--PAGE_BREAK--1.2 Измерение инфляции
Одно из главных больных мест инфляции — это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются. Одним из наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины является показатель индекса цен. Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов.
Индексы — это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Они рассчитываются по отношению к базовому периоду. Индекс цен (I) – это отношение цены t-го года (Pt) к цене базисного года (Pb), т.е.
I
= (
Pt
/
Pb
) × 100%
Существует несколько индексов цен.
§ индекс потребительских цен – наиболее часто используемый. Он измеряет стоимость «корзины» потребительских товаров и услуг, в том числе на отдельные виды товаров (по 70 наименованиям) в различных городах (132 города);
§ индекс розничных ценнабора из 25 важнейших видов продуктов питания;
§ индексыколичества наличных денег в обращении и выпуск денег в обращение;
§ индекс стоимости жизни— показатель, характеризующий динамику стоимости набора потребительских товаров и услуг (в соответствии с фактической структурой потребительских расходов населения).
§ индекс оптовых цен производителя;
§ дефлятор валового национального продукта (ВНП), т. е. отношение номинального ВНП к реальному, или показатель падения реального ВНП, накручивания денежного вала (этот индекс более универсален по сравнению с индексом потребительских цен, ибо измеряет рост не только потребительских, но и всех других цен).
Индекс роста цен, рассчитываемый для неизменного набора продуктов, получил название индекса Ласпейреса, и рассчитывается по формуле :
Il = ( Pt × Ot ) / ( Pb × Ob )
Однако, он не учитывает возможности замены более дорогих товаров более дешевыми, т.е. происходит недооценка возможного изменения товарной структуры.
Индекс, рассчитываемый для изменяющегося набора, т.е учитывающий возможность взаимного замещения товаров, называется индексом Пааше, и рассчитывается по формуле:
Ip = ( Pt × Ot ) / ( Pb × Ot )
Но в индексе Пааше не отражается происходящее при этом снижение уровня благосостояния.
Формула Фишераустраняет недостатки обоих индексов:
If = Il × Ip
If = [ ( Pt × Ot ) / ( Pb × Ob ) ] × [ ( Pt × Ot ) / ( Pb × Ot ) ]
Во всех приведенных формулах Pt
— цена t-го года; Pb
— цена базисного года; Ot
— объем продукции, произведенный в t-м году; Ob– объем продукции, произведенный в базисном году.[1]
В качестве косвенного показателя уровня инфляции используются данные об отношении товарных запасов к сумме денежных вкладов населения (сокращение запасов и рост вкладов свидетельствуют о повышении степени инфляционного напряжения). Данные о превышении доходов населения над расходами в процентах к доходам также могут характеризовать уровень инфляции. Если доходы растут быстрее или даже одинаково с ценами, это свидетельствует об опасности раскручивания инфляционной спирали.
Так называемое «правило величины 70» дает нам другую возможность количественно измерить инфляцию. Точнее говоря, оно позволяет быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:
приблизительное количество 70
лет, необходимых для = ------------------------------------
освоения темпов инфляции темп ежегодного увеличения
уровня цен (%)
1.3 Основные экономические теории об инфляции
В настоящий момент история экономики насчитывает довольно большое количество различных экономических учений, школ и течений: меркантилисты, классики и неоклассики, марксистская экономия, институциональная и многие другие. Представители почти каждого из этих направлений разрабатывали или разрабатывают свои взгляды на проблему инфляции. Приведем некоторые из них.
Так, в традиционной марксистской экономике инфляция понималась как нарушение в процессе общественного производства в докапиталистических формациях и в условиях капитализма, проявляющаяся в переполнении сферы обращения денежными знаками сверх реальных потребностей хозяйства и их обесценении. Инфляция, по марксистской школе, органически связана с особенностями воспроизводительного цикла, государственно-монополистическим регулированием хозяйственных процессов, милитаризацией экономики, безработицей и т.д. Порождается социально-экономическими противоречиями капиталистического производства, диспропорцией между реальным объемом общественного продукта и его стоимостным выражением. К непосредственным ее причинам марксистская школа относила объективно происходящие изменения в объеме и структуре общественного производства, политику монополий и империалистических государств, главным из которого считала дефицит бюджета.
