Реферат по предмету "Этикет, общение"


Этика деловых отношений.

ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ
Воспитание - дело совести.
Образование - дело науки.
Воспитанным человеком, утверждает народная мудрость, считается тот человек, который умеет найти свое место среди людей и не услышит в свой адрес: "подвинься".
Культурность - совокупность образования, самовоспитания и воспитания, врожденной интеллигентности. Многое дает и дружба с книгой, начитанность. Вот только жаль, что человек за свою сознательную жизнь сможет прочитать не больше 5 тысяч книг из миллионных сокровищ, книги в доме - признак культуры. Дом без книги -дом дикарей. К сожалению, не ушло еще явление книгомании, когда книги собираются не для чтения, а ради моды. К тому же ныне мы мало читаем, все больше получаем "готовое", часами просиживаем у телевизора.
Человек, живя в обществе, находится в системе многочисленных социальных, нравственных, экономических и иных связей и опосредований. И эти связи регулируются во много правилам этикета. Не пытаясь рассмотреть весь спектр взаимоотношений людей в обществе, регулируемых правилами хорошего тона, можно остановить лишь на некоторых.
ОБЛЕГЧИ СЕДОМУ ПУТЬ...
В цивилизованном обществе уважение старости - ведущая нравственная норма. Законы природы неумолимы: у старого человека век недолог, потому надо беречь его жизнь.
Облегчи седому путь,
Помоги хоть малость.
Сам поймешь когда-нибудь
Что такое старость.
Говорят так: стареть, конечно, грустно, но это единственный способ прожить дольше. Старость - это период раздумий и нахождения ответа на вечный вопрос: что такое жизнь, и как ты ее прожил, какие дела и советы оставляешь внукам? Но и годы старости есть годы творческой деятельности. Ведь всякий труд замедляет приход дряхлости и увядания.
От зрелости - к долголетию
45 - 60 лет - средний возраст - “конь мой коренной”
60 - 75 лет - ранняя старость - “конь, уставший от скачек и погонь”
75 - 90 лет - старческий возраст - “конь студеных зим”
90 лет и более - долголетие - “волшебный конь”
Афоризмы о старости
Один из долгожителей (ученый) на банкете в честь своего 90-летия заявил так: когда мне исполнилось 60 лет - я был мрачен; когда я дожил до 70-летия я удивился: когда мне "стукнуло" 80 - я был потрясен: а теперь мне 90 лет, и я бодр и жизнерадостен.
РЫЦАРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ДАМЕ
Есть утверждение: мужчина не должен совершать двух вещей: предавать Отечество и оскорблять женщину. Правила этикета требуют от мужчины боготворить женщину, как мать и избранницу; приходить к ней на помощь, проявлять мужество при защите ее чести, в ее присутствии быть вежливым и тактичным. К сожалению, сегодня среди общего упадка нравственности низведена и норма преклонения перед женщиной. Мужчины вскакивают, когда входит начальник: и, развалившись сидят, когда появляется женщина. Об этом образно сказал поэт Н. Доризо:
Я слухам нелепым не верю,
Мужчины теперь, говорят,
В присутствии сильных немеют,
присутствии женщин сидят.
Однако и женщина, как утверждал еще Плутарх, завоевывает свое уважение в обществе "не своей внешностью, а своим благонравием".
Три изречения о женщине
ПОЗВОЛЬТЕ ПРЕДСТАВИТЬСЯ
Среди ритуальных форм обращения людей друг к другу существуют приветствия, прощания, представления. Они бывают то корректными, учтивыми, галантными; то недоброжелательными, спесивыми. заносчивыми. В них проявляется гамма тональности, которая зависит от характера взаимоотношений между людьми, возраста, пола, степени родства и уровня культуры.
У каждого народа свои правила встреч и расставаний: поклоны, рукопожатия, снятие головного убора, вздымание рук, опускание на колени, поцелуи одежды "святейшего".
