--PAGE_BREAK--2. Практическая часть 2.1 Расчет площади магазина
Площадь магазина состоит из торговой и неторговой площади.
Для расчета неторговой площади следует спроектировать универсам.
Первый сигнал о том, что магазин подходит именно для него, покупатель получает при взгляде на фасад: мгновенно формируется впечатление о классе заведения и ценовой категории товара. С первых шагов необходимо настроить покупателя на положительный лад и избежать любых проявлений негатива.
Проектируемый магазин расположен в зоне местного значения (район жилой застройки). Он является встроенным в жилое здание, занимает первый этаж жилого здания, не выходит из общих габаритов.
Вытянутый открытый фасад, обеспечивает комфортную среду в торговом зале днем и более нарядный облик магазина в вечернее время. Усиливается желание зайти внутрь. Хотя естественное освещение сквозь витрины не сильно влияет на освещенность торгового зала, днем внутреннее пространство визуально расширяется, торговый зал кажется более просторным. Поэтому фасад нашего магазина является открытым, т.е. используются преимущественно прозрачные витрины. Потенциальные посетители видят товары, которые находятся внутри, видят других покупателей, активно перемещающихся по залу с корзинками. Возникает желание последовать их примеру. Магазин открыт для всех. У входа в магазин расположены две клумбы. По центру над входом расположена вывеска. Имеются урны для мусора. Предусмотрена скамейка для отдыха покупателей.
У входа в магазин расположены ступени и дорожки для подъезда инвалидных колясок и колясок с детьми.
Торговая площадь представлена в таблице 1.
Структура торговой площади
Показатель, м2
1. Площадь торгового зала для продовольственных товаров (
S
т.з.)
19
1.1 Продовольственные товары
283
В том числе:
Хлеб
23
Кондитерские товары
22
Бакалея
40
Молочные продукты
34
Гастрономия
51
Вино, пиво, безалкогольные напитки
11
Мясо
29
Рыба
16
Овощи
40
Фрукты
17
1.2 Непродовольственные товары
136
В том числе
Белье
6
Обувь/домашняя
5
Трикотажные изделия
17
Галантерея, парфюмерия
45
Посудохоз. Товары. электротовары
39
Канцтовары /игрушки
18
Спортивные товары
6
2. Площадь для дополнительных услуг (
S
д.у.) в том числе
31
Зал приема и выдачи заказов
13
Зал кафетерии
18
3. Торговая площадь магазина (
S
о.т. =
S
т.з.+
S
д.у.)
450
Прямо по центру у проезжей части расположен карман для парковки автомобилей. Парковка рассчитана на оптимальное количество парковочных мест. Необходимое количество мест определяется из расчёта 1 машино-место на 15 – 25 м2 торговой площади. В нашем случае получается 30 парковочных мест (450 м2 /15 = 30).
Недалеко от проектируемого магазина расположена остановка, что должно обеспечить большее привлечение потенциальных покупателей в магазин.
Основным признаком принадлежности помещения к магазину является наличие фасадных витрин. Для начала необходимо выбрать тип витрин. Для данного типа магазина наиболее подходящими являются витрины в оконных проёмах. Одно из основных требований, предъявляемых к конструкции витринного окна является то, чтобы оно имело прямоугольную форму, вытянутую по горизонтали. Так как проектируемый магазин является встроенным в жилое здание, то размеры витрины не должны превышать в высоту 2,5-3,0 м и в ширину 4,5 м. В проектируемом нами магазине расположено шесть оконных проемов, высота и ширина которых соответственно равна 2,5; 2,5 м. Над оконными проемами расположены козырьки, которые непосредственно защищают витрины от загрязнения, от осадков и препятствуют попаданию прямых солнечных лучей на товар.
Со стороны двора жилого дома расположена хозяйственная зона для подъезда автомашин с товарами и их маневрирования. Данная зона располагается таким образом, чтобы не препятствовать покупательскому потоку, проходу проживающих в этом доме, а также проходу персонала магазина.
Единство образа магазина создает все то, что окружает покупателя. Очень важное значение в этом играет вывеска, которая в свою очередь знакомит покупателя с товарным профилем и специализацией магазина. Стиль вывески должен соответствовать общему стилю магазина. В темное время суток вывеска и витрины проектируемого магазина освещены, что в целом повышает освещённость улицы. К тому же жители района не просто это ценят, но и более активно используют вечернее время суток для покупок.
На вывеске проектируемого магазина указывается его название. Слева от входа в знание расположена табличка с указанием режима работы магазина.
Вход в наш магазин должен быть расположен по центру. Первое, на что необходимо обратить внимание при проектировании входа в магазин, — возможность использования приёмов визуального его увеличения.
