Саранскийкооперативный институт МУПК.
Курсовая работа
Тема :
“Нормативно–правовыеакты, ихвиды и значения”
Преподаватель: Тимошкин В.В.
Выполнила :Студентка 1 курса заочного факультета, специальность “Юриспруденция” ЮшкевичИ.Н.
Саранск, 99г.
Оглавление.
I.Введение стр. 3
II. Нормативно –правовые акты, как
источники права, их отличия от стр.5
других источников права
III. Видынормативно – правовых
атов стр. 9
IV.Систематизация нормативно –
правовыхактов стр. 17
V. Действиенормативно – правовых
актов вовремени, в пространстве
и покругу лиц стр. 20
VI. Заключение стр. 27
Введение
Для того, чтобы стать реальностью и успешно выполнитьприсущие право регулятивные, воспитательные и иные функции, оно, так же как игосударство, должно иметь своё внешнее выражение. В отечественной и зарубежнойлитературе в это ”внешнеевыражение права” в одних случаях их именнуют одновременно и формами иисточниками права.
В настоящей работе “форма права” будетрассматриваться, как синоним “источника права”. Здесь не придаётсяпринципиального значения тем непринципиальным по своему характеру смысловымнюансом, оттенкам и незначительным различиям, которые имеют термины “форма” и“источник” права. В качестве источников права можно трактовать те материальные,социальные и иные условия жизни общества, которые объективно вызываютнеобходимость издания или изменения и дополнения тех или иных нормативно –правовых актов, а также – правовой системы в целом.
Мировая юридическая наука рассматриваетисточники права в неразрывном единстве с содержанием правовых норм. Выражениеюридических норм в обычае, прецеденте, в судебной практике имеет казуистическийи не всегда определённый характер. Эти нормы складываются постепенно, мо мереповторения частных случаев, применения определённого правила поведения.Поэтому, юридические нормы не могут в указанных формах воплотить в себе общегои достаточно определённого выражения.
Переход к всеобщему нормативному регулированиюосуществляется эволюционно.
В начале нормативное регулирование распростронялосьлишь на те сферы общественные жизни, которые непосредственно касались интересовгосударственной власти.
Частные, имущественные и семейные отношения длительноевремя оставались под воздействием обыного права и судебной практики. Современем нормативно – правовое регулирование расширяется, подчиняя себе другиеобласти общественной жизни, и становится, таким образом преобладающей формойправового регулирования общественных отношений.
Нормативно – правовые акты, как источники права. Их отличия от другихисточников права.
Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативно– правовые акты государственных органов. Для краткости их нередко называютнормативными актами.
Поднормативно – правовыми актами понимаются выражения в письменной форме решениякомпетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права.
Это– акты правотворчества, с помощью которых и благодаря которым устанавливаютсяили же отменяются правовые нормы.
Всебез исключения нормативно — правовые акты являются государственными по своемухарактеру актами. Они издаются или санкционируются только органами государства.
Имеютволевой характер. В них содержится и через них преломляется государственнаяволя. С нарушением велений, содержащихся в нормативно – правовых актах,связывается наступление уголовно – правовых, гражданско – правовых и иных юридическихпоследствий.
Вчисле нормативно — правовых актов, издаваемых государственными органами,следует назвать законы, декреты, указы, постановления правительства (кабинета),приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления,применяемые местными органами государственной власти и управления. Системанормативно – правовых актов в каждой стране определятся конституцией, а так жеизданными на её основе специальными законами, положениями о тех или иныхгосударственных органах, правительственными постановлениями. Законодательствомопределяется так же порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно– правовых актов; указывается, какой орган в соответствии с какой процедуройиздаёт тот или иной нормативный акт.
