Реферат по предмету "Юриспруденция"


Терапевтический эффект современной мелодрамы (на материале мелодрам Е. Вильмонт)

План                                                                                                           стр.
Введение                                                                                                            2 – 3
Часть I. Библиотерапия. Ее особенности                                                4 – 10
1.1.  Библиотерапия (определение)
1.2.  Основные задачи библиотерапии
1.3.  Виды библиотерапии
1.4.  Степень эффективности библиотерапии.
2.1. Психотерапевтические процессыпри библиотерапии
      2.1.1. Неспецифические процессы
      2.1.2. Специфические процессы
3.1. Литература с точки зрениябиблиотерапии
      3.1.1. Особенности воздействияхудожественной
                 литературы на читателя
      3.1.2. Структурабиблиотерапевтического воздействия
Часть II. Терапевтический эффект современноймелодрамы            11 – 21
1.1.         Особенностижанра мелодрамы
1.2.         МелодрамыЕ. Н. Вильмонт
1.2.1.   «Перевозбуждение примитивнойличности»
1.2.2.   «Плевать на все с гигантскойсеквойи!»
1.2.3.   «Три полуграции, или Немного о любвив конце тысячелетия»
Заключение                                                                                                   22 – 23
Библиография                                                                                                  24
Введение
Одна из примет современной массовой литературы – богатоежанровое разнообразие. С некоторой долей условности можно даже выделить специфически  «женские» и «мужские» литературные жанры.Лидер продаж среди «женских» жанров – мелодрама, иначе –  любовный роман.
Одна из жанровых особенностей мелодрамы заключается в том,что «это не история … становления, это история любви»[1].Следовательно, все произведения в жанре мелодрамы представляют собой один сюжетсо множеством вариаций, именно поэтому чтение новой мелодрамы – это еще в некоторомроде и перечитывание старой. Феномен перечитывания свидетельствует о том, чтодля читателя принципиально важной становится возможность не столько«вспоминания» содержательно-фактуальной информации, заложенной в произведении,сколько возможность еще раз испытать сильные эмоциональные переживания. Воснове мелодрамы нередко лежат реальные жизненные ситуации, в которыхоказывались автор книги или его друзья или знакомые. Порой установка надостоверность дается уже в предисловии: «Этуисторию мне рассказала Дина, племянница моей подруги. Я изменила …только имена и фамилии»[2].Отсюда еще одна цель чтения мелодрам– поиск ответов на свои жизненно-важные вопросы. По мнению М. Пруста, в моментыдуховного упадка «чтение может стать чем-то вроде лечебной дисциплины… Книгииграют тогда … ту же роль, что психотерапевт для иных неврастеников». Писательсравнивает такое чтение с «импульсом, идущим от другого ума, но полученным вуединении…»[3].
М. Пруст тонко подметил ту важную функцию чтения, которая актуальнаприменительно ко всем жизненным ситуациям. Как серьезная  классическая проза и поэзия, так исовременная массовая литература, главной целью которой часто являетсяразвлечение, – способны помочь читателю в трудную минуту жизни, потому чтонередко обладают несомненным  терапевтическимвоздействием на психику человека.
В психотерапии существует специальный термин для обозначенияэтого феномена слова – библиотерапия,что в дословном переводе означает «лечение книгой» (от греч. biblion — книга иtheraрeia — лечение).
Цель данной курсовойработы– выявитьособенности терапевтического воздействия на психику женщины такого жанрасовременной массовой литературы, как мелодрама.
Задачи
-       Раскрыть основные аспектыбиблиотерапии.
-       Проанализировать ряд мелодрам Е.Вильмонт с точки зрения библиотерапии.
Часть I. Библиотерапия. Ее особенности
Библиотерапия–  наука, нацеленная на формирование у человека навыкови способностей противостоять неординарным жизненным ситуациям (болезням,стрессам, депрессии и т. д.), укреплять силу воли, наращивать интеллектуальныйи образовательный уровни. (По Ю. Н. Дрешер[4])В основе библиотерапии лежит использование специально отобранного для чтения материалакак терапевтического средства.
