РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТАДРУЖБЫ НАРОДОВ
ИНСТИТУТ ДИСТАНТНОГООБРАЗОВАНИЯ
Факультет: ЮРИДИЧЕСКИЙ
Дисциплина: «Юридическая психология».
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1.
Тема:«Место юридической психологии в системе научных знаний».
Студент: Акиньшин Дмитрий Васильевич
3курс(6 лет), ЮЮ 01 36 005
Белгород 2003.
Содержание.
1.
2.
3.
Юридическая психология как комплексная научнаядисциплина.
Юридическая психология включает в себя различные областинаучных знаний, является прикладной наукой и в равной мере принадлежит как психологии, так июриспруденции. В области общественныхотношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людейприобретает своеобразные черты, которыеобусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правовогорегулирования.
Право всегда связано с нормативнымповедением людей. Ниже мыкратко рассмотрим это понятие, после чего перейдем к рассмотрению системы «человек—право» и«человек—право— общество»,а затем — к анализу правоохранительной и других видов юридической деятельности.
Являясь активным членом общества,человек совершает поступки,действия, которые подчиняются определенным правилам. Правила, обязательные для какого-токонкретного множества (массы)людей, называются нормами поведения и устанавливаются самими людьми в интересах либо всегообщества, либо отдельныхгрупп и классов.
Все нормы поведения обычно делят натехнические и социальные.Первые регулируют деятельность человека по использованию природных ресурсов (нормы расхода топлива, электроэнергии, воды и т.п.) и орудий труда.Социальные нормы регулируютотношения между людьми.
Социальные нормы включают в себя обычаи, мораль и право. Все социальные нормы, исходя из принятых в обществе оценок, требуют либо воздержания от определенных поступков, либо совершения каких-то активных действий.
Методологическая особенность юридическойпсихологии состоит в том, что центр тяжести в познании переносится на личность как субъект деятельности.
Такимобразом, если право в первую очередь выделяетв человеке правонарушителя, то юридическая психо-
логияисследует человека в правонарушителе,в свидетеле, потерпевшем и т. п.
Место юридической психологии в системе научных знаний.
Судебная (ныне юридическая)психология возникла в ответ на запросы практики борьбы с преступностью на стыкеправовой и психологическойнаук. Поэтому она носит, безусловно, комплексный,междисциплинарный характер. Юридическаяпсихологияявляется как бы частичкой многих научных дисциплин поэтому она не может незанимать своё место в нижеперечисленных дисциплинах.Прежде всего она связана с общей психологией и по отношению к ней находится в ряду аналогичных ей научных дисциплин, которые Л.С. Выготскийназывал отраслями прикладнойпсихологии (педагогическая, медицинская и др.).
Тесные связи юридическая психологияподдерживает также и с социальной психологией. Такие ееразделы, как социально-психологические проблемы личности, являютсябазовыми в изучении психологических аспектов деятельности следователя,состава суда, психологии преступной группы и некоторых других вопросов.Многие положения юридическая психология заимствует из области педагогической,медицинской, инженерной психологии, психологии труда, управленияприменительно к решению своих частных задач. В то же время,поскольку юридическая психология обслуживает различные виды профессиональнойдеятельности юристов в определенном правовом (процессуальном) режиме, она неможет быть, несмотря на свой естественно-научный характер, ивспомогательной правовой наукой, связанной с ее различнымиотраслями. Причем юридическая психология не только поддерживает с нимимеждисциплинарные связи, но и оказывает им уникальную помощь,выполняя по отношению к ним познавательную функцию. Это определяетсяпрежде всего гносеологической природой установленияистины прирасследовании (рассмотрении) уголовных дел, в ходе разрешения различныхгражданско-правовых споров в суде, поскольку это — не что иное,как разновидность всеобщего процесса познания, осуществляемого с учетомзакономерностей психических познавательных процессов, в целом познавательнойдеятельности человека.
«Многиепроцессы и явления, изучаемые… юридической наукой, — указывает Б.Ф. Ломов, —не могут быть до конца поняты без раскрытия роли в этих процессах и явлениях техфакторов, которые определяются как психологические, без знания «механизмов»индивидуального и группового поведения людей, закономерностейформирования стереотипов поведения, без анализа психологическихсвойств и особенностей личности, ее способностей, характера, межличностныхотношений и т.д.».
В этойсвязи в первую очередь следует указать на интегративные связиюридической психологии с наукой уголовного процесса, изучающей сущностьи принципы уголовного процесса, развитие и основные чертыуголовно-процессуального права, правовое положение участниковпроцесса, проблемы теории доказательств, познания истины по уголовнымделам, порядок уголовно-процессуальной деятельности от ее начала дозавершения, правила деятельности органов расследования, прокуратуры исуда при производстве по уголовным делам.
