ОГЛАВЛЕНИЕ:
1.
Введение
2.
Коллектив осужденных в разные исторические периоды и в наши дни
3.
Как воздействуют тюремные условия на психику личности и группы?
Заключение
Список использованной литературы
1. Введение.
Тема острога, тюрьмы, зоны всегдабыла актуальна на Руси. Особенно это проявилось в советское время, когдамногим, в том или ином статусе, пришлось столкнуться с этими учреждениями.Причем наряду с настоящими отбросами общества сидели и выдающиеся личности,которыми страна теперь гордится. А сколько популярнейших и, не кривя душой,талантливых произведений литературы, музыки, кино было создано на эту тему.
Слава Богу, пока с этойстороной жизни мне приходилось знакомится только по этим источникам. Но, начавобучение специальности юриста, познакомившись с основами такой науки, какюридическая психология, пришло время смотреть на подобные вещи с научной точкизрения.
2. Коллективосужденных в разные исторические периоды и в наши дни
При изучениипсихологических особенностей какой-либо группы людей, для более глубокогопонимания, вероятно, надо проследить, как данная группа развивалась во времени.Что касается лиц, находящихся в местах лишения свободы, нет смысла погружатьсяв исторические дебри, начнем с
конца 19 века.В остроге правит так называемый «бродяга».Его основная привилегия — право играть в кредит, и «майданщик» (заключенный,ведущий игру) обязан верить ему на слово. Бродяга легко его дает, но далеко невсегда исполняет. Слово бродяги только тогда твердо, когда он дает его другомубродяге.
Условия игры вкарты были достаточно жестокими, карточный долг подлежал своевременной выплате- долг чести арестанта. Не выплативший вовремя долг заслуживал суровогонаказания и объявлялся несостоятельным человеком. В соответствии с кодексомчести арестанта по приговору он переводился в разряд «динамы», т.е.становился самым отвергнутым среди отвергнутых. Всем обитателям камерыпредписывалось относиться к нему соответственно. Отныне место ему для снаотводилось у порога камеры, рядом с парашей, и это несмотря на то, что на нарахимелись свободные места. Любому из сокамерников разрешалось его беспричинноударить, плюнуть ему в лицо, отнять приглянувшуюся вещь. Все работы поподдержанию чистоты в камере становились обязанностью «динамы».
Воровство утоварищей — дело предосудительное, но бродяга может смело воровать у майданщикавино. В этом никто не находит ничего позорного. Всякий более или менеезначительный выигрыш сопровождался попойкой, ни один праздничный день без неене обходился. Появление в тюрьмах водки и других запрещенных вещейобеспечивалось подкупностью сторожей.
Всякий новичокпоступает в острог и в тюремную общину обязан внести известное количестводенег, так называемого «влазного». Далее, если человек неопытен и простодушен,его спешат запугать, уничтожить личное самолюбие. Доведенный до желаемойстепени, он переводится в разряд чернорабочих.
Сильные желюди обращаются за советом к бывалым людям, к «законникам». Около законниковновичок становится настоящим полноправным арестантом.
Начало ХХ века. В дореволюционных тюрьмах и на каторге кначалу ХХ века сложилась довольно строгая иерархия среди заключенных. Власть втюрьме принадлежала тюремным «иванам» — ее аристократам, старожилам.От их воли напрямую зависела судьба каждого арестанта. Заслужить высший титулможно было только преданностью своей профессиии и многократными отсидками. Сним считается тюремное начальство.
Второесословие — «храпы». Эти всегда и всем возмущаются, все признаютнеправильным, незаконным и несправдливым как со стороны администрации, так и состороны сотоварищей От них главным образом исходят всякие слухи и сплетни.Многие из них сами хотели бы быть «иванами», но у них не хватает дляэтого необходимых личных качеств.
Третьесословие — «жиганы». Мошенники, насильники, проигравшиеся в карты ит.д.
