Лекция № 9.
Тема: Основныепринципы Международного права.
Цели:
1. Образовательная — обеспечить усвоениематериала лекции студентами. Добиться понимания значимости темы для развитиямышления и кругозора юриста в его практической деятельности.
2. Развивающая — в ходе лекции обеспечитьпостоянное упражнение по развитию памяти, мышления, внимания исосредоточенности по усвоению материала, юридических терминов исовершенствования понятийного аппарата.
3. Воспитательная — методом активногочтения лекции воспитывать у студентов желание восприятия и освоения материала,привития качеств, необходимых юристу: уважения к выступающему, сидящему сидящимрядом товарищем, понимания важности и значимости воспитания у студентовнеобходимых качеств гражданина РФ.
Вопросы:
1. Понятие основных принципов.
2. Принципы мирного существованиягосударств независимо от их экономических, социальных и политических систем.
3. Принципы, непосредственно относящиесяк поддержанию международного мира и безопасности.
3.1. Принцип не применениясилы или угрозы силой;
3.2. Принцип мирногоразрешения международных споров;
3.3. Принциптерриториальной целостности государств;
3.4. Принцип нерушимостиграниц;
4. Общие принципы международногосотрудничества.
4.1. Принцип современногороста государств;
4.2. Принцип невмешательства;
4.3. Принцип равноправия исамоопределения народов;
4.4. Принципсотрудничества государств;
4.5. Принцип уважения правчеловека;
4.6. Принципдобросовестного выполнения международных обязательств;
Литература:
1. Во имя мира «Международно-правовыепроблемы европейской безопасности» 1977 г.
2. Кузнецов В. И., Тузмихамедов Р. А.,Ушанов Н. А. «От декрета о мире и декларации мира.» 1972 г.
3. Менжинский В. И. «Неприменение силы вмеждународных отношениях» 1976 г.
4. Ушанов Н. А. «Невмешательство вовнутренние дела государства.» 1971 г.
5. Бугаташвилли Д. И. «Принципы Суверенного равенствагосударства в МП.» 1978 г.
6. Бирюкоа П. А. «Международное право.»1998 г.
7. Колосов Ю. М., Кузнецов В. И.«Международное право.» 1998 г.
8. Клименко Б. М., ушанов Н. А.«Нерушимость границ — условие международного мира.» 1975 г.
9. Левин Д. Б. «Принцип мирногоразрешения международных споров» 1977 г.
10. Лукашук И. И.«Международное право.» 1996 г.
11. Тункин Г. И.«Международное право.» М. 1994 г.
12. «Курс международногоправа.» В 7т. 2. М. 1994 г.
13. ???? Международноеправо. В 3т. Т1. М. 1996г.
Документы:
1. Устав ООН 1945 г. (МП в документахсост. Н. Т. Блатова М. 1982 г. стр. 196 — 228).
2. Декларация о принципах МП, касающихсядружественных отношения и сотрудничества между государствами в соответствии сУставом ООН 1970 г. (МП в документах Н. Т. Блатова М. 1982 г. стр. 4 — 12).
3. Заключительный акт Совещания побезопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. (Ведомости СССР 1975 г.приложение к № 33).
4. Итоговый документ Важной встречипредставителей государств — участников Совещания по безопасности исотрудничеству в Европе состоявшееся на основе положений заключительного акта,относящимися к дальнейшим шагам после Совещания. М. 1989 г.
Вопрос № 1
Понятие основных принципов.
Принципы международного права — эторуководящие правила поведения субъектов, возникающие как результат общественнойпрактики, юридически закрепленные начала международного права.
Принципы являют собой наиболееобщее выражение устоявшейся практики международных отношений.
Принцип МП — это нормамеждународного права, имеющая обязательный характер для всех субъектов.
Отменить международного права не может никто,а потому в одностороннем порядке общественную практику признаетсягосударствами.
Принципы МП регулируютсяобычным и договорным путем. Они выполняют одновременно две функции:
-способствуют стабилизации международныхотношений, ограничивая их определенными нормативными рамками;
-закрепляют все новое, что появляется впрактике международных отношений, таким образом, способствуют их развитию.
Особенности развития:
1. Универсальность — всесубъекты МП обязаны строго соблюдать принципы, т.к. их нарушение затрагиваетинтересы других участников.
2. Они являютсякритерием законности всей системы международного — правовых норм.
