Реферат по предмету "Экономическая теория"


Организация предпринимательской деятельности в России ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ--PAGE_BREAK--II. Организация предпринимательской деятельности 2.1
Предпринимательство в условия рыночной экономики.
Значение предпринимательства в рыночной экономике, очень велико. Без производственного предпринимательство и малого предпринимательства рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии.  Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Предпринимательство в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста,  структуру и  качество валового национального продукта;  во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 -  70  процентов  ВНП.

Основа для развития малых предприятий формируется на региональном уровне, причем в последнее время наметилась устойчивая тенденция к дальнейшей де­централизации и расширению прав регионов и местного самоуправления в сфере поддержки малого предпринимательства.

Анализ процессов, происходящих в экономике Пермской области, позволяет утверждать, что на текущий момент малое предприниматель­ство в регионе сформировалось как социально-экономическое явление. Налоговые поступления субъектов малого предпринимательства являются одним из важнейших источников областного и местных бюджетов. Развитие малых предприятий способствует формированию регионального и местных товарных рынков и обеспечению самозанятости населения.

Следует отметить, что существующая система статистического наблюдения за развитием малого предпринимательства не отражает истинного положения дел в данной сфере экономики.

Областной комитет государственной статистики осуществляет текущее статистическое наблюдение за деятельностью малых предприятий в режиме выборочных обследований по основным показателям финансово-хозяйственной деятельности:

-               распределение числа малых предприятий по отраслям экономики;

-      численность работников малых предприятий по отраслям экономики;

-      объем произведенной продукции по отраслям экономики;

-      объем инвестиций в основной капитал по отраслям экономики.

По данным областного комитета государственной статистики за 1998 год, число действующих малых предприятий в области составляет 9,6 тыс. единиц (вследствие того, что результаты обследования обобщаются 1 раз в год, данные по всем показателям финансово-хозяйственной деятельности за 1999 год будут известны в конце первого полугодия 2000 г.).

Количество действующих малых предприятий в 1999 году по данным областной государственной налоговой инспекции составило 11,8 тыс. единиц, численность индивидуальных предпринимателей достигла 101,6 тыс. человек.

Значительное число субъектов малого предпринимательства традиционно концентрируется в сфере услуг и торговли. Отраслевая структура малого предпринимательства в Пермской области имеет некоторые отличия от среднероссийской (рисунок 1).


Рисунок 1.Распределение числа малых предприятий по отраслям экономики.
График показывает, что в Пермской области удельный вес субъектов малого предпринимательства, занятых в промышленности и строительстве, выше среднероссийского уровня. В торговле аналогичный показатель ниже, чем в среднем по России.

В 1998 году общая численность занятых в малом предпринимательстве Пермской области составила 196,5 тыс. человек без учета численности работников, нанятых индивидуальными предпринимателями (таблица 1)

  В мировой  экономике  функционирует  огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 16 млн.,  а в Японии 11 млн.  Этот малый бизнес,  например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест.

  Но дело не только в этом...  Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка,  придает рыночной экономике необходимую гибкость.

  Существенный вклад вносит малый бизнес в  формирование  конкурентной среды,  что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.

  Нельзя также забывать,  что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.

  Немаловажна роль  малого  бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования  экономики России.

  Чтобы глубже  и  подробнее  разобраться и понять необходимость малого предпринимательства, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих зарубежных стран по развитию малого предпринимательства.

  Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной  экономикой существует мощная государственная поддержка малого предпринимательства

 Например,  в Германии субсидии малым предприятиям составляют около 4 млрд. марок  ежегодно.

  В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты  два  комитета. Во  главе  стоит  Администрация по делам малого бизнеса.  В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации -  поддержка  малого  бизнеса  на государственном  уровне.

  В Японии,  где  особенно  высоко количество малых предприятий, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут.

  Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является  налоговая политика государства.

  Суть налоговой политики  заключается  в  поэтапном  уменьшении предельных ставок  налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой  базе  и  широкой  сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения малых предприятий. Например, в США действуют льготные ставки налога на доходы до 16 тыс.  долларов, 15-процентный налог на первые 50 тыс.  долларов и 25-процентный на следующие 25тыс. Сверх этой суммы действует максимальная ставка -  34  процента.

  Малые предприятия выполняют в капиталистической экономике разнообразные функции.  Как правило, они специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, а крупные предприятия ведут сборку готовых  изделий.  Иногда малые предприятия осуществляют промежуточную сборку.  Например, фирма "Motorsaas", являющаяся

одной из крупнейших фирм по производству авиационных двигатель имеет около 4500 фирм, которые делают различные детали.

  Среднее время  жизни малых предприятий где-то 6 лет.  Но число новых предприятий превышает число закрывшихся.

  Все малые довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию,  следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например, малые предприятия в Японии способны завершить опытное производство в течении недели,  в то время как  на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени.  Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной  продукции, ориентированной  в  основном  на  местные рынки сбыта.  Во основном, это  скоропортящиеся  продукты,  ювелирные   изделия, одежда, обувь и т.д. и т.п.