Четвертоесословие — «шпанка». У них в тюрьме не было никаких прав, одниобязанности. Они вечно голодные и гонимые. Их обкрадывали голодные жиганы, ихзапугивали и обирали храпы. Случайно попавшие в тюрьму, они были не способны кобъединению, а отсюда и соответствующее к ним отношение.
В тюрьмекаждый заключенный, вне зависимости от сословной принадлежности, долженсоблюдать правила арестантской жизни. Любая измена этим правилам влекла засобой кару. Кто «засыпал» товарищей по делу, всех«язычников» (доносчиков) ожидала неминуемая смерть. Избежатьвозмездия мало кому удавалось. «Записки», указывающие на изменника,направлялись по всем тюрьмам, от Киева до Владивостока, и требовали отнаходившихся там воровских авторитетов при обнаружении изменника не только егозарезать, но и обязательно провернуть нож в ране.
Двадцатые годы. В ходе революции и в последующие годыуголовный мир растворился среди преступников новой формации: спекулянтов,бандитов, контрреволюционеров и т.д. Кражи, хищения, спекуляция, грабежи врослив повседневный быт граждан. Стала стираться грань между ворами-профессионаламии обывателями. Иваны вдруг обнаружили, что воровство перестало быть только ихпрофессией. «Новые» жиганы на первых порах где хитростью, а где силой сумелиподмять под себя «старых» воровских авторитетов., число которыхзаметно поредело в связи с активной деятельностью ЧеКа, пускавших в расходворовских авторитетов, не вдаваясь в прошлые их «заслуги».«Новые» оказались во главе большинства преступных банд и группировок, где стали задавать тон на свободе и в местах тюремного заключения.
Обычаи иправила преступного мира жиганы усвоили быстро и вдобавок к этому обогатилистарые традиции новыми идеями. Свою деятельность они преподносили как выражениенесогласия и протест против власти совдепии. За жиганами прочно закрепилосьназвание «идейные».
«Идейные»насаждали свои нормы поведения в преступных сообществах, вовлекали в шайкиновых членов, а за уклонение от установленных ими правил карали смертью.Авторитеты старого преступного мира, хорошо знавшие друг друга, приняли решениедать бой «идейным», добиться победы и восстановить свои позиции.Началось перераспределение власти. Если на свободе «идейные» все ещеправили бал, то в лагерях их опору — шпану — прибрали к рукам потомственныеарестанты — иваны, паханы. К ним повсюду возвращалась безраздельная власть.
Предвоенные и военные годы. В первые годы существованияИТЛ (исправительно-трудовой лагерь) практически все административные ихозяйственные должности на лагерных пунктах, начиная с начальника лагпункта икончая дворником, занимали осужденные. Главной опорой руководства лагерейявлялись ранее судимые, ибо они знали все тюремные порядки. Именно они занималивсе хлебные места. Они внесли в лагеря тюремные порядки, поскольку первыминачали осваивать «гулаговский материк»
Но жизнь влагере заметно отличалась от тюремной. С одной стороны, не было привычныхпараши, решеток, запоров, замков. С другой, приходилось каждый деньотправляться на работу, с которой многие и на свободе не были знакомы. Добавкук котловому довольствию можно было получить только в посылке или передаче.Можно было отовариться в ларьке, но для этого требовалось выполнять нормувыработки на производстве. Кое-кого выручали карты и другие азартные игры.Поскольку за игру в карты администрация сурово наказывала, заключенныеприбегали к давно апробированным в тюрьмах играм «под интерес» сиспользованием тараканов.
Условиясодержания в исправительно-трудовых лагерях были таковы, что позволяливоровской элите собирать сходки в масштабе лагеря, проводить«съезды», на которых присутствовали «делегаты» от всехлагерей.
Воровскоесообщество обязывало своих членов следить за порядком в ИТЛ, устанавливать тамполную власть воров. В противном случае они должны были отвечать за положениедел перед сходкой воровских авторитетов.