3. Принципы являютсяфундаментом международного права, т.к. их действия распространяется даже на теобласти отношений субъектов, которые по каким — либо причинам не урегулированыконкретными нормами.
Основные принципы МПзафиксированы в Уставе ООН. Они являются обязательствами высшего порядка и немогут быть отменены государствами не индивидуально, не по взаимномусоотношению.
Наиболее авторитарнымидокументами, раскрывающими содержание принципов МП являются:
· Декларация опринципах МП, касающихся дружественных отношений и сотрудничества междугосударствами в соответствии с Уставом ООН, принятая Генеральной АссамблеейООН 24.10.1970;
· Декларация принципов,которыми государства — участники быдут руководствоваться во взаимныхотношениях, содержащаяся в заключительном акте Совещания по безопасности исотрудничеству в Европе от 1. 08.1975 г.
Все принципы взаимно связаны между собой икаждый из них должен рассматриваться в контексте всех других принципов.
Вопрос № 2
Принципы мирного сосуществования государств,не зависимо от их экономических, социальных и политических систем.
Об этих принципах впервые заговорили послеВеликой Октябрьской социалистической революции, с образованием советскогогосударства.
Хотя и в общем, виде, он получил своезакрепление в Уставе ООН.
Сам термин «мирное сосуществование» в УставеООН не употребляется, но идея мирного существования государств, независимо отих экономических, социальных и политических систем проходит через него краснойнитью.
Государствапризываются:
n «проявлять терпимость и жить вместе, вмире друг с другом, как добрые соседи»;
n «развивать дружественные отношениямежду ними»;
n ООН должно быть центром длясогласования действий наций в достижении общих целей...
А это не что иное, как расшифровка принципамирного существования.
Западные юристы отрицаютналичие принципа мирного сосуществования в МП. Они видимо исходят из того, что:
1. Юридическоесодержание данного принципа очень широко, а потому несколько неопределенно;
2. СССР и странысоциализма больше вкладывали в это понятие политический смысл (борьба междугосударствами двух систем, а не сотрудничество), чем юридический;
3. вместе с тем данныйпринцип имеет и юридическое содержание:
· включаетобязательство государств признавать существование в различных государствахсоциальные, экономические и политические системы, т.е. государственных отношений;
· не пытаются навязатьдруг другу свою политическую систему с помощью силы, экономического давления(хотя всё это СССР и мировая система социализма испытали в полном объёмеи . ).
Сегодня этот принцип так же актуален, как ираньше, так как страны всё равно переходят от конфронтации к партнерству,сотрудничеству, и это отражает реальные процессы происхождения в международныхотношениях.
Вопрос № 3.
Принцип, непосредственно относящийся кподдержанию международного мира и безопасности.
3.1. Принцип не применениясилы или угрозы силой.
Вопрос о неприменении или угрозы силойвпервые встал в годы второй мировой войны и отразил демократические устремленияи надежды народов на справедливое послевоенное устройство международныхотношений. Это объективная закономерность впервые была превращена в принцип МПи закреплена в Уставе ООН.
Пункт 4 ст. 2 Устава ООН гласит… «все членыООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или еёприменения как против территориальной неприкосновенности или политическойнезависимости любого государства, так и каким-либо другим образом,несовместимым с целями Объединённых наций». В последствии это положение былоконкретизировано и принято в одной из резолюций ООН, а так же:
· в Декларации опринципах МП 1970 г.;
· в определенииагрессии 1974г.;
· в заключительном актеСБСЕ 1975 г. (совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе);
· Декларация обусилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или её применения вмеждународных отношениях 1977 г.
Действие принципа распространяется на всегосударства — членов (и не только их) согласно Уставу ООН запрещается ни толькоприменение вооруженной силы, но и не вооруженного насилия, которое носитхарактер противоправного применения силы. (ст. 2 п. 4 Устава ООН гласит озапрещении применения вооружённой силы).
В заключительном акте СБСЕ (раздел,касающийся претворения в жизнь согласованный принципов), прямо указывается, чтогосударства-участники будут «воздерживаться от всех проявлений силы с цельюпринуждения другого государства-участника», «воздержаться от любого актаэкономического принуждения».
Это свидетельствует о том, чтосовременное международное право запрещает противоправное применение силы влюбом её применении.