Библиотерапию условноможно разделить на два вида
1.     Целенаправленная библиотерапияспособствует воспитанию силы воли, оптимизма, утверждению веры в себя.
2.     Нецеленаправленная библиотерапияслужит для поднятия настроения, отвлечения читателя от навязчивых мыслей опроблеме.
Основные задачибиблиотерапии
1.     Достижение пациентом лучшегопонимания своих проблем.
2.     Расширение возможностей ихвербализации.
3.     Включение этих проблем в контекстобщественно выработанного опыта.
Положительный эффект достигается путем  систематического  чтения специально подобранных книг. Лечебноевоздействие чтения проявляется в том, что те или иные восприятия, связанные сними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняютнедостаток собственных образов и представлений, заменяют болезненные мысли ичувства или направляют их по новому руслу, к новым целям.
 При выборе литературыдля чтения определяющими становятся такие факторы, как личностные особенности,социальный опыт, образовательный и культурный уровни.
Степень эффективностипроцесса библиотерапии определяют три основных компонента
1.     Профессиональный уровеньспециалиста-библиотерапевта.
2.     «Качество» библиорецептур (книг,подобранных библиотерапевтом с учетом проблем пациента).
3.     Мотивация чтения, читательскиеожидания и эмоционально-ценностные установки[5].
Книги – мощные инструменты, которыми можно воздействовать намышление людей, на их характер, формировать их поведение, помогать в решениипроблем. Причина этого заключается в том, что при чтении происходит активизацияряда важнейших психотерапевтических процессов.
Психотерапевтическиепроцессы при библиотерапии
                 I.           Неспецифические процессы
 – характеризуются широтой, универсальностьюсвоего воздействия на всю личность и на конкретные нарушения преимущественночерез всю личность:
— Успокоение.
— Удовольствие.
— Чувство уверенности в себе, вера всвои возможности.
— Высокая психическая активность, которая поддерживает нормальные изащитные психические и физиологические процессы, подавляет патологические,способствует исчезновению травмирующих переживаний.
— Общее постоянное психическое развитиеличности, которая стимулирует целостность личности,тенденции к сложным компенсаторным реакциям, более творческому преодолениютрудностей, спонтанности.
             II.           Специфические психотерапевтическиепроцессы
 – характеризуются более узкой, специальнойнаправленностью на нарушения и на личность преимущественно через какой-либоодин психический процесс: мышление, чувство, деятельность. Поэтому они болеепросты и конкретны, легче регулируются.
— Контроль  над психическими процессами путем ихусиления  через повторение,воспроизведение деталей или ослабления посредством анализа, оттеснения другимивоспоминаниями и эмоциями.
— Эмоциональная переработка– способность проявлять личные эмоции, сравнивать их сэмоциями других людей. Это позволяет научиться наиболее оптимальным реакциям идействиям, помогает избегать слишком бурных, слабых или извращенных эмоциональныхреакций.
— Тренировка – стремлениестараться как можно чаще чувствовать, желать, думать, делать то, что дается с трудом.Вследствие этого тренируются, укрепляются нормальные психические процессы ивытесняются патологические. Тренировка осуществляется путем «проигрывания» ввоображении диалогов и поведения, которые альтернативны поведению действующихлиц произведения.
— Разрешение конфликтав духе того или иного литературного героя[6].
Разнообразие и богатство средств воздействия,целенаправленность, сила впечатления, длительность, повторяемость, интимность –все эти особенности библиотерапии составляют ее преимущество. Сочетая различныетерапевтические процессы,  можноослаблять или усиливать влияние на чувства пациента. При этом важную рольиграет знание специфики воздействия различных литературных родов на психикучеловека.