Основным содержаниемуголовно-процессуальной деятельности, проводимой правоохранительными органами,является процесс расследования (рассмотрения) уголовных дел,носящий исследовательский, познавательный характер, в ходе которого путемдоказывания устанавливается истина по делу. То есть, доказывание истины вуголовном процессе представляет собой не что иное, как разновидностьвсеобщего процесса познания со всеми присущими ему закономерностями и особенностямипсихолого-гносеологического характера.
Каксправедливо указывает А.Р. Ратинов, «судебная психология проникает всферу уголовно-процессуальной теории, помогая в решении наиболеесложных вопросов доказательственного права, раскрывая психологическиймеханизм оценки доказательств, формирования внутреннего убеждения, рекомендуяоптимальный с точки зрения психологии порядок доказывания и всего уголовногосудопроизводства». Аналогичных взглядов придерживаются и другиеученые, считающие, что «многие институты процессуального прававообще не могут быть познаны с достаточной глубиной без применениязакономерностей, установленных судебной психологией».
Ряд принципиальноважных положений уголовно-процессуального закона, таких, как независимостьсудей с подчинением их только закону,гласность, непосредственность, устность и непрерывность судебного разбирательства (ст. 16, 18, 240 УПКРСФСР), вырабатывались напротяжении длительного периода под влиянием практики уголовного судопроизводства, которая со всейочевидностью показала, в какойогромной мере психические процессы, сами условия восприятия судом обстоятельств, подлежащих доказыванию,влияют на объективность установленияистины и принятия судебных решений.
Поэтому прианализе норм уголовно-процессуального закона, регулирующих процессдоказывания, установления истины по делу, с точки зрения психологии обращают насебя внимание в первую очередь два аспекта этого регулирования. Во-первых,отражение в ряде уголовно-процессуальных норм психологическихзакономерностей, учет которых обеспечивает объективность, доброкачественностьпроцесса познания истины по делу, достоверность получаемых результатов. Иво-вторых, наличие гарантий, призванных оградить от различных негативных влиянийпроцессы мышления, памяти, принятия решений различными участникамиуголовного процесса. И хотя законодатель не прибегает к собственно психологическимтерминам, процедура расследования(рассмотрения) уголовного дела, вобрав в себя накопленный человечеством опыт, учитывает роль психологическихфакторов в установлении истины по делу. И в этом процессе все более серьезнуюпомощь правоохранительнойдеятельности будет оказывать психологическая наука, которая должнаперейти от распространенного психологическогокомментария отдельных явлений или процессов, психологического всеобучаработников правоохранительной системы к психологическому обеспечению уголовно-процессуальной деятельности как единой целостной системы.
Психологическоеобеспечение уголовно-процессуальной деятельности (поэтапное психологическоесопровождение ее стадий) в виде постоянно оказываемой психологической помощидолжностным лицам правоохранительных органов должно стать принципом правоохранительнойдеятельности в стране. А это в свою очередь предполагает создание психологической службыв системе правоохранительных органов, укомплектованных соответствующими специалистами вобласти юридической психологии с возложением на эту службу обязанности оказывать не только периодическую консультативную,но самое главное — постояннуюпрактическую помощь работникам этих органов, например, при выезде на место происшествия, во время проведения обыска идругих следственных, розыскных действий, при психологическом отборе лиц в правоохранительные органы, припроведении профилактическихмероприятий и т.п.
Аналогичным образом можно проследить теснуюсвязь юридической психологии и гражданского процесса, которыйосуществляется с соблюдением тех же принципов судопроизводства, что иуголовный провес: независимость судей с подчинением их только закону,гласность,непосредственность, устность и непрерывность судебного разбирательства (ст. 7,9, 146 ГПК РСФСР). Хотя гражданский процесс имеет и своиособенности, в том числе и с познавательной, психологической точек зренияНапример, если в уголовном процессе материалы предварительногоследствия уже содержат модель подлежащего исследованиюправонарушения, то «в гражданском процессе мысленная модель фактов,подлежащих установлению, создается самим судьей в ходе подготовкидела».
Тесныемеждисциплинарные связи также имеют место между юридическойпсихологией и наукой уголовного права в изучении целого рядауголовно-правовых проблем, носящих комплексный характер. Например, кним можно отнести вопросы, связанные с субъектом, субъективной сторонойпреступления: психологические особенности личности преступника, егоэмоционально-волевая, мотивационная сфера, уровень интеллекта,актуальные психические состояния, которые сопутствуют совершениюнекоторых преступлений, влияют на то, в какой мере субъектпреступления руководит своими действиями и отдает отчет своим поступкам.