В норму вошлитри вида наказаний провинившихся. Публичная пощечина, исключение из сообщества(«ударить по ушам»), то есть перевести в разряд «мужиков»,и третье — смерть.
В 30-х годах влагерях четко прослеживалась уголовная иерархия. Имелись паханы, подпаханники,шестерки, быки. Блатари занимались посты бригадиров и нарядчиков, ежедневновыгоняли «пятьдесят восьмую» на общие работы и выколачивали нередко вбуквальном смысле нужный трудовой показатель. Не работали только паханы. Ониприсматривали за общим порядком в лагере, отдыхая на нарах после игры в карты.
Задокументироватьхотя бы приблизительное рождение «воров в законе» никому не удалось. Блатнаялетопись хранит молчание. Оперативные источники УГРО фиксировали этословосочетание, но значения ему не придавали.
Высшимворовским титулом награждали на специальной воровской сходке. Сами воры этотпроцесс называли коронацией. Вместе с короной новоиспеченный законник получалкличку (если не имел раньше) и право на определенную татуировку. Теперь онприглашался на сходки, где имел свой голос.
В августе 1937года лагеря получили приказ Н.И. Ежова, в соответствии с которым требовалосьподготовить и рассмотреть на «тройках» дела на лиц, которые«ведут активную антисоветскую, подрывную и прочую деятельность в данноевремя». Удар обрушился и на лидеров воровского сообщества. Всего наосновании приказа Ежова по всем лагерям НКВД было расстреляно более 30 тысяччеловек, большинство из которых составляли именно лидеры преступных групп.
В начале войныбыло по всем лагерям объявлено, что те, кто желает искупить свою вину нафронте, будут освобождены и направлены в Красную армию. В первые же дни своесогласие дали 420 тысяч человек, более четверти всех заключенных, а к серединевойны таких было уже около миллиона.
После началавойны в лагерях стали циркулировать слухи о том, что все неоднократно судимыебудут вывезены на Север и ликвидированы, как в 1937-38 годах. В лагерях сталиподготавливаться вооруженные восстания. Одна из повстанческих организацийсформировалась на лагерном пункте «Лесорейд» Воркутинского ИТЛ НКВД.24 января 1942 года руководители повстанцев разоружили охрану, освободили всехзаключенных. Через несколько часов был захвачен районный центр, зданиерайонного НКВД и КПЗ. Попытка разоружить военнизированную охрану Печерскогоречного пароходства и завладеть аэродромом не удалась. В течение недели сбольшими человеческими потерями с обеих сторон выступление заключенных было подавлено.Шесть руководителей повстанцев, не желая сдаваться покончили с собой во времяпоследней атаки бойцов военнизированной охраны.
Выступлениезаключенных имело последствия. Уже в феврале 1942 года была введена инструкция,по которой предписывалось применять оружие даже при отказе осужденныхприступить к работе после двукратного предупреждения. Завязалась тяжелая борьбаворов с органами за свои принципы.
Послевоенные годы. После войны обстановка влагерях резко обострилась. В зону вернулись бывшие советские уголовники,которые отбывали срок в Германии, а также служившие в армии и совершившие тампреступления. Прибыв в лагеря, они стали объявлять себя авторитетами масти«вор». Однако они стали получать отпор со стороны воров, отбывавшихнаказание во время войны в советских лагерях.
Новоприбывшихв лагеря не признавали авторитетами в силу того, что они, выразив желание пойтина фронт, нарушили неписаную воровскую норму и предали воровскую идею: несостоять на государственной службе и жить только за счет воровства. Кроме того,они брали в руки оружие, что тоже было нарушением воровской нормы.
В силувозникающих конфликтов по всем лагерям и на свободе проводились большиеворовские сходки, на которых обсуждался статус пришлых. Такие съездыпроводились в московских Сокольниках (1947 год), в Казани (1955), в Краснодаре(1956 год). На сходках все прибывшие из-за рубежа объявлялись вне воровскогозакона.
