ВЫСШАЯ ШКОЛА ПРАВА.
ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ «АДИЛЕТ»
Кафедра: История Казахстана
РЕФЕРАТ
ТЕМА: Политическая история, общественное устройство,
хозяйственнаяжизнь и культура государств
Хунну и Усунь.
Студентка: Орыспаева С.
(Д-05-2)
научныйруководитель:
профессор-ПанфиловА.В.
Алматы
2005г.
содержание:
введение
Хунны
1.политическая историягосударства
2.общественное устройство
3.хозяйственная жизнь
4.культура
Усуни
5.политическая история
6.общественное устройство
7.хозяйство и культура
8.археологические памятники
9.заключение
10.список литературы
Введение.
Со времен появления человека на территории Казахстанапрошло не мало времени. В настоящее время подлинная история казахов забыта, иона нуждается в возрождении. Без исторической памяти нет национальной гордостии патриотизма. Особенно это актуально в наше время, поэтому мы должны по крупицам, тщательно накапливать знания освоём прошлом, о своём народе. В истории Казахстана есть события, память окоторых должна быть не только исторической, но и народной.
Моя цель в этой работе — рассмотреть двасамостоятельных государства Хунну и Усуней. Какскладывались отношения между этими государствами, чем они отличались, какстроили хозяйственную жизнь.
Как они взаимодействовали, и существовала ли между этимигосударствами связь. А так — же культуру этих государств. О том, как онипересекались
Хунну:политическая история
Ещё в 4-3 веках до нашей эры у северных границ Китаяосновались племена сюнну или хунну,говорящие на одной из алтайских языковых ветвей (про — тюркский язык), монголоидного типа лица.
Само название хунныпоявляется из Китайских источников в конце 3 века до нашей эры. В 206 г.д.н.э. глава хуннов шаньюй Модэ подчинил множествокочевых племён казахских степей, в том числе усуней, дунху и часть Китая, создав союз племен. В 209 г. д. н.э.был решающим для хуннскогонарода, объединив 24 хуннских рода, и благодаря уму иэнергии Модэ, из союза племен государство превратилось в державу. Врезультате, владея большой территорией, он, путем реформирования укрепил своёгосударство. Модэ смог создать такую империю, которойплатили дань китайские императоры. Но платить прямую дань китайцы категорическиотказывались, считая это унизительным, они посылали подарки для шаньюя. Модэ умер в 174г., достигнув величия о котором даже не могпомышлять в начале своей жизни. Смерть шаньюя внесласвои коррективы в существование государства. Китай объявил войну хуннам и в результате проиграл её. Но империя созданная Модэ просуществовала более 500 лет.
Однако в 59 г.дон.э. начались междоусобные войны за власть. В 47 году до нашей эры государство хунну распалось на 2 части — Северные Хуннуи Южные Хунну. Государство южных хуннуостались на своей земле, их возглавил шаньюй Хуханье.
Южане приняли подданство Китая и вступили в средне — азиатский союз. Северные — вынуждены были покинуть насиженные места и отойти всеверную часть Монголии. И это была первая волна переселения народов..
Правитель cеверныххунну — шаньюй Чжичжи основал свою резиденцию у озера КыргызНур. Оттуда он совершал свои набеги на соседниеплемена, в том числе и на усуней. Китай находился вовраждебных отношениях с Чжичжи после убийства импосла и китайского чиновника. Тесненные Китаем Северные хунныперешли Тянь-Шань, и это была перваяволна переселения их на территорию Казахстана и Центральной Азии.
В этот период предложение от Кангюйскогоправителя о союзе было как нельзя кстати. Правитель Кангюяприглашает шаньюя Чжичжи всвои восточные владения, и предоставляет ему право пользоваться своей армией. Внадежде на то, что Чжичжи разобьёт усуней и захватит их территории. Но как это не печально, Чжичжи не смог этого сделать, чем вызвал конфликт между ними аристократами Кангюя. Это заставило Чжичжи отойти в верховья реки Талас.
Создав в своём государстве военную демократию, шаньюй Чжичжи неоднократнопредпринимал попытки воссоединить государства в единое целое, но эти попытки неувенчались успехом. Ведь с момента раскола южане и северяне стали заклятымиврагами. Их войны между собой были более жестокими, чем с другимигосударствами.
Постоянные набеги на усуней,которые, являются подданными Китая, провоцирует Китай объявить ему войну.Китайское войско двинулась в поход двумя путями: северным, через Иссык-Кульскую котловину, из Восточного Туркестана, июжным: через Кашгар и Фергану. Китайцы окружили город,в котором находился шаньюй, сожгли внешнюю деревяннуюстену, проломили земляной вал, и не смотря на сопротивление хуннов,ворвались в него. Чжичжи и вся его многочисленнаяродня вместе с женами были обезглавлены.