Монетаристы важнейшей и практически единственной причиной инфляционного процесса считают более быстрый рост национальной денежной массы по сравнению с ростом продукта. Следуя их теории, в долговременной перспективе деньги полностью нейтральны и эффект денежных импульсов (ускорения или замедления темпов роста денег) отражается лишь на динамике общего уровня цен, не оказывая ощутимого воздействия на объем производства, инвестиций, занятости рабочей силы и т.д. Однако в течение более кратких периодов (один экономический цикл) изменение денежной массы могут оказать некоторое влияние на состояние производства и занятости, но эффект будет недолгим: через определенное время темп роста реальных показателей производства вернется к исходному уровню.
Тем самым отвергается кейнсианская идея о возможности постоянно поддерживать темпы экономического роста, жертвуя определенным повышением темпов инфляции. Важная роль в монетаристской модели принадлежит и инфляционным ожиданиям, которые формируются с учетом ошибок в прошлых предсказаниях цен.
Кейнсианская позиция, концентрирующаяся вокруг проблемы совокупных расходов, как главного фактора определяющего национальное производство и занятость, берет за основу кривую Филлипса (жесткая зависимость между инфляцией и безработицей).
Подводя итог, следует сказать, что на сегодняшний момент мы не имеем абсолютно правильной и подтвержденной всеми фактами теории инфляционных процессов, которой одной можно руководствоваться, оценивая инфляцию, ее причины и последствия. Каждая из перечисленных теорий имеет как свои сильные, так и слабые стороны.
Таким образом, любая современная школа не представляет собой единого монолита. Она, как правило, включает различные ответвления, фракции, которые отстаивают свое понимание основных положений доктрин и выдвигают особые варианты практических мероприятий. Одновременно происходит процесс сближения и синтеза, размывающий четкие границы между доктринами. Все эти особенности налагают свой отпечаток на полемику по проблемам инфляции. Все теории и концепции становятся взаимосвязанными, одна дополняет, продолжает другую или является альтернативной ей, обеспечивая возможность широкого выбора методов объяснения, понимания и исследования инфляционных процессов.2
1.4 Причины возникновения инфляции
Причины инфляции многообразны. Обычно в основе инфляции лежит несоответствие денежного спроса и товарной массы – спрос на товары и услуги превышает размеры товарооборота, что создаёт условия для того, чтобы производители и поставщики поднимали цены независимо от уровня издержек. Диспропорции между спросом и предложением, превышение доходов над потребительскими расходами могут порождаться дефицитом госбюджета (расходы государства превышают доходы), чрезмерным инвестированием (объём инвестиций превышает возможности экономики), опережающим ростом заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда, произвольным установлением государственных цен, вызывающим перекосы в величине и структуре спроса и другими факторами.
Сошлёмся в качестве примера на резкое обострение дефицита госбюджета в нашей стране во второй половине 80-х гг. С 1985г. по 1989г. разрыв между доходной и расходной частями государственного бюджета вырос с 18 до 120 млрд. рублей, или с 3,5 до 19% к национальному доходу страны. Возросший дефицит нанёс огромный вред денежному обращению, подстегнул инфляцию. Неоправданные денежные выплаты резко ухудшили положение на потребительском рынке.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Причины возникновения инфляции могут быть как внутренние, так и внешние.
Внешние факторыобусловлены ростом цен на импортируемые и экспортируемые товары, обменом банками иностранной валюты на национальную, мировыми кризисами. К внешним факторам относятся:
· структурные мировые кризисы, сопровождающиеся многократным ростом цен на сырье, нефть, импорт которых стал поводом для резкого повышения цен монополиями, товары и услуги которых пересекая границы собственных стран, экспортируются в другие страны;
· отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного баланса
· обмен банками национальной валюты на иностранную вызывает потребность в дополнительной эмиссии бумажных денег, что ведет к инфляции.
Инфляционный рост цен наряду с отмеченными факторами обусловливается более глубокими причинами, имеющими основополагающий характер.
Во-первых, как правило, одним из истоков инфляционных процессов служит деформация народнохозяйственной структуры, выражающаяся в существенном отставании отраслей потребительского сектора при явно гипертрофированном развитии отраслей тяжёлой индустрии, и особенно военного машиностроения.
Во-вторых, неспособность преодолеть инфляцию порождается недостатками хозяйственного механизма.
Рассмотрим подробнее важнейшие внутренние инфляционные причины роста цен:
· Диспропорциональность — несбалансированность государственных расходов и доходов, так называемый дефицит государственного бюджета. Часто этот дефицит покрывается за счет использования “печатного станка”, что приводит к увеличению денежной массы и, как следствие, к инфляции.
