Реферат по предмету "Экономическая теория"


Инфляция в России и формы её проявления

--PAGE_BREAK--
Сбалансированная инфляцияне страшна для бизнеса. Необходимо лишь периодически повышать цены товаров: подорожало сырье — соответственно увеличивается цена конечной продукции. В основном, риск потери доходности присущ предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен, это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях.

В России и СНГ преобладает несбалансированная инфляция. Рост цен на сырье опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышает цену всего сложного прибора и т.п.

Несбалансированность инфляции– составляет большую проблему  для экономики. Но еще сложнее, когда нет прогноза на будущее. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования.

4)                с точки зрения ожидаемости или предсказуемости инфляции:

-     ожидаемую(прогнозируемая);

-     неожидаемую(непрогнозируемая).

Под ожидаемой инфляцией подразумевается, что она прогнозируется (предсказывается) заранее. Фактор ожидаемости, предсказуемости позволяет по-новому взглянуть на вопрос влияния инфляции на стратегию бизнеса. Если все фирмы и все население знает наверняка, что в следующем году цены возрастут, то в условиях идеального свободного рынка имеется целый год на заблаговременную адаптацию к спрогнозированному скачку цен. Предприятия и население, соответственно, повысят цену на свой товар (станки, оборудование, услуги, рабочая сила и т. д.).

 Наиболее часты сочетания сбалансированной и ожидаемой инфляции либо несбалансированной и неожидаемой, что особенно опасно.

При инфляции, которую можно предвидеть и учитывать, имеется возможность скорректировать номинальные доходы (внести в трудовые договоры поправок на рост стоимости жизни), внести изменения в распределение доходов между кредиторами дебиторами и т.п. Если же ситуация резко меняется, цены быстро растут и инфляция принимает непредсказуемый характер, то создается неуверенность в будущем как у домашних хозяйств, так и у тех, кто принимает решения в деловом мире. Слишком велик риск при принятии хозяйственных решений, инвестиции нежелательны, действия начинают принимать спекулятивные направления.

5)                по форме проявления:

-                        подавленная инфляция;

-                        скрытая инфляция;

-                        открытая инфляция.

Подавленная инфляция– цены не повышаются при резком росте неудовлетворенности спроса. Возникает дефицит, товары уходят на черный рынок, ассортимент их сокращается. Этот вид инфляции характерен для административно-командной экономики с централизованным регулированием цен.

Скрытая инфляция: а) снижается качество товаров и услуг при неизменном уровне цен; б) официальная статистика не отражает рост уровня цен из-за произвольно выбранной потребительской корзины; в) инфляция захватывает и инвестиционную сферу – растет сметная стоимость основных производственных фондов. Подобная ситуация характера для СССР, Болгарии, Румынии конца 80-х гг. ХХ в.

Открытая инфляция– рост уровня цен, падение покупательной способности денежной единицы, рост стоимости потребительской корзины.

6)                Стагфляция

Стагфляция– ситуация, когда возрастание общего уровня цен происходит с одновременным сокращением производства, т.е. цена и объем выпуск изменяются в разных направлениях.[3]

Экономисты по-разному объясняют причины стагфляции. Одна точка зрения: существование структурных несовершенств. В экономике с хорошо отлаженным рыночным механизмом рост цен на одни товары ведет к снижению цен на другие товары, т.е. должно соблюдаться рыночное равновесие, а при отсутствии должного уровня конкуренции наблюдается «жесткость» цен в направлении их понижения.

Другая точка зрения: стагфляцию вызывают монополии и их власть над рынком. Ведь кривая спроса фирмы-монополиста совпадает с кривой спроса на товар, следовательно, количество продукции, которое может быть продано, растет по мере того, как снижается цена и часто монополисту выгоднее производить меньше и продавать дороже.

Существует также мнение, что причиной стагфляции могут быть инфляционные ожидания, когда владельцы факторов производства начинают завышать стоимость своих услуг, ожидая падения своих доходов от инфляции.[4]

1.3.                        Экономические последствия инфляции
Вначале кратко перечислим основные последствия инфляции:

-     перераспределение доходов и богатства;

-     отставание цен государственных предприятий от рыночных;

-     скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги;

-     ускоренная материализация денежных средств;

-     нестабильность экономической информации;

-     падение реального процента;

-     обратная пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы.

