Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Юридическая психология"


Место юридической психологии в системе научных знаний

РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТАДРУЖБЫ НАРОДОВ
                       ИНСТИТУТ ДИСТАНТНОГООБРАЗОВАНИЯ
Факультет: ЮРИДИЧЕСКИЙ
Дисциплина: «Юридическая психология».
                                           КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1.
                    Тема:«Место юридической психологии в системе научных знаний».
                          
                                             
                                                                                               Студент: Акиньшин Дмитрий Васильевич
                                                                                                3курс(6 лет), ЮЮ 01 36 005
           
                                                           Белгород 2003.

                                                    Содержание.
1.                             
2.                             
3.                             

                Юридическая психология как комплексная научнаядисциплина.
Юридическая психология включает в себя различные областинаучных знаний, является прикладной наукой и в равной мере принадлежит как психологии, так июриспруденции. В области общественныхотношений, регулируемых нормами права, психи­ческая деятельность людейприобретает своеобразные черты, ко­торыеобусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правовогорегулирования.
Право всегда связано с нормативнымповедением людей. Ниже мыкратко рассмотрим это понятие, после чего перейдем к рассмотрению системы «человек—право» и«человек—право— общество»,а затем — к анализу правоохранительной и других видов юридической деятельности.
Являясь активным членом общества,человек совершает по­ступки,действия, которые подчиняются определенным правилам. Правила, обязательные для какого-токонкретного множества (массы)людей, называются нормами поведения и устанавливают­ся самими людьми в интересах либо всегообщества, либо от­дельныхгрупп и классов.
Все нормы поведения обычно делят натехнические и соци­альные.Первые регулируют деятельность человека по использова­нию природных ресурсов (нормы расхо­да топлива, электроэнергии, воды и т.п.) и орудий труда.Социальные нормы ре­гулируютотношения между людьми.
Социальные нормы включают в себя обычаи, мораль и право. Все социальные нормы, исходя из принятых в обществе оценок, требуют либо воздержания от определенных поступков, либо соверше­ния каких-то активных действий.
Методологическая особенность юри­дическойпсихологии состоит в том, что центр тяжести в познании переносится на личность как субъект деятельности.
Такимобразом, если право в первую очередь выделяетв человеке правонарушителя, то юридическая психо-
логияисследует человека в правонарушителе,в свидетеле, потерпевшем и т. п.
                                         