Вторая волна переселения выпадает на период 1-го веканашей эры(93 год). Хунны, снова теснимые китайцами,отходят уже на запад. В свою очередь другие племена, теснимые хуннами, вынуждены были переселяться дальше. Этопередвижение этнических масс заняло более 300 лет. И уже в 4-м веке н. э. хунны появляются в Европе под именем – гунны. Спереселением хуннов связывают изменениеантропологического облика современных казахов и других народностей, населяющихКазахстан.
Общественное устройство.
В этом обществе сильны были традиции и обычаи.Старейшина рода пользовался уважением. Все высшие чины в государствепринадлежали исключительно знати. Знатных родов было 3: Хуань, Ланьи Сюйбу, т.е. принцы крови, служилая аристократия иродовая знать. Род, к которому принадлежали шаньюи,назывался Си Люань – ди(принцы крови).
Во главегосударства был монарх – шаньюй(величайший). Должностьэта передавалась только по наследству, и считалась божественной. Хотяпервоначально она была выборной*(1). Считается, что шаньюйбыл абсолютным монархом, но это не так. Абсолютную власть шаньюяограничивал совет старейшин, состоявший из родовой аристократии.
На ступень ниже — советники, состоявшие из числаближайших родственников. Потом – военачальники (темники), их было 24, и должностиэти занимали князья, им починялись военные вожди, по наследству эта должностьне передавалась, а была выборной, на этот пост назначались исключительно по способностям. Темники в свою очередьназначали тысячников, сотников и десятников. Государство хуннов основанона военно-административных принципах, хотя и сохраняло чертыпатриархально-родовых отношений. Его основу составляли передвижная и подвижнаяконница. Шаньюй полностью распоряжался территорией,назначал войны, был верховным судьёй, жрецом. Управлял государством при помощисвоих наместников, которых так-же назначал себе сам.
Модэввёл поголовную воинскую обязаннось,создал систему чинов*(2).
Всё мужское население обязано было проходить военнуюслужбу. Рядовой хунн, если он родился мужчиной, обязанбыл быть только воином, и никем другим. Вознаграждения за службу не полагалось,воин мог получить добычу, только убив врага. Основным оружием у хуннского воина был лук. Дисциплина у хунну былажелезной. За любое перемещение без приказа шаньюякаралось смертью. За невыполнение приказа шаньюя,даже если оно было бессмысленным, воин мог расстаться со своей жизнью. Известнен случай, когда Модэ,воспитывая своих воинов, навел стрелу на своего любимого коня и выстрелил внего, так-же должны были последовать и остальные, те,кто не смог выстрелить, были казнены. Потом он выстрелил в свою любимую жену,его примеру последовала большая часть, остальные, не выполнившие приказа,потеряли головы. Всё это говорит о той железной дисциплине царившей в войсках Модэ.
Это обществоимело собственную систему обычного права, китайцы отмечают что «законы их легкии удобоисполнимы» За мелкие правонарушения делались порезы на лице, кражавлекла за собой конфискацию имущества не только самого вора, но и егосемейства. За более важные, в том числе и государственной важности,преступления влекли за собой смерть. Однако китайцы отмечают, что суд никогдане длился больше 10 дней, и число содержащихся под стражей не превышалонескольких десятков человек. Круговая порука рода принималась как обязательноеусловие. Это видно из того, как запреступление совершенное одним членом, несла ответственность вся семья.Распространена была экзогамия (жен брали только из чужого рода).
У Хуннов как и у Усуней так-же существовало рабство, однако распространенногокак на Востоке долгового рабства небыло. Рабами становились люди, пригнанные из военных походов.
1.*От того, что должность эта считалась выборной,китайцы затруднялись точно определить порядок наследования до Модэ.
2.* Сым-Цянь: китайцы исчислялихуннское войско в 300 000 человек, но Л.Г.считает, что эта цифра несколько завышена.
Хозяйственная жизнь хуннов
Она была характерной для оседло — кочевого образажизни. В нем определяющую роль играло скотоводство, в частности коневодство.Имело место наличие частной собственности на скот. Однако горные леса считалисьсобственностью государства. Лошади были маленькими, коренастыми, с широкоймордой. Развитие коневодства у хунну позволяло импередвигаться на большие расстояния, в поисках более богатых травой лугов.Кормились они преимущественно мясо — молочной пищей. Всё поголовье скотасодержалось на подножном корме.