Рассмотрим каждое из последствий более подробно. Первое из них--перераспределение доходов и богатства. Предположим, что некий господин А взял ссуду у господина Б на 5 месяцев и за эти пять месяцев инфляция обесценила рубль в 2 раза. Это означает, что через положенный срок А вернет Б формально, по номиналу всю сумму кредита, а реально — только 50%. Обиднее всего то, что полностью избавиться от подобного негативного эффекта нельзя в силу непредсказуемости и несбалансированности инфляции. При инфляции, следовательно, невыгодно давать в долг надолго не только по фиксированной ставке, но зачастую даже по нарастающей. Если же давать в долг под слишком высокий процент нарастания, то подобные ссуды вряд ли кто возьмет по той же причине--непредсказуемость инфляции. Например, в США бум индивидуального жилищного строительства 70-х гг. (период сильной непредсказуемой инфляции) финансировался за счет кредиторов.

Понятно, что чем неожиданнее, быстрее а несбалансированнее по отношению друг к другу растут цены, тем лучше для одних и хуже для других. К примеру, если коллективный договор уже заключен на 5 лет вперед и, причем, без должного учета возможности резкого роста цен (а такое случается), то рабочие могут проиграть, если цены вдруг резко, неожиданно и несбалансированно возрастут. Пострадает и предприниматель, если, в свою очередь, цены именно на его товар вырастут меньше по сравнению с ценами других, т. е. несбалансированно. Другой же предприниматель выиграет при условии, что его цены выросли относительно быстрее и т. д.

Второе последствие инфляции — отставание цен государственных предприятий от рыночных цен. В государственном (регулируемом) секторе рыночной экономики цены издержек производства и товаров пересматриваются реже и дольше, чем в частном секторе. В условиях инфляции каждое повышение своих цен госпредприятия вынуждены обосновывать, получать на это разрешение всех вышестоящих организаций. Это долго и неэффективно. В условиях ежемесячного резкого, неожиданного и скачкообразного роста инфляции подобный механизм даже технически трудно- осуществим. В итоге нарастает дисбаланс частного и общественного секторов, государство утрачивает свой экономический потенциал воздействия на рынок. Данный эффект особенно опасен.

Практический совет предприятиям — вычленять из структуры мелкие и средние предприятия, поскольку они свободны для самостоятельного проведения ценовой стратегии.

Третье последствие несбалансированной, пусть даже и ожидаемой инфляции сказывается через налоговую систему. В такой ситуации прогрессивное налогообложение по мере роста инфляции автоматически все чаще зачисляет различные социальные группы и виды бизнеса во все более состоятельные или доходные, не разбирая: возрос ли доход реально или только номинально. Это позволяет правительству собирать возрастающую сумму налогов даже без принятия новых налоговых законов и ставок. Отношение бизнеса и населения к правительству, естественно, ухудшается. Об опасности подобной скрытой государственной конфискации денежных средств писал еще Дж. Койне в 30-х годах XX века.

Естественно, что промышленно развитые страны Запада проводят индексацию налоговых законов с учетом темпа инфляции (в США, например, с 1985 г.). Подобная индексация, к сожалению, малоэффективна, ибо в силу несбалансированного роста цен происходит перераспределение богатства, усиливается отрыв номинального значения дохода от реального, причем у различных групп бизнеса и населения по-разному, в разное время и с различной скоростью. Единая индексация не может уловить подобных нюансов, она оценивает все доходы преимущественно формально, по номиналу. Для США, к примеру, полученный банкирами (1984 г.) 10-процентный доход на авансированный капитал (процентная ставка) не есть реальный доход, а лишь плата за инфляцию. Темп роста цен в 1984 г. был как раз около 10%. Налоговая система этого не может гибко учесть.

