;
· граждан, занимающихся трудовой деятельностью на иных условиях и имеющих право на обеспечение государственных гарантий по социальному страхованию.
Существуют и другие источники формирования финансовых ресурсов фонда:
· доходы от вложения части свободных средств в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады, которые осуществляются в определенных пределах, предусмотренных в бюджете ФСС на конкретный период времени;
· добровольные взносы физических лиц и организаций;
· иные финансовые поступления, не запрещенных законодательством.
Выплата пособий по социальному страхованию осуществляется в бухгалтерии работодателей. Администрация страхователя в лице руководителя организации, а также главного бухгалтера несет ответственность за правильностью и корректностью начисления и расходования средств ФСС.
Также следует упомянуть о так называемых комиссиях по социальному страхованию, которые образуются трудовыми коллективами предприятий, учреждений и иных хозяйствующих субъектов для осуществления контроля за начислением пособий и их своевременной выплатой. Комиссии могут проводить различные оздоровительные мероприятия.
продолжение
--PAGE_BREAK--Глава 2. Статистический анализ формирования средств государственных внебюджетных социальных фондов 2.1. Динамика формирования средств внебюджетных фондов При изучении многих социально-экономических явлений используется анализ их изменений во времени. Это представляется особенно актуальным для нашей страны в период перехода от одной хозяйственной системы к другой.
В своей работе я поднимаю вопрос о функционировании государственных внебюджетных фондов, которое становится наиболее эффективным в том случае, когда осуществляется должное их финансирование. Попытаемся проследить динамику поступлений средств в данные службы за последние восемь лет.
В следующей таблице приведены сведения о поступлениях финансовых ресурсов во внебюджетные фонды за период 2000-2008 гг.
Таблица 2.1
Поступления средств в государственные внебюджетные социальные фонды (млн. руб.)
фонд
год
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Пенсионный фонд РФ
431281
532120
699871
843141
1015800
1349601
1637580
1946817
2730172
Фонд социального страхования
86581
89018
116393
137250
159276
186692
218913
295368
360476
Фонд обязательного медицинского страхования
2887
3988
5089
5795
6813
83003
125524
157817
162621
На основе имеющихся данных рассмотрим динамику (темпы роста) поступлений.
Таблица 2.2
Темп роста поступлений во внебюджетные фонды (в % к предыдущему году)
год
показатель
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Пенсионный фонд РФ
123,4
131,5
120,5
120,5
132,9
121,3
118,9
140,2
Фонд социального страхования
102,8
130,8
117,9
116,0
117,2
117,3
134,9
122,0
Фонд обязательного медицинского страхования
138,1
127,6
113,9
117,6
1218,3
151,2
125,7
103,0
ВВП (в постоянных ценах)
105,1
104,7
107,3
107,2
106,4
107,7
108,1
105,6
ИПЦ
118,6
115,1
112,0
111,7
110,9
109,0
111,9
113,3
продолжение
--PAGE_BREAK--
Основываясь на полученные результаты, можно утверждать, что в течение 2000-2001 гг. поступления во внебюджетные социальные фонды постоянно увеличивались. К примеру, за последний анализируемый год размер финансируемых средств в Пенсионном фонде РФ увеличился в целом на 40,2% по сравнению с предыдущим 2007 годом, этот же показатель Фонда социального страхования возрос на 22,0%.Но такая тенденция объясняется, прежде всего, постоянной инфляцией и ростом ВВП (в сопоставимых ценах), поэтому следует учитывать и их динамику. В том же 2008 году поступления в Фонд обязательного медицинского страхования увеличились на 3%, в то время как инфляция составила 13,3% и ВВП увеличился на 5,6%. Такая разница показателей свидетельствует о том, что размер поступлений не только увеличился за счет роста общего уровня цен, но и уменьшился по сравнению с предыдущим годом.
Интересно отдельно рассмотреть динамику поступлений в Фонд социального страхования РФ. Например, в 2005 году наблюдался резкий скачок, и размер поступлений увеличился в более, чем в 10 раз, а затем произошел стремительный спад. Характер изменений можно проследить на следующем графике.
Но наиболее ясно картину дает рассмотрение следующих показателей: компаративный индекс и индекс опережения. Компаративный индекс представляет собой отношение индексов (темпов роста) двух явлений или частей совокупности. Он позволяет сравнивать динамику различных показателей. Рассмотрим отношение показателей темпа роста средств Пенсионного фонда РФ к аналогичным показателям остальных фондов. Таблица 2.3
Компаративные индексы
год
индекс
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
ТрПенс/ТрСоцстрах
120,0%
100,6%
102,2%
103,8%
113,4%
103,5%
88,1%
114,9%
ТрПенс/ТрМедстрах
89,3%
103,1%
105,8%
102,5%
10,9%
80,2%
94,6%
136,1%
По данным, представленным в таблице 2.3, видно, что в основном рост поступлений в Пенсионный фонд значительно превышает рост средств Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования. Следует отметить, что данная тенденция продолжает оставаться актуальной и по сей день, и объясняется это тем, что с нынешнего года в Пенсионный фонд дополнительно поступают взносы, которые ранее перечислялись в федеральный бюджет в составе единого социального налога. О значительной доле Пенсионного фонда в общем объеме поступлений свидетельствует и структура поступлений во внебюджетные фонды.
Таблица 2.4
Структура поступлений в государственные внебюджетные фонды за 2000-2008 гг.
год
фонд
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Пенсионный фонд РФ
82,8%
85,1%
85,2%
85,5%
85,9%
83,3%
82,6%
81,1%
83,9%
Фонд социального страхования
16,6%
14,2%
14,2%
13,9%
13,5%
11,5%
11,0%
12,3%
11,1%
Фонд обязательного медицинского страхования
0,6%
0,6%
0,6%
0,6%
0,6%
5,1%
6,3%
6,6%
5,0%
Всего
100,0%
100,0%
100,0%
100,0%
100,0%
100,0%
100,0%
100,0%
100,0%
Очевидно, что весомую долю всегда занимал Пенсионный фонд. Но вместе с тем, необходимо отметить, что удельный вес Фонда обязательного медицинского страхования начиная с 2005 года увеличивается. Наглядно это можно представить на следующих диаграммах.
Рис. 2.2 Структура поступлений средств во внебюджетные фонды в 2000 году
Рис. 2.3 Структура поступлений средств во внебюджетные фонды в 2008 году
продолжение
--PAGE_BREAK--