Литература с точкизрения библиотерапии
Восприятия, чувства, интересы, возможности здорового ибольного человека  различны. Длятерапевтической литературы довольно важны взаимосвязь произведения с актуальнымсостоянием и проблемами читателя, наличие специфических знаний, фактов,позволяющих находить суть, причину явлений, быть независимым от авторитетов.Необходимо наличие кратких точных формулировок для разнообразных жизненныхситуаций, создающих реальное представление о том, каким должен быть мир, свыявлением противоречий между идеалом и реальностью. Литература должна учитьчитателя ставить перед собой цель и находить пути к ее достижению.
И.Н.Казаринова[7]изучала чтение как катализатор духовной жизни. В ходе исследований выяснилось,что способности личности к самовосстановлению в различных неблагоприятныхситуациях отражаются на ее читательской деятельности, а также на избираемыхспособах саморегуляции этой деятельности, способах выхода из кризисов и выборепутей читательского развития. Читательские предпочтения даже в самые острыекризисные моменты и у «элитарных» читателей, и у «массовых» оказались болееразнообразные и серьезные, чем в обычной стабильной ситуации. Так, многиечитатели проявляли интерес к литературе, отражающей психологические аспектывзаимоотношений, к литературоведению, к русской и зарубежной классической литературе.Следовательно, различные литературные роды и жанры по-разному выполняютпсихотерапевтическую функцию.
Особенности воздействияродов и жанров художественной литературы на читателя можно представить в видетаблицы[8].
Особенности использования
1. Сказки
Утверждают идеалы добра, правды, справедливости.
2. Классическая литература
Указывает на ошибки и заблуждения и способствует их преодолению.
3. Биографическая  и автобиографическая литература
Помогает быстрее и лучше понять себя, свои трудности, найти общее с мыслями и судьбами выдающихся людей.
4. Драматургия
Учит диалогу, правилам общения.
5. Научно-
фантастическая литература
Помогает лучше понять и принять крайности некоторых человеческих ощущений, чувств, влечений.
6. Юмористическая и сатирическая литература
Учит более широкому, объективному взгляду на себя и других людей, своеобразной психологической защите.
7. Афористическая литература
Приучает спокойнее относиться к крайностям, противоречиям, различным жизненным катаклизмам
8. Приключенческая литература
Большое внимание уделяется негативным чувствам. Тренируется интуиция. Таинственность как способ познания действительности. Разоблачение романтического понимания морали, порядочности, демонстрация того, что за красивым фасадом скрывается грязь, корысть. Побуждает к риску, смелости, находчивости.
        
Структурабиблиотерапевтического воздействия[9]
Этап
Назначение
Содержание этапа
1. «Вход» в произведение
Настрой на чтение книги.
Воспоминание о ранее прочитанных книгах и сделанных из них выводах.
Начало чтения книги.
Как помогла в жизни информация, почерпнутая  из прочитанных ранее книг; использовалась ли она вообще.
2. Расширение
Расширение представления о чем-либо. Приобретение нового знания, нового опыта.
Соотнесение собственных трудностей, переживаний с трудностями, переживаниями героев, проблематикой произведения в целом.
3. Интеграция
Связывание нового опыта с реальной жизнью.
Сравнение своего поведения с поведением героев, оказавшихся в похожей ситуации.
4. Резюмирование
Обобщение новой информации, связание ее с уже имеющейся.
Подведение итогов. Оценка своего поведения в спорной, трудной ситуации.
 Размышление о других  ситуациях реальной жизни, в которых может (могло) быть использовано новое знание.
5. «Выход» из книги
Закрепление нового знания.
Принятие решения об ином поведении (подтверждение правильности выбранной линии поведения) в проблемной ситуации.
Часть II. Терапевтический эффект современноймелодрамы      
В основе произведений художественной литературы лежит субъективнаяинформация, целью которой является создание эмоциональной связи между автором ичитателем. Слово в этом случае оказывается средством воздействия на психикучеловека, так как оно является основным элементом языковой картины мира.Писатель влияет на читателя с помощью структурной и смысловой организациитекста, которая зависит от жанровых особенностей произведения, предполагающихсочетание определенных лексических, грамматических и синтаксических средствязыковой выразительности. Вследствие этого книги одного жанра, даже написанныеразными авторами, одинаково воздействуют на читателя. В этом отношенииинтересен эффект, который оказывает на читателя мелодрама. Популярностьпроизведений этого жанра во многом связана с тем, что мелодрамы строятся сучетом особенностей женского характера, женской души.
