Учрежденияобразования
«Белорусскийторгово-экономический университет
потребительскойкооперации»
_____________________________________________
Кафедра финансов икредита
Отчет
опроизводственной практике студента в налоговых органах
в инспекции МНС г.Мозыря
студентки 4-го курса
группы Нс-41
специальности «Финансы и кредит»
Руководитель от университета:
_______________________________________
(ученная степень, звание,должность,Ф.И.О.)
_______________________________________
Руководитель от налоговогооргана:
_______________________________________
(должность,Ф.И.О)
Гомель 2007 год
Введение
Для прохождения практики в ИМНС необходимо знать основныетермины, а именно:
Налог ‑ обязательный индивидуальнобезвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в формеотчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения илиоперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местныебюджеты.
Сбором (пошлиной) признаетсяобязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый сорганизаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершенияв отношении их государственными органами, в том числе местными Советамидепутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченнымиорганизациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включаяпредоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий),либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу РеспубликиБеларусь.
Не являются налогами, сборами(пошлинами) платежи, осуществляемые в рамках отношений, не регулируемых НалоговымКодексом, а также платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства.
Косвенными налогами признаются налог надобавленную стоимость и акцизы, если иное не установлено Президентом РеспубликиБеларусь или нормами международных договоров, действующими для РеспубликиБеларусь.
Налог считается установленным в случае,когда определены плательщики и следующие элементы налогообложения: объектналогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка (ставки); порядокисчисления;
В Республике Беларусь устанавливаютсяреспубликанские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы.
К республиканским налогам, сборам(пошлинам) относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль;налоги на доходы; подоходный налог с физических лиц; экологический налог; налогис пользователей природных ресурсов; налоги на имущество; земельный налог; дорожныеналоги и сборы; таможенная пошлина и таможенные сборы; гербовый сбор; оффшорныйсбор; консульский сбор; государственная пошлина; регистрационные и лицензионныесборы; патентные пошлины.
К местным налогам и сборам относятся: налогс розничных продаж; налог за услуги; налог на рекламу; сборы с пользователей.
Налоговыми льготами признаютсяпредоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговымзаконодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включаявозможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшемразмере.
Плательщик (иное обязанное лицо)самостоятельно исчисляет сумму налога, сбора (пошлины), подлежащую уплате заналоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В случаях, предусмотренных налоговымзаконодательством, обязанность по исчислению суммы налога, сбора (пошлины)может быть возложена на налоговый или таможенный орган либо налогового агента.
1Налогообложение организаций
1.1Порядок учета плательщиков налогов, сборов (пошлин) в налоговых органахРеспублики Беларусь
Учет плательщиков осуществляетсяпосредством: постановки плательщиков на учет в налоговых органах; учетаизменений сведений о плательщиках, представляемых при постановке на учет вналоговых органах; учета сведений о счетах плательщиков в банках, небанковскихкредитно-финансовых организациях Республики Беларусь.
Постановка на учет в налоговом органесопровождается присвоением плательщику УНП. Документом, удостоверяющимпостановку плательщика на учет в налоговом органе, является извещение оприсвоении УНП.
Постановка на учет в налоговом органеплательщиков — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, информация огосударственной регистрации которых получена из регистрирующего органа,осуществляется на основании информационной карты регистрирующего органа.
На основании сведений, содержащихся винформационной карте осуществляется постановка на учет плательщика,присваивается УНП, оформляется и распечатывается извещение о присвоении УНП,которое подписывается начальником (заместителем) инспекции Министерства поналогам и сборам Республики Беларусь по области, подпись скрепляется печатьюданного налогового органа.
При поступлении в инспекцию от местногоисполнительного органа уведомления о принятом решении по государственнойрегистрации субъекта хозяйствования уполномоченный представитель инспекции вдень ее уведомления получает в соответствующем регистрирующем органеинформационную карту и в течение одного рабочего дня направляет ее вэлектронном виде в инспекцию Министерства по налогам и сборам РеспубликиБеларусь по области.
Инспекция Министерства по налогам исборам Республики Беларусь по области в течение одного рабочего дня со дняполучения в электронном виде информационной карты: осуществляет постановку научет плательщика; присваивает УНП; оформляет в электронном виде извещение оприсвоении УНП и направляет его в электронном виде в инспекцию Министерства поналогам и сборам Республики Беларусь по городу.
Постановка на учет в налоговом органеплательщиков, за исключением плательщиков, информация о государственнойрегистрации которых получена из регистрирующих органов, осуществляется наосновании заявления о постановке на учет в налоговом органе (приложение 1) исоответствующих документов, представляемых одновременно с указанным заявлением.