· Милитаризация экономики— инфляционно опасные инвестиции. Военные ассигнования ведут к созданию дополнительного платежеспособного спроса и, следовательно, к увеличению денежной массы. Чрезмерные военные ассигнования обычно являются главной причиной хронического дефицита государственного бюджета, а также увеличения государственного долга, для покрытия которого выпускаются дополнительные бумажные деньги.
· Монополизация общества. Структура современного рынка все менее и менее напоминает структуру рынка совершенной конкуренции. Большая часть продаж совершается несколькими фирмами, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями. Таким образом, монополии напрямую заинтересованы в усилении «гонки цен», а также стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересованы в создании дефицита. Ограничивая приток новых производителей в отрасль монополии поддерживают длительное несоответствие спроса и предложения.
· Инфляция, вызванная повышением зарплаты. При определенных обстоятельствах источником инфляции могут стать профсоюзы. Это объясняется тем, что они в какой-то степени осуществляют контроль над номинальной зарплатой посредством коллективных договоров. Предположим, что крупные профсоюзы потребуют и добьются большого повышения зарплаты. Более того, предположим, что этим повышением они установят новый стандарт зарплаты рабочих, которые не являются членами профсоюза. Если повышение зарплаты в масштабе всей страны не уравновешивается какими-либо противодействующими факторами, такими, как увеличение объема выпускаемой за один час продукции, то увеличатся издержки на единицу продукции. Производители ответят на это сокращением производства товаров и услуг, выбрасываемых на рынок. При неизменном спросе это уменьшение предложения приведет к повышению уровня цен. Тип инфляции, вызванной повышением заработной платы, представляет собой разновидность инфляции, обусловленной ростом издержек.
· “Импортируемая” инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной страны. Возможности для борьбы у государства довольно ограничены. Метод ревальвации собственной валюты, иногда применяемый в таких случаях, делает импорт более дешевым. Но ревальвация делает и более дорогим экспорт отечественных товаров.
· Инфляционные ожидания— возникновение у инфляции самоподдерживающегося характера. Население и хозяйственные субъекты привыкают к постоянному повышению уровня цен. Население требует повышения заработной платы и запасается товарами впрок, ожидая их скорое подорожание. Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков, одновременно закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие, раскачивая тем самым маховик инфляции. Живой пример таких инфляционных ожиданий мы можем наблюдать в своей повседневной жизни.
Еще две возможные причины инфляции:
Первая – налоговая инфляция. Когда к росту цен ведут избыточные налоги со стороны государства.
Вторая – политическая. Инфляция как будто создана для должников. Берешь кредит, и чем больше упадет национальная валюта, тем больше твоя прибыль. И тем хуже положение кредиторов. Зная это, должники могут с помощью лобби, скажем, надавить на правительство с целью увеличения инфляции. При большой сумме долга – на этом можно сделать состояние.
Инфляция может возникать в результате повышения совокупного спроса, которое является следствием увеличения оплаты труда госслужащих, социальных выплат, субсидий и других государственных расходов, не покрываемых соответствующим увеличением доходов государственного бюджета. Основными причинами здесь могут также быть увеличение государственных заказов (например, военных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной занятости и почти полной загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности трудящихся (рост заработной платы) в результате, например, согласованных действий профсоюзов. Вследствие этого возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, повышаются цены. Нарушившееся рыночное равновесие между количеством денег и товаров восстанавливается путем повышения цен.
Множество причин инфляции отмечается практически во всех странах.
Однако комбинация различных факторов этого процесса зависит от конкретных экономических условий. Так, сразу после Второй мировой войны в Западной Европе инфляция была связана с острейшим дефицитом многих товаров. В последующие годы главную роль в раскручивании инфляционного процесса стали играть государственные расходы, соотношение «цена — заработная плата», перенос инфляции из других стран и некоторые другие факторы. Что касается бывшего СССР, то наряду с общими закономерностями, важнейшей причиной инфляции можно считать уникальную диспропорциональность в экономике, возникшую как следствие командно-административной системы. Советской экономике присуще длительное развитие в режиме военного времени, чрезмерная доля военных расходов в ВНП.
2.
ВИДЫ И ТИПЫ ИНФЛЯЦИИ
2.1 Открытая и подавленная инфляция
Существует два типа инфляции: открытая и подавленная.