Еще одно последствие несбалансированной инфляции — население и корпорации стремятся материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные запасы. Фирмы разрабатывают планы по активизации использования денежных ресурсов. Отрицательное здесь заключается в том, что стимулируется слабопродуманный, поспешный и чрезмерный темп накопления материальных запасов впрок. Пример тому — паническая материализация денежных средств на всей территории СНГ. Дефицит нарастает параллельно с “затовариванием” складских помещений предприятий и организаций, захламлением квартир населения.

Очередное последствие инфляции -нестабильность и недостаточность экономической информации, мешающие составлению бизнес — планов. Цены есть главный индикатор рыночной экономики. Ценовая информация — главная для бизнеса. В ходе же инфляции цены постоянно меняются, продавцы и покупатели товаров все чаще ошибаются в выборе оптимальной цены. Падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается активность бизнеса.

Яркую аналогию проводит П. Самуэльсон[5]: предположим, что ваш телефонный номер каждый год растет (назовем это “инфляция телефонного номера”). Представьте, какие неудобства причинил бы вам подобный рост номеров важнейших для вас телефонных абонентов, — усиленный скачкообразным и непредсказуемым изменением номера телефона самой справочной службы. Итак, непредсказуемыми скачками меняются нужные вам телефоны, да к тому же еще меняется по неизвестным законам телефон справочной службы АТС. Таким же образом, в силу отсутствия качественной информации о ценах, усиливается дезориентация субъектов рыночного хозяйства, снижается эффективность размещения экономических ресурсов. У предприятий возрастают издержки, связанные с потребностью адаптироваться к постоянным изменениям, заранее готовиться к множеству сценариев экономики завтрашнего дня.

Следующее последствие инфляции — реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции. Так, если в 1990 г. темп инфляции в США был 4%, то обладатели денег в этом же году получили реальный доход на валюту на эти же 4% ниже.

И в завершение особо отметим, что рост инфляции практически всегда сочетается с высокой, хотя и неполной занятостью и большим объемом национального производства. И наоборот, снижение инфляции совпадает по времени со спадом производства и ростом безработицы. Пример — Польша весной 1990 г., где частичная стабилизация роста цен сопровождалась продолжающимся спадом производства и значительным ростом безработицы. (только за весну 1990 г. безработица возросла в 2 раза:  с 200 тыс. до 400 тыс. человек). 

Зависимость между инфляционным ростом цен и сокращением безработицы была выведена в 1958 году английским экономистом А.Филлипсом. Используя данные статистики Великобритании за 1861-1956гг. он построил кривую, отражающую обратную зависимость между изменением ставок заработной платы и уровнем безработицы. Теоретическую базу под расчеты А. Филлипса подвел экономист Р. Липси. В дальнейшем американские экономисты П.Самуэльсон и Р.Солоу модифицировали кривую Филлипса, заменив ставки заработной платы на темпы роста товарных цен[6].



Кривая Филлипса

где P — темп роста товарных цен;

U — уровень безработицы

Отметим заранее, что зависимость снижения (стабилизации) инфляции ценою роста безработицы лежит в основе многих государственных антиинфляционных программ (США, Великобритания, Польша, Венгрия и, похоже, СНГ).

Глава
II
.  Инфляция спроса и инфляция предложения: их взаимосвязь и взаимодействие

2.1.
Сущность и причины инфляции спроса

Исходя из состояния спроса и предложения различают два типа инфляции. Когда возникает избыток денег по отношению к количеству предложенных товаров и экономика реагирует повышением цен, — налицо инфляция спроса. В данной ситуации обеспечена полная занятость, так как промышленность стимулируется высокими ценами и производительные мощности загружаются полностью.

На возрастание совокупного спроса действуют государственные расходы (военные и социальные заказы), потребительские расходы. Профсоюзы требуют пересмотра размеров заработной платы, растет покупательная способность населения, кроме того, в условиях экономического бума повышается спрос на средства производства (на инвестиционные товары). Графическое изображение инфляции, вызванной спросом, представлено на рис.1. Рост расходов (потребление населения, инвестиции частного сектора, государственные расходы) смещают кривую совокупного спроса AD1 вверх и вправо, в состояние AD2, экономика близка к потенциальному объему производства F (полная занятость и загруженность производственных мощностей). В результате цены растут и инфляция, вызванная избыточным спросом, влияет и на рост цен, и на рост реального ВНП. Однако это в краткосрочном периоде. Как только население осознает, что его заработная плата упала, то потребует пересмотра трудового соглашения, и кривая AS1 сдвинется влево в положение AS2. Так будет расти уровень цен, и равновесный уровень выпуска будет возвращаться к потенциальному.