Товары, расположенные во входной зоне, должны сообщать об уровне цен и давать чёткий сигнал для покупателей, показывать целевой группе, что это их магазин. Во входной зоне лучше всего разместить цветы, товары по привлекательной цене, интересные товары.
Двери в здание двойные, автоматические, между которыми находится тамбур, оборудованный тепловыми завесами. На полу у входа расположены коврики для того, чтобы поддерживать чистоту в магазине.
Потоки входящих и выходящих посетителей не должны смешиваться во входной зоне. Для того, чтобы поток входящих и выходящих людей с тележками не мешал тем, кто упаковывает покупку, ширина прохода между линией касс и стойками должно быть не менее 2,4 м. Вход для персонала магазина находится с левой стороны здания.
Можно сказать о том, что в проектируемом магазине созданы благоприятные и комфортные условия для покупателей данного магазина. В целом магазин отвечает всем предъявляемым требованиям.
Рассмотрим состав помещений для данного типа магазина, расчёт их площади
Проектируемый магазин должен располагать комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Согласно ВСН 54-87 и СНиП II-77-80 выделяют следующие помещения:
Для приёма, хранения и подготовки товаров к продаже:
разгрузочные места;
кладовые.
Согласно СНиП II-77-80 для магазинов, размещаемых в жилых зданиях, разгрузочные места и платформы должны предусматриваться в помещениях. Согласно ВСН 54-87 количество разгрузочных мест равно 1.
Подсобные помещения:
Таблица 2.1 – Структура торговой площади магазина
Таблица 2.1 – Расчет торговой площади магазинаПодсобные помещения
Согласно СНиП II-77-80
Хранение тары
Объединить в одно помещение
Хранение контейнеров обменного фонда
Помещение для хранения упаковочных материалов, инвентаря и спецодежды
При торговой площади свыше 400 м2
Помещение для хранения уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств
При любой величине торговой площади
Бельевая
Не предусмотрено
Моечная
Не предусмотрено
Помещение для мусора
При любой величине торговой площади
По указаниям СНиП II-77-80 помещение для хранения тары и помещение для хранения контейнеров обменного фонда объединим в одно помещение.
Рассмотрим служебно-бытовые помещения:
Таблица 2.2.
Условия размещения служебно-бытовых помещений в магазине типа
Служебные и бытовые помещения
Согласно СНиП II-77-80
Кабинет директора и секретаря
Общее помещение
Контора
Гардеробные
Отдельное помещение
Комната персонала (приём пищи)
Отдельное помещение
Уборные
То же
Помещения для приёма и хранения товаров:
400/10*6 + 50/10*5,3 = 266,5 м2
В проектируемом магазине разгрузка товаров осуществляется в помещениях. В подобном случае следует увеличивать нормируемую площадь на величину площади разгрузочной платформы.
Согласно СНиП II-77-80 в подобном магазине на одно разгрузочное место должно приходиться 24 м2 площади платформы. Следовательно, площадь разгрузочной платформы равна 24 м2.
Таким образом, площадь помещений для приёма и хранения товаров равна:
266,5 + 24 = 290,5 (м2)
Подсобные помещения:
400/10*1,2 + 50/10*0,64 = 51,2 (м2)
Служебные помещения:
400/10*1,44 + 50/10*1,13 = 63,25 (м2)
Итого нормируемая площадь без учёта площади разгрузочной платформы:
400/10*8,64 + 50/10*7,07 = 380,95 (м2)
Итого нормируемая площадь с учётом площадь разгрузочной платформы:
380,95 + 24 = 404,95 (м2)
Минимальная площадь отдельных помещений должна быть не менее 6 м2, кроме санитарных узлов, главных касс и т.п.
Нормируемую площадь неторговых помещений допускается уменьшать по мере совершенствования торгово-технологического и транспортного оборудования, системы товароснабжения и товародвижения и с учётом конкретных условий размещения предприятий.
Общая площадь магазина равна сумме торговой площади и неторговой площади:
450 + 448,15 = 898,15(м2)
Рассчитаем неторговые площади помещений магазина:
Разгрузочные места
Как уже упоминалось ранее, согласно СНиП II-77-80, для магазинов, размещаемых в жилых зданиях, разгрузочные места и платформы должны предусматриваться в помещениях. В проектируемом магазине площадью 300 м2 должно быть одно разгрузочное место на 24 м2 площади платформы. Следовательно, площадь разгрузочной платформы равна 24 м2.
Кладовые.
Площадь кладовых помещений в непродовольственных магазинах следует принимать согласно СНиП II-77-80. Площадь кладовых для хозтоваров принимается равной 7м2 площади кладовых на каждые 10 м2 площади торгового зала:
450/10*7 = 315(м2)
Допускается в соответствии с заданием на проектирование сокращать площади кладовых (СНиП II-77-80, п. 3.37). На основе п. 3.39 СНиП II-77-80 площадь общих кладовых следует принимать на 10 % меньше суммарной площади отдельных кладовых.