Открытая инфляцияразворачивается на рынках, где действуют свободные цены. Открытая инфляция при неравномерности повышения цен деформирует, но не уничтожает рыночный механизм. Экономика продолжает реагировать на рыночные сигналы и самонастраиваться в направлении равновесия различных рынков.
При подавленной инфляции ситуация складывается иначе. Государство, обеспокоенное ростом цен, вступает в борьбу с этим явлением. Оно устанавливает тотальный административный контроль за ценами и доходами, замораживая их на определенном уровне. Особенностью такой антиинфляционной политики является не только решительность государственных мер. Обращает на себя внимание их неправильность. Государство борется не с деформациями рынка, приведшими к повышению совокупного спроса над совокупным предложением, а с последствиями этих деформаций – ростом цен. Поэтому, сохраняя причины инфляции, такие государственные меры становятся бесперспективными.[2]
2.2 Инфляция спроса и инфляция предложения
Абстрагировавшись от конкретных факторов инфляции, аналитики рассматривают как базисную составляющую всех инфляционных процессов диспропорции совокупного спроса и совокупного предложения на товарных рынках. Именно систематическое превышение совокупного спроса, над совокупным предложением, можно определить как основной фактор детерминирующий темпы инфляционных процессов.
Рассматривая инфляцию, как итог баланса спроса и предложения, необходимо определить факторы оказывающие влияние на совокупный спрос и факторы, влияющие на совокупное предложение.
Так современная экономическая наука концентрирует анализ на инфляции спроса, инфляции издержек (предложения), инфляции структурных сдвигов (синтез инфляции спроса и предложения.
Экономисты различают два типа инфляций: спроса и предложения.
Инфляция спроса– повышение уровня рыночных цен под воздействием избыточного спроса покупателей по сравнению с предложением товаров со стороны продавцов. Такое изменение динамики цен объясняется тем, что производственный сектор экономики не в состоянии ответить на избыточный совокупный спрос (спрос всех покупателей товаров и услуг) увеличением реального объема продукции, поскольку все имеющиеся ресурсы уже использованы.
В силу этого чрезмерный спрос (неудовлетворенная покупательская способность населения) приводит к завышенным ценам на реальный объем продукции и вызывает инфляцию спроса.
Существо инфляции спроса иногда образно поясняют: «Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров».
Этот тип инфляции имеет место в том случае, когда доходы населения и предприятий растут быстрее реального объема товаров и услуг. Рост массового спроса часто является следствием адаптивных инфляционных ожиданий, при которых потребители, желая опередить инфляционный подъем рыночных цен, нагнетают ажиотажный текущий спрос и тем самым провоцируют усиление инфляции.
Обратимся к одному из основных равенств макроэкономики: MS•V=P•Q
Левая часть этого уравнения определяет совокупный спрос (AD), правая дает стоимостную оценку совокупного предложения (AS). Экономика функционирует таким образом, что AD всегда выравнивается с AS. Любое возрастание предложения денег (MS) или скорости обращения (V) приводит к подъему AD. С другой стороны, увеличение AS может обеспечиваться как за счет повышения Q, так и из-за роста общего уровня цен P. Однако увеличение объема производства (Q) обычно не превышает 4% в год. Развитие этой составляющей замедленно, поэтому рост MS компенсируется подъемом уровня цен (P), что и вызывает инфляцию спроса.
С учетом занятости можно выделить три ступени развития этих процессов. Сначала объем национального продукта и занятость так низки, что с повышением совокупного спроса безработица снизится, объем производства увеличится, а уровень цен возрастет незначительно. Это объясняется тем, что есть огромное количество бездействующих трудовых и материальных ресурсов, которые можно ввести в действие при существующих на них ценах.
По мере приближения к полной занятости (вторая ступень) при дальнейшем увеличении спроса уровень цен начинает ощутимо повышаться, что связано с исчезновением в некоторых отраслях промышленности производственных мощностей и невозможности дальнейшего увеличения предложения на увеличение спроса.
Когда общие расходы достигают третьей ступени, полная занятость распространяется на все секторы экономики. Реальный объем национального продукта достигает своего максимума, и дальнейшее увеличение спроса полностью ведет к инфляции. Здесь инфляция спроса достигает наибольшей силы: рост расходов населения, предприятий и государства на потребление смещает кривую совокупного спроса все выше вверх, растут цены, предложение же остается постоянным.
Остается отметить, что инфляция спроса известна уже давно, причины и механизм ее достаточно просты, поэтому при своевременном принятии антиинфляционных мер, борьба не составляет большого труда.
