Реферат по предмету "Юридическая психология"


Место юридической психологии в системе научных знаний

РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТАДРУЖБЫ НАРОДОВ
                       ИНСТИТУТ ДИСТАНТНОГООБРАЗОВАНИЯ
Факультет: ЮРИДИЧЕСКИЙ
Дисциплина: «Юридическая психология».
                                           КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1.
                    Тема:«Место юридической психологии в системе научных знаний».
                          
                                             
                                                                                               Студент: Акиньшин Дмитрий Васильевич
                                                                                                3курс(6 лет), ЮЮ 01 36 005
           
                                                           Белгород 2003.

                                                    Содержание.
1.                             
2.                             
3.                             

                Юридическая психология как комплексная научнаядисциплина.
Юридическая психология включает в себя различные областинаучных знаний, является прикладной наукой и в равной мере принадлежит как психологии, так июриспруденции. В области общественныхотношений, регулируемых нормами права, психи­ческая деятельность людейприобретает своеобразные черты, ко­торыеобусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правовогорегулирования.
Право всегда связано с нормативнымповедением людей. Ниже мыкратко рассмотрим это понятие, после чего перейдем к рассмотрению системы «человек—право» и«человек—право— общество»,а затем — к анализу правоохранительной и других видов юридической деятельности.
Являясь активным членом общества,человек совершает по­ступки,действия, которые подчиняются определенным правилам. Правила, обязательные для какого-токонкретного множества (массы)людей, называются нормами поведения и устанавливают­ся самими людьми в интересах либо всегообщества, либо от­дельныхгрупп и классов.
Все нормы поведения обычно делят натехнические и соци­альные.Первые регулируют деятельность человека по использова­нию природных ресурсов (нормы расхо­да топлива, электроэнергии, воды и т.п.) и орудий труда.Социальные нормы ре­гулируютотношения между людьми.
Социальные нормы включают в себя обычаи, мораль и право. Все социальные нормы, исходя из принятых в обществе оценок, требуют либо воздержания от определенных поступков, либо соверше­ния каких-то активных действий.
Методологическая особенность юри­дическойпсихологии состоит в том, что центр тяжести в познании переносится на личность как субъект деятельности.
Такимобразом, если право в первую очередь выделяетв человеке правонарушителя, то юридическая психо-
логияисследует человека в правонарушителе,в свидетеле, потерпевшем и т. п.
                                         