Рис.1. Графическое изображение инфляции спроса
ИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ:

В современной России инфляция спроса имеет свою специфику. Это связано с нерациональным и жестко спланированным в прошлом рыночным механизмом макроэкономических пропорций, прежде всего, между производством средств производства и предметов потребления.

Для Российской экономики характерна утяжеленная, несбалансированная структура промышленности. Исторически сложилось, что с 30-х годов XX в. шло преимущественное развитие тяжелой промышленности и замедленные темпы роста отраслей, производящих предметы потребления. На тяжелую промышленность в 80-е годы приходилось свыше 90% стоимости основных фондов, на легкую — около 4% и пищевую — 6%.

Не случайно инфляция спроса в конце 80 — начале 90-х гг. ярче всего проявилась в остром дефиците предметов потребления.

Инфляция спроса накапливалась годами, сначала скрыто, потом открыто. В силу негибкости цен инфляция спроса проявлялась сначала на черном рынке. Дефицит товаров даже при низкой покупательной способности еще более подталкивал накопившийся спрос на товары личного потребления.

Либерализация цен только усугубила ситуацию, так как была осуществлена в условиях отсутствия рыночного механизма и искаженной структуры экономики. Более того, инфляция переплелась с падением промышленного производства. Началась стагфляция, когда спад производства в сочетании с ростом цен спровоцировали гиперинфляцию. Спад производства усугублялся не только разрывом хозяйственных связей и отсутствием нового хозяйственного механизма, альтернативного административно-хозяйственному планированию, но осложнялся еще и действиями государства. Однолинейный рост (неизбежный) цен без соответствующего роста заработной платы лишает людей материальной заинтересованности в труде, налоговая система (построенная в то время так, чтобы изъять как можно больше денег у населения и предприятий) окончательно дестимулировала любой вид производственной деятельности. Намерения уменьшить безналичный оборот путем сокращения кредитной эмиссии полностью подавили инвестицион­ную активность. В результате спад производства нарастал, население отвечало ажиотажным спросом на все виды товаров. Все это происходило на фоне того, что инфляция спроса может подхлестываться поиском населением дополнительных доходов, особенно при низкой заработной плате. Таким образом, мы видим, что спрос нарастает и при падающем производстве. В дальнейшем рост цен в России не принимает катастрофических размеров: темпы инфляции в первой половине 2000 г. — 12,7%, во второй половине 2001 г. — 15,2%. Причем инфляция в 2000 г. на 50% обусловлена ростом цен на пищевые продукты питания, на 23% — удорожанием платных услуг.

2.2. Инфляция предложения (издержек)

Экономика второй половины XXв. характеризуется не только инфляцией спроса. Для современной экономики инфляция спроса есть своего рода рыночная классика. Сейчас ни одна страна достаточно долго не имеет ни полной занятости, ни свободного рынка, ни стабильных цен. Цены растут постоянно, далее в период спада (при недогрузке мощностей на 30%).

Когда цены растут в результате роста издержек производства в условиях недоиспользования производственных мощностей, то мы имеем дело с инфляцией предложения (издержек).

Повышение (рис.2) цены предложения (издержек производства) смещает кривую предложения AS1вверх и влево в положение AS2, в итоге спрос и предложение балансируются в точке большей цены и меньшего Q(ВНП). Чтобы восстановить бывший Q, правительство должно стимулировать спрос, потом может повториться весь процесс. Если правительство не пытается влиять на спрос при инфляции предложения, то возможен спад, если лее оно пытается поддержать полную занятость стимулированием спроса, то вероятно появление инфляционной спирали.

В развитой рыночной экономике спад может ликвидировать первоначальный рост издержек производства (конкуренция и банкротство предприятий с низким уровнем рентабельности и высокими издержками).