Второй вид— инфляция предложенияили инфляция издержек, где рост цен объясняется возрастанием издержек, которые несут фирмы-производители.
Имеется два важных источника появления инфляции издержек: увеличение номинальной заработной платы и повышение цен на сырье и энергию. Первый объясняется силой профсоюзов, возрастающей с полной занятостью, и психологией предпринимателей, выбирающих в период подъема не дорогостоящие забастовки и простой производства, а некоторое повышение зарплаты и себестоимости продукции. Второй обычно связан с воздействием экзогенных факторов — неурожаев, стихийных бедствий или, например, подорожанием нефти в 70-х годах, связанным с деятельностью ОПЕК. В результате инфляция издержек сокращает прибыли и объем продукции, которые предприятия намерены предложить при существующем уровне цен, и смещает кривую предложения влево. В итоге, через определенное время баланс спроса и предложения опять восстанавливается, но уже при более высокой цене. А повышение цены может вызвать инфляционную спираль «цены — зарплата».
Инфляция производителей гораздо сложнее инфляции спроса, т.к. правительство в данном случае встает перед дилеммой: либо увеличить спрос для стимулирования производства, что чревато еще большим обострением инфляции и скачком цен; либо бездействовать, что приведет к глубокому спаду, который может вернуть цены к прежнему уровню, но это обернется для экономики значительной потерей реального выпуска.Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Издержки на единицу продукции – средние издержки при данном объеме производства – можно получить, разделив общие затраты на ресурсы на количество произведенной продукции. Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыли и объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме издержки, а не спрос взвинчивает цены, как это происходит при инфляции спроса.
Кроме того экономисты выделяют третий вид инфляции – стагфляцию, которая представляет собой одновременное возрастание общего уровня цен, сокращение объемов производства и, следовательно, увеличение безработицы. Стагфляция тесно связана с инфляцией предложения и спроса. А причинами являются структурное несовершенство рынка и отсутствие конкуренции, т. к. у монополий нет стимулов для снижения издержек. Многие исследователи также полагают, что причиной стагфляции могут служить инфляционные ожидания: в условиях инфляционного спроса владельцы факторов производства начинают завышать стоимость своих услуг, ожидая возможное падение доходов из-за инфляции. Это приводит к росту издержек производства и уменьшению совокупного предложения. Наблюдается процесс одновременного роста цен (из-за инфляции спроса) и падение объемов производства.
Таким образом, стагфляция — наихудшее из всех зол инфляции, сочетающее в себе проблемы инфляционного спроса и издержек, поэтому борьба с этим явлением крайне сложна. На практике, часто виды инфляции переплетаются, поэтому многие экономисты, как за рубежом, так и в нашей стране рассматривают инфляцию как многофакторное явление, противостоящее росту производства и полноценному экономическому развитию страны. Борьба с ней не может быть рассчитана на какой-либо конкретный срок и составлять экономическую программу нового лидера, но является постоянной, повседневной обязанностью правительства.
2.3 Типы инфляции в зависимости от темпа роста цен.
В международной практике в зависимости от характера инфляции и темпов нарастания инфляционных процессов различают следующие типы инфляции:
· Нормальная инфляция– темпы растут медленно, примерно 3 – 3,5% в год; масштаб инфляции поддаётся контролю.
· Ползучая инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10 или несколько больше процентов в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным.
· Галопирующая инфляцияв отличие от ползучей становится трудноуправляемой: рост цен измеряется 20-200% в год, контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются. Галопирующая инфляция наблюдалась, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии в 80-х гг. Галопирующий рост цен проявляет себя неодинаково и не имеет строго обозначенных количественных параметров. Инфляционные процессы зависят от уровня развития страны, социально- экономической структуры, несхожего механизма регулирования ценовых процессов.
· Наибольшую опасность представляет гиперинфляция. Её условный рубеж – ежемесячный (в течение трёх – четырёх месяцев) рост цен свыше 50%, а годовой будет выражаться четырёхзначными цифрами. Особенность гиперинфляции в том, что она оказывается практически неуправляемой; обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют. На полную мощность работает печатный станок, развивается бешеная спекуляция. Производство дезорганизуется. Чтобы остановить или притормозить гиперинфляцию, приходиться прибегать к чрезвычайным мерам. Но нет однозначного представления о том, как именно бороться с гиперинфляцией. Предлагаются различные, нередко весьма противоречивые рецепты.