Нормативно– правовые акты, как источники права имеют определённые организационно –технические и иные преимущества перед другими источниками права. Онипроявляются: во – первых, в том, что издающие их государственные органы имеютгораздо большие координационные, чем все иные нормотворческие институты длявыявления и отражения в праве не только групповых, классовых, индивидуальных,но и общих интересов; во – вторых, что в силу чётких требований, традиционносложившихся правил изложения своего содержания нормативно – правовой актсчитается лучшим способом оформления устоявшихся норм; и, в – третьих, чтонормативно — правовой акт в силу своей чёткости и определённости более лёгок “в обращении”, чем другие формы права. Нанего, как подмечают теоретики и практики, легко ссылаться при разрешении дел,вносить необходимые коррективы, контролировать его исполнение.1
/>
1. Общая теория права /отв. ред. А.С.Пиголкин. М., 1994. С. 174.
Нормативные акты обладают рядом характерныхпризнаков, которыми отличаются от всех иных правовых актов, в частностиправоприменительных, носящих индивидуально – определённый характер. Этипризнаки заключаются в следующем :
1. нормативные акты есть результатправотворческой деятельности компетентных органов государства и должностныхлиц, а также уполномоченных на то общественных объединений и организаций;
2. они содержат в себеобщеобязательные правила поведения (нормы);
3. содержащиеся в них предписанияявляются выражением государственной воли;
4. применяются и реализуются в особомпроцессуальном порядке;
5. имеют строго определённуюдокументальную форму (закон, указ, постановление и т. д.);
6. направлены на регулированиенаиболее типичных, массовых отношений, в то время, как акты применения нормправа касаются в основном лишь конкретных жизненных случаев, ситуаций,объстоятельств.
7. рассчитаны на постоянное либодлительное действие, тогда, как применительные акты – на однократнуюреализацию;
8.нормативные акты не персонифицированы, адресуются либо ко всем, либо кнеопределённо большому числу субъектов, а акт применения правовой нормы имеетконкретного адресата.
Поэтому нормативно – правовые акты необходимо отличатьот индивидуальных правовых актов, которыми источниками права не являются.Индивидуальный правовой акт распространяет своё действие на конкретныхсубъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Онрассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определённым лицами прекращает своё действие с реализацией конкретного права или обязанности(например, назначение органом социального обеспечения пенсий конкретному лицу,решения суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).
Индивидуальные правовые акты являются инеобходимым средством реализации общих предписаний правовых норм, содержащихсяв нормативно – правовых актах. Они имеют обязательный государственный характер,их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом,мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку нормправа не содержит. В отличие от правовых норм их предписания относятся кперсонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.
От нормативно – правового акта, как источника праваследует отличать источники правоведения, или источники нашего знания о праве.Мы черпаем сведения о нормах права из различного рода сборниковзаконодательства, из исторических правовых памятников, из произведенийпрофессиональных юристов. Всё это источники нашего познания правовых норм, а неисточники права.
В итоге нормативно – правовой акт можно определить,как изданный в особом порядке официальный акт – документ компетентногоправотворческого органа, содержащий нормы права.
Виды нормативно – правовых актов.
Классификациянормативно – правовых актов производится по различным основаниям: поюридической силе; по содержанию; по объёму и характеру действия; субъектам, ихиздающим.
Поюридической силе все нормативно – правовые акты подразделяются назаконы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно – правовых актовявляется наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет ихместо и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящихправотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем актынижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и воисполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческимиорганами.
Нормативно– правовые акты классифицируются также по содержанию. Такоеделение в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем,что не во всех нормативно - правовыхактах содержатся нормыоднородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрослиправ(трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыминормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Онивключают нормы различных отраслей права, обслуживающих определённую сферуобщественной жизни. Хозяйственная, торговая, военная, морское законодательство– примеры комплексных нормативно — правовых актов
Пообъёму и характеру действия нормативно – правовые акты подразделяются :
- на акты общего действия,охватывающие всю совокупность отношений определённого вида на даннойтерритории;
- на акты ограниченного действия –распространяются только на часть территории или на строго определённыйконтингент лиц, находящихся на данной территории;
- на акты исключительного(чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь принаступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военныхдействий, стихийных бедствий). По основным субъектам государственного правотворчества нормативно – правовые акты можно подразделить на актызаконодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты);акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).