Междугруппировками возникали острые конфликты, перешедшие затем в жестокие схватки.Видные воровские авторитеты «военщины», при поддержке так называемых«польских воров», на своей сходке решили, что если их не признаютстарые воры, то они внесут существенные изменения в неписаные воровские нормы.
И они объявилиих в 1948 году. Отныне этой категории воров разрешалось работать нарядчиками,дневальными, заведующими столовыми и т.д. Война между старыми и «польскимиворами» приобретала различные формы. При случае «польские воры»заставляли придерживающихся старых воровских норм при помощи насильственных мер(так называемого «трюмления») отказываться от прежних идей. Такуюкатегорию воров именовали «отколотыми».
Таким образомсреди воровской элиты образовались три враждующие группировки. Администрациялагерей вынуждена была изолировать их друг от друга, поскольку только такимобразом удавалось избежать больших человеческих жертв.
В концесороковых и в начале пятидесятых годов в очень трудное положение попали«мужики», которые стали терпеть притеснения от воров и от враждующихс ними группировок блатарей. Общие кассы перестали справляться со своимифункциями, поскольку в зонах резко увеличилось число авторитетов. С«мужиков» был повышен размер дани до половины заработка. Всякийпротест с их стороны резко пресекался ворами и «поляками» рукамифраеров. В нескольких ИТЛ произошли открытые выступления «мужиков»против воров и «сук». «Мужики» выдвинули лозунг мести икровавой вражды, и потому стали называться «беспредельщиками»,«махновцами» (т.е. людьми, не признающими воровских законов).
В лагеряхначались массовые беспорядки, поджоги. Начальники многих лагерных пунктов сталиобращаться в высшие инстанции с просьбой прислать им специальные группы«паханов» из числа рецидивистов для «наведения порядка».
Длястабилизации выходящей из-под контроля властей обстановки был предпринят ряд практическихмер. Воров-рецидивистов стали переводить на тюремный режим, для них специальновыделили крупные тюрьмы — Тобольскую, Вологодскую, Новочеркасскую,Златоустовскую. Кроме того, началась активная изоляция их в специальные лагерястрогого режима, штрафные подразделения, помещения камерного типа и т.п.
Власти всемисилами стремились разложить воровские группировки. Указом от 13 января 1953года к ним было допущено применять смертную казнь за бандитизм в лагерях. Кконцу пятидесятых годов прекратились массовые беспорядки. Принцип работыкарающих органов отныне формулировался так: «Каждой возникающейгруппировке должен быть положен конец в том лагере, где она возникла».
В лагеряхстали вводится советы актива, массовые секции и товарищеские суды. Широко проводиласькомпрометация авторитетов. В результате многие блатари не выдерживали давленияи подписывали письма и заявления с просьбой не считать их больше ворами взаконе. Таких на зонах называли «прошляками» или«лопнувшими». Метод подпискиписьменных отречений именовался «ломкой».
В результате в60-х годах руководство МВД объявило о том, что произошло «окончательноеразрушение преступной организации и исчезновение воровских традиций иобычаев». Было обещано показать последнего преступника по телевидению в1980 году...
На самом делевсе это было, конечно, не так. Примерно на два десятилетия традиции эти ушли вподполье, воровское сообщество проводило коренную реорганизацию своих рядов.Фраера, которые в период «сучьей» войны поддержали авторитетов и этимзаслужили их доверие, стали основной опорой паханов.
Следующей поавторитету группой являлись «мужики», которые делились на подгруппы:
1.«Хорошие парни» — те, кто полностью признают воровские понятия изаконы, но не заслужили права находиться в воровском сообществе. Они относятсяк категории отрицательно настроенных.