              Место юридической психологии в системе научных знаний.
Судебная (ныне юридическая)психология возникла в ответ на запросы практики борьбы с преступностью на стыкеправовой и психологическойнаук. Поэтому она носит, безусловно, комплекс­ный,междисциплинарный характер. Юридическаяпсихологияявляется как бы частичкой многих научных дисциплин поэтому она не может незанимать своё место в нижеперечисленных дисциплинах.Прежде всего она связана с общей психологией и по отношению к ней находится в ряду аналогич­ных ей научных дисциплин, которые Л.С. Выготскийназывал отрасля­ми прикладнойпсихологии (педагогическая, медицинская и др.).
Тесные связи юридическая психологияподдерживает также и с со­циальной психологией. Такие ееразделы, как социально-психологичес­кие проблемы личности, являютсябазовыми в изучении психологичес­ких аспектов деятельности следователя,состава суда, психологии пре­ступной группы и некоторых других вопросов.Многие положения юри­дическая психология заимствует из области педагогической,медицин­ской, инженерной психологии, психологии труда, управленияприме­нительно к решению своих частных задач. В то же время,поскольку юридическая психология обслуживает различные виды профессиональ­нойдеятельности юристов в определенном правовом (процессуальном) режиме, она неможет быть, несмотря на свой естественно-научный ха­рактер, ивспомогательной правовой наукой, связанной с ее различны­миотраслями. Причем юридическая психология не только поддержива­ет с нимимеждисциплинарные связи, но и оказывает им уникальную помощь,выполняя по отношению к ним познавательную функцию. Это определяетсяпрежде всего гносеологической природой установленияистины прирасследовании (рассмотрении) уголовных дел, в ходе разре­шения различныхгражданско-правовых споров в суде, поскольку это — не что иное,как разновидность всеобщего процесса познания, осущест­вляемого с учетомзакономерностей психических познавательных про­цессов, в целом познавательнойдеятельности человека.
«Многиепроцессы и явления, изучаемые… юридической наукой, — указывает Б.Ф. Ломов, —не могут быть до конца поняты без раскрытия роли в этих процессах и явлениях техфакторов, которые определяются как психологические, без знания «механизмов»индивидуального и груп­пового поведения людей, закономерностейформирования стереотипов поведения, без анализа психологическихсвойств и особенностей личнос­ти, ее способностей, характера, межличностныхотношений и т.д.».
В этойсвязи в первую очередь следует указать на интегративные связиюридической психологии с наукой уголовного процесса, изучаю­щей сущностьи принципы уголовного процесса, развитие и основные чертыуголовно-процессуального права, правовое положение участни­ковпроцесса, проблемы теории доказательств, познания истины по уго­ловнымделам, порядок уголовно-процессуальной деятельности от ее на­чала дозавершения, правила деятельности органов расследования, про­куратуры исуда при производстве по уголовным делам.
Основным содержаниемуголовно-процессуальной деятельности, проводимой правоохранительными органами,является процесс рассле­дования (рассмотрения) уголовных дел,носящий исследовательский, познавательный характер, в ходе которого путемдоказывания устанав­ливается истина по делу. То есть, доказывание истины вуголовном про­цессе представляет собой не что иное, как разновидностьвсеобщего процесса познания со всеми присущими ему закономерностями и осо­бенностямипсихолого-гносеологического характера.
Каксправедливо указывает А.Р. Ратинов, «судебная психология проникает всферу уголовно-процессуальной теории, помогая в реше­нии наиболеесложных вопросов доказательственного права, раскрывая психологическиймеханизм оценки доказательств, формирования внут­реннего убеждения, рекомендуяоптимальный с точки зрения психоло­гии порядок доказывания и всего уголовногосудопроизводства». Ана­логичных взглядов придерживаются и другиеученые, считающие, что «многие институты процессуального прававообще не могут быть позна­ны с достаточной глубиной без применениязакономерностей, установ­ленных судебной психологией».
 Ряд принципиальноважных положений уголовно-процессуально­го закона, таких, как независимостьсудей с подчинением их только закону,гласность, непосредственность, устность и непрерывность судебного разбирательства (ст. 16, 18, 240 УПКРСФСР), вырабатывались напротяжении длительного периода под влиянием практики уго­ловного судопроизводства, которая со всейочевидностью показала, в какойогромной мере психические процессы, сами условия восприятия судом обстоятельств, подлежащих доказыванию,влияют на объектив­ность установленияистины и принятия судебных решений.
Поэтому прианализе норм уголовно-процессуального закона, регу­лирующих процессдоказывания, установления истины по делу, с точки зрения психологии обращают насебя внимание в первую очередь два аспекта этого регулирования. Во-первых,отражение в ряде уголовно-процессуальных норм психологическихзакономерностей, учет которых обеспечивает объективность, доброкачественностьпроцесса познания истины по делу, достоверность получаемых результатов. Иво-вторых, наличие гарантий, призванных оградить от различных негативных вли­янийпроцессы мышления, памяти, принятия решений различными участникамиуголовного процесса. И хотя законодатель не прибега­ет к собственно психологическимтерминам, процедура расследова­ния(рассмотрения) уголовного дела, вобрав в себя накопленный че­ловечеством опыт, учитывает роль психологическихфакторов в уста­новлении истины по делу. И в этом процессе все более серьезнуюпо­мощь правоохранительнойдеятельности будет оказывать психологи­ческая наука, которая должнаперейти от распространенного психо­логическогокомментария отдельных явлений или процессов, психо­логического всеобучаработников правоохранительной системы к психологическому обеспечению уголовно-процессуальной дея­тельности как единой целостной системы.