Закон.Это главный и преимущественный нормативно правовой акт современногогосударства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важныестороны общественной и государственной жизни. Определение закона можносформулировать следующим образом: это нормативно – правовой акт, принимаемыйвысшим представительным органом государства в особом законодательном порядке,обладающей высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественныеотношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.
Изданного определения вытекают признаки закона, как основного источника права,как нормативно – правового акта обладающего высшей юридической силой:
1. законы принимаются высшимипредставительными органами государства или самим народом в результатереферендума;
2. законы принимаются по основнымнаиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимальногоудовлетворения интересов личности;
3. законы принимаются в особомзаконодательном порядке, что не присуще подзаконным правовым актом. Принятиезакона включает в себя четыре обязательные стадии: внесение законопроекта взаконодательный орган; обсуждение законопроекта; принятие закона; егоопубликование. Принятие закона в результате референдума также осуществляется взаконодательном порядке, предусмотренном Законом о референдуме ;
4. законы не подлежат контролю илиутверждению со стороны какого – либо другого органа государства. Они могут бытьотменены или изменены только законодательной властью. Конституционный илидругой аналогичный суд может признать закон, принятый парламентом,неконституционным, однако отменить его может только законодательный орган ;
5. Законы представляют собой ядровсей правовой системы государства, они обусловливают структуру всейсовокупности нормативно – правовых актов, юридическую силу каждого из них,субординацию нормативно – правовых актов по отношению друг к другу.
Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно – правовыхактов государства выражает одно из основных требований законности –верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконныйакт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен бытьприведён в соответствии с законом или немедленно отменён.
Всвою очередь законы подразделяются на конституционные и обыкновенные.Конституционные законы определяют основные начала государственного иобщественного строя, правовое положение личности и организаций. На основеконституционных законов строятся и детализируется вся система нормативно –правовых актов. Конституция по отношении к другим нормативно – правовым актам,в том числе и законом, обладает высшей юридической силой.
Подзаконныенормативно – правовые акты.
Это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и непротиворечат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чемзаконы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им.Эффективные регулирования общественных отношений имеет место тогда, когда общиеинтересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты, как раз ипризваны конкретизировать основные принципиальные положения законов применительнок своеобразию различных индивидуальных интересов.
Посвоему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различныхорганов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространенияони подразделяются на общие, местные ведомственные и внутриорганизационныеакты.
1.Общиеподзаконные акты. Это нормативно – правовые акты общей компетенции действиякоторых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. Пор своейюридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконныеакты следуют за законами. Посредством подзаконным актов осуществляетсягосударственное управление обществом, координируются экономические, социальныеи другие вопросы общественной жизни.
Кобщим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших органовисполнительной власти. В зависимости от формы государственного правления онинаходят выражения в двух разновидностях подзаконных актов.
Нормативныеуказы президента. В системе подзаконных актов они обладают высшей юридическойсилой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента вправотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальнымиконституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороныжизни, связанные с государственным управлением.
Постановлениеправительства. Это подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте суказами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать болеедробные вопросы государственного управления экономикой, социальнымстроительством, здравоохранением и т.д.
2.Местные подзаконные акты. Это нормативно – правовые акты органовпредставительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органыпредставительной власти и органы местного самоуправления. Действие этих актовограниченно подвластной им территорией. Нормативные предписания местных органовгосударственной власти и управления обязательны для всех лиц, проживающих наданной территории. Это могут быть нормативные решения или постановление совета,муниципалитета, мэрии, префекта по самым различным вопросам местного характера.