2.«Центровые (»козырные", «воровские») мужики" — осужденные, имеющие непосредственные контакты с авторитетами, соблюдающие«кодекс чести арестанта».
3. Мужики — основная группа. Не нарушающие тюремных традиций и обычаев, одни по убеждению,другие из опасности возмездия.
4. «Серыемужики» — частично деградировавшие люди, не следящие за собой. Средиавторитетов они абсолютно не пользуются уважением, но и не преследуются.
Третьякатегория — осужденные, преследуемые авторитетами за нарушение традиций иобычаев -«гашеные». К ним относятся провинившиеся воры, фраера(«суки отошедшие»), неплатежеспособные должники (фуфлыжники),«самозванцы», уличенные в краже у товарищей («крысы»),сотрудничающие с администрацией (стукачи), скрытые гомосексуалисты и те, ктоучаствовал в секциях профилактики правонарушений («повязочники»).
Последнююступень в этой иерархии занимают пассивные гомосексуалисты(«обиженные», «опущенные»). Со стороны авторитетов ониобычно не преследуются, так как уже получили возмездие.
Следуетотметить, что развитие мужеложство получило в конце сороковых годов, номассовые размеры стало приобретать с конца шестидесятых. По крайней мере, еще всередине шестидесятых годов в лесных ИТУ проблема гомосексуализма остро нестояла. Каждый лагерный пункт обслуживался проституткой, которых немало завезливо времена Хрущева на Урал, в Сибирь, на Север и Дальний Восток. За плату онабыла доступна не только расконвоированным осужденным, но и тем, кто выводилсяна рабочие объекты под охраной. Как правило, раз в неделю она заходила нарабочий объект до выставления постов караула, весь день обслуживала желающих заплату, а после съема охраны покидала территорию.
Настоящее время. Психология воров, особенно нового ихпоколения, претерпела существенные изменения, а вместе с тем модифицировались исами «законы». Случается так, что «вор в законе» не имеетсудимости. Столь грубое отступление от воровских традиций связано с тем, чтоприем осуществлялся за деньги. Подобные случаи вступления в воровскоесообщество «за взятку» стали распространенными и способствовалираспределению преступников на «новых» и «старых». Новоепоколение считает допустимым такой прием, с помощью которого идет пополнениеденежных фондов.
Современные«воры в законе» в отличии от воров 50-х годов стараются тщательномаскировать свой антиобщественный образ жизни под внешне законопослушный.Изменилось и само понятие преступника данного типа. Во-первых, сам он уже несовершает преступлений, а делает это с помощью других лиц («пехоты»).Во-вторых, его деятельность связана преимущественно с решением организационныхвопросов, нередко таких, за которые в 50-е годы сходка приговаривала к смерти.В частности, «вор в законе» стремится устанавливать контакты сработниками правоохранительных органов и иных административных учреждений, онможет отступать от любых неформальных норм, лишь бы это шло на пользу ему и егоокружению. В-третьих, он отходит даже от занятия кражами. Только четвертаячасть изученных «воров в законе» имела отношение к тайному хищениючужого имущества. Остальная масса занималась организацией рэкета, азартных игри преступлений, связанных с наркоманией. Таким образом, можно сделать вывод,что понятие «вор в законе» трансформировалось и приняло совершенноиную, причем более социально опасную криминальную окраску.
Тем не менеесегодня следует различать две категории «воров в законе»:
— лица, жесткопридерживающиеся старых воровских традиций (они получили название«нэпманских воров»),
— лица, модифицирующиестарые положения блатного «закона», устанавливающие новыенеформальные нормы поведения применительно к изменившимся социальным условиям.
Между нимиведется борьба, в основе которой стоит неприемлемость «старыми» новыхворовских установок. Они обвиняют новое поколение «законников» волжи, корысти, называют их «сторожами» расхитителей и пытаютсяподорвать их авторитет в среде уголовных элементов. «Новые» стремятсяпутем подкупа и угроз привлечь на свою сторону наиболее авторитетныхпредставителей старой группировки, а нередко уничтожают их физически.