              Место юридической психологии в системе научных знаний.
Судебная (ныне юридическая)психология возникла в ответ на запросы практики борьбы с преступностью на стыкеправовой и психологическойнаук. Поэтому она носит, безусловно, комплекс­ный,междисциплинарный характер. Юридическаяпсихологияявляется как бы частичкой многих научных дисциплин поэтому она не может незанимать своё место в нижеперечисленных дисциплинах.Прежде всего она связана с общей психологией и по отношению к ней находится в ряду аналогич­ных ей научных дисциплин, которые Л.С. Выготскийназывал отрасля­ми прикладнойпсихологии (педагогическая, медицинская и др.).
Тесные связи юридическая психологияподдерживает также и с со­циальной психологией. Такие ееразделы, как социально-психологичес­кие проблемы личности, являютсябазовыми в изучении психологичес­ких аспектов деятельности следователя,состава суда, психологии пре­ступной группы и некоторых других вопросов.Многие положения юри­дическая психология заимствует из области педагогической,медицин­ской, инженерной психологии, психологии труда, управленияприме­нительно к решению своих частных задач. В то же время,поскольку юридическая психология обслуживает различные виды профессиональ­нойдеятельности юристов в определенном правовом (процессуальном) режиме, она неможет быть, несмотря на свой естественно-научный ха­рактер, ивспомогательной правовой наукой, связанной с ее различны­миотраслями. Причем юридическая психология не только поддержива­ет с нимимеждисциплинарные связи, но и оказывает им уникальную помощь,выполняя по отношению к ним познавательную функцию. Это определяетсяпрежде всего гносеологической природой установленияистины прирасследовании (рассмотрении) уголовных дел, в ходе разре­шения различныхгражданско-правовых споров в суде, поскольку это — не что иное,как разновидность всеобщего процесса познания, осущест­вляемого с учетомзакономерностей психических познавательных про­цессов, в целом познавательнойдеятельности человека.
«Многиепроцессы и явления, изучаемые… юридической наукой, — указывает Б.Ф. Ломов, —не могут быть до конца поняты без раскрытия роли в этих процессах и явлениях техфакторов, которые определяются как психологические, без знания «механизмов»индивидуального и груп­пового поведения людей, закономерностейформирования стереотипов поведения, без анализа психологическихсвойств и особенностей личнос­ти, ее способностей, характера, межличностныхотношений и т.д.».
В этойсвязи в первую очередь следует указать на интегративные связиюридической психологии с наукой уголовного процесса, изучаю­щей сущностьи принципы уголовного процесса, развитие и основные чертыуголовно-процессуального права, правовое положение участни­ковпроцесса, проблемы теории доказательств, познания истины по уго­ловнымделам, порядок уголовно-процессуальной деятельности от ее на­чала дозавершения, правила деятельности органов расследования, про­куратуры исуда при производстве по уголовным делам.
Основным содержаниемуголовно-процессуальной деятельности, проводимой правоохранительными органами,является процесс рассле­дования (рассмотрения) уголовных дел,носящий исследовательский, познавательный характер, в ходе которого путемдоказывания устанав­ливается истина по делу. То есть, доказывание истины вуголовном про­цессе представляет собой не что иное, как разновидностьвсеобщего процесса познания со всеми присущими ему закономерностями и осо­бенностямипсихолого-гносеологического характера.
Каксправедливо указывает А.Р. Ратинов, «судебная психология проникает всферу уголовно-процессуальной теории, помогая в реше­нии наиболеесложных вопросов доказательственного права, раскрывая психологическиймеханизм оценки доказательств, формирования внут­реннего убеждения, рекомендуяоптимальный с точки зрения психоло­гии порядок доказывания и всего уголовногосудопроизводства». Ана­логичных взглядов придерживаются и другиеученые, считающие, что «многие институты процессуального прававообще не могут быть позна­ны с достаточной глубиной без применениязакономерностей, установ­ленных судебной психологией».
 Ряд принципиальноважных положений уголовно-процессуально­го закона, таких, как независимостьсудей с подчинением их только закону,гласность, непосредственность, устность и непрерывность судебного разбирательства (ст. 16, 18, 240 УПКРСФСР), вырабатывались напротяжении длительного периода под влиянием практики уго­ловного судопроизводства, которая со всейочевидностью показала, в какойогромной мере психические процессы, сами условия восприятия судом обстоятельств, подлежащих доказыванию,влияют на объектив­ность установленияистины и принятия судебных решений.
Поэтому прианализе норм уголовно-процессуального закона, регу­лирующих процессдоказывания, установления истины по делу, с точки зрения психологии обращают насебя внимание в первую очередь два аспекта этого регулирования. Во-первых,отражение в ряде уголовно-процессуальных норм психологическихзакономерностей, учет которых обеспечивает объективность, доброкачественностьпроцесса познания истины по делу, достоверность получаемых результатов. Иво-вторых, наличие гарантий, призванных оградить от различных негативных вли­янийпроцессы мышления, памяти, принятия решений различными участникамиуголовного процесса. И хотя законодатель не прибега­ет к собственно психологическимтерминам, процедура расследова­ния(рассмотрения) уголовного дела, вобрав в себя накопленный че­ловечеством опыт, учитывает роль психологическихфакторов в уста­новлении истины по делу. И в этом процессе все более серьезнуюпо­мощь правоохранительнойдеятельности будет оказывать психологи­ческая наука, которая должнаперейти от распространенного психо­логическогокомментария отдельных явлений или процессов, психо­логического всеобучаработников правоохранительной системы к психологическому обеспечению уголовно-процессуальной дея­тельности как единой целостной системы.
Психологическоеобеспечение уголовно-процессуальной деятель­ности (поэтапное психологическоесопровождение ее стадий) в виде по­стоянно оказываемой психологической помощидолжностным лицам правоохранительных органов должно стать принципом правоохрани­тельнойдеятельности в стране. А это в свою очередь предполагает со­здание психологической службыв системе правоохранительных ор­ганов, укомплектованных соответствующими специалистами вобласти юридической психологии с возложением на эту службу обязанности оказывать не только периодическую консультативную,но самое глав­ное — постояннуюпрактическую помощь работникам этих органов, на­пример, при выезде на место происшествия, во время проведения обыс­ка идругих следственных, розыскных действий, при психологическом отборе лиц в правоохранительные органы, припроведении профилакти­ческихмероприятий и т.п.