Чтобы опередить неизбежное, ожидаемое всеми повышение цен, владельцы «горячих» денег стремятся как можно быстрее избавиться от них. В результате разворачивается ажиотажный спрос; раскупаются в первую очередь те товары, которые могут служить средством частичного сохранения сбережений (недвижимость, предметы искусства, драгоценные металлы). Люди действуют под давлением «инфляционного психоза», а это подстёгивает рост цен, и инфляция начинает кормить сама себя.
Классический пример гиперинфляции – обстановка, сложившаяся в Германии, ряде других стран после первой мировой войны. В Германии в 1923г. уровень роста цен исчислялся десятизначными и двенадцатизначными числами; заработную плату следовало расходовать немедленно, ибо в течение дня цены на продукты повышались неоднократно. В России количество денег в обращении выросло с 27 млрд. в январе 1918г. до 845 млрд. к декабрю 1921г. Эмиссия привела к падению покупательной способности рубля в 10 млн. раз.
2.4 Сбалансированная и несбалансированная инфляция
С точки зрения критерия соотносительности роста цен по различным товарным группам, т.е. по степени сбалансированности их роста, выделяют следующие виды инфляции:
· сбалансированная;
· несбалансированная.
При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированно – цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.
Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров: если сырье подорожало в 10 раз, то соответственно увеличивается цена конечной продукции. Риск потери доходности несут только те предприниматели, которые стоят последними в цепочке повышения цен.
В России преобладает несбалансированная инфляция. Рост цен на сырье опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышает цену всего сложного прибора и т.п.
Несбалансированная инфляция – большая беда для экономики. Но еще страшнее, когда нет прогноза на будущее. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может, индустриальное возрождение нереально.
С точки зрения ожидаемости или предсказуемости инфляции выделают ожидаемую и неожидаемую инфляции. Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее, с достаточной степенью надежности; неожиданная – возникает стихийно, спорадически, прогноз невозможен.
3.
УПРАВЛЕНИЕ ИНФЛЯЦИЕЙ.
АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
3.1 Негативные последствия инфляционных процессов
Каковы бы ни были якобы «позитивные» функции инфляции, выходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, она оказывает на ход экономического развития целый комплекс сугубо отрицательных, негативных влияний. Отметим кратко лишь некоторые из них.
Инфляция сужает мотивы к трудовой деятельности, ибо она подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков. Инфляция, особенно в условиях существенного роста цен, усиливает социальную дифференциацию населения. Негативная функция инфляции состоит также в том, что она сужает возможности накопления. Сбережения в ликвидной форме сокращаются, частично принимают натуральную форму (скупку недвижимости). Соотношение между потребляемой и сберегаемой частями доходов сдвигается в сторону потребления. Выпуск ценных бумаг нередко не достигает желаемой цели, ибо оказывается не в состоянии «связать» деньги у населения.
Инфляция ослабляет позиции властных структур. Стремление государственных органов получить посредством эмиссии дополнительные средства для решения неотложных задач имеет своим следствием рост недовольства, усиление нажима со стороны различных социальных групп в целях увеличения заработков, получения дополнительных льгот и субсидий. Снижается доверие к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым правительством. Реакция населения на ухудшение условий на потребительском рынке, в производстве принимает нередко довольно острые формы.
Кроме того к негативным последствиям инфляционных процессов относятся:
· расстройство денежной системы и создание финансовой напряженности в стране;
· явный или скрытый рост цен;
· натурализация процессов обмена;
· низкий уровень удовлетворения спроса населения из-за обострения дефицита;
· опасность риска при инвестировании средств в долгосрочные проекты;
· предпочтительный выбор посреднической деятельности по сравнению с производственной;
· неравномерный рост цен на товары и услуги из-за неравномерности изменения доходов, динамики инвестирования;
· изменение не только уровня цен и доходов, но и их соотношения, структуры, географии;
· снижение реальных доходов и жизненного уровня населения и т.д.
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.
Последовательное развитие и смена теоретических предпосылок антиинфляционной политики в развитых странах отражают не только меняющиеся характеристики мировой экономики и тенденции в развитии экономической мысли, но прежде всего противоречивость и недостаточную эффективность предлагаемых мер по борьбе с инфляцией. Понятно, что новый виток в развитии инфляционных процессов вызовет появление новых вариантов антиинфляционной теории. Однако уже на данном этапе у мирового сообщества сформировалось определенное отношение к обоснованию антиинфляционной политики. Эксперты ОЭСР указывают, что, разрабатывая антиинфляционную политику, нельзя базировать ее на излишне упрощенной механистической модели инфляции. В соответствии с этой точкой зрения желательно ориентироваться на многовариантный подход в определении методов борьбы с инфляцией.
