Реферат по предмету "Юриспруденция"


Имплементация международных договоров в Украине и гармонизация с ними национального законодательства (некоторые общетеоретические аспекты)

Министерство образования и наукиУкраины
Донецкий Национальный университет
Экономико – правовой факультет
Кафедра___________________________________
РЕФЕРАТ
по международному праву
на тему:
Имплементация международных договоров в Украине и гармонизация с ниминационального законодательства (некоторые общетеоретические аспекты)
Студентки 4-го курса
гр. 0601 «___»
__________________
Донецк 2001
Со второй половины 90-х годов актуализируется проблема гармонизирования(приведение в соответствие) законодательства Украины с правовыми системами ведущих международных организаций Европы.Основными вехами этого закономерного процесса были:
·    Соглашение о партнерстве исотрудничестве с Европейским Союзом (1994 г.),
·    вступление в Совет Европы (1995 г.),
·    конституционное закрепление положенийотносительно соотношения международного и национального права (1996 г.),
·    ратификация Конвенции о защите прав иосновных свобод человека (1997 г.).
Отмеченный процесс целикоместественно опосредовался созданием специальных органов, учреждений и принятиемряда специальных нормативных актов (одним из последних является Указ ПрезидентаУкраины от 11 июня 1998 г. «Об утверждении стратегии интеграции Украины кЕвропейскому Союзу»[1]). Это дает основания констатировать, что в системе права Украины формируется новоеструктурное подразделение  межотраслевойинститут имплементации норм международного права.
Научное обеспечение развитияэтого института требует исследования блока общетеоретических проблем, вчастности выявление юридическихсредств, инструментов имплементации, выясненияих специфики и закономерностей использования, формулировки ряда понятий,которые адекватно будут отображатьимплементационную деятельность государства(в частности таких, например: имплементаионно-юридическоерегулирование, его стадии, виды,субъекты, механизмы, критерии правомерности и тому подобное).
Первым этапом имплементаионно-юридическогорегулирования является имплементационное правотворчество.
1. Чтобы выделитьопределенные стадии имплементационногоправотворчества,  необходимо четко определить точку отчета, с которойона, собственно, начинается. Такой момент наступает после высказывания согласияна обязательность для Украины международного договора, которая может выражатьсяразличными способами, предусмотренными Законом Украины «О международныхдоговорах Украины». Это можно аргументировать тем, что без нормативно-правовогоакта (закона или подзаконного акта в зависимости от того, каким именно органом высказывается такое согласие), который удостоверяет как раз принятиемеждународно-правовых обязательств государством,вообще не возникает потребность вразработке и «запуске» механизма обеспечения последних, а следовательно, и потребность в имплементационном правотворчестве. Здесь можно записать: нужно ли вообщеспециальное имплементационное правотворчество при наличии такогонормативно-правового акта, которыйподтверждает международно-правовые обязательства государства? Ведь есть:
во-первых, ст. 9 Конституции Украины о включении определенныхмеждународных договоров в составнационального законодательства;
во-вторых, ч. 1 ст. 17Закона Украины «О международных договорах Украины», которая предусматриваетприменение ратифицированных международных договоров в порядке, установленномдля норм национального законодательства;
в-третьих, ч. 1 ст. 12этого же Закона, который обязывает неуклонно следовать всем международнымдоговорам Украины.
Эти законодательные постулаты вроде бы исключают дискуссиюотносительно того, как будет действовать международный договор во внутреннем праве и какой статус он будетиметь в нем. Однако если проанализировать приведенные нормы обоснованней, то можно сделать вывод, что они вмещаюттолько достаточно общие,основопоологающие принципы относительно разрешения проблемы реализациимеждународно-правовых обязательств Украины. Поэтому возникает потребность в ихконкретизации в других специальных нормах, которые и можно будет считатьрезультатом имплементационного праовотворчества относительно конкретныхмеждународных договоров. Это, так сказывать, «формальные» аргументы.
Однако не менее важными являются и аргументы«содержательные». Международные договоры разделяют,как известно, на самоисполняющие  и несамоисполняющие. Это влияет и на характерих действия (прямой или же тот, что опосредствовали) во внутреннем правопорядке, являющимся чрезвычайно важным дляреализации международного договора: ведь если договор принадлежит к несамоисполняющему, он постоянно требует национальных имплементационных, и  в первую очередь правотворческих  средств для его выполнения. Нозаконодательство Украины не регулирует деятельность относительно установления самоисполнения международных договоров.Кроме того, ч. 1 ст. 17 Закона Украины«О международных договорах Украины», указывая на порядок применение нормнационального права, когда речь идет о применении международного договора,наталкивает на вопросы: является ли такой порядок приемлемым для применения(реализации) любого международного договора  или способен ли он «обслужить»международный договор (хотя бы учитывая его несамоисполнение)?