Поклон. Склонение головы есть выразительный жест уважения. Глубина поклона зависит от статуса партнеров и сложившейся ситуации. В поклоне заложен смысл уважения Человеку, Богу и Земле. У японцев, например, три степени поклона: самый низкий - “сайкейрей”; средний поклон с углом в 30 градусов; легкий поклон - в 15 градусов.
Рукопожатие. Это один из повсеместно бытующих жестов дружеского расположения. Протянутая рука - знак миролюбия, отсутствия в ней “камня”.
При рукопожатии женщина первая подает руку, но не пожимает руки мужчины. Рукопожатия между мужчиной и женщиной не должны быть фамильярными.
Обычай целовать руку женщины сегодня, кажется, уходит е прошлое. В России XIX в. поцелуя руки, как проявление особого почета, удостаивались только немногие замужние женщины, - мать, жена. замужняя сестра, хозяйка дома. При поцелуе мужчина наклоняется, но руку дамы высоко не поднимает.
Снятие головного убора. Форма уважения, распространенная в основном в Европе.
Обращение друг к другу, как этикетный знак в России, имеют глубокие корни. Тонкости обращения в гражданском обществе были необыкновенно разнообразными. О них с юмором говорил Н.В.Гоголь: “Надобно сказать, что у нас на Руси, если не угнались еще кой в чем другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. Француз или немец век не смекнет и не поймет всех особенностей и различий: он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. У нас не то - у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого триста, а с тем, у которого пятьсот, опять не так, как с тем, у которого восемьсот - словом, хоть восходи до миллиона, все найдутся оттенки".
На Востоке ритуал приветствия имеет свой почерк. Так, приветствия между мусульманами могут считаться исполненными, когда привет и ответ произнесены по всем правилам и взаимно услышаны. После первых приветствий принято спрашивать о здоровье друг друга и членов семьи. Словесный знак приветствия - "Мир Вам!”
В странах Востока и ныне сохраняется стиль движения по улице высокопоставленной особы. И чем важнее особа, тем медленнее она должна двигаться. Этим обеспечивается ее важность и возможность встречным успеть поклониться.
Существует на Востоке и такое правило: неэтично мужчине приветствовать ...красивую женщину. Такой шаг означает наличие в мужчине "дьявола". Можно приветствовать только некрасивую женщину. При этом женщина должна быть настолько сдержана в поступках и словах, дабы не дать повода к возникновению бесцеремонности по отношению к ней.
Формой представления в обществе служат визитные карточки. Особенно они были модны в прошлом, но ныне вновь "набирают силу". Визитная карточка - лицо человека. Их вручают при знакомстве или прикладывают к посылаемому подарку. Визитная карточка содержит фамилию, имя, отчество, ученую степень, профессию, официальную должность, номер телефона.
Комплименты. Похвала, комплимент, теплое слово ободряют человека, и не будем смущаться высоких слов "любви и удивленья" в адрес друзей, родных и сослуживцев.
Но в комплиментах и любезностях должна быть только полная искренность. Без фальши. Если нет повода для комплимента - лучше промолчать.
Переход с “Вы” на “Ты” Переход от одного обращения к другому знаменует важный этап отношений между людьми. Сфера официально-вежливого "Вы” широка. Это обращение к незнакомому или мало знакомому человеку; обращение к старшему по возрасту, социально-правовому положению, обращение среди коллег, сослуживцев, дипломатов. И всюду тон сдержанной вежливости.
Обращение на "Вы" обязательно и по отношению старших к младшим. Но тут наблюдаются неоправданные отступления. Обращение к молодежи на "Ты"- нарушение этикета. К юношам и девушкам, достигшим 18 лет, обращаются на "Вы".
Обращение на "Ты" означает близость, а то и дружбу. Сердечное “Ты" устанавливается с хорошо знакомым человеком, при дружеских отношениях, при равенстве социально-правового и возрастного статусов. Переход с "Вы” на "Ты" в отношениях между мужчиной и женщиной определяет женщина.