С точки зрения психологии, женщины более экстравертны ивозбудимы, острее воспринимают происходящее, более эмоциональны, поэтому частоих поступки и суждения бывают импульсивны и, на первый взгляд, лишены логики,«однако это просто в большей мере логика чувств и отношений»[10]. Женщина нуждается в мифе о счастливойлюбви, об идеальном (для нее)спутнике жизни[11],о том, что все на самом деле вовсе не так плохо, как кажется. Одним извариантов воплощения этого мифа, пусть в псевдореальной жизни, становится жанрмелодрамы, которую также можно назвать своеобразным сценарием жизни (Адлер иБерн). Переживания героев дают читательницам романов возможность отождествитьсебя с ними, понять многие личностные особенности, осознать свои ошибки[12].Чтение романов в этом случае приводит в действие компенсаторные реакциипсихики, которые направлены на вытеснение отрицательных эмоций, замену ихположительными. Литература предоставляет возможность основательно, не торопясь,в интимной обстановке узнать, понять свои чувства и эмоции, научиться их анализировать.
Жанр любовного романа представлен в современной массовойлитературе произведениями Н. Калининой,  Е.Вильмонт, Л. Анисаровой, А. Берсеневой, Е. Богатыревой и др. Героини ЕкатериныВильмонт – это, как правило, женщины около сорока лет, за плечами у которыхнепростой жизненный опыт. Однажды в их жизни происходит событие, котороеоказывается поворотным: измена мужа, встреча с одноклассниками, мимолетноезнакомство. Для Вильмонт характерно постепенное развертывание сюжета, в которомглавное часто является неявным для героини, а потому как бы уходит на второйплан.
Одна из типичных жизненных ситуаций – встреча одноклассников.Спокойная, размеренная жизнь Дины, героини романа «Перевозбуждение примитивнойличности», оказывается потревожена сообщением о звонке старой школьной подруги,человека из «другой» жизни. Дина поначалу не знает, как к этому относиться: «это был звонок из прошлого, далекого и, казалось,прочно забытого. Я вроде бы хорошо усвоила науку забвения. Жизнь сложилась так,что каждые несколько лет приходилось говорить себе – забудь. С каждым разом мнеэто давалось все легче, а Тося Бах была из того, самого долгого, периода,забыть который было труднее всего, ведь там было все – родители, детство,юность, школа, первые влюбленности, первая взрослая любовь, родина, наконец…»[13] Размышляя о звонке одноклассницы,Дина невольно начинает вспоминать свою жизнь до отъезда за границу, словно зановопереживая те эпизоды прошлого, которые сильнее всего отпечатались в памяти.Незаметно для читателя автор подводит его к мысли о том, что Дина несчастна,жизнь сложилась совсем не так, как героиня мечтала, и в глубине души этомучает, терзает ее.
Ключевым для романа является мотив переоценки себя,пересмотра жизненной позиции. Оказавшись в Москве и встретившись с людьми, которыхдавно не видела, Дина вдруг понимает, что воспринимает происходящее совсем нетак, как ожидала. Вильмонт неожиданно заставляет читателя задуматься о том, чтонаше настоящее во многом зависит от отношения к прошлому, к тому, как мывоспринимаем, оцениваем его. В течение жизни отношение это может меняться, и иногданеобходимо все вспомнить, пережить снова, чтобы переродиться, почувствоватьсебя обновленным. Поначалу Дина этому сопротивляется: ей кажется, что если онавстретится с людьми которых давно «забыла», то лишится независимости, станет уязвимой.Однако жизнь диктует свои правила, и героине приходится им подчиниться.
