МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА
ПОВОЛЖСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТСЕРВИСА
Кафедра «Информационные системы вэкономике»
Журналвыполнения
лабораторных работ
По предмету «Системный анализ в сфересервиса»
Выполнил:
Студент гр. Из-401
Терентьев С. В.
Дата: 16.05.01
Проверил:
Волохин С. Б.
Дата:___________
Тольятти, 2001
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА
ПОВОЛЖСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТСЕРВИСА
Кафедра «Информационные системы вэкономике»
Лабораторнаяработа №1
На тему: «Системы. Классификациясистем»
По предмету «Системный анализ в сфересервиса»
Выполнил:
Студент гр. Из-401
Терентьев С. В.
Дата: 16.05.01
Проверил:
Волохин С. Б.
Дата:___________
Тольятти, 2001
Цель работы: Научиться осуществлять классификациюсистем по различным признакам, понять ее необходимость и предназначение впроцессе реализации системного подхода.
Задание: провести классификацию систем из Приложения1 (микрофон и ВУЗ), результат занести в следующую таблицу:
Наименование объекта классификации: микрофон№ п/п Признак классификации
Тип системы
по признаку Обоснование принадлежности 1 По виду научного направления физическая 2 По обусловленности действия детерминированная взаимодействия элементов четко определено 3 По степени организованности хорошо организованная 4 По происхождению искусственная создана человеком 5 По основным элементам конкретная состоит из материальных элементов 6 По взаимодействию со средой открытая взаимодействует с окружающей средой 7 По степени сложности простая небольшое число элементов 8 По естественному разделению техническая искусственная система, создана человеком
Данная система удовлетворяет потребность человека записизвука на носитель.
Целью рассматриваемой системы является преобразование звуковыхволн в электрические импульсы.
Наименование объекта классификации: ВУЗ№ п/п Признак классификации
Тип объекта
по признаку Обоснование принадлежности 1 По виду научного направления социально-экономическая 2 По обусловленности действия стохастическая поведение данной системы можно предсказать лишь с некоторой вероятностью 3 По степени организованности хорошо организованная 4 По происхождению искусственная создана человеком 5 По основным элементам конкретная 6 По взаимодействию со средой открытая взаимодействует с окружающей средой 7 По степени сложности сложная много элементов, сложные связи 8 По естественному разделению социально-экономическая обусловлена присутствием и деятельностью человека в обществе
Данная система удовлетворяет потребность общества в обучении.
Целью рассматриваемой системы является обучение людей.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА
ПОВОЛЖСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТСЕРВИСА
Кафедра «Информационные системы вэкономике»
Лабораторнаяработа №2
На тему: «Методы и принципысистемного исследования»
По предмету «Системный анализ в сфересервиса»
Выполнил:
Студент гр. Из-401
Терентьев С. В.
Дата: 16.05.01
Проверил:
Волохин С. Б.
Дата:___________
Тольятти, 2001
Цель работы: Убедившись во всеобщностикибернетических законов и принципов, научиться находить их проявления вфункционировании конкретных систем; понять различия между законами управления ипринципами исследования в системным подходе.
Задание: исследовать заданные системы из приложения№1 с помощью применения принципа «черного ящика», а именно – определить по 6-7входов и выходов каждой из систем и выделить по 3 наиболее существенных.Сформулировать более развернутой определение цели системы, чем в л.р. №1.
Микрофон
Входы: марка, конструкция,технология производства, использованные материалы, параметры электропитания, звуковаяволна на входе.
Выходы: внешний вид, цена,доступность массовому потребителю, качество преобразования звука, рабочиепараметры, электрические импульсы на выходе, совместимость с другимиустройствами, удобство эксплуатации.
Цель системы: преобразование звуковых волн вэлектрические импульсы с учетом конструктивных особенностей микрофона.
ВУЗ
Входы: абитуриенты, преподавательскийсостав, законодательство, материально-техническая база, здания исооружения, мнение общества о ВУЗе в частности и о системе высшего образованияв целом.
Выходы: количество икачество обученных специалистов, научные работы преподавателей, повышениеквалификации преподавателей, влияние на общество, повышение качестваобразования, трудоустройство молодых специалистов, прибыль.
Цель системы: получение людьми высшего образования сучетом потребностей общества.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА
ПОВОЛЖСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТСЕРВИСА
Кафедра «Информационные системы вэкономике»
Лабораторнаяработа №3
На тему: «Системный анализ функцийобъекта.
Дерево целей»
По предмету «Системный анализ в сфересервиса»
Выполнил:
Студент гр. Из-401
Терентьев С. В.
Дата: 16.05.01
Проверил:
Волохин С. Б.
Дата:___________
Тольятти, 2001
Цель работы: На основе использования системныхметодов овладеть навыками выявления функций различных систем; понять сущностьсвойств полифункциональности и полиструктурности сложных социально-экономическихобъектов.
Задание:
1. Дляпредложенной функции выявить как можно больше (не менее 8) систем, еереализующих.
2. Дляобоих систем из л.р. №1, 2 к основным функциям определить еще по тридополнительных функции.
3. Длязаданной социально-экономической системы построить дерево целей (или деревофункций) с описанием основных уровней и принципов построения.
1. Функция – Производить товары широкого потребления
Объекты: автомобильный завод, фермерское хозяйство,хлебозавод, молокозавод, пищевой комбинат, электротехнический завод,текстильная фабрика, целлюлозно-бумажный комбинат.
2. Функции объекта микрофон: принятие звуковых волн,преобразование звуковых волны в электрические импульсы, усиление электрическихимпульсов, передача информации на записывающее/воспроизводящее устройство.
Функции объекта ВУЗ: давать людям высшее образование,обучать студентов в соответствии с программами, влияние ВУЗа на общество,влияние на повышение общего уровня образования, научная деятельность, поставкапредприятиям квалифицированных кадров, предоставление людям возможности найтихорошую работу, предоставление рабочих мест для преподавателей, управленцев.
3. Дерево функций объекта ВУЗ:
/>
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА
ПОВОЛЖСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТСЕРВИСА
Кафедра «Информационные системы вэкономике»
Лабораторнаяработа №4
На тему: «Модель. Моделированиесистем»
По предмету «Системный анализ в сфересервиса»
Выполнил:
Студент гр. Из-401
Терентьев С. В.
Дата: 16.05.01
Проверил:
Волохин С. Б.
Дата:___________
Тольятти, 2001
Цель работы: На основе применения системных принциповнаучиться моделировать поведение и функционирование реальных объектов.
Задание: для заданных в л.р. №1 двух систем построитьмодели состава и структуры. В модели структуры объяснить основные связи междуэлементами (или подсистемами) и определить цель, достигнутую в ходеструктурного моделирования.
Объект – микрофон, модель состава:
Микрофон состоит из следующих составных частей: капсюль,схема усиления, соединяющий шнур, разъем, кнопка включения, источник питания,корпус, защитно-фильтрующая сетка.
/>Модельструктуры:
/>
Входная звуковая волна поступает через фильтрующую сетку накапсюль микрофона, где происходит преобразование в электрический сигнал. Сигналусиливается схемой усиления и через соединяющий шнур направляется в записывающееустройство.
Объект – ВУЗ, модель состава: учебная система, абитуриенты,студенты, преподавательский состав, система финансирования, управляющий состав,обслуживающий состав.