Вышеперечисленное позволяетсделать вывод о том, что:
1) в ряде случаеввозникает необходимость прибегать кспециальному имплементационному правотворчеству;
2) предпосылкой имплементационного правотворчества являетсясогласие государства на обязательностьдля ее международного договора, засвидетельствованнойсоответствующим нормативно-правовым актом (как результатом обычного национального  правотворчества);
3) первоначальнымвопросом, который должно решать имплементационное правотворчество является установление характера действиямеждународного договора. Как видится,именно в этом и состоит начальная первая стадия имплементационного му правотворчества.
Для того чтобы содержательно охарактеризоватьэту стадию, остановимся подробнее на вопросе относительно самоисполнения международного договора.
Важность решения этого вопроса предопределяетсятем, что в данном случае речь идет о:
-  урегулировании внутригосударственных отношений не только самим государством, а международной общностью (апоэтому решение проблемы «самоисполнения»международного договора является отражением того, насколько комплексногосударство подходит к реализации принципов международного права, в частностипринципа добросовестного выполнения международных обязательств и принципаневмешательства во внутренние дела государства);
-  вмешательстве в такуюделикатную сферу общественной жизни, как права человека (поскольку именномеждународные договоры о правах человека предназначены к их выполнению в первуюочередь национальными субъектами права);
-  налаживании (приготовлении) механизма, который должным образомвведет в действие международный договор, обеспечитего выполнение.
Поэтому не удивительно, что уже проводилось немало исследований напредмет самоисполнения таких важныхмеждународных актов, как Общая декларация прав человека (1948 г.),Международный пакт об экономических, социальных и культурныхправах (1966 г.). Международный пакт огражданских и политических правах (1966 г.). В результате таких исследованийсделан вывод, что считать эти акты самоисполняющимисянет оснований[2].
Как правильно замечает И.Лукашук относительно ситуации в России, не может быть и речи о прямомприменении там международно-правовых норм, «обходя» национальную правовуюсистему, поскольку они включаются Конституцией в правовую систему государства,действуют как части этой системы, применяются в соответствии с ее целями ипринципами, а также в установленном ею процессуальномпорядке[3]. Такую же позицию занимает и В. Денисов,  который, в частности, указывает, что взаимодействие международногои внутреннего права с практической точки зрения требует усвоения норммеждународного права таким образом, чтобы они могли практически применяться в правовой системе и в первую очередь, в необходимых случаях, национальными судамии что сама идеология международного права не связывает приоритет международногоправа с его непосредственным действием, считая такой подход иррациональным[4].
Еще раньше к аналогичным выводам склонялся такой известныйотечественный ученый, как С. Зиве. Анализируя с общетеоретических позицийпроблему соотношения источников международного и источниковвнутригосударственного права, он охарактеризовалдостаточно широкий круг случаев, когда международно-правовыенормы не могут быть воплощены внациональную практику без предыдущей права-трансформационной деятельностисоответствующего государства[5].
Приведенные рассуждения ученых указывают на необходимость адаптациимеждународно-правовых норм внациональном праве. Под такой адаптацией предлагается понимать:
а) проверку на непосредственность действия в национальном праве международно-правовой нормы (т.е. проверку наее самоисполнение) и в случае несамоисполнения такой нормы) употреблениенеобходимых средств для обеспечения ее действия.
Что же касается самоисполнениямеждународных договоров, то достаточно обоснованным считается выделение таких форм непосредственногоприменения их норм во внутреннемправе, как:
1) самостоятельное применение норм международного договора идругих источников   без прямого участия норм национального законодательства, ноне вне сферы их влияния;
2) общее применение норммеждународного договора и «родственных» норм национального законодательства;
3) приоритетное применение норм международного прававместо норм национального[6].
2. В актах национального законодательства Украинского государства, которые регламентируютимплементационную деятельность ее органов, употребляются такие понятия, как «противоречивость» (проектов международныхдоговоров Конституции Украины), «приведениев соответствие» к европейскимстандартам законодательства Украины (раздел1 упомянутой стратегии) и др.
Нокак понимать это «соответствие» («непротиворечивость»)? В чем она проявляется? Какие ее критерии, показатели?
Ответ на эти вопросы является очевидным только в тех случаях, когда международно-правоваянорма сформулирована при помощи количественных показателей (например, некоторыестатьи Конвенции 00Н о правах ребенка). Во всех же других случаяхконстатирования «соответствия» или, наоборот, «несоответствия» закона такойнорме требуется применение специальных логико-юридическихкритериев, предложить которые призванаобщая теория права.