 Аналогичным образом можно проследить теснуюсвязь юридичес­кой психологии и гражданского процесса, которыйосуществляется с соблюдением тех же принципов судопроизводства, что иуголовный про­вес: независимость судей с подчинением их только закону,гласность,непосредственность, устность и непрерывность судебного разбиратель­ства (ст. 7,9, 146 ГПК РСФСР). Хотя гражданский процесс имеет и своиособенности, в том числе и с познавательной, психологической точек зренияНапример, если в уголовном процессе материалы предва­рительногоследствия уже содержат модель подлежащего исследова­ниюправонарушения, то «в гражданском процессе мысленная модель фактов,подлежащих установлению, создается самим судьей в ходе под­готовкидела».
Тесныемеждисциплинарные связи также имеют место между юри­дическойпсихологией и наукой уголовного права в изучении целого рядауголовно-правовых проблем, носящих комплексный характер. На­пример, кним можно отнести вопросы, связанные с субъектом, субъек­тивной сторонойпреступления: психологические особенности личности преступника, егоэмоционально-волевая, мотивационная сфера, уровень интеллекта,актуальные психические состояния, которые сопутствуют совершениюнекоторых преступлений, влияют на то, в какой мере субъ­ектпреступления руководит своими действиями и отдает отчет своим поступкам.
Уголовныйкодекс РФ, введенный в действие в 1997 г., содержит целый рядновых понятий, имеющих сугубо психологический либо ком­плексныйпсихолого-правовой характер. Вот некоторые из них: уголов­наяответственность лиц с психическим расстройством, не исключаю­щимвменяемость (ст. 22); «деяние, совершенное по легкомыслию» (ст. 26);несоответствие «психофизиологических качеств требованиям экстремальныхусловий или нервно-психическим перегрузкам» (ч. 2 ст. 28);устойчивость, сплоченность как признаки преступной группы (ч. 3, 4 ст.35), психическое принуждение (ст. 40); особая жестокость (п. «д» ст.105, п. «б» ст. 111,п. «в» ст. 131); аффект, длительная психотравмирующая ситуация (ст. 107,ИЗ); психические страдания (ч. 1 ст. 117);беспомощное состояние потерпевшей стороны (ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132) и т.д. Этот перечень подтверждает,какой тесной должна быть связьнаучных исследований в области уголовного права с психо­логической наукой и ее прикладной отраслью —юридической психо­логией.
Подобныесвязи юридической психологии можно проследить и при анализегражданско-правовых норм, отдельных ее положений с такой наукой, как гражданскоеправо. Так, проблема компенсации морально­го вреда в случае причинениягражданину «нравственных страданий» не может быть всесторонне исследованаи решена без учета психологи­ческого фактора, тем более что суды должныоценивать все это с учетом «индивидуальных особенностей лица, которомупричинен вред» (ст. 151, 1101 ГК РФ).
Не менее актуальной в гражданскомправе становится проблема признания сделок недействительнымивследствие необычного состояния психики гражданина, сниженногоинтеллекта, дефектов его воле­изъявления, а также ошибок восприятия,связанных с пониженным уровнем чувствительности тех или иныханализаторов (зрительных, слуховых и пр.), с повышенной внушаемостью,т.е. качеств, которые способствуют введению в заблуждение человека при принятииим ре­шений правового характера (см. ст. 177, 178 ГК РФ).
Все ещенедостаточно изученными остаются смежные проблемы психолого-правовогохарактера в области семейного, трудового права (законодательства).
Самаятесная связь юридической психологии установилась с кри­миналистикой, особеннос ее разделами, посвященными следственной тактике и методике расследованияпреступлений. Однако в этом интег­рационном процессе необходим более высокийкачественный уровень, который привел бы, о чем уже говорилось вышеприменительно к уго­ловно-процессуальной деятельности, к созданию системыпсихологи­ческого обеспечения внедрения и реализации рекомендаций кримина­листики(и не только следственной тактики, но и всех ее трех частей) в деятельностьправоохранительных органов.
Для этого необходимо:
болееширокая и квалифицированная методическая (по сравнению с настоящимположением) помощь специалистов (экспертов)-психологов впроцессе расследования (рассмотрения) уголовных дел;
введениеинститута судебного психолога в систему республикан­ских,областных (краевых), окружных (им приравненных) правоохрани­тельныхорганов для оказания психологической помощи должностным лицам этих органов впроведении следственных, розыскных действий, в расследовании особо сложных групповыхпреступлений.
Весьматесная связь существует между юридической психологией и криминологией.Важнейшие разделы криминологической науки просто не могли быразвиваться без опоры на ее разделы, касающиеся психо­логииличности. Особое внимание криминологов привлекают именно «теособенности личности преступника, которое связаны с его преступ­ным деянием,объясняют его совершение» (направленность, ценност­ныеориентации, основные потребности, интересы, отношение к нормам морали,уровень правосознания, психические и психофизиологические особенности).
Традиционныесвязи поддерживаются между юридической психо­логией и судебной психиатрией, особеннов пограничных областях знаний человеческой психики, находящейсямежду психической нор­мой и психической патологией, о чем свидетельствуетразвитие та­кого междисциплинарного вида совместных исследований,которое определилось в качестве комплексной психолого-психиатрической экспертизы.
                              
                                  

          Междисциплинарные связи юридической психологии сразличными отраслями правовой науки представлены на схеме (рис. 1).

              
                                                           рис.1

                          Список литературы.
1. В.В.Романов«Юридическая психология», Москва, «Юрист», 1999г.
2. В.Л.Васильев«Юридическая психология», С.-Петербург, «Питер», 2000г.
      3. Б.Ф. Ломов «Теория, эксперимент ипрактика в психологии», Психологический журнал,
           1980г.т.1
    4. Ратинов А.Р., Богомолова С.Н., Волков В.В. и др. «Юридическаяпсихология и      проблемы борьбы спреступностью»,  Вопросы борьбы спреступностью, 1983. Вып. 38.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.