Налоговый орган осуществляет постановкуна учет плательщиков с присвоением УНП и выдачей извещения о присвоении УНП втечение пяти рабочих дней со дня получения им заявления о постановке на учет вналоговом органе с представлением необходимых документов. При этом извещение оприсвоении УНП выдается под роспись представителя организации в книге учетавыдачи извещений о присвоении УНП при предъявлении получателем документов,удостоверяющих личность и подтверждающих его полномочия.
В случае ликвидации или реорганизацииорганизации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя снятие сучета производится налоговым органом в течение десяти рабочих дней послевнесения соответствующей записи в Единый государственный регистр юридическихлиц и индивидуальных предпринимателей.
Документы, представляемые плательщикамис заявлением о постановке на учет в налоговом органе представляют:
1.Нотариально засвидетельствованнуюкопию экземпляра учредительных документов со штампом органа, осуществившегогосударственную регистрацию юридического лица, и свидетельства огосударственной регистрации установленного Правительством Республики Беларусьобразца.
2. Копии документов, подтверждающихполномочия руководителя юридического лица, лица, исполняющего его обязанности.
3. Копии документов, подтверждающихполномочия лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом юридическоголица, — главного бухгалтера, бухгалтера, руководителя (бухгалтера, главногобухгалтера) организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета иотчетности, или специалиста-бухгалтера, являющегося индивидуальнымпредпринимателем (приказ о назначении на должность, выписка из трудовогодоговора (контракта) о сроке договора, договор об оказании услуг),засвидетельствованные нотариально, либо с предъявлением налоговому органу длясверки оригинала.
4. Сведения о собственниках имущества(учредителях, участниках).
При постановке на учет в налоговом органефизических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями одновременно сзаявлением о постановке на учет в налоговом органе (приложение 2) физическиелица представляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
1.2Анализ состава плательщиков и структуры налогов и сборов
По состоянию на 01.01.2007 года винспекции МНС РБ по г.Мозырю на учете состоит 11062 налогоплательщика, из них:юридических лиц-765, индивидуальных предпринимателей-2355, физических лиц-7942.По сравнению с соответствующим периодом 2005 года количество налогоплательщиков увеличилось на179 субъектов, в том числе: юридическихлиц-34; индивидуальных предпринимателей-86; физических лиц-59.
Количество юридических лиц увеличилосьза счет постановки на учет в налоговой инспекции новых организаций: учреждений-1, государственных унитарных предприятий-1,обществ с дополнительной ответственностью-26, обществ с ограниченнойответственностью-3, общественных и религиозных организаций-3. Кроме этого, в2006 году прекратили деятельность 23 индивидуальных предпринимателя, иодновременно зарегистрировались в инспекции 109 индивидуальныхпредпринимателей. Число физических лиц (плательщиков налога на недвижимость иземлю) увеличилось на 17 и физических лиц, являющихся плательщиками подоходногоналога по совокупной годовой декларации, на 42.
Таблица 1 ‑ Анализ составаплательщиков
Плательщики
Кол-во
на 01.01.06 года
Кол-во
на 01.01.05 года
Отклонение
Государственный сектор
162
160
+2
Государственные унитарные предприятия
74
74
+1
Акционерные общества с долей государственной собственности
25
25
0
Учреждения
60
59
+1
Потребительские кооперативы
1
1
0
Прочие плательщики государственного сектора
2
2
0
Негосударственный сектор
10900
10723
+177
Банки
5
5
0
Страховые организации
2
2
0
Коммерческие организации с иностранными инвестициями
10
10
0
Иностранные юридические лица
6
6
0
Другие коммерческие организации
249
228
+29
Общественные и религиозные организации
331
328
+3
Индивидуальные предприниматели
2355
2269
+86
Физические лица
7942
7883
+59
ИТОГО
11062
10883
+179
В 2006 году поступило платежей вконсолидированный бюджет в сумме 1087011,3 млн.руб. От предприятийгосударственного сектора экономики-1031860,9 млн.руб. или 94,93% от общей суммыпоступивших платежей, от негосударственного сектора- 55150,4 млн.руб. или5,07%.
В динамике к 2005 году темп ростапоступлений по государственному сектору составил 113,0%,негосударственному-117,0%, по индивидуальным предпринимателям-110,1%, пофизическим лицам-132,5%. В динамике к 2005 году наблюдается снижение удельноговеса поступлений от негосударственного сектора экономики на 0,16% и какположительный фактор рост платежей от предприятий государственной формысобственности 0,17%.
Таблица 2 ‑ Анализ поступленияплатежей по видам плательщиков
Млн.руб.