Хуннытак — же занимались охотой, даже с младенчества ониучились сидя верхом на лошади стрелять из лука по мышам и лисицам. В зимнийпериод они кормились за счет охоты.
Жили хунны в войлочныхюртах, однако археологи находят и дома, построенные из глины, с земляным полом.В них имелась система отопления – дымоходы очагов, находившихся у стен жилища иобогревавшие их дома. Найденные орудия труда для размола зерна, свидетельствуюто развитии у них земледелия. У хуннов были развитыремесла – изготовление из дерева каркасов для юрт. Пошив верхней одежды. Одеждабыла в основном из кожи и шерсти животных, которых они разводили.
Кроме того, найдена форма для отливки сошников,сыродутные горны и другие свидетельства развияметаллургии хунну на основе использования местныхместорождений медных и железных руд. А так-жеювелирные украшения – подвески, ожерелья, серьги, что говорит о развитии «полихромногостиля».
Среди другихремесел хунну следует отметить гончарное дело:разнообразная посуда хорошего качества, лощеная, украшена орнаментом. Глиняныекувшины, используемые в хозяйственных целях и т.д.
Культура хунну.
Хунныпроживающие в непосредственной близости с Китаем, немогли не перенять некоторые элементы культуры Китая.
Украшения, найденные в захоронениях хунну, говорит об их культурном развитии, а монеты,найденные там же, о том, что у них так — же была развита торговля. Самоприсутствие найденных предметов в могильниках, свидетельствует о наличиирелигии у хуннов. Могильники, которые они создавалинад умершим сородичем, могут нам рассказать о том, какое положение занимал тотили иной человек в их обществе. Они верили, что всё это могло пригодитьсяпочившему, в последующей, загробной жизни. Однако украшения и предметы, захороненные с почившим,показывает нам, как делилось общество хунну на бедныхи богатых.
Культура хунну имеласходство со скифо-сарматской культурой.
УСУНИ
Политическая история
История усуней одна изпроблем, получивших достойное исследование в общей истории Казахстана древнегопериода. Усуньское государство, существовавшее во IIв. до н.э. и V в. н.э., было одним из первых государственных образований на территорииКазахстана. Среди исследователей мнения о том, на каком языке говорили усуни, расходятся, одни утверждают, что усунипринадлежали к восточно-иранским племенам, и были ирано-язычными, вторые утверждают что они (усуни) — предки тюрков, и соответственно говорилипо-тюркски*(3). Так же ученые спорят о том что усуни — это ассионы, известные по истории Древней и СреднейАзии, по другой- это те самые юечжи, которых покорилихунны, хотя по другим источникам(Сим-Цянь)утверждается, что усуни были во враждебных отношенияхс юечжами. Описание политико-государственнойлокализации усуней впервые попало на страницыкитайских летописей (Ши цзи,Цянь хань шу, Ху ханьшу), а затем и других тюркских, монгольских иперсидских источников.
Племена Усуней пришли изЦентральной Азии, и наследовали земли саков- тиграхауда.Хотя сами саки никуда и не девались, они попросту ассимилировались с усунями. География Усуньскогогосударства была очень обширной. Юрт (территория) усунейохватывал районы от, Или до, Чу и Таласа, от Балхаша до Тянь-Шаня. С востокаони граничили с Хуннами, с запада с гос. Кангюй, а на юге с Даванью (Ферганой). Усуниизначально были в зависимости у Хуннов. В 177 году донашей эры они основали своё собственное государство со столицей Чигучен(город Красной Долины), что находилась наберегу Иссык-Куля. Город был основан еще саками, затем служил ставкой усуньского предводителя. Это был укрепленный город спредместьями. Археологические источникисвидетельствуют о том, что усуни достигалигосударственного уровня. Китайцы его называли – Усунь-го.Посол китайского императора У-ди, князь Чжаньцянь, писал о о том, чтовладения Усуней насчитывали 630 000 человек, 188 000воинов. Китайские принцессы становились женами гуньмо,и наоборот. Китайский историк Банк Гу сообщает, «что придворная дама Фынь, приставленнаяк китайской принцессе, выданной замуж за усуньскогоправителя, раздала подарки усуньским оседлымвладетелям», жившим в самой столице Чигу и ее окрестностях.Делалось это для того чтобы укрепить связи между этимигосударствами. Отражая набеги со стороны хуннов, Усуни ищут союзников и находят его в лице могучей Китайскойимперии. Со временем Китай всё чаще сталвмешиваться во внутренние дела Усуней. Это приводит кросту недовольства среди населения и усилению оппозиции.В60г. к власти приходит Найби, он опирается полностьюна китайцев и их гарнизоны, что приводит в поднятию восстания против негопредставителем царского рода Ожетом. Найби был убит, но Ожетазаставила пойти на компромисс китайская армия. В результате внутреннихпереворотов в 53 году до н.э. государство Усунейраспадается на 2 половины (Малый куньбек, и Великий куньбек ). Ожет получил титулМалого куня и 40 тыс. семей, ставка его была всеверной части страны, в Жетысу, со столицей — Чигу. Янгуйби — ставленник Китая получает титул Великого куньбека и 60 тыс. семей. С периода 30-16 года до нашей эры,удалось вновь объединить оба государства в единое целое. Это удалось Силыбию. Однако оно не смогло долго продержаться, в 17 г.д.н.э. против него начал войну Уйжинжан.Вдальнейшем, история двух государств Усуней за периодв 48 лет насчитывает аж-9 войн, несчитая внутренних междоусобиц! После этого государствами управлялись китайскиминаместниками. В начале 5 века н.э. имя — усуней,практически уже нигде не фигурирует, однако один из родов старшего жуза современных казахов носит название «уйсын».