3.Ведомостные нормативно – правовые акты (приказы, инструкции). В ряде странопределённые структурные подразделения правительственных органов (министерства,ведомства) также наделяются правотворческими функциями, которые делегируютсязаконодательной властью, президентом или правительством. Это нормативно –правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченнуюсферу общественных отношений ( таможенные, банковские, транспортные,государственно – кредитные, и другие ).
4.Внутриорганизационные подзаконные акты. Это такие нормативно - правовыеакты, которые издаются различными организациями для регламентации своихвнутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. В рамках,определённых актами высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие вконкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинскихчастей и других организаций.
Ипоследнее. В нормативном регулировании общественных отношений главное иопределяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишьвспомогательную и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватываетсвоим действием все основные стороны общественной жизни, он является главнымгарантом коренных интересов, прав и свобод личности.
Актысудебной власти.
Решениемсудебных органов приобретают нормативный характер в результате обобщениясудебной практики, которая в своей основе носит индивидуальный,правоприменительный характер. Судебная практика выступает источником права втех случаях, когда в силу неясности, противоречивости или неопределённостинормативных предписаний суд вынужден конкретизировать или уточнять содержаниеправовых норм или создавать новые нормы вследствие обнаруженных пробелов вправе.
Правотворческиефункции судов формируются самой судебной практикой, потребностями правовогоурегулирования тех общих жизненных случаев, которые не предусмотрены законом.Накопленный опыт правоприменительной практики позволяет судам принимать такиерешения, которые имеют общеобязательное значение при рассмотрении той или инойгруппы юридических дел.
Высшиеорганы судебной власти не только конкретизируют действующие нормы права, но исоздают в пределах своей компетенции новые правовые нормы с целью руководящегоразъяснения применения законодательства по вопросам, возникающим припрактическом разрешении юридических дел.
Однаконеобходимо иметь в виду, что обязательная сила судебной практики состоит не вней самой, а в велениях законодательной власти. Правотворческая деятельностьсудов в правовом государстве всецело основывается на своих законныхполномочиях, в рамках законности и принципов данной системы права.
Систематизация нормативно правовых актов.
Нормативно– правовые акты создаются различными правотворческими органами государства.Систематизация законодательства преследует цель стабилизации правопорядка,приведения нормативно – правового регулирования в инструмент, обеспечивающийнормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управлениегосударственными делами в интересах личности.
Систематизациянормативно – правовых актов (законодательства) – это деятельность, направленнаяна упорядочение и совершенствование правовых норм.
Врезультате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами,отменяются и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностямобщественного развития. Они группируются по особым системным признакам,сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированныеакты.
Встранах, где действует прецедентное или обычное право, систематизация правовыхнорм представляет собой сложную проблему, поскольку современное законодательстволишь формально признаёт нормативно – правовую состоятельность прецедентов иправовых обычаев.
Внастоящее время используется три основные формы систематизации нормативно — правовых актов :
I.Кодификация – это деятельность правотворческих органов государства по созданиюнового, сводного, систематизированного нормативно – правового акта, котораяосуществляется путём глубокой и всесторонней переработки действующегозаконодательства и внесения в него новых существенных изменений.
Кодификациязаконодательства характеризуется следующими признаками
Во– первых, кодификационной деятельностью занимаются только компетентныеправотворческие органы на основании конституционных или других законныхполномочий;
Во– вторых, в результате кодификации создаётся новый нормативно – правовой акт,включающий нормы, существенно отличающиеся от ранее действовавших;
В– третьих, кодификационный акт является свободным актом, так как в нём сводятсявоедино нормы, находившиеся ранее в различных актах, но регулировавшие одну иту же область общественных отношений;
В– четвёртых, кодификационный акт является основным среди актов, которыедействуют в определённой сфере общественной жизни;
В– пятых, нормативно – правовые акты, создаваемые в результате кодификации,рассчитано на длительное регулирование общественных отношений.