ПОВЕДЕНИЕ НА УЛИЦЕ
Улица - смотрины вежливости и культуры человека. Первая оценка - по внешнему виду и осанке. Воспитанного человека узнаешь по размеренной походке, умению держаться скромно, но с достоинством. Он идет прямо, не оглядывается, долгого взгляда на встречных не задерживает. Громко не говорит. К себе внимание не привлекает. Знакомым вежливо кланяется. В нечаянном столкновении приносит извинения. Никому не заслоняет дороги, не заставляет сойти с тротуара, если узким оказался проход.
На улице, в толпе, важно остаться вежливым, и во всяком случае приносить извинения за доставленное соседу неудобство:
* “Простите, я нечаянно!'';
* "Разрешите Вас побеспокоить";
* “Я вынужден Вас потеснить, извините!".
По тротуару мужчина шагает слева, женщина справа. Почему справа? Правая сторона - почетная сторона, она более удобна, здесь женщина не подвергается толчкам встречных. Если мужчина сопровождает двух женщин, он идет посредине, уделяя внимание каждой из спутниц, когда идут вчетвером - тратуар не занимают, стараются идти попарно. При встрече группы здороваемся с каждым. чтобы никого не обидеть. Первыми подают руку женщины и старшие по возрасту и социальному статусу мужчины.
По лестнице, при спуске, мужчина идет впереди, при подъеме - сзади. Предпочтительная сторона для женщины - у перил.
Улица одновременно показывает и наше безкультурие. Особенно удручает брань, мусор и ... плевки. Да плевки! Иной раз и ноге негде ступить.
ТЕАТР УЖЕ ПОЛОН, ЛОЖИ БЛЕЩУТ...
“В театре следует держаться так же прилично и благовоспитанно, как и в великосветской гостиной", читаем в правилах хорошего тона, действовавших в прошлом веке. Они же напоминали театралу: костюм, в котором Вы собираетесь в театр, надо проветрить от нафталина, а духи не должны быть слишком крепкими.
В театр первой входит женщина. Войдя в фойе, мужчина снимает головной убор, а при выходе надевает его только в дверях. В гардеробе, как известно, помогает спутнице снять пальто, плащ, и только потом раздевается сам.
зрительный зал первым входит мужчина. К своему месту проходят лицом к сидящим и просят извинения за беспокойство. В ложе передние места уступают женщине. Заметив знакомых, приветствую их легким наклоном головы. Если лицо высокопоставленное или если это женщина - кланяются чуть привставая.
Ведущее правило поведения в театре - соблюдение тишины. В ходе представления вызывает протест окружающих, когда кто-то щелкает замком дамской сумки, разворачивает обертку конфет, просит у соседа программу концерта или либретто оперы.
В антракте некорректным является рассматривать в бинокль театральную залу и зрителей. Если спутник желает выйти, а спутница предпочитает оставаться в ложе, то ему позволительно отлучиться на некоторое время, перекинуться с приятелем несколькими словами, но не останавливаться и не беседовать с другими женщинами. Таковы правила, соблюдаемые в прошлом. Такими они остались и в наши дни.
...Спектакль закончился. Артисты кланяются публике. Но зрители зал не покидают и продолжают их приветствовать. Бег в гардероб - верх неприличия. Есть правила о месте и времени аплодисментов. Их незнание может поставить нас в неловкое положение. На симфонических концертах, например, принято аплодировать после окончания всего произведения, а не после каждой ее части. Тут следует ориентироваться по дирижеру. Его поворот к публике - время оваций.
Пять ситуаций, когда в театре принято аплодировать
1. После поднятия занавеса, как одобрение декорации и восхищения работой художника
2. При выходе популярного артиста в знак признания его таланта.
3. После наиболее сложных и мастерски исполненных арий и сольных номеров в оперном театре.
4. После завершения акта, пьесы в целом, отдельного номера концерта и всего концерта.