Ст. 42-47 и 51 Устава ООН трактуя случаиприменения вооружённой силы. Ст. 41 и 50 — Устава ООН предусматривают законноеприменение невооружённой силы.
В этих статьях указываютсямеры, которые применяются к нарушителям:
· полныйили частичный прерыв экономических отношений;
· прекращениежелезнодорожных, воздушных, почтовых, телеграфных, радио и др. средствсообщения;
· разрывдипломатических отношений...
Устав ООН предусматривает только2 случая правомерного применения вооружённой силы:
· вцелях самообороны (ст. 51);
· порешению СБ ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии (ст. 39 и42).
Ст. 51 Устава ООН применяется, только еслипроизойдет вооружённое нападение на государства.
Ст. 42 используется СБ. ООН только тогда,когда рекомендованные меры не вооруженного характера — недостаточны«уполномочивается предпринять такие действия воздушными, морскими илисухопутными силами, такие окажутся необходимыми для поддержания иливосстановления международного мира и безопасности.
Среди таких мер:
· демонстрация;
· блокада;
· операциивоздушных, морских или сухопутных сил членов ООН.
Таким образом, принцип не применения силыпредусматривает запрещение агрессивных войн. Согласно Определению агрессии 1974г., применение государством вооружённой силы первым может быть квалифицированокак агрессивная война, которая является международным преступлением и порождаетмеждународно-правовую ответственность государств и международную уголовнуюответственность виновных индивидов.
В уставах Нюрнбергского иТокийского международных военных трибуналов была дана юридическая квалификациядействий агрессоров как международных преступлений.
В последние годы в содержаниепринципа была включена и обязанность государств воздерживаться от пропагандыагрессивной войны.
Начиная с 70-х годов в результатеактивной внешнеполитической деятельности сост. в нормативном содержаниипринципа не применения силы особо подчёркивается обязанность государстввоздерживаться от угрозы силой или её применения с целью нарушения границдругого государства или как средства разрешения территориальных споров ивопросов, касающихся государственных границ.
В нормативное содержаниепринципа не применения силы включается:
· запрещениеоккупации территории другого государства в нарушении норм МП;
· запрещенииактов репрессий, связано с применением силы;
· предоставлениегосударством своей территории другому государству, которое использует её длясовершения агрессии против третьего государства;
· организация,подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны илитеррористических актах в другом государстве;
· организацияили поощрение организации вооружённых банд иррегулярных сил, в частностинаёмников для вторжения на территорию другого государства.
Нарушениепринципа не применения силы следует считать:
1. насильственныедействия в отношении международных декларационных и перемирия;
2. блокадугородов или берегов государства;
3. Любыенасильственные действия, препятствующие народу осуществлять законное право насамоопределение, и др.
3.2. принцип мирного разрешениямеждународных споров.
Согласно п.3 ст.2Устава ООН, «все члены ООН разрешают свои международные споры мирнымисредствами таким образом, чтобы ни подвергать угрозе международный мир ибезопасность и справедливость».
Эволюция этогопринципа такова, что, разрабатывая международные договоры и соотношения процессшёл от ограничения права обращаться к войне и постепенному развитию средствмирного разрешения международных споров и установления юридической обязанностигосударств использовать такие средства (мирные).
Ранее, Согласно ст. 2Частной конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 г. незапрещалось обращаться к войне («прежде чем прибегнуть к оружию»), не обязывалообращаться к мирным средствам («обращаться, на сколько позволяют обстоятельства»)и рекомендовало весьма узкий круг мирных средств (добрые услуги ипосредничество). Ст. 33 Устава ООН требует, чтобы стороны, участвующие в споре,«должны, прежде всего, стараться разрешить спор путём переговоров,обследования, посредничество, применение арбитража судебного разбирательства,обращения к религиозным орденам или соглашениям или иным мирным средствам посвоему выбору.
Ст. 1 п.1 устава ООНгласит, что международные споры должны разрешаться в соответствии с принципами«справедливости и МП». Большинство государств считает, что ссылки насправедливость подчёркивают, что мирные средства обязательны для разрешениялюбых международных споров.
Анализ принципамирного разрешения споров (зафиксирован в Декларации о принципах МП 1970 г.Заключительном акте СБСЕ) показывает, что удалось отстоять ряд важныхположений, которые развивают и дополняют Устав ООН и которые хотели бы отменитьряд государств (США и его союзники).