Кодификация– это наиболее сложная и совершенная форма систематизации законодательства,имеющая правотворческий характер.
Триосновные виды кодификационных актов :
1.Основы законодательства – этонормативно – правовой акт, устанавливающий важнейшие положения определённойотрасли права или сфера государственного управления;
2.Кодекс – наиболее распространённый вид кодификационных актов,действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовойупорядоченности (Уголовный кодекс, Таможенный кодекс и т.д.)
3.Устав, положение – это кодификационные акты специального действия,которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческимиорганами (президентом или правительством)
II. Инкорпорация представляет собой объединения всборнике или собрание действующих нормативно – правовых актов в определённомпорядке без изменения содержания.
Врезультате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства:
1. При внешней обработке нормативно – правовые актырасполагаются в определённом порядке: алфавитном, хронологическом илипредметном, то есть достигается их внешняя упорядоченность.
2.Содержание нормативно – правовых актов, включаемых в инкорпоративные сборникиили собрания законодательства, по существу не изменяются.
Официальныеинкорпорации – это упорядочение правовых норм путём издания компетентнымиорганами сборников действующих нормативно - правовых актов. По своейюридической природе акт официальной инкорпорации является формой опубликованиядействующих нормативно – правовых актов в обработанном и упорядоченном виде.
Хронологическаяинкорпорация – это такая форма систематизации, при которой упорядочениенормативно – правовых актов производится по времени их опубликования ивступления в законную силу.
Систематическаяинкорпорация представляет собой упорядочение действующих нормативно – правовыхактов по предметному признаку, то есть по отраслям права, их институтам, сферамгосударственной деятельности.
Неофициальнаяинкорпорация – это внешняя обработка законодательства, которая проводитсяорганизациями или отдельными гражданами без специальных на то полномочийправотворческих органов.
III. Консолидация – это такая формасистематизации, при происходит объеденение нескольких нормативно – правовыхактов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единойсвободный нормативно – правовой акт без изменения содержания.
Особенности консолидации состоит в том, чтоона содержит в себе некоторые черты кодификации и инкорпорации. По формесистематизации нормативно – правовых актов консолидация в большей мерепримыкает к систематической инкорпорации. Она используется там, где отсутствуетнеобходимость или возможность кодификации. В этих случаях консолидациявыступает, как эффективное средство для объединения однородного нормативногоматериала, сокращение числа актов и улучшения формы правового регулирования.
Действиенормативно – правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Все нормативно – правовые актыдействуют в определённых пределах, очередных во времени, в пространстве и покругу “охватываемых” этими актами лиц. Установление этихпределов – границ имеет чрезвычайно важное значение, поскольку с ними связана иими же обусловлена возможность, а в надлежащих случаях и необходимостьприменения содержащихся в данных актах общеобязательных норм.
Определяяграницы действия нормативно актов во времени, Г.Ф.Шершеневич был прав, когдаписал, что “закон, как норма, определяющая поведение граждан, имеет начальный иконечный моменты своего действия. Вопрос, с какого времени закон начинаетприменяться и с какого времени его не следует его применять, чрезвычайно важенв практическом отношении”1 .
Действиезакона, равно как и любого другого нормативного акта, начинается с моментавступления его в силу, а прекращается – с момента утраты им юридической силы.
В однихслучаях вступление нормативно – правового акта в силу связывается с датой егопринятия или утверждения.
В другихслучаях вступление нормативно – правового акта в силу соотносится с датой егоопубликования (обнародования).
/>
1.ШершеневичГ.Ф. общая теория права. С. 397.
самими или жеуказывается в других, специально Наконец в третьих случаях сроквступления в силу нормативно – правовых актов определяется либо изданных актахдля введения их в действие.
Срокивступления в силу различных актов далеко не одинаковы. И это вполне понятно,ибо сами акты, в отношении которых устанавливаются эти сроки, весьма различны.Вполне логичным является предположение, многократно подтверждённоегосударственно – правовой практикой разных стран, в соответствии с которым“начальный момент действия закона может быть сознательно отсрочен ввиду особойважности и сложности закона”2.