3.2 Антиинфляционная политика
Преодоление инфляции остается одной из главных задач антикризисной стратегии.
Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые икосвенные. Чаще всего проявляется следующая закономерность — чем кризиснее ситуация, тем насущнее прямые методы воздействия правительства и Центрального банка на экономику и денежную массу, как ее составляющую.
Косвенные методывключают:
· регулирование общей массы денег через управление «печатным станком».
· регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими Центробанком.
· обязательные денежные резервы коммерческих банков.
· операции Центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.
Прямое регулированиепокупательной способности денежной единицы включает в себя такие методы, как:
· прямое и непосредственное регулирование кредитов и их распределения государством.
· государственное регулирование цен.
· государственное регулирование пределов заработной платы.
· государственное регулирование внешней торговли и операций с иностранным капиталом.
· государственное регулирование валютного курса.
Общее направление антиинфляционной политики формируется под влиянием множества факторов, в том числе: общехозяйственной конъюнктуры; характера инфляционных процессов; особенностей теоретической базы экономической политики и пр. Принятие того или иного варианта антиинфляционной политики становится результатом оценки достаточно большого числа условий, характеризующих особенности конкретной экономической ситуации. Однако, несмотря на многообразие этих ситуаций, вариантов антиинфляционной политики на удивление мало. В большинстве своем антиинфляционная политика укладывается в политику управления факторами спроса (политика агрегатного спроса и политику доходов), факторами предложения (политика стимулирования предложения) или факторами, регулирующими питательную среду инфляции, – сферу денежного обращения.
Целая группа антиинфляционных мер, предусматривающих ограничение темпов инфляции в форме роста общего уровня цен, объединена под названием методов управления агрегатного спроса, или дефляционной политики. Суть их состоит в воздействии на отдельные элементы платежеспособного спроса с целью его ограничения, в создании нового соотношения спроса и предложения как на товары, так и на деньги. Существенным ограничением в применении методов управления агрегатным способом является то, что они угнетают общехозяйственную конъюнктуру и могут быть использованы лишь на стадии подъема экономики, что обуславливает краткосрочный характер их действия. В противном случае они ведут к угнетению хозяйственной активности, а в экстремальном варианте – к кризисному сокращению производства. Методы управления агрегатным способом являются, следовательно, методами излишне прямолинейными; им не хватает избирательности воздействия. Они эффективны в ситуации, когда причиной инфляции действительно является избыточность денежного спроса, т.е. в условиях инфляции спроса.
На практике для управления агрегатным способом применяются инструменты как бюджетные, так и денежно-кредитной политики. В рамках бюджетной политики предусматривается:
· ограничение денежного спроса со стороны государства (сокращение государственных расходов);
· ужесточение налоговой политики по отношению к предпринимателям и потребителям.
Меры денежно-кредитной политики предусматривают воздействие и на спрос (через цену кредита) и на предложение денег с целью их параллельного ограничения. Специалисты считают, что при всех недостатках меры по управлению спросом во многом соответствуют современной экономической структуре развитых стран.
Методы, направленные на прямое ограничение роста цен и доходов, прежде всего заработной платы, образуют содержание политики доходов. Они могут использоваться вне зависимости от фазы циклического развития производства. Однако максимальная эффективность отмечается в условиях, когда основной причиной инфляции является рост издержек. Политика доходов характеризуется двойственным механизмом воздействия на инфляцию. Ограничивая масштабы увеличения цен и заработной платы, политика доходов уменьшает рост издержек производства тех товаров, в цену которых эти денежные величины входят в качестве издержек. Тем самым политика доходов препятствует саморазвитию инфляционных процессов, уменьшает интенсивность инфляции и ее последствий.
Используется широкий спектр политики доходов. Экстремальным вариантом политики доходов является вариант прямого контроля над уровнем цен и заработной платы путем их «замораживания». Считается, что эта мера лишь откладывает инфляционный всплеск и ведет к появлению скрытых форм инфляции. Предпочтение отдается более гибким формам контроля: разрешению повышения цен в определенных пределах и при соблюдении ряда условий, повышению цен при оповещении органов контроля о темпах роста заработной платы при заключении коллективных договоров. Появляются новые, более мягкие формы, такие как политика ограничения заработной платы с помощью налогов.