В ИУ лидерыпридерживаются особых норм поведения, обусловленных спецификой условийнахождения осужденных в изоляции. Они должны:
— общатьсятолько с лицами себе подобными либо приближенными к воровской касте;
— всенедозволенное в ИУ делать через посредников, для чего иметь так называемую«пристяжь» (своего рода слуг). Ее составляют лица, выполняющие за«вора» черновую работу, отдельные поручения («шестерки»),берущие его вину на себя («громоотводы»), выполняющие карательныефункции («быки», «солдаты»);
— иметьнелегальный канал связи с внешним миром («дорогу»), по которомуосуществляется доставка запрещенных предметов, продуктов питания, денег;
— ведениеконтрразведывательной работы в отношении сотрудников уголовного розыска, чтонередко достигается с помощью коррумпированных связей.
И так далее.
3. Каквоздействуют тюремные условия на психику личности и группы?
Рассмотрим теперь вкратце,что представляет из себя современное исправительное учреждение (далее ИУ) вРоссии, в какие условия попадает в них заключенный (будем считать, что «попервой ходке»).
Тюрьмы предварительногозаключения, следственные изоляторы (СИЗО)—там находятся, а если говорить точнее, влачат жалкое существование, люди, суднад которыми еще не состоялся и которые могут быть еще признаны невиновными.Но, как это ни странно, наказание для них уже началось в виде тяжелоготюремного режима, который часто даже тяжелее, чем в обычных ИУ. Нередки случаи,когда человек идет на самооговор, лишь бы скорее попасть в более приемлемыеусловия стационарного заключения. Что же его ожидает там ?
Низкий уровень материальногоблагополучия в нашем обществе доводится в местах лишения свободы до крайнейнищеты. Каждый седьмой осужденный заболевает туберкулезом и другимихроническими болезнями. Медицинское обслуживание ничтожно. Бедностьматериальная усугубляется бедностью духовной, нищетой межлюдских отношений,повседневным унижением достоинства человека.
Весь уклад жизни осужденногоопределяется режимом ИУ. Каждому виду заключения соответствует свой режим.
Налицо неравенство ввозможности реализовать свои права. Администрация имеет и осуществляет правопринудительного воздействия на заключенного. Осужденный формально имеет правонаходиться под защитой закона, добиваться осуществления своих законных прав,но все это часто остается только в теории.
Личность новичка проверяетсяжестоким и примитивным ритуалом «прописки». Индивид оказывается передвыбором: принять или не принять навязываемый ему статус. Решение должно бытьбыстрым, а действия чрезвычайно интенсивными.
Вообще, психике осужденногона фоне унылой, тягостной и однообразной повседневности присущи особаяэкспрессивность, демонстративность, взвинченность поведения.
Первые2—3 месяца—период первичной адаптации— отличаетсятем, что в этот период происходит болезненная ломка ранее сформированныхвзглядов на жизнь, то, что раньше казалось само собой разумеющимся (в смыслеудовлетворения привычных потребностей) переходит в разряд несбыточной мечты,новая микросреда враждебна, часто возникают конфликты. Чувство безнадежности,обреченности постоянно присутствует в сознании. У заключенного обесцениваетсясобственное «Я». Он постоянно испытывает угрозу собственномусуществованию.
Следующий период связан сценностной переориентацией осужденного, принятием им норм и ценностей даннойсреды (возможно не всех), выработкой стратегии и тактики поведения в новыхусловиях. Изыскиваются возможности выживания. Рано или поздно осужденныйподчиняется «законам тюрьмы».
«Законы» этипросты и жестоки, санкции их примитивны—издевательство, увечье, побои, лишение жизни.