Плательщики
Сумма поступивших платежей, всего в 2006 году
Уд. вес, %
Сумма поступивших платежей, всего в 2005 году
Уд. вес, %
Отклонение
Государственный сектор
1031860,9
94,93
912910,7
95,1
+118950,2
Государственные унитарные предприятия
39307,9
3,62
35632,8
3,71
+3675,1
Акционерные общества с долей государственной собственности
991464,4
91,21
876423,2
91,29
+115041,2
Учреждения
764,3
0,07
583,2
0,06
+181,1
Потребительские кооперативы
82,0
0,01
78,3
0,01
+3,7
Прочие плательщики государственного сектора
242,3
0,02
193,2
0,02
+49,1
Негосударственный сектор
55150,4
5,07
47139,3
4,91
+8011,1
Банки
1665,7
0,14
1348,2
0,14
+317,5
Страховые организации
191,7
0,02
178,3
0,19
+13,4
Коммерческие организации с иностранными инвестициями
24449,9
2,25
23126,2
2,41
+1323,7
Иностранные юридические лица
732,6
0,07
696,2
0,07
+36,4
Другие коммерческие организации
20760,7
1,91
15123,8
1,58
+5636,9
Общественные и религиозные организации
30,9
0,01
23,7
0,01
+7,2
Индивидуальные предприниматели
7292,8
0,66
6623,2
0,69
+669,6
Физические лица
26,1
0,01
19,7
0,01
+6,4
Итого
1087011,3
100
960050,0
100
+126961,3
Таблица 3 ‑ Анализ поступлений вразрезе основных видов платежей
млн.руб.
Платеж
Поступления 2006 года
Уд. вес, %
Поступления 2005г.
Уд. вес, %
Отклонение
НДС
-141960,4
-13,1
-108325,2
-11,28
-43635,2
НДС на товары, ввозимые из РФ
10724,3
0,99
7326,2
0,76
+3398,1
Налог на прибыль
143214,4
13,18
127325,6
1326
+15888,8
Акцизы
801808,2
73,76
342736,2
35,7
+459072,0
Налог на доходы
5239,0
0,48
3723,9
0,39
+1515,1
Платежи от фонда заработной платы
8818,0
0,81
7325,6
0,81
+1492,4
Земельный налог
2491,4
0,23
1978,8
0,21
+512,6
Налог на недвижимость
19942,5
1,83
24053,3
2,51
-4110,8
Экологический налог
2626,4
0,24
2153,6
0,22
+472,8
Платежи в республиканский бюджет с выручки от реализации продукции
142753,7
13,13
189579,8
19,75
-46826,1
Подоходный налог с физических лиц
25835,7
2,38
23124,2
2,41
+2711,5
ИТОГО
1087011,3
100
960050,0
100
+126961,3
В структуре платежей наибольший удельный вес в 2006 г. занимают:
- акцизы-801808,2 млн.руб. или 73,76%;
- налог на прибыль- 143214,4 млн.руб.или 13,18%;
- платеж с выручки -142753,7 млн.руб.или 13,13%;
- подоходный налог-25835,7 млн.руб. или2,38%.
По сравнению с аналогичным периодом 2005года произошло снижение поступлений платежей в бюджет по следующим источникам:
-налог на недвижимость в сумме 4110,8млн.руб. в связи с тем, что в 2006 году не производилась переоценка основныхфондов предприятий.
-платежи в республиканский бюджет свыручки от реализации товаров, работ, услуг на 46826,1 млн.руб. Это связано стем, что в 2006 году снизилась ставка по данному платежу с 3,9% в 2005 году до3,0% в 2006 году.
В тоже время, в 2006 году увеличилисьпоступления сумм акцизного налога на 459072,0 млн.руб., так как в 2006 году посравнению с 2005 годом ставки акцизов возросли почти в два раза.
Основным бюджетообразующим предприятиемгорода Мозыря является ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод», удельныйвес поступлений которого занимает в консолидированном бюджете 87,8%. Поступление налога на добавленную стоимостьв 2006 году составляет -141096,4 млн.руб., то есть данная сумма подлежитвозврату из бюджета. Это объясняется тем, что выручка от реализации товаров запределы Республики Беларусь, облагаемая по ставке «0»%, по ОАО «Мозырский НПЗ» превышает выручку отреализации на территории Республики Беларусь в 1,4 раза.
1.3Порядок взимания налогов с организаций
Налогна добавленную стоимость. Плательщиками налога на добавленную стоимостьявляются: юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица имеждународные организации, простые товарищества (участники договора осовместной деятельности), хозяйственные группы, индивидуальные предприниматели.