В тех случаях, когда содержаниемеждународно-правовой нормы изложено ввиде формально определенных, эмпирически фиксированных признаков поведения,событий, предметов, явлений, соответствие между нею и законом устанавливаетсяза такими критериями:
А. Закон конкретизирует международно-правовую норму – вэтом случае они соотносятся как особенное и общее, т.е. как вид и род. Поэтомукритерием правомерности закона здесьявляется логичный объем отмеченнойнормы (т.е. сумма объемов понятий, с которых она состоит): закон будет отвечать международно-правовой норме, еслиего логичный объем, даже обогащенныйновыми признаками, будет составлять часть логичногообъема такой нормы.
Б. Закон детализирует норму международного права — тогдаони соотносятся как часть и целое. Его правомерность проверяется  таким жеспособом, потому же критерию, что и впредыдущем случае.
В ряде случаевмеждународно-правовая норма формулируется путем указания признаков поведения,не определенных в формальномотношении, т.е. таких, которые не подвергаются непосредственной эмпирическойфиксации. Тогда соответствие ей национального закона уже не может бытьустановлено при помощи формально-логичныхсредств, а будет оказываться на основании более сложного, диалектико-логического анализа связей междуявлениями, которые моделируются сравниваемыми предписаниями. В частности:
А. Международно-правовая норма содержит указание на определенную,социальное содержательную юридически обязательную социальную направленностьдеятельности (например, ст. ст. 11, 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурныхправах). Закон будет соответствовать такой норме, если он (а точнее говоря,деятельность, что им предопределяется) способен служить средствомдля ее осуществления, т.е. для достижения цели,зафиксированной в ней. Здесь «соответствие» основывается наобъективной причинно-следственнойзависимости между явлениями, которые являются предметом правового регулирования.
В. Международно-правовая норма указывает только на социальнуюзначимость фактов, которые подлежат правовому регулированию,т.е. вмещает нормы, в частности, с такназываемыми оценочными понятиями(например, п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10, п. 2 ст. 11Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека). Соответствиезакона такой норме должно оказаться таким, что факты (действия, события),которые в нем закрепляются, объективнобудут иметь именно ту социальную значимость, которая предусмотренна даннойнормой. Таким образом, в основе соответствия лежит уже функциональнаязависимость между явлениями, которые находятсяв сфере международно-правового инационально-правового регулирования.
Изложенный здесь подход[7], согласно которомукритерии правомерности имплементационного правотворчества (и вообще правотворчества) зависят от реальных регулятивно — содержательных свойств какнорм международного права, так и национальных законов. Кроме того, данныйподход сориентирован на установление объективного основания для обеспечения иконтроля правомерности последних. Он, кроме того, еще раз иллюстрирует, что в государственно-юридическом регулировании общественных отношений логикаявляется одним из необходимых средств достижения правомерности, законности какконституционной, так и международной.
 
 
ПЕРЕЧЕНЬССЫЛОК:
1.  Правительство. курьер. 1998. 18 черв.
2.  См., напр.: Даниленко Г.М. Применение между народного права во внутреннейправовой системе России: практика Конституционного суда // Гос-во и право. 1995. № 11.
3.  Алексеева Л. Б., Жуйков В. М., Лукашук Й. Й. Международные нормы в правах человека и применение их судами Российской Федерации. М, 1996. — С. 11.
4.  Денисов В. Н. Статус международных договоров в Конституции Украины// Вестник Академии правовых наук Украины. 1997. — № 1. -С. 34.
5. Зивс С. Л. Источники права. Г., 1981. С.221-236.
6. Семенов В. С., Прагнюк О. Я.Международно-правовые аспекты Конституции Украины. К., 1997. — С. 15.
7. См. также:Проблемы гармонизации законодательства Украины с международным правом //Материалы научно-практической конференции. Октябрь 1998 р. К., 1998.С. 255-257.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат История педагогической мысли
Реферат Асимметричная система моделирования как способ представления в пространственно-временном континууме
Реферат «Закаливание молодого организма и его способы»
Реферат Ответственность за нарушения налогового законодательства 2 Определение сущности
Реферат Система обеспечения пожарной безопасности радиобашни для сетей сотовой связи
Реферат Терапевтические возможности искусства
Реферат Us On International Fishing Essay Research Paper
Реферат Тоталитарное государство предпосылки возникновения и пути реформирования
Реферат Миграции населения
Реферат Методи та етапи статистичного дослідження
Реферат Старая гипотеза «перевернутости» хордовых подтверждается
Реферат План рахунків бух обліку бюджетних установ нормативні документи казначейства
Реферат Оценка кредитоспособности заемщика юридического лица в ОАО Международный банк Санкт-Петербурга
Реферат Stress Essay Research Paper Stress is the
Реферат Интеграционные процессы в отдельных регионах мира