В книге четко прослеживаются три сюжетные линии. Первая  – встреча с родственниками и нелегкие мыслиДины о необходимости примирения с теми, обида на которых не проходит. Вторая –встреча с бывшим одноклассником, в настоящем популярным актером Костей, котораявызывает опьянение чувств, но заканчивается ничем, разочарованием. И наконец,третья линия связана с ожиданием любви, которой так не хватает героине. Темалюбви – центральная, упоминание о ней возникает неоднократно. Именно надежда нановую любовь помогает Дине по-другому взглянуть на прошлое, обиды и недоразумениякоторого отходят на второй план. Роман имеет кольцевую композицию (начинается изаканчивается встречей с Сергеем); тем самым автор словно говорит о том, что отсудьбы не уйдешь, то, что должно случиться, все равно рано или позднопроизойдет, как бы вы не оттягивали наступление этого момента.
Вильмонт стремится убедить читателя в необходимости прощать,не бояться прошлого, не бояться вновь пострадать от любви, потому что эточувство не только мучительно, но и сладостно. Важным для романа является мотивобновления, воскрешения души. Жизнь Дины до приезда в Москву текла по заранеезаведенному порядку, ничто не тревожило чувств героини, она привыкла кодиночеству и не хотела ничего менять.  («А ты … Ты замужем?» – «Нет… Муж умердовольно давно». – «Ну а любовник-то хоть есть?» – «Сейчас и любовника нет». –«С ума сошла? Как можно в твоем возрасте?» – «Что-то никто не нравится»[14]).   Однако в Москве  на Дину нахлынули  воспоминания, закрутил вихрь новыхвпечатлений. Именно поэтому Дина всерьез задумывается о Сергее только после того, как получаетвозможность вновь встретиться с людьми, которые оказали влияние на ее жизнь (с Мурой, отцом, бабушкой, Костей). Этопозволяет ей взглянуть на все с другой стороны, более объективно оценитьситуацию.  Примечательно, что началонового этапа в жизни героини – это конец романа. Вильмонт оставляет финалоткрытым, как бы говоря этим, что даже если у Дины с Сергеем не сложится, жизньвсе рано уже вступила в свои права, героиня оттаяла.
Другой роман Е. Вильмонт – «Плевать на все с гигантскойсеквойи!»  – строится на основевнутреннего монолога. Использование этого приема дает читателю возможность увидетьпроисходящее с разных точек зрения – автора и героев. Главная героиня романа –Марина – вынуждена одна воспитывать сына. Она должна быть сильной, не можетпозволить себе слабость. Марина внутренне одинока (нет рядом мужчины, которыйбыл бы по-настоящему близок), поэтому ей тяжело вдвойне.  Героиня постоянно находится в напряжении: «у меня с каждым днем все больше работы, и яне имею права отказаться от нее, я должна хорошо зарабатывать, и не просто набезбедную жизнь, я обязана иметь деньги в запасе, если вдруг понадобитсяоткупить Мишку от армии или, не дай бог, от тюрьмы… Подростки иной раз по глупостимогут угодить за решетку, и потом вся жизнь пойдет под откос… От этих мыслей еезатрясло…»[15] Однако со стороны жизнь Марины кажетсяобустроенной, хорошо налаженной, даже счастливой, так как героиня умелоскрывает свои чувства.