Какова причина возникновенияэтих «законов»? На фоне повсеместного контроля, строгой регламентации всехотправлений жизнедеятельности заключенные, чтобы вернуть самооценку, начинаютраздвигать установленные формальными законом и инструкциями рамки поведения,перекраивать установленные порядки. Вопреки установленной законами организацииотбывания наказания начинается самоорганизация.
Личность не смоглаутвердиться в нормальном обществе, теперь она стремится к самоутверждению вновом мире. Активная созидательная деятельность здесь не поможет. Признаетсялишь грубый захват, насильственный дележ—и всегда за счет другого.
Но беспределне допускается. Личность сталкивается с определенной иерархией. Одно из явленийкриминальной субкультуры- стратификация- социально-группо вое расслоение криминализированной общности. Выделяющиесягруппы отличаются сплоченностью и усматривают свое предназначение в сохраненииценностей сообщества. Появляется реальная сила, которая может принудить кисполнению правил поведения, а также правила применения «своих» законов,порядок исполнения санкций неформальных «кодексов поведения».
В местахлишения свободы существует обостренный спрос на справедливость, понимаемой посвоему, поэтому существует потребность в защите нарушений справедливости.Лидеры сообщества берут на себя эту важную роль. Остальные заключенныеделегируют им право защиты справедливости, отчего они превращаются в глашатаевобщих настроений. Это качество придает им вес.
Заключенные,которые решились на борьбу за авторитет среди товарищей, уже самим этим фактомпротивопоставили себя администрации, еще дальше отодвинулись от общества. Неудивительно, что активно поддерживают неформальных лидеров, входят в ихокружение заключенные с большими сроками лишения свободы, проведшие в местахлишения свободы много лет. Они уже порвали всяческие связи с обществом. Вместоэтого у них свое собственное сообщество, где сосредоточены все их интересы, всеценности. Причем это не пассивное, а активное противостояние. Они открытозаявляют, что с обществом им не по пути, что администрация мест лишения свободы- враг интересам сообщества, что заключенные, сотрудничающие с администрацией,предатели интересов тюремного братства.
Заключение
Фактически, в настоящее время режим ИУ — это исредство реализации наказания, и средство исправления и перевоспитания.Теоретически, режим призван формировать у осужденных навыки положительногоповедения. Однако в большинстве случаев режим сводится лишь к комплексуправоограничений. Как показывает практика, одно лишь поддержание режима почтине дает результата в смысле перевоспитания личности.
Установлено, что пребывание в суровых тюремныхусловиях свыше пяти лет вызывает необратимые изменения в психике человека. Улиц, отбывших длительное наказание, механизмы социальной адаптации оказываютсянастолько нарушенными, что каждый третий из них нуждается в помощипсихотерапевта и даже психиатра.
Формируются устойчивые негативные черты личности.Личностные деформации во многих случаях становятся необратимыми.
В теории наказание, являясь карой за совершенноепреступление, осуществляется для исправления и перевоспитания осужденных и неимеет целью причинение физических страданий или унижение человеческогодостоинства. Но на самом деле пребывание в местах лишения свободы,нечеловеческие условия жизни рушат последнюю надежду на примирение осужденногос обществом. Окончательно закрепляется антисоциальная установка.
Понятие стыда, совести, которые следовало бы реанимировать,окончательно исчезает из сознания осужденного. Вынужденное пребывание в стадныхусловиях ведет к примитивизации личности, ее крайнему огрублению.
В тюрьме спасается лишь тот сильный и, в тоже время,гибкий человек, кто может спасти свой внутренний мир, не вступая в острыеконфликты с тюремным миром.
Но, тем не менее, вполне возможно, что та системаИУ, которая сложилась в нашей стране, — это вариант, наиболее соответствующийуровню нашего общества.
Списокиспользованной литературы.
1. Еникеев М.И. Юридическаяпсихология. М., 2000.
2. Хабаров А. Тюрьма — зона.М., 1996.
3. Гуров А.И.Профессиональная преступность. М., 1990.