Психологическоеобеспечение уголовно-процессуальной деятель­ности (поэтапное психологическоесопровождение ее стадий) в виде по­стоянно оказываемой психологической помощидолжностным лицам правоохранительных органов должно стать принципом правоохрани­тельнойдеятельности в стране. А это в свою очередь предполагает со­здание психологической службыв системе правоохранительных ор­ганов, укомплектованных соответствующими специалистами вобласти юридической психологии с возложением на эту службу обязанности оказывать не только периодическую консультативную,но самое глав­ное — постояннуюпрактическую помощь работникам этих органов, на­пример, при выезде на место происшествия, во время проведения обыс­ка идругих следственных, розыскных действий, при психологическом отборе лиц в правоохранительные органы, припроведении профилакти­ческихмероприятий и т.п.
 Аналогичным образом можно проследить теснуюсвязь юридичес­кой психологии и гражданского процесса, которыйосуществляется с соблюдением тех же принципов судопроизводства, что иуголовный про­вес: независимость судей с подчинением их только закону,гласность,непосредственность, устность и непрерывность судебного разбиратель­ства (ст. 7,9, 146 ГПК РСФСР). Хотя гражданский процесс имеет и своиособенности, в том числе и с познавательной, психологической точек зренияНапример, если в уголовном процессе материалы предва­рительногоследствия уже содержат модель подлежащего исследова­ниюправонарушения, то «в гражданском процессе мысленная модель фактов,подлежащих установлению, создается самим судьей в ходе под­готовкидела».
Тесныемеждисциплинарные связи также имеют место между юри­дическойпсихологией и наукой уголовного права в изучении целого рядауголовно-правовых проблем, носящих комплексный характер. На­пример, кним можно отнести вопросы, связанные с субъектом, субъек­тивной сторонойпреступления: психологические особенности личности преступника, егоэмоционально-волевая, мотивационная сфера, уровень интеллекта,актуальные психические состояния, которые сопутствуют совершениюнекоторых преступлений, влияют на то, в какой мере субъ­ектпреступления руководит своими действиями и отдает отчет своим поступкам.
Уголовныйкодекс РФ, введенный в действие в 1997 г., содержит целый рядновых понятий, имеющих сугубо психологический либо ком­плексныйпсихолого-правовой характер. Вот некоторые из них: уголов­наяответственность лиц с психическим расстройством, не исключаю­щимвменяемость (ст. 22); «деяние, совершенное по легкомыслию» (ст. 26);несоответствие «психофизиологических качеств требованиям экстремальныхусловий или нервно-психическим перегрузкам» (ч. 2 ст. 28);устойчивость, сплоченность как признаки преступной группы (ч. 3, 4 ст.35), психическое принуждение (ст. 40); особая жестокость (п. «д» ст.105, п. «б» ст. 111,п. «в» ст. 131); аффект, длительная психотравмирующая ситуация (ст. 107,ИЗ); психические страдания (ч. 1 ст. 117);беспомощное состояние потерпевшей стороны (ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132) и т.д. Этот перечень подтверждает,какой тесной должна быть связьнаучных исследований в области уголовного права с психо­логической наукой и ее прикладной отраслью —юридической психо­логией.
Подобныесвязи юридической психологии можно проследить и при анализегражданско-правовых норм, отдельных ее положений с такой наукой, как гражданскоеправо. Так, проблема компенсации морально­го вреда в случае причинениягражданину «нравственных страданий» не может быть всесторонне исследованаи решена без учета психологи­ческого фактора, тем более что суды должныоценивать все это с учетом «индивидуальных особенностей лица, которомупричинен вред» (ст. 151, 1101 ГК РФ).
Не менее актуальной в гражданскомправе становится проблема признания сделок недействительнымивследствие необычного состояния психики гражданина, сниженногоинтеллекта, дефектов его воле­изъявления, а также ошибок восприятия,связанных с пониженным уровнем чувствительности тех или иныханализаторов (зрительных, слуховых и пр.), с повышенной внушаемостью,т.е. качеств, которые способствуют введению в заблуждение человека при принятииим ре­шений правового характера (см. ст. 177, 178 ГК РФ).
Все ещенедостаточно изученными остаются смежные проблемы психолого-правовогохарактера в области семейного, трудового права (законодательства).
Самаятесная связь юридической психологии установилась с кри­миналистикой, особеннос ее разделами, посвященными следственной тактике и методике расследованияпреступлений. Однако в этом интег­рационном процессе необходим более высокийкачественный уровень, который привел бы, о чем уже говорилось вышеприменительно к уго­ловно-процессуальной деятельности, к созданию системыпсихологи­ческого обеспечения внедрения и реализации рекомендаций кримина­листики(и не только следственной тактики, но и всех ее трех частей) в деятельностьправоохранительных органов.
Для этого необходимо:
болееширокая и квалифицированная методическая (по сравнению с настоящимположением) помощь специалистов (экспертов)-психологов впроцессе расследования (рассмотрения) уголовных дел;
введениеинститута судебного психолога в систему республикан­ских,областных (краевых), окружных (им приравненных) правоохрани­тельныхорганов для оказания психологической помощи должностным лицам этих органов впроведении следственных, розыскных действий, в расследовании особо сложных групповыхпреступлений.
Весьматесная связь существует между юридической психологией и криминологией.Важнейшие разделы криминологической науки просто не могли быразвиваться без опоры на ее разделы, касающиеся психо­логииличности. Особое внимание криминологов привлекают именно «теособенности личности преступника, которое связаны с его преступ­ным деянием,объясняют его совершение» (направленность, ценност­ныеориентации, основные потребности, интересы, отношение к нормам морали,уровень правосознания, психические и психофизиологические особенности).
Традиционныесвязи поддерживаются между юридической психо­логией и судебной психиатрией, особеннов пограничных областях знаний человеческой психики, находящейсямежду психической нор­мой и психической патологией, о чем свидетельствуетразвитие та­кого междисциплинарного вида совместных исследований,которое определилось в качестве комплексной психолого-психиатрической экспертизы.
                              