В их числе:
· обязанностьгосударств «прилагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти ксправедливому решению, основанному на МП»;
· обязанность«продолжить искать взаимно согласованные пути мирного урегулирования споров» втех случаях, когда спор не удается разрешить;
· «воздержатьсяот любых действий, которые могут ухудшить положение в такой степени, что будетпоставлено под угрозу поддержания международного мира и безопасности, и темсамым сделать мирное урегулирование спора более трудным».
Нормы принципа мирного разрешения спора в последниегоды стали предметом тщательного анализа.
1. На совещанииэкспертов СБСЕ по мирному урегулированию споров в Ла-Валетте (Мальта, 1991 г.)рекомендованы параметры общественной системы мирного урегулированиямеждународных споров;
2. Итоговым документомсовещания СБСЕ предусмотрено создание в Европе специального органа – «МеханизмСБСЕ по урегулированию споров», который может быть использован по требованиюлюбой из спорящих сторон и действует в качестве примирительного органа.
В целом видно:
· Чтоудельный вес мировых средств и способов решения международных спороввозрастает;
· Государствапостоянно стремятся привадить нормативное содержание принципа в соответствие спотребностями практики, жизни.
3.3. Принциптерриториальной целостности государств.
Принцип утвердился с принятием устава ООН в1945 г. Имеет вариации :
· Территориальнаяцелостность;
· Территориальнаянеприкосновенность;
Назначение принципа – защита территории государства отлюбых посягательств.
Устав ООН запретил угрозу силойили её применение против территориальной целостности (неприкосновенности) иполит независимости любого государства.
Декларация о принципах МП 1970 г. прираскрытии формулировки п.4 ст.2 Устава ООН были отражены элементы этогопринципа, хотя сам он отдельно не применялся. Например:
· устанавливалось,что государство «должно воздерживаться от любых действий направленных начастичное или полное нарушение единства и территориальной целостности любогогосударства»;
· отмечалось,что «территория государства не должна быть объектом военной оккупации,явившейся результатом применения сил в нарушении положений Устава»;
· что«территория государства не должна быть объектом приобретения другимгосударством в результате утраты силы или её применения»;
· недолжны «признаваться законными какие либо территориальные приобретения,явившиеся результатом утраты силой или её применения».
На совещании по безопасности и сотрудничествув Европе 1975 г. приняв заключительный, данный принцип нашел там свое отражениеи дана полная его формулировка: «Государства – участники будут уважатьтерриториальную целостность каждого из государств – участников. В соответствиис этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями ипринципами Устава ООН, против территориальной целостности, политическойнезависимости или единства любого государства-участника и в частности, от любыхтаких действий, представляющих собой применение силы или угрозы силой.
Государства-участники будутравным образом воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга вобщественной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы внарушении международного права или в объект приобретения с помощью таких мерили угрозы их отсутствия. Никакая оккупация или приобретение такого рода небудет признана законной».
Таким образом, изложениеданного принципа в заключительном акте СБСЕ обязал:
· уважатьтерриториальную целостность друг друга;
· воздерживатьсяот любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН.
Из этого следует, к примеру:
1. Транзит черезтерриторию любого иностранного государства любых транспортных средств являетсянарушением ни только неприкосновенности границ, но и неприкосновенностигосударственных территорий;
2. Все природные ресурсыиностранного государства неприкосновенны и разработка их без разрешения являетсянарушением территориальной неприкосновенности;
3. Использованиегосударством своей территории не должно наносить ущерб естественным условиямтерритории другого государства (Чернобыль).
3.4. Принципнерушимости государственных границ.
Эта идея впервые получила своё правовоеоформление в договоре СССР и ФРГ от 12.08.1970 г. а за тем ПДР, ЧССР, ГДР сФРГ, т.е. закрепила юридически послевоенное наложение границ в Западной Европе.
С этого времени нерушимость границ сталанормой МП юридически обязательной для государств. В Договорах СССР, ПНР, ГДР,ЧССР с ФРГ выражено два существенных элемента:
· Признаниесуществующих границ;
· Отказ,от каких – либо территориальных претензий.
Как принцип нерушимости границ былсформулирован в заключительном акте СБСЕ 1975 году. «Государства – участникирассматривают как нерушимые все границы с друг другом, как и границы всехгосударств в Европе, и потому они будут воздерживаться сейчас и в будущем отлюбых посягательств на эти границы».