5. Певцу, выразившему по просьбе зрителей готовность исполнить понравившийся номер представления.
ПОД СТУК КОЛЕС
Вам предстоит дальняя дорога. В пути путешественник будет чувствовать себя комфортно, если продумает все детали отъезда от билета до бритвенного прибора. Спешка в сборе ведет к опозданию, а опоздание несет тысячи неприятностей.
Родные и друзья провожают вас у вагона. Цветы, как правило не преподносятся - в дороге будут лишь обузой. Лучше предложить свежие газеты, иллюстрированные журналы, фрукты (лучше цитрусовые). В вагон первым входит мужчина, подает руку даме. В купе мужчины и молодые люди уступают нижние места женщинам и пожилым людям.
В вагоне вам нередко предстоит провести несколько суток. Надевают предусмотрительно взятые облегченные вещи. Но не пижамы и кухонные халаты! Туфли нужно сменить на тапочки, да не те стоптанные шлепанцы, что второпях сунули в портфель.
Наступает время знакомиться с соседями по купе, ведь хороший попутчик - половина дороги. Представляются друг другу по имени и отчеству. Через некоторое время Вы уже будете иметь представление о своих соседях, однако «здесь необходима корректность. У каждого пассажира свой неведомый мир переживаний и свой стиль поведения. Навязчивость, излишняя разговорчивость нежелательны. Находят интересные для беседы темы. Если беседа не клеится, углубляются в чтение или предаются раздумью под стук колес дальнего экспресса.
омните о правилах приличия при приеме пищи в поезде. Еда заготовлена еще дома (сыр, колбаса, куры) и завернута в салфетки. С попутчиками свою провизию можно и не делить, но будет уместным предложить соседям фрукты, конфеты, соки. При этом не рекомендуется категорически отказываться, но и слишком настаивать на угощении не следует.
Пассажиры, знакомые с нормами этикета, в купе попоек не устраивают, косметических масок не делают, ногти не чистят.
Но вот пора выходить. Встречают нас или нет, желательно найти возможность побриться, надеть свежую сорочку, почистить обувь. Попутчикам, следующим дальше, желают счастливого пути, благодарят за компанию и интересно проведенное время. Можно утверждать: поездка удалась, если вы были предупредительными и вежливыми.
Когда летите самолетом - тот же такт и та же вежливость. Вот только своего места не уступают. Но человек воспитанный может предложить другу или весьма уважаемому человеку свое кресло у иллюминатора.
УСПЕХ ИМЕЕТ НЕ ПЛАТЬЕ, А ЗОЛУШКА В ПЛАТЬЕ
Презирать моду так же неумно,
как и слишком рьяно ей следовать.
Лабрюйер
Культуру человека подчеркивает его одежда. Она тем целесообразнее и привлекательнее, чем больше отвечает правилам этикета. Со вкусом подобранная одежда, опрятный вид делают человека уверенным, собранным и энергичным. Чтобы одеваться красиво, не обязательно иметь полный гардероб вещей. Здесь слово за модой и вкусом. Мода - это сочетание законов стилевого единства, цветовой гармонии. Она придает внешнему виду естественность и респектабельность, мода требует чувства меры, учета факторов времени, вкуса, возраста. Еще в старину говорили: старайся быть изящным, но не щеголем. К излишеству не стремитесь, иначе попадете в ситуацию: вещей много, а надеть нечего. Одежда не бывает просто красивая. Ее красота в предназначении: для работы, дома, праздника, загородной прогулки. Элегантная одежда уживается только с элегантным хозяином, который имеет достойную осанку, владеет хорошими манерами и красивой речью.
Гардероб женщины
Лучшие украшения женщины - красота и естественность. Проигрывает та женщина, которая увешивает себя драгоценностями. Есть крылатое выражение: успех имеет не платье, а Золушка в платье. Гардероб женщины соответствует ее образу жизни, возрасту, увлеченности. Ее одежда модна и элегантна, хороша "в пир, и в мир, и в добрые люди”. Главное гармония.