Неожиданно в жизнь Марины вторгается случай: она встречаетчеловека, который когда-то давно произвел на нее неизгладимое впечатление, воспоминаниео котором не исчезло даже много лет спустя: «какстранно, думала она по дороге, я стала совсем как чурбан, а это ведь чертовскиромантично – мужчина и женщина столько лет помнили друг друга, не обменявшисьдаже словом… Я тогда готова была все бросить, если б он меня позвал, и он,наверное, тоже мог бы что-то сломать в своей жизни. … Нет, вся эта романтика недля меня. В моей жизни главный человек – Мишка»[16].Герой же поначалу не в состоянии анализировать свои чувства, он ошеломлен,не верит своим глазам: «она! Это былаона! И точно так же замерло сердце и остановилось дыхание»[17]. Вильмонт мастерски передает мысли, которыеодолевают героев. Эпизод встречи пронизан необыкновенным лиризмом и в то жевремя парадоксально прозаичен. Эмоциональный всплеск у Михаила Петровичанеожиданно перекликается с трезвым анализом ситуации, который делает Марина. Авторсловно предоставляет читателю возможность соотнести чувства и мысли персонажейсо своими собственными, чтобы снова пережить то необыкновенное чувствовлюбленности, которое делает человека счастливым и несчастным одновременно.
Страсть, вспыхнувшая между героями, казалось бы, совершенноне вписывается в их планы. Она иррациональна, а потому неизбежно нарушитзаведенный порядок жизни. Однако несмотря на это Михаил Петрович сразу признаети принимает новое чувство, Марина же  сопротивляется ему. («Только это все ни к чему. Зачем мне этот дядька? Он наверняка страшныйбабник. Но я чувствую, что могла бы в него влюбиться. Не хочу! Не до того мне!»[18])У нее другое отношение к любви, которая принесла ей много боли и разочарования,героиня не готова круто изменить свою жизнь, испытывает страх, который мешаетей с уверенностью смотреть в будущее: «…Маринутерзали сомнения и страхи. Что я наделала, часто думала она, поддалась страсти,разрушила его семью, наверняка нажила себе множество врагов и завистниц… Он,казалось бы, молится на меня, обожает, но до сих пор не познакомил ни с матерью,ни с сестрой, ни с дочерью»[19].Марина боится поверить своим чувствам, все время ожидает от судьбы  подвоха. 
«Плевать на все с гигантской секвойи!» – роман о любви,которая накрывает с головой, о страсти, которая лишает человека воли. Чувства ипереживания героев выдвинуты в книге на первый план. Используя внутренниймонолог героев для того, чтобы раскрыть «механизм» зарождения любви,Вильмонт  тем не менее не отказывается отавторского комментария: «они лежалирядом, и оба делали вид, что спят.  Господи,что я наделала? Я была как сумасшедшая, вела себя просто непристойно, но этобыло сильнее меня. Наверное,  у менязапоздалое развитие, только в тридцать восемь лет понять по-настоящему, чтотакое мужчина… Он чувствовал себя опустошенным и абсолютно счастливым»[20].
Книга насыщена традиционно сказочными  мотивами. Это прежде всего история онастоящих родителях Миши, которая кажется фантастичной, так трудно представитьсебе реальность описанных в книге событий. Это история успеха Марины, котораянесет в себе элементы сказки (удачно продала разрисованный цветами и райскимиптицами шкаф). Это игра судьбы, которая столкнула, соединила двух незнакомыхлюдей спустя 17 лет.  
Мелодраму «Плевать на все с гигантской секвойи!» полезно прочитатьтем, кто боится поверить в любовь, окунуться в нее с головой, позволитьчувствам управлять своей жизнью. Героиня книги переживает те же сомнения истрахи, однако находит в себе мужество переступить через них. Результатоказывается ошеломительным. Вильмонт словно говорит: «Не бойся. Рискни! И ты непожалеешь».
Пожалуй, одна из самых удачных мелодрам Е. Вильмонт – «Триполуграции, или Немного о любви в конце тысячелетия». В центре внимания автора– судьба трех подруг юности, Таты, Сони и Алисы. Они относятся друг другу каксестры, привыкли делить все радости и горести. Что бы ни случилось, каждая изних знает, что у нее есть близкий человек, который поддержит в трудную минуту,проявит понимание и участие. Вильмонт затрагивает тему женской дружбы,ненавязчиво внушая мысль о том, что именно те люди, которые нас любят ибеспокоятся о нас, помогают нам пройти через самые суровые жизненные испытания.Для писательницы очень важны чувства, которые связывают ее героев,эмоциональные нити, которые протянуты между ними. Именно чувства, по мнениюВильмонт, лежат в основе счастливой, полноценной жизни, так как они заставляютчеловека верить и надеяться вопреки всем самым разумным доводам. Соня и Алисатолько тогда находят свою любовь, когда начинают верить в иррациональное, то,что не объяснить с помощью логики, – в чудо.