Признание этого принципа означает также и отказ,от каких либо территориальных притязаний, т.е. государство «будутсоответственно воздерживаться от любых требований или действий, направленных назахват или узурпацию части или всей территории любого государства – участника».
Исходя из этого, основное содержание принципанерушимости границ можно свести к 3 элементам:
1. Признаниесуществующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с МП.
2. Отказ, от каких либотерриториальных притязаний на данный момент или в будущем.
3. Отказ от любых иных пося7ательствна эти границы, включая угрозу силой или ее применение.
Существует 2 понятия относительныхграниц:
1. Нерушимость границ — действует только в отношении государств, участников Заключительного акта СБСЕ(т.е. стороны Западной Европы, США и Канады)
2. Неприкосновенностьграниц – является принципом общего МП и действует на континентах, независимо оттого, существует или нет специальное соглашение по этому вопросу.Вопрос № 4.
4.1 Принцип суверенного равенства государств.
Каждое государство обязано увещатьсуверенитет других участников, т.е. их право в пределах собственной традиции осуществлять законодательную, административную, исполнительную и судебную власть, без какого — либо вмешательства со стороны других государств, а так жесамостоятельно проводить свою внешнюю политику.
П. 1 ст. 2 Устава ООН свидетельствует, что«организация основана на принципах суверенного равенства всех ее членов».
Данный принцип закреплен:
1. в Уставах международныхорганизаций системы ООН;
2. в Уставахрегиональных международных организаций;
3. в многосторонних идвусторонних соглашениях государств и международных организаций.
Эволюция этого принципа:
· снаибольшей полнотой изложен в Декларации о принципах МП, касающихсядружественных отношений и сотрудничества между государствами с Уставом ООН1970г.
· развитв Декларации принципов Венской встречи представителей государств – участниковСовещания, по безопасности в Европе 1989г.
· подтвержденПарижской хартией Новой Европы 1990г. и др.
Основное социальноеназначение принципа суверенного равенства – обеспечить юридически равноеучастие в международных отношениях всех государств, независимо от различийэкономического, социального, политического или иного характера.
Как равноправныеучастники международного общения государства обладают принципиально одинаковымиправами и обязанностями.
По Декларации 1970г. понятие суверенногоравенства включает элементы:
1. государстваюридически равны;
2. каждое государствопользуется правами полного суверенитета;
3. каждое государствообязано уважать правосубъектность других государств;
4. территориальнаяцелостность и политическая независимость государства не прикосновенны;
5. каждое государствоимеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные,экономические и культурные системы;
6. каждое государствообязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства ижить в мире с другими государствами.
В Декларации принциповЗаключительного акта СБСЕ 1975г. государства приняли на себя обязательства нетолько соблюдать принцип суверенного равенства, как он изложен в Уставе ООН иДекларации 1970г., но и уважать права, присущие суверенитету.
Это означает:
· всвоих взаимных отношениях государства должны уважать различия в историческом исоциально – политическом развитии;
· разнообразиюпозиций и взглядов, внутренние законы и административные правила не должны бытьпрепятствием к соблюдению суверенитета;
· правокаждого государства определять и осуществлять по своему усмотрению и согласноМП отношения с другими государствами;
· правогосударства принадлежать к международным организациям, быть или не бытьучастниками двусторонних или многосторонних договоров, включая союзные договораи право на нейтралитет.
4.2. Принцип невмешательства во внутренниедела.
В принципе, все принципы тесно увязаны междусобой, так принцип суверенного равенства можно рассматривать в контекстепринципа невмешательства и наоборот.
Современное понимание принципа невмешательства в общей форме зафиксировано в п.7 ст.2 Устава ООН иконкретизировано в авторитетных международных документах;
· Декларацияо принципах МП 1970.;
· Заключительномакте СБСЕ 1975г.;
· ДекларацияООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об огражденииих независимости и суверенитета от 21.12.1995г.
В соответствии состатьей 2 п.7 Устава ООН Организация не имеет права «на вмешательство в дела,по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства». Указанноезапрещение распространяется на действия всех участников ООН.
Из этогоправила есть исключение, касающееся изменения принудительных мер на основанииглавы 7 Устава ООН, т.е. действия которые могут быть предприняты в случаяхугрозы миру, нарушение мира или акта агрессии.