Уголовныйкодекс РФ, введенный в действие в 1997 г., содержит целый рядновых понятий, имеющих сугубо психологический либо комплексныйпсихолого-правовой характер. Вот некоторые из них: уголовнаяответственность лиц с психическим расстройством, не исключающимвменяемость (ст. 22); «деяние, совершенное по легкомыслию» (ст. 26);несоответствие «психофизиологических качеств требованиям экстремальныхусловий или нервно-психическим перегрузкам» (ч. 2 ст. 28);устойчивость, сплоченность как признаки преступной группы (ч. 3, 4 ст.35), психическое принуждение (ст. 40); особая жестокость (п. «д» ст.105, п. «б» ст. 111,п. «в» ст. 131); аффект, длительная психотравмирующая ситуация (ст. 107,ИЗ); психические страдания (ч. 1 ст. 117);беспомощное состояние потерпевшей стороны (ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132) и т.д. Этот перечень подтверждает,какой тесной должна быть связьнаучных исследований в области уголовного права с психологической наукой и ее прикладной отраслью —юридической психологией.
Подобныесвязи юридической психологии можно проследить и при анализегражданско-правовых норм, отдельных ее положений с такой наукой, как гражданскоеправо. Так, проблема компенсации морального вреда в случае причинениягражданину «нравственных страданий» не может быть всесторонне исследованаи решена без учета психологического фактора, тем более что суды должныоценивать все это с учетом «индивидуальных особенностей лица, которомупричинен вред» (ст. 151, 1101 ГК РФ).
Не менее актуальной в гражданскомправе становится проблема признания сделок недействительнымивследствие необычного состояния психики гражданина, сниженногоинтеллекта, дефектов его волеизъявления, а также ошибок восприятия,связанных с пониженным уровнем чувствительности тех или иныханализаторов (зрительных, слуховых и пр.), с повышенной внушаемостью,т.е. качеств, которые способствуют введению в заблуждение человека при принятииим решений правового характера (см. ст. 177, 178 ГК РФ).
Все ещенедостаточно изученными остаются смежные проблемы психолого-правовогохарактера в области семейного, трудового права (законодательства).
Самаятесная связь юридической психологии установилась с криминалистикой, особеннос ее разделами, посвященными следственной тактике и методике расследованияпреступлений. Однако в этом интеграционном процессе необходим более высокийкачественный уровень, который привел бы, о чем уже говорилось вышеприменительно к уголовно-процессуальной деятельности, к созданию системыпсихологического обеспечения внедрения и реализации рекомендаций криминалистики(и не только следственной тактики, но и всех ее трех частей) в деятельностьправоохранительных органов.
Для этого необходимо:
болееширокая и квалифицированная методическая (по сравнению с настоящимположением) помощь специалистов (экспертов)-психологов впроцессе расследования (рассмотрения) уголовных дел;
введениеинститута судебного психолога в систему республиканских,областных (краевых), окружных (им приравненных) правоохранительныхорганов для оказания психологической помощи должностным лицам этих органов впроведении следственных, розыскных действий, в расследовании особо сложных групповыхпреступлений.
Весьматесная связь существует между юридической психологией и криминологией.Важнейшие разделы криминологической науки просто не могли быразвиваться без опоры на ее разделы, касающиеся психологииличности. Особое внимание криминологов привлекают именно «теособенности личности преступника, которое связаны с его преступным деянием,объясняют его совершение» (направленность, ценностныеориентации, основные потребности, интересы, отношение к нормам морали,уровень правосознания, психические и психофизиологические особенности).
Традиционныесвязи поддерживаются между юридической психологией и судебной психиатрией, особеннов пограничных областях знаний человеческой психики, находящейсямежду психической нормой и психической патологией, о чем свидетельствуетразвитие такого междисциплинарного вида совместных исследований,которое определилось в качестве комплексной психолого-психиатрической экспертизы.
Междисциплинарные связи юридической психологии сразличными отраслями правовой науки представлены на схеме (рис. 1).
рис.1
Список литературы.
1. В.В.Романов«Юридическая психология», Москва, «Юрист», 1999г.
2. В.Л.Васильев«Юридическая психология», С.-Петербург, «Питер», 2000г.
3. Б.Ф. Ломов «Теория, эксперимент ипрактика в психологии», Психологический журнал,
1980г.т.1
4. Ратинов А.Р., Богомолова С.Н., Волков В.В. и др. «Юридическаяпсихология и проблемы борьбы спреступностью», Вопросы борьбы спреступностью, 1983. Вып. 38.