Дляболее сложных и более важных нормативно – правовых актов срок вступления всилу должен быть гораздо большим, чем для всех других нормативно – правовыхактов. Это обусловлено тем, что ддля ознакомления и изучения, а в ряде случаев идля принятия предварительных подготовительных мер , сязанных с реализациейсодержащихся в них правовых положений, требуется гораздо больше времени иусилий, чем это необходимо в отношении менее ёмких и сложных нормативно –правовых актов.
Важноезначение имеют не только сроки, но и способы “вступления в силу” или “введениев действие” нормативно — правовых актов. В подовляющем большинстве случаев внастоящее время нормативно – правовые акты начинают действовать одновременно повсей территории на />/>
2. ШершеневичГ.Ф. Общая теория права. С.400.
которую онирасчитаны.
Но приэтом не исключается возможность в случае необходимости и постепенного введенияих в действие.
Действиезакона прекращается:
Во –первых, в результате истечения срока действия закона или иного нормативно –правового акта, который заранее указывается в самом акте. Такого рода акты суказанием сроков действия издаются, например, при введении чрезвычайногоположения на определённой территории и на определённый срок, при создании
временныхгосударственных органов, действующих в переходный период, и при другихобстоятельствах.
Во– вторых, в результате прямой отмены действующего нормативно – правового актадругим актом, изданным компетентным государственным органом.
В –третьих, в результате замены действующего нормативного акта другим актом,устанавливающим в данной области новые правила поведения. Юридическая силаданного акта утрачивается в момент введения в действие нового акта.
В связи срассмотрением вопроса о границах действия нормативных актов во временинеобходимо принимать во внимание такое явление и понятие, как обратная силазакона. Под обратной силой закона понимается распространение действия закона навсе
теслучаи жизни и общественные отношения, которые имели место до вступления его всилу.
Пообщему правилу законы и другие нормативные акты обратной силы не имеют. Впрактическом плане это означает, что в случае возникновения, например,имущественного спора или совершения правонарушения применияется тот закон,который имел юридическую силу во время возникновения спора или совершенияпротивоправного деяния, хотя на данный момент этот закон был отменён илиизменён.
Предзумпциянепризнания обратной силы закона действует не только в России, но и в другихстранах. Не признание обратной силы закона способствует стабилизации общства игосударства, уселению увренности каждого гражданина в надёжности принадлежащихему свобод и прав, укреплению законности и правопорядка.
Исключениеиз общего правила являются только те случаи из практики применения уголовногозакона, которые предусматривают смягчение ответственности за определённыедеяния или же вообще её устранения. В отдельных случаях обратная сила законапризнаётся в области гражданского и семейного права. Однако об этом должно бытьпрямое указание в законе.
Кромеограничения действия закона во времени, существуют также общепризнанные границыдействия законодательных актов в пространстве, на определённой территории. Пообщему правилу, в соответствии с принципами государственног суверенитета и территориального верховенства, законы, издаваемые высшими органами власти тогоили иного государства, действуют лиш на его территории. В пределах территорииданного государства они выступают, как акты, обладающие высшей юридическойсилой и имеющие беспрекословный приоритет перед всемидругими нормативнымиактами, действующими на этой же государственной территории.
Подгосударственной территорией при этом понимается часть земного шара, включающаяв себя сушу, недра, воздух и воду, которая находется под суверенитетом данногогосударства и на которую государство распространяет свою власть.
Потерриториальному критерию все нормативно – правовые акты подразделяются наакты, действие которых распростроняется на всю территорию государства, акты,охватывающие определённую её часть, и акты, действие которых распростроняетсяза пределы территории страны.