Целью налоговой политики является уменьшение налогового бремени (сокращение предельных ставок подоходного налога), которое через изменение относительных цен стимулирует инвестиции и сбережения, что в свою очередь способствует росту предложения.
Сторонниками управления инфляцией путем прямого воздействия на сферу денежного обращения являются приверженцы монетаризма в экономической теории. На первый план они выдвигают денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.
4.
ИНФЛЯЦИЯ В РОССИИ И ЕЕ СВЯЗЬ С МИРОВЫМ ФИНАНСОВЫМ КРИЗИСОМ
Чтобы досконально рассмотреть причины инфляции в России и последствия инфляции в будущем, сначала нужно вспомнить историю инфляции в России по годам.
Вот как выглядела инфляция в нашей стране в 90-х годах XX в.: 1991г. — 92,6%, 1992г. — 2508,2%, 1993г. – 844%, 1994г. – 215%, 1995г. — 131%. Тогда считалось, что, если в стране удастся удержать инфляцию на уровне 15-20% в год, нормальный процесс накопления и движения инвестиций начнет восстанавливаться. В те годы подобные утверждения имели резон.
Далее динамика инфляции выглядела так: 1996г. — 21%, 1997г. – 11%, 1998г. — 81,4%, 1999г. — 31,5%, 2000г. — 20,2%, 2001г. — 18,6%, 2002г. — 15,1%, 2003г. — 12,1%, 2004г. – 10%, 2005г. — 10,9%. Темпы инфляции снизились до 10% в год. Казалось, что главные трудности уже пройдены, а оставшиеся не стоят того, чтобы о них серьезно говорить.
Однако очень скоро выяснилось, что даже такая умеренная инфляция наносит существенный вред экономике, блокирует действие основных факторов экономического роста. Изменились приоритеты в ее оценках. Такая инфляция была характеризована как инфляция издержек.[3]
Российское правительство очень серьезно относится к вопросу сдерживания инфляции, внимательно следя за этим показателем. Конечно, все мы на собственном опыте видим, что официальные данные по инфляции и реальный рост цен — это разные цифры.
Одна из причин такого расхождения состоит в том, что при подсчете официального базового индекса инфляции (темпа прироста потребительских цен) не учитываются цены на отдельные виды товаров и услуг, подверженные воздействиям шоков предложения и спроса, сезонного фактора, а также административному воздействию федеральных и региональных органов власти на процессы ценообразования.[4]
В результате из общего перечня продовольственных товаров исключается плодоовощная продукция, из группы непродовольственных товаров — топливо (включая бензин), из группы платных услуг населения — практически все виды жилищно-коммунальных услуг, услуги связи, отдельные услуги пассажирского транспорта.
Понятно, что при таком исключении остаются в основном «рыночные» потребительские товары (которые, конечно же, далеко не полностью отражают реальную стоимость нашей жизни).
Тем не менее, базовый индекс инфляции используется государством для выверки правильности своей политики в области макроэкономики — регулирования денежной массы, ставки рефинансирования, валютных курсов и т.п.
По данным Росстата индекс потребительских цен в 2003-2010гг. составил[5]:
Индекс потребительских цен, процент,
Российская Федерация,
Базовый индекс потребительских цен,
в % к декабрю предыдущего года
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
январь
101,2
100,89
100,87
100,83
100,63
101,07
101,26
100,54
февраль
102,09
101,67
101,6
102,04
101,14
102,07
102,91
101,01
март
102,78
102,35
102,42
102,77
101,67
103,2
104,31
101,48
апрель
103,43
103,19
103,33
103,21
102,21
104,5
105,19
101,71
май
104,02
103,82
103,96
103,58
102,52
105,67
105,66
101,84
июнь
104,68
104,29
104,43
103,89
102,96
106,66
105,98
102,01
июль
105,37
105,13
104,97
104,45
103,89
107,55
106,3
102,37
август
106,15
105,84
105,48
105,1
105
108,61
106,8
103,13
сентябрь
107,33
106,78
106,33
105,9
106,69
110,08
107,33
104,3
октябрь
108,86
108,13
107,06
106,45
108,91
111,53
107,62
105,08
ноябрь
110,07
109,32
107,7
107,1
110,1
112,71
107,95
декабрь
111,15
110,45
108,32
107,84
111,04
113,61
108,34
продолжение
--PAGE_BREAK--