Ныне женская мода восстала против долго господствовавшей идеи: чем старше женщина, тем темнее цвета ее одежды. Белые одежды тем более нужны даме, далеко перешагнувшей "бальзаковский" возраст. Половиной своей красоты женщина, как говорят, обязана портнихе - имеющей хороший вкус. А хороший вкус - это разборчивость. Нужно не себя подгонять к вещам, а вещи к себе.
Наши российские женщины - одни из самых привлекательных женщин мира. Несмотря на нынешнее жесткое время, они сумели остаться обаятельными, по-современному одетыми. Это подтверждает известный модельер В. Зайцев: "Российская женщина, говорит он, - потрясающе выглядит, например, когда подбирает себе белую блузку к прямой черной юбке или к темному свитеру приторачивает ниточку золотистого металла."
Одежду женщины -"поднимают" аксессуары - обувь, шарфы, шляпы, сумочки. И чем разнообразнее они, тем легче изобрести приличествующий вариант одежды, ее гармонию. Головной убор - ведущая часть женского туалета. Оценивают красоту женщины и по тому, каковы у нее прическа и обувь. В ансамбле важен ...каблук. Стертый каблук- враг элегантности. Хорошая обувь для женской ноги - обувь удобная. Француженки говорят: "Ничего так сильно не отражается на лице, как боль в ногах".
Завершают внешний вид женщины тонкие духи. Их употребление - крайне сдержанное, иначе может вызвать подозрение: нет ли здесь стремления заглушить другие запахи. Наши дамы помнят: самые лучшие духи храниться в самых маленьких флаконах. Природа создала женщину гармоничной, созидательной и красивой. И эту гармонию обеспечивает ее одежда. Правила этикета требуют от женщины одеваться элегантно, но не лучше других. Одеваться для того, чтобы жить, а не жить, чтобы одеваться.
Гардероб мужчины
Одежда мужчины скромна. модна, целесообразна, без вычурности и кричащих красок. Современный костюм, свежая сорочка, умело подобранный галстук уже создают гармонию мужской одежды. Один - два костюма, две -
три рубашки, спортивный костюм, куртка, пара туфель - это почти весь мужской гардероб. Это ведь только французский дворянин XVI в. имел 300 костюмов, т.е. почти каждый день новый, чтобы не повториться и не испытывать в обществе чувство стыда. Но у народов Востока есть поговорка:” Не вытягивай ног дальше одеяла". Это наказ соизмерять свои желания с возможностями, а возможности с разумной необходимостью.
Мужчины-модники создают ансамбль из трех предметов: рубашки, галстука и носков - и выглядят элегантно. К серым, серо-голубым, синим костюмам подходят сорочки белые, светло-серые, голубые, однотонные и с мелкой полоской, тоненькой клеточкой. К костюмам коричневым, бежевым, терракот - сорочки белые, беж, кремовые, серовато-розовые. К черным - сорочки белые. Мужчины помнят: сорочка лучше выглядит и удобнее себя чувствуешь, если размер ее воротника на номер больше, а рукава впору или немного длиннее.
Особое внимание в гардеробе мужчины - Его Величеству галстуку. Он - визитная карточка мужчины. Многие женщины видят в галстуке мужчин утонченность вкуса. Галстук выбирается по цвету и рисунку, чтобы подходил к костюму и рубашке. К однотонной сорочке идут галстуки с рисунком, к сорочкам в полоску или клетку - однотонные, спокойных тонов. Хорошо с костюмами светлых тонов носить яркие галстуки. Галстук должен сочетаться также и с тоном шляпы и носков. Ныне в моде галстуки, свободно прилегающие к сорочкам, не слишком затянутые, без заколок и украшений.
Костюм завершает обувь, ведь хорошо одетый человек - это прежде всего хорошо обутый человек, к темным костюмам - темно-коричневые или черные туфли; к светлым костюмам - обувь цветная: бежевая, кремовая, серая, красновато-коричневая.