Первой находит новую любовь Тата, которая, несмотря на горечьи разочарование, постигшие ее после измены мужа, в глубине души продолжаетпомнить предсказание гадалки и втайне ждать его осуществления. Путь к новойжизни оказывается непрост. Поначалу Тата раздавлена предательством близкогочеловека, она с трудом осознает случившееся, не понимая, как будет жить одна. «Только за работой она чувствовала себячеловеком, а не брошенной женой. Сколько ни говорила себе, что жизнь в тридцатьдевять лет не кончается, что та же Жихарева вышла в третий раз замуж почти впятьдесят, а корректорша Зинаида Иосифовна и вовсе в пятьдесят два, но ничегоне помогало»[21].Говоря оТате, Вильмонт рисует правдивый, но не лишенный лиричности портрет брошеннойжены. Автор необыкновенно точно и выразительно описывает те изменения, которыепроисходят в душе Таты – от пессимистичного неверия в себя («Настоящий женский крах. Как женщинемне грош цена… Я дура, непроходимая дура…»[22]) до зарождения надежды на новуюлюбовь, новое счастье. Писательница незаметно подводит читателя к мысли о том,что ночь темнее всего перед рассветом, поэтому никогда не следует опускатьруки, жалея себя, необходимо всегда верить и надеяться.
В непростой и унизительной ситуации оказывается втораяподруга Соня. Любимый не уважает в ней личность, издевается над ее национальнойпринадлежностью (героиня еврейка). Властная и деспотичная мать не позволяетСоне устроить личную жизнь. Все, что у нее осталось – любовь близких подруг,которая, однако, не может заменить любви мужчины.  Но именно такой любви Соня и ждет больше всегона свете: «Знаете, сколько во мне этойлюбви? Захлебнуться можно. Только что-то никому она не требуется… Я имею в видумужиков. Переспать с женщиной – пожалуйста, с дорогой душой, а вот любовь…»[23]
 Главная боль Сони – одиночество, невезение в любви. Но и сэтим героиня уже смирилась: она  «давно уже поняла, что есть женщины, которыепостоянно выходят замуж, а есть такие, которым это никак не удается. И вовсе неоттого, что они чем-то хуже первых, отнюдь – просто так складывается судьба. Может быть, но страшно быть совсем одной»[24].
В эпизодах, посвященных Соне, остро звучит тема женской доли,чаще несчастливой и безрадостной, чем наоборот. За много лет Соня привыкла ктипично женским разочарованиям. Почти привыкла: «на следующий день она ждала звонка. Но Лева не объявился, а черезнеделю она перестала ждать. Это не было большим разочарованием, нет, просто ещеодной крохотной зарубкой на сердце стало больше. Подумаешь, велика важность!»
Значительным жизненным событием для Сони становится освобождениеот опеки матери и обретение нового понимания собственного я. Героиня приходит  к выводу, что для нее получать удовольствиеот жизни, встречаясь с дорогими людьми, делая любимую работу, важнее, чем житьв бесплодном ожидании мужчины, который сделает ее счастливой.
С одной стороны, Соня – самая неудачливая из трех подруг: онатак и не вышла замуж, в ее жизни не было той любви, о которой помнят всю жизнь.С другой стороны, и Вильмонт это подчеркивает, – Соня счастливее своих подруг. Она не связана обязательствами, открытановым чувствам и отношениям. Соня неожиданно понимает, что одиночество тожеможет быть желанным и прекрасным. В жизни героини наступает новый этап, началокоторого связано с обновлением души, изменением отношения к себе.
Третья подруга – Алиса – казалось бы не испыты


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.