Такимобразом, если СБ ООН констатирует, что действия, происходящее на территориикакого-либо государства, угрожают международному миру и безопасности, такиесобытия перестают быть внутренним делом данного государства и действия ООН вотношении этих событий не будут вмешательством во внутренние дела государств.
4.3. Принциправноправия и самоопределение народов.
Не смотря на то, чтооб этом принципе речь шла ещё в 19 в., как обязательная норма он зафиксирован вУставе ООН.
Ст. 1 п. 2 Устава ООНгласит, что одна из важнейших целей ООН – «развивать дружественные отношениямежду нациями на основе уважения принципов равноправия и самоопределениянародов».
В ст. 55 Устава ООНэта цель конкретизируется, тесно увязывается с задачей повышения уровня жизни,решением международных проблем в экономической и социальной областях. В сферахздравоохранения, образования, культуры, соблюдения прав человека и т.п.
Принцип равноправия иуважения, самоопределение народов получает свое подтверждение и развитие:
- вДекларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам1960г.;
- в о правах человека 1966г.;
- вДекларации о принципах МП 1970г.;
- вДекларации принципов Заключительного акта СБСЕ подчеркнуто особое право народовраспоряжаться своей судьбой.
К связи с тем, что проблема зависимости колониальной зависимости практическирешена, принцип равноправия, и самоопределения народов не утратил своегозначения, т.к.:
a) субъектомсамоопределения являются не государство, а народ;
b) в документах ООНвыражено главное в нормативном содержании принципа.
ВДекларации о принципах МП 1970г. подчеркивается:…
«Создание суверенногои независимого государства, свободное присоединение к свободному государствуили объединение с ним, или установление любого другого политического статуса,свободно определенного народом, является формами осуществления этим народомправо на самоопределение»:
c) в содержании права насамоопределение все чаще выделяют экономические аспекты (право распоряжатьсясвоими ресурсами, осуществлять культурное развитие);
d) современноенормативное содержание самоопределения включает в себя как права народов, так исоответствующие обязанности государства.
Принципсамоопределения народов, но не обязанность, и осуществление его может бытьмноговариантовым.
Таким образом,Самоопределение означает право народов выбирать такой путь развития, который внаибольшей степени соответствует их историческим, географическим, культурным,религиозным и др. традициям и представлениям.
4.4. Принципсотрудничества государств.
Идея международногосотрудничества государств независимо от различий в их политическом,экономическом и социальном строе в различных сферах международных отношенийявляется основным положением в системе норм, содержащихся в Уставе ООН.
СогласноУстава ООН, государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество вразрешении международных проблем экономического, социального, культурного игуманитарного характера», а так же обязаны «поддерживать международный мир ибезопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры».
Принцип сотрудничества как правовая категория вытекает из других положенийУстава, в частности из положений ст.55 и 56.
Ст.55Устава ООН свидетельствует о двух видах обязанности членов ООН:
- обязанностигосударств сотрудничать друг с другом в достижении целей, предусмотренныхУставом ООН;
- иих обязанность сотрудничать с ООН для достижения тех же целей.
Конкретные формы сотрудничества, их объем зависит от потребностей и нетерриториальных ресурсов государств, внутреннего законодательства и принятых насебя международных обязательств.
4.5.Принцип уваженияправ человека.
Хотя само пониманиеправа уважения человека корнями уходит в 19 век, однако становление какпринципа всеобщего уважения прав человека пошло с принятием Устава ООН.
Впреамбуле Устава членов ООН утвердили «веру в основные права человека… вравноправии мужчин и женщин».
Таким Ст. 1 УставаООН в качестве цели членов ООН говорится о сотрудничестве между ними «поощренияи развитие уважение и права человека и основным свободам для всех, безразличиярасы, пола, языка и религии».
Ст. 55 Устава ООНгласит… «ООН содействует:
- повышениюуровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического исоциального прогресса и развития;
- всеобщемууважению и соблюдению прав человека и основ свобод для всех;
Ст.56предусматривает, что «все члены ООН обязуются принимать совместные исамостоятельные действия в сотрудничестве с организацией для достижения целей,указанных в ст.55».
В УставеООН обязательства изложены в общей форме. Более конкретезированноони?????????????:
- всеобщейДекларации прав человека 1948г.