   В общем, стоит еще раз отметить, что в развитых странах именно малому  бизнесу уделяются внимание в государственном масштабе. Государство поддерживает малый бизнес как и деньгами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики.

Однако, с большим сожалением,  приходится констатировать,  что именно больше  всего  не повезло в ходе развернувшихся в России экономических преобразований малому бизнесу. Действенной системы стимулирования  образования малых предприятий не существует, как и нет хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий. Современная структура рыночной экономики в масштабах России   предполагает 12-14 миллионов малых предприятий,  работающих на предпринимательских началах,  в то время, как их фактически насчитывается 400-500 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще  не  сформировался,  а значит, фактически не используется его потенциал.

  К малым предприятиям, как уже говорили по закону  «О  предприятиях „  относятся вновь создаваемые и действующие предприятия:

  — в промышленности и строительстве — с численностью работающих до 200 человек

  — в науке и научном обслуживании — с  численностью  работающих до 100 человек

  — в других областях производственной сферы  -  с  численностью работающих до 50 человек

  — в отраслях непроизводственной сферы — с численностью работающих до 25 человек

  — в розничной торговле — с численностью работающих до 15 человек

  Других документов,  определяющих категорию “малое предприятие»

 и регулирующих их деятельность, пока нет.

  По закону, малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности  и  осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом.

Можно указать на четыре недостатка правительственной  программы, тормозящих сегодня развитие малого бизнеса. Первый фундаментальный недостаток — это сверх высокие  налоговые ставки  с  предпринимателей  и  населения,  которыми правительство пытается обеспечить  финансовую  сбалансированность и бездифицитность бюджета. Малое предпринимательство душат многочисленные налоги и поборы, нередко оставляющие ему 5-10% прибыли. В  результате  малые  предприятия становятся на грань банкротства независимо от их народнохозяйственной значимости.

 Второй фундаментальный  недостаток  реформы  связан  с логикой развертывания преобразований. Основное противоречие сегодняшней политики -  попытка  обеспечить  переход к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы — интерес предпринимателя.  Сама же логика создания рыночной экономики требует движения «снизу вверх» — от интереса предпринимателя к  централизованному  созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржи и т.д.) обслуживающей и реализующей этот интерес.

  Третий недостаток реформы — практическая ликвидация источников формирования первоначального капитала для малого предпринимателя на старте.  Существует три источника капитала,  необходимого для начала бизнеса:  собственные сбережения населения, кредиты. Первый источник (400-500 млрд.  рублей)был уничтожен гиперинфляцией, сократившей данный ресурс во многие десятки раз.  Второй источник практически закрыт для малого предпринимательства гигантским процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков,  вкладывать деньги в  малый  бизнес  из-за большого риска и отсутствия гарантий. Третий источник, тоже пока не работает,  кроме того,  нужно учитывать их уровень  -  10 тыс. рублей.  Выступить инвестиционным ресурсом они не могут, в лучшем случае это  будет  маленькое  единовременное  социальное пособие. Недостаток  финансовых ресурсов и сложность их легального приобретения  у  государства  -  могут  подтолкнуть  малые

 предприятия к  контактам  с  теневой  экономикой  и  мафиозными структурами, и дать последним возможность постепенно внедряться в малые предприятия, постепенно подчиняя их себе.

  Четвертый фундаментальный недостаток — отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса.  С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению  и развитию малого предпринимательства- Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе  РФ.

 Статус этого  комитета,  его подчиненность одному из российских министерств, скудность его финансовых ресурсов  свидетельствуют о крайней ограниченности возможностей,  предоставленных данному органу. Обращает на себя внимание и некоторая неопределенность в ориентации деятельности данного комитета.  Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность поддержка не только малого бизнеса, но и предпринимательства в целом, а оно, как известно, опирается  не на малый лишь,  но и на средний и крупный бизнес.

 Такая задача не по плечу никакому комитету.  Ее в состоянии решить  лишь  целенаправленная политика правительства в целом,  и притом за весьма продолжительное время.

  Местные власти отнюдь не обеспокоены тем,  чтобы снизить  уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты.  Власти не желают связывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом. Власти не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств,  так как они не приносят районам прямой выгоды. Местные   власти   охотней   регистрируют  предприятия, способствующие в благоустройстве района.

  Очень часто  предприятия  создаются  на  базе старых государственных предприятий.  Например,  в Москве 60% кооперативных кафе преобразовано вместо государственных предприятий общепита.

В итоге,  количество кафе  не  увеличилось,  а  цены  поднялись достаточно высоко.  Такая форма кооперации приводит не к ослаблению государственной монополии,  а к новым формам его проявления. Государственные  научно-исследовательские  и проектные учреждения — монополисты в своей области. Сотрудники этих организаций, объединившись  в  предприятия,  сами решают какие заказы делать как государственной предприятие,  а какие как фирма,  по более высоким ценам.