3.*Мак-Говери утверждал, что усуни относились к ираноязычным, а Грум-Гримайло — что к тюркоязычным, однако и тот и другой не приводятаргументированных доказательств.
Общественное устройство усуней.
Общество усуней былодифференцировано, в нем имелись и богатые, и бедные люди. Из числа знатных,выбирался вождь – гуньмо, престол передавался понаследству от отца к сыну. Он назначал своих помощников из ближайших родственников.Гуньмо был верховным жрецом и судьёй. Кроме правителябыло ещё 8 категорий чиновников. Помощник гуньмоносил титул — дуглу, После него шли военачальники (их было2-е), помощники их — дарту, и правителиуделов(3), кроме них, были и чиновники, которые ведали делами по сбору налогов,исполнением законов и т.д.
В обществе существовала своя армия (дружинники).Основой войска была конница, оружием им служили стрелы и лук, которыми онипревосходно владели. В обществе усуней существовалорабство, из числа военнопленных, хотя рабство не было так распространено, норабы использовались в основном в частной собственности.
Хозяйство и культура усуней
Частная собственность распространялась не только наскот, но и на землю, существовали запретные «царские» земли. Каждыйвладелец скота метил его своим собственным клеймом, отделяя тем самым своюскотину от чужой. Более богатые люди владели лучшими пастбищами, и большими по поголовью стадами. О том, что всё-такичастная собственность имела место, свидетельствуют найденные печати из глины икамня в захоронениях. Чем выше положение занимал человек, соответственно ипечати были из более дорогого материала. Существовала и торговля с Китаем. Ониобменивали скот на изделия из шелка, которые носили знатные усуни.
Усунивели оседлый образ жизни. Они строили свои дома 2-хтипов, каменных и кирпичных (из глины смешанной с травой и высушенной насолнце), к этим домам пристраивались и загоны для скота, и другие хоз. пристройки. очаг усунивозводили в центре жилища, возле которого они обогревались, на котором готовилипищу. Одно поселение представляло 4-5 дома, в которых усунипроживали семьями. Во время отгона скота на летние пастбища, они жили в юртах,так как у них было распространено сезонное использование пастбищ. Природныеусловия позволяли кочевать от одного пастбища к другому.
Хозяйство усуней былокомплексным — скотоводческо-земледельческим.
Скотоводство играло главную роль в жизни усуней, они разводили лошадей и более мелкий скот (овцы,козы, ослы). В стадах преобладали лошади, были даже высокопородныескакуны. Источник XIX в. Хэ Цю-Тао, ссылаясь на древниеисточники, пишет, что, хотя древние усуни и не«устраивают полей», но «сеют деревья». Отсюда можнопредположить о распространении у усуней земледелия.
Особенно развитым было гончарное дело, которымзанимались в основном, женщины. В большом количестве изготавливалась посуда, втом числе и ритуальная, а так-же делались различныефигурки из глины. Из глины изготавливались котлы с каменными ручками (хотя, чтоони с ними могли делать, ведь готовить на них никак нельзя было?)
На плечи женщинложились и пошив одежды, и ткачество, они же обрабатывали землю для урожая, таккак усуни занимались и земледелием. В огородахвыращивали овощи, в садах фрукты, высеивали хлеб. Возле домов друвних усуней находили поля соросительными каналами. Найденные жернова для размола зерна подтверждают это.
Занимались усуни и резьбойпо камню, дереву и кости.