                                  

          Междисциплинарные связи юридической психологии сразличными отраслями правовой науки представлены на схеме (рис. 1).

              
                                                           рис.1

                          Список литературы.
1. В.В.Романов«Юридическая психология», Москва, «Юрист», 1999г.
2. В.Л.Васильев«Юридическая психология», С.-Петербург, «Питер», 2000г.
      3. Б.Ф. Ломов «Теория, эксперимент ипрактика в психологии», Психологический журнал,
           1980г.т.1
    4. Ратинов А.Р., Богомолова С.Н., Волков В.В. и др. «Юридическаяпсихология и      проблемы борьбы спреступностью»,  Вопросы борьбы спреступностью, 1983. Вып. 38.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Роль психологических исследований в изучении особенностей и природы пограничных психических расстройств
Реферат Ільних навчальних закладах міста комплексне соціально-педагогічне дослідження потреб соціокультурного середовища у характері інноваційних перетворень в освіті м
Реферат Оппозиция «природа — культура» в историософии Повести временных лет
Реферат Сучасні інтерфейси інформаційно-вимірювальних систем електро-механічних об’єктів
Реферат Аннотация к рабочей программе учебной дисциплины
Реферат Глід колючий глуха кропива біла горіх волоський
Реферат Порядок розгляду реєстрації інвестиційних та інноваційних проектів, що реалізуються за пріоритетними напрямами діяльності технологічних парків
Реферат Использование расчетных цен в коммерческих переговорах
Реферат Организация заработной платы предприятий туризма и гостиничного сервиса
Реферат Роль и место специальных налоговых режимов в России
Реферат Апагуни Артур Эдуардович, кандидат медицинских наук, Анисимов Игорь Николаевич, кандидат медицинских наук, Мосиянц Вачаган Григорьевич, ассистент Еникеев Марат Рафаэлевич, ассистент учебное пособие
Реферат Dia De Los Muertos Essay Research Paper
Реферат Разработка и исполнение государственных (муниципальных) контрактов
Реферат Формування маркетингової стратегії виходу українських туристичних компаній на європейський ринок
Реферат Экспериментальное исследование процесса профилактики эмоционального выгорания педагогов