  Эти основные недостатки,  да и многие другие сдерживают развитие малого бизнеса в нашей стране. Достаточно сказать, что процесс  образования  малых  предприятий в производственной сфере, начавший набирать силу в 1991  году,  в  1994  году  фактически прекратился. По данным Лиги кооператоров и предпринимателей РФ, «за 1994 год в России практически не возникло ни единого малого негосударственного  предприятия в производственной сфере». Но к 1996  году возникло положение немного улучшилось, в новь создаваемые предприятие уже через год объявляли себя банкротами, но есть предприятия которые выживали с малой рентабельностью. Для сравнения,  в развитой рыночной экономике  процесс  образования новых  фирм  идет  нарастающим потоком.  Если в США в 1970 году возникло 264 тыс. новых предприятий, то в 1980 году — 532 тыс., а в 1988 году — 682 тысячи. Всего же, по оценке, в американской экономике в 1996 году действовало около 19 млн.  деловых предприятий, прежде всего в малом бизнесе.

    Сложившаяся экономическая  обстановка  подрывает   стимулы   к предпринимательской  деятельности,  которые только и могут привести к образованию рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно.  Должна  быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических  реформ,  могут  привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом.
    продолжение
--PAGE_BREAK--2.2… Правовые основы предпринимательской деятельности


Правовые основы на предпринимательскую деятельность может быть выявлено только при системном анализе всех конституционных положений.

Конституция  как  свод  важнейших  юридических норм, регулирующих отношения между государством и личностью, не может не регламентировать отношения     в     сфере    экономики.    Конституционные    гарантии предпринимательства  настолько  многочисленны,  что  в научном обиходе появилось  условное  понятие «экономическая конституция», обозначающее проникнутую  внутренним  единством  совокупность конституционных норм, устанавливающих основные гарантии предпринимательства.        Содержащиеся   в  ст.  8  Конституции  РФ  положения  о  единстве экономического  пространства,  свободном  перемещении товаров, услуг и финансовых  средств,  о  поддержке  конкуренции, свободе экономической деятельности, о равенстве разных форм собственности позволяют уяснить сущность конституционного права на предпринимательскую деятельность.

Конституционные  гарантии  предпринимательства содержатся во всех главах   Конституции,   хотя   нередко  они  формулируются  в  нормах, определяющих полномочия органов власти. Так,  в ст. 75 Конституции основная функция Центрального банка РФ определена   как  необходимость  обеспечения  устойчивости  рубля.  Из принципа   устойчивости   рубля   может  быть  выведен  такой  элемент содержания   права  на  предпринимательскую  деятельность,  как  право предпринимателей  на  благоприятную  экономическую  среду, исключающую прежде  всего  чрезмерную  инфляцию. Независимость денежной системы от правительства,  конституционный  правовой статус Центрального банка РФ являются  одновременно  и  конституционными  гарантиями  для  развития предпринимательской деятельности. В  статье 74 Конституции РФ содержатся положения о недопустимости установления  на  территории  РФ  таможенных  границ, пошлин, сборов и каких-либо  иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Эти   положения  также  предназначены  для  гарантирования  права предпринимательской  деятельности.  Из статьи 106 Конституции следует, что решение вопросов о налогообложении предпринимателей может осуществляться  только  путем  принятия законов, то есть закрепляется принцип распоряжения  государственными  финансами  только  на  основе законов, принятых Государственной Думой и подлежащих обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

В  статье  57  Конституции  указано,  что предприниматели обязаны платить   только   законно   установленные  налоги  и  сборы.  Законы, устанавливающие     новые     налоги    или    ухудшающие    положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Важной  составной  частью  права  на предпринимательство является право  предпринимателей  иметь  имущество  в  собственности,  владеть, пользоваться  и  распоряжаться  им  как  единолично, так и совместно с другими лицами (п. 2 ст. 35 Конституции РФ). Изъятие  имущества  предпринимателей  только  по  решению суда — важнейшая  конституционная  гарантия их имущественной независимости от государства.

Содержащееся  в  п.  3  ст.  35  Конституции положение о том, что принудительное  отчуждение  имущества  для  государственных нужд может быть  произведено  только  при условии предварительного и равноценного возмещения, исчерпывающе определяет цели и условия изъятия имущества у предпринимателей.

Если  российские  суды  станут  придерживаться  практики широкого подхода   к  интерпретации  понятия  незаконной  экспроприации,  будет складываться  благоприятный «климат» для развития предпринимательства, в том числе с участием иностранного капитала. 

Безусловным  стимулом  для  развития предпринимательства являются положения  ст.  53  Конституции  РФ  о  возмещении государством вреда, причиненного   незаконными   действиями   (или  бездействием)  органов государственной власти или их должностных лиц.

Это  конституционное  положение способно снижать степень риска, в том  числе  и  политического. Даже право на неприкосновенность частной жизни,  предусмотренное  ст.  24  Конституции РФ, позволяет определить содержание  права  на  предпринимательскую  деятельность,  поскольку в качестве  своих элементов оно предполагает право на коммерческую тайну (право на тайну проведения деловых операций).

Праву  предпринимателей  на  коммерческую  тайну  как  элемент их конституционно-правового  статуса  регулирует  право каждого свободно получать  информацию  (ст.  29  Конституции


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.