Однакозаконы, изданные в прядке текущего законодательства могут действовать и лишь настрого определённый, ограниченный части территории.об этом заранееоговаривается в самом законе или ином нормативном акте. Таковыми могут быть,например, указы Президента или постановления Правительства России, касающиесяопределённых районов или всего Крайнего Севера, и др.
Действиенекоторых нормативно – правовых актов может выходить за пределы территориигосударства; и наоборот.
Всовременных условиях широкого развития экономических, политических, торговых,финансовых, и иных связей между государствами особую значимость приобретаетвозможность применения норм международного права к внутригосударствненнымотношениям.
Важныезначения для государственно – правовой теории и практики имеет опрделениядействия нормативно – правовых актов по кругу лиц, выяснения вопроса о том,кому адресуются содержащиеся в этих актах предписания.
Пообщему правилу нормативно – правовые акты издаются с непосредственной цельюраспростронения их предписаний на граждан данного государства. При этомгосударство, наделяя своих граждан конституционными правами и свободами, равна,как и возлагая на них определённые конституционные обязанности, должнопринимать меры не только к тому чтобы гарантировать соблюдения данныхконституционных требований и положений в отношении граждан внутри страны, но иоказывать им защиту покровительство за пределами государства.
Втом случае, когда гражданин РФ является одновременно гражданином другогогосударства, то есть имеет двойное гражданство, он пользуется не толькопокровительством современной России, но также и покровительством “своего”нового государства.
ЗаконодательствоРоссии, равно как других стран приравнивается иностранных граждан и лиц безгражданства в отношении прав и обязанностей к российским гражданам.
Особоеположение в России, так же как и в других странах занимают дипломаты,консульские работники и др. сотрудники зарубежных госучреждений, пользующихсядипломатическим иммунитетом. В строгом соответствии с международным инациональным (внутренним) правовом они не подлежат оресту и задержанию. На нихне распространяется уголовная, административная и, в значительной части,гражданская юрисдикция государства пребывания. Судебные, следственные и иныеорганы, к которым поступают требования о начале производства следственныхдействий в отношении лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, должнызаведомым признавать подобного рода дела неподведомственными.
Наофициальные власти страны пребывания возлагается обязанность не только самим недопускать по отношению к этим лицам каких бы то ни было оскорбительных выпадови насилий, но и всячески ограждать их от подобных действий со стороны других ли
лиц.
Заключение.
Итак, подведём краткий вывод о проделанной работе. Ещё раз поторюсь и дамопределение нормативно – правовому акту. Нормативно — правовой акт этописьменный документ сооетствующего государственного органа, которымустанавливаются,
изменяются илипрекращаются нормы
права,содеращие правила общего характера.
Этим онотличается от других актов,
рассчитаных наоднократные действие-актов
примененияправа или индивидуальных
актов. Напрактике можно часто встретить
смешанныеакты, содержащие и нормы
права, ииндивидуальные предписания
примененияправа.
Всенормативные акты связаны между собой, распологаются в определённой
системе,подчинены друг другу или
соотносятсядруг с другом, обладают
юридическойсилой, под которой понимается
внутреннеесвойство нормативно–правового
акта,обусловленное местом органа, его
принявшего, всистеме государственных
органов.Юридическая сила нормативно –
правового актазависит не только от места
и положенияоргана, но и от его компетенции,
который оннаделяется государством по
закону.
Впонятии нормативно – прававого акта
необходимовидеть не только государственно – волевое, но и спецефическое юридическоесодержание, а так же внутреннюю форму его существования и внешнюю форму
выражения.
Нормативно– правовые акты, как
понятиехарактеризует связь права с
государством,поскольку именно
государственнаяволя опосредует связь
права собъективно существующими
общественнымиотношениями.
Список литературы.
1. “Общаятеория государства и права” С.А.Комаров
2. “ Теориягосударства и права ”
под ред.Карельского
3. “ Теориягосударства и права ”
Марченко
4. “Теориягосударства и права”
В.Н.Хропанюк