Рис.2. Графическое изображение инфляции предложения

Для современной экономики характерен монополизм, который может быть источником роста издержек. Он проявляется в трех формах. Его источники — действия государства, профсоюзов и самих предприятий (фирмы).

Каким образом государство способствует росту цен? Прямо и косвенно. Например, за выполнение госзаказа устанавливаются монопольно-высокие цены. Исполнители заказа уже не стремятся сокращать издержки, покупают дорогое сырье и полуфабрикаты. Здесь мы наблюдаем эффект мультипликатора: рост цен идет по нарастающей. В административно-командной экономике монополия государства сливается с монополией промышленности, и затратный механизм ценообразования, гласно и негласно одобряемый го­сударством, подталкивает рост издержек производства.

Государство может способствовать инфляции через свой финансово-кредитный механизм. Так, повысив ставку процента, государство в лице Центрального банка провоцирует удорожание кредита. Предприятия не откажутся от кредита, но чтобы выплачивать возросший процент, поднимут товарные цены и будут по­крывать кредит за счет потребителя. Высокий уровень налоговых ставок срабатывает в том же направлении. Особенно это касается косвенных налогов (НДС, акцизы). В Царской России 60% всей налоговой массы приносили косвенные налоги (питейный, табачный, сахарный, соляной, нефтяной, спичечный акцизы) в сумме 401 млн. руб. Косвенные налоги плюсуются к цене, т.е. являются инфляционным фактором. В январе 2002 г. в России введение 10% НДС на лекарства увеличило их цены на 25—30%; отмена НДС на печатную продукцию повысила ее цену на 30—37%.

Следующий вид монополии, провоцирующий рост издержек производства, — это профсоюзы. Они влияют на рост издержек производства через заработную плату, которая составляет существенную долю издержек. Поэтому требования профсоюзов о повышении оплаты труда нередко объявляют чуть ли не главным источником и инфляции спроса и инфляции предложения. Речь идет о требованиях повысить заработную плату выше, чем позволяют экономические условия. Пределы роста заработной платы в долгосрочной перспективе определяются повышением производительности труда. Когда прибыли низкие, границы роста заработной платы узкие. Может возникнуть «инфляционная спираль»: повышение заработной платы увеличивает издержки — растет цена товаров — в силу дороговизны товаров, профсоюзы требуют нового повышения окладов — в ответ предприниматели опять повышают цены и т.д. Цены растут «снежным комом». И идут споры: предприниматели обвиняют профсоюзы и требуют применить к ним антимонопольное законодательство, профсоюзы и политические партии — предпринимателей.

Правда, те же профсоюзы порой косвенно сдерживают инфляцию предложения, поскольку пересмотр трудовых соглашений может осуществляться лишь через определенные периоды времени (1 год, 3 года и т.д.).

Третий источник инфляции предложения — монополия предприятий (фирм) на установление цен. Марксистская литература рассматривала монополию предприятий как главную причину инфляции.

Классический пример — энергокризис 70-х годов XXв. Страны Ближнего Востока повысили цены на нефть, однако сырьевые монополии, несмотря на огромные запасы нефти в ПИТА и т.д., взвинтили цены. Подобный рост цен через мультипликатор привел к подорожанию других, прежде всего технологически зависимых от нефти продуктов и товаров. В итоге, темп инфляции за 1972—1974 гг. подскочил с 3 до 12%, т.е. в 4 раза. Аналогичный рост издержек был порожден и в 1978—1980 гг. при росте цен на нефть.

ИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ:

В условиях постсоветской экономики инфляция предложения (издержек) имеет свою специфику:

1.                 Издержки производства предприятий по инерции стимулируются затратным подходом к ценообразованию.

2.                 Единство государственной монополии и монополии предприятий при слабости всех уровней профсоюзной монополии в системе ценообразования обеспечивает сравнительно невысокий удельный вес заработной платы.

3.                 Прежняя стоимостная плановая отчетность породила практику перманентного ценового роста. С помощью механизма надбавок в ответ на повышение оптовых цен растут розничные цены. Это усиливает дисбаланс спроса и предложения, упирающегося в низкие доходы населения.