315-21 = 294(м2)
Итого площадь помещений для приёма и хранения:
294 + 24 = 318(м2)
Подсобные помещения
Помещение для прессования бумажных отходов и древесностружечных отходов: не более 450/10*0,7 = 31,5 м2;
Помещения для хранения упаковочных материалов и инвентаря: не более 5 м2;
Помещение для хранения уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств: не более 4 м2;
Итого площадь подсобных помещений равна:
31,5 + 5 + 4 = 40,5 м2
Служебно-бытовые помещения
Площадь служебных и бытовых помещений следует принимать:
Кабинет директора и секретаря, контора: 6 м2;
Комната персонала: 9 м2;
Гардеробные и уборные 15 м2
Итого площадь служебно-бытовых помещений = 6 + 9 + 15 = 30 м2;
Итого нормируемая площадь = 318 + 40,5 + 30 = 388,5 м2
Итого общая площадь = 450 + 388,5 = 838,5 м2
В проектируемом магазине будем принимать расчёт нормируемой и общей площади магазина по СНиП II-77-80, поскольку в настоящее время торгово-технологическое и транспортное оборудование довольно усовершенствовано и занимает небольшую площадь.
Распределение площади торгового зала по функциональным зонам и определение эффективности её использования
Эффективность использования площади торговых залов магазинов при размещении оборудования определяется с помощью ряда показателей:
1) Коэффициент использования установочной площади.
Установочная площадь – это часть площади торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчётов и обслуживания покупателей. Под эту площадь отводится примерно 30 – 32 % площади торгового зала. Коэффициент использования установочной площади представляет собой отношение суммарной установочной площади оборудования к общей площади торгового зала:
, (2)
где Si – площадь оснований единицы оборудования, м2.
Площадь узлов расчёта.
Площадь, занимаемая под узлами расчётов, включает площадь, занятую кабинами и площадь, необходимую для оказания дополнительных услуг покупателям в процессе расчётных операций. На каждые 80 – 100 м2 площади торгового зала должен приходиться 1 узел расчёта. Следовательно, в проектируемом торговом зале, площадью 450 м2 должно размещаться 4,5 узла расчёта общей площадью 45 м2. Площадь под узлами расчётов занимают в среднем – 10 % площади торгового зала.
2) Площадь проходов для покупателей.
Ширина проходов устанавливается строительными нормами и правилами. Для создания комфортных условий перемещения покупателей необходимо от 4 до 10 м2 торговой площади на покупателя. Проходы для покупателей подразделяются на магистральные (основные) и боковые. Магистральные проходы связывают все зоны торгового зала и идут вдоль стен. Их ширина должна обеспечивать беспрепятственное перемещение основных покупательских потоков.
Площадь для прохода покупателей в проектируемом торговом зале составляет 30 %.
3)Площадь под рабочими местами продавцов. Планировка рабочих мест продавцов в магазинах, применяющих традиционные формы обслуживания покупателей, зависит от ассортимента реализуемых товаров, типа предприятия. Размещают рабочие места продавцов ближе к помещениям, в которых осуществляются хранение и подготовка к продаже товаров. Данная площадь составляет 30 % площади торгового зала.
Таблица 3
Фактическое соотношение функциональных зон торгового зала
Функциональные зоны
Площадь, занимаемая указанной функциональной зоной
в процентном выражении, %
в абсолютном выражении, м2
Площадь под оборудование
30
135
Площадь под узлами расчетов
10
45
Площадь для проходов покупателей
30
135
Площадь под рабочими местами продавцов
30
135
ИТОГО
100
450
Эффективность использования площади торговых залов магазинов при размещении оборудования определение с помощью ряда показателей:
Коэффициент использования установочной площади. Он представляет собой отношение суммарной установочной площади оборудования к общей площади торгового зала.
Куст = Sуст / So, (3)
где Sуст, So – соответственно установочная и общая площади торгового зала.
Куст = 135/450 = 0,30
Полученные значения коэффициентов установочной равны рекомендуемым значениям коэффициентов и можно сделать вывод о том, что торговая площадь используется эффективно. Относительно оборудования, можно сказать, что оно отвечает современным требованиям, удобно и имеет большую площадь выкладки. Планирование торгового зала создаёт максимальные удобства, как для продавцов, так и покупателей, обеспечивает широкий показ товаров. При увеличении коэффициента демонстрационной площади может пострадать рациональная организация технологических процессов, ухудшиться обозримость товаров.
продолжение
--PAGE_BREAK--