Объектом налогообложения признаются:
1. Обороты по реализации объектов натерритории Республики Беларусь:
1.1. обороты по передаче внутриорганизации, а также индивидуальным предпринимателем для собственных нужд;
1.2. обороты по реализации объектов,реализуемых своим работникам, включая обороты по реализации в порядкенатуральной оплаты труда;
1.3. обороты по обмену объектами;
1.4. обороты по безвозмездной передачеобъектов;
1.5. передача арендодателем объектааренды арендатору.
2. Обороты по реализации объектов запределы Республики Беларусь.
Ставки налога на добавленную стоимость: 0% — при реализации экспортируемых товаров, реализации работ (услуг) посопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг),непосредственно связанных с реализацией товаров, реализации экспортируемыхтранспортных услуг; 10% — при реализации производимой на территории РеспубликиБеларусь продукции растениеводства (кроме цветов, декоративных растений),животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства,реализации организациями продовольственных товаров и товаров для детей поперечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь; 18% — при реализациитоваров (работ, услуг), не указанных в предыдущих пунктах; 9,09% — при реализации товаров (работ, услуг), указанныхв пункте 2, по регулируемым розничным ценам с учетом налога;15,25% — при реализации товаров (работ, услуг), указанныхв пункте 3, по регулируемым розничным ценам с учетом налога. Декларация по НДС– приложение 3.
Налог нанедвижимость. Плательщикаминалога на недвижимость являются юридические лица Республики Беларусь,иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическимилицами, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности),хозяйственные группы и физические лица. Налогом облагается стоимость основныхсредств, являющихся собственностью или находящихся во владении плательщиков,объектов незавершенного строительства, а также стоимость принадлежащихфизическим лицам жилых домов, садовых домиков, дач, жилых помещений (квартир,комнат), надворных построек, гаражей, иных зданий и строений, в том числе незавершенных строительством.
Годовая ставка налога на недвижимостьдля организаций устанавливается в размере 1 процента. Годовая ставка налога нанедвижимость для организаций, имеющих в собственности, хозяйственном веденииили оперативном управлении объекты сверхнормативного незавершенногостроительства (объекты, по которым превышены нормативные сроки строительства,установленные проектной документацией) и осуществляющих строительство новых объектов,устанавливается в размере 2 процентов со стоимости объектов сверхнормативногонезавершенного строительства, за исключением объектов, финансируемых избюджета, и объектов жилищного строительства.
Декларация по налогу на недвижимостьприведена в приложении 4.
Акцизы. Плательщиками акцизов являются юридические лицаРеспублики Беларусь, иностранные и международные организации, в том числе неявляющиеся юридическими лицами, простые товарищества (участники договора осовместной деятельности), хозяйственные группы и индивидуальные предприниматели производящие подакцизные товары иливвозящие подакцизные товары на таможенную территорию Республики Беларусь и(или) реализующие ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусьподакцизные товары. Декларация по акцизу приведена в приложении 5.
Экологическийналог.Плательщиками экологического налога являются юридические лица РеспубликиБеларусь, иностранные и международные организации, в том числе не являющиесяюридическими лицами, простые товарищества (участники договора о совместнойдеятельности), хозяйственные группы и индивидуальныепредприниматели.
Экологическим налогом облагаются объемы:используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов; переработанных нефти инефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти; выбросовзагрязняющих веществ в атмосферный воздух; сбросов сточных вод или загрязняющихвеществ в окружающую среду; перемещаемых по территории Республики Беларусьнефти и нефтепродуктов; отходов производства, размещенных на объектахразмещения отходов; размещенных товаров, помещенных под таможенный режимуничтожения и утративших свои потребительские свойства, а также отходов,образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под этот режим;полезных ископаемых, добытых на разведанных за счет средств бюджетаместорождениях, в стоимостном выражении; производимой и (или) импортируемойпластмассовой тары и иных товаров, после утраты потребительских свойств,которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую средуи требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования.
Налоговые декларации (расчеты) по налогуза использование природных ресурсов (экологического налога) представляютсяналоговым органам индивидуальными предпринимателями ежеквартально не позднее20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, остальными плательщиками- ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
Земельныйналог.Плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица (включаяиностранные), которым земельные участки предоставлены во владение, пользованиелибо в собственность. За земельные участки, предоставленные физическим лицамдля ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, плательщиком земельного налогаявляется крестьянское (фермерское) хозяйство как юридическое лицо.
Объектом налогообложения являетсяземельный участок, который находится во владении, пользовании илисобственности. Земельный налог устанавливается в виде ежегодных фиксированныхплатежей за гектар земельной площади. Ставки земельного налога индексируются сиспользованием коэффициента, установленного законом Республики Беларусь обюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.
Земельный налог уплачиваетсяюридическими лицами — в течение года ежемесячно равными частями не позднее22-го чис