Высокоразвитым было у них ювелирное дело, украшениявыполнены в зверином стиле, что свидетельствует о влиянии сакскойкультуры. Так же как и Саки, Усуни видели идеюстроения вселенной в животных. Птицы символизировали небо, животные — землю, акрылатые кони — солнце. Из золота идрагоценных камней они делали бусы, серьги, украшения на одежду. В тоже время усуни разрабатывали месторождения меди, свинца, олова,плавили железо, из которого, изготавливали наконечники для стрел, ножи,кинжалы.
Сым-Цяньоб усунях: «усуни находятся в 2000 га северо-востоке от Давани (Ферганы)местные жители этого края вместе со скотом перекочевывают с пастбищ напастбища. В этом они сходны с хуннами».
Археологическиепамятники
Натерритории Семиречья раскопаны десятки курганов усуней,исследованы их поселения. Могильники усунейрасполагались в предгорьях, горных долинах, на берегах рек. Как правило, онипредставляют собой цепочки курганов, вытянутых по течению рек.
Большинствокурганов имеют диаметр6—20 и высоту0,5—1,5 м, состоят из земляных, каменных либокаменно-земляных насыпей. В усуньских могильникахвстречаются и громадные по сравнению с общей массой курганы диаметром50—80 и высотой8—12 м. В могилах таких курганов, даже ограбленных, археологи находятбольшое число украшений из золота—бляшек от одежды, золотые серьги, бронзовые зеркала, деревянные шкатулки.
Ранняягруппа могильников относится кIII—II вв.до н. э. Это могильники КапчагайIII, УтегенIII, Кзыл-Эспе, Кзыл-АузIII, Кзыл-Кайнар. Для них характерна строгая планировка «цепочками»с севера на юг по5—6 курганов в каждой.
Кследующему периоду (среднему), датируемому исследователямиI в. до н. э.—I в. н. э. относятся могильники УтегенI, II, Тайгак I, КарлаакI, Алтын-Эмель, Каратума, Талгар, Актас. Установлено, что в это время усуньскиемогильники состояли из курганов, расположенных бессистемно и цепочками из трехкурганов.
И,наконец, к третьему, позднему периоду, который датируется II—III вв., относятся могильники КапчагайII, Чулак-ДжигидаI, II, Гур-КораII, КалканIV.
Всекурганы расположены бессистемно, «цепочек» нет. Могилы грунтовые с подбоем, бездеревянных перекрытий.
Первоепоселение усуней было обнаружено в Чуйской долине,вблизи села Луговое в предгорьях Киргизского Алатау. До раскопок это был холм-тобе, скрывавший остатки жилищ с глинобитными стенамии обмазанными глиной полами. На полах находились открытые очаги, на которыхготовилась пища. Большое количество
обломков крупных глиняныхсосудов, каменные зернотерки и мотыги свидетельствуют о том, что жителипоселения занимались земледелием, сочетая его с придомнымскотоводством.
Вгорных районах Тянь-Шаня поселения усуней встреченыво многих горных ущельях. Одно из них Актас находитсяна берегу речки Курайлы, неподалеку от села Кегень. Здесь были открыты остатки пяти жилых ихозяйственных построек, стены которых сложены из камня. Рядом с поселкомобнаружены древние поля, которые орошались выведенными из реки арыками.
Заключение
Рассмотрев племена усуней и хуннов можно увидеть что, эти два государства достигаливысокого уровня кочевой цивилизации, достигшим государственного уровня общественногоустройства. Своеобразной материальной культурой и искусства. Государства, такпохожие между собой, и в то же время воюющие. Конечно, степная цивилизация оказала огромноевлияние в формировании древних государств, даже в наше время мы используемнекоторые элементы культуры древних государств и народностей, населявшихтерриторию современного Казахстана, как символы государства и принадлежности копределённым культурным организациям. Мы должны гордиться и беречь все то, чтооставили нам в наследие наши предки. Различные споры о том, к какой языковойгруппе принадлежали эти народности, кем они являлись, я могу рассматривать какинтерес со стороны историков, и возможность как можно больше узнавать об истории, и развитии нашегоКазахстана.
Списокиспользованной литературы:
1.Грумм-ГримайлоГ.Е.-«Западная Монголия» с.101.
2.ГумилёвЛ — «Хунны в Китае. Три века войны Китая со степнымнародом»1974г.
3.КанГ.- История Казахстана. изд. Алматы 2000г.
4.ИсторияКазахстана — очерк. Алматы 1993г.
5.Сым-Цянь-«Ши цзи. О Хунну»