- международномпакте о гражданских и политических правах 1966г.
- международномпакте об экономических, социальных и культурных правах.
Международные документы по правам человека, как правило:
1. имеют универсальныйхарактер (т.е. уважаются права человека и все основные свободы);
2. носят всеобщийхарактер (т.е. соблюдение во всех государствах);
3. распространяются навсех без различия расы, пола, веры, языка, религии;
4. являются отправнойточкой для разработки национальных моделей в законодательстве по этому вопросу;
5. международные нормыпо правам человека не действуют в государстве, нуждаются в принятиинациональных законодательных актов.
Развиваядальше принцип всеобщего уважения прав человека:
· итоговый ДокументВенской встречи государств – участников СБСЕ предписывает государствам «уважатьправо своих граждан самостоятельно или совместно с другими вносить активныйвклад в развитие и защиту прав человека и основных свобод», предусматривает«право ему наблюдать за осуществлением и способствовать выполнению положенийдокументов СБСЕ и присоединяться к другим с этой целью».
· ДокументКопенгагенского совещания СБСЕ обязывает государство «обеспечивать, чтобыотдельным лицам было разрешено осуществлять право на ассоциацию, включая правосоздавать, присоединяться и эффективно, участвовать в деятельностинеправительственных организаций, которые стремятся поощрять и запрещать правачеловека и основные свободы, включая профсоюзы и группы по наблюдению засоблюдением прав человека»
4.6. Принципдобросовестного выполнения международных обязательств.
Возникновение данногопринципа связанно с развитием государственности и заключение договоров, т.е.он возник в форме международно-правового обычая.
Однако, как общепризнанная норма поведения субъектов данный принцип закреплен вУставе ООН, преамбула которого подчеркивает решимость членов ООН «создатьусловия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение кобязательствам, вытекающим из договоров и других источников МП».
Согласно ст. 2 п. 2 Устава ООН, « … все Члены ООН добросовестно выполняютпринятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем всовокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составучленов Организации».
Универсальность принципа.
А) согласно Венской конвенции о праве международныхдоговоров 1969г., «каждый действующий договор обязателен для его участников идолжен ими добросовестно выполняться». Более того, «участник не можетсослаться на положение своего внутреннего права в качестве оправдания дляневыполнения им договора».
Б) по Декларации о принципах МП 1970г.,каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН, обязательства, вытекающие из общепринятых норм ипринципов МП, а так же обязательств, вытекающих из международных договоров,действительного согласно общепринятым принципам и нормам МП, т.е. сферадействия данного принципа заметно расширилась.
В) в Декларации принципов заключительногоакта СБСЕ 1975г. государства-участники согласились «добросовестно выполнятьсвои обязательства по МП, как те обязательства, которые вытекают изобщепризнанных принципов и норм МП, так и те обязательства, которые вытекают изсоответствующих МП договоров или других соглашений участниками которых ониявляются».
Юридическоесодержание добросовестности вытекает из текста Венской конвенции о правемеждународных договоров 1969г.из разделов:
· Применениедоговоров (ст.28-30)
· Толкованиедоговоров (ст.31-33)
Применение положенийдоговора во многом определяется его толкованием.
С этой точки зренияможно предположить, что добросовестным будет применение договора, который иистолкован добросовестно (в соответствии с обычным значением, которое следуетпредавать терминам договора в их контексте, а так же в свете объекта и целейдоговора).
Принцип добросовестного выполнения международных обязательств распространяетсятолько на действительные соглашения.
Это значит:
1. Данный принципприменяется только к международным договорам, которые заключены надобросовестной основе и равноценных отношений;
2. Т.к. любой неравноправныйдоговор нарушает суверенитет государства, т.е. Устав ООН, то он может невыполняться и не является добровольно законченным;
3. Любой договор,который противоречит Уставу ООН – недействителен и ни одно государство недолжно на него ссылаться или пользоваться его преимуществами. (ст.103 УставаООН).
4. Любой договор неможет противоречить императивной норме МП (ст. 53 Венской конвенции о правемеждународных договоров 1969г.)
Вывод:
Таким образом, мырассматриваем основные принципы МП, которые представляют собой основополагающиеобщепринятые нормы, обладающие высшей юридической силой. Все остальныемеждународно-правовые нормы и международно-значимые действия субъектов должнысоответствовать положением основных принципов.
г