4.                 Изначально слабые советские, а теперь российские профсоюзы, не ведут реальной борьбы за повышение жизненного уровня трудящихся, практика длительных коллективных договоров не развита. Все слои трудящихся одновременно и беспорядочно требуют резкого повышения оплаты (особенно социально активные шахтеры и металлурги). Иные, погружаясь в нищету, ищут дополнительных заработков, лишь официально числясь на работе. Производственные мощности оказываются не загружены, а рабочим нужно платить. В условиях рыночной экономики часть таких рабочих уже получила бы (в соответствии с коллективным договором) пособие по временной безработице за счет фонда по безработице. Когда продукция не выпущена, а фирма платит рабочим — даже мало, — это рост издержек, плата за труд, который не применяется, и цена продукции растет. Но главное в том, что и по таким ценам товаров не производится больше.

5.                 Затратный механизм ценообразования позволяет российским предприятиям получить прибыль даже при спаде производства. А отсутствие механизма конкуренции дает возможность существовать и убыточным предприятиям при росте издержек производства. Существенно усугубляют ситуацию цены на энергоресурсы. Удельный вес платы за электроэнергию в себестоимости продукции достигает 48—50%3. Высокие цены на нефть и газ на сложной по природным условиям территории также увеличивают издержки производства, делают невыгодными рост производства промышленной продукции.

6.                 Налоги и расходы в государственном секторе вызывают такие изменения на рынке, что определенная часть населения становится нечувствительной к ценам. Речь идет об издержках на представительство, которые разрешается вычитать из суммы, подлежащей налогообложению. Становится более выгодным (особенно если налоги высоки) наделять своих работников значительными представительскими возможностями при сравнительно невысокой заработной плате. Это касается не только работников частных фирм, но и чиновников государственных учреждений. Рыночный механизм ими игнорируется, работники, наделенные представительскими возможностями, безразличны к росту цен. Использование служебного транспорта оставляет таких чиновников равнодушными к росту цен на общественный транспорт при его качественном ухудшении. Рост цен на железнодорожные и авиабилеты их не волнует — расходы оплачиваются не из своего кармана. Дороговизна ресторанов и путевок в дома отдыха не отпугивает, так как покрывается предприятиями и налогоплательщиками. Таким образом, культивируются очаги инфляции, образуется рынок, где потребительские товары и услуги оплачиваются не потребителем, а налогоплательщиками и работодателями. В таких условиях нет заинтересованности в ограничении роста цен. Шведский экономист К.Эклунд назвал подобное явление представительской экономикой, которая в значительной степени присуща России, где непомерно раздуты представительские расходы. Представительская экономика не чувствительна к ценовой конкуренции и стимулирует инфляцию предложения (издержек).

В силу названных факторов в России рыночные методы работают неэффективно. Нет подлинной конкурентной борьбы, в том числе между государством, предприятиями и профсоюзами. Сочетание технологической отсталости и монополизма создает на фоне попыток привязки к мировым ценам особую ситуацию, осложняющую вхождение в систему международного разделения труда из-за высоких издержек, низкого качества продукции и воспроизводящейся инфляции.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Правила приемки картофеля сорта Гатчинский 1 для длительного хранения
Реферат Преобразователь семисегментного кода
Реферат Подготовка и обслуживание банкета День рождения
Реферат Пищевые и биологически активные стабилизаторы
Реферат Особенности русской кухни
Реферат Суб’єкти трудового права
Реферат Финансовая отчетность субъектов предпринимательства
Реферат Организация работы школьной столовой на 200 мест
Реферат Антиповедение в культуре древней Руси
Реферат Основные качества соммелье
Реферат Особенности устройства мясного цеха предприятий общественного питания
Реферат Особенности питания и обслуживания туристов. Швейцарская кухня
Реферат Перспективы внедрения НАССР в рыбоконсервной отрасли Дальнего Востока
Реферат Пироговая Вкусная выпечка
Реферат Анализ бухгалтерской отчетности потребительского общества "Медвежьегорское"