Итак, красивая походка, стройный внешний вид, элегантный костюм создают облик современного культурного мужчины. И обязательно улыбка - важный этикетный знак. На Западе и Востоке говорят: не умеешь, улыбаться - не умеешь торговать. Однако пленительная улыбка нужна не только в торговле, а всюду, всегда и во всем.
Улыбка - мягкая и добрая - сближает людей. Ведь лицо - зеркало отношений. Тот, кто умеет улыбаться, находится во власти положительных эмоций. Даже при написании письма улыбка влияет на его содержание. Проверьте это на собственном опыте.
Вспомните полные бодрости и энергии слова Дейла Карнеги: "Когда Вы выходите на улицу из дома, то высоко поднимите голову; вдохните полной грудью; приветствуйте друзей улыбкой; вкладывайте душу в каждое рукопожатие; не бойтесь, что Вас неправильно поймут; на своих в своих врагов не тратьте ни минуты; соберите все свое мужество; сдаться нетрудно. Трудно держать голову высоко.Вы - бог!".
ЗВОНИТ ТЕЛЕФОН
Разговор по телефону - деловой, краткий и вежливый.
Девять правил при беседе по телефону
1. Продумывают заранее содержание звонка, готовят нужные цифры, адреса, фамилии.
2. Представляются, узнают, кто Вас слушает, коротко излагают причину обращения.
3. Выбирают наиболее удобное для звонка время, чтобы не причинить абоненту неудобства.
4. Звонить на дом по служебным делам некорректно.
5. Если после 5-6 сигналов абонент молчит, звонить прекращают.
6. Задавать вопрос: "Кто звонит?"- некорректно.
7. Отвечайте вежливо тому, кто позвонил ошибочно.
8. Говорят коротко и по делу.
9. Дежурных по связи называют: "уважаемая дежурная",
а не "девушка".
ВРЕМЯ - ТКАНЬ ЖИЗНИ ТВОЕЙ И МОЕЙ
Жизнь - мгновение. Пока собираемся жить, жизнь проходит. Но тот, кто бережет время и правильно его организует, тот успевает сделать многое. Скаредность, как качество весьма отрицательное, приветствуется только в экономии времени. Беречь время свое и чужое - высокий человеческий такт. Один из наших коллег исповедует принцип: "Наилучшие визиты - короткие". Сколько же мы тратим времени в полупустых разговорах?! Нельзя не согласиться с утверждением: "Если бы люди говорили о деле, на Земле установилась бы тишина".
Самое важное - "день любой - осенний, летний на пустяки б не разменять". Поэтому принцип жизни иных людей - "убить время” означает “убить жизнь”.
Одно из условий полезного сбережении времени - продумывание важности и логики решения предстоящих задач: что делать, в какой последовательности, сколько использовать времени. Ложась, подводят итоги дня, намечают дела на завтра. Воистину: порядок время бережет.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Совершенствование систем коммерческого и технического учета электроэнергии
Реферат Профессиональная компетентность: понятие и структура
Реферат Гидрохимический, атмохический и биогеохимический методы поисков
Реферат Characterization Of Finny Essay Research Paper
Реферат Врачев, Иван Яковлевич
Реферат Система музыкального воспитания Золтана Кодая
Реферат Реэтимологизация заимствованных префиксов как фактор актуализации лингвокультурных концептов
Реферат Изменение общего анализа крови при разных патологических состояниях
Реферат Шпаргалка и ответы на вопросы по Компьютерным технологиям
Реферат Интегральные преобразования
Реферат Приобретение профессиональных навыков
Реферат Изучение построения робототехнических комплексов для нанесения лакокрасочных материалов в мебельной
Реферат І. В. Козлик Прикарпатський університет про методологічні засади
Реферат 1. Суспільно-політичні та історичні обставини розвитку української культури
Реферат Предмет и метод судебной медицины